Общество как объект философского анализа

Особым предметом философского анализа является общество или социум.

Социальная философия отличается от социологии как науке об обществе. Социология изучает, главным образом, социальную структуру, социальные отношения и действия. Философия же ставит своей целью решение таких проблем: 1) что есть общество, его происхождение и сущность? 2) как общество связано с природой? 3) как в обществе взаимосвязаны между собой материальная и духовная стороны, объективные условия и субъективный факторы? 4) причины и движущие силы развития общества. 5) характер и направленность общественного развития. 6) Цель и смысл истории.

Что же такое общество? На этот вопрос по-разному отвечали на различных этапах его познания. Разнообразие точек зрения на природу общества можно свести к трем основным подходам (моделям): натурализм, идеализм и материализм.

Натуралистические концепции рассматривают общество, как обособившуюся часть природы. В обществе нет ничего, сверх того, что есть в природе. Высшие формы социального бытия натурализм сводит к низшим, а человека растворяет в природе, лишая его свободной воли. Социальные явления в натуралистических концепциях объясняются исключительно действием природных сил: физических, биологических, психических, географических, космических. Общий принцип этих концепций таков: «Какова природа, таково и общество». То есть природа правит обществом.

Идеалистические концепции, в отличие от натурализма, отрывают общество от природы, чрезмерно его одухотворяя. Абсолютизация духовного фактора означает, что влиянии природных факторов в обществе не существенно. Обществом правит либо мировой дух (объективный идеализм), либо духовно-волевая активность человека (субъективный идеализм).

Материалистические концепции пытаются преодолеть ограниченность, как натурализма, так и идеализма, Они рассматривают общество как СОЦИАЛЬНЫЙ ОРГАНИЗМ, в котором материальное (природное) и духовное (сверхприродное) тесно взаимосвязаны, однако материальное, в конечном счете, выступает как первичное, определяющее, по отношению к духовному.

В настоящее время наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой общество рассматривается как сложноорганизованная система, обладающая наивысшим уровнем самодостаточности, находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия и подчиняющаяся объективным законам функционирования и развития.

1. ОБЩЕСТВО– это выделившееся из природы и надстроенная над нею искусственная реальность («вторая природа»), в которой происходит жизнедеятельность, вышедших из природы и неотделимых от нее, людей.

2. Генетически общество «происходит» из природы и не может игнорировать ее законы, Но, однажды выделившись из нее, развивается затем на собственно основе и согласно собственной логике.

3. В ходе деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные связи с другими людьми – социальные отношения.

4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ –формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между социальными группами, а также внутри их. Все социальные отношения можно разделить на материальные и духовные. Материальные – это те отношения, которые складываются между людьми независимо от их желания и воли, например, производственные, экономические отношения.

Духовные отношениявозникают и существуют на основе сознания и личного выбора людей. Люди могут отказаться от одних отношений и установить другие. Это моральные, правовые, политические и др. отношения.

Природа и сущность общества может быть представлена в виде системы.

ОБШЕСТВО КАК СИСТЕМА – упорядоченная, самоуправляющаяся и саморазвивающаяся совокупность связей и отношений, которые образуют качественную целостность и носителями которых являются люди и социальные группы.

Основные особенности социальной системы. Общество обладает: 1) сложной иерархической структурой; 2) интегративным, объединительным качеством; 3) свойством самоуправляемости; 4) свойством приспособления.

И, наконец, общество – это открытая система, то есть испытывает на себе влияние внешнего мира.

В обществе, как системе можно, в свою очередь выделить подсистемы или сферы.Основные сферы общественной жизни.

Экономическая сфера – система экономических отношений; социальная сфера – отношения между группами людей; политическая сфера (политико-правовая) – отношения в обществе по поводу власти и права; духовная сфера (духовно-нравственная) – система отношений в области морали, религии, искусства, науки, идеологии и т.д.

Новые конспекты на Student-Learn.ru

§38. Общество как предмет философского анализа. Философия как методологическая основа обществознания.

Важнейшей составной частью философии является системный анализ общества и исторического процесса в целом.

Особая важность такого анализа непосредственно связана с решающим значением в философии проблемы отношения человека и мира.

Философия была бы неполной и односторонней, если бы она абстрагировалась от человека, а значит, и от общества, ограничивая свои интересы исследованием ненаселенной людьми природы. Такая «безлюдная» философия перестала бы быть учением о всеобщем, ее познавательная и методологическая ценность была бы значительно снижена. Все это превращает системное философско-социологическое осмысление общества и исторического процесса в абсолютно необходимую и притом органически составную часть философии.

Общество неотделимо от природы. Человек, а значит, и общество вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу.

Природа была и остается тем фундаментом, на котором покоится и из материала которого строится общество. Сегодня ясно, что без природы как базиса у общества нет будущего.

Общество — особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит прежде всего в том, что историю общества делают люди. В живой природе, например, в лучшем случае происходит лишь приспособление организмов к природным условиям, общество не приспосабливает в ходе преобразующей практической деятельности вещества природы и ее процессы для удовлетворения своих потребностей. Деятельность, таким образом, есть способ существования социального, ибо всякое изменение социального, т. е. его движение, реализуется через деятельность.

В отличие от природы общество имеет свои пространственно-временные границы и подчиняется в своем движении. наряду с общими, особенным и специфическим законам.

Философский анализ общества имеет своей целью на основе исследования конкретно-исторических обществ или их состояний построение идеальной модели общества с использованием целой системы философских категорий. К ним относятся категории деятельности, материального производства, общественных отношений, базиса и надстройки, общественно-экономической формации и т. д. Здесь же важно подчеркнуть, что теоретическая модель общества позволяет решить ряд задач. Она дает возможность выявить социальную необходимость, отвлекаясь от случайностей, представить изучаемый объект в предельно развитой форме, выявить законы его движения.

Тег: Общество

SMS: +odin Общество на 1151 (стоимоть ~ 36 рублей)

Общество как объект философского анализа

Общество -совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Для того, чтобы представить общество во всем многообразии его явлений и процессов, а также уяснить различные подходы к его изучению, необходимо познакомиться с рядом основных положений и понятий, с помощью которых могут быть объяснены структура общества, т.е. характер взаимосвязей и взаимозависимостей его сторон, а также механизмы его функционирования и развития. На пути осмысления данных вопросов предстоит познакомиться с содержанием концепций наиболее влиятельных течений и школ социальной философии, внесших заметный вклад в понимание проблем развития общества. Все это поможет представить общество как целостную социальную систему.

Прежде чем преступить к рассмотрению общества как целостной социальной системы, укажем на основные значения понятия “социальное”. В современной философско-социологической литературе данное понятие употребляется в узком и широком смыслах.

В узком смысле “социальное” обозначает существование особой области общественных явлений, составляющих содержание так называемой социальной сферы жизни общества, в которой решается свой круг проблем, затрагивающий соответствующие интересы людей. Эти проблемы касаются социального положения людей, их места в системе общественного разделения труда, условий их трудовой деятельности, перемещений из одних социальных групп в другие, их жизненного уровня, образования, охраны здоровья, социального обеспечения и т.д. Все эти проблемы внутри социальной сферы решаются на почве складывающихся здесь специфических социальных отношений, понимаемых также в узком смысле.

Их специфическое содержание определяется содержанием указанных проблем, по поводу которых они возникают. Этим они отличаются, скажем, от экономических, политических, нравственных, правовых и других общественных отношений.

В широком смысле понятие “социальное” употребляется в значении “общественное”, как синоним данного понятия, совпадая с ним по объему и содержанию. В этом случае понятие “социальное” (“общественное”) обозначает все происходящее в обществе в отличие от происходящего в природе.

Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, т.е. как целостная социальная система, также законы функционирования и развития общества. Это значит, что социальная философия рассматривает и объясняет различные общественные явления и процессы на макроуровне, т.е. на уровне общества как саморазвивающейся и самовоспроизводящейся социальной системы. Социальная философия рассматривает также взаимодействие между собой различных обществ. В поле ее зрения находятся и те явления и процессы общественной жизни, которые характеризуют развитие всего человечества. В этом случае предметом социальной философии выступает исторический процесс в его целом взаимодействие его объективных и субъективных сторон, закономерности его развития.

Представители разных направлений социальной философии исходят из понимания общества как определенной социальной системы (“социального организма”). Рассматривая общество как систему взаимодействий людей, они расходятся в понимании основ этого. Одни принимают за основу духовные начала деятельности и поведения людей (сознание, духовные потребности, духовные ценности и т.д.), другие видят основу в материальных потребностях и

материальных условиях общественной жизни. Но как бы там ни было, общество — это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер, и само общество предстает как совокупность общественных отношений. В процессе своей практической деятельности — производственно-экономической, нравственной, духовной, социально-политической, научной — люди производят необходимые для своего существования материальные и духовные блага, преобразуют природу, создают необходимую для себя духовную атмосферу и социокультурную среду.

В процессе своей совместной деятельности люди вступают между собой в различные отношения, чтобы решать насущные вопросы их общественной жизни. Речь идет о производственных, семейно- бытовых, нравственных, политических и других общественных отношениях, которые в своей совокупности образуют структуру общества. Ведь общество — это прежде всего люди в их общественных отношениях друг к другу. Подобное понимание общества имеет место в целом ряде социально-философских теорий. В рамках общественных отношений людей реализуются все виды их практической деятельности, создаются государственные, экономические, нравственные и прочие социальные институты, развиваются все стороны культуры общества. В литературе понятие “общественных отношений” встречается в двух смыслах: в широком, когда имеются в виду все, любые отношения между людьми, поскольку они складываются и реализуются в обществе (в том числе и межличностные, даже интимные отношения), и в узком, когда под ними понимаются только отношения между большими социальными группами, имеющие непосредственный характер(производственные, межклассовые и внутриклассовые, международные и внутриполитические, межнациональные, экологические и т.д.).

Социальная философия ставит вопросы о специфике общества как подсистемы бытия, ᴇᴦο структуре и закономерностях развития. Решение этих вопросов предполагает, прежде всего, определение исходной основы об­щественной жизни. В ходе развития философии было выдвинуто несколько способов понимания данной проблемы.

1. Натурализм – это философское учение, утверждающее, что функционирование и развитие общества, особенности истории тех или иных стран определяются природно-географическими факторами˸ размерами территории, климатом, плодородием почв, наличием выхода к мировому океану и др.
(Ш. Монтескье, Л.И. Мечников).

2. Идеализм в социальной философии выражается в утверждении о том, что жизнь общества определяется духовным началом – Богом, Мировым разумом (Гегель) или же спонтанными, в значительной степени случайными человеческими решениями и стремлениями (философы эпохи Просвещения).

3. Материализм в социальной философии обосновывает тезис об определяющей роли материального производства в общественной жизни (К. Маркс).

4. Согласно плюралистической (факторной) модели, общество развивается в результате взаимодействия самых разнообразных факторов – экономики, права, морали, религии и др.
В тех или иных исторических ситуациях один из таких факторов приобретает решающее, определяющее значение (М. Вебер).

В современной философии общество обычно определяется как обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

Разумеется, общество тесно связано с природой и не может существовать вне нее. Природные факторы (плодородие почв, климатические условия, наличие полезных ископаемых, источников энергии и т.п.) оказывают воздействие на экономическую специализацию и, в некоторой степени, на темпы развития какой-либо страны. Однако характер и направленность этого развития определяются все же приоритетными – социальными – факторами и условиями. В ходе развития человечества воздействие общества на природу постоянно усиливается, что в XX веке приводит к сильнейшему обострению экологической проблемы.

Общество представляет собой высокоорганизованную целостную систему, способную к саморазвитию и включающую в себя несколько подсистем.

Элементами любой социальной подсистемы являются индивиды, отдельные люди. Между ними, а также между группами людей складываются объективные отношения.

Общественные отношения принято разделять на материальные и идеологические. Материальные отношения формируются независимо от сознания людей (производственные отношения); становление же идеологических отношений осуществляется на базе материальных, они осмысливаются человеком (политические, правовые, религиозные, нравственные отношения).

Добавить комментарий

Закрыть меню