Огюст конт основоположник социологии

О. Конт – основатель социологии.

1.Учение о позитивизме как основании науки в работах Конта.

2. Классификация наук и место в ней социологии.

3. Методы социологии.

4. Социальная статика и социальная динамика.

1. Французский философ Огюст Конт (1798-1857) был одним из создателей социологии: он дал ей имя и программу. Название науки взято из двух разных языков (из латинского «societas» — «общество» и греческого «λόγος» — «слово», «учение»).

Свой социологический проект Конт изложил в 6-томном «Курсе позитивной философии» (1830-1842). Разработке так называемого субъективного метода посвящены «Система позитивной политики, или Социологический трактат, учреждающий Религию Человечества» (1851 – 1854), «Позитивистский катехизис» (1852) и «Субъективный синтез» (1856).

Идейными истоками творчества Конта явились труды многих философов, экономистов, историков, естествоиспытателей. Со вкладом различных мыслителей в создание социологии можно ознакомиться в 47-й лекции «Курса позитивной философии». Конт отдает должное великому философу античности Аристотелю, предшественнику подлинной социальной науки; высоко оценивает вклад в научное мировоззрение философов нового времени Ф. Бэкона, Гоббса, Декарта, Юма, Кондильяка, а также ряда естествоиспытателей. Высоко Конт оценивает вклад французского философа Монтескье, который впервые распространил принцип детерминизма (причинной обусловленности) на область социальных явлений, показав их подчиненность действию естественных законов. От социалиста-утописта Сен-Симона Конт почерпнул идеи значения науки, в особенности социальной, в современную эпоху; представление о «социальной физике», или «социальной физиологии» (прототип социологии) как части общего научного знания, а потому основанной на наблюдении и других методах естественных наук; роли индустриализма и «индустриалов» в современном и будущем обществах. Даже сам жизненный и творческий путь Конта от проповедника новой науки к проповеднику новой религии напоминает путь Сен-Симона. В трудах Конта используется также идея прогресса Кондорсе, на которую он опирался при разработке «закона трех стадий».

Конт относится негативно ко всему отрицательному, разрушительному, критическому. Он противопоставляет духу отрицания созидательный, позитивный дух. Категория «позитивное» становится наиболее общей и главной в его системе. У этого слова пять значений: 1. Реальное в противовес химерическому; 2. Полезное в противовес негодному; 3. Достоверное в противовес сомнительному; 4. Точное в противовес смутному; 5. Организующее в противовес разрушительному.

Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в контексте его учения о знаменитом «законе трех стадий», или «трех состояний», который он считал своим главным открытием. Согласно этому закону, индивид, общество и все человечество в своем развитии с необходимостью проходят три стадии:

— теологическая, или фиктивная стадия. Ее характеризует стремление разума найти конечные причины явлений, разум «стремится к абсолютному знанию». Теологическое мышление проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм. Фетишизм связан с верой в фетиши – объекты, наделяемые мистическими и сверхъестественными свойствами. Политеизм – вера во множество богов, монотеизм – в единого бога. Теологическая стадия была необходимой для своего времени, ибо обеспечивала предварительное развитие социальности и рост умственных сил.

— метафизическая, или абстрактная стадия соответствует такому состоянию мышления, когда оно пытается объяснить внутреннюю природу явлений не посредством сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или абстракций. На этой стадии спекулятивная, умозрительная часть, по мысли Конта, очень велика «вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать». Метафизическое мышление, как и теологическое, является критическим, разрушительным. Его черты в значительной мере присутствуют и в современной эпохе.

— позитивная, она же реальная, или научная стадия отличается действием закона постоянного подчинения воображения наблюдению. Ум обращается к простому исследованию законов, т.е. «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями».

Именно на третьей стадии формируется истинная (позитивная) наука, цель которой – познание объективно существующих неизменных естественных законов. В этом он видел главное призвание науки (в том числе и социологии).

2. Конт провозглашает единство и иерархичность структуры всего бытия, включая человеческое. На этой основе он строит свою классификацию наук, сохраняющую известное значение и до настоящего времени. Система наук Конта представляет собой иерархию, выражающую в логической форме исторический процесс развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, от общего к специфическому. Иерархия основных наук, по Конту, выглядит так: математика – астрономия – физика – химия – биология – социология.Из общей схемы следует, что социология основывается на законах биологии и без них невозможна, но имеет «сверх того нечто своеобразное, видоизменяющее влияние этих законов и вытекающее из воздействия индивидов друг на друга. Это взаимодействие особенно осложняется в человеческом роде вследствие воздействия каждого поколения на последующее» (тезис, взятый из «Курса позитивной философии»). Такая постановка вопроса была новаторской, как и требование к социологии изучать законы наблюдаемых явлений, а не искать трансцендентных причин; основывать достоверность своих выводов на фактах и их связи, а не на философской интерпретации смысла истории.

Каждая из перечисленных Контом наук заимствует у предыдущей ее методы и добавляет к ним еще свой собственный метод, обусловленный спецификой изучаемого ею объекта. Все науки проходят теологическую, метафизическую и позитивную стадии; только на последней они становятся науками в собственном смысле слова. На вершине иерархии находится научная социология.

Социология, как и всякая наука, изучает, по Конту, неизменные естественные законы. Она является царицей наук, так как ее предмет – самый сложный.

Социология должна использовать достижения других наук, изучающих более обширные, чем общество, сферы реальности.

Конт одним из первых открыл собственно социальную реальность. Для ее обозначения он использует понятия «общество», «социальный организм», «социальная система», «социальные явления», «социальное существование» и др. Человек по природе своей социален; социальность – его естественное состояние. Но и эгоизм – тоже естественное состояние, поэтому социальность требует научения и усваивается индивидом в процессе воспитания. Будучи социальным реалистом, Конт постоянно подчеркивает примат общества над индивидом.

Одним из первых в социологии Конт разработал подход к обществу как к системе, прообразом которой является биологический организм. Конт постоянно подчеркивает целостность, неделимость общества как системы, взаимозависимость всех его частей. Всем системам присуще такое свойство, как солидарность, но живым системам, особенно социальным, оно присуще в наивысшей степени. Общество, по Конту, основано на фундаментальном консенсусе (согласии) и преемственности.

Особенностью Конта, как и многих основателей социологической науки, является неразличение общества и человечества. Общество для него – человечество в миниатюре, а человечество – расширенное до предела общество. При этом человечество трактуется как подлинная, высшая и самая «реальная» социальная реальность.

Конт верил в универсальный прогресс, в соответствии с которым все общества неизбежно проходят одни и те же фазы развития. По Конту, достаточно изучить наиболее «передовые» общества, чтобы понять путь, по которому в будущем пойдет все человечество. В каждой эпохе он рассматривает «элиту, или авангард человечества».

Подобная позиция служила правильному пониманию реального единства человечества, но, с другой стороны, приводила к упрощенному взгляду на пути развития различных обществ и игнорированию их своеобразия.

3. В трактовке метода социологии Конт проявил непоследовательность. Конт-ученый вступил в противоречие с Контом-реформатором и моралистом. В период написания «Курса позитивной философии» Конт провозглашает беспристрастный и объективный подход к изучению социальных явлений, свободный от оценок, сформировавшихся вне науки. В этом контексте он рассматривает социологию как элемент общей системы научного знания. Но став пророком новой религии, Конт обращается к «субъективному методу», идущему, по словам автора, «от человека к миру».

В «объективной социологии» Конт призывает опираться на общенаучные методы — индукцию и дедукцию. Социальные явления, по Конту, должны изучаться так же, как и астрономические, физические, химические и физиологические, т. е. как явления, подчиненные «неизменным естественным законам».

Конт критикует методологию метафизической стадии развития общества, когда господствует воображение и попытка объяснения фактов абсолютными причинами.

Социология должна опираться на три основных метода: наблюдение, эксперимент, сравнительный метод.

Любому наблюдению должна предшествовать выработка какой-то общей теории, так как изолированное, чисто эмпирическое наблюдение бесплодно и недостоверно. Ученый должен пользоваться теми наблюдениями, которые привязаны к какому-нибудь закону.

Вторым «объективным» методом исследования является эксперимент. Правда, в социологии прямой эксперимент невозможен (как, например, в физике), зато в ней имеет место эксперимент «косвенный», суть которого — в изучении происходящих в обществе нарушений нормального хода развития, т.е. патологических явлений. Патологическими явлениями богаты революционные эпохи, поэтому косвенный эксперимент возможен преимущественно в эти периоды.

Следующий «объективный» метод называется сравнительным. Он представлен несколькими способами сравнения:

1. Сравнение человеческих и животных обществ. Данный метод позволяет установить элементарные и универсальные законы социальной солидарности.

2. Сравнение различных существующих состояний человеческого общества в различных частях земного шара, причем желательно рассматривать народы, ничем не связанные друг с другом, чтобы доказать «постоянное тождество фундаментального развития человечества».

3. Историческое сравнение различных последовательных состояний человечества, или исторический метод. Этот метод – основа социальной науки; он отличает ее даже от наиболее близкой к ней биологии. Суть метода – в сопоставлении различных фаз эволюции человечества, составлении «социальных рядов» и последовательной оценке различных состояний человечества. Этот метод развивает социальное чувство и чувство исторической преемственности. Исторический метод важен также для научного предвидения.

В отличие от объективного, субъективный метод является эмоционально-альтруистическим по своей сути. Этот метод «сердца», которому должен быть подчинен ум. Необходимо, как учит Конт, подчинять научные, моральные и политические идеи альтруистическим чувствам, направленным на семью, отечество и человечество. Этому соответствуют три формулы: жить для своих близких; жить для своих соотечественников; жить для всех. Все они резюмированы в девизе: «жить для других».

4.Социология Конта делится на две части: социальную статику и социальную динамику, что соответствует двум частям его главного лозунга «Порядок и прогресс». Социальная статика – это социальная анатомия, изучающая строение социального организма; социальная динамика – социальная физиология, изучающая его функционирование. Объект первой – общество «в состоянии покоя», объект второй — общество «в состоянии движения».

Социальная статика выделяет «структуру коллективного существа» и изучает условия существования, присущие всем человеческим обществам, а также законы гармонии. Эти условия касаются индивида, семьи, общества (человечества).

Индивид, как было сказано раньше, естественным образом стремится жить в обществе, однако эгоистические устремления его также естественны. Поэтому «подлинный социологический элемент» — не индивид, а семья.

Семья – это школа социальной жизни, где индивид учится жить в гармонии с другими. Семья развивает чувство социальной преемственности, связывая прошлое с будущим. Из семьи вырастает общество.

Общество состоит из совокупности семей. Семья, племя, нация, государство – это фазы ассоциации в последовательном стремлении к человечеству. Однако семья – еще не ассоциация, так как строится на инстинктивных, эмоциональных привязанностях. Собственно социальные образования предполагают преимущественно кооперацию, основанную на разделении труда. Разделение труда, по Конту, не только экономический, но и значимый социальный факт, «самое главное условие нашей социальной жизни». Разделение труда лежит в основе социальной солидарности, а также увеличения размера и растущей сложности социального организма.

Солидарность присуща всем живым объектам, однако в обществе она достигает наивысшей степени. Конт разрабатывает понятие социального консенсуса (согласия) для обозначения специфически социальной солидарности. Консенсус – «основная идея социальной статики».

Разделение труда, по Конту, несет в себе изъяны и опасности для социального организма, так как разделяет общество на множество изолированных групп и делает человека умелым в чем-то одном и «чудовищно неспособным» во многих других отношениях. Частный интерес, выполнение частных задач уводят человека от общих социальных задач и интересов.

Спасение от этого Конт видит в постоянной дисциплине и функции управления. Возникает материальная, интеллектуальная, моральная субординация. Она неразрывно связана с разделением труда и требует, помимо подчинения, веры либо в способности, либо в честность управляющих. «Нормальное» правительство максимально опирается на убеждение, согласие, общественное мнение и, в меньшей степени, на материальную силу.

Конт был противником разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, однако он резко разграничивает власть духовную и мирскую. Это разделение благотворно только при условии бесспорного превосходства духовной власти. После Французской революции духовная власть была полностью поглощена властью мирской и перешла к политикам и юристам; в современную эпоху вместе с торжеством позитивизма мирская власть переходит к «индустриалам», а духовная – к «ученым» (в первую очереди – к социологам). Ученые становятся новыми «духовными владыками», новым «жречеством». В позитивном обществе эта своеобразная каста выполняет многообразные функции: освящает, советует, регулирует, распределяет по классам, судит и, будучи священством нового культа, следит за мыслями, поступками, чтением и даже за воспроизводством потомства.

Среди множества социальных институтов и сфер социальной жизни Конт наибольшее значение придает религии и морали. Эти сферы пронизывают все остальные: науку, экономику, политику, право и др. Движущая сила деятельности – не интеллект, а чувство. Чувство же, в свою очередь, приводится в движение моралью и религией. В «Системе позитивной политики» социология растворяется в этих сферах. С помощью «субъективного» метода разработка морали сливается с построением социологии; все науки — подготовительная ступенька для морали, которая трактуется как своего рода седьмая наука, поднятая на вершину иерархии наук.

Религиозно-нравственное начало пронизывает у Конта даже институт собственности. Будучи сторонником частной собственности и права наследования имущества, Конт в то же время постоянно подчеркивал «социальную природу собственности» и ответственность собственника перед обществом за то, как он ею распоряжается.

Структура общества, по Конту, в принципе не меняется. Она подвергается потрясениям в «критические» периоды, однако вновь восстанавливается благодаря прогрессу, который есть «развитие порядка».

Помимо структуры общества, Конт описывает его динамический аспект, именуемый прогрессом. Последний присущ только человеческим обществам, что и позволяет отделить социологию от биологии. Прогресс в социальной сфере возможен потому, что, в отличие от животных, в обществе происходит передача, наследование от предыдущих поколений материальных и духовных богатств. Понятие прогресса у Конта носит «антропологический» оттенок, т.е. напрямую связано с человеком, его инстинктивным стремлением «непрерывно улучшать во всех отношениях любое условие своего существования», развивать » в целом свою физическую, моральную и интеллектуальную жизнь…». Социальная динамика Конта лишена оптимизма, так как она признает возможность и даже необходимость отклонений.

«Органические» периоды чередуются с «критическими», при которых нарушается преемственность в историческом развитии. Однако в целом социальное развитие предполагает совершенствование, улучшение.

Непрерывность, преемственность – основная характеристика прогресса. Это – солидарность во времени, в то время как социальная статика – солидарность в пространстве. В «Позитивистском катехизисе» Конт утверждает: «Живые всегда…управляются умершими: таков фундаментальный закон человеческого порядка».

Главный закон социального прогресса – описанный нами выше закон трех стадий. Общество проходит теологическую, метафизическую и позитивную стадии.

Позитивная стадия, по Конту, должна была наступить после Великой Французской революции. Однако революция осуществила только разрушительную задачу и уклонилась от нормального пути. Духовно эту стадию обрамляет «Курс позитивной философии». Точная дата ее наступления: 1860-1865 гг. (дата называется в «Системе позитивной политики»).

Конт провозглашает реформы для достижения Земли Обетованной (позитивного состояния): создание твердых и общепринятых мнений (теоретические реформы) и реформы практические, политические. Они восстановят прекрасную, с его точки зрения, социальную организацию средневековья; отделят духовную власть от мирской, доверив первую «ученым», вторую – «индустриалам», заменят равенство иерархией, а национальный суверенитет – всеобщим централизованным управлением компетентных людей.

Позитивный этап Контом предсказывается как неизбежный, но описывается весьма смутно.

Социальная динамика завершается пророчествами и утопическими проектами.

О. Конт – основоположник социологии.

Огюст Конт (1798—1857) — мыслитель, чей вклад в науку отнюдь не ограничен введением термина «социология» — достаточно резко противопоставил новую дисциплину философии. Огюст Конт хотел создать науку об обществе столь же точную, как науки естественные, достигшие к его времени значительных успехов. Однако социология до сих пор не сумела достичь этого идеала. Но современным исследователям, в отличие от Конта, уже очевидна невозможность создания науки об обществе, построенной по образцу Естественных наук: у социологии слишком своеобразный объект изучения.

По замыслу Конта, социология должна была венчать все здание наук, как естественных, так и наук о человеке. Этим проектам Конта не суждено было осуществиться. Обратимся к некоторым идеям «отца» социологии. Конт считал, что социология должна делиться на два раздела: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика должна была изучать устройство общества, т.е. устойчивый аспект бытия общества. Социальная динамика Должна была изучать процесс социальных изменений. В области социальной динамики Конт сформулировал свой хрестоматийный «закон трех стадий» развития человеческого общества. Конт был сторонником идеи прогресса, он считал, что по ходу истории человеческое общество совершенствуется. Основным, фактором развития общества является развитие человеческого разума, и три стадии развития общества являются, в сущности, тремя стадиями развития разума: теологической, метафизической и позитивной.

На теологической стадии несовершенный человеческий разум еще не в силах объяснить происходящие в мире явления и прибегает к помощи фантастических образов. На этой стадии над умами людей господствует религия.

На метафизической стадии человек объясняет мир, создавая сложные абстрактные теоретические построения (философия).

Позитивная стадия ознаменована переходом человеческого разума к истинному типу познания мира — научному. Человек не старается придумать всеобъемлющие объяснения мировых явлений, но кропотливо собирает факты и устанавливает закономерности, позволяющие познать реальную при­роду явлений окружающего мира. Однако, считая теологическую стадию развития мысли преодоленной, Конт не отказался от религии вообще. Напротив, он решил создать свою, истинную религию, объектом поклонения которой было человечество — «Великое Существо», — по отношению к которому отдельный человек — лишь незначительная часть. «Великое Существо» включало все бывшие и будущие поколения. Эта новая религия должна была обеспечить духовное единство общества.


Вообще, прогресс в обществе, по мнению Конта, даже развитие промышленности, более зависят от моральных добродетелей, нежели, например, от политики. Конт, несмотря на свой лозунг научности социологии, все же больше похож на философа, чем на социолога, а многие свои идеи он почерпнул у своего учителя — социалиста-утописта Анри де Сен-Симона, у которого Конт долго работал секретарем. У него, в частности, Конт нашел идею индустриальною общества и развил ее.

О. Конт считал, что историческая логика развития науки состоит в переходе к наукам более высокого порядка, каждая из которых имеет предшествующей необходимую предпосылку: математика -» астрономия -» физика —» химия —» биология —» социология.

Основные концепции позитивистской социологии Конта

Что же такое «позитивное» в истолковании основателя позитивизма? Он указывает пять значений этого слова:

1) реальное в противовес химерическому:

2) полезное в противовес негодному;

3) достоверное в противовес сомнительному;

4) точное в противовес смутному;

5) организующее в противовес разрушительному.

К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его непосред­ственно социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравым смыслом

Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом «трех стадий», или «трех состояний», который он считал своим главным открытием.

Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии.

1. На теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он «стремится к абсолютному знанию». Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм. Эта стадия была необходимой для своего времени, так как обеспечивала предва­рительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил. Но притязания теологии проникать в предначертания Провидения безрассудны и подобны предположению о том, что у

низших животных существует способность предвидеть желания человека или других высших животных.

2. На метафизической, или абстрактной, стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теологии метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или абстракций. На этой стадии спекулятивная, умозрительная часть очень велика «вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать». Метафизическое мышление, составляя, как и теологическое, неизбежный этап, по своей природе является критическим, разрушительным. Его черты в значительной мере сохраняются и в современную эпоху.

Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. «постоянных отношений, существу­ющих между наблюдаемыми явлениями».

Огюст Конт может считаться основателем социологии, поскольку он не только занялся изучением общества и социальных вопросов, но и создал проект систематики наук и определил в ней место социологии, что послужило основой для будущей академической институционализации социологии как отдельной науки.

Две идеи, берущие начало в работах О. Конта, четко просматриваются в ходе развития социологии:

1) применение научных методов для изучения общества;

2) практическое использование науки для осуществления социальных реформ.

Социология Г. Спенсера.

Ге́рберт Спе́нсер (27 апреля 1820, Дерби — 8 декабря 1903, Брайтон) — британский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Его социологические взгляды являются продолжением социологических воззрений Сен-Симона и Конта, определённое влияние на развитие идеи эволюции оказали Ламарк и К. Бэр, Смит и Мальтус.

В традициях позитивистской социологии Спенсер, опираясь на исследования Ч.Дарвина, предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений. Однако в противоположность Конту он сделал акцент не на том, что изменяется в обществе на разных периодах человеческой истории, а на том, почему происходят социальные перемены и почему в обществе возникают конфликты и катаклизмы. По его мнению, эволюционируют в единстве все элементы Вселенной — неорганические, органические и надорганические (социальные). Социология призвана изучать прежде всего надорганическую эволюцию, которая проявляется в количестве и характере разного
рода общественных структур, их функциях, в том, на что собственно нацелена
деятельность общества и какие продукты оно производит. В этой связи Спенсер
обосновывает постулат, согласно которому изменения происходят в обществе по
мере того, как его члены приспосабливаются или к природной среде, или же к
среде социальной. В качестве доказательств и обоснованности своего постулата
ученый приводит многочисленные примеры зависимости характера человеческой
деятельности от географии местности, климатических условий, численности
народонаселения и т.д. По Спенсеру, эволюция физических и интеллектуальных
способностей членов общества находится во взаимозависимости с эволюцией
социальной. Отсюда следует, что качество жизни членов общества. характер
экономических и политических институтов зависит в конечном счете от «усредненного уровня» развития народа.

В борьбе за выживание человек и группа совершают ряд непреднамеренных действий, объективно предопределенных функций. Этими функциями, осуществляемыми членами определенных групп и самими группами, определяются групповые организации и структуры, соответствующие институты контроля за поведением членов групп. Такие образования первобытных людей современным людям могут показаться очень странными и нередко ненужными. Но для нецивилизованных людей, полагал Спенсер, они необходимы, так как выполняют определенную социальную роль, позволяют племени осуществлять соответствующую функцию, направленную на поддержание его нормальной жизнедеятельности.Спенсер активно отстаивал идею о том, что общество не может и не должно поглощать
отдельную личность.

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Добавить комментарий

Закрыть меню