Образец анализа урока

Образец анализа урока математики

12Следующая ⇒

Тема урока: Число семь, цифра 7.

1.Организационная структура урока.

Тип урока – изучение нового материала.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Повторение материала, необходимого для сознательного усвоения новых математических знаний;

3. Изучение нового материала;

4. Первичное закрепление изучаемого материала;

5. Задание на дом. Итог урока.

Структура урока Даши соответствовала типу урока. Время на структурные моменты распределялось достаточно рационально, но возникла проблема: материал изложен полностью, а время до звонка еще есть. Обычно это следствие какой-либо из 3-х причин: неучтённый высокий уровень подготовленности детей, быстрый темп выдачи материала, мало подготовлено материала в содержании урока. Для такого случая всегда необходимо продумывать дополнительные задания, т. к., особенно нам – практикантам, не точно известен темп работы детей и не возможно предсказать, как они будут работать.

Содержание соответствовало целям урока. Подобранные задания логически связаны, но эту связь было трудно проследить, т. к. не всегда учитель мотивировала деятельность учащихся, не всегда ставила цели перед выполнением упражнений.

В ходе урока чередовались различные виды деятельности: устная работа, работа с наглядным материалом на доске, работа с учебником, письменная работа в тетради на печатной основе.

2. Анализ содержания учебного материала.

Содержание урока соответствовало программным требованиям, целям урока, т.е. оно было подобранно осмысленно. Были реализованы поставленные задачи:

· Совершенствовался устный счет в пределах 10: счет в прямом и обратном порядке, умение называть следующее и предыдущее число, определять соседей числа.

· Велась работа над составом чисел 5 и 6 (заселение жильцов домика), над последовательностью натурального ряда чисел, уже известных детям.

· Учитель познакомила детей с числом семь и цифрой семь. В результате практических действий с геометрическими фигурами, дети вместе с учителем получили число 7. Но здесь учитель допустила серьезную ошибку: не добавила число 7 в натуральный ряд чисел, в то время, как он был на доске: 1 2 3 4 5 6 , т.е. всего-навсего нужно было поставить следующее число – 7 в этот ряд. Работа над составом числа 7 проходила в процессе заполнения этажей домика. А далее последовало задание (решение примеров на ступеньках лесенки), которое необходимо было связать с предыдущим заданием, т.е. обратить внимание детей на то, что подняться по ступенькам лесенки им поможет домик, который они только что заселили.

· Также учитель учила писать детей цифру 7. Но нельзя сказать, что задача решена полностью. Учитель продемонстрировала и прокомментировала написание цифры 7, но этого было недостаточно для подготовки детей к написанию. Можно было предложить прописать цифру вместе с учителем в воздухе, разобрать, из каких элементов она состоит. И серьезная ошибка в том, что учитель никак не оценила работу детей, не произвела разбор написанного, ведь наверное были допущены какие-то ошибки, которые требовали обсуждения. Даже в то время, пока дети писали, нужно было пройти по классу и проанализировать письмо детей, но учитель увлеклась чтением своего конспекта урока.

· При выполнении различных заданий шло развитие логического мышления (реализация развивающей задачи).

· Интересной организацией урока в форме путешествия со сказочными героями учитель воспитывала интерес к предмету. Это путешествие продолжалось на всем уроке и имело свое логичное завершение.

Так же учитель воспитывала внимательное отношение к ходу рассуждения.

3. Анализ методов и приемов.

Учитель использовала такие методы и приемы:

— беседа (устно-словесный метод) присутствовала на протяжении всего урока. Учитель общалась с детьми, была налажена обратная связь. Но недостаточно работала над математической речью, не всегда сама давала образец математически грамотно оформленной речи. Грубая ошибка была допущена при выполнении №5, необходимо было составить равенства, а учитель спрашивает: «Какие неравенства мы запишем?»

— наглядный метод (оформление доски, запись решений на доске). Использование наглядности, особенно в 1 классе, просто необходимо, ведь должно работать как слуховое, так и зрительное восприятие.

— практический метод (метод упражнений). Очень важное, включающее детей в активную умственную деятельность, упражнение, когда дети совместно с учителем, в практических действиях приходят к какому-то выводу, получают результат (образование числа 7). Но здесь, как уже было сказано выше, учитель допустила ошибку: она не добавила это полученное число 7 в натуральный ряд чисел. На этапе закрепления выполнялись упражнения, направленные на отработку полученных знаний (состав числа 7, сравнение числа 7 с другими числами).

— Присутствовала фронтальная и индивидуальная работа на уроке.

На 19-ой минуте была организована физкультминутка, но в 1-ом классе желательно проводить 2 физкультминутки: первую – примерно на 10 – ой минуте, а вторую – на 20-ой минуте.

Тип данного урока – урок изучения нового материала, на уроке не было как такового контроля. Учитель в ходе урока следила за ходом рассуждений детей, контролировала как их поведение, так и их понимание изучаемого. Но, к сожалению, не все дети были активны и внимательны к ходу рассуждения, поэтому затруднялись отвечать на вопросы.

4. Характер деятельности учителя.

Учитель достаточно уверенна в себе, с самого начала урока взяла высокий темп работы, эмоциональна, педагогически тактична, организовала обратную связь – общение с детьми, старается работать со всеми учениками, заставляет думать всех, но, все же, спрашивает в основном только тех, кто тянет руку.

5. Результаты урока.

План урока выполнен. Но нельзя с уверенностью сказать, что все задачи реализованы, т.к. учитель допускала в ходе урока некоторые ошибки, недочеты, что привело к недостаточному осмыслению материала. К сожалению, не подведен итог урока, а значит не ясно как учащиеся усвоили новый материал, на сколько осознанно они трудились, к чему все это привело.

Дети были активны на протяжении всего урока, но не достаточно дисциплинированны.

Разработка конспекта урока математики

В развивающей технологии

Главные положения, которые должны лечь в основу развивающей технологии, следующие.

1) Математика – это интересная интеллектуальная игра со своими правилами, которые ребенок должен сам открыть, чтобы их принять.

2) Каждый ребенок способен заниматься математикой, необходимы только правильный выбор уровня трудности задания и поощрение учителя. Детей не сравнивают друг с другом, допустимо сравнение ученика только с самим собой, вчерашним и сегодняшним.

3) Необходима определенная интеллектуальная база у каждого ребенка для успешного изучения математики, которая развивается при выполнении заданий с использованием разнообразных приемов мыслительной деятельности, таких, как сравнение, классификация, обобщение и др.

При построении уроков следует помнить, что:

· необходима смена видов деятельности каждые 3–5 минут;

· введение нового материала начинается на 10–12-й минуте;

· динамические паузы обязательны, возможны и две: первая проводится как активная и подвижная для всего тела, а вторая предполагает отдельные упражнения для глаз, рук или шеи;

· домашнее задание дается творческого характера и выполняется по желанию ребенка;

· урок начинается и заканчивается по звонку.

При разработке конспекта урока желательно придерживаться определенной структуры. Выделим внешнюю и внутреннюю структуры урока, акцентируя внимание на основных видах деятельности ученика.

Внешняя структура урока введения нового знания.

1. Организационный момент, общий план урока.

2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи (частично поисковая, творческая деятельность учащихся).

3. Открытие детьми нового знания (система подводящих творческих задач).

4. Первичное закрепление (репродуктивная деятельность по образцу, по алгоритму).

5. Самостоятельная работа с проверкой в классе (репродуктивная деятельность учащихся).

6. Повторение, закрепление ранее изученного материала и решение нестандартных задач (репродуктивная, частично поисковая и творческая деятельность учащихся).

7. Итоги урока (оценочно-рефлексивная деятельность).

Внутренняя структура урока.

На этапе актуализации знаний и постановки учебной задачи предлагаются задания на повторение изученного материала развивающего характера: на сравнение, анализ, классификацию и другие приемы умственной деятельности. Знания, которые лежат в основе выполнения данных заданий, являются базовыми для изучения нового материала. Заканчивается этап постановкой частично поисковых и творческих заданий. Они выполняют и мотивационную функцию, и функцию постановки учебной задачи.

На следующем этапе осуществляется открытие детьми нового знания в результате совместных действий учителя и учеников. Выдвигаются гипотезы, которые затем принимаются или отвергаются, выделяются существенные признаки понятия, устанавливаются связи с ранее изученным материалом. Данный этап требует иногда целой системы подводящих творческих заданий, ведущих к самостоятельному открытию. Новые знания, приобретенные в ходе совместного открытия, являются личностно значимыми и присваиваются учениками сразу же, без дополнительных усилий на запоминание.

На этапе первичного закрепления используются задания репродуктивного характера на разнообразном содержательном материале. Главная цель этого этапа – тренировка в выполнении некоторого алгоритма, правил действия.

На этапе выполнения обучающих самостоятельных работ используются задания тренировочного характера. Регулярное выполнение небольших самостоятельных работ на 2–5 минут воспитывают ответственность за качество обучения.

На этапе повторения работа проводится по принципу «опережающей многолинейности» и предлагаются задания тренировочные, частично поисковые и творческие. Конечно, при выполнении заданий имеет место и репродуктивная деятельность, которая связана с использованием математической терминологии, с вычислениями, с применением правил и свойств арифметических действий. Но даже такие задания сопровождаются выявлением тех или иных закономерностей, связей и поэтому тоже носят развивающий характер. Заканчиваться урок должен на высоком эмоциональном уровне, чтобы, уходя с урока, ученики обсуждали интересную задачу. Поэтому последнее задание урока – это нестандартная задача.

На этапе подведения итогов урока ученики участвуют в оценочно-рефлексивной деятельности. Каждый ученик задумывается о том, что у него хорошо получается, а что еще не получается и над чем он планирует работать на следующих уроках в плане самовоспитания, саморазвития и самообучения.

Так строится урок по развивающей технологии. Критериями оценки развивающих уроков являются логика их построения, направленная на достижение учебной цели, вариативность предлагаемых заданий и взаимосвязь между ними, которая обеспечивается различными методическими приемами: продуктивная мыслительная деятельность учащихся, самостоятельные высказывания детей и способы их обоснований.

12Следующая ⇒

Примерная схема анализа уроков природоведения

⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 27Следующая ⇒

  1. Тип урока.
  2. Цели и задачи урока: образовательные, воспитательные, развивающие.
  3. Оборудование урока (для учителя, для ученика).
  4. Готовность класса к уроку.
  5. Структура урока: основные этапы урока и время, выделенное для них: переход от одной части урока к другой.
  6. Осуществление цели, задач урока по этапам:

1) проверка домашнего задания на уроке.

Приемы проверки домашнего задания, постановка вопросов: уточнение, дополнение ответов учеников, использование наглядных пособий при проверке домашнего задания, проверка, контроль за ведением «Дневника наблюдений», оценка ответов учащихся, ее обоснование;

2) изложение нового материла и организация познавательной деятельности учащихся на этом этапе урока. Переход к новой теме, запись на доске, содержание излагаемого материала: его полнота, доступность, систематичность, идейно-теоретическая направленность, связь с жизнью и практикой, вопросы материалистического мировоззрения на уроке и бережного воспитания отношения к природе, использование наблюдений учащихся над природой при изучении ими нового материла;

3) качество, разнообразие методов и приемов, используемых на уроке, их соответствие возрастным особенностям учащихся, сочетание беседы с элементами рассказа, их качество, формирование умений и навыков, приемы и формы работы, повышающие познавательную активность на уроке, включение ранее приобретенных знаний о природе в новые связи, использование ТСО на уроке, проблемные вопросы на уроке, элементы занимательности, сочетание коллективной и индивидуальной работы учеников на уроке;

4) Приемы, способы, пути проверки усвоенного материла на уроке.

  1. Деятельность учителя: владение материалом, культура речи, стиль общения с классом, увлеченность работой, красноречие, артистизм.
  2. Деятельность учащихся: насколько они вовлечены в работу, степень интереса, самостоятельность, активность, дисциплинированность.
  3. Соблюдение гигиенических правил, условий поддерживания работоспособности учащихся на уроке.
  4. Результативность урока: достижение цели урока, качество знаний учащихся на уроке; прочность, сознательность усвоенного.
  5. Ваши предложения по оптимизации урока.

Важнейшей частью педагогической практики являются пробные и зачетные уроки студентов. Однако, проведение урока студентом-практикантом, без должного анализа и оценки со стороны методиста на первых порах недостаточно. Тщательно проведенный и научно обоснованный анализ позволяет всесторонне осветить ход урока, отметить его положительные и отрицательные стороны, помочь студенту осмыслить все моменты своей работы над уроком, ликвидировать допущенные ошибки и закрепить достигнутые ими успехи.
Анализ урока важен как для студента, проводившего урок, так и для всей группы студентов-практикантов.

Обсуждение урока обычно начинается с выступления практиканта, проводившего урок. Он сообщает о подготовке к нему, о возникших при этом трудностях и их преодолении. Практикант рассказывает о выполнении учебной задачи, намеченной для каждого этапа урока, объяснении материала и восприятии его учащимися, использовании намеченных методов и приемов работы, а также о том, насколько они оказались эффективными. Студент дает оценку достижения цели урока и отвечает на вопросы присутствующих.
После самоанализа урока студентом урок обсуждают присутствующие студенты и учитель.
После этого студенту-практиканту предоставляется заключительное слово. Подводит итог урока и оценивает его методист.
При анализе урока методистом и студентами-практикантами (см. схему анализа урока) важное внимание уделяется содержанию урока, знаниям, умениям и навыкам, которыми должны овладеть учащиеся. От содержания урока зависит осуществление образовательных и воспитательных задач обучения, обуславливается развитие мировоззрения учащихся, формирование личности и характера. Поэтому при анализе урока в первую очередь необходимо рассмотреть, насколько выдержано было его содержание с методической точки зрения, не было ли погрешности в отношении научности сообщенных сведений, не нарушалось ли систематичность и доступность их изложения.
Содержание урока тесно связано с методами обучения. Поэтому, анализируя его, необходимо установить, как применяемые методы способствовали усвоению знаний учащимися, обеспечивали их самостоятельную работу на уроке, поддерживали внимание учащихся, заинтересовывали их, содействовали формированию умений и навыков.
Анализируя урок, следует обратить внимание на разнообразие форм и методов проверки знаний учащихся (индивидуальный опрос у доски, фронтальная проверка, уплотненный опрос, тестовые задания и т.д.), целесообразность их применения на разных этапах урока. Необходимо также установить, содействовал ли контроль выявлению уровня знаний учащихся, вскрывал ли он допущенные ошибки, помогал ли учащимся осмыслить их и исправить. В отношении оценок следует установить, правильно ли были оценены знания учащихся, как были оформлены оценки в журнале.
Нельзя упускать из виду и такой момент, как задание на дом, его место в общей структуре урока, как оно предлагалось учащимся, как осуществлялся инструктаж учащихся о способах и порядке выполнения домашнего задания.
Следует особо отметить, насколько внимательны, и заинтересованы были учащиеся на уроке, их прилежание и дисциплинированность. При этом необходимо не только констатировать то или иное отношение учащихся к работе на уроке, но и вскрыть, какими приемами и средствами практикант старался удержать внимание учащихся на должном уровне, заинтересовать их работой, поддержать необходимую активность. Надо остановиться на фактах нарушения дисциплины и вскрыть их причины (возможно, виноват сам практикант вследствие неподготовленности к уроку, нетактичного поведения или же нарушение было вызвано другими причинами).
При анализе урока необходимо оценить умение практиканта держаться на уроке, правильно реагировать на различные педагогические ситуации, организовать работу класса, создавать нужную рабочую обстановку, не упускать из поля зрения отдельных учащихся, и наоборот, не забывать о классе, занимаясь с отдельным учеником у доски или стола. Надо особо отметить методические приемы, применяемые практикантом с целью повышения активности учащихся, умение дать установки на их предстоящую работу, поднять интерес и внимание, стимулировать на самостоятельное и творческое применение знаний, улучшить дисциплину и успеваемость.
Следует отметить также темп работы, общий характер поведения практиканта на уроке (поза, манеры, жесты, живость, решительность или, наоборот, медлительность, вялость, безучастность). Важно также проявление педагогического такта по отношению к учащимся, вдумчивость, аккуратность, находчивость, а также характер его речи и общую культуру поведения.
В заключение анализа должны быть сделаны соответствующие выводы и предложения. Практиканту необходимо дать конкретные, обоснованные указания, как закрепить и усовершенствовать положительные стороны урока, избежать в дальнейшем его отрицательных сторон.

Примерная схема анализа урока

I. Готовность к уроку
1. Знание учителем требований программы. Правильность определения цели и задач урока.
2. Свобода ориентации учителя в содержании урока (новый материал и повторение по учебнику, межпредметные связи, дополнительный материал).

Знание наизусть всего, что учитель требует от учащихся.
3. Целесообразность намеченной структуры и методики проведения урока. Учет особенностей проведения современного урока.
4. Наличие и характер поурочного плана. Степень его использования на уроке.
5. Готовность класса к уроку (наличие и размещение учебного оборудования, рабочее место учителя и учащихся, порядок в классе, готовность учащихся к работе).

Проведение урока

1.Сообщение темы урока. Постановка цели. Мотивация учения.
2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала (полетное повторение, индивидуальный устный опрос).
3.Соответствие содержания учебного материала на уроке программе и цели урока. Доступность материала для учащихся. Соотношение материала учебника и дополнительного материала.
4. Работа с элементами знаний на уроке: соотношение фактов и обобщений, работа с терминами, формирование понятий, четкость и точность определений понятий и формулировок законов.
5. Руководство умственной деятельностью учащихся: обучение приемам умственной деятельности, выделение главного, установление причинно-следственных связей, проблемность в обучении, решение познавательных задач, преобразование информации.
6. Использование возможностей урока для воспитания учащихся: превращение знаний в убеждения, формирование экологической культуры, связь с жизнью, межпредметные связи, формирование интереса к предмету, эстетические впечатления и т. п.
7. Наличие и характер использования средств обучения. Записи и зарисовки на классной доске и в тетрадях учащихся. Организация работы с учебником.
8. Соответствие избранных учителем методов и приемов обучения содержанию изучаемого материала и возрастным особенностям учащихся. Наличие и характер приемов активизации познавательной деятельности учащихся. Организация самостоятельной работы.
9. Наличие на уроке полного цикла познавательной деятельности учащихся. Возможности его осуществления в полном объеме на данном уроке.
10. Установление эффективной обратной связи со всеми учащимися. Контроль, коррекция и оценка знаний. Ошибки в ответах учащихся и их причины. Комментарии учителя к ответам.
11. Оптимальность домашних заданий и эффективность их доведения до учащихся.
12. Рациональность использования учебного времени на уроке. Распределение времени по отдельным этапам урока.
13. Поддержание учителем трудовой дисциплины на уроке. Соблюдение правил техники безопасности.
14. Педагогический такт и внешний вид учителя. Качество его речи (темп, дикция, образность, эмоциональность и др.). Учет индивидуальных особенностей учащихся.
15. Результативность урока. Выполнение плана. Наличие выводов по уроку и их соответствие цели урока.
Общие впечатления от урока. Что следует позаимствовать из работы учителя. От чего следует избавиться.

Источник: Педагогическая практика студентов предвыпускного и выпускного курсов. Программа и методические рекомендации для студентов биологического факультета, групповых руководителей практик, методистов и учителей школ. Витебск. ВГУ. – 2001. – 39 с.

Данная публикация содержит материал из опыта работы по анализу урока и его оформлению.

Анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценку роли и место каждой части, соединение частей в целое, установление связей между частями.

Сложность урока как педагогического явления неизбежно требует нелинейности его познания, рассмотрения его как сложной целостности, одновременно разделенной на части, устойчивой и изменчивой.

Цели педагогического наблюдения, мониторинга и анализа урока могут быть многообразными, и в зависимости от них строится программа наблюдения. На наш взгляд, главная цель анализа урока заключена в том, чтобы выявить методы и приемы организации деятельности преподавателя и учащихся на уроке, которые дают (или не дают) должный положительный эффект.

Главной задачей анализа урока является:

— оценка выполнения преподавателем основных функций — образования, развития и воспитания;

— выявление изменений, происшедших в работе преподавателя и учащихся в анализируемом периоде по сравнению с предшествующим;

— поиски резервов повышения эффективности их работы.

Существуют различные классификации анализа урока в зависимости от объекта (что анализируется), субъекта (кем анализируется), цели анализа (для чего анализируется), содержания (каков характер анализа), повторяемости (как часто осуществляется анализ).

Выделя­ются три вида анализа урока с соответствующими алгоритмами: развернутый, краткий и аспектный.

Развернутый педагогический анализ урока предполагает де­тальное выделение и обсуждение всех моментов урока как единого целого, определение и выполнение требований:

— дидактических (постановка целей урока, соблюдение дидактических принципов, логики учебного материала, логики процесса обучения, применения средств и методов обучения, вопросы активизации познавательной деятельности учащихся, организации их самостоятельных работ, реализации принципа единства обучения и воспитания);

— воспитательных (использование воспитательных возможностей учебного материала);

— психологических (психологический климат на уроке, отношения между преподавателем и учащимися, отношения между учащимися, вопросы педагогического такта преподавателя, степень его личного влияния на учащихся, или, другими словами, характера взаимодействий личностей: симпатии, антипатии, юмора, наличие интереса учащихся к теме урока, к предмету, эмоционального настроя учащихся);

— методических (изучение деятельности преподавателя и учащихся, а точнее, взаимодействие их деятельностей в основных структурных компонентах урока);

— санитарно-гигиенических требований.

Краткий анализ урока предполагает обсуждение некоторых или всех моментов урока и требует объективного изложения предложений и рекомендаций.

Аспектный анализ направлен на изучение какого-либо одного аспекта урока, например:

— на постановку цели урока ее выполнение;

— на способы изложения материала урока;

— на применение информационных технологий;

— на разнообразие видов деятельности учащихся на уроке;

— на организацию самостоятельной работы учащихся и т.д.

Тактика анализа урока, выбор схемы, алгоритма анализа или его протокол тоже могут быть различными, в зависимости от его классификации и вида.

Мы предлагаем схему (протокол) анализа урока (Приложение 1), апробированного заместителями директора Няндомского железнодорожного техникума на протяжении нескольких лет.

Прокол анализа урока содержит:

— особенности организационных моментов урока;

— целесообразность и характер проверки домашнего задания;

— характер постановки целей и задач урока;

— мотивирование учащихся;

— дидактическую логику урока;

— характер презентации нового материала со стороны преподавателя;

— характер восприятия и осмысления нового материала со стороны учащихся;

— характер закрепления нового материала, формирование компетентностей;

— оценочную деятельность преподавателя и самооценку учащихся;

— организацию самостоятельной и домашней работы учащихся;

— гигиенические требования к организации урока;

— педагогические концепции или их элементы, применяемые преподавателем;

— рефлексию урока;

— возможную оценку урока и (при необходимости) рекомендации преподавателю для повышения эффективности его работы.

Бланк протокола анализа урока оформлен на листе формата А-4, таблицей Excel, двухсторонний (Приложение 1). При посещении урока, создается и подписывается заместителем директора, присутствующим на данном уроке. Открыт только для данного преподавателя, известен ему заранее, сообщается преподавателю, может быть причиной дискуссии, им подписывается.

Выбранная нами схема анализа урока предлагается преподавателю и при самоанализе своего урока, оформляется им самостоятельно и направлена на формирование или совершенствование его педагогического мастерства.
Сегодня, когда у преподавателя, с одной стороны, есть возможность, заниматься творческой деятельностью, быть автором учебных программ, педагогических технологий, а с другой стороны — необходимость представлять результаты своей работы, при прохождении аттестации, одним из главных его профессиональных умений является умение осуществлять рефлексию хода и результатов своей обучающей деятельности. Это умение имеет сферу применения от анализа отдельного учебного занятия – до глубокого стратегического анализа всей своей педагогической деятельности.

Литература:

  1. Е.М. Муравьев, А.Е. Богоявленская Справочник администрации школы по организации учебно–воспитательного процесса.

    Москва ” ЦентрПедагогический поиск” 2002

  2. Т.Н. Макарова Учебный процесс: планирование, организация и контроль (методическое пособие для заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе). Москва” ЦентрПедагогический поиск” 2002

Краткий оценочный анализ урока

(это основной вид анализа, который используется при подготовке справки о состоянии преподавания за определенный период, уровне и умений учащихся)

1. Выделяется дидактическая задача урока (учебная цель).

2. Дается краткая характеристика основного содержания учебного материала и приемов организации деятельности учащихся.

На педагогической практике в конце посещения каждого урока может быть дан краткий оценочный анализ при условии, что впоследствии будет дан комплексный анализ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Структурный анализ урока

(Учитываются дидактические задачи, решаемые на уроке, в соответствии с которыми урок расчленяется на составные части. Необходимо выявить ведущие этапы урока по их целевому назначению, установить взаимосвязь между этапами урока на конечный результат, ответить на вопрос о целесообразности затрат времени на каждый этап).

Этап актуализации. Подготовка учащихся к восприятию нового материала

1. Понятие цели изучения нового материала, понимание его значимости.

2. Свободное воспроизведение учащимися опорных знаний, владение умениями и навыками.

Этап усвоения новых знаний

1. Правильность ответов и действий учащихся в процессе беседы, фронтального опроса, упражнений.

2. Активность учащихся, их самостоятельность, напряженность внимания учащихся, согласованность действий учителя и учащихся.

Этап закрепления нового материала

1. Умение всех учащихся воспроизвести основное содержание нового материала.

2. Устранение пробелов в знаниях и умениях учащихся.

3. Активность учащихся (самостоятельное выполнение упражнений: не ждут записи на доске готовых решений, задают вопросы друг другу и учителю).

Инструктаж по домашней работе

1. Учащиеся поняли, как выполнять домашнее задание.

2. Домашнее задание дифференцируется по уровню сложности (по степени самостоятельности), есть выбор.

3. Объем домашнего задания и его трудность не превосходит классные задания.


ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Аспектный анализ урока

(анализ по какой-либо определенной педагогической проблеме)

Тема: Практическая направленность урока

— осуществление политехнической направленности содержания учебного материала;

— показано значение правил, законов, теорий в реальной жизни при объяснении или закреплении материала;

— усвоение всеми учащимися основного содержания материала с помощью системы упражнений, заданий;

— преобладание времени, выделяемого на практические методы обучения;

— результативность системы уроков по определённой педагогической проблеме:

а) уровень сформированности основных (базовых) знаний по предмету, навыки чтения, работа с приборами, справочной литературой и т.д.

б) речь учащихся: владение терминологией предмета, грамотность, хорошая монологическая речь, полные развернутые ответы;

в) быстрота и легкость приобретения новых знаний и формирования умений;

г) интерес учащихся к предмету;

д) культура ведения письменных записей на доске и в тетради;

е) наличие дисциплинарных традиций.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

КАРТА АНАЛИЗА УРОКА

I. Введение в урок

1. Создание психологического настроя 0 1 2

2. Постановка целей 0 1 2

3. Формирование мотивов учения 0 1 2

II. Оснащенность урока

1. Доска, карты, плакаты, дидактический материал, ТСО 0 1 2

2. Целесообразность использования средств наглядности 0 1 2

III. Содержание урока, формы реализации

1. Соответствие методической структуры урока целям 0 1 2

2. Адаптация программы к данному классу, доступность 0 1 2

изложения материала

3. Дифференциация заданий 0 1 2

4. Научность содержания 0 1 2

5. Связь изучаемого материала с жизнью, межпредметные связи 0 1 2

6. Нравственная и мировоззренческая направленность урока 0 1 2

7. Эстетическое воздействие урока 0 1 2

8. Использование эффективных методов обучения, их вариативность 0 1 2

9. Вариативность и эффективность форм контроля, самоконтроль 0 1 2

10. Привитие учащимся интереса к предмету, занимательность, 0 1 2

использование игровых форм

11. Работа по расширению осведомленности учащихся 0 1 2

(использование дополнительной литературы)

12. Наличие практической деятельности учащихся 0 1 2

13. Работа по развитию речи учащихся, навыков чтения, 0 1 2

письма, работы с книгой, формирование понятийного аппарата

14. Привитие навыков самообразовательной деятельности 0 1 2

IV. Психологические аспекты урока

1. Смена видов деятельности на уроке 0 1 2

2. Учет времени активного внимания 0 1 2

3. Учет объема оперативной памяти на слух и при письме 0 1 2

4. Использование различных видов памяти (образной, 0 1 2

словесно-логической, двигательной, эмоциональной, зрительной)

V. Оценка деятельности учащихся

1. Степень активности учащихся 0 1 2

2. Организованность и дисциплина 0 1 2

3. Речевое развитие учащихся, умение логически мыслить, 0 1 2

аргументированно доказывать тезис (правило)

4. Умение работать у доски с картой, схемой, прибором 0 1 2

5. Навыки самостоятельной деятельности 0 1 2

VI. Охрана труда на уроке

1. Готовность помещения (освещенность, чистота, состояние воздуха) 0 1 2

2. Наблюдение за посадкой учащихся 0 1 2

3. Проведение динамической паузы 0 1 2

VII. Взаимодействие ученика и учителя

1. Уровень педагогического мастерства, культура, такт, 0 1 2

внешний вид, речь учителя (темп, дикция, эмоциональность)

2. Наличие обратной связи с учащимися 0 1 2

3. Наличие индивидуальной работы с учащимися 0 1 2

4. Организация коллективной деятельности 0 1 2

5. Обеспечение доброжелательного психологического климата 0 1 2

VIII. Итоги урока

1. Выполнение намеченного плана, степень достижения цели 0 1 2

2. Домашнее задание: объем, посильность, вариантность 0 1 2

3. Использование воспитательных возможностей оценки 0 1 2

4. Эффект последействия. 0 1 2

Тема 11

Методика изучения

Раздела программы «Основы здорового образа жизни»

Цель: сформировать представление о системе гигиенических понятий, формируемых у учащихся в процессе обучения ОБЖ; обобщить методические рекомендации по формированию гигиенических понятий на основе принципа межпредметных связей.

Оборудование: таблицы по гигиене, фотостенд «Привычки, которые мы выбираем».

Литература

1. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. – М.: Просвещение, 1988. – 191 с. – (Библиотека учителя биологии).

2. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии: факультативный курс. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.

3. Ракина И.Д. Методические рекомендации к таблицам по гигиене человека. – Сыктывкар: КГПИ, 1989.

4. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5 – 11 классы, ПТУ.- М.: «ВАКО», 2006. – 272 с.

5. Система работы администрации школы по профилактике наркомании: планирование, комплекс внеклассных и административных мероприятий, координация действий различных структур / авт.-сост. О.В.Галичкина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 159 с.

Глоссарий

Здоровьеориентированные педагогические технологии – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных в «педагогике здоровья» процессов воспитания культуры здоровья, позволяющих обучающимся успешно осваивать и реализовывать в процессе жизнедеятельности ключевую компетенцию «быть здоровым». Структура технологии:

1. Прикладные методики – освоение этапов обучения культуре здоровья (ориентирование в предметной области, изучение базовых тем и межпредметных связей, контроль освоения материала и корректировка).

2. Условия реализации освоения ориентированного на здоровье стиля поведения.

3. Средства осуществления «педагогики здоровья»: а) специализированная подготовка педагогов по основным тематическим блокам, входящим в интегрированную научную область «валеология»; б) технические средства обучения, необходимые для реализации здоровьеориентированных педагогических технологий в образовательном учреждении.

Ключевая компетенция «быть здоровым» — совокупность интеллектуальных и практических умений, базирующаяся на принятии индивидуального здоровья как значимой ценности. Включает знания и навыки сохранения имеющегося потенциала здоровья и определяет поведение личности в ситуации выбора в здоровьеразрушающих и сохраняющих здоровье условиях.

Теоретическая информация

Реализация межпредметных связей активизирует познавательную деятельность учащихся при условии правильного отбора учебного материала, используемого в качестве связи. Привлечение ранее усвоенного при изучении нового материала имеет особенности. Первая особенность – привлекаемый материал содержит много общего с вновь изучаемым материалом.

Вторая особенность: привлекаемые из прошлого опыта знания неодинаково усвоены учащимися класса. Одни помнят его достаточно полно, другие — не совсем полно, третьи ничего или почти ничего не помнят из ранее изученного.

Объём понятий, имеющих межпредметный характер, тем больше, чем больше ученики учатся. В таком случае, с одной стороны, создаются возможности для привлечения самого различного материала в качестве логической связи, так как знания учащихся старших классов становятся довольно обширными, с другой стороны, учителя чаще обращаются на уроках к взаимосвязям, организуя повторение изученного. Так учителя оказываются в довольно затруднительном положении: им надо решить, какой учебный материал смежных предметов и в каком объёме следует привлечь в качестве связи при изучении данной темы, в зависимости от интереса к учению учащихся конкретного класса. В целом возможности осуществления связей одного предмета с другим исключительно велики. Особенно важны они для организации сравнений.

… Организация учителем сравнений, сопоставлений, противопоставлений развивает у учащихся способность воспроизводить уже усвоенное, отражать прошлый опыт обучения. Развитие способности воспроизводить прошлый опыт – важный положительный результат общечеловеческой подготовки как побуждения к активной деятельности.

Хромов Н.И. (с. 38 — 39)

Для эффективной реализации образовательной, развивающей, воспитательной функции форм обучения ОБЖ творчески работающий учитель найдёт возможность установить взаимосвязь с уроками литературы, изобразительного искусства, физической культуры, обществознанием, историей, предметами естественнонаучного цикла. Гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократическое и узкопрофильное мышление, воспитывают духовно богатую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности, обладающую развитым чувством социальной и нравственной ответственности.

Виды межпредметных связей:

1. Предшествующие, когда при формировании знаний учитель опирается на знания учащихся, полученных ими при изучении других предметов. Так, например, нельзя понять принцип действия индивидуальных дозиметрических приборов, если не опираться на знания, полученные в 9 классе на уроках физики при изучении темы «Конденсаторы. Электроёмкость плоского конденсатора».

2. Сопутствующие, когда ряд фактов, понятий, определённая информация одновременно изучаются на уроках ОБЖ и в курсах других предметов. При хорошо продуманном и организованном образовательном процессе сопутствующие межпредметные связи должны стать основными. Одно из направлений реализации межпредметных связей –проведение бинарных уроков. Привлечение специалистов из областей разных наук повышает эффективность урока. Примеры тем бинарных уроков:

  • Урок-обобщение «Алкоголь, его влияние на здоровье и поведение человека. Социальные последствия» из раздела «Основы здорового образа жизни».
  • Уроки памяти, посвящённые героям Великой Отечественной войны и жертвам терроризма, проводятся совместно с преподавателем истории, сотрудниками ФСБ при изучении раздела «Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения».
  • Проведение одного из уроков раздела «Особенности военной службы» на примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

3. Перспективные, когда формирование знаний на уроках ОБЖ опережает их изучение на уроках по другим предметам. Так, например, тема «Оружие массового поражения» изучается до того, как на уроках физики изучаются особенности строения атома.

Л.А.Акимова приводит пример установления межпредметных связей при изучении темы «Вулканизм. Землетрясения»:

— с геологией (строение Земли, разломы коры);

— географией (расположение вулканов на материках);

— историей (извержение вулкана Везувий);

— археологией (раскопки Помпеи);

— изобразительным искусством (показ репродукции картины К.Брюллова «Последний день Помпеи»);

— литературой (реакция А.С.Пушкина по поводу первого показа картины К.Брюллова в западных странах: «И был последний день Помпеи для русской кисти первым днём!»).

Дидактические требования, предъявляемые к уроку, разработанному на основе принципа межпредметных связей:

ü Урок должен иметь чётко сформулированную образовательную задачу, для решения которой необходимо привлечение знаний из других предметов.

ü На уроке следует обеспечить высокую активность учащихся на основе применения наглядных пособий по другим предметам. У них должен возникнуть интерес к установлению связей из разных областей знаний, к чтению дополнительной научно-популярной литературы.

ü Межпредметный урок должен быть нацелен на обобщение учебного материала смежных предметов.

Применение межпредметных связей обеспечивает:

1) объединение знаний из разных областей наук в единый смысловой блок.

2) формирование у учащихся умения мобильно использовать полученные ранее знания для более глубокого изучения явлений и процессов.

3) активизацию познавательной деятельности учащихся в приобретении и применении знаний по смежным с ОБЖ предметам;

4) развитие у обучающихся монологической речи, расширение кругозора; формирование комплексного мышления для самостоятельных и обоснованных выводов.

Самостоятельная работа

1. Определите элементы содержания понятия «здоровый образ жизни», формируемых при изучении ОБЖ. (таблица 18). Рекомендация: таблицу выполнить на развороте тетради (или в альбомном варианте А — 4).

Таблица 18

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Примерная схема поэтапного анализа урока

I. Тип и структура урока.

1. Тип, структура урока, его место в системе уроков по теме.

2. Тема, цель урока (образовательная, развивающая, воспитывающая), дидактические задачи на отдельных этапах.

3. Дозировка времени.

II. Содержание и методика повторения учебного материала.

1. Полнота и глубина проверки.

2. Методика повторения, дифференциация заданий.

3. Охват учащихся проверкой, занятость класса во время опроса.

4. Объективность оценки, ее аргументация.

III. Работа над новым учебным материалом.

1. Требования программы.

2. Научность, идейная направленность, связь с жизнью, систематичность, доступность, соотношение в учебном материале главного и второстепенного.

3. Соответствие материала образовательным, развивающим и воспитательным задачам урока.

IV. Методы обучения.

1. Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими материалами, целесообразность их применения.

Обоснованность применяемых методов.

3. Активизация познавательной деятельности учащихся.

4. Использование методов проблемного обучения.

5. Сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися.

6. Самостоятельная работа учащихся.

7. Методика контроля и учета знаний учащихся в процессе изложения нового материала.

V. Усвоение нового материала.

1. Отбор материала для формирования умений и навыков.

2. Самостоятельная работа при закреплении.

3. Обратная связь. Оценка ответов учащихся.

VI. Задание на дом.

1. Объем, характер материала, посильность его.

2. Наличие и характер инструктажа.

3. Дифференцированность заданий.

VII. Характер деятельности учителя.

1. Уровень педагогических требований к работе учащихся, к развитию их речи, мышления.

2. Речь учителя, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися.

VIII. Результаты урока.

1. Подведение итога урока.

2. Выполнение намеченного плана урока.

3. Достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока.

4. Качество знаний, умений, навыков учащихся.


КОМБИНИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ УРОКА.

Урок анализируется с главной дидактической цели, а затем рассматриваются структурные звенья в их тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.

Примерный план беседы

По анализируемому уроку

I. Организация урока.

1. Организованная четкость урока.

2. Наличие плана.

3. Эффективность использования ТСО, наглядных и учебных пособий.

4. Выполнение психологических и гигиенических требований к уроку.

5. Обратная связь.

6. Ведение тетрадей.

7. Распределение времени на этапы урока.

II. Личностные качества учителя.

1. Каков морально-психологический климат.

2. Степень заинтересованности, доброжелательности и чуткости в общении с учащимися.

3. Педагогическая культура, знание предмета, такт, речь, внешний вид.

III. Эффективность обучения.

1. Степень реализации принципов научности, прочности, осознанности знаний, доступности, проблемности, связи обучения с жизнью и практикой.

2. Степень достижения главной дидактической цели урока.

3. Оптимальность методов и приемов обучения.

4. Эффективность контроля за знаниями обучения учащихся.

5. Домашнее задание

IV. Эффективность воспитательной деятельности учителя.

1. Идейно-нравственная и мировоззренческая направленность урока.

2. Формирование трудовых и учебных навыков.

3. Единство обучения, воспитания, развития.

V. Эффективность деятельности учащихся.

1. Как реализован принцип развивающего обучения и принцип самостоятельности и активности.

2. Работоспособность учащихся.

3. Интерес к уроку.

4. Навыки самостоятельной работы.

5.Умение выделить главное в учебном материале, планировать ответ, анализировать свою работу и работу товарища.

6. Развитие речи, письменных, графических и специальных навыков.

7. Уровень культуры, рациональности и эффективности труда учащихся.

8. Организованность и дисциплина учащихся. Внешний вид.

ДОКУМЕНТАЦИЯ

1. Педагогический дневник студента, включающий планы-конспекты уроков, внеклассные занятия и анализ просмотренных уроков.

2. Контрольно – учетная книжка

ИНСТРУКТИВНЫЕ УКАЗАНИЯ К ВЕДЕНИЮ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДНЕВНИКА

В дневнике должна получить свое отражение вся работа практиканта в школе:

дневник, заполняется систематически,

студент-практикант обязан иметь дневник при себе всегда во время работы в школе,

титульная страница дневника педагогической практики оформляется следующим образом:

ОГБОУ СПО «СМОЛЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ДНЕВНИК

ПРАКТИКИ ПРОБНЫХ УРОКОВ И

ЗАНЯТИЙ

В БАЗОВОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ _______________ г. СМОЛЕНСКА

СТУДЕНТКИ

ГРУППЫ________________________

ф.и.о.

Сроки практики: ______________________________________________

1 лист – титульный (образец)

2 лист – база практики, учителя базовой школы.

3 лист – расписание консультаций с учителями, расписание звонков в школе.

4 лист – преподаватели колледжа, руководители практики.

Расписание консультаций с преподавателями по форме:

Предмет Ф.И.О.преподавателя Место Время

5 лист – схема анализа урока.

6 лист – схема анализа внеклассного занятия.

7 лист – содержание работы на каждый день по схеме:

Число _________________

Наблюдение пробного урока (предмет), занятия ____________________ в (классе) __________________________________________________________

Практикант ____________________________________________________

Тема урока: ____________________________________________________

Цель: 1 ………………

Оборудование:

Этапы Анализ

Конспекты пробных уроков (занятий) подписываются учителем класса и преподавателем колледжа.

Педагогический дневник периодически проверяется групповым руководителем, преподавателями колледжа.

За ведение дневника ставится оценка.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ ПРАКТИКАНТОВ.

ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ПРЕДМЕТУ

«Отлично» ставится, если урок или внеклассное занятие проведены на высоком научном и организационно-методическом уровне, если на нем обоснованно выдвигались и эффективно решались образовательно-воспитательные задачи, рационально применялись разнообразные методы обучения и приемы активизации учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, поддерживалась хорошая дисциплина, если студент проявил знание психолого-педагогической теории и творческую самостоятельность в подборе учебного и дидактического материала, при проведении и анализе занятия.

«Хорошо» ставится, если учебное или внеклассное занятие проведено на высоком научном уровне, если на нем успешно решались образовательные и воспитательные задачи, однако недостаточно эффективно использовались отдельные методические приемы активизации учащихся, если студент проявил знание психолого-педагогической теории, самостоятельность в подборе учебного и дидактического материала, но допустил незначительные ошибки в построении и проведении занятия.

«Удовлетворительно» ставится, если студент в реализации образовательно-воспитательных задач допускал ошибки, недостаточно эффективно применял психолого-педагогическую теорию, методы и приемы обучения, слабо активизировал познавательную деятельность учащихся, не всегда мог установить контакт с ними, при анализе занятия не видел своих ошибок и недостатков.

«Неудовлетворительно» ставится, если на занятии не были выполнены образовательно-воспитательные задачи, допускались серьезные ошибки при изложении учебного материала, не обеспечивалась дисциплина учащихся, если студент обнаружил слабое знание психолого-педагогической теории и некритически отнесся к своей работе.

Добавить комментарий

Закрыть меню