Общество по спенсеру

Читайте также статьи Философия Джордано Бруно, Томмазо Кампанелла, Якоб Бёме, Философия Фрэнсиса Бэкона – кратко, Философия Декарта – кратко, Философия Спинозы – кратко, Философия Томаса Гоббса – кратко, Джон Локк – кратко, Философия Лейбница – кратко, Философия Беркли – кратко, Философия Канта – кратко, Философия Фихте – кратко, Философия Шеллинга – кратко, Философия Гегеля — кратко, Философия Шопенгауэра – кратко

Знаменитый философ-позитивист Герберт Спенсер родился в Англии, в графстве Дерби 27 апреля 1820 г. В ранней молодости Спенсер был гражданским инженером, но уже в 1845 г. оставил эту профессию и всецело отдался науке. Кроме ряда научных и публицистических статей, которые были первоначально помещены в различных периодических изданиях, а затем изданы отдельно в трех томах под общим названием: «Essays» («Опыты), Спенсером были написаны: «Социальная статика», «Изучение социологии», «Воспитание» и «Система синтетической философии». Это последнее сочинение есть главный труд, давший Герберту Спенсеру всемирную известность. Под общим названием: «Система синтетической философии» опубликован ряд томов, которые, хотя и связаны общими идеями, однако в значительной мере могут быть рассматриваемы, как отдельные сочинения. «Синтетическая философия» состоит из: одного тема «Основных Начал», двух томов «Оснований биологии», двух томов «Оснований психологии», трех томов «Оснований социологии» и двух томов «Оснований науки о нравственности».

В «Основных Началах» Герберт Спенсер излагает наиболее общие положения своей философии. Исходя из принципа относительности знания, он приходит к типичному для всех позитивистов выводу, что «конечные научные идеи соответствуют реальностям, которые не могут быть постигнуты», что «действительность, лежащая позади всякой видимости, должна вечно оставаться непознаваемой», и философия должна, поэтому, сосредоточится на изучении не сущности вещей, а данных нам в опыте отношений между ними. Переходя в область этого «познаваемого», Спенсер начинает с того, что определяет философию, как вполне объединенное знание. С этой точки зрения можно различить две формы философии: общую философию, в которой частные истины служат для уяснения истин всеобщих, и частную философию, в которой признанные всеобщие истины служат для истолкования истин частных. «Основные Начала» занимаются философией первого рода, а все остальные части «Синтетической философии» посвящены философии второго рода.

Английский философ Герберт Спенсер

Основное учение Герберта Спенсера – учение об эволюции, которую он определяет так: «Эволюция есть интеграция материи и сопутствующее ей рассеяние движения, причем материя переходит от состояния неопределенной, бессвязной однородности к состоянию определенной, связной разнородности, а сохраненное движение претерпевает параллельные изменения». Нельзя не указать на сходство идей Спенсера об эволюции с учением фон Бэра, однако Спенсер настолько расширил мысль Бэра и так оригинально ее переработал, что его право считаться вполне самостоятельным творцом излагаемого им учения не может подлежать сомнению. Основной причиной эволюции Герберт Спенсер считает «неустойчивость однородного». Бесконечная и абсолютная однородность, согласно его идеям, была бы вполне устойчива, но за отсутствием подобной однородности неизбежно начинается перераспределение материи и силы, при котором различные части однородного подвергаются неодинаковому действию внешних сил, и вследствие этого однородное превращается в разнородное. В конце концов, в основе всех явлений эволюции лежит принцип сохранения (постоянства) силы. Таким образом, Спенсер берет основным исходным пунктом своих идей несомненный и общепринятый принцип сохранения энергии, и все его учение об эволюции является логическим выводом из этого принципа. Слабая сторона идей Спенсера заключается в недостаточно выработанной теории познания, в том, что он без достаточной критики оперирует над понятиями материи и силы, а самое учение об относительности знания усвоено им в том неудовлетворительном виде, в каком оно находилось и до него. Хотя учение о физической эволюции, как о переходе от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности, нельзя признать целиком ошибочным,оно, несомненно, является недостаточным. Особенно глубокие изменения претерпело затем учение о причине эволюции материи.

В «Основаниях биологии» Герберт Спенсер развивает идеи о приложении закона эволюции к органическому миру, к явлениям жизни, которую он определяет, как «беспрерывное приспособление внутренних отношений к отношениям внешним». Основная идея, лежащая в центре биологии Спенсера, – это учение о зависимости проявлений жизни от окружающей среды. Взаимодействия организма и окружающей среды подчинены, согласно Спенсеру, механическому закону равенства действия и противодействия. Все изменения органической материи направлены на установление равновесия между действием среды и противодействием организма. Это равновесие устанавливается или путем прямого уравновешения, когда внешняя сила непосредственно вызывает известные структурные изменения, или путем косвенного уравновешения – дарвиновского естественного отбора. Таким образом, в вопросе о происхождении видов Герберт Спенсер признает как ламарковский принцип унаследования функционально приобретенных изменений, так и дарвиновский принцип естественного отбора. Принцип передачи потомству функционально приобретенных изменений в ходе дальнейшего развития биологии не подтвердился.

Наибольшим богатством идей отличаются «Основания психологии». Здесь Спенсер изучает эволюцию духа. Исходя из самых элементарных проявлений духовной жизни, он шаг за шагом, постоянно оставаясь верным своему основному методу, воспроизводит строение самых сложных её проявлений. Затем, беря самые сложные проявления духа, он, путем анализа, постепенно разлагает их на их элементарные составные части, Посредством такого двойного приема (синтеза и анализа) Герберт Спенсер с замечательной последовательностью доказывает основное единство и непрерывность строения человеческого духа, а также тесную связь между духовною жизнью и внешним миром. По мнению Спенсера, психические явления – субъективные выражения внешней реальности. В своей «Психологии» Герберт Спенсер занимает оригинальное положение в споре между сенсуалистами, утверждающими, что в духе нет ничего, чего бы не было ранее в ощущении, и априористами, которые, в той или иной форме, признавали, что некоторые духовные явления не зависят от ощущений. Спенсер признает существование врожденных «форм мышления» (и созерцания), но утверждает, что эти «формы» являются продуктом психической эволюции, что они – не что иное, как зарегистрированный опыт предков. Будучи врожденными для нас, они в своем историческом происхождении обязаны опыту.

«Основания социологии» Герберта Спенсера по богатству второстепенных идей почти не уступают «Основаниям психологии». Что же касается основной идеи, то она и здесь все та же – идея эволюции. В частях 3, 4, 5 и 6-ой «Оснований социологии» Спенсер изучает эволюцию учреждений домашних, обрядовых, политических и церковных; в первых же двух частях исследуются «Данные социологии» и «Наведения социологии».

Из социологических идей Спенсера наибольшею известностью пользуются учение о происхождении первобытных верований и учение об аналогии между обществом и организмом.

Два тома «Оснований науки о нравственности» посвящены изучению эволюции нравственности. Спенсер – решительный сторонник утилитаризма, который, впрочем, в его переработке является гедонизмом(философской теории, ставящей во главу угла наслаждение).

Философия Герберта Спенсера получала весьма разные оценки ещё среди его современников. Одни ученые (Дж. Стюарт Милль, Льюис, Рибо) считали Спенсера первоклассным гением, одним из величайших философов, однако другие, отдавая дань его всеобъемлющим сведениям и богатству его основных идей, все-таки отказывались признать Спенсера умом первого разряда. Однако едва ли можно отрицать, что уже схема эволюции и остроумные попытки примирения сенсуалистов и априористов сделали учение Герберта Спенсера довольно важным фактом в истории философии.

О другом крупнейшем представителе позитивизма можно прочесть в статье Философия Огюста Конта – кратко

ВОЕННОЕ И ПРОМЫШЛЕННОЕ ОБЩЕСТВА (militant and industrial societies)

Эволюционное РАЗЛИЧИЕ Герберта СПЕНСЕРА между двумя ТИПАМИ общества: более ранней формой, основанной на «принудительном сотрудничестве», — военным ОБЩЕСТВОМ и более поздней, к которой приходят военные общества, — промышленным обществом, построенном на «добровольном сотрудничестве». спенсеровская концепция современного промышленного общества отразила его представление о том, что английское общество находится на самой высокой стадии эволюции. Его типология содержит идеализируемое различие.

Спенсер признавал, что многие общества не достигли второй стадии, а достигшие ее проявляли разнообразные признаки возврата к военной форме. Однако он сохранял веру в то, что промышленный тип был наиболее развитой формой, к которой должны стремиться индивидуумы и правительства.

Военное и промышленное общества
Характеристики Военное общество Промышленное общество
Доминирующая функция или деятельность Общая защитная и наступательная активность для охраны и укрепления могущества Мирное взаимное предоставление индивидуальных услуг
Принцип социальной координации Принудительное сотрудничество; распределение по группам в приказном порядке; как положительное, так и отрицательное регулирование активности Добровольное сотрудничество; регулирование в соответствии с контрактом и принципами справедливости; только отрицательное регулирование активности
Отношения между государством и личностью Индивидуумы существуют для выгоды государства; ограничения на свободу собственности и передвижения Государство существует для пользы индивидуумов; свобода; немногие ограничения на собственность и передвижение
Отношения между государством и другими организациями Все организации государственные; частные организации исключены Частные организации поощрялись
Структура государства Централизованная Децентрализованная
Структура социальной стратификации Неподвижность чинов, занятий и местоположения; наследование положения Гибкость и открытость чинов, занятий и местоположения; изменения в положении
Тип экономической деятельности Экономическая автономия и самообеспечение; ограниченная внешняя торговля; протекционизм Потеря экономической автономии; взаимозависимость через мирную торговлю; свободная торговля
Ценимые социальные и персональные характеристики Патриотизм; храбрость; почтение; лояльность; повиновение; вера в авторитет; дисциплина Независимость; уважение к другим; сопротивление принуждению; индивидуальная инициатива; правдивость; доброта

Военные н промышленные общества. Сопоставления военных и промышленных обществ. Таблица (Смелсер, 1968) составлена на основе работы Герберта Спенсера «Принципы социологии», 1897.
Источник — «Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах.»

>Словарные статьи, связанные с ВОЕННОЕ И ПРОМЫШЛЕННОЕ ОБЩЕСТВА

Нет ничего в словаре.

Социологические идеи Герберта Спенсера.

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒

В Англии наибольший вклад в мировую социологию внес философ и ученый Герберт Спенсер (1820–1903).

Основные идеи и достижения.

Æ Г. Спенсер был основателем эволюционистской школы в классической социологической мысли, создал учение о социальной эволюции.Общей тенденцией развития человеческих обществ, по Спенсеру, было движение от простых неразделенных целостностей к сложным образованиям, где части целого становились все более специализированными, оставаясь в то же время интегрированными.

Æ Был одним из основоположников позитивизма, Будучи последовательным позитивистом, он указывает на наличие закономерностей, единых для всех форм материи — от косной, неживой до социальной.

Æ Стал основателем органической школы в социологии, рассматривал человеческое общество как живой организм(принцип органической аналогии).

Æ В истории он выделяет два типа общества — «военное» и «промышленное». Одно общество отличается от другого в зависимости от того, является ли сотрудничество людей в достижении этих общих целей добровольным или принудительным.

Æ Одна из основных особенностей системы философско-этических взглядов Спенсера состоит в том, что он был последовательным сторонником идеи свободы индивида как самостоятельной ценности. Он был твердо убежден, что общество существует для индивидов, а не наоборот.

Æ Политическая доктрина, которую Спенсер извлек из своей социологии, состояла в том, что социальное планирование, централизованное установление социального благосостояния и государственное вмешательство в общественные процессы служат препятствием социальной эволюции и прогрессу, который гарантирует личную свободу в индустриальном обществе.

Æ Социология Спенсера близка к социал-дарвинизму с его принципом «выживания наиболее приспособленного» (однако он считал, что конкурентная борьба господствовала лишь в ранних воинственных обществах, развитое индустриальное общество будет полагаться, скорее, на сотрудничество, убеждение и альтруизм, чем на агрессию и конфликт).

Социология Эмиля Дюркгейма.

1858-1917).

Эмиля Дюркгейма называют пионером практической социологии. Он углубил, а во многом переориентировал позитивистскую методологию О. Конта.

Основные идеи и достижения.

Æ Дюркгейм дал новую методологию современной социологии. Его методологической позиции присущи две особенности:

· натурализм – понимание законов общества по аналогии с законами природы

· социологизм – провозглашение необходимости признавать в качестве особой реальности (наряду с реальностью природной среды и реальностью внутреннего психического мира человека) человеческое общество, его превосходства над индивидами.

Æ Отсюда возникает «теория социального факта»: содержание социальной реальности, считает Дюркгейм, составляют социальные факты.Предметом социологии является совокупность социальных фактов.

Всю совокупность социальных фактов Дюркгейм подразделял на две основные группы:

· морфологические, имеющие «вещественное» воплощение (например, плотность населения, количество и качество путей сообщения и др.);

· духовные (например, коллективные представления, общие верования и чувства).

Æ Ядро социологической теории Э. Дюркгейма образует теория «социальной солидарности». Солидарность – высший универсальный принцип, высшая моральная ценность. Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы: 1) механической солидарности (доиндустриальное, или традиционное, общество); 2) органической солидарности (доиндустриальное, а затем индустриальное общество).

Æ В своей работе «Самоубийство»Дюркгейм и разрабатывает типологию самоубийств.:

· эгоистическое самоубийство (крайний индивидуализм может сам считаться одной из причин суицида);

· альтруистическое самоубийство (совершается во имя долга);

· аномическое самоубийство(совершаетсяв эпохи реформ и социальных катаклизмов, когда рушатся все прежние нормы).

Социологическая концепция Карла Маркса.

Карл Маркс (1818–1881) – одна из самых крупных фигур среди социальных философов и социологов. Опираясь на французскую просветительскую философию, французский и английский утопический социализм, немецкую классическую философию и английскую политэкономию К. Маркс совмество с Ф. Энгельсом предложили свой проект переустройства общества: никакие реформы не способны улучшить старый строй, необходимы социалистическая революция и диктатура пролетариата.

При социализме частная собственность существовать не может, классы исчезают с исторической арены, уничтожается различие между умственным и физическим трудом, устанавливается планомерная организация общественного труда.

Учение об отчуждении труда, об общественно-экономической формации, классовое учение, трудовая теория стоимости, теория социального конфликта имеют для социологии первостепенное значение.

Основные идеи и достижения.

Æ К. Маркс выдвинул материалистическую интерпретацию истории, согласно которой социальные, культурные и политические явления в любом обществе определяются способом производства материальных благ, условиями экономической жизнедеятельности (экономический детерминизм);

Æ Разработал учение об общественно-экономической формации (это исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии).

Æ Определил структуру формации (базис — взаимоотношения людей в экономической сфере, которые определяются производительными силами; надстройка -все неэкономические отношения и различные идеологии, существующие в обществе). Создал учение обопределяющей роли базиса по отношению к надстройке.

Æ Разработал понятие способа производства материальной жизни (в структуре способа производства главное значение имеют производительные силы и прежде всего орудия труда, техника, которые определяют производственные отношения, совокупность которых составляет экономическую структуру общества, реальный базис.

Æ Создал концепцию социальных классов.

Æ Основоположник теории социального конфликта. Теория социального изменения находит у Маркса выражение в теории классовой борьбы, которая выступает, по его утверждению, «двигателем истории».

Æ Маркс был теоретиком и критиком капиталистического общества.

Развил тему отчуждения, в капиталистическом обществе (понятие отчуждения и сегодня используется в социологической теории). Выделялчетыре особых проявления отчуждения:

  • человек отчужден от продукта своего труда, поскольку то, что он производит, присваивается другими, и он не контролирует дальнейшую судьбу этого продукта;
  • человек отчужден от акта производства, работа становится внешней принудительной силой;
  • человек отчуждается от своей человеческой природы или от своего «родового бытия»;

· человек отчуждается от других людей.

Социология Макса Вебера.

(1864-1920).

Немецкий мыслитель Макс Вебер — один из основателей современной социологии.Самая известная его работа- «Протестантская этика и дух капитализма». Благодаря М. Веберу, а также его коллегам Ф. Теннису (1855–1936) и Г. Зиммелю (1858–1918),немецкая школа доминировала в европейской социологии вплоть до Первой мировой войны

Достижения М. Вебера.

Æ Разработка нового социологического метода и формирование понимающей социологии.Социология во второй половине 19 века была преимущественно позитивистской, игногрирующей субъективные аспекты социально-исторических явлений, т.е. интересы, потребности и цели человека.По мнению Вебера, напротив, важнейшей чертой социологии должно быть понимание, т.е. необходимо поставить себя в положение других людей для того, чтобы увидеть, какое именно значение они придают своим действиям.

Æ Разработка понятия социального действия. «Социальным» называется такое действие, которое:

· внутренне мотивировано (субъективно осмыслено);

· его субъект ожидает от других определенной ответной реакции.

Æ Создание типологии социального действия.Вебер выделил:

· целерациональное действие (ясность и осознание поставленной цели, осмысленность средств, продуманное использование условий и средств для достижения цели);

· ценностно-рациональное действие (основано на убежденности или вере в самодостаточность ценности поступка как такового, так действует тот, кто, не считаясь с предвидимыми последствиями, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требует от него долг, достоинство, красота, религиозное предписание);

· традиционное действие(основано на привычке, обычае, традиции, такое действие совершается во многом чисто автоматически, по сложившимся стереотипам);

· аффективное действие (наименее осмысленное, под давлением определенного эмоционального состояния — вспышка страсти, ненависти, гнева, ужаса и т.п).

Æ Идея о последовательной рационализации как одной из главных тенденций социальной жизни и исторического процесса (увеличение доли целерациональных действий в общем объеме всех типов социальных действий).

Æ Разработка социологии господства(исследование причин и механизмов осуществления господства-подчинения). Вебер определил три типа господства:

· традиционное (покоится на привычном, носит личностный характер, основано на личной преданности);

· харизматическое (основано на исключительных качествах, приписываемых лидеру, вождю);

· легально-рациональное (подчинение не столько другим людям, сколько общепринятым законам, правилам, важную роль тут играет бюрократия как система социального контроля).

Æ В своей работе «Этика протестантизма и дух капитализма» Вебер показал, чтоключевым моментом в развитии капитализма на Западе явилась не развитая промышленность или экономика, не преимущества политического устройства, а особый тип религии – протестантизм.

Æ М. Вебер заложил основы современной теории социальной стратификации, полагая, что не только экономический фактор в виде собственности, но и политический фактор (власть) и статус (престиж) могут рассматриваться в качестве критериев социального расслоения в обществе.

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒

Политические идеи Г.Спенсера

Герберт Спенсер (1820 – 1903) – английский философ и социолог, также активно интересовавшийся биологией, психологией, этнографией, историей. Он родился в семье учителя, учился дома под руководством отца и дяди, приобретя глубокие и разносторонние знания и развив свои способности. Спенсер являлся твердым приверженцем т.н. социал-дарвинизма – т.е. социальной доктрины, которая под влиянием идей Ч.Дарвина (сочинение «Происхождение видов») рассматривает борьбу за существование, естественный отбор и выживание наиболее приспособленных видов в качестве законов не только природы, но и социальной жизни. Опираясь на вывод Т.Мальтуса о «давлении населения» (из — за его численного роста), приходит к выводу о том, что этот фактор становится «непосредственной причиной прогресса» (т.е.

переосмысляет мальтусовскую модель в эволюционном духе). Спенсер по праву считается одним из основоположников современной социологии как науки, изучающей общество с объективных (т.е. свободных от отвлеченного философствования и морализаторства) позиций. Главное политико-правое сочинение Спенсера – «Позитивная политика».

Основные моменты политико-правового (или социально – правового) учения Спенсера таковы:

1) По своей природе общество тождественно биологическому организму, имеющему состоящую из определенных функциональных элементов («органов») структуру и естественно развивающемуся в процессе эволюции; пи этом Спенсер призывал не преувеличивать аналогию между живым организмом и обществом, исходя из того, что их объединяет наличие определенной структуры, составленной из элементов с определенными функциями;

2) В процессе органического развития общества происходит постепенный переход от простого к сложному (процесс интеграции), и от однородного к разнородному (дифференциация) («Возрастание общества, как в отношении его численности, так и прочности, сопровождается возрастанием разнородности его политической и экономической организации. То же самое относится ко всем надорганическим продуктам – языку, науке, искусству и литературе»);

3) Одновременно с развитием общества происходит процесс объединения мелких социальных групп в более крупные и сложные («агрегаты») – племена, союзы племен, города – государства, империи;

4) После своего возникновения эти агрегаты развиваются под влиянием уже иных факторов – социально- классового расслоения, профессиональной специализации в результате разделения труда, образования органов политической власти (регулятивная система), а также возникновения земледелия, ремесел (система «органов питания») и «распределительной системы» (торговли, транспорта, и иных средств сообщения);

5) Общество как целое (агрегат) существует для блага своих членов, а не его члены – для блага общества;

6) Первоначальная дифференциация (разделение общества на определенные группы) происходит в семье – с того момента, когда мужчины становятся господствующим классом по отношению к женщинам, затем – дифференциация среди самих мужчин (в результате возникает домашнее рабство), и далее – политическая дифференциация в результате захвата иноплеменников в плен и обращения их в рабство (из них образуется управляемый слой, а из числа коренного населения – слой управляющих); дальнейшая дифференциация связана с дальнейшим отдалением друг от друга правящего слоя и остальных слоев общества;

7) В своем развитии человеческое общество проходит две основных стадии: военизированную и индустриальную. Для военизированного общества свойственны полное подчинение отдельного индивида (его жизни, свободы и собственности) обществу, принудительная социальная кооперация (все невоюющие слои общества обязаны работать на нужды воинского сословия), иерархичная и жестко централизованная система управления (вышестоящий уровень управления подчиняет себе нижестоящие и одновременно подчиняется стоящим над ним уровням). Для промышленного общества свойственны добровольная, а не принудительная кооперация, свобода ремесел и торговли, неприкосновенность частной собственности и личной свободы, представительный характер политических институтов, децентрализация власти и наличие развитых механизмов удовлетворения и согласования различных социальных интересов, большее уважение к праву и меньшая подчиненность авторитету властей;

8) Государство не должно заниматься социальной благотворительностью, заниматься распределением материальных благ, поскольку это нарушает естественный процесс борьбы за существование и препятствует выживанию сильнейшего, создавая тем самым помехи для естественного хода эволюции и возвращая общество к военизированному типу (при этом частную благотворительность Спенсер не отрицал);

9) Попытка провести социалистические преобразования общества с целью устранить недостатки системы капитализма (социальное неравенство, бедность, отчуждение людей друг от друга и т.д.) вместо разрешения социальных проблем приведет к их усугублению – произойдет расширение принуждения со стороны государства, рост численности бюрократии, ущемление индивидуальной свободы и экономической инициативы («Все попытки ускорить прогресс человечества с помощью административных мер ведут лишь к возрождению учреждений, свойственных низшему (т.е. военному) типу общества, пятятся назад, не желая идти вперед»).

Значение идей Спенсера для истории политико-правовой мысли состоит, как считают исследователи его творчества, в том, что он является одним из основоположников теории индустриального общества (эту концепцию развили впоследствии выдающиеся западные социологи ХХ века М.Вебер, Р.Арон, У.Ростоу и др.), а также течения социал-дарвинизма в социальной философии 19 – 20 вв. (У.Самнер, У.Беджгот, К.Ратценхофер и др.). В области методологии научных исследований его идеи унаследовали школы структурно — функционального анализа (Т.Парсонс, Р.Мертон) и культурной антропологии (К.Леви — Стросс, М.Мосс и др.).

Эволюционизм

Спенсер разделял мнение О.Конта о том, что социальная физика — это точная наука, примыкающая к биологии, составляющая с ней единую физику организованных тел. Спенсер пытался объяснить явления, происходящие в обществе при помощи биологической аналогии. Например, он перенес на общество принципы естественного отбора, рассматривая их как универсальный способ существования человечества.

Спенсер выделяет 2 типа общества — военное и промышленное. Классический пример военного общества — Спарта, его отличительные черты — подчинение внутренних структур стремлению к борьбе за выживание и агрессии; доминирование коллектива над индивидуальностью, иерархия структуры управления обществом, дисциплинированность, консерватизм.

Примером же промышленного общества можно назвать Англию, его черты — противоположны военному обществу, то есть децентрализованное управление обществом, плюрализм, охрана и сохранение прав человека, инновационность и развитие общества, расширение области частной жизни.

Спенсер при описании промышленного общества опирался на научное предвидение, предположение о том, как будет выглядеть общество в будущем, потому как в годы жизни ученого промышленность только начала развиваться.

Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства.

Спенсер разделяет общества также на:

1. Простые;

2. Сложные (есть иерархия, структура разделения труда);

3. Двойной сложности (правительство, все живет по законам);

4. Тройной сложности.

Еще одна типология обществ по Спенсеру:

1. Кочевые;

2. Полуоседлые;

3. Оседлые.

Эволюция человеческого общества не отличается от других эволюционных процессов, протекающих в природе.

Социология будет жить как наука лишь тогда, считал Спенсер, когда она признает идею эволюционного природного закона. Если же социология считает, что развитие общества противоречит законам природы, то она называться наукой не может. Спенсер одним из первых обратил внимание на разделение труда, а производство стал делить на простейшие процессы.

Социальная эволюция, по мнению мыслителя, является процессом возрастающей индивидуализации, движения от общества к человеку.

Социальный прогресс, как и любые другие виды прогресса, не является однолинейным, он распространяется и расходится, и появляющиеся группы разнятся все более значительно, возникают роды и стереотипы обществ.

Эволюционная теория Спенсера благодаря включению в нее факторов застоя и регресса становится несомненно более гибкой, хотя и теряет свою цельность.

Организмическая теория

Спенсер считал очевидным сходность общества с биологическим организмом как строением, так и функционированием. Сходство заключалось в факторах:

1. Рост. И организм, и общество имеют тенденцию к росту и развитию.

2. Общество состоит из индивидов как организм — из клеток.

3. Усложнение. Общество имеет строение, аналогичное организму — от индивида (клетки) к институтам (органам внутренним) и всему обществу в целом (организм).

4. Дифференциация. Разделение индивидов на классы и группы, их стремление к объединению с себе подобными схоже с разделением клеток на различные ткани.

5. Взаимодействие. Индивиды взаимодействуют друг с другом как клетки, которые обмениваются различными химическими веществами.

Однако существуют и различия:

1. В отличие от биологического организма, имеющего конкретную форму, элементы общества рассеяны в пространстве, обладают значительной автономией (свободой передвижения как минимум, могут покинуть одно общество и включиться в другое).

2. В обществе нет единого органа, концентрирующего способность чувствовать и мыслить.

3. .Важным отличием общества от организма является пространственная мобильность элементов структуры.

4. Организм состоит из частей и существует ради целого единства, а целое в обществе — ради частей.

Спенсер решал проблему отношений индивида и общества ссылкой на их взаимодействие. Он предполагал, что на ранних этапах эволюции биологическая сущность человека определяет свойства социального агрегата, а в дальнейшем решающую роль в эволюции общества играют свойства целого.

После дифференциации общество нуждается в координации деятельности отдельных групп. По мнению Спенсера, Церковь должна быть отделена от государства. В обществе для нормального эволюционирования должны существовать следующие системы:

1. Поддерживающая (производство необходимых продуктов);

2. Распределительная (распределение благ на основе разделения труда);

3. Регулятивная (организация частей на основе их подчинения целому).

Именно Герберт Спенсер ввел впервые в социологию понятие социального института.

Социальный институт — это механизм самоорганизации совместной жизни людей. Ученый выделил группы социальных институтов:

1. Домашние (семья, брак, проблемы воспитания — воспроизводят этапы эволюции семьи);

2. Ритуальные (Иначе называются еще Обрядовые, или Церемониальные, суть их — обряды, обычаи, традиции. Регулируют повседневное поведение людей);

3. Политические (политическая организация и классовое деление общества. Связаны с переносом внутри-групповых конфликтов на сферу конфликтов между группами);

4. Церковь (обеспечивает интеграцию общества);

5. Профессиональные (появляются на основе разделения труда и появления профессий. Объединяют людей в группы по профессиональным признакам) и индустриальные (промышленные. Поддерживают производственную структуру общества);

6. Права (был добавлен позже).

Значения институтов возрастают в процессе перехода от военного типа общества к индустриальному. Особенно важную роль начинают играть промышленные институты, берущие на себя все большую часть общественных функций и регулирующие трудовые отношения.

Ученый считал, что конфликты и войны сыграли важнейшую роль в становлении политической и классовой структуры общества. Силами, создающими государство, являются война и труд, причем на ранних этапах эволюции военные действия были решающими, так как именно необходимость обороняться и нападать больше всего сплачивают общество и дисциплинируют его. На следующих этапах эволюции объединяющей силой выступил труд (общественное производство) и прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению.

Теория социальных институтов Спенсера является попыткой систематического изучения общества. Концепция институтов воспроизводит

образ общества по аналогии с биологическими организмами, например деньги уподобляются кровяным частицам

Спенсер ввел термин «надорганизм», который подчеркивал автономию индивида от общества.

Спенсер в своих научных трудах опирался на эмпирические базы аналогии и исторических данных. В ходе своих рассуждений он обнаружил, что среди всей истории человечества нет истории «народа», лишь только история царей, церкви и т.д. Именно при нем появилось понятие «новой» истории — касающейся и народа тоже. Само содержание исторического процесса представляется как постепенный переход от механического принуждения к органическому объединению на основе общности интересов.

Спенсер так и не смог преодолеть дилемму реализма и номинализма, с одной стороны подчеркивая особую роль «человеческой натуры», а с другой — ссылаясь на действие искусственной среды, надиндивидуальных сил, социального организма.

Спенсер постулирует:

1. Средний уровень развития общества детерменирован средним уровнем развития его членов (то есть от «властвующих»);

2. Закон выживания сильнейших и лучших в обществе объясняет существование конкуренции и борьбы между индивидами, делает ее естественной и неотъемлемой частью эволюционирования общества.

Г. Спенсер об эволюции и типологии обществ

В «Основаниях социологии» Г. Спенсер анализирует факторы социальной эволюции, подразделяя их на первичные и вторичные. Первичные факторы, в свою очередь, он делит на внешние (природные условия, климат, флора, фауна и т.д.) и внутренние (физические и умственные способности индивидов, их темперамент). К вторичным, или производным, факторам Г. Спенсер относит обстоятельства и условия, возникающие в результате общественного развития, которые сами с течением времени начинают оказывать влияние на социальную эволюцию.

В ходе эволюции соотношение первичных и вторичных факторов меняется. На ранних стадиях общество практически полностью зависит от первичных, то есть природных факторов. На более поздних стадиях развития цивилизации у людей появляются знания и технические средства (вторичные факторы), позволяющие им произвольно менять окружающую среду. То есть, чем выше уровень общественного развития, тем большее значение приобретают вторичные факторы.

Общественный рост, рассматриваемый Г. Спенсером по аналогии с ростом живого организма, «совершается путем <…> слияния общественных групп различных степеней. Первичная общественная группа <…> никогда не достигает сколько-нибудь значительного размера путем простого разраста­ния». По мере роста общества неизбежно усложняется его структура, возрастает разнородность агрегата. С ростом разнородности от­дельные элементы общества более не способны обеспе­чивать себя всем необходимым. Кроме того, у каждого элемента прослежива­ется тенденция к специализации на какой-либо одной функции либо группе сходных функций. «Общий закон организации… состоит в том, что отличные обязанности вызывают и отличные аппараты; что самые сильные функциональные контрасты дают начало самым сильным структурным различиям». Г. Спенсер также утверждает, что «по мере роста степени дифференциации функций… возрастает и степень их жизнен­ности».

Одним из достоинств теории социальной эволюции Г. Спенсера является то, что в ее основе лежит значительный массив этнографических и исторических данных. Английский ученый, опираясь на факты, довольно подробно описывает процесс развития общества с древнейших времен до современности. В ходе эволюции, утверждает социолог, происходит последовательная дифференциация основных подсистем общества. На заре человеческой истории, по Г. Спенсеру, население локализовано в небольших поселениях, практически не связанных между собой. Центральная власть, координация деятельности отсутствуют. Именно возникновение управляющей (координирующей) структуры является, по мнению Г. Спенсера, основным условием развития общества.

Первой обособляется регулятивная подсистема, которая обеспечивает интеграцию общества и его слаженные действия в борьбе за существование с другими обществами. В ходе данной дифференциации происходит специализация управленческой функции и формирование аппарата управления. Вследствие этого в обществе складываются два основных класса: управляющие и подчиненные.

Важную роль в этом процессе сыграли военные конфликты. Для победы в войне древним племенам требовался мудрый и храбрый вождь. Но лидерство, основанное исключительно на личных качествах человека, весьма неустойчиво. Сделать его более постоянным смог наследственный принцип передачи власти. Примитивные формы религии, согласно Г. Спенсеру, подкрепляли эту наследственную власть. Люди верили в способность вождей общаться с духами предков.

Г. Спенсер отмечает, что эволюция регулятивной подсистемы общества не останавливается после ее обособления. Процесс дифференциации продолжает идти внутри нее. Первоначально вся полнота власти находилась в руках вождя. Он исполнял функции царя, судьи, военачальника и жреца. Однако, по мере роста общества и усложнения социальной структуры вождь лишается части данных функций. Формируются новые центры силы, среди которых и распределяются указанные полномочия. Результатом процесса дифференциации регулятивной подсистемы становится возникновение множества организаций, занимающихся администра­тивной, судебной, духовной или военной деятельностью.

Особое значение, по Г. Спенсеру, имеет обособление друг от друга регулятивной и производительной подсистем общества.

Вождь, закрепив свою власть наследственным принципом и религиозными догмами, сосредотачивается исключительно на управленческих функциях. Ему больше не нужно работать вместе со всеми для добыва­ния средств существования.

Распределительная подсистема (прежде всего, торговля) довольно длительное время находится под контролем вождя. Это обусловлено тем, что торговля в древности могла развиваться только под защитой воинов. Тем не менее, закономерности эволюции (дифференциация функций вслед за усложнением структуры) и сугубо экономические соображения (торговля развивается в том случае, если она приносит прибыль) приводят к обособлению распределительной подсистемы. Среди последствий данного процесса – возникновение нового социального класса (торговцев) и развитие транспортной системы (в основном, торговых путей).

Г. Спенсер отмечает, что после освобождения производительной и распределительной подсистем из-под жесткого контроля власти, принципы координации деятельности в них меняются. Если регулятивная подсистема базировалась на военной силе, авторитете вождя, то производительная и распределительная подсистемы (производство и торговля) начали опираться на личную инициативу индивидов и сотрудничество.

Английский социолог сравнивал принципы организации регулятивной подсистемы общества с армейскими правилами. Для военных главное – это достижение поставленной цели, а личное благополучие людей вторично. «Военная организация» сознательно выстраивается и навязывается индивидам принудительно. Устройство производительной и распределительной подсистем общества Г. Спенсер уподоблял порядкам на современном промышленном предприятии. Основная цель промышленников – получение прибыли. Средством достижения данной цели является рациональная организация производства и эффективное использование ресурсов. «Промышленная организация» возникает стихийно и никому не навязывается. Ее появление обусловлено стремлением людей к удовлетворению своих потребностей, что, в свою очередь, ведет к благополучию всего общества. Английский социолог полагает, что принципам естественной эволюции соответствует лишь «промышленная организация». Она, в отличие от военного типа координации, основана на самоупорядочивающихся процессах приспособления к постоянно меняющейся внешней среде.

Подобное видение социальной эволюции стало основой для спенсеровской типологии обществ. В соответствии с двумя полярными принципами координации деятельности, он выделил два типа обществ: военное и промышленное. Военное общество предполагает распространение армейской организации на все сферы общественной жизни. Здесь действует запретительное право (запрещено все, что не разрешено законом). Деятельность людей несвободна и строго регламентирована. Социальная структура военного общества основана на предписанных (наследуемых) статусах. Каждый индивид пожизненно приписан к определенной позиции в организационной иерархии. Вознаграждения за труд распределяются не по его результатам, а в соответствии с тем местом, которое трудящийся занимает в обществе. Право охраняет не интересы личности, а незыбле­мость социальной структуры и власти.

Г. Спенсер обращал внимание на косность и малоподвижность военного общества. Значимую роль в нем играют традиции. Люди консервативны, не склонны проявлять инициативу и с опасением относятся ко всяким новшествам. В качестве наиболее ярких примеров данного типа общества Г. Спенсер называл Древний Египет, Спарту, Россию. По мнению английского ученого, военный тип общества все еще является преобладающим.

Промышленное общество представляет собой полную противоположность военному. В обще­стве, которое продолжительное время воздерживается от войн и стремится к мирному сосуществованию с соседями, неизбежно слабеет принуждение, возрастает гибкость и подвижность социальной организации. Структура промышленного общества базируется на достигаемых статусах. Люди больше не привязаны к одному месту или занятию. Они могут свободно выбирать сферу деятельности без ущерба для социальной интеграции. Если в военном обществе, людей объединяли силой, то в промышленном обществе социальная солидарность основывается на знаниях, гибкости и сотрудничестве.

Другими отличительными характеристиками промышленного общества, по Г. Спенсеру, являются децентрализация, разрешительное право (разрешено все, что не за­прещено законом), приоритет прав личности вместо культа власти. На смену военной изоляции приходит международное сотрудничество. Люди в промышленном обществе свободны в выражении своих мнений, в выборе веры и убеждений. Социально значимыми чертами характера признаются независимость и новаторство. Конформизм и консерватизм не поощряются. Следует отметить, что, по мнению Г. Спенсера, данный идеал (впрочем, как и военный тип общества) не реализован полностью ни в одной стране. Ближе всего к нему приблизились Великобритания и США, но даже там существует угроза возврата к старым порядкам в виде милитаризации, социализма и др.

Таблица 1. Сравнительная характеристика

Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 473;

Добавить комментарий

Закрыть меню