Охрана окруж среды

Энциклопедия охраны окружающей среды

Благодаря многовековым достижениям науки и техники сейчас мы получили в руки мощные орудия влияния на природу. Наши достижения дают возможность человеку вторгаться в макромир и микромир, влиять на жизнь биосферы, превращать миллионы девственных нетронутых земель в сельскохозяйственные поля и монокультурные сады, беспорядочно генетически модифицировать множество пород животных и сортов растений, создавать урбанистические ландшафты. Вторгаясь в жизнь природы, человек зачастую нарушает извечные природные закономерности, приводит к жизни нежелательные для него же самого изменения окружающей среды. Сейчас перед людьми остро стоит задача по предотвращению экологического кризиса, усилению охраны природы и грамотному использованию ее не бесконечных ресурсов.

Прогресс человечества связан с научно-технической революцией. Рождалась она медленно и постепенно, чтобы сейчас, в новом тысячелетии, дать начало гигантскому экологическому коллапсу. С одной стороны мы наблюдаем качественный скачок в научно-технических возможностях человечества, с другой же стороны, наблюдаем качественный скачок в жутких средствах разрушения природы, в военном деле, которое способно стереть все живое с лица Земли.

Современный век информатики и электроники, компьютеров и роботов оставляет без работы миллионы людей, молодые и образованные вынуждены идти на базар торговать. Богатство и власть всё сильнее концентрируются в руках банкиров и олигархов. Милитаризм разбухает на гонке вооружений, стремящейся в конце концов захватить и политические рычаги управления. Он реально становится жутко уродливым и крайне опасным чудовищем XXI века. Усилиями гонки вооружений самые передовые научно-техническая достижения превращаются в оружие массового уничтожения людей. От этого страдают как сами люди, так и вся окружающая среда.

Сегодня становится ясным одно – научно-технический прогресс обязан найти ответ на вопрос: как радикально улучшить использование не возобновляемых природных ресурсов окружающей среды, материалов, сырья, энергии и топлива на всех стадиях производства — от добычи и переработки сырья до выпуска готовой продукции. Охрана окружающей среды должна стать первостепенной задачей. Пора снизить энергоемкость, материалоемкость и металлоемкость производства. Бережное отношение к ресурсам должно стать важным источником удовлетворения потребностей людей в сырье и материалах, топливе и энергии.

Совсем иная экологическая политика проводится во многих странах, где человек и природа являются объектами нещадной эксплуатации. Никакой охраны окружающей среды здесь нет. Политика правящих кругов этих стран преследует вполне определенные классовые цели, защищает интересы монополий, направлена на обеспечение максимальной прибыли олигархов.

Все большую тревогу прогрессивной общественности в развитых странах, вызывает усиливающееся загрязнение окружающей среды, а именно: атмосферного воздуха, лесов, рек, озер и почвы. То же самое касается нерационального расходование природных ресурсов для безудержной гонки вооружений. По оценкам специалистов, на гонку вооружений приходится половина мирового загрязнения биосферы, причем львиная доля его падает на военное производство. Борьба за сохранение природной среды находит своё отражение в борьбе за мир. Успех мероприятий по сохранению биосферы Земли зависит от прогресса в области разоружения.

Охрана окружающей среды в России

Общее состояние окружающей среды в России не значительно лучше, чем в других странах. У нас создана и функционирует государственная система наблюдения и контроля за загрязнением окружающей среды, охватывающая более 450 городов, около 1900 водных объектов суши, все внутренние и окраинные моря, а также почвы районов, где применяются средства химизации сельского и лесного хозяйства. Природоохранные мероприятия дают жалкий экономический эффект. Однако главным выигрышем от затрат на охрану природы будет – социальный. Станут чище воздух и вода, увеличится количество диких зверей и птиц, преобразятся к лучшему многие ландшафты. Все это должно создать людям благоприятные условия для труда и отдыха.

В России охрана природы — достаточно запущенное дело. К природоохранной работе мало привлекаются учащиеся. Пассивная работа школьников в кружках юных экологов, и малоэффективная деятельность «зеленых» и «голубых» патрулей, которые объединяют небольшое количество ребят. Кто сейчас, скажите, следит за чистотой рек, озер и прудов, охраняет рыбные ресурсы? В последние годы практически заглохли операции «Родничок», движение «Малым рекам — полноводность и чистоту», в ходе которых раньше проводились паспортизация и охрана малых рек, оборудование родников.

Большое значение в охране окружающей среды раньше имело проведение таких операций, как «Муравей», «Живое серебро», «День леса», «День птиц». Куда они делись сейчас? Большую роль в приобщении ребят к охране природы, их экологическом воспитании раньше играли школьные лесничества, которых в былом Союзе насчитывалось около 7 тыс. В их составе трудились более 313 тыс. школьников.

В охране природы активно участвует лишь некоторые люди. Особое внимание уделяется привлечению молодежи к озеленению сел и городов. Заботливо ухаживают юноши и девушки за посаженными своими руками парками. Традиционными стали проведение месячников леса и сада, посадка деревьев в день поступления и окончания школы. В техникумах Астраханской, Брянской, Воронежской областей практикуются факультативные занятия по охране природы. Учащиеся ряда техникумов Алтайского, Краснодарского краев, Владимирской, Калининской областей принимают активное участие в рейдах по охране окружающей среды, рациональному использованию земель, охране леса, памятников природы, животного мира.

Значение природы

Природа — первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Человеческое общество окружено повсюду природой. Мы непрерывно взаимодействует с природой во всех возможных направлениях. Природа для человека имеет многообразное значение: производственное, научное, оздоровительное, эстетическое и воспитательное.

Производственное значение природы достаточно очевидно. Природа и труд — единственные первоисточники материальных благ, нужных человеку.

Любые продукты, которые человек потребляет, создаются путем использования ресурсов природы, будь то растения или животные, почва, полезные ископаемые, воздух, вода, солнечная радиация или тепло земных недр.

Природа – это неисчерпаемый источник научных познаний, рождения и становления всевозможных отраслей науки.

Нам всем хорошо известно оздоровительное значение природы для человека. Воздух в лесу, с его ароматом, благотворным озоном и фитонцидами, кристальная вода горных рек, разнообразный климат и множество других проявлений природы действуют положительно на организм человека, который использует их в лечебных целях.

Трудно переоценить воспитательное значение природы. Общение с природой, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах имеют очень большое воспитательное значение для людей любой социальной системы и особенно в молодые годы, когда формируются черты нового человека.

Уже в 7—8-летнем возрасте прочно усваиваются такие понятия, как окружающая среда, борьба с загрязнением рек, озер, лесов. Ребята ухаживают за садами и парками, устанавливают в них скворечники, бережно относятся к природе, животному миру. В старших классах на уроках географии учащиеся обсуждают проблемы и последствия урбанизации и индустриализации.

Для духовного становления каждого человека важно, приучать его с самого раннего детства общаться с природой. Впоследствии её облагораживающее влияние неоднократно будет сказываться на доброте в характере человека всю его оставшуюся жизнь. С момента, когда ребенок доверчиво потянулся к собаке, подобрал воробья с перебитым крылом, в его сердце поселилась доброта к миру. Обратите внимание, с какими сияющими, счастливыми глазами малыш застывает теперь на улице при виде лошади — для маленького горожанина это такая редкая и потому незабываемая встреча.

Благотворность влияния природы на человека в пору его становления всегда понимали великие писатели.

«Детские годы Багрова-внука» С. Т. Аксакова, «Детство и отрочество» Л. Н. Толстого, «Корабельная чаща» М. М. Пришвина, «Детство» И. С. Соколова-Микитова, «Моя семья и звери» Дж. Даррела — во всех этих автобиографических книгах писатели вспоминают, как будоражил их фантазию, обострял пытливость ума, рождал стремление преодолеть всевозможные препятствия и собственный страх таинственный, мудрый и безотчетно привлекательный мир природы.

М. Е. Салтыков-Щедрин вспоминает в «Пошехонской старине», что ему уже было за тридцать лет, когда он прочитал «Детские годы Багрова-внука» и прочитал почти с завистью. Он описывает, как природа, лелеявшая счастливое детство Багрова, была намного богаче и теплом, и светом, и разнообразием содержания, чем постылая действительность его серого городского захолустья. Значит, для того, чтобы красочная природа осияла невинную душу ребенка своим первозданным светом, необходимо, с самых ранних лет не ограничивать общение с зелёной стихией, которое, захватив младенца ещё в колыбели, наполняет радостью всё его существо и яркой нитью проходит потом через всю его взрослую жизнь.

Духовные потребности человека тесно связаны с развитием чувств и с осознанием вечной и неиссякаемой красоты природы.

Осознание значения природы в развитии личности основывается на разносторонней нравственно-этической, познавательной и материальной оценке природы. Из этого вытекает право каждого человека на природу, которое реализуется через воспитание заботы о состоянии природной среды. Такой подход связан с формированием моральных убеждений о недопустимости расхищения природных богатств.

Следует подчеркнуть, что нравственными действия человека по отношению к природе становятся лишь тогда, когда они согласуются с общественной моралью. В процессе нравственного совершенствования личности складывается оценка окружающей среды как источника материального блага, физического развития человека.

Огромно эстетическое значение природы. Во все века она была вдохновителем людей искусства, источником их творческого порыва. В лучших произведениях живописи и литературы отражены незабываемые картины окружающей среды. Яркость образов природы способствует творческому озарению, вызывает у людей положительные эмоции, тонко воспитывает чувства и вкус.

В народном творчестве давно существуют нежные поэтические образы, взятые из природы: Березонька белая, Ивушка плакучая, Дуб могучий, Лебедушки, Ласточки-касаточки и т. п. Все эти символы относятся к людям, и служат мерой добра и красоты, скромности и непритязательности, силы и удали, смелости и благородства.

Значение природы в становлении моральных качеств личности выражается в воспитании сочувствия и доброты, предостерегающих от хищнического, бездумного отношения к окружающей среде; в формировании моральной установки: природа — наша общая собственность; в понимании перспективы развития общества в условиях гармонического взаимодействия с окружающей средой.

Формирование гармоничного отношения к природе должно строиться на оценке природы как общепланетарного блага, общественного достояния всего глобального сообщества.

Естественно-историческую основу природоохранного воспитания составляет восприятие взаимосвязи окружающей среды и человечества, осознание природы как единого и неделимого целого – живого организма Земли. Понимание жизненной необходимости гармонического сочетания законов биосферы с интересами общества — важное условие рационального природопользования.

Ещё одним важнейшим условием выхода из экологического кризиса является сближение человека и природы, поиск путей их совместного жительства. Это, прежде всего, выражено в стремлении многих людей покинуть город и жить на своей земле, обрабатывать её своими руками, а не жуткой сельскохозяйственной техникой. Так рождается настоящая любовь к природе и дружба с ней. Так рождается новое поколение людей, способных не только эксплуатировать природу, но и отдавать себя, свой труд, свою жизнь на благо окружающей среде, на благо природе.

Русский Вулкан — кажется, сейчас Фортуна играет за вас!

Основные понятия охраны окружающей среды

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов — одна из самых важных проблем, стоящих перед человечеством.

Она теснейшим образом связана со всей хозяйственной деятельностью человека, оказывающей глубокое, нередко губительное воздействие на биосферу, ее геохимические, экологические и другие функции поступательного развития, сохранение равновесного природного состояния и т. д.

Охрана окружающей среды — это система мер, направленная на поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей природной средой, обеспечивающая сохранение и восстановление природных богатств, рациональное использование природных ресурсов, предупреждающая прямое и косвенное вредное влияние результатов деятельности общества на природу и здоровье человека.

Важнейшие факторы окружающей среды — атмосферный воздух, воздух жилищ, вода, почва. Охрана окружающей среды предусматривает сохранение и восстановление природных ресурсов с целью предупреждения прямого и косвенного отрицательного воздействия результатов деятельности человека на природу и здоровье людей.

В охране окружающей среды различают понятия «природные условия», «природная среда», «природные комплексы» и «природные ресурсы» .

Природные условия — понятие очень широкое, охватывающее все аспекты природы, о них говорят безотносительно к человеку и его деятельности.

Природная среда представляет собой сложное и разнообразное сочетание и взаимодействие абиотических и биотических систем и компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы в целом.

Природные комплексы. Окружающая человека природа выступает как система. В ней каждый компонент зависит от остальных. Изменения одного из компонентов вызывают изменения и других. Такие системы называют природными комплексами.

Природные ресурсы (естественные) – это природные объекты и явления, используемые в настоящем, прошлом и будущем для прямого и непрямого потребления, способствующие созданию материальных богатств, воспроизводству трудовых ресурсов.

Можно выделить следующие основные аспекты охраны окружающей среды: социально-политический, правовой, эколого-экономический, социально-гигиенический, технико-технологический, воспитательный, эстетический и научно-познавательный.

Социально-политический аспект при наличии разных социальных систем связан с решением проблемы охраны окружающей природной среды в масштабах всего человечества.

Правовой аспект. Можно сформулировать правовую основу охраны окружающей среды как установленную Законом систему мер, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование, восстановление и умножение природных богатств.


Эколого-экономический аспект — важнейший мотив охраны окружающей природной среды как в прошлом, так и в настоящее время. Необходимо помнить, что в системе «экономика — среда» предпочтение не может быть отдано ни экономике перед окружающей средой, ни окружающей среде перед экономикой. Следует обеспечить такое взаимодействие, при котором высокие темпы расширенного воспроизводства, экономического роста и повышения народного благосостояния сочетались бы как с сохранением, так и непрерывным улучшением и развитием не только отдельных компонентов, но и всей окружающей среды.

Социально-гигиенический аспект. В нашей стране социально-гигиенический аспект охраны окружающей природной среды отражает принцип приоритета в охране здоровья и сохранения благоприятных гигиенических условий жизни населения.

В то же время резкие изменения природы в зонах крупных городов, загрязнение воды, воздуха и почвы отходами и выбросами промышленных предприятий, химических и радиоактивных источников создают опасность для здоровья, и даже наследственности значительной части населения. Отсюда осуществление мероприятий по оздоровлению окружающей среды требует разработки количественных санитарно-гигиенических показателей состояния качества окружающей среды, критериев безопасности, обеспечивающих оптимальные условия жизнедеятельности человека.

Технико-технологический аспект охраны окружающей среды нацелен на организацию производства по принципу безотходности. Разработка новых технологических процессов, на основе которых создается безотходное производство, обеспечит не только высокие технико-экономические показатели, но и комплексное использование природных ресурсов.

Воспитательный аспект. Трудно переоценить воспитательное значение природы. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах развивают любознательность, патриотизм, формируют лучшие стороны характера.

Эстетический аспект охраны окружающей природной среды имеет в виду поддержание такого природного комплекса, который мог бы удовлетворить эстетические потребности человека.

Научно-познавательный аспект. В последнее время все большее значение приобретает охрана окружающей среды в интересах науки. Этот мотив охраны природы имеет в виду сохранить все виды организмов, типичные участки природы и ее отдельные произведения, что совершенно необходимо для изучения окружающей природной среды в ее развитии, более детального исследования природных объектов в будущем .

Экологическая защита и охрана окружающей природной среды

⇐ Предыдущая12345678

Экологические принципы охраны природы и рационального использования ее ресурсов.

История свидетельствует, что научно – технический прогресс (НТП) увеличивает возможности воздействия на окружающую среду, создавая предпосылки для возникновения крупных экологических кризисов. С другой стороны, этот же прогресс расширяет возможности предупреждения таких кризисов.

Наиболее отчетливо эти противоположные тенденции проявились во второй половине XX века. Так, например, растительный покров большей части поверхности континентов носит вторичный характер, т.е. заменён нужными человеку растениями. Это обстоятельство привело к нарушению процесса почвообразования, изменению физико-химических свойств почв и их эрозии. В возрастающих масштабах человеком загрязняются атмосфера и воды континентов и океанов.

Понимая экологический кризис как непоправимое за короткий срок ухудшение природной среды, нельзя говорить о глобальном кризисе в настоящее время. Сейчас существует множество локальных кризисов, которые не всегда разрешимы и, накапливаясь, могут принять глобальные масштабы Экологический ущерб биосфере не всегда может быть возмещён.

Таким образом, не ограничивая масштабы своей деятельности, не применяя специфических экозащитных (природоохранных) мер, человек будет способствовать постепенной деградации биосферы. На основании этого сформировалась новая форма взаимодействия человека и природы – охрана природы (совокупность государственных и общественных мероприятий, направленных на сохранение атмосферы, растительного и животного мира, почв, воды и земных недр).

Интенсивная эксплуатация природных ресурсов привела к необходимости нового вида природоохранной деятельности – рациональному использованиюприродных ресурсов.

Охрана окружающей природной среды – система государственных и общественных мер (технологических, экономических, административно-правовых, просветительских, международных), направленных на гармоничное взаимодействие общества и природы, сохранение и воспроизводство действующих экологических сообществ и природных ресурсов.

Охрана окружающей природной среды тесно связано с природопользованием.

Природопользование – общественно-производственная деятельность, направленная на удовлетворение материальных и культурных потребностей общества путем использования различных видов природных ресурсов и природных условий.

Природопользование, как научная дисциплина, разрабатывает общие принципы осуществления человеческой деятельности, связанной с пользованием природой и её ресурсами или воздействиями, изменяющими её состояние.

Основные цели рационального природопользования:

· рациональное размещение отраслей производства на Земле;

· определение целесообразных направлений пользования с/х угодьями по их природным свойствам;

· рациональная организация взаимоотношений между отраслями производства, исключающая вредные воздействия на ресурсы, обеспечивающая воспроизводство ресурсов и комплексность их использования;

· обеспечение здоровой среды обитания для людей и полезных им организмов, путем предупреждения её загрязнения и ликвидации существующих вредных компонентов и воздействий;

· рациональное преобразование природы.

Основой для решения задач рационального природопользования служат следующие принципиальные положения:

· познание и применение законов природы как основы целесообразной человеческой деятельности;

· обязательность учета взаимных воздействий природной среды и деятельности человека для рациональной организации любой производственной деятельности;

· неразрывная связь человечества с материально-энергетическими процессами биосферы, с концентрацией внимания на экологических законах живой природы;

· понимание основных свойств природной среды, путем изучения их на заповедных участках естественной природы

Нормирование качества окружающей природной среды

Под качеством окружающей природной среды понимают степень соответствия её характеристик потребностям людей и технологическим требованиям. В основу всех природоохранных мероприятий положен принцип нормирования качества окружающей природной среды, т.е. установление нормативов (показателей) предельно допустимых воздействий человека на окружающую природную среду.

Соблюдение экологических нормативов обеспечивает:

— экологическую безопасность населения;

— сохранение генофонда человека, растений и животных;

— рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития.

Основные экологические нормативы качества и воздействия на окружающую природную среду:

санитарно-гигиенические:

— предельно допустимая концентрация вредных веществ (ПДК);

— допустимый уровень физического воздействия (шума, вибрации, ионизирующего излучения и т.д.).

Целью разработки таких нормативов является определение показателей качества окружающей среды применительно к здоровью человека.

производственно-хозяйственные:

— допустимый выброс вредных веществ;

— допустимый сброс вредных веществ;

— допустимое изъятие компонентов природной среды;

— норматив образования отходов производства и потребления.

Эти нормативы устанавливают требования непосредственно к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенной пороговой величиной.

комплексные показатели:

— допустимая антропогенная нагрузка на окружающую природную среду (это максимально возможные антропогенные воздействия на природные ресурсы и компоненты, не приводящие к нарушению устойчивости экологических систем).

Это максимально возможное антропогенное воздействие на природные ресурсы или комплексы, не приводящее к нарушению устойчивости экологических систем.

Потенциальная способность природной среды перенести ту или иную антропогенную нагрузку без нарушения основных функций экосистем определяется термином «емкость природ­ной среды», или экологическая емкость территории.

В связи с этим различают экстенсивное и равновесное природопользование. Экстенсивное (расширяющееся) природопользование – когда рост производства осуществляется за счет возрастающей нагрузки на природные комплексы, причем эта нагрузка растет быстрее, чем увеличивается масштаб производства. Экстенсивное природопользование может привести к полному разрушению природного комплекса. Равновесное природопользование – когда общество контролирует все стороны своего развития, добиваясь того, чтобы совокупная антропогенная нагрузка на среду не превышала самовосстановительного по­тенциала природных систем.

В практических занятиях смотри темы:

Санитарно-гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха

Санитарно-гигиенические нормативы качества поверхностных вод

Нормативы предельно допустимых уровней шума

Производственно-хозяйственные нормативы качества (ПДВ, ВСВ, ПДС)

Мониторинг окружающей природной среды

Мониторинг (от лат. monitor – надзирающий, напоминающий) – это комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды и биосферы.

Для оценки состояния природной среды и прогноза возможных изменений выделяют подсистемы наблюденийза абиотической и биотической частью биосферы. Абиотический компонент биосферы является объектом геофизического мониторинга, в задачи которого входит наблюдение как за реакцией на конкретные воздействия в микромасштабе, так и за глобальными изменениями (например, изменениями климата в результате «парникового эффекта»). Биота – объект биологического мониторинга, задачей которого является выявление отклика биосферы на антропогенные воздействия на разных уровнях организации жизни: молекулярном, клеточном, органо-тканевом, организменном и популяционном. В биологическом мониторинге важная роль отводится наблюдениям за генофондом популяций, в том числе и популяции человека.

В зависимости от масштабов (территориального охвата) выделяют локальный, региональный и глобальный уровни мониторинга (по И. П.

Герасимову).

Ступени мониторинга Объекты мониторинга Характеризуемые показатели
Локальный (санитарно-гигиени­ческий, биоэкологи­ческий) Приземной слой воздуха ПДК токсических веществ
Поверхностные и грунтовые воды, про­мышленные и быто­вые стоки и различ­ные выбросы Физические и биоло­гические раздражи­тели (шумы, аллергены и др.)
Радиоактивные излучения Предельная степень радиоизлучения
Региональный (геосистемный, природно-хозяйственный) Исчезающие виды животных и растений Популяционное состояние видов
Природные экосистемы Их структура и нарушения
Агроэкосистемы Урожайность сельскохозяйственных культур
Лесные экосистемы Продуктивность насаждений
Глобальный (биосферный, фоновый) Атмосфера Радиационный ба­ланс, тепловой пере­грев, состав и запы­ление
Гидросфера Загрязнение рек и водоемов; водные бассейны, круговорот воды на континентах
Растительные и почвенный покровы, животное население Глобальные характе­ристики состояния почв, растительного покрова и животных. Глобальные кругово­роты и баланс СО2, О2 и других веществ

В зависимости от уровня изменения окружающей среды выделяют фоновый и импактный виды мониторинга. Фоновый мониторинг – это наблюдения за изменениями окружающей среды, не зависящими от человека; осуществляется в природных заповедниках. Импактный (от англ. impact – воздействие) мониторинг – система наблюдения за изменениями окружающей среды, вызванными антропогенным воздействием; осуществляется в зонах с повышенным экологическим риском, особо опасных зонах.

Основы экологического права. Органы управления, контроля и надзора.

Экологическое право – это отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Объектом экологического права в самом широком смысле является природа (окружающая природная среда) как совокупность естественных условий существования человечества на нашей планете. К объектам отно­сятся: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Некоторые природные ресурсы вообще находятся вне сферы правового воздействия. Так, использование солнечной энергии или климатических ресурсов не поддается в достаточной степени контролю и регулированию со стороны человека.

Субъектами экологического права.Согласно Конституции РФ Государство гарантирует защиту экологических прав гражданина. Следовательно, одним из субъектов экологических правоотношений выступает госу­дарство. Другим субъектом экологических отношений является юридиче­ские или физические лица, воздействующие на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо ох­раны.

К источникам экологического права относятся нормативно­правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регу­лирующие экологические отношения. Источниками экологического права являются следующие правовые документы:

1) Конституция РФ: провозглашает право граждан на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, принесенного его здоровью. Она также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств.

2) Законы и кодексы в области охраны природы составляют природноресурсную правовую основу. В их число входят Законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира и др. Возглавляет систему экологического законодательства Закон РФ «Об охране окружающей среды».

⇐ Предыдущая12345678

Рекомендуемые страницы:

Охрана окружающей природной среды

Как показывает мировой опыт, охрана окружающей природной среды усилиями отдельных государств малоэффективна. Прекратить ее антропогенное загрязнение на глобальном уровне можно только при сотрудничестве большинства стран мира, особенно развитых. Передовые страны, мира за последние годы заключили значительное количество международных соглашений, посвященных проблемам охраны окружающей природной среды, основные из которых даны ниже.

Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г.
Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.
Договор о запрещении на дне морей и океанов в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.
Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии и Конвенция о помощи в случае аварии или радиационной аварийной ситуации (приняты МАГАТЭ, открыты для подписания в 1986 г.).
Соглашение между правительством СССР и правительством Финляндской Республики об оперативном оповещении о ядерной аварии и об обмене информацией о ядерных установках 1986 г.
Конвенция об открытом море 1958 г., Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., Конвенция о континентальном шельфе 1958 г.
Договор об Антарктиде 1959 г.
Брюссельская конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г.
Конвенция о гражданской ответственности в области морских перевозок ядерных материалов. Брюссель, 1971 г.
Конвенция по предупреждению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.
Международная конвенция об охране человеческой жизни на море.
Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ 1973/78).
Конвенция о защите Средиземного моря от загрязнения 1976 г.
Кувейтская региональная конвенция о сотрудничестве в защите морской среды от загрязнения 1978 г.

Договор ООН по морскому праву 1982 г.
Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г.
Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.
Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.
Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.
Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.
Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г.
Конвенция об охране мигрирующих видов животных 1979 г.
Конвенция о биологическом разнообразии. Рио-де-Жанейро, 1992 г.
Конвенция ООН об изменении климата. Рио-де-Жанейро, 1992 г.
Программа ООН по окружающей среде. Декларация об установлении Нового международного экономического порядка 1974 г. и Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.
Венская Конвенция о праве Международных договоров 1969 г.

Международное право стало не только регулятором в области защиты окружающей природной среды, но и должно стать гарантом достижения равновесия всего мироздания, гармонического сочетания интересов всех его компонентов.

Международное право — это комплексная система правовых принципов и норм, которая обеспечивает наличие определенных условий:

  1. специфический круг общественных отношений;
  2. нормы и принципы, регулирующие эти отношения;
  3. значимость указанных общественных отношений;
  4. заинтересованность общества в правовом регулировании новых общественных отношений в области охраны ОС.

Международное право регулирует отношения субъектов международного права в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов на благо человечества. И эти две основные задачи человечество должно решить во имя спасения мироздания.

Международное право предусматривает деление международных правонарушений на международные преступления и международные деликты (решение Комиссии международного права ООН). К международным преступлениям Комиссия отнесла нарушение определенным государством обязательств, имеющих основополагающее значение для: обеспечения мира и безопасности; осуществления права народов на самоопределение, освобождение от колониализма; защиты человеческой личности (рабство, геноцид, апартеид); предотвращения массового загрязнения ОС (статья 19).

Все эти положения нашли отражение в Уставе ООН, которые являются обязательными для всех государств, независимо от того, являются ли они членами ООН или нет. Проблема охраны ОС не нашла прямого отражения в Уставе ООН, но государства и народы четко осознают серьезные последствия некоторых видов человеческой деятельности, которая ставит под вопрос не только здоровье людей, но и возможность выживания современного и будущих поколений.

Комиссия международного права ООН определила, что в этих условиях нормы общего международного права, относящиеся к охране ОС и ответственности государства, могут иметь только императивный (повелительный) характер и может рассматриваться в определенных условиях как международное преступление.

Негативно воздействующие на ОС методы военных действий в международно-правовой доктрине: получили название экоцида, а те же действия, приводящие к массовым загрязнениям морской среды — марецида. Но марецида может оказаться значительно опаснее экоцида, так как морская среда существенно расширяет границы такого преступления.

Конституция Российской Федерации констатирует, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» (статья 42). Но она же вменяет гражданам России «обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (статья 58).

Система охраны ОС включает методы и рычаги воздействия: законодательные, информационные (мониторинг, картографирование, ведение, ГИС и кадастров), административные (ОВОС, экологическая экспертиза и аудит, лицензирование и сертификация), экономические санкции и стимулы, включая экологическое страхование. Комплексное применение этих методов и рычагов совместно с экологическим образованием составляет основу эколого-ориентированной социально-экономической политики государства. Вопросы экологического контроля решают ниже перечисленные федеральные органы исполнительной власти.

1. Министерство природных ресурсов Российской Федерации.
2. Министерство здравоохранения Российской Федерации.
3. Министерство строительства Российской Федерации.
4. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий ЧС.
5. Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды,
6. Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.
7. Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации.
8. Федеральная служба лесного хозяйства России.
9. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
10. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.
11. Федеральный горный и промышленный надзор России.
12. Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.
13. Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.

Неизбежность природоохранных ограничений предпринимательской деятельности и регулирующей роли государства в природопользовании и охране окружающей среды все чаще рассматривается как единственно реальный путь выхода из прогрессирующего экологического кризиса (табл. 12.1). Управление охраной природных ресурсов и среды обитания реализуется на основе использования административных и экономических мер государственного природоохранного регулирования.

Основными задачами мониторинга являются: контроль качества объектов ОС, выявление основных источников загрязнения, динамики его развития, прогнозирование ситуации. Это позволяет органам управления иметь информацию, необходимую для выполнения своих функций в области охраны ОС:

  1. планирование мероприятий по снижению загрязнения ОС и рациональному использованию природных ресурсов, выделение приоритетных сфер деятельности, контроля и оценки эффективности осуществления природоохранных мер;
  2. разработка временных мер по сокращению опасного воздействия на природную среду и здоровье людей;
  3. проверка соблюдения норм и правил (стандартов) качества природных и антропогенных объектов;
  4. введение соответсвующих законодательных и подзаконных актов, руководящих нормативно-правовых документов;
  5. получение новых данных для проведения научных исследований.

Таблица 12.1. Основные методы регулирования природопользования и охраны окружающей среды

Информационные

Предупредительные

Принудительные

административные

экономические

экономические меры пресечения

правовые

контрольные

стимулы

взыскания

ответственность

Монито-

Норма

Проверка

Субсидии

Платежи

Запреты

ринг ОС

права

деятельности

Дотации

Налоги

работ

Исследо-

Льготные

Штрафы

Ограниче-

вания

Стандарты

Сертифи-

займы

Облигации

ния дея-

Образова-

Разреше-

кация

Ускорен-

Смешан-

тельности

ние

ния

Лицензи-

ная амор-

ные

Арест

Просвеще-

Эко-

рование

тизация

Отстране-

ние

экспертиза

Аудирова-

Кредиты

ние

Антирек-

Планиро-

ние

Изъятия

лама

вание

Инвентари-

Пропаган-

зация

да

Прогнозирование

К предупредительным мерам относятся:

  1. установление стандартов, определяющих и регулирующих уровни загрязнения ОС, лимитов использования природных ресурсов;
  2. принятие норм предельно допустимого воздействия и антропогенной нагрузки на ОС;
  3. использование требований государственной экологической экспертизы как средства предупредительного контроля за разработкой и осуществлением разного рода проектов и выявления негативных последствий реализации этих проектов для ОС и здоровья людей;
  4. обязательное получение государственного разрешения на строительство новых и модернизацию действующих объектов природопользования, служащих источниками загрязнения ОС;
  5. различные методы экономического стимулирования (поощрение или принуждения) охраны ОС и рационального природопользования (дотации и субсидии, льготные займы и кредиты, налоговые и другие льготы, система экологического страхования и компенсационных фондов, продажа прав на загрязнение).

К принудительным мерам наказания за нарушения природоохранного законодательства относятся запреты и меры юридической ответственности, штрафы и компенсационные выплаты за нанесенный ущерб.

Общая характеристика Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» является основополагающим в системе экологического законодательства. Закон действует на всей территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. В нем систематизированы нормы, касающиеся:

прав граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду;

экономического механизма охраны окружающей среды;

нормирования качества окружающей среды;

государственной экологической экспертизы;

экологических требований при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов;

чрезвычайных экологических ситуаций;

особо охраняемых природных территорий и объектов;

экологического контроля;

экологического воспитания, образования, научных исследований и др.

ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

ФЗ «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

ФЗ состоит из 16 глав (84 статей).

Глава 1. Общие положения (понятия, законодательство, принципы, объекты);

Глава 2. Основы управления в области охраны окружающей среды (полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления, разграничение полномочий);

Глава 3. Права и обязанности граждан, общественных и иных неком. объединений в области охраны окружающей среды;

Глава 4. Экономическое регулирование в обл. охр. окр. среды;

Глава 5.Нормирование в ОООС;

Глава 6. Оценка воздействия на окруж. среду.(проведение оценки, экологич. экспертизы);

Глава 7. Требования в ОООС при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

Глава 8. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций (порядок установления);

Глава 9. Природные объекты, находящиеся под особой охраной;

Глава 10. Государственный мониторинг окружающей среды (организация);

Глава 11.

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) (задачи контроля, государственный контроль, права и обязанность государственных инспекторов, производственный контроль, муниципальный контроль);

Глава 12. Научные исследования в области охраны окружающей среды;

Глава 13. Основы формирования экологической культуры;

Глава 14. Ответственность за нарушение законодательства в ОООС и экологической безопасности;

Глава 15. Международное сотрудничество в ОООС (принципы мед. сотр, международные договоры);

Глава 16. Заключительные положения.

Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 18467;

Добавить комментарий

Закрыть меню