Очарованный странник смысл названия

В чём смысл названия повести Лескова «Очарованный странник»?

Главная / Сочинения по русской литературе / Лесков Н.С. / В чём смысл названия повести Лескова «Очарованный странник»?

Н.С. Лесков, как и многие другие поэты и писатели, создавал таких литературных героев, которые бы могли передать мысли и чувства самого автора, отразить в своих жизнях события той эпохи, в которой рождались и жили литературные творцы. Так, для Лескова таким героем становится Иван Флягин – главное действующее лицо повести «Очарованный странник».
Почему же автор именует свою повесть именно таким словосочетанием? Конечно же, название произведение напрямую зависит от главного героя – загадочного, непредсказуемого, слегка мистического Флягина, который схож с русским богатырем, который и коня на скаку остановить сможет, и в горящую избу войдет. Не один раз Иван испытывал свою жизнь на прочность, и судьба снова и снова давала ему новый шанс.
По стечению обстоятельств, Флягин вынужден был бежать из графского дома, ведь перспектива укладывать камешки с молоточком его совершенно не вдохновляла. Именно с этого момента на Флягина и стали обрушиваться всяческие жизненные испытания, которые в некой степени можно назвать мистическими, нереальными.
Такой напор и круговорот событий ломает внутренний стержень Ивана. Он решается на конокрадство, не видя границ добра и зла. Словно какая-то невиданная сила вмиг околдовывала его, и разум совершенно переставал слушаться.
Ко всем стечениям обстоятельств, искру в огонь судьбы добавляла и внутренняя самоуверенность, чувство личного достоинства, которое нередко подталкивало героя на такие отчаянные поступки. Скрываясь от полиции, Флягину приходится податься в монашество. И данный этап становится очередным испытанием на его жизненном пути.

А знакомство и происшествие с Грушей, заставляют Ивана совершить отчаянный, противоречивый поступок – убийство. Однако он делает это в благих намерениях, дабы избавить прекрасную девушку от тяжких душевных страданий.
В конце повести читатель видит другого Флягина – переродившегося, выросшего духовно! Он стал человеком, который готов был отдать свою жизнь ради других.
Глядя на такой запутанный, мистический путь главного героя, повесть и получила свое название «Очарованный странник». Невероятные приключения Ивана Флягина перевернули его внутренний мир, а также изменили основы мировоззрения.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

  • Анализ эпизода «Происшествие с Грушей» (по повести Лескова «Очарованный странник»)
  • Женские образы в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
  • Жизненный путь Ивана Флягина (по повести Лескова «Очарованный странник»)
  • Русский национальный характер в повести Лескова «Очарованный странник»
  • «Смысл названия произведения «Очарованный странник»»

    Сочинение

    Название произведения «Очарованный странник» на первый взгляд кажется загадочным, почти недоступным пониманию. Звучит оно поэтично и печально, чувствуется в нем какая-то тайна, тоска и одиночество, слышится в его звуках тихая, плачущая, отдаленная музыка, похожая на песню цыганки Груши.
    Странник — это человек, не имеющий крова, идущий по всем дорогам жизни, стремящийся к чему-то и не находящий покоя. А что же такое «очарованный странник»? Может, это странник, на которого снизошло очарование, который остановился на перепутье и задумался о том, куда же он все-таки идет и что его ожидает, каково его предназначение в этой полной противоречий жизни?
    Услышав название произведения, мы видим русского богатыря из сказок, который стоит в раздумье на этом самом перепутье, уронив голову на грудь и решая самую сложную проблему — проблему выбора. Но не всегда мы видим богатыря из сказок и былин, иногда Очарованный странник — это странствующий монах с картины, наставляющий на путь истинный будущего Сергия Радонежского.
    Очарованному страннику не суждено быть знаменитым и известным, в силу своей очарованности он далек от этого и чужд для всего мирского и суетного, но благодаря таким странникам может прославиться Русская земля, народ, человек. Очарованному страннику никогда не найти своего призвания, потому что его призвание — указать на предназначение других людей, а самому продолжать скитаться из одной стороны в другую.
    Очарованный странник в произведении — это простой русский человек, не из благородных.

    Но Иван Флягин обладает силой и способностью видеть красоту и воспринимать ее не так, как остальные люди: он видит ее, кажется, не глазами, а сердцем, пропускает через себя. Его душа была так широка, что могла обнять, прочувствовать весь мир, окружающий его, и он смог поведать о событиях своей многотрудной жизни. Он и в страданиях умел найти красоту, а в тоске — неповторимость. Пример тому — степь. Он страдал, скучал по Родине. Какие могли быть у него чувства, кроме боли, горя, тоски? Но в его памяти сохранилось не только это, но и воспоминание о чужой природе. Она была ему чужда, но и в ней он смог найти неповторимость и красоту.
    Любовь в страннике рождается от первого впечатления, с первого взгляда. Он был бесхитростен, его порывы были нелицемерны, чисты, ярки. Его любовь была искренней и самоотверженной. Он имел дар любить, понимать, сострадать. Он готов взять на себя грех ради спасения человеческой души. Иван находил красоту в животном, понимал и любил лошадь. Ради красоты он совершал такие поступки, какие может совершать человек с гордой, широкой душой, любящий азарт, волнение, страсть, безрассудство. Он согласился на бой с татарином ради лошади. Позже — он без раздумья отдаст все деньги за цыганку. Но отдаст не только деньги, но и душу за нее. Он это сделал ради любви к ней, из сострадания. Этот простой человек любил красоту так, как не каждый сможет любить.
    Очарованным странником движет судьба, провидение, в которое он неколебимо верит. Этот» странник околдован какой-то неведомой силой, он попал в магический круг, из которого нет выхода. Ему всегда чего-то не хватает, он молится «так, что даже снег инда под коленями протает и, где слезы падали — утром травку увидишь». Исчезнет ли он когда-нибудь? Скорее всего — нет, ведь он сам «всей своей обширной протекшей жизненности даже обнять не может». Не суждено ему исчезнуть, сгинуть, всю жизнь свою он погибает и никак не может погибнуть. Русской земле нужны такие люди, поэтому его неузнанный дух будет витать повсюду и после его смерти.
    Один ли Очарованный странник был на Руси? Сколько их, этих странников? Это и три богатыря из русских былин, и странствующий монах, и сам Сергий Радонежский, и М. Лермонтов, и А. Пушкин, и многие-многие другие замечательные русские люди. Все они так или иначе странствующие, очарованные души, воплотившие себя в литературе, служении Богу, защите родины, но так и не нашедшие покоя. Очарованный странник — воплощение русского характера. Причины его вечной неуспокоенности «остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».

    Другие сочинения по этому произведению

    Загадочная русская душа» в повести Н. Лескова «Очарованный странникАнализ эпизода из повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»Анализ эпизода «Происшествие с Грушей» (повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник»)В чём очарование Ивана Флягина? (поповести Н. С. Лескова «Очарованный странник»)В чём смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»?Женские образы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»Жизненный путь Ивана Флягина (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»)Иван Флягин — правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»)Иван Флягин в повести Лескова «Очарованный странник»Иван Флягин — главный герой повести Н.

    С. Лескова «Очарованный странник»Иван Флягин – образ, воплощающий черты русского национального характераКто такой Иван Северьяныч Флягин: грешник или праведник?Мир образов ЛесковаОбраз Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник».Образ ФлягинаОчарованный странник — самый значительный герой Н. С. ЛесковаПочему повесть Н. С. Лескова названа «Очарованный странник»?Праведен или грешен Иван ФлягинРоссия в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»Русский национальный характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»Русский национальный характер — цель изображения повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»Русский характер в рассказах Н. С. ЛесковаСвобода и необходимость в «Войне и мире» Л. Н. Толстого и «Очарованном страннике» Н. С. ЛесковаСвоеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. Лескова «Очарованный странник»Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»Смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»Смысл странствий Ивана Флягина (По очерку Лескова «Очарованный странник»)Странник ЛесковаТворчество Н.С. Лескова (Рассказ «Очарованный странник»)Тема странничества в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник».Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»Анализ текста повести «Очарованный странник»Какие черты русского национального характера воплощены в Иване Северьяновиче ФлягинеЖанр, сюжет, композиция, образ главного герояХарактеристика Ивана Флягина в повести Лескова «Очарованный странник»Житие русского грешника в повести «Очарованный странник»Смысл слова «Странник» в одноименной повети ЛесковаРусские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере»Очарованный странник»)Сюжет и проблематика повести “Очарованный странник”Жизненные перипетии главного героя повести «Очарованный странник»Традиции древнерусской литературы в повести «Очарованный странник»Иван Северьяныч Флягин человек особенный, исключительный, странной и необычной судьбыЗагадки лесковского сказа на примере повести «Очарованный странник»Законы художественного мира ЛесковаФлягин — характеристика литературного герояРусские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере «Очарованный странник»)Образ Ивана Флягина в повести Н. Лескова «Очарованный странник»Образ Флягина в повести «Очарованный странник»Сюжет повести Лескова «Очарованный странник»Повествовательная организация повести «Очарованный странник»Смысл названия повести Николая Лескова “Очарованный странник”Образ Ивана Флягина в повести Лескова «Очарованный странник»Герой повести-очерка Лескова «Очарованный странник»Иван Флягин правдоискатель земли русскойИстория создания повести «Очарованный странник»Нравственность и гуманизм русского человека в повести «Очарованный странник»Изображение русского национального характера в произведениях Н.С.Лескова (на примере произведения «Очарованный странник»).Русский характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести “Очарованный странник”В чём драма Ивана ФлягинаИван Флягин в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»Образ правдоискателя в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»Повесть «Очарованный странник» Николая ЛесковаИдейно художественное своеобразие повести Лескова «Очарованный странник»Русский характер и судьба народа в повести “Очарованный странник”Поэтичность прозы Лескова («Очарованный странник»)Странник Лескова (по повести «Очарованный странник»)Кульминация духовной драмы или в чем смысл странствий Ивана Флягина»Очарованный странник» повествование Ивана Флягина о своей жизни и судьбеСочинение по сюжету повести «Очарованный странник»Школьное сочинение по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»Критика о повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»“Загадочная русская душа” в повести Лескова “Очарованный странник”Русский национальный характер в изображении Лескова (по повести «Очарованный странник»)Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Лескова «Очарованный странник» 2Очарованный странник — самый значительный герой ЛесковаДуховная красота русского человека в повести «Очарованный странник»Жизнь и судьба Ивана Флягина – дорога к людям во искупление грехаИван Флягин в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»»Очарованный странник» как образ РоссииЗагадочная русская душа в повести “Очарованный странник”Краткая характеристика произведения «Очарованный странник» Лескова Н.С.»Очарованный странник» Н. С. ЛесковаОбраз скитальца Ивана ФлягинаСмысл странствий Ивана ФлягинаТрадиции фольклора и древнерусской литературы в повести «Лескова Очарованный странник»Духовная красота русского человека в повести Николая Лескова «Очарованный странник»Я хочу рассказать вам о книге, о повести Очарованный странникОбраз Ивана Северьяныча ФлягинаОписание образа Ивана Флягина в повести «Очарованный странник»

    / Сочинения / Лесков Н.С. / Очарованный странник / Смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»

    Смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»

    Не всегда в литературном произведении очевиден смысл названия. Прочитав повесть Лескова, я сначала не поняла, что именно хотел писатель сказать словами «очарованный» и «странник»? Первоначальное название повести «Очарованный странник» — «Черноземный Телемак». Почему же новое показалось Лескову более емким и точным? Я попыталась разобраться в этом.
    Смысл слова «Странник» на первый взгляд понятен: оно употреблено в прямом значении, то есть обозначает человека много путешествовавшего, странствовавшего в своей жизни, много повидавшего, узнавшего о мире.

    Однако, вдумавшись, я поняла, что не все так просто. Флягин – это человек, странствующий не только по внешнему миру, но и по внутреннему, исследующий тайные уголки своей души и душ других людей. Вся жизнь человека – это большое путешествие от начала и до конца, от рождения и до смерти. Автор ведет своего героя от события к событию и доводит его «до последней житейской пристани – до монастыря». Мне кажется, что слово «странник» в названии произведения содержит в себе оба значения.
    Слово «очарованный» также имеет широкий смысл. Его значение связано с глаголом «очаровываться». Герой повести откликается на красоту, ценит ее, может ее описать, будь то красота животного или женщины. Он очарован красотой родной природы, красотой лошади Дидоны, красотой молодой цыганки Груши – «…»
    Жизнь Флягина была очень сложной, много было в ней горя и трудностей, но он очарован самой жизнью, во всем замечает что-то хорошее.
    Прилагательное «очарованный» можно также связать со словами «околдованный», «оцепенение». Действительно, главный герой совершает неосознанные поступки (убийство монаха, спасение графа, воровство лошадей и т.д.)
    Наконец, «очарованный» можно сравнить со словом «чары». Главный герой считал, что рок, судьба, родительское предначертание — причины всего происшедшего с ним: «…я многое даже не своею волею делал…»
    Итак, Очарованный странник – это человек, призванный пройти по жизни, принимая ее такой, какая она есть, находясь под ее очарованием, выполняющий все, что ему предназначено.

    Беру!

    Смысл названия повести Николая Лескова Очарованный странник

    Смысл названия повести Николая Лескова 8220 Очарованный странник 8221
    Ключевой в творчестве Н. С. Лескова считается проблема личности, избавляющейся от сословных пут. Данный вопрос исторически спаян с теми общественными течениями, случались в России следом за отменой крепостного права. В особенности значима для постижения смысла и хода настоящей задачи повесть “Очарованный странник”, вошедшая в цикл произведений о праведниках земли русской. А. М. Горький говорил: “Лесков — писатель, открывший праведника в каждом сословии, во всех группах”. Повесть “Очарованный странник” увлекательна именно тем, что ее главный герой, “черноземный Телемак”, Иван Северьяныч Флягин одолевает продолжительный и тяжкий путь становления личности, отыскивания правды и истины, опоры в жизни. Этот черноземный богатырь, видом своим напоминающий легендарного Илью Муромца, знаток лошадей, “несмертельный” авантюрист становится монахом-черноризцем только после тысячи приключений, когда ему уже “деться было некуда”. Особым смыслом наполнен рассказ-исповедь героя об этих странствиях. Исходная точка этих странствий — крепостное, дворовое положение героя. Лесков рисует здесь горькую правду крепостнических отношений.

    Флягин ценой безмерной самоотверженности спас жизнь своему барину, но его можно нещадно высечь и отправить на унизительные для него работы (мостить дорожку к барскому дому) лишь за то, что он не угодил барской кошке. (Здесь возникает тема оскорбленного человеческого достоинства.)
    Не всегда в литературном произведении очевиден смысл названия. Прочитав повесть Лескова, я сначала не поняла, что именно хотел писатель сказать словами “очарованный” и “странник”? Первоначальное название повести “Очарованный странник” — “Черноземный Телемак”. Почему же новое показалось Лескову более емким и точным? Я попыталась разобраться в этом.
    Смысл слова “странник” на первый взгляд понятен: оно употреблено в прямом значении, то есть обозначает человека, много путешествовавшего, странствовавшего в своей жизни, много повидавшего, узнавшего о мире. Однако, вдумавшись, я поняла, что не все так просто. Флягин – это человек, странствующий не только по внешнему миру, но и по внутреннему, исследующий тайные уголки своей души и душ других людей. Вся жизнь человека – это большое путешествие от начала и до конца, от рождения и до смерти. Автор ведет своего героя от события к событию и доводит его “до последней житейской пристани – до монастыря”. Мне кажется, что слово “странник” в названии произведения содержит в себе оба значения.
    Слово “очарованный” также имеет широкий смысл. Его значение связано с глаголом “очаровываться”. Герой повести откликается на красоту, ценит ее, может ее описать, будь то красота животного или женщины. Он очарован красотой родной природы, красотой лошади Дидоны, красотой молодой цыганки Груши. Жизнь Флягина была очень сложной, много было в ней горя и трудностей, но он очарован самой жизнью, во всем замечает что-то хорошее.
    Прилагательное “очарованный” можно также связать со словами “околдованный”, “оцепенение”. Действительно, главный герой совершает неосознанные поступки (убийство монаха, спасение графа, воровство лошадей и т.д.) Наконец, “очарованный” можно сравнить со словом “чары”. Главный герой считал, что рок, судьба, родительское предначертание — причины всего происшедшего с ним: “…я многое даже не своею волею делал…” Но весь смысл странствий Флягина заключается в том, что герой все-таки обретает эти нравственные нормы. И для писателя особенно важно то, как он их обретает.
    Так, в татарском плену (куда Флягин попал по собственной глупости и бесшабашности) зарождается в душе героя неосознанная еще любовь к Родине, к вере, к свободе. В миражах и видениях предстают перед Иваном Северьянычем образы православных храмов с золочеными куполами, с протяжным колокольным звоном. И стремление во что бы то ни стало вырваться из плена овладевает им. Опять же случай помогает герою освободиться из ненавистного десятилетнего плена: петарды и шутихи, оставленные случайно заезжими миссионерами, спасают ему жизнь и дают долгожданное освобождение.
    Кульминацией духовной драмы странника становится его встреча с цыганкой Грушей. В другом человеке, в любви и в уважении нашел странник первые нити связи с миром, нашел в высокой страсти, начисто свободной от эгоистической исключительности, и свою личность, высокую ценность своей собственной человеческой индивидуальности. Отсюда — прямой путь к другой любви, к любви к народу, к Родине, более широкой и всеобъемлющей. После смерти Груши, страшного греха убийства, Флягин понимает всю греховность своего существования и стремится искупить свою вину перед собой и перед Богом. Опять случай или провидение помогает ему в этом: он идет на кавказскую войну вместо сына двух стариков, спасших его, под именем Петра Сердюкова. На войне Флягин совершает подвиг — налаживает переправу через реку, и кажется ему в тот момент, когда под градом вражеских пуль переплывает он реку, что невидимая и незримая душа Груши распростерла свои крылья, защищая его. На войне герой дослужился до дворянского звания. Но такое “повышение” статуса приносит ему лишь неприятности: он не может найти работу, должность, которая бы кормила его. И снова скитания: работа мелким чиновником, служба в театре. Многое вынес “несмертельный” Иван Флягин, прежде чем попал в монастырь. И тут-то и раскрылась душа Ивана Флягина окончательно: наконец-то понял он свое предназначение, наконец-то обрел спокойствие и смысл жизни. А смысл этот прост: он — в бескорыстном служении людям, в истинной вере, в любви к Родине. В самом конце повествования слушатели спрашивают Флягина, почему тот не хочет принять старший постриг. На что он охотно отвечает: “Мне за отчизну очень помереть хочется”. И если наступит лихая година, начнется война, то снимет Флягин рясу и наденет “амуничку”.
    Значит, “хождения по мукам” попали в ранг трагедии нахождения дорог службе России. А Флягин, не ведающий об этом, стал зачинателем возвышенных моральных человеческих черт.

    Смысл названия повести

    ­

    Как известно, каждый писатель приносит в литературный мир, свойственных ему по мировоззрению, героев. Так и Н. C. Лесков ввел в мир литературы былинных героев с нелегкой судьбой. Одним из таких героев является Иван Северьяныч Флягин. Этот герой с внешностью русского богатыря, прежде всего, стремится к духовному росту и совершенству. Он влюблен в жизнь, попросту очарован ею. Оттого и судьба такая — погибать много раз, но так и не погибнуть.

    У Ивана удалой, залихватский характер. Он много путешествует, исследую все уголки родной страны. Эти странствия не проходят даром. Ему встречается множество людей, как хороших, так и плохих. Ему приходится сталкиваться с трудностями разного характера, но он все преодолевает и старается не идти против своей совести, хотя не всегда получается.

    Название повести говорит само за себя.

    Главный герой очарован всем, что его окружает: природой, красивыми конями, голосом цыганки. В постоянных скитаниях кроется его широкая русская натура, требующая постоянного роста и развития. Изначально автор дал своему произведению другое название — «Черноземный Телемак». Однако со временем он понял, что это название не такое емкое и точное, как «Очарованный Странник».

    Смысл слова «странник» очевиден. Иван Северьяныч, хоть и родился в Орловской губернии, но рано остался без матери и был отдан на кучерский двор. Там он пристрастился к лошадям и стал форейтором у одного барина. Так получилось, что он как-то забил кнутом монаха по дороге. Так поступал тогда любой форейтор с людьми, которые становились у него на пути. Но Ивана сильно затронула эта история, и монах не раз ему виделся с пророческими словами.

    После этого отправился Иван в странствие, которое больше напоминало «хождение по мукам». Много испытаний выпало на его долю, в результате которых он оказался в конфликте не только с внешним миром, но и с самим собой. Однажды он боролся со степным богатырем ради красивого коня, затем пребывал в многолетнем татарском плену, испытал страстную любовь к цыганке с неземным голосом, по ее просьбе ее же и убил, отправился на войну и, наконец, поступил в монастырь. Именно жизнь в послушании ему показалась самой правильной. Она его вовсе не тяготила и открыла в нем дар пророчества.

    Парадокс заключается в двойственности натуры «очарованного странника». С одной стороны, это был глубоко верующий человек, который старался жить по христианским обычаям. С другой стороны, это не всегда ему удавалось. Этот парадокс даже сам автор до конца не смог объяснить, но именно это противоречие привело Ивана к пониманию своего истинного предназначения. Таким образом, «очарованный странник» — это человек, призванный пройти и принять жизнь такой, какая она есть.

    см. также:
    Другие сочинения по произведению Очарованный странник, Лесков

    Характеристики главных героев произведения Очарованный странник, Лесков

    Краткое содержание Очарованный странник, Лесков

    Краткая биография Николая Лескова

    Добавить комментарий

    Закрыть меню