Обязательства по салической правде

Салическая правда франков

1.Общая характеристика.

2. Обязательства.

3. Семейное право.

4. Наследственное право.

5. Уголовное право.

6. Судебный процесс.

1. Параллельно с формированием государственности у франкских племен шло создание права. С этой целью осуществля-лась письменная фиксация древнегерманских обычаев — запись обыч-ного права германских племен. Таким образом, были записаны «варварские правды»: Салическая,Рипуарская,Бургундская,Ал-леманнская и др.

Салическая правда (Салический закон) создана в начале VI в., в последние годы жизни и правления короля Хлодвига, и является одним из самых древних сборников записей обычного права гер-манцев. Она делится на титулы (главы).

Салической правде присущи казуистический характер и отсут-ствие общих, абстрактных понятий; описанные в ней правовые дей-ствия и акты отличаются формализмом. Особенностью казуистиче-ской системы составления древних норм являлось то, что объектом рассмотрения при ней является распространенный в жизни случай, ситуация.

Основное содержание Салической правды — перечень право-нарушений и соответствующих им наказаний (главным образом, штрафов). Текст Салической правды дает некоторое представление об общественном строе франков начала VI в.

2. Обязательственные отношения в Салической правде осве-щаются слабо, что объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, частной собственности.

Упоминаются такие виды сделок: купля-продажа, ссуда, за-ем, наем, мена, дарение.

Передача права собственности при сделках осуществлялась

публично путем простой передачи вещи.

Неисполнение обязательств или просрочка в их исполнении влекли за собой имущественную ответственность. Истребование долга происходило в строго установленной форме.

3. Брачно-семейные отношения Салическая правда описыва-ет в общих чертах.

Брак заключался в форме покупки невесты женихом: он пре-доставлял невесте так называемый «утренний дар». Похищение де-вушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом. Препят-ствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства:

• существование законного брака;

• объявление лица вне закона;

• наличие близкого кровного родства;

• несвободное состояние человека.

О расторжении брака Салическая правда не упоминает. Положение женщины в семье определяли пережитки матри-

архального строя.

4. Салическая правда предусматривает наследование по закону

и по завещанию.

Наследование по закону осуществлялось различно примени-тельно к движимому и недвижимому имуществу.

При наследовании движимого имущества первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Из числа наследников недвижимости женщины ис-ключались, земля передавалась только по мужской линии.

Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения(аффатомии), совершавшегося публично в народном собрании в строго установленной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем через год после смерти дарителя передать это имущество указанному лицу.

5. Определения преступления Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включались причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира.

Виды преступления по Салической правде можно разделитьна четыре группы:

• преступления против личности — убийство, членовреди-тельство, клевета, оскорбление, изнасилование;

• преступления против собственности — кража, поджог, гра-

беж;

• преступления против порядка отправления правосудия — неявка в суд, лжесвидетельство;

• нарушение предписаний короля.

Одним из самых распространенных видов наказания был вергельд–выкуп за совершение преступления.Размер вергельдазависел от тяжести преступления, социального происхождения и даже пола человека.

Салической правде известно понятие отягчающих обстоя-тельств, каковыми считаются групповое убийство,убийство в похо-де, попытка скрыть следы преступления, а также понятие подстре-кательства — к краже или убийству.

Субъектами преступления могли быть свободные франки,ли-ты и рабы. Целью наказания являются возмещение вреда потер-певшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского ми-ра.

6. Судебный процесс Салическая правда наделяла состяза-тельным характером. Процесс был устным,гласным,отличалсястрогим формализмом. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права.

Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось водинаковых формах.

В качестве доказательств на судебном процессе Салическая правда признает следующие:

1. Параллельно с формированием государственности у франкских племен шло создание права. С этой целью осуществлялась письменная фиксация древнегерманских обычаев — запись обычного права германских племен. Таким образом были записаны «варварские правды»: Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеманнская и др.

Салическая правда (Салический закон) создана в начале VI в., в последние годы жизни и правления короля Хлодвига, и является одним из самых древних сборников записей обычного права германцев. Она делится на титутлы (главы).

Салической правде присущи казуистический характер и отсутствие общих, абстрактных понятий; описанные в ней правовые действия и акты отличаются формализмом. Она воспроизводит различные этапы архаической судебной процедуры.

Основное содержание Салической правды — перечень правонарушений и соответствующих им наказаний (главным образом штрафов). Текст Салической правды дает некоторое представление об общественном строе франков начала VI в.

2. Обязательственные отношения в Салической правде освещаются слабо, что объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, частной собственности.

Упоминаются такие виды сделок: купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение.

Передача права собственности при сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи.

Неисполнение обязательств или просрочка в их исполнении влекли за . собой имущественную ответственность. Истребование долга происходило в строго установленной форме.

3. Брачно-семейные отношения Салическая правда описывает в общих чертах.

Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение девушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства:

  • существование законного брака;
  • объявление лица вне закона;
  • наличие близкого кровного родства;
  • несвободное состояние человека.

О расторжении брака Салическая правда не упоминает.

Положение женщины в семье определяли пережитки матриархального строя.

4. Салическая правда предусматривает наследование по закону и по завещанию.

Наследование по закону осуществлялось различно применительно к движимому и недвижимому имуществу. При наследовании движимого имущества первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники.

Из числа наследников недвижимости женщины исключались, земля передавалась только по мужской линии.

Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомии), совершавшегося публично в народном собрании в строго установленной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем через год после смерти дарителя передать это имущество указанному лицу.

5. Определения преступления Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включались причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира.

Виды преступления по Салической правде можно разделить на четыре группы:

  • преступления против личности — убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование;
  • преступления против собственности — кража, поджог, грабеж;
  • преступления против порядка отправления правосудия — неявка в суд, лжесвидетельство;
  • нарушение предписаний короля.

Салической правде известно понятие отягчающих обстоятельств, каковыми считаются групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления, а также понятие подстрекательства — к краже или убийству.

Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и рабы. Целью наказания являются возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

6. Судебный процесс Салическая правда наделяла состязательным характером. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права.

Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах.

В качестве доказательств на судебном процессе Салическая правда признает следующие:

  • соприсяжничество — соприсяжниками, «свидетелями доброй славы» обвиняемого являлись его родственники, друзья или соседи;
  • свидетельства очевидцев;
  • ордалии.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Контрольная работа по учебной дисциплине

«История государства и права зарубежных стран»

История создания и общая характеристика

Салической правды

КАЗАНЬ 2010

Введение………..……………………………………………………………3

Глава I. Салическая правда………………………………………………….6

1.1. Причины создания……..………………………………………………..6

1.2. Время создания………………………………………………………….5

1.3. Место создания………………………………………………………….7

Глава II. Общая характеристика памятника………………….……………11

2.1. Источники………………………………………………………….…..11

2.2. Содержание Салической правды…..……………………………….…12

2.3. Особенности……………..……..…………………………………….…14

Заключение…………………..…………………………………………..…..22

Список использованных источников…………………………………..….23

Введение

Данная работа посвящена изучению одного из законодательных актов варварских правд — Салическая правда, которая является крупнейшим памятником франкских народов. Статьи Салической правды дошли до нас в большом количестве; этот сборник законов стал началом развития письменного права и заложил основной фундамент для совершенствования права.

Целью настоящей работы является изучение и анализ системы норм, закрепленных в Салической правде.

Для достижения поставленной цели автор считает нужным решение следующих задач:

— проработать учебники, учебные пособия и другую литературу, содержащую материалы по интересующей нас теме, изучить Салическую правду, а также те номы, которые они содержат, их особенности;

— выделить и рассмотреть характерные черты возникновения и содержания Салической правды;

— сделать конструктивные выводы по содержанию работы.

Салическая правда – памятник права раннефеодального общества, отражающий его обычаи, традиции, нравы и быт, в том числе и в сфере уголовных правоотношений. Данный источник нормативно отражает и закрепляет жизнь и мировоззрение целой эпохи, народности. Салическая правда содержит в себе определенные отголоски римского права (что обусловлено завоеванием салическими франками бывшей римской провинции Галлии), а также непосредственное влияние христианских ценностей. Эти особенности «варварской Правды», трансформируясь и видоизменяясь, и в последующие времена Средних веков будут прослеживаться в законодательстве данного периода. Таким образом, Салическая правда является одним из первых нормативно-правовых источников, характеризующих длительный отрезок времени, и определенным образом повлиявших на все последующее законотворчество большинства европейских стран. Именно всеми этими вышеперечисленными причинами обусловлена актуальность, значимость и востребованность данной работы.

Государство франков прошло в своем развитии два основных периода (с конца V до VII в. и с VIII по середину IX в.). Рубеж разделяющий эти периоды, характеризуется не только сменой правящих династий (на смену Меровингам пришли Каролинги). Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической и политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство в форме сеньориальной монархии.

Во втором периоде в основном завершается создание крупной феодальной земельной собственности, двух основных классов феодального общества: замкнутого, иерархически соподчиненного, связанного вассально-ленными узами класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого им зависимого крестьянства — с другой. На смену относительной централизации раннефеодального государства приходит феодальная раздробленность.

В V-VI вв. у франков сохранились еще общинные, родовые связи, отношение эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига.

Важнейшим источником для изучения общественного строя франков преимущественно Северной Галии в меровингский период является «Салическая правда». Она представляет собой запись судебных обычаев салических Франков, произведенную, как полагают, в начале VI в. еще при Хлодвиге. Римское влияние сказалось здесь гораздо меньше, чем в других варварских правдах, и обнаруживается, главным образом, во внешних чертах: латинский язык, штрафы в римских денежных единицах.

«Салическая правда» в более или менее чистом виде отражает архаические порядки первобытнообщинного строя, существовавшие у франков ещё до завоевания, и слабо отражает жизнь и правовое положение галло-римского населения. Но на протяжении VI-IX вв. франкские короли делали все новые и новые дополнения к «Салической правде» поэтому в сочетании с другими источниками более позднего периода она позволяет проследить также и дальнейшую эволюцию от родоплеменного строя к феодализму франкского общества.

Первоначальный текст «Салической правды» до нас не дошел, но сохранился в многочисленных списках 8-9 веков.

Таким образом, говорить о полной и всесторонней изученности данного вопроса не приходится. Однако, в отношении имеющихся источников научные исследования и разработки велись и ведутся весьма активно и интенсивно. При написании данной работы нами были использованы современные учебники и учебные пособия, хрестоматии, учебные наглядные пособия, список которых приведен.

Тема этой контрольной работы является особенно интересной, так как в ней рассматривается один наиболее важных кодифицированных сборников законов, именуемый Салической правдой. А для юриста тема должна быть интересна во много раз больше, так как она позволяет ему оценить правовую обстановку в древности и сравнить её с нынешнем временем; опираясь на эти первые документы дает возможность выявить их недостатки, недоработки и учесть это при составлении законов в настоящем времени.

Глава I. Салическая правда

1.1.Причины создания

Первая запись права, точнее, правовых обычаев франков, — «Салического закона» (первоначально ту часть этого племени, которая жила около моря, называли «салическими», т.е. «приморскими» франками). После завоевания Галлии жизнь франкского племени усложнилась, и нужно было регулировать разные ее стороны, разрешать многочисленные конфликты. С этой целью и был записан «Салический закон».

Мы знаем, что франки говорили на германском диалекте, употребляя отчасти также латынь местных жителей Галлии, но в письме применялся только латинский язык. На нем-то и записан «Салический закон».1

1.2.Время создания

О времени возникновения Салической Правды до сих пор идут споры. Все согласны, что она появилась до смерти Хлодвига, но дальше начинаются разногласия. По вопросу о времени появления древнейших узаконений мы принуждены вращаться в области гаданий; вопрос о времени появления древнейшего текста поддается приблизительному разрешению. Подспорьем при этом служит сам текст. В статье 46-ой упоминается Луара; если только это не позднейшая глосса, что маловероятно, то Салическая Правда не могла возникнуть раньше войны Хлодвига с вестготами; это подтверждается и следами вестготского влияния на Салическую Правду. Во многих статьях идет речь о сильной королевской власти, что не могло бы быть до основания королевства; затем новая монетная система со счетом на солид, равный 40 денариям, устраняет возможность более раннего происхождения, потому что такого соотношения не было, по-видимому, до 481 г. Виноград, о котором у поминается в Салической Правде, не рос на Салической земле даже в середине VI в., между тем как в стране по Мозелю — в завоеванной в 486 г. области Сиагрия — он уже обрабатывался в IV в. Таким образом, возникновение памятника приходится отнести к самому началу VI в., между 507 и 511 гг. О способе составления Салической Правды говорит полулегендарный пролог, передающий, что франки, после их крещения, на трех судебных собраниях (per tres mallos), в разных местах (чтобы высказалось, по возможности, большинство), после тщательного обсуждения установили нормы Салической Правды.2

К Салической правде относятся также капитулярии, числом семь, вносящие в нее более или менее существенные дополнения. Первые четыре возникли, по-видимому, до 568 г., пятый и шестой — после 575 г., седьмой — при Людовике Благочестивом.3

1.3.Место создания

В IV-V вв. отношения Римской империи и германских племен значительно обостряются. Это было связано не только с ослаблением Рима, который уже не мог сдерживать натиск на своих границ варваров, начатый великим переселением народов, но и процессами, происходящими внутри германского государства.

По мере роста производительных сил и увеличения населения у германцев, а также разложения первобытного строя и усиления классовой дифференциации (выделение наследственной знати, рост роли военного вождя, опирающегося на профессиональных воинов-дружинников, которым нужны были не только военная добыча, но и новые земли и рабочая сила), натиск варваров на империю возрастает.

Чтобы сдержать натиск варваров, римские императоры вынуждены были нанимать других варваров в качестве федератов(союзников), разрешая им селиться на территории империи, передавая не только земли под поселение, но и некоторые административные и фискальные функции на контролируемой территории. Однако бывшие союзники вскоре перестают признавать за собой власть Рима, хотя, принимая титулы, формально считаются подданными императора.

В V в. некоторые германские племена, преимущественно англы и саксы, стали переселяться на территорию нынешней Англии, оттесняя аборигенов — кельтов. Другие племена, во главе с Хлодвигом, вождем племени салических франков, просочились в Бельгию, а оттуда на север Галлии (ныне Франции). Хлодвиг собрал вокруг себя большинство франкских племен, подчинил Северную Галлию, затем отбил нападение аллеманов и в 507 г. захватил Аквмтанию у вестогов. Ко дню смерти Хлодвига в 511 г. франки стали хозяевами всей Галлии, кроме Прованса.4

Земли было так много, что вполне хватило не только для наделения ею франкских общин, но и закрепления немалой ее части за королем и его приближенными. Для поднятия своего авторитета Хлодвиг с дружиной в 493г. принял христианство, что сразу приблизило к нему авторитетное галло-римское духовенство, оказавшее ему значительную помощь в дальнейших завоеваниях. Под влиянием духовенства он принял одну из первых известных нам варварских правд — Салическую правду.

Переселяясь на новые места, франки продолжали селиться свободными соседскими общинами — марками, которые представляли собой объединение дворов свободных крестьян, где пахотная земля являлась владением входивших в общину-марку индивидуальных крестьянских семейств, а пастбища, леса и другие неподеленные угодья оставались общей собственностью членов общины.

Первоначально франкское общество представляло собой сложное вождество объединяющее под своим началом отдельные элементы – племена. Становление этого типа власти было во многом обусловлено завоевательными походами франков, требующими концентрации власти в руках военного предводителя.

Постепенно происходил отход вождя от функций племенного предводителя и превращения его в монарха, структуры племенной демократии перерождалось в органы новой публичной власти.5

Становление государства франков происходит под значительным влиянием структур позднеримской империи, сохранившихся на завоеванных территориях. Такой путь смешанного влияния на создание феодальной государственности элементов рабовладельческой формации и первобытнообщинных отношений получил в науке название синтезного, и классическим примером его является создание франкского государства.

Франки на практике столкнулись с тем, что, опираясь на традиции первобытной демократии и общинного самоуправления, невозможно было управлять римскими провинциями. Поэтому у них достаточно быстро на основе дружинной организации выделился административный аппарат, органы принуждения и насилия.

Произошел количественный рост лиц, осуществляющих власть. За свою службу эти представители как германского, так и галло-римского происхождения стали получать от короля государственные должности, судебно-администратвные права и земельные пожалования. Власть приобрела институциональный характер с помощью отдельных органов и учреждений.

При этом сфера деятельности публичной власти стала распространяться не только на отдельные общины, но и на все общество в целом.

Однако благодаря сохранению значительного количества свободного крестьянства, как франкского, так и галло-римского происхождения, в формирующемся государстве сохраняется много архаичных черт эпохи военной демократии. В частности, долгое время значительную роль продолжают играть общинные и племенные органы управления, мало подконтрольные королевской власти.

Процесс разложения общинных порядков шел медленно, общество долгое время продолжало оставаться сравнительно единым, где основным его элементом являлся свободный крестьянин.6

Глава II. Общая характеристика памятника

2.1. Источники

Источниками Салической Правды послужили главным образом обычно-правовые нормы, господствовавшие в различных разветвлениях племени салических франков и уже сделавшиеся обязательными; название pactus (договор) указывает именно на ее объединяющий характер. Но так как она была вызвана к жизни определенным актом, то ее составители воспользовались случаем включить в нее постановления, незнакомые обычному праву салиев и отчасти заимствованные из других, более древних племенных правд, напр. из вестготской, отчасти вновь созданных из юридического материала, не успевшего еще приобрести обязательного характера.

Добавить комментарий

Закрыть меню