Образ родины в лирике Есенина

Тема родины является центральной в творчестве С. Есенина. Всю силу своего поэтического таланта он устремил на то, чтобы воспеть красоту родной земли, миролюбивый, но гордый нрав ее суровых жителей, утонченную прелесть мира среднерусской природы.
С самого раннего периода творчества тема родины овладела Есениным практически безраздельно.

Ближе всего поэту была Русь деревенская, патриархальная. Об этом свидетельствует само древнее название, которое автор употребляет чаще, чем официальное название «Россия». Есенина привлекал крестьянский жизненный уклад с его близостью к природе. Одним из центральных в творчестве Есенина является образ избы, прочно вписавшейся в окружающий пейзаж, уютной родной хаты с запахом домашних пирогов в ней. Чтобы подчеркнуть свои кровные связи с этим дорогим сердцу миром автор широко использует диалектизмы родного рязанского говора:
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас
(«В хате»).
Однако поэт не замыкался на теме малой родины. Одной из доминант в изображении Руси является обращение к ее бескрайним просторам:
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза
(«Гой ты, Русь, моя родная»…).
В раннем творчестве особенно ярко прописан поэтом образ Руси христианской. В нем широко распространена тема колокольного звона. Есенин часто обращается к описанию церквей и народных обычаев, связанных с религиозными верованиями:
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас
(«Гой ты, Русь, моя родная…»).
В этот период в изображении родины преобладает идеализация:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
На протяжении всей жизни Есенин болел за судьбу Руси, страдал вместе с ней, остро переживая смутную революционную эпоху.
Друзья! Друзья!
Какой раскол в стране,
Какая грусть в кипении веселом! — восклицает он в стихотворении «Русь уходящая». В этом сложном и неоднозначном в идейном отношении произведении переплелись мучительные раздумья поэта о жизни родной земли, о роли Советской власти в ее судьбе. С одной стороны, Есенин удивляется тому, как мало надо людям для счастья: хлеб да картофель, ситец и немного гвоздей. С другой стороны, он видит и обиженных новой властью людей.
Их озлобили наши поборы,
И, считая весь мир за бедлам,
Они думают, что мы воры
Иль поблажку даем ворам, — так раскрываются причины недоверия простых людей к Советской власти в поэме «Страна негодяев».
Как мы видим, С. Есенин был далек от поверхностного восприятия современных ему исторических событий. Он стремился понять то или иное явление во всей его глубинной сущности. И чем больше узнавал автор о проблемах современности, тем сильнее беспокоился о судьбе России. Свои надежды на лучшую долю для родины он связывает только с будущим, «когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть».

/ Сочинения / Есенин С.А. / Стихотворения / Образ Родины в лирике С. Есенина

Образ Родины в лирике С.

Есенина

Поэзия Сергея Есенина отличается от творчества других поэтов этого же периода. Он не шёл следом за модой, его стихи нельзя отнести ни к символизму, ни к акмеизму… Даже недолгое увлечение Есенина иммажинизмом не ставит его рядом с другими поэтами. В русскую литературу Есенин вошёл как «последний поэт деревни», поэт-крестьянин. А что самое главное для крестьянина? Его земля. Поэтому тема Родины стала для него и целинной, и знакомой до боли одновременно.
Первые стихотворения, помеченные 1910-м годом, навеяны детскими воспоминаниями. Поэт рисовал, прежде всего, красоту родных просторов. И вся природа у него одушевлённая: берёзки уподобляются девушке, месяц – ягнёнку, который «гуляет в голубой траве». Вместе с тем, образ природы строится в его стихах на ассоциациях из деревенского быта («синий плат небес», «страна берёзового ситца»), а жизнь человека раскрывается обычно через его соседство с природой:
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Также стихи раннего творчества связаны, прежде всего, с традициями устного народного творчества. Вообще, свой творческий путь он и начал с подражания фольклору, особенно ярки его параллели с частушками. Отсюда особая мелодичность стихов, строфы-двустишия. К середине 1910-х годов в творчестве Есенина намечается интересная тенденция: он начинает активно использовать цвет для передачи оттенков настроений лирического героя, к тому же активно работает над строением стиха. Вот характерное для этого периода стихотворение:
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины,
Изба-старуха челюстью порога
Жуёт пахучий мякиш тишины…
…Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
Но с течением времени поэт начинает выходить за пределы интимной лирики. Теперь Есенин рисует не только личные переживания, но и судьбу всей России. Случилось это во времена великих бурь революции.

Как поэт своей родины, он не мог оставаться в стороне от этих событий. Когда Есенин убедился, что революция ускорит переход России с патриархального строя на лад современной машинной техники, он болезненно воспринял это. Реальные революционные события, резкие перемены в деревне, даже машинизация села – всё это в представлении Есенина говорило о гибели кроткой, созданной воображением поэта, патриархальной Руси. Крушение этого иллюзорного представления о деревенской России было закономерно, но при этом поэту казалось, что исчезла целая область жизни, а значит, и область чувств. Таким образом, он боялся не пришествия нового, а ухода старого. Теперь Родина для него не только деревня и её природа, это и новый герой, теперь также неотъемлемо связанный с Россией, – город. Например, стихотворение «Я последний поэт деревни»:
На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарёю пролитый,
Соберёт его черная горсть.
Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Это и другие произведения построены на композиционном приеме – антитезе. Постоянное противопоставление деревни и города, причём деревня выступает как источник добра, благодати, а город – проклятый, «железный гость».
Свои страхи и наблюдения над новой Родиной Есенин ярко выразил в стихотворениях «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь уходящая».
Я человек не новый!
Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.
Отказаться от своих корней Есенин не мог. Поэтому именно в это время для его лирики характерна условная религиозная символика. Взять хотя бы маленькую поэму «Сорокоуст» (поминальная молитва). Теперь религиозные образы стали источником вдохновения: «у лесного аналоя воробей псалтырь читает», «закадили дымом над росою рощи». Лирическим героем некоторых стихов того периода стал странник, идущий на богомолье.
Образ Родины и чувство Есенина к ней были многогранны. Для него Россия – это и природа, одухотворённая одним дыханием и памятью поэта, и деревня, как символ прошлого и благодати на земле, и город, страшный и железный, но всё же родной, так как является частью Родины, и народное творчество, как вместилище мудрости предков, и молитва, неотъемлемая от деревни. Всё это Есенин пережил и осознал, поэтому, читая его произведения, мы можем воскресить в нашей памяти точно такие же образы.

Беру!

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

План

I. «Чувство Родины основное в моем творчестве».

II. Любовь к Родине и природе родного края в лирике С. Есенина.

1. Говорить о Есенине – значит говорить о России.

2. «Малая» и «большая» родина в стихотворениях Есенина.

3. «Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы».

III. Стихи Есенина – лирическая исповедь поэта.

Говорить о С. Есенине – это значит говорить о Родине. Не зря же он сказал: «Чувство Родины основное в моем творчестве». Время Есенина – это время крутых поворотов в истории. Но поэт остался верен своей Родине, своей земле, родной природе. Можно сказать, что поэзия С. Есенина вобрала в себя все лучшее, что было создано до него Пушкиным, Лермонтовым, Кольцовым, Некрасовым. Но при этом Есенин не копирует, не подражает, а создает самобытный образ родной природы, своей Родины. Еще юношей Сергей Есенин написал слова, которые символизируют все его творчество:

В этом – весь Есенин. И не зря, когда говорят о России, вспоминают Сергея Есенина. А когда мы вспоминаем о Есенине, мы думаем о русских березах, о маме, о золотой роще.

Читая стихи Есенина, некоторые задумываются о своей жизни, о своей любви.

Многие, писавшие о Есенине, особенно после смерти поэта, видели в нем прежде всего лишь «певца уходящей патриархальной Руси». Однако, несмотря на то, что Есенин родился в деревне, в селе Константиново Рязанской области, и многие свои стихи посвятил деревне, его нельзя считать только крестьянским поэтом. Ведь о чем бы ни писал Есенин: о любви к женщине и родному краю, о природе, – он всегда оставался патриотом. Наверное, правы те, кто считает, что говорить о Есенине – значит говорить о России, о стране «березового ситца», как назвал ее поэт.

Тема родины предстает в поэзии Есенина в образах «большой» и «малой» родины. Малая родина – это то, что окружало поэта с детства: родная деревня, родная природа, покосившиеся избы… Есенин обладал удивительной способностью рассказать о красоте природы, о родном крае.

Тема малой родины в творчестве Есенина постепенно перерастает в тему большой родины. Есенин пытается в своих стихотворениях найти ответы на волнующие его вопросы: «Какова она, Русь? Каково ее будущее?».

Но, несмотря на все трудности, сомнения, любовь к своей земле в творчестве поэта остается основной темой:

Судьба русской деревни волновала С. Есенина практически всю жизнь. Но если в ранних стихотворениях поэт, изображая русскую деревню, показывает прежде всего красоту ее природы, то в зрелом возрасте С. Есенин начинает размышлять о будущем России и о будущем русской деревни. С одной стороны, он верит в обновление России, но с другой стороны, почему-то с горечью признается: «Ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал». У поэта появляется «грусть за уходящее, милое, родное», боязнь, что старую русскую деревню раздавит сила мертвого механического города. Однако ход истории остановить нельзя. Поэт видит, что «конь стальной победил коня живого». Но, несмотря на это, Есенин остается предан своей деревне, поэтому и продолжает воспевать ее. «Я последний поэт деревни», писал он в одноименном стихотворении, лишний раз подчеркивая неизбежность перемен в судьбе русской деревни, но и доказывая в то же время связь со своей малой родиной, которую нельзя забыть. Как любой патриот, Есенин хотел видеть свою Родину могучей, сильной. Но он никогда не забывал и о родной «бревенчатой избе», которая символизировала для него малую родину. И несмотря на изменения, которые происходили в России, Есенин говорит:

Поэзию Сергея Есенина можно назвать «лирической исповедью», «биографией в стихах». Все его творчество пронизано нежной, тревожной любовью к человеку, к земле, к родной природе и своей Родине.

Образ родины в лирике С.А. Есенина

Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.
С.Есенин
Сергей Есенин — современник переломной эпохи в жизни России, в его творчестве отразились перемены в жизни и психологии народа в революционные годы. В его поэзии ярко выражены черты национального русского характера — «беспокойная, дерзкая сила», искренность, свободолюбие, духовная неуспокоенность. В стихах Есенина звучит признание поэта в любви к «тихой родине», вера в ее историческое будущее.
В ранних стихах Есенина перед нами предстает крестьянская Русь, с ее дорогами, освещенными луной в зимнюю пору, и с «солончаковой тоской» летом. Русская природа и деревенский быт определяют тематику стихов Есенина. Все здесь мило поэту — и солнце, похожее на соху, и месяц в образе ягненка, и ветер в образе «рыжего ласкового осленка». Красота Средней полосы России, где родился поэт, скромная, неброская. Но поэт запечатлел ее с глубокой и трепетной любовью.

Заря,дороги, реки, небо,кусты,болота, поля, травы — все в стихах Есенина движется, вступает в поэтические отношения с человеком, с жизнью. Вечер, «свесившись над речкою, полощет водою белой» пальцы ног, трава «сбирает мед с обветренных ракит», ивы «вызванивают в четки», месяц «чистит рога». Прелесть окружающего мира неразрывно связана у Есенина с горячей любовью к родине, которая была могучим источником всей его поэзии.
Куда бы ни заносила творческая судьба поэта (а он бывал во многих крупных городах России, за рубежом, подолгу жил то в Москве, то в Петербурге), он, как истинный сын родной земли, неизменно возвращался к отчему дому. Ведь настоящим патриотом может быть лишь тот, кто остается с родиной в дни трудов и бедствий, а не только в дни побед и торжеств. Охваченная социальными переменами Россия в эти годы переживала необычную судьбу, и вместе с ней, вместе со своими «рязанями» прошел трудный путь лирический герой Есенина. Его чувство к родине с годами становилось острее и отзывчивее, утрачивало оттенок безмятежности и покоя.
Уже в ранней поэзии, наряду с созерцательным описанием природы и народной жизни, появляется тревожное ожидание иной судьбы. Деревенский паренек Есенин, как и миллионы его соотечественников, покинул свою многовековую крестьянскую колыбель, русскую деревянную избу, и с немалым трудом обживал новую городскую квартиру. Однако духовным «домом» поэта всегда оставалась деревня.
Грандиозные социальные потрясения в России Есенин встретил с восторгом, но революцию принял, по его словам, «с крестьянским уклоном». В поэме «Инония» (1918) воплотились его утопические мечтания о новой, вольной деревне, живущей вне исторического времени. Здесь «избы новые, кипарисовым тесом крытые», нет податей за пашню, здесь люди будут водить хороводы и блаженно отдыхать «под тенистыми ветвями одного преогромного дерева, имя которому социализм». Однако таким мечтам не суждено было сбыться: в стране бушевала гражданская война, жесткие нормы военного коммунизма подчиняли себе судьбы людей, деревня узнала, что такое «продразверстка»…
Нелегко дается поэту прощание со старой патриархальной романтикой. Он понимает, что жить так, как жили отцы и деды, деревня уже не будет. Он понимает, что в состязании между жеребенком и поездом победа достанется механической машине («Сорокоуст», 1920). Технический прогресс неизбежно возьмет верх над отсталостью дореволюционной деревни. Поэт сожалеет о Руси уходящей, к которой он прикипел сердцем. Вместе с тем он пишет о себе («Издатель славный!..», 1924):
Учусь постигнуть в каждом миге
Коммуной вздыбленную Русь.
В современной деревне Есенин видит уже не «край заброшенный», а поле для активной деятельности новых людей — тех, кто прошел горнило революции, и молодежи, охваченной новыми идеями.
Судьба Есенина была неразрывно связана с судьбой России, а потому была полна исканий, противоречий, побед и поражений. Любовь к родине проходит красной нитью через все творчество поэта. Именно она была для него источником творчества, точкой опоры и точкой отсчета. Оставаясь глубоко национальной по сути, поэзия Есенина проникнута глубоким патриотизмом, верой в жизнь, и в этом ее общечеловеческое значение.

Добавить комментарий

Закрыть меню