Образование и воспитание недоросль

Тема воспитания и образования в комедии Недоросль Фонвизина сочинение

В комедии Фонвизина Дениса Ивановича «Недоросль», подняты не только социально-политические проблемы конца 18 века, но и тема, которая волнует просвещенного автора- воспитание и образование в российском обществе. В России недорослями называли молодых людей-дворян, не желающих учиться.

Еще во времена Петра Первого, был принят указ, об обязательном обучении дворянских отроков мужского пола, до 20 лет. Нужно было заставлять дворянских детей учиться. Иначе они не смогут ни жениться, ни пойти служить, не принесут благо своей Родине. Данная пьеса, относится к классицизму, художественному стилю, по законам которого все герои делятся на положительных » воспитанных»– Стародум, Правдин, кроткая Софья, Милон. И отрицательных, «невоспитанных» — супруги Простаковы, Скотинин, Митрофан.

В своей пьесе Фонвизин разворачивает перед нами картину «матриархальной» семьи Простаковых. Все ее члены не только отличаются грубостью, неуважительным отношением друг к другу и окружающим, но они еще и циничные, бестактные люди. Возможно, все эти качества развиваются в них из-за того, что они не образованы, малограмотны, главной целью для них является обогащение, стяжательство. Госпожа Простакова, ее супруг и их сын Митрофан, глупые, жадные, недалекие люди.

Главной фразой, характеризующей Митрофана, 16- летнего неуклюжего увальня, является: «Не буду учиться, хочу жениться». Его любимое занятие гонять голубей. Его учителя: семинарист Кутейкиным, занимается с ним грамматикой. Отставной сержант Цифиркин обучает Митрофана математике. Немец Вральманом занимается с учеником французским. Знания не интересуют Митрофана. Он труслив и груб со своими учителями. Матушка поддерживает своего дитятко, не утруждая знаниями.

Ее волнует, лишь накормлен ли он, и как бы его женить, удачно, на Софье, которая считается удачной партией, т.к. у нее хорошее приданное. Крупицы знаний, нужны в семье Простаковых, лишь для того, чтобы обмануть окружающих. Этому браку противятся Стародум и Правдин, требуя, чтобы Митрофан учился не фиктивно, не » только по документам служил, и получал награды и звания». А Простакова, услышав это, говорит сыну: » Ты поучись, хоть для виду, чтоб как ты трудишься, дошло до ушей его». Какое будущее готовит матушка своему сыночку? Какую пользу он может принести своему государству? Никакой.

Это была большая проблема дворянских семей того времени. В те времена была популярна народная мудрость «глуп, до святости». Она как нельзя лучше характеризует многих дворянских детей того времени. Воспитываясь на примерах своих родителей и дедов, как Митрофан, они вырастали малообразованными, некультурными, недалекими людьми. Бороться с ними было очень трудно.

Их предки и сами » с неба звезд не хватали» и детей особо не утруждали. Примером могут служить нравы семьи Простаковых.

Ни матушка, ни батюшка не стремятся к тому, чтобы их сын вырос полезным гражданином государства. Они довольны жизнью в своем «болоте» и не хотят ничего менять. Трагизм их положения будет понятен в финале пьесы, когда Простакова, оставшись ни с чем, как бы у разбитого корыта, просит помощи у сына, а он ей грубо, по — хамски, обидно ответит. В пьесе «Недоросль, подняты не только бытовые проблемы, но и проблемы воспитания — это как бы основа праведного, правильного уклада жизни.

А, не понявшие и не принявшие его — ничего достойного не достигнут. Фонвизин своим произведением как бы дает наказ: надо получать достойное воспитание это залог благосостояния государство, а главное благосостояние — это образование и образованность его граждан.

8 класс по литературе, 7, 9 класс

Образования и воспитания в комедии Недоросль

В комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин поднимает много проблем, волновавших общество в то время. Своей задачей автор поставил обличить пороки дворянства, т.к., по мнению Фонвизина, именно этот класс нес ответственное положение в стране, при этом осознавая, что большинство представителей этого сословия не достойны такой высокой роли.

Такое положение дел возникло во время правления Екатерины Второй, довольно неоднозначный период в истории России. Имея на то определенные причины, императрица решила приблизить к себе класс дворянства, обеспечив их нужными почестями и закрывая глаза на недостойное поведение многих особ. В итоге, страна получила множество эгоистичных и глупых людей, которые нередко занимали высокие должности.

По мнению Фонвизина, одной из причин является низкий уровень образования, плохое образование, которое давали детям в дворянских кругах. Безусловно, это не относится ко всей знати сразу, однако, большая часть ее, как отмечал автор, отличалась своей невежественностью.

Тема воспитания и образования раскрывается в комедии на примере семьи Простаковых, которая состоит из господина и госпожи Простаковых, их сына — Митрофанушки. Эти герои представляют собой типичных мелких дворян второй половины 18 века.

Госпожа Простакова — грубая и деспотичная женщина, держащая в ежовых рукавицах весь дом, включая собственного мужа. Простаков — наименее раскрытый персонаж комедии, чаще всего он молчит или выслушивает ругань и оскорбления от собственной жены. Мужчина действительно боится ее, в их отношениях дело часто доходит до рукоприкладства со стороны женщины.

Такие черты характера госпожа Простакова унаследовала от своих родителей. Как становится известно из слов самой героини, отец ее служил всю жизнь воеводой, был необразованным человеком, однако, каким-то образом все же смог нажить себе приличное состояние. В их семье всего было 18 детей, но в живых остались только двое, остальные погибли из-за наплевательского отношения родителей.

Таким образом, все отрицательные черты характера госпожа Простакова унаследовала от своих родителей и в таких же традициях воспитывает своего сына, Митрофана. Юноша растет самовлюбленным и эгоистичным, так как привык, что мать и кормилица Еремеевна исполнят любое его желание.

В доме Простаковых образование считается чем-то бесполезным и ненужным, они считают, что жизнь их сама всему научит. Тем не менее, хозяйка дома все же нанимает Митрофану учителей. Делается это для того, чтобы сыну выдали документ»венечную память». Только после его получения молодой человек дворянского происхождения мог вступать в брак. А именно успешную женитьбу Простакова считает главной целью в жизни, т.к. главная ценность для нее — это деньги.

В противовес Простаковым Фонвизин выдвигает положительных героев: Милона, Правдина, Стародума и Софью. Все эти персонажи хорошо воспитаны и образованы, являются умными и добрыми людьми.

Софья — молодая девушка, примерно одного возраста с Митрофаном. В отличии от него, она жаждет знаний, старается найти в книгах нравственные ориентиры. Стародум поддерживает интересы своей племянницы, при этом ему не все равно, как думает девушка, что она читает. В отличии от госпожи Простаковой, которая нанимает первых попавшихся учителей. Так, в ее дом попадает Вральман — бывший кучер, который смог обмануть хозяйку, представившись коренным немцем, учителем истории.

Так, на примере семьи Простаковых и поставленных им в противовес Стародуму и Софье, Д.И. Фонвизин показывает, как важно дать детям хорошее образование, настроить их на правильные моральные ориентиры.

Сочинение для 8 класса по литературе, 7, 9 класс

Воспитания и образования в комедии Недоросль Фонвизина

В комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» главной является тема воспитания и образования российского народа. Уже по названию читатель должен догадаться об этом, потому что недоросль – это молодой дворянин, не имеющий образования, без которого не сможет поступить на службу и завести семью.

В комедии тема воспитания, так или иначе, затрагивается каждым персонажем.

Условно героев можно разделить на две группы воспитанные и невоспитанные.

Невоспитанность и необразованность госпожи Простаковой, её брата и сына Митрофанушки доходят до абсурда. Простокова не получившая должного воспитания от родителей, обделенная родительской любовью, выросла злой, грубой, бранной и самовольной женщиной. Ее взгляды на крепостников таковы, что она спокойно бьет людей, оскорбляет, словно это не люди, а ее собственность, которую она сама же обирает и уродует.

Брат Простаковой – Тарас Скотинин, не на много лучше. Это расчетливый корыстолюбивый уже немолодой человек, по признанию которого не был ни чему обучен. Свою жестокость и безграмотность он преподносит как некий дар. Скотинин хвастается тем, что за всю жизнь не прочитал не одной книги. По его мнению, любое учение — это скука и пустая трата времени.

Митрофан, идущий за матерью, это воплощение необразованной дворянской молодежи. Он избалован Простаковой, любое занятие для него должно быть игрой, развлечением. Всякое учение пробуждает в нем чувство лени, поэтому задумка жениться кажется ему более интересной. Для него это веселое занятие, а не серьезное решение.

Об образовании в комедии «Недоросль» можно судить не только по представителям тех, кто не хочет учиться грамоте, но и по тем, кто пришел учить Митрофана. Учителя, которые были наняты для воспитания Митрофана, на самом деле никакого отношения к образованию не имеют. Так учитель математики Цыфиркин — это отставной сержант, который никак не борется с лень Митрофанушки и, как результат, так не чему не научил его. Кутейкин – преподаватель грамоты, бывший дьячок, не окончивший семинарию из-за страха сложных наук, сам малообразован. А уж учитель французского, бывший кучер, с выдающейся фамилией Вральман, и вовсе не ищет путей к обучению Митрофана, он все больше льстит хозяевам.

Все они убеждены, что жить стоит только ради своей выгоды, что на первом месте всегда собственное благополучие и достаток. А какими путями они будут получены это не важно.

Милон, Стародум, Софья и Правдин – это герои антиподы для невоспитанных персонажей. В комедии они являются движущей силой, через их речи читатель слышит призыв к добродетели, образованию и просветлению человеческого разума и души. Они говорят о главных ценностях просветленного общества таких, как взаимопонимание и дружба между супругами, помощью нуждающимся, достижение целей только собственным усердием и трудом.

Так центральные темы комедии затрагивают актуальные и на сегодняшний день вопросы. И хотя жанр произведения автором определен как комедия, довольно трагично выглядит перспектива существования в обществе «Скотининых», «Простоковых» и выросших «Митрофанушек».

для 8 класса по литературе, 7, 9 класс

  • Характеристика и образ Раневской в пьесе Вишневый сад сочинение

    Характеристика и образ Раневской в пьесе Вишневый садОбраз главной героини знаменитого произведения достаточно сложен, но логичен. Так как поступки Любови Андреевны Раневской не противоречат ее образу мышления. Этот персонаж, как и сама пьеса,

  • Сочинение Любовная лирика Лермонтова 9 класс

    Теме любви в творчестве любого автора, как правило, уделяется достаточно времени и внимания. Молодой Лермонтов посвятил свыше двадцати стихотворений своим прекрасным подругам. Он подробно описывает свои взаимоотношения с ними — вероломство и измена,

  • Сочинение на тему Мой попугай 2, 3, 5 класс

    У меня дома живет попугай. Он очень разговорчивый, веселый и активный. Попугая мне подарили на день рожденья родители. Они привезли его в большой золотистой клетке.

  • Образы крестьян в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение

    Глубоко и всесторонне изучая, жизнь российского крестьянства Н.А. Некрасов создал серьезный и основательный литературный «труд», где показывает жизнь землепашцев после реформы 1861года. В ней он ярко описал тружеников земли русской: правдоискателей,

  • Образ Петербурга в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

    Среди остальных образов романа очень сильно выделяется сам город. Литературоведы называют его не просто локацией, местом действия романа, а героем, почти полноправным. Автор романа вкладывает в уста Свидригайлова размышления о Петербурге.

  • Сочинение Образ Герасима в рассказе Тургенева Муму 5 класс

    Произведения Ивана Сергеевича Тургенева «Муму» характеризуется многообразностью. Каждый из героев, за которыми мы можем пронаблюдать в течение всего рассказа, не случайный.

Д.И. Фонвизин – писатель эпохи Просвещения в России, начало которой было положено после реформ Петра Первого. В это время страна очень нуждалась в образованных и талантливых людях, которые бы способствовали развитию государства. Идеалом человека становится гражданин, получивший хорошее образование и воспитание, любящий свою Родину и приносящий ей пользу. Все видные писатели и литераторы того времени в своих произведениях поддерживали благоприятные перемены. В обновленной России теперь стали цениться не титул и родословная, не деньги и молва, а только талант и личность самого человека.

Комедия Фонвизина «Недоросль» вышла в свет в 1783 и произвела большой резонанс в обществе. В ней ярко, прямолинейно и без прикрас описывалось противоборство старой России, закостеневшей в своих предрассудках, и новой, желающей меняться и трудиться ради блага Родины.

В комедии очень четко проведена грань между положительными и отрицательными персонажами, а мерилом их деления стало отношение каждой из групп к образованию и просвещению. В пьесе автором поставлен остросоциальный вопрос: благо ли образование и воспитание в духе просвещения.

Госпожа Простакова, Митрофан, Скотинин прочно стоят на том, что образование вредно. Они боятся «связываться» с умными людьми. Считают, что много знаний в голове вредит здоровью и т.д. Основным аргументов в поддержку своей позиции считают утверждение: жили раньше люди без наук, значит и сейчас прожить можно. Да к тому же не дворянское это дело – учиться. Для этого и слуги заведены. А дворянин только повелевай, чего хочет. Мерилом успешности для них являются: сундук с деньгами да древний род.

Но госпожа Простакова и Митрофан не желают замечать, что время идет, в стране все меняется, и теперь ценятся уже совсем иные качества. Они по привычке хотят отсидеться в стороне, прожить за счет чужого труда. От себя же никакой пользы не приносят, а только развращают молодое поколение, превращая его в недорослей.

Совсем о другом говорят Стародум, Правдин, Милон и Софья. Это положительные герои комедии. Они как резонеры передают авторскую позицию.

Стародум – вот истинный деятель эпохи Просвещения! Сильный ум, могучая воля, твердый и справедливый характер, жажда действия, любовь к ближним, гуманизм. Он воспитал свою племянницу Софью совершенно иначе, чем госпожа Простакова воспитала Митрофана.

Стародум дает свободу выбора своей воспитаннице, призывает прежде чем дать ответ задуматься и сказать от своего сердца. Таким образом, он учит Софью принимать решение и быть за них ответственной. Госпожа Простакова же всю жизнь принимала решения за Митрофана, и не только за него. Ни о какой свободе выбора, ни об умении принимать решения и отвечать за свои поступки речи здесь быть не может.

Таким и вырос Митрофан – бездейственным, несамостоятельным, ничего не умеющим. Научился он только ругаться на слуг да льстить тем, кто больше его по титулу. Таких молодых людей, которые не хотели учиться, называли тогда недорослями, запрещали им занимать государственные посты и заключать брак. Стране требовались умные и деятельные люди, а такие, как Митрофан, не смогли бы помочь в деле преобразований. Россия стремилась к росту и развитию, а старое, закостенелое дворянство тормозило этот рост. Образование очень ценилось. Именно умным и образованным людям в то время открывалась широкая дорога к успеху.

Да и по сегодняшний день образование дает очень многое. Мне кажется, что это очень важно, что и сегодня люди ценятся больше по знаниям, чем по связям и богатству. Да, конечно, и без этого не обойтись, но все же. Если до Петровской эпохи простой человек из низов даже помыслить не мог о том, чтобы стать кем-то значимым в жизни, добиться титула и т.д., то после Петровских реформ и до сегодняшнего времени каждый человек может достичь успеха в жизни, даже если он из самых низов, главное хотеть этого и не жалеть сил на образование и самообразование. Именно развитие и получение новых знаний способствуют успеху человека.

/ Сочинения / Фонвизин Д.И. / Недоросль / Проблемы образования и воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль».

Проблемы образования и воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль».

Комедия «Недоросль» Фонвизина была поставлена в театре в 1782 г. Историческим прототипом «Недоросля» было звание дворянского подростка, не закончившего обучение. Во времена Фонвизина тягости обязательной службы увеличились в одно время с ослаблением материальных побуждений к ней. «Линяние» от школы и службы стало хроническим недугом дворянства. Митрофану Фонвизина скоро 16 лет; но он еще состоит в недорослях: по закону 1736 г. срок учения недоросля продолжено до 20 лет. Тот же закон дозволял воспитываться дома недорослям со средствами. Требования общества и службы навязывали этим людям ненавистную им науку. Эти люди не понимали своего дворянского положения, а в положении сословия происходил перелом, требовавший полного к себе внимания. Образованные русские люди того времени настойчиво твердили, что всему русскому дворянству необходимо знание гражданских законов и состояния собственного отечества, русской географии и истории. В ту же осень, когда впервые был сыгран «Недоросль», в Петербурге была создана комиссия об учреждении народных школ в России. И понятно, что Фонвизин, как активный деятель Просвещения, не мог не участвовать в обсуждении проблем образования и воспитания в стране. По этому так много места занимают эти проблемы в его комедии » Недоросль».
Итак, Митрофан, которому скоро 16 лет, учится в доме своих родителей. Главный воспитатель Митрофанушки — его собственная мать. В «Недоросле» показана зажиточная дворянская семья екатерининского времени в абсолютно хаотическом состоянии. Все понятия здесь перевернуты вверх дном; все чувства вывернуты наизнанку; во всем гнет и произвол, ложь и обман, и круговое поголовное непонимание. Кто посильнее, гнетет; кто послабее, лжет и обманывает. Хозяйка дома Простакова — смесь наглости и низости, трусости и злобы, бесчеловечности ко всем и нежности к сыну. При всем этом она абсолютно невежественна и необразованна, поэтому учителя, выбранные для сына, на самом деле, недоучившийся семинарист, отставной солдат и просто кучер. Чему могут научить они Митрофана? Однако для Простаковой это не имеет никакого значения. Даже портной у нее на самом деле нигде не учился портняжному делу. Самоуверенность Простаковой настолько велика, что она считает: достаточно только приказать, и ее портной сам научится мастерству. Самодурство Простаковой заставляет ее близких лгать и изворачиваться, поэтому результат воспитания в этой семье является закономерным. Невежество, в котором рос Митрофанушка, и домашние примеры вырастили в нем изверга и домашнего учителя такого же, как собственная мать. В конце комедии Митрофан с большой легкостью отказывается от родной матери. Воспитание изуродовало его беззлобный, в сущности, характер. По мнению П. А. Вяземского в лице Простаковой Фонвизин высмеивает «гибельные плоды невежества, худое воспитание и злоупотребление домашней властью»
Противником Простаковой в комедии является Стародум, в лице которого Фонвизин попытался представить просвещенную власть дворянского общества. Стародум был героем и идеалом Фонвизина. Конечно, положительные герои пьесы не столько действующие лица драмы, сколько ее моральная обстановка. Стародум не столько живое лицо, сколько моральный манекен, идеальный просветитель екатерининской поры. Недаром он утверждает, что «не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь у кого нет нужного… Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить», «великий государь, есть государь премудрый», «совесть всегда, как друг остерегает, прежде, нежели судья наказывает». Слова Стародума являются призывом Фонвизина к нравственной чистоте моральных устоев современного ему общества. Одно время он даже издавал журнал с символическим названием – «Друг честных людей или Стародум»
В комедии сталкиваются два мира с разными потребностями, стилями жизни и манерами речи, с разными идеалами. Стародум и Простакова наиболее откровенно выражают позиции непримиримых, в сущности, лагерей. Идеалы героев отчетливо видны в том, какими они хотят видеть своих детей.

Проблемы просвещения и образования очень остро стояли во времена Фонвизина. Ну а в наши дни, в век всеобщей грамотности существуют ли подобные проблемы? Насколько позволительно в наши дни покупать себе диплом вуза, имея неограниченный достаток в семье? Насколько снизился образовательный уровень детей абсолютно потерявших интерес к чтению, и может ли наше ущербное телевидение со своими сериалами и «боевиками» заменить полноценное образование? Разве нет проблемы в том, что основные знания дети получают из телевизионных игр: «Кто хочет стать миллионером» и «Слабое звено». И это в то время, когда нас окружает сложнейшее оборудование и техника, требующие глубоких систематизированных знаний. Учебники становятся все проще, обучение все легче. Это и есть проблема современного образования.

Беру!

Добавить комментарий

Закрыть меню