Общественное разделение труда

Разделение труда, качественная дифференциация трудовой деятельности в процессе развития общества, приводящая к обособлению и сосуществованию различных её видов. Р. т. существует в разных формах, соответствующих уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений. Проявлением Р. т. является обмен деятельностью.

Существует Р. т. внутри общества и внутри предприятия. Эти два основных вида Р. т. взаимосвязаны и взаимообусловлены. Разделение общественного производства на его крупные роды (такие, как земледелие, промышленность и др.) К. Маркс называл общим Р. т., разделение этих родов производства на виды и подвиды (например, промышленности на отдельные отрасли) — частным Р. т. и, наконец, Р. т. внутри предприятия — единичным Р. т. Общее, частное и единичное Р. т. неотделимы от профессионального Р. т., специализации работников. Термин «Р. т.» употребляется также для обозначения специализации производства в пределах одной страны и между странами — территориальное и международное Р. т.

В общественной науке Р. т. получило различное толкование. Античные авторы (Исократ, Ксенофонт) подчёркивали положительное значение его для роста производительности труда. Платон видел в Р. т. основу для существования разных сословий, главную причину иерархического строения общества. Представители классической буржуазной политической экономии, особенно А. Смит (ему принадлежит сам термин «Р. т.»), отмечали, что Р. т. приводит к величайшему прогрессу в развитии производительных сил, и указывали в то же время, что оно превращает работника в ограниченное существо. У Ж. Ж. Руссо протест против превращения людей в односторонних индивидов как следствия Р. т. был одним из главных аргументов в его обличении цивилизации. Начало романтической критике капиталистического Р. т. положил Ф. Шиллер, который отмечал его глубокие противоречия и в то же время не видел пути для их устранения. В качестве идеала у него выступает «цельный и гармоничный человек» Древней Греции. Социалисты-утописты, признавая необходимость и пользу Р. т., вместе с тем искали пути ликвидации его вредных последствий для развития человека. А. Сен-Симон выдвинул задачу организации координированной системы труда, которая требует тесной связи частей и зависимости их от целого. Ш. Фурье для сохранения интереса к труду выдвинул идею перемены деятельности.

С середины 19 в. для буржуазной общественной мысли характерна апология Р. т. О. Конт,Г. Спенсер отмечали благотворное значение Р. т. для общественного прогресса, а отрицательные последствия считали его необходимыми и естественными издержками либо относили их не к Р. т. самому по себе, а к искажающим внешним влияниям (Э. Дюркгейм).

В современной буржуазной социологии, с одной стороны, продолжается апология капиталистического Р. т., а с другой — критика его, подчёркивание того факта, что Р. т. является одной из главных причин деперсонализации личности, превращения её в объект манипуляции промышленной системы капитализма, бюрократических организаций и государства, в безличный элемент «массового общества». Однако буржуазно-либеральные критики капиталистического Р. т. (Э. Фромм, Д. Рисмен, У. Уайт, Ч. Р. Миллс, А. Тофлер, Ч. Рейх — США) выдвигают наивно-утопические рецепты устранения пороков капиталистической системы.

Подлинно научную оценку Р. т. дал марксизм-ленинизм.

Он отмечает его историческую неизбежность и прогрессивность, указывает на противоречия антагонистического Р. т. в эксплуататорском обществе и раскрывает единственно правильные пути их устранения. На ранней ступени развития общества существовало естественное Р. т. — по полу и возрасту. С усложнением орудий производства, с расширением форм воздействия людей на природу их труд стал качественно дифференцироваться и определённые его виды обособляться друг от друга. Это диктовалось очевидной целесообразностью, поскольку Р. т. вело к росту его производительности. В. И. Ленин писал: «Для того, чтобы повысилась производительность человеческого труда, направленного, например, на изготовление какой-нибудь частички всего продукта, необходимо, чтобы производство этой частички специализировалось, стало особым производством, имеющим дело с массовым продуктом и потому допускающим (и вызывающим) применение машин и т.п.». (Полное собрание соч., 5 изд., т. 1, с. 95). Отсюда Ленин делал вывод, что специализация общественного труда «… по самому существу своему, бесконечна — точно так же, как и развитие техники» (там же).

Производство немыслимо без сотрудничества, кооперации людей, порождающей определённое распределение деятельности. «Очевидно само собой, — писал К. Маркс, — что эта необходимость распределения общественного труда в определенных пропорциях никоим образом не может быть уничтожена определенной формой общественного производства, — измениться может лишь форма ее проявления» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 32, с. 460—461). Формы распределения труда находят прямое выражение в Р. т., которое обусловливает и существование исторически определённых форм собственности. «Различные ступени в развитии разделения труда, — писали Маркс и Энгельс, — являются вместе с тем и различными формами собственности, т. е. каждая ступень разделения труда определяет также и отношения индивидов друг к другу соответственно их отношению к материалу, орудиям и продуктам труда» (там же, т. 3, с. 20).

Процесс распределения людей в производстве, связанный с ростом специализации, совершается либо сознательно, планомерно, либо принимает стихийный и антагонистический характер. В первобытных общинах этот процесс носил планомерный характер. Орудия труда здесь были строго индивидуализированы, однако труд и пользование его результатами не могли тогда раздробляться — низкая производительность труда людей исключала их выделение из общины.

Так как во всю предшествующую историю человечества процесс производства заключался в том, что люди между собой и предметом труда вклинивали орудие производства, сами становясь непосредственным компонентом производственного процесса, то начиная с первобытной общины индивидуализация орудий труда приводила к «прикреплению» людей к ним и определённым видам дифференцировавшейся деятельности. Но поскольку все члены общины имели общие интересы, такое «прикрепление» носило естественный характер, считалось оправданным и разумным.

С развитием орудий производства возникли целесообразность и необходимость относительно обособленного труда индивидов, а более производительные орудия давали возможность обособленного существования отдельных семей. Так происходило превращение непосредственно общественного труда, каким он был в первобытных общинах, в частный труд. Характеризуя сельскую общину как переходную форму к полной частной собственности, Маркс отмечал, что здесь труд индивидов приобрёл обособленный, частный характер, и это явилось причиной возникновения частной собственности. «Но самое существенное, — писал он, — это — парцеллярный труд как источник частного присвоения» (Маркс К., там же, т. 19, с. 419).

В докапиталистических формациях, — писал Энгельс, — «средства труда — земля, земледельческие орудия, мастерские, ремесленные инструменты — были средствами труда отдельных лиц, рассчитанными лишь на единоличное употребление… Но потому-то они, как правило, и принадлежали самому производителю… Следовательно, право собственности на продукты покоилось на собственном труде» (там же, с. 211, 213).

В результате раздробления труда, превращения его в частный труд и появления частной собственности возникли противоположность экономических интересов индивидов, социальное неравенство, общество развивалось в условиях стихийности. Оно вступило в антагонистический период своей истории. Люди стали закрепляться за определёнными орудиями труда и различными видами всё более дифференцировавшейся деятельности помимо их воли и сознания, в силу слепой необходимости развития производства. Эта главная особенность антагонистического Р. т. — не извечное состояние, будто бы присущее самой природе людей, а исторически преходящее явление.

Антагонистическое Р. т. приводит к отчуждению от человека всех других видов деятельности, кроме сравнительно узкой сферы его труда. Создаваемые людьми материальные и духовные ценности, а также сами общественные отношения уходят из-под их контроля и начинают господствовать над ними. «… Разделение труда, — писали Маркс и Энгельс, — даёт нам также и первый пример того, что пока люди находятся в стихийно сложившемся обществе, пока, следовательно, существует разрыв между частным и общим интересом, пока, следовательно, разделение деятельности совершается не добровольно, а стихийно, — собственная деятельность человека становится для него чуждой, противостоящей ему силой, которая угнетает его, вместо того, чтобы он господствовал над ней» (там же, т. 3 с. 31).

Такое состояние может прекратиться лишь при двух непременных условиях: первое — когда средства производства в результате социалистической революции переходят из частной в общественную собственность и кладется конец стихийному развитию общества; второе — когда производительные силы достигнут такой ступени развития, что люди перестанут быть прикованными к строго определённым орудиям труда и видам деятельности, перестанут быть непосредственными агентами производства. С этим связаны два коренных изменения: во-первых, прекращается обособление людей в труде, труд в полной мере становится непосредственно общественным; во-вторых, труд приобретает подлинно творческий характер, превращается в технологическое использование науки, когда субъект выступает рядом с непосредственным процессом производства, овладевает, управляет им и контролирует его. Это два непременных условия достижения подлинной свободы, всестороннего развития и самоутверждения человека как разумного существа природы.

Маркс указывал, что производительный труд должен стать одновременно и самоосуществлением субъекта. «В материальном производстве труд может приобрести подобный характер лишь тем путем, что 1) дан его общественный характер и 2) что этот труд имеет научный характер, что он вместе с тем представляет собой всеобщий труд, является напряжением человека не как определенным образом выдрессированной силы природы, а как такого объекта, который выступает в процессе производства не в чисто природной, естественно сложившейся форме, а в виде деятельности, управляющей всеми силами природы» (там же, т. 46, ч. 2, с. 110). Разумеется, специализация трудовых процессов неизбежно будет продолжаться вместе с расширением воздействия людей на природу. Например, учёный-биолог всегда будет отличаться по объекту и роду деятельности от учёного-геолога. Однако оба они, как и все др. члены общества, будут заниматься свободно избранным творческим трудом. Все люди будут сотрудничать, дополняя друг друга и выступая как субъекты, разумно управляющие силами природы и общества, т. е. подлинными творцами.

Сокращение рабочего дня и громадное увеличение свободного времени дадут возможность людям наряду с профессиональным творческим трудом постоянно заниматься любимыми видами деятельности: искусством, наукой, спортом и т.д. Так полностью будет преодолена односторонность, вызываемая антагонистическим Р. т., обеспечено всестороннее и свободное развитие всех людей.

С. М. Ковалёв.

История развития разделения труда. Определяющим условием Р. т. является рост производительных сил общества. «Уровень развития производительных сил нации обнаруживается всего нагляднее в том, в какой степени развито у неё разделение труда» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 3, с. 20). При этом определяющую роль в углублении Р. т. играют развитие и дифференциация орудий производства. В свою очередь, Р. т. способствует развитию производительных сил, росту производительности труда. Накопление у людей производственного опыта и навыков к труду находится в прямой зависимости от степени Р. т., от специализации работников на определённых видах труда. Технический прогресс неразрывно связан с развитием общественного Р. т.

Рост и углубление Р. т. влияют и на развитие производственных отношений. В рамках первобытнообщинного строя исторически возникло первое крупное общественное Р. т. (выделение пастушеских племён), что создало условия для регулярного обмена между племенами. «Первое крупное общественное разделение труда вместе с увеличением производительности труда, а следовательно, и богатства, и с расширением сферы производительной деятельности, при тогдашних исторических условиях, взятых в совокупности, с необходимостью влекло за собой рабство. Из первого крупного общественного разделения труда возникло и первое крупное разделение общества на два класса — господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых» (Энгельс Ф., там же, т. 21, с. 161). При возникновении рабовладельческого строя на основе дальнейшего роста производительных сил развилось второе крупное общественное Р. т. — отделение ремесла от земледелия, положившее начало отделению города от деревни и возникновению противоположности между ними (см. Противоположность между городом и деревней). Отделение ремесла от земледелия означало зарождение товарного производства (см. Товар). Дальнейшее развитие обмена повлекло за собой третье крупное общественное Р. т. — обособление торговли от производства и выделение купечества. В эпоху рабства появляется противоположность между умственным и физическим трудом. К глубокой древности относится возникновение также территориального и профессионального Р. т.

Возникновение и развитие машинной индустрии сопровождалось значительным углублением общественного Р. т., стихийным формированием новых отраслей производства. Одним из важнейших проявлений процесса обобществления труда при капитализме является специализация, увеличение числа отраслей промышленного производства. В условиях капитализма возникает также Р. т. внутри предприятий. Стихийное развитие Р. т. при капитализме обостряет антагонистическое противоречие между общественным характером производства и частнособственнической формой присвоения продукта, между производством и потреблением и др. Характеризуя антагонистическую основу развития Р. т. при капитализме, К. Маркс отмечал, что «разделение труда уже с самого начала заключает в себе разделение условий труда, орудий труда и материалов…, а тем самым и расщепление между капиталом и трудом… Чем больше развивается разделение труда и чем больше растет накопление, тем сильнее развивается… это расщепление» (там же, т. 3, с. 66).

Развитие капитализма обусловливает хозяйственное сближение народов, развитие международного Р. т. Но эта прогрессивная тенденция в условиях капитализма осуществляется путём подчинения одних народов другими, путём угнетения и эксплуатации народов (см. Колонии и колониальная политика,Неоколониализм).

При социализме создаётся принципиально новая система Р. т., соответствующая его экономическому строю. На базе господства общественной собственности на средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком ликвидированы эксплуататорские основы Р. т. последовательно уменьшаются различия между умственным и физическим трудом, между городом и деревней. Планомерное Р. т. является одним из необходимых условий расширенного социалистического воспроизводства. Система Р. т. в СССР и др. странах мировой социалистической системы неразрывно связана со структурой социалистического общества. При социализме Р. т. выступает в форме сотрудничества и взаимопомощи людей, свободных от эксплуатации.

Общественное Р. т. при социализме находит своё проявление в следующих видах: Р. т. между отраслями общественного производства и отдельными предприятиями; территориальное Р. т. (см. Размещение производительных сил); Р. т. между отдельными работниками, связанное с Р. т. внутри предприятий. Развитие социалистического производства в соответствии с основным экономическим законом социализма и законом планомерного, пропорционального развития народного хозяйства обусловливает непрерывный рост отраслей социалистического производства, дифференциацию старых отраслей и возникновение новых. Планомерное Р. т. между отраслями и предприятиями даёт социалистическому обществу огромные преимущества перед капиталистической системой хозяйства.

Социалистическое хозяйство вносит изменения и в Р. т. внутри предприятия, в Р. т. между людьми различных профессий и специальностей. В условиях социализма быстрыми темпами растет культурно-технический уровень рабочих, колхозников, повышается их квалификация.

Всестороннее политехническое образование и переход ко всеобщему среднему образованию обеспечивают членам социалистического общества свободный выбор профессий и облегчают совмещение и перемену специальностей и профессий. В то же время политехническое образование не исключает профессионального образования и специализации членов общества. Возможность свободного выбора профессии способствует превращению труда в первую жизненную потребность, что выступает одним из условий перехода к высшей фазе коммунизма.

Между странами мировой социалистической системы сложилось принципиально новое, международное социалистическое разделение труда, которое коренным образом отличается от международного Р. т. в капиталистической системе хозяйства и складывается в процессе сотрудничества равноправных государств, идущих к одной цели — построению коммунизма. Благодаря социалистическому международному Р. т. облегчается ликвидация экономической отсталости и однобокости хозяйственного развития, унаследованных отдельными странами от капитализма, укрепляется их экономическая самостоятельность, быстрее развивается хозяйство и повышается благосостояние народа. На современном этапе социалистическое экономическое Р. т. получает дальнейшее развитие и углубление в ходе социалистической экономической интеграции (см. Интеграция социалистическая экономическая).

Л. Я. Берри.

Общественное разделение труда

Общественное разделение труда — это относительное обособление различных видов хозяйственной деятельности людей, специализация работника на изготовлении какого-нибудь продукта или совершении определенной трудовой операции.

Различают: общее разделение труда, под которым понимается выделение крупных родов деятельности (земледелие, промышленность и др.); частное — разделение этих родов на виды и подвиды (строительство, металлургия, станкостроение, животноводство, растениеводство и т. д.); единичное — разделение труда внутри отдельно взятого предприятия.

Общемировая тенденция свидетельствует, что разделение труда внутри общества и связанные с ним формы территориального, международного разделения, специализация производства будут углубляться и расширяться. Разделение труда на предприятии (единичное), напротив, по мере автоматизации и электронизации имеет тенденцию к укрупнению. Этим создаются предпосылки для преодоления узкой специализации работника, интеграции умственного и физического труда. Эти и другие процессы, связанные с общественным разделением труда, способствуют росту экономики, повышению ее эффективности.

Первым признаком перехода к капиталистическому способу производства было разделение труда в мануфактуре, и в той или иной форме разделение труда осталось основным принципом индустриальной организации. Разделение труда в капиталистической промышленности — это совсем не то же самое, что размежевание задач, ремесел или профессий во всем обществе, так как, хотя все известные общества и разделили свой труд на профессии, ни одно докапиталистическое общество не подразделяло труд в каждой из них на ограниченные операции. Такая форма разделения труда становится распространенной только при капитализме.

Форма разделения труда , свойственная всем обществам, называется, согласно терминологии Маркса, общественным разделением труда . Оно происходит от специфичного характера человеческого труда: “Животное обращается с вещами в соответствии со стандартом и потребностью вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек знает, как производить что-либо в соответствии со стандартом любого вида”. Паук плетет паутину, медведь ловит рыбу, бобер строит плотины и дома, а человек совмещает в себе умения и паука, и рыбака, и строителя, и еще многих других так, что вскоре — так как это происходит в обществе и возможно только в обществе — такое совмещение требует общественного разделения труда. Каждый индивид не может сам “производить в соответствии со стандартом любого вида” и изобретать стандарты, неизвестные ни одному животному, но весь человеческий род в состоянии это осуществить частично посредством общественного разделения труда . Таким образом, общественное разделение труда, очевидно, становится характерной чертой труда, выполняемого человеческим родом, — как только этот труд становится общественным, т.е. трудом, выполняемым в обществе и посредством общества.

От такого общественного разделения труда
следует отличать разделение труда в мануфактуре. Это разбиение процессов, используемых при изготовлении продукта, на многоступенчатые действия, выполняемые различными работниками.

К. Маркс предупреждал: “Несмотря на значительное сходство и взаимосвязь этих явлений, разделение труда внутри общества и разделение труда внутри мастерской различаются не только по масштабу, но и по качеству”. Разделение труда в обществе присуще всем известным обществам; разделение труда в мастерской — особый продукт капиталистического общества. Общественное разделение труда делит общество между видами деятельности, каждый из которых соответствует какой-либо отрасли производства; детальное разделение труда разрушает профессии в этом смысле и лишает работника способности выполнять процесс производства целиком. При капитализме общественное разделение труда хаотично и анархично усиливается рынком, тогда как разделение труда в мастерской навязывается планированием и контролем. Кроме того, при капитализме продукты общественного разделения труда обмениваются как товары, тогда как результаты действий частичного работника не обмениваются внутри мастерской, как на рынке , а все принадлежат одному капиталу. В то время как общественное разделение труда делит общество, детальное разделение труда делит людей, и в то время как разделение общества может усиливать индивида и вид в целом, разделение индивида, если оно осуществляется без учета человеческих способностей и потребностей, является преступлением против личности и против человечности.

Разделение труда в производстве начинается с анализа процесса труда, т.е. с разделения процесса труда на его составляющие. Но само по себе это еще не порождает частичного рабочего. На самом деле такой анализ или разделение свойственны каждому процессу труда, организованному рабочими, в соответствии с их собственными потребностями.

Такие методы анализа процесса труда и его разделения на составляющие всегда были и по сей день являются присущими всем ремеслам и представляют собой первую форму разделения труда на части.

Каждый шаг процесса труда отделен, насколько это возможно, от специальных знаний и подготовки и сведен к простому труду. В то же время то относительно небольшое число людей, чьи специальные знания и подготовка сохранились, освобождены, насколько это возможно, от обязательного простого труда. Таким образом, структура всех трудовых процессов является поляризованной, и на полюсах находятся те, чье время является бесконечно ценным, и те, чье время почти ничего не стоит. Это могло бы даже быть названо общим законом капиталистического разделения труда. Это сила не единственная сила, влияющая на организацию труда, но она определенно наиболее мощная и общая. Ее результаты, более или менее явные в каждой промышленности и в каждом виде деятельности, представляют веское доказательство ее значимости. Она формирует не только труд, но также и население, так как через длительное время она создает ту массу простой рабочей силы, которая является главной чертой населения развитых капиталистических стран.

Первое крупное общественное разделение — труд

Cтраница 1

Первое крупное общественное разделение труда возникло в результате обособления пастушеских племен от земледельческих; второе — связано с отделением ремесла от земледелия, что положило начало отделению города от деревни; выделение торговли ( и купечества) явилось третьим крупным общественным разделением труда.  

Первым крупным общественным разделением труда является отделение города от деревни.  

Из первого крупного общественного разделения труда возникло и первое крупное разделение общества на два класса — господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых.  

На более поздней стадии развития общественного производства, когда произошло первое крупное общественное разделение труда на земледелие и скотоводство, обмен товарами приобретает регулярный и массовый характер. Этой стадии развития товарного производства и обмена соответствует ПОЛНАЯ, или РАЗВЕРНУТАЯ, форма стоимости, которая предполагает участие в обмене не двух, а большего количества различных товаров. Теперь уже товару, стоящему в относительной форме стоимости, противостоит много товаров, стоящих в эквивалентной форме.  

За технической революцией последовало коренное изменение во всем материальном производстве — произошло первое крупное общественное разделение труда: выделились сначала пастушечьи племена, а затем создалось земледелие как самостоятельная отрасль производства.  

Энгельс в работе Происхеждние семьи, частной собственности и государства указывает, что с выделением пастушеских племен из общей массы первобытных племен произошло первое крупное общественное разделение труда.  

В рамках первобытнообщинного строя исторически возникло первое крупное обществ.

Первое крупное общественное разделение труда вместе с увеличением производительности труда, а следовательно, и богатства, и с расширением сферы производительной деятельности, при тогдашних исторических условиях, взятых в совокупности, с необходимостью влекло за собой рабство. Дальнейшее развитие обмена повлекло за собой третье крупное обществ. В эпоху рабства появляется противоположность между умственным и физическим трудом. К глубокой древности относится возникновение также территориального и проф.  

Кочевой образ жизни сменяется оседлым и полуоседлым. Происходит первое крупное общественное разделение труда — выделение скотоводов и земледельцев из общей массы охотничьих племен.  

Это вело в конечном итоге к первому крупному общественному разделению труда — явлению, имеющему по своим последствиям в истории поистине революционное значение.  

Обмен единичными продуктами общественного труда между первобытными общинами носил случайный характер. Развитие товарного обмена было связано с первым крупным общественным разделением труда — — между скотоводческими и земледельческими племенами.  

В результате первого крупного общественного разделения труда ( отделение скотоводства от земледелия) скот уже не случайно, а систематически начал обмениваться на другие товары. Остальные же товары ( зерно, топоры и пр.  

На основе первого крупного общественного разделения труда — отделения скотоводства от земледелия — производительные силы первобытного об-ва начинают развиваться значительно быстрее. С ростом их зарождается и развивается обмен, появляется частная собственность, экономическое неравенство между отдельными членами общины.  

В результате первого крупного общественного разделения труда ( отделение скотоводства от земледелия) скот уже не случайно, а систематически начал обмениваться на другие товары.  

В результате первого крупного общественного разделения труда ( отделение скотоводства от земледелия) скот уже не случайно, а систематически начал обмениваться на другие товары. Остальные же товары ( зерно, топоры и пр.  

Первоначально обмен возник между первобытными общинами. Это была, по определению Маркса, простая, отдельная, или случайная форма стоимости. Дальнейшее развитие обмена было вызвано первым крупным общественным разделением труда — между скотоводческими и земледельческими племенами.  

Страницы:      1    2

Общественное разделение труда — обособление различных видов трудовой деятельности. Существуют два основных типа разделения труда — внутри общества и внутри предприятия. Разделение труда внутри общества выступает как общее — по родам производства (промышленность, сельское хозяйство) и частное — разделение родов производства на виды и подвиды (добывающая, и обрабатывающая промышленность, растениеводство и животноводство). Кроме того, существует территориальное разделение труда — по территориальным экономическим районам.

Разделение труда внутри предприятий называется единичным. Условием общественного разделения труда является рост производительных сил общества. В свою очередь, общественное разделение труда служит фактором развития производительных сил, поскольку способствует накоплению у работников производственного опыта и навыков, повышению уровня их квалификации и знании, развитию орудий труда. Прогресс характеризует уровень развития производительных сил общества.

Известные в истории три крупных общественных разделения труда — выделение скотоводческих племен, отделение ремесла от земледелия, обособление торговли — способствовали повышению производительности труда и создали материальные предпосылки для регулярного обмена, возникновения частной собственности и разделения общества на классы. Общественное разделение труда в условиях досоциалистических формаций приводит к отделению города от деревни и к возникновению противоположности между ними, а также противоположности между умственным и физическим трудом.

При капитализме в результате развития машинного производства (см. Машинное производство при капитализме) происходит углубление общественного разделения труда и окончательное отделение промышленности от сельского хозяйства. Капиталистические производственные отношения необычайно усилили свойственный эксплуататорским формациям антагонистический характер разделения труда. Все эти процессы совершаются стихийно, неравномерно, в условиях жестокой конкуренции и приводят к диспропорциям и расточительству общественного труда. Капиталистическое разделение труда порождает так называемого «частичного», односторонне развитого рабочего.

Социализм создает принципиально новую систему общественного разделения труда. Она лишена ограничений, свойственных капитализму, развивается планомерно и подчинена цели повышения эффективности общественного производства. При социализме ликвидирована противоположность между городом н деревней, умственным и физическим трудом. Между работниками социалистических предприятий существуют отношения сотрудничества и товарищеской взаимопомощи. Развитие техники при социализме связано с устранением порабощающего человека разделения труда между работниками предприятий, сложившегося в капиталистическом машинном производстве.

Перед социализмом стоит задача «частичного рабочего, простого носителя известной частичной общественной функции, заменить всесторонне развитым индивидуумом, для которого различные общественные функции суть сменяющие друг друга способы жизнедеятельности» (Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 499). Превращение социализма в мировую систему обусловливает возникновение нового типа экономических отношений между государствами — международного социалистического разделения труда, принципиально отличающегося от международного капиталистического разделения труда.

Опубликовано 26 апреля 2012 14:11:08.

Добавить комментарий

Закрыть меню