Образ Владимира ленского

Образ Владимира Ленского в романе «Евгений Онегин»

Читая роман “Евгений Онегин”, восхищаешься не только совершенством формы произведения, красотой и легкостью языка, но и многообразием затронутых поэтом проблем, волновавших русское общество 20-х годов XIX века. Главная трагедия прогрессивной молодежи того времени — это разочарование в окружающей их действительности, в пустой светской жизни. К числу таких разочарованных людей относится и Онегин.
А вот другой романа герой: Владимир Ленский. Пушкин рисует необычайно яркий и живой образ, поражающий своей искренностью, порядочностью и незащищенностью от любых ударов судьбы.
Давайте узнаем этого героя поближе. Это был
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
Из этих строк мы узнаем, что детство Ленского прошло вдалеке от России. Он жил и учился в Германии, “под небом Шиллера и Гете”, где “их поэтическим огнем душа воспламенилась в нем”. Ленский — поэт-романтик, “от хладного разврата света еще увянуть не успев”, “он пел поблеклый жизни цвет без малого в осьмнадцать лет”. Мы видим мечтательного человека, который свои настроения и мечты стремится выразить в стихах. Он чужд светскому обществу и резко выделяется на фоне пустяковых, буяновых, петушковых и харликовых:
…Ему не нравились пиры,
Бежал он их беседы шумной.
Ленский не может найти в окружающем его обществе близких себе по духу людей. И, может быть, именно это приводит героя в дом Онегина. Зарождается дружба, столь необычная и странная:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Несмотря на то, что “меж ними все рождало споры и к размышлению влекло”, эти люди испытывают взаимную симпатию. Для Ленского эта дружба имела особенно большое значение, так как в тот момент он нуждался в верном друге, которому мог доверить все свои чувства, переживания, поговорить на философские темы:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, доброй зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые.
Судьба и жизнь в свою чреду,
Все подвергалось их суду.
Пушкин так показывает представление Ленского о дружбе, чести, благородстве, подтверждая то, что герой высоко ценил дружеские отношения с Онегиным:
Он верил, что друзья готовы
За честь его приять оковы,
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника.
Автор обращает внимание на то, что Ленский живет в своем романтическом мире.

“Сердцем милый невежда”, герой не понимает всей глубины сущности вещей, и поэтому влюбляется в Ольгу, заметив лишь “глаза, как небо голубые, улыбку, локоны льняные, движенья, голос, легкий стан…” По словам Белинского, Владимир “украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых в ней не было”. Да, так оно и есть. Но он любил:
Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена…
Но мы видим, что Ольга отнюдь не идеальна. Она такая же, как и ее сверстницы, легкомысленная девушка, заурядная натура.

Из прочитанных страниц романа понимаешь, что сущностью и целью жизни Ленского была вера в любовь, дружбу и свободу. И, может быть, поэтому герой воспринимает неудачную шутку Онегина как измену и предательство лучшего друга. “Не в силах снесть обмана”, Ленский вызывает Онегина на дуэль, “решась кокетку ненавидеть”.
И вот:
Онегин выстрелил… Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет”.
Смерть героя символична, она невольно приводит к мысли о том, что романтик, мечтатель, не знающий действительности, должен погибнуть при столкновении с жизнью. Для самого же поэта смерть — это избавление от жизни среди обывателей, выход из той моральной пустоты, которая царит в светском обществе.
А. С. Пушкин создал удивительный образ представителя передовой дворянской интеллигенции, образ поэта-лирика, романтически воспринимающего жизнь и людей, верящего в высокую дружбу, в вечную, идеальную любовь.

Беру!

Ленский

Игорь Карин

С Ленским мы знакомимся со второй главы романа, где сказано, что
(VI )
В свою деревню в ту же пору
Помещик новый прискакал …
По имени Владимир Ленский,
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
Пушкинская характеристика куда как содержательна… Ну вот: «С душою прямо геттингентской…» Значит, малый воспитан по европейской методе, по той, от которой отказался Онегин. Показательно и то , что душа у юного «немца» чужая, чуждая всему на этой Руси…. Приведу кусок из Инета про университет в Геттингене:
«Университет был основан в 1734 году Георгом II, курфюрстом Ганновера. Университет быстро развивался и, стал одним из крупнейших высших учебных заведений Европы того времени».
И мы уверенно можем заключить, что Онегин по «учености» уступает Ленскому. Мы в праве считать, что сей факт не прошел мимо внимания Ленского. А это, согласитесь, уже повод для некой самоуверенности в споре и для желания встать выше в разговоре с новым соседом, сославшись на «ученый авторитет» того же Канта, — блеснуть дипломом, так сказать.
Ленский привез «вольнолюбивые мечты», что, конечно, сближало его с Онегиным. Но тут же сказано: что «привез» он и «всегда восторженную речь». А что это такое в деревенском обиходе и даже в нашем городском общении? Правильно: нам скоро надоест такой собеседник, и мы запросто за глаза будем называть его … ну на ваш вкус… «блаженным», «двинутым», а сильно рассердившись, и «полудурком». К тому же, «кудри черные до плеч» — это тоже «не наше», а чисто романтическое и западное (Пушкина никто из нас в таком виде не знает: кудрявый, но стрижен, прибран.)
Далее, друзья мои, Пушкин удивительно тонко снижает образ Ленского, мягко-мягко иронизируя над его восторженностью и полной оторванностью от реальной русской жизни. В результате тот предстает неким умным «ботаником нашего времени», восторженным романтиком:
(VII )
Его душа была согрета (!)
Приветом друга(!), лаской дев…
Он сердцем милый был невежда.
Его лелеяла надежда,
И мира новый блеск и шум
Еще пленяли юный ум.
Он забавлял мечтою сладкой(!!)
Сомненья сердца своего;
Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой,
Над ней он голову ломал
И чудеса (!) подозревал.
И далее в том же духе:
(VIII)
Он верил, что душа родная
Соединиться с ним должна,
Что, безотрадно изнывая,
Его вседневно ждет она;
Он верил, что друзья готовы
За честь его принять оковы (!!)
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника;(!!!)
Что есть избранные судьбою
Людей священные друзья;
Что их бессмертная семья
Неотразимыми лучами
Когда-нибудь нас озарит
И мир блаженством одарит (!!).
Вот такого комсомольца удавалось частенько воспитать при Советской власти, а потом с этим нравственным максималистом мучились все подряд.
(IX)
Он с лирой странствовал на свете;
Под небом Шиллера и Гете
Их поэтическим огнем
Душа воспламенилась в нем;
И муз возвышенных искусства,
Счастливец (!), он не постыдил:
Он в песнях гордо сохранил
Всегда возвышенные (!) чувства,.
И нам легко услышать его «тонкие» стихи:
(X)
Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна,
Как мысли девы простодушной,
Как сон младенца, как луна …
Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы;
Он пел те дальные страны,
Где долго в лоно тишины
Лились его живые слезы (!);
Он пел поблеклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет (!!).
Словом, Пушкин равно не приемлет ни германский романтизм, ни английский, определенно заявив в третьей главе (XII):
Лорд Байрон прихотью удачной
Облек в унылый романтизм
И безнадежный эгоизм.
В самом деле, романтизм как метод вполне определенен: герой произведения обычно одинок, презирает свет; герой этот, конечно же, незауряден и бежит от мира либо на море, либо в горы, либо отправляется в путешествие, как Чайльд Гарольд. Словом, главное в этом художественном методе: Исключительный герой в исключительных обстоятельствах. Крайнее проявление такого романтизма: Демон, витающий над грешною Землёй. Таких героев у Пушкина уже с начала двадцатых годов не было, а была «деревня, где скучал Евгений». Словом, наш Пушкин рано излечился от вируса суперменства, когда бегут от общества, если не могут его подмять под себя.
Вот и Онегин эти пороки в себе подавил, тем более что «соседствовать» с кем-то, кроме Ленского, он не может пока.
(XIII)
Они сошлись. Волна и камень.
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом,
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья(!).
Вот, сказано вполне определенно, что они стали так называемыми друзьями. И А.С. позволяет себе недолгий сарказм:
(XIV)
Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно,
Нам чувство дико и смешно.
Здесь нужна пауза, чтобы отойти от сарказма и показать, как все-таки человечен Онегин:
Сноснее многих был Евгений;
Хоть он людей, конечно, знал
И вообще их презирал, —
Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал (!!).
(Самый трезвый взгляд на людей и нашего времени: не влюбляться в людей с первых же встреч, идеализируя
и романтизируя их, но уважать их за их настоящие достоинства). Потому-то Онегин:
(XV)
… слушал Ленского с улыбкой.
Поэта пылкий (!) разговор,
И ум, еще в сужденьях зыбкий (!),
И вечно вдохновенный взор (!!) —
Онегину все было ново;
Он охладительное слово
В устах старался (!) удержать
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству;
И без меня пора придет;
Пускай покамест он живет
Да верит мира совершенству;
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред (!).
Очень нетрудно догадаться, что такое «шаткое равновесие» продержится недолго: скорей всего, «пламя» растопит «лед»!
Публикую очень содержательную, тонкую рецензию на это мое эссе. Прошу не зацикливаться на комплиментах в мой адрес, а просто оценить вкус рецензента и мастерство изложения материала. Очень давно просил Автора рецензии писать самостоятельные исследования творчества поэтов на Сайте и вообще. Но вот для начала добился лишь согласия на перепечатку ее отзыва.
«Словом, наш Пушкин рано излечился от вируса суперменства, когда бегут от общества, если не могут его подмять под себя.»
Одно предложение, но «соль» и этого эссе, и предыдущих, настолько чётко выражена, что у меня дух захватило!
Потому что не далее как вчера я силилась высказать то же самое одному нашему общему знакомому (сайтовскому). В чем разница между снобизмом и конструктивной критикой.
По-моему, я потерпела фиаско))) Жаль, что вчера я не прочла Ваше эссе. Была бы у меня на руках «козырная» формулировка.
А вообще, мне, фанатеющей всегда и везде от умелой аргументированности, настоящей доказательной конкретики, мастерской художественной подачи и увязки фактов и «художественной части» — трудно, невозможно было бы не восхититься Вашим разбором «Онегина» , личности Пушкина и этой «зверюги» — романтизма.
Вот и не ругайте за многословие и похвалы, они-то уж совершенно «по делу», а краткости-сестры у меня не народилось, увы и ах!
И что еще для меня важно и ценно — эта грань, очень тонкая, но совершенно ощутимая после Вашего «разбора», между демонизмом истинного романтика и самосознанием человека, перешагнувшего свое «суперменство». Как раз это Вы прекрасно иллюстрируете на примере Онегина и Ленского.
А Татьяна, «русская душою», ведь почувствовала эту разницу явственно, возможно, совершенно интуитивно, разглядев «русскость» характера Евгения, его «прибитость», приверженность к тому духу, в котором и сама была воспитана. И полюбила его, вопреки волнующим черным кудрям до плеч, которые всегда и везде больше влекут молоденьких девушек всех времен и народов.
Сотникова 29.04.2015 13:02
(Моя реакция и просьба тоже наличествует — в отзыве на отзыв)

© Copyright: Игорь Карин, 2015
Свидетельство о публикации №115042710100

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Игорь Карин

Рецензии

Написать рецензию

Ну, здравствуй, мой далёкий друг и тёзка (далёкий — в смысле расстояния между нашими городами).
Хотел написАть письмо по прочтении всех «Записок словесника», но уже на 6 лекции не удержался (что поделаешь: овен он и есть овен — это я про себя). Как мне всё НРАВИТСЯ!
На самом деле, не раз прочитывая «Онегина» (последний раз где-то год назад), таких ньюансов подачи реализма не замечал. А ты попросту, легко и непринуждённо, всё разложил по полочкам. Мало сказать, что я в шоке от такой «вкуснятинки», мне ещё и «косточки обсосать» хочется: прочитываю все нижевыложенные под материалом комментарии.
А под этой (6 лекцией), можно сказать вообще у тебя в гостях на праздике побывал. Даже запах вин и водочки почувствовал…
Иду дальше читать и просвещаться.
Крепкого здоровья!
Обнимаю!
Твой тёзка,
Игорь Сульг 22.01.2016 13:55 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Добрых дней,Тезка!

Спасибо, рад тебе! Хорошие отзыв написать — это тоже художественное произведение создать. У тебя получилось! Прости, что давно у тебя не был, попробую исправиться… Твой тезка.
Игорь Карин 19.08.2015 15:17 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Игорь Карин

Владимир Ленский в романе А.С.

Пушкина «Евгений Онегин»

Роман в стихах «Евгений Онегин» известен каждому. Главные герои произведения: Онегин, Татьяна, Ольга, Ленский — образы необыкновенно живые и запоминающиеся, принесшие славу автору и сделавшие роман бессмертным. Сколько прошло времени, а читателям хочется заглянуть в душу любимой героини Пушкина и поразмышлять над вопросом, почему Онегин, такой умный и тонкий, не смог вовремя оценить бесценный дар любви, посланный ему Богом.
Интересен и другой молодой человек, поражающий своей искренностью, порядочностью и незащищенностью от любых ударов судьбы — Владимир Ленский. Хочется понять движения его души и сердца. Для этого необходимо знать все о его жизни, о воспитании, мыслях и чувствах, о мировоззрении и мироощущении. Итак, Владимир Ленский:
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт,
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
Столь исчерпывающее описание дает нам возможность представить внешность героя, а также узнать то, как формировалась личность Владимира. «Под небом Шиллера и Гёте» был воспитан наш герой, «их поэтическим огнем душа воспламенялась в нем». Ленский провел годы вдалеке от России, получив прекрасное образование в Германии. Впитав в себя «возвышенные чувства», навеянные Шиллером и Гёте, герой был далек не только от России и ее народа, но и от реальности. Ленский — поэт-романтик, «от хладного разврата света еще увянуть не успев», «он пел поблеклый жизни цвет, без малого в осьмнадцать лет». Он так же, как Онегин, был чужд светскому обществу:
…Ему не нравились пиры,
Бежал он их беседы шумной.
Возможно, эта отчужденность и привела Ленского в дом Онегина. Дружба между ними может показаться странной и необычной, о чем говорит сам Пушкин:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой…
Онегину все было ново в Ленском; сам не испытывая подобных чувств, он не мог понять своим «охлажденным умом» романтическую натуру Ленского, но по-своему привязался к поэту.
Ленский же, человек доверчивый и чувствительный, нуждался в верном друге, которому мог бы доверять свои чувства, с которым мог бы разговаривать на философские темы:
Меж ими все рождало споры
И к размышлению влекло.
Ленский «сердцем милый был навежда». Живя чувствами, он не проникал в глубь вещей, был наивен и только начинал свою самостоятельную жизнь. Возможно, поэтому Владимир влюбился в Ольгу, заметив лишь «глаза, как небо, голубые, улыбку, локоны льняные, движенья, голос, легкий стан…». Автор с умилением наблюдает за чувствами героя:
Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят… как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена.
Но предмет любви Ленского не идеален. Ольга —: легкомысленная девушка, ничем не отличающаяся от многих своих сверстниц. Владимиру не хватало жизненного опыта и проницательности, в отличие от Онегина, который сразу же распознал в Ольге заурядную натуру. Возможно, эта отчужденность от реальной жизни решила судьбу Ленского. «Не в силах Ленский снесть удара», увидев предательство друга и возлюбленной:
Звал друга Ленский на дуэль,
Решась кокетку ненавидеть.

Ленский решает защитить Ольгу от коварного искусителя. Итак, встает вопрос о дальнейшей судьбе Ленского. У героя лишь два пути в жизни: стать обыкновенным помещиком-обывателем, женившись на Оленьке, или умереть. Пушкин избирает второе: смерть. Большим же поэтом Ленскому стать не суждено, так как пишет он «темно и вяло», «его стихи полны любовной чепухи».
И вот поэт убит на дуэли.
Оленька, которой он посвятил не только свои стихи, но и чувства и мысли, за которую он отдал свою жизнь, «недолго плакала» о Владимире. Онегин же тяжело переживал смерть друга, причиной которой был он сам. Помещики пожалели о смерти «полурусского соседа», так как совсем недавно
Богат, хорош собою, Ленский
Везде был принят как жених…
Для самого же Ленского смерть была избавлением от обывательской жизни среди людей, напоминающих чудовищных героев сна Татьяны.
Судьба героя, удивительно точно предсказавшая судьбу самого автора, так поразила Михаила Лермонтова, преемника А. С. Пушкина, что, говоря о трагической гибели великого русского поэта, он вспоминает именно о Ленском:
И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудно силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин / Образ Владимира Ленского в романе «Евгений Онегин»

Добавить комментарий

Закрыть меню