Образование как общечеловеческая ценность

  1. Образование как социокультурный феномен.

Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции. Некоторые ученые понимают социализацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпывается. Она предполагает и развитие, и самоопределение, и самореализацию личности. Причем такие задачи решаются как стихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен с множеством сторон и аспектов, исследованием которых занимается ряд наук. 4

Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В современных условиях на первый план выходят требования гармонично развитой личности, которые вытекают из логики социального и технического прогресса. Сегодня мировое сообщество неотвратимо идет к реализации гуманистических идеалов в образовании путем повышения социальной, педагогической и экономической эффективности его функционирования. Социальная эффективность выражается в многообразных формах утверждения гуманизма, как в обществе, так и в самом содержании и технологиях образования как педагогического процесса. Итак, образование как социальное явление — это, прежде всего объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений. Образование как социальное явление — это относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых, в конечном счете, определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития. Образование как социальное явление — это и система, для которой характерно наличие инвариантных качеств, присущих как ей в целом, так и каждому компоненту. К числу таких качеств относятся: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность (Б.Г. Гершунский). Система образования намного сложнее любых других, более жестко детерминированных — технических, кибернетических, экономических и т.п. Система образования — это не замкнутая, жестко централизованная и упорядоченная система. Она — открытая система, способная к самопознанию (рефлексии), количественному и качественному обогащению, перманентному преобразованию в силу тех изменений, которые непрерывно происходят как в макросоциуме, так и внутри самой системы. Гуманистическая, личностно-ориентированная направленность современного образования усиливает такие его характеристики, как гибкость и динамичность. Образование как социальная система превращается в дифференцированную и открытую для изменений сферу образовательных услуг. Не система образования со своими учреждениями навязывается человеку, ограничивая его свободу выбора, а человек сознательно выбирает индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими образовательными потребностями и способностями. Педагогические ценности, как и любые другие духовные ценности, утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики. Причем эта зависимость не механическая, так как желаемое и необходимое на уровне общества часто вступают в противоречие, разрешает которое конкретный человек, педагог в силу своего мировоззрения, идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития культуры. Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Широкий диапазон педагогических ценностей требует их классификации и упорядочивания, что позволит представить их статус в общей системе педагогического знания. Однако их классификация, как и проблема ценностей в целом, до настоящего времени в педагогике не разработана. Правда, имеются попытки определить совокупность общих и профессионально-педагогических ценностей. Среди последних выделяют такие, как содержание педагогической деятельности и обусловленные им возможности саморазвития личности; общественная значимость педагогического труда и его гуманистическая сущность и др. Аксиологическое Я как система ценностных ориентации содержит не только когнитивные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннего ориентира. В нем ассимилированы как социально-педагогические, так и профессионально-групповые ценности, служащие основанием индивидуально-личностной системы педагогических ценностей.

Эта система включает:

• ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и др.);

• ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и др.);

• ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);

• ценности, позволяющие осуществить самореализацию (творческий, вариативный характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.);

• ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска, служебный рост и др.). 5

Заключение

Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека. Окончив школу, одни поступают в институт, другие в техникум, третьи не поступают никуда. Это являет собой определённый фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя не редки случаи, когда окончив институт человек, идёт работать продавцом мороженого, особенно в нашей стране. Но, тем не менее, функция фильтрующего устройства образованием не утрачивается. Хэрн писал, что образование — разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами. Согласно теории «человеческого капитала» образование не является чем-то немедленно потребляемым, скорее это капиталовложение в будущее человека. Как и все капиталовложения, в будущем оно приносит прибыль. В этой теории утверждается, что все усилия, затраченные в прошлом, будут вознаграждены в будущем. Вполне естественно, что вознаграждение соответствуют капиталовложениям. Это оправдывает неравенство между людьми, так как они затратили неравные средства на подготовку к разным видам деятельности. Отмечая особую роль образования в истории человечества, зарубежные и отечественные ученые говорят о несоответствии современной системы образования объективным требованиям нынешнего этапа общественного развития. Этот этап, наступивший во второй половине XX в., характеризуется серьезными, динамичными изменениями в различных социально-экономических сферах. Возрос интерес к человеку как фактору экономического прогресса, в связи, с чем встал вопрос о гуманизации образования. Прогресс науки, техники, культурная и информационная революции превращают образование в необходимый атрибут повседневной жизни. Подлинный переворот в технике, технологии меняет характер и содержание многих видов труда. В результате чего от человека требуются уже не столько физические затраты, сколько интеллектуальные усилия, самостоятельность и ответственность в принятии решений. В обществе возникла объективная потребность в образованных, компетентных людях, возросла тяга к образованию, а демократизация социальной жизни сделала его более доступным для разных категорий населения, в том числе для национальных меньшинств, женщин, инвалидов, работающей молодежи и др. Пытаясь осмыслить новый и альтернативный педагогический опыт, сопрягая его с современными формами жизни культуры, мы выходим к проблеме отсутствия единой педагогической практики (традиционное образование, развивающее, новое гуманитарное и т.д.) Сегодня в России можно выделить три основных тенденции в сфере образования: кризис классической модели, создание экспериментальных школ, альтернативных форм обучения, интеграция в мировую культуру: демократизация школы, установление связи с основными созревающими субъектами культуры, создание системы непрерывного образования, гуманизация и компьютеризация образования. Третья тенденция — восстановление и развитие традиций русской школы. В России разработаны следующие философско-педагогические идеи: концепция поэтапного формирования умственных действий (П.Л. Гальперин), идеи развивающего обучения (В. Давыдов, А. Занков), проблемное обучение (И. Лернер), школа «диалога культур» (В. Библер), методологизация содержания процесса обучения (Г.П. Щедровицкий, Н.Г. Алексеев). В современной ситуации, когда закладываются основы экономического поведения, когда основной тезис жизни «на все есть цена», встает проблема формирования новой экономической культуры ребенка, которая призвана помочь ребенку войти в мир реалий. И в заключение хотелось бы поделиться своими впечатлениями от новой формы обучения — с помощью компьютера. Конечно, нельзя всё сводить к нему, — и количество часов, проведенных за экраном, не может служить критерием качества обучения, как это пытаются представить в некоторых частных школах. Но, несомненно одно — компьютер отличный помощник для организации индивидуального обучения. Ведь как только педагог перестает видеть в ученике просто сосуд, который нужно наполнить знаниями и умениями, ему приходится искать индивидуальный подход к каждому, подстраиваться под его интересы, темп усвоения материала, личные особенности психики. Например, в некоторых школах каждый ученик может выбрать для себя не просто интересующий его курс, но даже отдельные предметы. Компьютер же, как известно, выполняет ту программу, которая в него заложена, и предоставляет огромный выбор тем для изучения. Современные методы представления информации в компьютерах включают в себя не просто текст, но и картинки, видео, звуковые фрагменты. Это позволяет задействовать практически все органы чувств, используемых для восприятия информации, при этом происходит ее дублирование по различным каналам восприятия, что резко повышает скорость и качество усвоения материала. Компьютерный учебник нельзя уже сравнивать с книгой, как это было всего несколько лет назад — сейчас многие обучающие программы невозможно отличить от игр, и для того, чтобы победить в такой игре, понадобятся знания, которые ребёнку трудно принять как необходимые ему именно сейчас — ведь всем нам свойственно откладывать «на потом» решение многих проблем. А такой элемент современных компьютерных документов, как гипертекстовая ссылка позволяет при необходимости обратиться в любое место документа за дополнительной информацией, и в то же время при повторном изучении не перегружает исходный текст документа. Кстати, по принципу гипертекста устроена всемирная информационная сеть Internet, с помощью которой уже сейчас проводится так называемое «дистанционное обучение» — когда профессора крупнейших университетов выступают с лекциями и отвечают на вопросы не привычной студенческой аудитории, а перед теми, кто в данный момент подключен к их узлу сети. Несмотря на тишину и видимое отсутствие слушателей последних может быть не меньше, чем зрителей у телеэкрана, но в отличие от книги или телепередачи сохраняется обратная связь между преподавателем и учениками.

Список использованной литературы

1. Вайндорф-Сысоева, М.

Е., Крившенко, Л. П. Педагогика Пособие для сдачи экзамена. — 2-е изд., пе-раб. и доп. / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Л. П. Крившенко.— М.: Юрайт-Издат, 2005. — 239 с.

2. Загвязинский, В.И., Емельянова, И.Н. Общая педагогика / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. — М., 2008. – 391 с.

3. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 176с.

4. Подласый, И. П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений / И. П. Подласый. — М: Просвещение Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.

5. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.-576с.

6. Стефановская, Т. А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. / Т. А. Стефановская. — М.: Изд-во «Совершенст-во», 1998.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский институт правоведения

Кафедра психологии и педагогики

Управляемая самостоятельная работа

по теме: «Образование как общечеловеческая ценность»

Выполнил студент 1-го курса

юридического факультета

1-ая академическая группа

Головко Глеб Игоревич

Проверила

Бонько Ольга Васильевна

Минск, 2016 г.

Для того, чтобы понять почему образование — это общечеловеческая ценность, необходимо понять, что такое образование.

Образование — это целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней.

Образование — это целенаправленный процесс познавательной деятельности людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию.

В широком смысле слова, образование — процесс или продукт формирования ума, характера или физических способностей личности.

Целью образования как общечеловеческой ценности, является воспитание человека в соответствии с общечеловеческими принципами и с учетом интересов общества и государства.

Образование по своей сути призвано воспитывать граждан своего народа.

Чтобы развёрнуто ответить на поставленный вопрос, нужно дать определение понятию “общечеловеческая ценность”.

Общечеловеческая ценность — совокупность идеалов, принципов, нравственных норм и прав, имеющих приоритетное значение в жизни людей, независимо от их социального положения, национальности, вероисповедания, образования, возраста, пола.

Общечеловеческие ценности — это фундаментальные общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.

Общечеловеческие ценности можно назвать некой “силой”, которая задает направление в развитии человека, делает его жизнь более полной. Общечеловеческие ценности создают некие границы, нормы и правила, но при этом не ограничивает свободу человека, а наоборот толкают его на развитие, способствуют его образованию, самообразованию и раскрытию собственного потенциала.

Общечеловеческих ценностей достаточно много — здесь можно говорить и о любви к своим родным и близким, и о любви к родине, природе, человеческих принципах, уважении к старшим, грамотности, чистоте и культуре речи, заботе о детях, здоровье и прочем. Спектр общечеловеческих ценностей широк и многогранен. И конечно, здесь становится очевидным, что образование входит в этот спектр, поскольку мы говорим о грамотности человека, о его образованности.

Каковы функции образования как общечеловеческой ценности?

Чтобы говорить о функциях образования как общечеловеческой ценности, нужно понимать, какие в принципе существуют функции образования.

Образование выполняет социальные и личностные функции.

К социальным относятся:

-формирование интеллектуального, нравственного и ресурсного потенциала общества и государства;

-содействие политическому, экономическому и культурно-технологическому развитию общества;

-развитие, обучение и воспитание личности в интересах самой личности, общества и государства;

-подготовка человека к успешному и безопасному функционированию в современном социуме.

Личностные функции образования:

-Самым главным критерием личностного образования является то, что оно должно обеспечивать приоритет развития над обучением.

Таким образом, образование можно рассматривать как в социальном, так и в личностном плане. Мы видим, что образование — очень сложное и многоаспектное явление, что несомненно перекликается с многогранностью и сложностью понятия общечеловеческих ценностей.

На данном этапе необходимо выделить ряд характеристик образования, которые выступают в подтверждение того, что образование с вышеперечисленными его функциями является общечеловеческой ценностью:

1: образование выступает важным фактором развития общества и является составным компонентом культуры;

2: это целенаправленный непрерывный процесс и результат развития личности путем научно организованного обучения, воспитания и самообразования;

3: это достигнутый и подтвержденный гражданином определенный ценз, который удостоверяется и подтверждается соответствующим документом.

Я считаю, что образование все больше преобразовывается в самообразование. И главной задачей образовательных учреждений становится не образование, как образование в принципе, а создание максимально благоприятных условий для того, что бы человек мог заниматься саморазвитием.

Но, тем не менее, саморазвитие должно осуществляться в рамках общечеловеческих ценностей.

воспитание образование общечеловеческий ценность

Вывод

Образование играет огромную роль в жизни всего человечества, оно открывает новые перспективы личностного роста, оно является важнейшим средством достижения успеха и символом социальной позиции человека.

Размещено на Allbest.ur

Образование как общечеловеческая ценность

Признание образования в качестве общечеловеческой ценно­сти сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждает­ся конституционально закрепленным правом человека на обра­зование в большинстве стран. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образо­вания, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.

Реализация тех или иных ценностей приводит к функциони­рованию различных типов образования. Первый тип характери­зуется наличием адаптивной практической направленности, т.е. стремлением ограничивать содержание общеобразовательной под­готовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспече­нию жизнедеятельности человека. Второй — основан на широ­кой культурно-исторической ориентации. При таком типе обра­зования предусматривается получение сведений, которые заведо­мо не будут востребованы в непосредственной практической дея­тельности. Оба типа аксиологических ориентации неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека, по­требности производства и задачи образовательных систем.

Для преодоления недостатков первого и второго типов обра­зования стали создаваться образовательные проекты, решающие задачи подготовки компетентного человека. Он должен понимать сложную динамику процессов социального и природного разви­тия, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Вместе с тем человек должен обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, брать на себя ответственность за свои убеждения и поступки.

Подытоживая сказанное, можно выделить следующиекультурно-гуманистические функции образования:

развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

формирование характера и моральной ответственности в си­туациях адаптирования к социальной и природной сферам;

обеспечение возможностей для личностного и профессиональ­ного роста и для осуществления самореализации;

овладение средствами, необходимыми для достижения интел­лектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

создание условий для саморазвития творческой индивидуаль­ности и раскрытия духовных потенций.

Образование выступает средством трансляции культуры, овла­девая которой человек не только адаптируется к условиям посто­янно изменяющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации.

Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмыс­ления культурно-гуманистических функций образования, являет­ся его общая направленность на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека. При этом каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования.

Гуманистическая цель образования требует пересмотра его содержания. Оно должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные личностно-разви-вающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмо­ционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.

Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также, проблему разработки и внедрения новых техноло­гий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть без-личностность образования, его отчуждение от реальной жизни.

Для разработки таких технологий частичного обновления мето­дов и приемов обучения и воспитания недостаточно. Сущностная специфика гуманистической технологии образования заклю­чается не столько в передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном рос­те педагога и учащихся.

Реализация культурно-гуманистических функций образования, таким образом, обусловливает неограниченный в социокультурном пространстве демократически организованный, интенсивный образовательный процесс, в центре которого находится личность обучаемого (принцип антропоцентричности). Основным смыслом этого процесса становится гармоничное развитие личности. Ка­чество и мера этого развития выступают показателями гуманиза­ции общества и личности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Каковы причины разработки новой методологии педагогики?

2. В чем суть гуманистической философии образования?

3. Какова специфика применения аксиологического подхода в изу­чении педагогических явлений?

4. Назовите аксиологические принципы и покажите их применение в педагогике.

5. Дайте определение педагогических ценностей.

6. Подготовьте схему «Классификация педагогических ценностей» и дайте их характеристику.

7. Почему образование — это общечеловеческая ценность?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. — СПб 1992.

Колесников Л.Ф., Гурченко В.Н., Борисова Д.Г. Эффективность образования. — М., 1991.

Котова И. Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. — Ростов н/Д, 1994. Философия образования для XX века. — М., 1992.

Шварцман К.А. Философия и воспитание. — М., 1989.

Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отече­ственных теории личности. — Ростов н/Д, 1995.

Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. — М., 1993.

Глава 8. Развитие, социализация и воспитание личности

• Развитие личности как педагогическая проблема • Сущность со­циализации и ее стадии • Воспитание и формирование личности • Роль обучения в развитии личности • Факторы социализации и формирования личности • Самовоспитание в структуре процесса фор­мирования личности

Добавить комментарий

Закрыть меню