Ограничение прав и свобод

Конституция РФ допускает в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом установление отдельных ограничений прав и свобод граждан с указанием пределов и срока их действия.

В Конституции РФ закреплено, что конституционные права и свободы человека должны быть защищены от нарушения со стороны всех ветвей государственной власти.

Цель ограничения прав и свобод – защита:

1) основ конституционного строя;

2) нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;

3) обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральным Конституционным законом «О чрезвычайном положении» предусмотрены гарантии прав граждан и ответственность граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения.

Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения, должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения.

Меры должны соответствовать международным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из международных договоров Российской Федерации в области прав человека, и не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения.

Федеральный Конституционный закон «О военном положении» устанавливает правовое положение граждан в период действия военного положения.

Граждане пользуются всеми установленными Конституцией Российской Федерации правами и свободами человека и гражданина, за исключением прав и свобод, ограничение которых установлено федеральным конституционным законом. При этом граждане обязаны выполнять требования указанного Федерального Конституционного закона «О военном положении», других нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам военного положения. Также граждане обязаны:

1) выполнять требования органов государственной власти, военного управления и оказывать содействие таким органам и лицам;

2) являться по вызову в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы военного управления, в военные комиссариаты образований, на территориях которых указанные граждане проживают;

3) выполнять требования федеральных органовисполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц;

4) участвовать в выполнении работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлении поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, вступать в специальные формирования;

5) предоставлять в соответствии с федеральными законами необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующей выплатой государством стоимости указанного имущества.

Проблема установления конституционных ограничений — это проблема пределов свободы человека в обществе. Известно, что свобода не может существовать без ограничений, ибо каждый должен считаться с такими же правами и свободами других лиц (свобода каждого человека простирается лишь до той границы, от которой начинается свобода иных людей), обязан содействовать нормальному функционированию конкретного коллектива, общества и государства.

Конституционные ограничения выступают своеобразным индика­тором, позволяющим определить степень свободы и защищенности личности. Именно комплекс конкретных зафиксированных в Консти­туции ограничений в наибольшей мере характеризует взаимоотноше­ния между государством и человеком, представляет своеобразное «лез­вие бритвы» между законностью и произволом, во многом предопреде­ляет общую концепцию Основного Закона.

Конституционные ограничения — это установленные в конститу­ционных (основных) нормах пределы, в которых субъекты должны действовать, использовать свои права и свободы.

Подобные границы «возводятся» в основном с помощью обязан­ностей и запретов, приостановлений и ответственности.

Признаки конституционных ограничений:

1) они связаны с неблагоприятными условиями (угрозой или ли­шением определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, так как направлены на их сдерживание и одновре­менно на удовлетворение интересов противостоящей стороны право­отношения и общественной потребности в охране и защите (интересов правопорядка);

2) символизируют уменьшение объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, сводят разнообразие в поведении индивида до определенного «предельного» состояния;

3) отличаются от ущемлений, которые тоже являются специфиче­скими ограничениями, но противоправными, противозаконными, произвольными, т.е. уже правонарушениями (конституционные же ограничения — законные, правомерные средства).

Цели ограничений прав человека и гражданина Конституция РФ установила в ч. 3 ст. 55, где закреплено, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституци­онного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государст­ва». В целом данное положение соответствует международным стан­дартам.

ЛИТЕРАТУРА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Конституция Российской Федерации. Ст. 17, 19, 20, 22, 23, 34, 36, 55, 56. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Ст. 29 // РГ. 1998. 10 дек. Гражданский кодекс РФ. Ст. 30.

Бахин С.В. О классификации прав человека, провозглашенных в международ­ных соглашениях // Правоведение. 1991. № 2.

Безуглов А.А., Саддамов С.А. Конституционное право России: В 3 т. М., 2001. Т. 1. Гл. IV.

Белкин А.А. Избирательные ограничения // Правоведение. 1992. № 1. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под обш. ред, Ю.В. Кудрявцева. М., 1996.

Комментарий к Конституции Российской Федерации / Рук. ред. коллегии Л.А. Окуньков. М., 2002.

Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под ред. Б.Н. Топорни-на, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М., 1994.

Маклаков В.В., Страшун Б.А. Ограничения прав и свобод// Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 1993. Т. 1. С. 79—81. Малько А.В. Об ограничениях прав и свобод человека и гражданина в проекте Конституции РФ// Государство и право. 1993. № 3. С. 97—102. Малько А.В. Ограничения прав и свобод // Конституционное право России: Лекции / Под ред. В.Т. Кабышева и Е.В. Колесникова. Саратов, 1995. С. 106-112.

Малько А. В. Проблема парности конституционных стимулов и ограничений // Конституционное развитие России / Под ред. В.Т. Кабышева. Саратов, 1996. С. 55-65.

Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994. Гл. 2.

Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991. Права человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1999. Гл. III. Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М.; Черкесск, 1992. Гл. 3.

57. Виды ограничений прав и свобод граждан

Прежде чем рассматривать данный вопрос, необходимо дать опре­деление ограничений прав и свобод граждан (см. ответ на вопрос 56).

Конституционные ограничения прав и свобод весьма многообраз­ны, их можно классифицировать по следующим основаниям:

1) в зависимости от прав и свобод; которые ограничиваются, — на ограничения гражданских и политических прав (ограничения свободы передвижения, избирательные ограничения и др.) и ограничения экономических, социальных и культурных прав (например, ограничения в использовании права собственности на землю);

2) по времени действия — на постоянные (которые установлены в Конституции РФ и законах) и временные (которые должны быть пря­мо обозначены в акте о чрезвычайном положении и которые связаны, как правило, с запрещением митингов, шествий, демонстраций, до­полнительными обязанностями в сфере свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности не­которых политических партий, жестким лимитированием передвиже­ния транспортных средств, установлением комендантского часа и дру­гими пределами (обременениями) в этой области. Что касается посто­янных ограничений, то это название весьма условно, ибо по мере продвижения человечества по пути научно-технического прогресса, с расширением возможностей человека, с утверждением идей гуманиз­ма и демократии все чаще складываются ситуации, когда те или иные ограничения отменяются. Не так давно считались, например, посто­янными такие ограничения, как лишение гражданства, обязанность свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родст­венников. Но изменилось время, и они отошли в историю, знаменуя тем самым все большее расширение свободы личности, укрепление нравственных основ конституционного регулирования;

3) в зависимости от широты охвата — на общие (распространяются на все права и свободы) и индивидуальные (распространяются только на отдельные права и свободы, например, в ст. 25 Конституции РФ за­креплено конституционное ограничение в отношении лишь одного права — неприкосновенности жилища);

4) по сфере использования — на государственные (федеральные, республиканские, краевые, областные) и муниципальные;

5) по содержанию—на финансово-экономические (запрет опреде­ленной экономической деятельности), личные (арест, заключение под стражу) и организационно-политические (отставка и т.п.);

6) по способам осуществления — на запреты, обязанности, при­остановления, меры ответственности и т.д.

ЛИТЕРАТУРА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Конституция Российской Федерации. Ст. 17, 19, 20, 22, 23, 34, 36, 55, 56. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. Ст. 29. Гражданский кодекс РФ. Ст. 30.

Бахин С.В. О классификации прав человека, провозглашенных в международ­ных соглашениях // Правоведение. 1991. № 2.

Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: В 3 т. М., 2001. Т. 1. Гл. IV.

Белкин А.Л. Избирательные ограничения // Правоведение. 1992. № 1. Конституция Российской Федерации. Комментарий/ Под ред. Б.Н. Топорни-на, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М., 1994.

Комментарий к Конституции Российской Федерации /Рук. ред. коллегии Л.А. Окуньков. М., 2002.

Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996.

Маклаков В.Б., Страшун Б.А. Ограничения прав и свобод // Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 1993. Т. 1. С. 79—81. МалькоА.В. Об ограничениях прав и свобод человека и гражданина в проекте Конституции РФ // Государство и право.. 1993. № 3. С. 97—102. Малько А.В. Ограничения прав и свобод // Конституционное право России: Лекции / Под ред. В.Т. Кабышева и Е.В. Колесникова. Саратов, 1995. С. 106-112.

Малько А.В. Проблема парности конституционных стимулов и ограничений // Конституционное развитие России / Под ред. В.Т. Кабышева. Саратов, 1996. С. 55-65.

Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный ас­пект. Саратов, 1994. Гл. 2.

Мюлперсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991. Права человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1999. Гл. III. Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М.; Черкесск, 1992.

Ограничение прав и свобод личности

⇐ Предыдущая12345678Следующая ⇒

(ч. 2 ст. 17; ч. 3 ст. 55; ч. 1, 2 ст. 55)

Ограничение прав — допускается

Не допускается:

Отрицание прав

Лишение прав

Отмена прав

Умаление прав

(эти термины используются по отношению к конституционным правам)

Умаление прав:

I. как разновидность ограничения прав :

1) а) это чрезмерное ограничение – такое ограничение, которое вторгается в основное

содержание права; допускающее «какое-либо существенное нарушение права»;

«осуществление такого регулирования, которое посягало бы на само существо того

или иного права и проводило бы к утрате его реального содержания»

(пример Постановление КС от 15.01.2002 № 1-П)

б) теория «персика»

Персик – это конкретное право человека

Существо права («косточку») – нельзя ограничивать, остальную часть права

(«мякоть») можно ограничивать

Пример: право свободно передвигаться

существо права – передвижение в границах населенных пунктов

мякоть – реализация данного права в пограничной полосе; в ЗАТО; в

закрытых военных городках; в зонах экологического бедствия

2) это недопустимое ограничение – бессрочное ограничение права

(«на неопределённый срок»)

(пример Постановление КС от 17.02.1998 № 6-П: задержание на неопределённый

срок, по сути, является умалением права)

3) это несоразмерное ограничение – «ограничения конституционных прав, которые не

вызываются необходимостью защиты соц. ценностей, перечисленных в ст. 55 (ч. 3)

Конституции РФ

(пример Постановление КС от 02.02.1996 № 4-П)

4) ограничение прав, которые не подлежат ограничению вообще – права, указанные в

ч. 3 ст.

56 Конституции РФ «не могут быть ограничены ни при каких

обстоятельствах»

(пример Постановление КС от 27.03.1996 № 8-П)

II. как разновидность отрицания прав

Отрицание права – означает не признание права государством. Это может проявляться в не закреплении данного права нормативно (ч. 1 ст. 55 Конституции) либо в косвенном или фактическом непризнании права.

Последнее (фактическое непризнание) и является умалением и проявляется в следующем:

1) умаление возникает в случае «отсутствия корреспондирующей праву гражданина

обязанности госорганов» (пример Пост. КС от 18.02.2002 № 3-П)

2) это невозможность реализации права – в частности, это может произойти в случае

«установления жёсткого приоритета» исполнения одной конституционной обязанности

над другой (например, платить налоги и платить з/п), что повлечет невозможность

реализации прав и законных интересов тех или других групп граждан

(пример Пост. КС от 23.12.1997 № 21-П)

Конституционные требования к легальному ограничению прав:

I. Форма правового акта – это ФЗ

II. Необходимость ограничения («только в той мере, в какой это необходимо»)

Необходимо ответить на 3 вопроса:

1) влечёт ли ограничение права защиту конституционной ценности или нет?

2) является ли ограничение права наименьшим из возможных ограничений для защиты

конституционных ценностей?

Ценность: обеспечение светского характера гос-ва

Запрет госслужащим исповедовать религию и Запрет на установление гос. религии и

обеспечение светского характера

образования в гос. и муниц. образ.

учреждениях

(это – наименьшее ограничение)

3) соразмерно ли ограничение права защищаемой конституционной ценности или нет?

Не наносит ли ограничение права больший вред, чем благо создаваемое реализацией

цели?

Ценность: обеспечение здоровья, прав и свобод др. людей

Какая санкция будет соразмерной за преступления против здоровья (например, за тяжкий вред) – смертная казнь или лишение свободы (ответ: лишение свободы)

III. Защита конституционных ценностей (ч. 3 ст. 55 Конституции)

В иных целях ограничение прав и свобод несоразмерным ограничением, а значит умалением прав или свободы, что в силу ч. 2 ст. 55 К. РФ не допускается

1. основы конституционного строя (глава 1 Конституции)

2. нравственность – оценочная категория, означающая духовные качества, этические

нормы, которыми руководствуется человек.

В качестве защищаемой нормы может быть только общественная

нравственность.

3. здоровье – правильная, нормальная деятельность организма человека, его полное физ. и

психическое благополучие.

4. права и законные интересы других лиц.

5. обеспечение обороны страны и безопасности государства

(к этому требованию также можно посмотреть Пост. КС от 03.10.2003 № 15-П п. 3 м.ч.)

ОТНОШЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА

Правовые акты:

1. Европейская конвенция о гражданстве от 7.11.1997

2. ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве РФ» (это основной акт)

3. Указ Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» (это тоже нужный акт)

4. Постановление КС от 16.05.1998 № 12 –П «По делу гражданина Смирнова»

ГРАЖДАНСТВО –

1) как право человека (ч. 1 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 года)

2) как правовое состояние – устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в

совокупности их взаимных прав и обязанностей

(ст. 3 ФЗ «О гражданстве РФ», легальное определение)

а) правовая связь – совокупность прав и обязанностей

б) устойчивость связи – бессрочность гражданства,

недопустимость гос-ву в одностороннем порядке лишить

своего гражданина данного статуса

в) взаимность прав и обязанностей

3) как конституционно-правовой институт – совокупность правовых норм, регулирующих

отношения гражданства

Структура:

а) субъекты, признанные гражданами РФ;

б) основания приобретения

в) основания прекращения

г) производство по делам о гражданстве

(органы, ведающие делами о гражданстве,

порядок приобретения и прекращения

гражданства, отмена решений по делам о

гражданстве, обжалование решений)

д) особо стоят вопросы о множественном

гражданстве (гражданство нескольких

государств, двойное гражданство)

4) как суверенное право гос-ва – правомочие гос-ва на установление особой правовой

связи со своим населением, обусловленной

учредительной властью народа проживающего на

соответствующей территории.

Данное право гос-ва направлено на создание особой группы людей, проживающих в конкретном гос-ве, исключительно обладающих определёнными правами и обязанностями (по формированию органов публичной власти, по несению публичной службы, по обеспечению безопасности государства)

Приобретение гражданства в порядке регистрации. Эти основания более льготные.

В порядке регистрации:

1. Лица, у которых супруг, либо родственник по прямой восходящей является гражданином РФ;

2. Лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином РФ, но которые приобрели иное гражданство по рождению в течении 5 лет по достижению 18-летнего возраст;

3. Дети бывших граждан РФ, родившиеся после прекращения у родителей гражданства в течении 5 лет по достижению 18-летнего возраста.

ФЗ 182 Кто не признаётся гражданином РФ:

1. Паспорт был выдан лицу на основании сообщённых ему не настоящих данных;

2. Паспорт был оформлен на утраченном или похищенном бланке паспорта о ччём лицу было известно;

3. Лицо ранее как иностранец или апатрид, было выдано в иностранное государство для уголовного преследования или для исполнения приговора;

4. После первичного получения паспорта, лицо приобрело гражданство в порядке установленном ФЗ;

5. После первичного получения паспорта лицу был разрешён выход из гражданства на основании его добровольного волеизъявления;

6. После первичного получения паспорта лицо приобрело гражданство иностранного государства или действительный документ подтверждающий проживание в иностранном государстве, за исключением случаев, когда международным договором или ФЗ признаётся двоенное гражданство с этим государством.

1. Рассмотрение о признании гражданства не превышает 2 месяца, а приём гражданства не превышает 6 месяцев.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина

Проблема установления конституционных ограничений это проблема пределов свободы человека в обществе. Известно, что свобо­да не может существовать без ограничений, ибо каждый должен счи­таться с такими же правами и свободами других лиц, обязан содействовать нормальному функцио­нированию конкретного коллектива, общества и государства.

Конституционные ограничения выступают специфическим индикатором, позволяющим определить степень свободы и защищенности личности. Именно комплекс конкретных зафиксированных в Консти­туции ограничений в наибольшей мере характеризует собой взаимо­отношения между государством и человеком, представляет своеобраз­ное лезвие бритвы между законностью и произволом, во многом пред­определяет общую концепцию Основного Закона.

Конституционные ограничения это установленные в Конститу­ции границы, в пределах которых субъекты должны действовать, ис­пользовать свои права и свободы.

Подобные границы возводятся в основном с помощью обязаннос­тей и запретов, приостановлении и ответственности.

Признаки конституционных ограничений:

1) они связаны с неблагоприятными условиями (угрозой или лише­нием определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны правоотношения и общественных интересов в охране и защите (интересов правопоряд­ка);

2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит и прав личности, сводят разнообразие в поведении индивида до определенного «предельного» состояния,

3) отличаются от ущемлений, которые также являются специфи­ческими ограничениями, но противоправными, противозаконными, произвольными, т.е. уже правонарушениями (конституционные же ограничения — законные, правомерные средства).

Развитие гражданского общества неизбежно рождает ситуации, требующие от государства ограничить гражданс­кие права и свободы. Вопрос, однако, заключается в том, кто, на каком основании, на какое время и в каких пределах, может или должен это делать. В таком сложном деле волюнтаризм, а тем более злоупотребле­ния недопустимы. Конституции многих стран мира, допуская ограничения прав, устанавливают строгие основания и порядок их осуществления. Поскольку главная опасность необоснованных ограничений исходит от исполнительной власти, конституции обычно предусматривают возможность ограниче­ний основных прав только законом или на основании зако­на, т. е.

актами, в принятии которых исполнительная власть прямо не участвует.

В Российской федерации конституционное регулирование вопроса об ограничении прав и свобод начинается с установле­ния незыблемости этих прав. Часть 2 ст. 55 гласит «В Российс­кой Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Это общее правило, которое указывает на невозможность приня­тия законов, попирающих права и свободы без всяких основа­ний.

Но, следуя ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, Конституция (ч. 3 ст. 55) вводит институт ограничения прав и свобод при наличии определенных оснований. Права и свобо­ды могут ограничиваться в целях защиты основ конституци­онного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безо­пасности государства.

Этих оснований всего шесть — защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В мировой конституционной теории и практике общепризнано, что ограничения гражданских прав и свобод пра­вомерны также в условиях чрезвычайного положения (эпидемии, межнациональные конфликты, стихийные бедствия, мас­совые беспорядки и др.). Это признается Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 4), кото­рый, однако, требует, чтобы чрезвычайное положение го­сударством-участником было официально объявлено и об этом сообщено другим государствам.

Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 56) чрезвычайное положение может повлечь за собой отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия, но в соответствии с федеральным конституционным законом и для обеспечения безопасности граждан и защиты основ конституционного строя.

При этом не подлежат ограничению некоторые права и свободы, предусмотренные специально отмеченными в ч. 3 ст. 56 статья­ми Конституции. Эти статьи закрепляют право на жизнь, достоинство личности, право на неприкосновенность част­ной жизни, гарантии против сбора информации о частной жизни, свободу совести, свободу пред­принимательства, право на жилище (это так называемые абсолютные права и свободы), а также всю сумму прав, связанных с судебной защитой. Набор этих прав, повторяю­щий аналогичные положения Международного пакта о граж­данских и политических правах, отражает стремление за­щитить те права и свободы, реализация которых никак не может помешать достижению целей властей в связи с объяв­лением чрезвычайного положения и которые должны со­блюдаться при любых обстоятельствах.

В Конституции есть еще одна важная гарантия Соглас­но ч. 3 ст. 118 «создание чрезвычайных судов не допускает­ся». Следовательно, даже в условиях чрезвычайного поло­жения продолжают действовать суды общей юрисдикции, что гарантирует защиту граждан от незаконных или дискриминационных действий.

В настоящее время в Российской Федерации действует Федеральный конституционный закон «О чрезвы­чайном положении» от 30 мая 2001 г., в котором, в частно­сти, установлен исчерпывающий перечень конкретных ограничений прав и свобод на время чрезвычайного положе­ния. Он включает особый режим въезда и выезда, ограниче­ние свободы передвижения по территории, на которой вве­дено чрезвычайное положение, запрещение проведения со­браний, митингов, уличных шествий, забастовок, ограни­чение движения транспортных средств.

В наиболее опасных случаях, при попытках насильственного изменения консти­туционного строя, массовых беспорядках и других действиях, угрожающих жизни и безопасности граждан или нор­мальной деятельности государственных институтов, допус­каются введение комендантского часа, ограничение свобо­ды печати, приостановление деятельности политических партий и общественных организаций, ограничение или зап­рещение продажи оружия, спиртных напитков, выдворе­ние нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их проживания или за пределы территории, на которой введено чрезвычайное по­ложение, за их счет.

Данный Закон предусматривает, что неправомочное применение силы сотрудниками правоохранительных орга­нов, как и превышение должностными лицами своих полно­мочий, включая нарушение гарантий прав граждан, влечет за собой соответствующую ответственность.

Ограничения прав и свобод граждан в целях, указанных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусмотрены в ряде других федеральных законов. Эти ограничения чаще всего выступают как необходимые условия для деятельности правоох­ранительных органов, призванных охранять права и свобо­ды всех граждан. Такие законы, абсолютно необходимые в интересах большинства граждан, одновременно таят опас­ность злоупотреблений ими, что заставляет законодателя тщательно фиксировать пределы прав соответствующих ор­ганов и условия применения ими принуждения по отноше­нию к гражданам. Среди такого рода законов, принятых в Российской Федерации, особенно важны законы об органах Федеральной службы безопасности, о внутренних войсках МВД, о милиции, об оперативно-розыскной деятельности о государственной охране и т. д.

Ограничения прав и свобод граждан всегда сбалансиро­ваны правом на обжалование действий должностных лиц соответствующих государственных органов, закрепленным в Конституции РФ (ст. 46.) в Уголовно-процессуальном ко­дексе, в законах о прокуратуре, об обжаловании в суд действий и решении, нарушающих права и свободы граждан.

Перечисленные в ч. 3 ст. 55 основания для ограничения прав и свобод явно предусмотрены для непредсказуемых обстоятельств, которые могут потребовать усиления защи­ты одних прав за счет ограничения других прав человека. Федеральному Собранию в каждом случае принятия закона об ограничении прав и свобод придется конкретно и взве­шенно подходить к определению меры и необходимости ог­раничения каждого конституционного права, придания огра­ничительным нормам закона постоянного или временного характера.

Из сказанного можно сделать вывод, что конституционные ограничения прав и свобод весьма многообраз­ны; их можно классифицировать по следующим основаниям:

1) в зависимости от прав и свобод, которые ограничиваются — на ограничения гражданских и политических прав (ограничения свобо­ды передвижения, избирательные ограничения и др.) и ограничения экономических, социальных и культурных прав (ограничения в ис­пользовании права собственности на землю);

2) в зависимости от времени действия — на постоянные (кото­рые установлены в Конституции РФ и законах) и временные (кото­рые должны быть прямо обозначены в акте о чрезвычайном поло­жении и которые связаны, как правило, с запрещением митингов, шествий, демонстраций, дополнительными обязанностями в сфере свободы печати и других средств массовой информации, приоста­новлением деятельности некоторых политических партий, жестким лимитированием передвижения транспортных средств, установле­нием комендантского часа и другими ограничениями прав и свобод граждан);

3) в зависимости от широты охвата — на общие (распространяются на все права и свободы) и индивидуальные (распространяются только на отдельные права и свободы, например, в ст. 25 Конституции РФ закреплено конституционное ограничение в отношении лишь одного права — неприкосновенности жилища);

4) в зависимости от сферы использования — на государственные (федеральные, республиканские, краевые, областные) и муниципаль­ные;

5) в зависимости от содержания — на финансово-экономические (запрет определенной экономической деятельности), личные (арест, заключение под стражу) и организационно-политические (отставка и т. п.);

6) в зависимости от способов их осуществления — на запреты, обязанности, приостановления, меры ответственности и т.д.

Содержание личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина

Добавить комментарий

Закрыть меню