Образование юридического лица

Способы и порядок образования юридических лиц.

Способы образования юридического лица:

1) распорядительный Юридическое лицо создается на основе нормативного акта (распоряжения) государственного органа.

2) разрешительный Юридическое лицо создается по инициативе будущих учас­тников юридического лица, но для создания юридического лица требуется разрешение компетентного органа управления.

3) нормативно-явочный. Если в нормативном акте предусматривается возможность создания такого вида юридического лица, то явка учредителей этого лица обязывает государственный орган зарегистрировать данное юридическое лицо, если требования закона соблюдены.

Независимо от порядка создания юридического лица оно считается зарегистрированным только с момента регистрации. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания не допускается. В соответствии с ГК РФ все юридические лица должны регистрироваться органами юстиции, но на практике это не выполнено (сейчас коммерческие организации регистрируются регистрационной палатой).

Для создания юридического лица надо в регистрационный орган предъявить учредительные документы:

1)Устав;

2)Учредительный договор (договор, заключенный между учредителями);

3) и устав, и учредительный договор (например, ООО)

4) на основании общего положения закона (например: общеобразовательные учреждения).

Учредительные документы юридических лиц.

Для создания юридического лица надо в регистрационный орган предъявить учредительные документы:

1) Устав;

2) Учредительный договор (договор, заключенный между учредителями);

3) и устав, и учредительный договор (например, ООО)

4) на основании общего положения закона (например: общеобразовательные учреждения).

В учредительных документах должны быть определенные сведения:

1) наименование и местонахождение;

2) порядок управления юридическим лицом;

3) иные сведения, предусмотренные законом;

4) у некоммерческих лиц, обладающих специальной пра­воспособностью, обязательно должны быть отражены цели деятельности.

В учредительном договоре должно быть (когда это обяза­тельный учредительный документ):

а) обязательство о создании юридического лица;

б) определенный порядок совместной деятельности в со­здании юридического лица

в) порядок формирования имущества;

г) порядок распределения прибыли и убытков;

д) порядок управления;

е) порядок выхода из состава юридического лица.

Основания и порядок принудительной ликвидации юридических лиц.

Реорганизация:

Все права и обязанности реорганизуемого юридического лица или их часть переходят к иным субъектам, как правило, проводится добровольно.

Обязательное условие- предварительное уведомление кредиторов.

Реорганизация осуществляется путем:

1)Слияния нескольких организаций лиц в одну новую.

2)Присоединение юридического лица к другому.

3)Разделение юридического лица на несколько новых организаций.

4)Выделение из состава организации других лиц.

5)Преобразования, т.е. смены организационно- правовой формы юридического лица.

Согласие федерального антимонопольного органа требуется при 200 тыс МРОТ.

Если решение суда или компетентного государственного органа о реорганизации не выполнено в установленный срок, суд назначает внешнего управляющего юридическим лицом, который и осуществляет его реорганизацию (п.2 ст.57 ГК).

В зависимости от формы, она оформляется:

-разделительным балансом (разделение, выделение).

-передаточным актом (слияние, присоединение, преобразование).

Реорганизация считается оконченной:

-При выделение, разделение или слияние.

Возникает новый субъект, в момент государственной регистрации вновь созданного юридического лица.

-При присоединение (не возникают юр лица), в момент исключения присоединенной организации из го реестра.

Ликвидация

Ликвидацияюридического лица — это способ прекращения его деятель­ности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

ГК содержит развернутый перечень оснований ликвидации юриди­ческих лиц:

1)Добровольны порядок: юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учре­дительными документами.

Типичными основаниями добровольной ликви­дации являются нецелесообразность дальнейшего существования юридиче­ского лица, истечение срока, на который оно было создано, достижение или, напротив, принципиальная недостижимость уставных целей организации.

2)Принудительный:ликвидация проводится по решению суда в случаях:

-когда деятельность юридического лица осуществляется без соответствую­щего разрешения (лицензии),

-либо такая деятельность прямо запрещена за­коном,

-либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями зако­нодательства.

Порядок ликвидации юридического лица состоит из следующих этапов:

1) участники организации, ее уполномоченный орган или суд, приняв­шие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации. Лик­видационная комиссия принимает на себя все полномочия по управлению юридическим лицом;

2) ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвида­ции юридического лица, порядке и сроке заявления претензий кредиторами (этот срок не может быть менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уве­домляет их о ликвидации, взыскивает дебиторскую задолженность юриди­ческого лица;

3) ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолжен­ности, принимает решение об удовлетворении (отклонении) выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс;

4) в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом удов­летворяются законные требования кредиторов, причем выплаты произво­дятся в порядке очередей, установленных ст. 64 ГК. Если денежных средств организации недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная ко­миссия продает имеющееся имущество с публичных торгов;

5) после погашения кредиторской задолженности ликвидационная ко­миссия составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество между участниками юридического лица, если иное не следует из законодательства или учредительных документов организа­ции.

Все документы, оформляющие ликвидацию, передаются регистрирую­щему органу, который на их основе вносит соответствующую запись в еди­ный государственный реестр юридических лиц. С этого момента деятель­ность организации считается прекращенной.

Дата добавления: 2017-02-25; просмотров: 359 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Явочный, нормативно-явочный, разрешительный порядок создания общественных объединений.

Существуют три основных способа учреждения общественных объединений: нормативно-явочный, явочный, разрешительный.

В РФ действует нормативно-явочный порядок создания юридических лиц. Иногда его называют явочно-регистрационным. Явочный характер данного способа создания юридических лиц выражается в том, что создание организации инициируют сами учредители, реализуя элемент своей гражданской правоспособности – право создавать юридические лица своей волей и в своем интересе. Нормативный характер данного способа выражается в том, что правовые формы деятельности по созданию юридического лица (включая завершающий ее этап – государственную регистрацию) регламентированы в нормативных актах и, прежде всего – в законодательстве.

При нормативно-явочном способе общественное объединение создается заинтересованными лицами путем совершения односторонних инициативных действий, соответствующих следующим требованиям законодательства:

1. объединение не должно иметь антисоциальной направленности;

2. создается по инициативе не менее трех учредителей — физических лиц (в качестве дополнительных учредителей могут выступать и юридические лица);

3. учредители обязаны собрать общее собрание (съезд, конференцию) заинтересованных лиц, чтобы решить вопросы о создании объединения, об утверждении его устава, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов объединения;

4. устав должен отвечать законодательным требованиям.

Если названные требования выполнены, общественное объединение считается учрежденным и приобретает права, закрепленные за соответствующим видом общественных объединений, кроме прав (среди них и права юридического лица), для обладания которыми необходимо пройти государственную регистрацию.

При явочном порядке общественное объединение создается заинтересованными лицами в рамках действующего законодательства, но без точного соблюдения трех последних из четырех перечисленных требований. Данное объединение в силу ст. 30 Конституции РФ имеет право на существование и деятельность, однако не приобретает прав, закрепляемых за общественными объединениями специальным законодательством общественных объединениях.

Разрешительный порядок ранее применялся при создании общественных и кооперативных организаций. Он предполагал, что такие юридические лица возникали лишь только после того, как на их создание получено разрешение компетентного органа. При этом в создании таких юридических лиц могло быть отказано по мотивам нецелесообразности. Регистрации также не требовалось.

*********************************************

Дата добавления: 2015-07-11; просмотров: 757 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге:Гражданство детей. | Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке | Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке | Основания прекращения гражданства РФ.

| Временное пребывание и временное проживание иностранных граждан в РФ. | Временно проживающие иностранцы | Постоянное проживание иностранных граждан в РФ. | Въезд в РФ и выезд из РФ иностранных граждан. | Виды организационно-правовых форм общественных объединений. | Понятие и виды некоммерческих организаций и их правовое положение по законодательству РФ. |

Этапы образования юридического лица

Образование юридического лица есть совокупность юридических процедур, по завершении которых гражданский оборот пополняется еще одним субъектом правоотношений. Подобные процедуры бывают двух видов: создание юридического лица и реорганизация юридического лица. Несмотря на видовое разнообразие основные этапы образования весьма похожи.

1 этап. Осознание потребности в создании юридического лица.

2 этап. Определение целей деятельности будущей организации.

3 этап. Исходя из предыдущего этапа, определение организационно-право-вой формы организации.

4 этап. Формирование круга учредителей.

5 этап. Разработка учредительных документов (учредительного договора или устава).

6 этап. Оплата не менее 50% уставного капитала на специальном накопите-льном счете в банке.

7 этап. Формирование пакета документов необходимых для регистрации юридического лица.

8 этап. Собственно регистрация в органах налоговой инспекции, завершаю-щаяся выдачей свидетельства о государственной регистрации. Более подробно процедура регистрации изложена в нижеследующих нормативных документах:

1. Федеральный закон от 08.08.01 № 129-фз (ред. от 30.12.08) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

2. Постановление Правительства РФ от 26.02.04 № 110 (ред. от 08.12.08) «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (вместе с «правилами ведения единого государственного реестра налогоплательщиков», «правилами взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации»);

3. Постановление Правительства РФ от 19.06.02 № 439 (ред. от 27.07.07) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»;

4. Постановление Правительства РФ от 17.05.02 № 319 (ред.

от 16.09.03) «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»;

5. Приказ ФНС РФ от 21.10.04 № саэ-3-09/7@ «Об утверждении порядка пре- доставления в электронном виде сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц и в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей» (зарегистр. в Минюсте РФ 17.11.04 № 6123).

6. Приказ МНС РФ от 03.03.04 № бг-3-09/178 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц» (зарегистрировано в Мин-юсте РФ 24.03.04 № 5685);

7. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.01.06 № 100 «О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Традиционно существуют три способа образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный.

Распорядительный порядок предполагает образование юридического лица в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления (государственные и муниципальные унитарные предприятия)

При разрешительном порядке инициатива исходит от учредителей юридического лица, однако необходимо получить согласие соответствующих государственных или муниципальных органов на его создание (например, создание банков).

Явочно-нормативный порядок означает, что согласие на создание таких юридических лиц уже дано в нормативных актах. После создания учредительных документов достаточно лишь «явиться» для регистрации. В ходе регистрации проверяется, соответствует ли образованное юридическое лицо соответствующим нормам права и соблюден ли порядок его создания. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесобразности не допускается. (хозяйственные общества и товарищества).

При создании юридического лица разрабатываются учредительные документы (учредительный договор или устав, либо и то, и другое) В них должны быть определены наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью и т.д. Предмет и цели деятельности указываются в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий. Что касается учредительных документов хозяйственных обществ и товариществ, то в них предмет деятельности может и не указываться, поскольку последним разрешено заниматься любой деятельность. Учредительный договор должен включать обязательство о создании юридического лица, в том числе порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи в собственность юридического лица своего имущества и участие в его деятельности. В учредительном договоре также фиксируются условия и порядок распределения прибыли и убытков между учредителями (участниками), порядок управления деятельностью юридического лица, условия выхода из состава учредителей (участников). Изменения в учредительные документы приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации, а в случаях, установленных законом – с момента уведомления органа, осуществляющего такую регистрацию о внесенных изменениях. Для юридического лица и его учредителей такие изменения становятся обязательными с момента их внесения в учредительные документы.

В соответствии с ГК (ст. 51) юридические лица должны регистрироваться органах юстиции в порядке, предусмотренном законом о регистрации юридических лиц. 8 августа 2001 года был принят соответствующий Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». При государственной регистрации уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вносит в государственные реестры сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах.

Органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является, согласно Положению от 30 сентября 2004 г. Федеральная налоговая служба.

Для осуществления отдельных видов деятельности (банковской, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; биржевой и др.) юридическим лицам необходимо получить лицензию, в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

    • ФЗ РФ от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» СЗ РФ 2001 N 33 ст. 3431
    • ФЗ РФ от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» СЗ РФ 2001 N 33 ст. 3430
    • ФЗ РФ от 30 ноября 1995 г. «О финансово-промышленных группах» СЗ РФ N 49 ст. 4697

Добавить комментарий

Закрыть меню