Образование спартанского полиса

Становление полиса в Спарте и его особенности

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

Процесс становления Спартанского государства занимает длительный исторический период — практически всю греческую архаику (конец IX — конец VI вв. до н. э.), являя собой яркий пример того, какими путями могло идти формирование греческого города-государства под непрерывным воздействием военного фактора.

Изначально таким фактором оказалось само вторжение дорийцев на территорию Лаконии, с которого, собственно, и начинается известная нам история Спарты. Город или, точнее, группа поселков Спарта, давший название всему государству, возник в XI или X в. до н.э. В нем концентрировалась основная масса гражданского населения. Территория государства около 1000 года до н. э. была завоевана дорийцами, которые часть прежних жителей-ахейцев превратили в периэков (политически бесправных, но граждански свободных), часть в илотов (государственных рабов); сами дорийцы составили господствующее сословие спартиатов. Древние видели в этом меру наказания, применявшуюся завоевателями по отношению к лаконским общинам, оказывавшим им особенно упорное сопротивление. Более вероятно, однако, что такова была участь тех, кто населял самые плодородные земли Лаконии, представлявшие наибольший интерес для спартанцев. Другие лаконские общины, занимавшие малоплодородные земли предгорий и к тому же добровольно признавшие главенство Спарты, вошли в состав Лакедемонского государства на правах так называемых периэков (букв. «живущих вокруг»). В отличие от илотов периэки считались лично свободными и даже пользовались гражданскими правами в тех общинах или полисах, на территории которых они проживали. Однако в самой Спарте на них смотрели как на людей «второго сорта» и не допускали к участию в делах государства.

Впоследствии — длительные Мессенские войны, уже окончательно определившие то русло, по которому пошло в дальнейшем формирование спартанской гражданской общины. Данные войны были вызваны проблемой избыточного населения и вызвавшим этим земельным голодом. В ходе 1-й и 2-й Мессенских войн (между 725 и 600 до н.э.) была покорена область Мессения к западу от Спарты, а мессенцы были превращены в илотов, т.е. государственных рабов. Это изменило не только внутриполитическую ситуацию в Спарте, но и стало постоянным источником внешней угрозы. Именно поэтому закономерным итогом спартанской истории периода архаики, а также внешнеполитических усилий Спарты явилось образование Пелопоннесской лиги, в которой Спарта постепенно выдвигается на роль своеобразного квази-державного лидера.

10. Формирование полиса в Аттике: основные этапы и особенности.

1. Афины в VIII—VII вв. до н. э. Институты государственности в Аттике стали складываться несколько позже, чем в разных областях Пелопоннеса, но постепенно Афины превратились не только в одно из крупнейших и могущественных государственных образований, но и стали своего рода олицетворением полисной Греции, центром Эллады классического времени.

Рождение полисного строя в Аттике проходило через постепенную трансформацию родовых учреждений путем внутреннего развития, и в отличие от многих областей Пелопоннеса роль военных завоеваний (порабощения местных племен и связанных с этим конфискаций, других насильственных действий) в становлении полисного строя в Аттике была минимальна. С другой стороны, процесс постепенных внутренних преобразований завершился возникновением самой развитой социально-политической формы греческого полиса, знаменитой афинской демократии с относительно сплоченным гражданским коллективом, И еще один важный момент. Если ранняя история многих полисов Греции известна очень плохо из-за недостатка документов, то древнейший период истории Афин, первые этапы формирования его полисной структуры гораздо подробнее освещены в источниках, что позволяет воссоздать разные стадии длительного процесса формирования полисов вообще.

Как показывают арехологические раскопки, Аттика была населена уже во времена неолита, в микенское время на ее территории образовалось одно из древнейших царств, которое прекратило свое существование, как и другие ахейские центры, в конце II тысячелетия до н. э. Дорийское вторжение, приведшее к серьезным племенным перемещениям в Пелопоннесе, затронуло Аттику лишь косвенно. Дорийцы не смогли проникнуть в Аттику, и в целом здесь проживало прежнее население (ионийцы и пеласги), но в Аттике нашли убежище некоторые ахейские роды, вытесненные дорийцами из Пелопоннеса. Из всех этих элементов в начале I тысячелетия до н. э. сложилась племенная группа афинян, говорившая на ионийском диалекте греческого языка. В гомеровский период на территории Аттики существовало несколько самостоятельных родовых общин, управляемых басилеями и советами старейшин. Население делилось по кровнородственному признаку на четыре филы (племени), каждая из которых, в свою очередь, состояла из трех фратрий, каждая фратрия насчитывала несколько десятков родов.

Как и в других греческих областях, в IX—VIII вв. дон. э. в Аттике наблюдаются признаки разложения родового строя, социальная дифференциация населения и появление первых признаков государственности. Рождение полисной организации началось в Аттике с преобладания Афин среди других родовых поселков. Расположенные в центре плодородной долины, удобной для земледелия, Афины располагали запасами качественной глины и наладили керамическое производство. Их так называемые дипилонские вазы (украшенные геометрическим орнаментом сосуды), найденные в районе Дипилон в Афинах, нашли довольно широкое распространение в Греции.

Афины, находящиеся в 5 км от моря, укрытые от нападений пиратов, располагали довольно мощными укреплениями на скалистом Акрополе и могли обеспечить безопасность жителей Аттики в большей степени, чем какой-либо другой поселок.

Вокруг Афин начинается объединение (синойкизм), частью добровольное, частью насильственное, всех родовых общин Аттики. Такое объединение, по преданию, завершил афинский герой Тезей. Тезей уничтожил органы управления (т. е. советы старейшин и должностных лиц) во всех родовых поселках, всеми делами в Аттике стал распоряжаться совет старейшин из басилеев, находившийся в Афинах. Местный культ богини Афины — покровительницы города — стал общеаттическим культом. В ее честь был учрежден религиозный праздник Панафинеи, торжественно справлявшийся всем населением. В Афины были переселены многие знатные роды из других поселков, что привело к увеличению городского населения. Сюда же были переведены святилища местных аттических божеств, в частности бога морей Посейдона, почитавшегося в приморских районах Аттики, богини земледелия Деметры, почитаемой в Элевсине, и др.

Процессы имущественной и профессиональной дифференциации афинского общества привели к выделению трех социальных групп: родовой знати, получившей название эвпатридов, основной массы населения — земледельцев-геоморов и ремесленников-демиургов. В политической сфере басилей — племенной вождь — уступает место коллегии должностных лиц—архонтов, а совет старейшин преобразуется в совет Ареопага, или Ареопаг, который пополнялся из отслуживших свой срок архонтов.

И хотя архонты и Ареопаг комплектовались из среды родовой знати, само по себе появление новых должностных лиц и нового совета наносило удар по традиционным органам родового строя.

В VIII—VII вв. до н. э. господствующие позиции в рождающемся афинском полисе захватила родовая знать — эвпатриды. Многие земли, ранее принадлежавшие всем соплеменникам, были присвоены знатью.

Основная масса сородичей, лишенная земли, беднела и попадала в зависимость от эвпатридов. Высшие должности архонтов и Ареопаг пополнялись из их же среды. По давней традиции, восходящей к родовым порядкам, знать занималась толкованием обычного (т. е. незаписанного) права и, естественно, использовала этот обычай в своих интересах.

Укрепление экономического положения знати, ее консолидация в господствующий слой общества, распоряжение органами управления означало, с одной стороны, разложение родовой организации как таковой, с другой — показывало, что эвпатриды умело использовали родовые традиции и остатки родовых отношений для поддержания своего господства в новых условиях.

Сильный удар по родовым учреждениям был нанесен записью действующих в Афинах правовых норм, проведенной архонтом Драконтом в 621 г. до н. э. Драконт не только записал действующее право, восходящее к древним временам, но и включил в законодательство ряд новых законов, которые отражали социально-экономическую ситуацию того времени. Так, по законам Драконта отменялось древнее право кровной мести, вводились новые правила судопроизводства, причем устанавливалось различие между предумышленным и непредумышленным убийством. Законы оформляли право частной собственности, причем вводилась высшая мера наказания — смерть за посягательство на права собственника, будь то кража овощей с огорода или присвоение земельного участка. Суровая, даже жестокая охрана рождающейся частной собственности должна была защитить этот новый институт от коллективистских обычаев родового строя.

Законодательство Драконта было крупной победой тех социальных сил, которые представляли новые общественные отношения, были заинтересованы в создании государственного порядка и, прежде всего, рядовых граждан — объекта жестокой эксплуатации эвпатридов.

Однако положение основной массы афинян продолжало оставаться тяжелым — ведь основа общественного богатства — земля, решающие рычаги экономической жизни находились в руках эвпатридов. Это вызывало острое недовольство афинского гражданства. «После этого в течение долгого времени, — писал Аристотель, — происходили раздоры между знатью и народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим, но главное было то, что бедные находились в порабощении — не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками потому, что на таких арендных условиях (т. е. 1/6, или 17%, урожая получал землевладелец.— В.К.) обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была. в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и их детей… Да и ссуды у всех обеспечивались личной кабалой вплоть до времен Солона… Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самым тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли».

Социальные противоречия в Афинах в конце VII в. до н. э. достигли такой остроты, что грозили вылиться в кровавые столкновения. В этих крайних условиях эвпатриды пошли на уступки и были вынуждены избрать архонтом Солона, возложив на него трудную задачу по нормализации обстановки (594 г. до н. э.).

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-10-06; просмотров: 1319 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Особенности развитие Спарты

В Спарте, самом сильном полисе Пелопоннеса, развитие общества и государства пошло по уникальному пути, не похожему на те процессы, что имели место в большинстве греческих областей. Социальная структура спартанского полиса, возникшего в результате дорийского завоевания, отличалась жёсткой стратификацией (расслоением населения), наличием нескольких сословий, чётко отделённых друг от друга.

Высшим сословием были спартиаты — потомки завоевателей-дорийцев. Только они являлись полноправными гражданами, из их числа формировались все органы власти. Спартиаты освобождались от физического труда и составляли военную прослойку в государстве. Ниже спартиатов стояли периэки — жители других городов и городков области Лаконика (кроме Спарты). Периэки сохраняли личную свободу, но при этом не имели гражданских прав и не участвовали в управлении полисом. Низшим и самым многочисленным сословием были илоты — покорённое население, зависимые земледельцы. Им приходилось содержать своим трудом господ — спартиатов. За каждым спартиатским семейством закреплялось несколько хозяйств илотов, которые обеспечивали его пропитание, выплачивая очень высокий натуральный оброк — около половины урожая. Спартанский поэт Тиртей так характеризовал положение илотов: Словно ослы, что несут тяжкую долю свою, Волей владык отдают, уступая мрачной судьбине, Равную долю плодов пашни своей господам.

Спартанские воины. Фрагмент декора бронзовой вазы. Конец VI в. до н. э. Историк

Илоты не были частновладельческими рабами классического типа. Они считались собственностью всего полиса, а не того или иного конкретного хозяина. Потому спартиат не имел права по личному почину продать или убить илота. В то же время сами спартанские власти принимали меры к тому, чтобы илоты жили в постоянном страхе и не пытались освободиться, подняв восстание. Ежегодно высшие должностные лица Спарты объявляли войну илотам, этим давая санкцию на любое, самое жестокое обращение с ними. Периодически на илотов устраивались настоящие облавы (криптии). В них участвовали молодые спартиаты, убивая илотских вожаков из засады и упражняясь таким образом в военном искусстве.

Иногда отряды илотов даже принимали участие в военных походах Спарты в качестве вспомогательных сил. Очевидно, государство в известной мере доверяло им, коль скоро решалось дать в руки хоть какое-то оружие. Однако в массе своей илоты проявляли недовольство существующим порядком и были постоянно готовы к мятежу.

Историк Ксенофонт, хорошо знавший спартанские реалии, так пишет об илотах: «Когда среди них заходит разговор о спартиатах, то никто не может скрыть, что он с удовольствием съел бы их живьём».

При этом между спартиатами и илотами существовало резкое численное неравенство. Спартиатов в архаическую эпоху было около 9 тыс. А в дальнейшем их количество постоянно снижалось из-за военных потерь. Число илотов точно неизвестно, но их было как минимум в семь раз больше. Жизнь маленькой горстки спартиатов среди огромных масс подчинённого населения, которые необходимо держать в покорности, была в высшей степени опасной.

Потому-то сословие спартанских граждан и жило, можно сказать, постоянным военным лагерем. В результате так называемых реформ Ликурга, продолжавшихся на протяжении нескольких веков, в среде спартиатов были установлены твёрдая дисциплина и безоговорочное повиновение властям, усилено начало коллективизма, установлено имущественное равенство. Жизнь стала строго регламентированной, максимально простой. Любые проявления роскоши запрещались. Спартиату не разрешалось даже обедать дома, в кругу семьи: он должен был являться на общественные трапезы — сисситии. Нельзя сказать, что имущественного неравенства не было совсем. В Спарте имелись граждане побогаче и победнее. Но вот получить какие-либо преимущества от крупного состояния, «блеснуть» им в спартанских условиях было невозможно. А значит, не имелось никакого стимула к накоплению богатств.

Спарта. Панорамный вид

Существовала жёсткая система общественного воспитания детей, призванная воспитать у подрастающего поколения мужество, стойкость, умение переносить лишения. Спартиат не имел права самолично покидать пределы родного полиса.

Таким образом, Спарта как бы отгородилась от всего греческого мира подобием «железного занавеса». Сложилась военизированная форма государства; индивид был всецело подчинён общине. Социально-политическое развитие практически остановилось. В результате спартанский полис чрезвычайно усилился в военно-политическом отношении, стал самым могущественным и авторитетным в Элладе.

Но за преимущества пришлось заплатить значительным экономическим и культурным отставанием. Спартанская экономика приобрела почти исключительно аграрный характер, со слабым развитием ремёсел (не считая ориентированных на войну, которыми занимались периэки) и почти полным отсутствием торговли. Только за счёт очень большого по греческим масштабам количества природных ресурсов Спарта оставалась богатым полисом. Плодородие почв на юге Пелопоннеса позволяло ей, в отличие от подавляющего большинства других регионов Греции, не нуждаться в привозном хлебе.

Глиняный флакон в виде головы воина. Спарта. Около VIII в. до н. э.

Некогда достаточно духовная жизнь спартанцев приобрела однообразные, застывшие формы. Впрочем, не следует считать спартиатов грубыми и некультурными людьми, солдафонами. Античные авторы подчёркивают, что им было свойственно, в частности, умение кратко и остроумно выражать свои мысли (отсюда термин «лаконизм»).

Граждане Спарты были воспитанными, образованными, грамотными людьми, но их воспитание имело особую специфику. По своим представлениям о жизни они скорее напоминали средневековых рыцарей или японских самураев, чем своих сородичей, в частности афинян или коринфян. Спартиаты жили в обстановке особого «духовного космоса», для которого был характерен ряд черт, свойственных архаичным, традиционным обществам. Среди них — твёрдая религиозность, ориентация на авторитет предков, своеобразный кодекс чести. Он делал невозможными сдачу в плен, бегство с поля боя, окружение собственного города кольцом оборонительных стен. Впрочем, Спарта была обществом не архаичным в собственном смысле слова, а искусственно архаизованным, «подмороженным».

Уникальным являлось и устройство спартанского полиса. Спарта едва ли не единственное государство Эллады, в котором не ликвидировали царскую власть. При этом — тоже исключительно спартанская особенность — царей было два; соответственно имелись две династии (Агиады и Еврипонтиды).

Однако цари были по сути не монархами, не абсолютными правителями, а лишь высшими должностными лицами полиса. Их полномочия, весьма ограниченные, фактически сводились только к функциям верховных главнокомандующих и верховных жрецов.

Реально самым важным органом управления в Спарте был Совет старейшин. Он назывался герусией, а его члены — геронтами. Герусия состояла из 30 человек: в неё по своей должности входили цари, а кроме них — 28 пожилых граждан (не моложе 60 лет) избиравшихся пожизненно. Геронтами становились, как правило, наиболее влиятельные и авторитетные спартиаты. Именно герусия руководила всеми государственными делами: вырабатывала проекты законов и постановлений, распоряжалась финансами полиса, играла роль верховного суда.

Формально высшей властью в Спарте, как и в любом греческом полисе, было народное собрание. Здесь оно называлось «апелла». Собрание объявляло войну и заключало мир, принимало законы, избирало должностных лиц (естественно, кроме царей). Но апелла созывалась редко и нерегулярно, обычно по инициативе геронтов. В ней не допускались какие-либо дебаты или дискуссии. Власти вносили на рассмотрение собрания те или иные меры, а спартиаты должны были только голосовать «за» или «против». Более того, если апелла принимала решение, неугодное герусии, последняя могла распустить собрание, отменить его результаты, а через какое-то время назначить повторное голосование.

Однако преуменьшать значение спартанской апеллы не следует. Какие бы ограничения ни накладывались на её деятельность, всё же главный закон Спарты — «Великая ретра» — гласил: «Господство и сила да принадлежат народу». Иными словами, без согласия народного собрания ни одно сколько-нибудь важное решение не могло быть проведено в жизнь.

Позже, чем остальные элементы спартанского государственного устройства, появилась коллегия, состоящая из пяти эфоров (надзирателей). Эфоры избирались сроком на один год, при этом избранным мог быть любой спартиат независимо от знатности и богатства.

Таким образом, институт эфоров был, бесспорно, демократическим по своему духу.

В функции эфоров входил контроль над другими высшими должностными лицами, чтобы те не нарушали законов и интересов гражданского коллектива. Особенно бдительно эфоры следили за царями, стремясь не допустить даже попыток перерастания их власти в настоящую монархию или тиранию. Эфоры располагали необычайно большими полномочиями: они могли отстранить царя от власти и даже приговорить его к казни.

Процесс становления Спартанского государства занимает длительный исторический период — практически всю греческую архаику (конец IX — конец VI вв. до н. э.), являя собой яркий пример того, какими путями могло идти формирование греческого города-государства под непрерывным воздействием военного фактора.

Изначально таким фактором оказалось само вторжение дорийцев на территорию Лаконии, с которого, собственно, и начинается известная нам история Спарты. Город или, точнее, группа поселков Спарта, давший название всему государству, возник в XI или X в. до н.э. В нем концентрировалась основная масса гражданского населения. Территория государства около 1000 года до н. э. была завоевана дорийцами, которые часть прежних жителей-ахейцев превратили в периэков (политически бесправных, но граждански свободных), часть в илотов (государственных рабов); сами дорийцы составили господствующее сословие спартиатов. Древние видели в этом меру наказания, применявшуюся завоевателями по отношению к лаконским общинам, оказывавшим им особенно упорное сопротивление. Более вероятно, однако, что такова была участь тех, кто населял самые плодородные земли Лаконии, представлявшие наибольший интерес для спартанцев. Другие лаконские общины, занимавшие малоплодородные земли предгорий и к тому же добровольно признавшие главенство Спарты, вошли в состав Лакедемонского государства на правах так называемых периэков (букв. «живущих вокруг»). В отличие от илотов периэки считались лично свободными и даже пользовались гражданскими правами в тех общинах или полисах, на территории которых они проживали. Однако в самой Спарте на них смотрели как на людей «второго сорта» и не допускали к участию в делах государства.

Впоследствии — длительные Мессенские войны, уже окончательно определившие то русло, по которому пошло в дальнейшем формирование спартанской гражданской общины. Данные войны были вызваны проблемой избыточного населения и вызвавшим этим земельным голодом. В ходе 1-й и 2-й Мессенских войн (между 725 и 600 до н.э.) была покорена область Мессения к западу от Спарты, а мессенцы были превращены в илотов, т.е. государственных рабов.

Это изменило не только внутриполитическую ситуацию в Спарте, но и стало постоянным источником внешней угрозы. Именно поэтому закономерным итогом спартанской истории периода архаики, а также внешнеполитических усилий Спарты явилось образование Пелопоннесской лиги, в которой Спарта постепенно выдвигается на роль своеобразного квази-державного лидера.

Отмена крепостного права в России. Причины и предпосылки отмены крепостного права
Инициатором преобразований выступала государственная власть и сам Александр II. Что толкнуло самодержавную монархию на отмену крепостного права, веками являвшегося ее фундаментом, – вопрос достаточно выясненный. Поражение в Восточной войне (1853–1856 гг.), прервавшее полуторавековое победоносное продвижение к Черному морю и понесенное н …

Просвещение.
Современная система народного образования состоит из трёх ступеней: начального, среднего и так называемого последующего образования. Дошкольное воспитание осуществляется в школах-яслях и дошкольных классах. Начальным образованием охватываются дети с 5 до 11 лет. С 5 лет они посещают 2-летние школы для малышей, с 7 лет – начальные школы. …

Начало иностранного проникновения в страну
С 1624 года Япония стала «изолированной» страной от внешнего мира. В этом году был запрещён въезд и проживание в Японии испанцев, а в 1638 году были изгнаны и португальцы. В 1633 – 1636 годах были изданы указы о запрещение японцам покидать страну, а японцам, живущим за её пределами, было запрещено под страхом смертной казни во …

Похожие главы из других работ:

Великая греческая колонизация

3.1 Организация греческого полиса

Как и во всех доиндустриальных цивилизациях, община в древней Греции была основной ячейкой общества, но отличалась своеобразием и во многих своих чертах была не похожа на восточную общину…

Великая греческая колонизация

3.2 Экономическая жизнь полиса

Некоторые историки считают, что в древних средиземноморских цивилизациях выросли капиталистические отношения; существует даже специальный термин — античный капитализм. Правильна ли такая точка зрения? У нее есть свои основания: действительно…

Великая греческая колонизация

3.3 Культура древнегреческого полиса

Древнегреческая цивилизация создала богатую и разнообразную духовную культуру. Большую роль в ее становлении и расцвете сыграл полис, в котором само устройство жизни побуждало человека раскрывать лучшие свои способности. Уже в VII-VI вв. до н.э…

Внешняя политика Коринфа в архаический период

1. Участие коринфского полиса в Великой греческой колонизации

Прежде чем приступить к характеристике конкретных исторических событий времён великой колонизации следует указать один важный фактор, который определял вектор колонизационной деятельности изучаемого полиса…

Воспитание в Спарте

2.1 История спартанского образования

Спарта, непревзойденный источник сведений об архаике, естественно составляет следующий этап нашей истории. На этом этапе мы наблюдаем, как гомеровское рыцарское образование, не прерываясь, начинает постепенно изменяться. Напротив…

Греческий полис

— возникновение полиса, его государственное устройство;

Греческий полис

— экономика и социальная структура полиса;

— духовная культура полиса. 1. Возникновение полиса, его государственное устройство В культуре Древней Греции наблюдается сочетание традиционных черт, восходящих к архаической и еще более ранним эпохам, и совершенно иных…

Греческий полис

4. Экономика и социальная структура полиса

Основой полисной экономики является земледелие. В силу природных условий сельское хозяйство включало несколько отраслей: хлебопашество, виноградарство, оливководство, огородничество-садоводство и скотоводство. Виноградарство…

Греческий полис

5. Духовная культура полиса

В полисах сформировалась и своя система духовных ценностей. Прежде всего своеобразное социально-экономическое, политическое и культурное устройство, сам полис греки считали высшей ценностью. По их мнению…

Образование и основные этапы развития государственности в Спарте

1.1 Образование Спартанского государства

Спартанское государство возникло вследствие передвижения племени дорийцев по Балканскому полуострову. Дорийцы захватили Лаконику, находящуюся в долине Еврота, и в IX веке был сформировано Спартанское государство…

Образование и основные этапы развития государственности в Спарте

1.3 Особенности социально-экономического и общественного строя Спартанского полиса

До Мессенских войн характерной чертой социально-экономического строя Спарты было господство родовой аристократии.

После же захвата Мессении в Спарте складывается строй так называемой «общины равных» . По словам Крушкол Ю.С….

Полис в древнегреческой цивилизации

2. Возникновение полиса

В культуре Древней Греции наблюдается сочетание традиционных черт, восходящих к архаической и еще более ранним эпохам, и совершенно иных, порожденных новыми явлениями в социально-экономической и политической сферах…

Полис в древнегреческой цивилизации

3.1. Органы управления полиса

Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Народное собрание — верховный орган власти. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (нападение врага…

Полис в древнегреческой цивилизации

3.4. Экономическая жизнь полиса

Некоторые историки считают, что в древних средиземноморских цивилизациях выросли капиталистические отношения; существует даже специальный термин — «античный капитализм»…

Ранняя Спарта: государство, общество, человек

Глава I. Образование Спартанского государства

Добавить комментарий

Закрыть меню