Обобщение опыта учителя

С этим файлом связано 168 файл(ов). Среди них: sizonova.ppsx, silivanov.ppsx, samoprezentacija_oreshkina.ppsx, samo-prezentacija_afanaseva.ppsx, prilozhenie_zharkova.ppsx, prilozhenie_4_vjalceva.pub, prilozhenie1_zubkova_bylinkina.ppsx, prezentacija_svechnikova_n.n..ppsx, molodovanova.ppsx, kontentnye_riski_alfereva.ppsx и ещё 158 файл(а).
Показать все связанные файлы
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы Сизоновой Е.М.
Учителем русского языка и литературы я работаю 17 лет. За время своей работы апробировала много новых программ, форм и методов обучения. Последние годы работала над различными методическими проблемами:
Первая методическая проблема – «Проектная деятельность науроках русского языка и литературы»
Мастерство учителя состоит в том, чтобы, умело сочетая различные формы работы – классную, групповую, индивидуальную, помогать ученикам накапливать и совершенствовать творческий опыт. Сотрудничество ученика и учителя должно присутствовать на каждом уроке, но как же достичь этого? Ища ответ на этот вопрос, я изучила новые технологии и стала применять их в своей работе.
Наиболее близкой моему стилю работы является технология проектного обучения.
В практике своей работы использую разные виды проектов:

  • Информационные поисковые проекты – предлагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления – доклада, реферата.
  • Исследовательские – нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей её решения, выдвижение гипотез.
  • Продуктивные – дают возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, видеофильма, плаката, рисунка и т.д.
  • Драматизационные – создают условия для игрового моделирования.
  • Практико-ориентированные – направляют действия учащихся на решение реальных проблем.

Общее во всех типах проектов — вовлечение учащихся в коллективную деятельность. Однако проектное обучение и личностно ориентировано, оно позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других, стимулирует их познавательный интерес. Дети получают удовлетворение от результата своего труда.
Успех обучения во многом зависит от готовности учителя организовать проектную деятельность школьника и управлять процессом проектирования. Успешное педагогическое управление дает возможность учащимся научиться самим выявлять проблемы, определять цель и пути её достижения, мотивировать свою работу, распределять и планировать свою деятельность, следовать графику самостоятельной работы. Исходя из выше сказанного, составила алгоритм проектного обучения:

  1. Выбор проблемы, определение актуальности темы проекта;
  2. Создание первой творческой группы (наработка идей и способов решения проблемы);
  3. Создание второй творческой группы (одновременно с первой нарабатываются идеи и способы решения проблемы);
  4. Обмен информации между группами (круглый стол);
  5. Защита результата поисковой деятельности, выработка совместного решения.

В процессе обучения проектированию обращаю внимание на развитие у школьников системы проектировочных умений: разрабатывать проект, осуществлять его экспертизу, оформлять проект в соответствии с общепринятыми нормами оформления творческих работ, публично выступать, оценивать себя.

При всем многообразии работы на уроках, в процессе которой мы стремимся дать как можно больше знаний, часто утрачивается творческая линия, соединяющая деятельность учителя и ученика. Чтобы не потерять радость открытий, восторг от собственного творчества, ощущение своей значимости и неповторимости, ученику необходимо создавать на уроках атмосферу, способствующую раскрытию его личностных особенностей. Для этого на своих уроках использую элементы новой технологии – педагогическая мастерская.
Закон мастерской – делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам – раскрывает главное её отличие от традиционного урока. Если основной принцип самой лучшей традиционной формы занятий: делай, как я, делай лучше меня, то мастерская реализует следующие принципы:

  • Равенство всех участников, включая мастера: все способны к творчеству, саморазвитию.
  • Ненасильственное привлечение к процессу познания, поиску знаний с помощью создания личностной мотивации. Для этого используется «индуктор» — слово, предмет, музыка, действие и т.д., который «наведет» в умах учеников мотивационный запрос. Труднейшая задача мастера – подобрать такой индуктор.
  • Отсутствие оценки, соревнования соперничества. Вместо этого в качестве стимулов — самооценка, самокоррекция, самовоспитание.
  • Сочетание индивидуальной и коллективной работы создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, способствует повышению коммуникативной культуры, дает реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине.
  • Важность не столько результата творческого поиска, сколько его процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения на основе инновационной методики.
  • Работа мастерской основывается на природном материале и результатах духовной деятельности человечества. Поэтому язык – важнейший материал для работы во всех мастерских независимо от предмета.
  • Возможность выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата, ибо без выбора нет свободы.
  • Нравственная ответственность каждого за свой выбор, свою деятельность и её результаты, так как иначе рождается своеволие.

Моделирование учебных занятий в режиме технологии педагогических мастерских осуществляется с учетом диагностики уровня учебных возможностей учащихся, прогнозирования их достижений.
Вторая методическая проблема — «Активизация познавательных интересов учащихся с использованием ИКТ.»
Понимание, усвоение и применение основных знаний и умений по русскому языку с использованием ИКТ – нелегкая задача для многих школьников. Как помочь детям решить эту задачу?
Для этого в своей работе делаю акценты на таких факторах как: содержание предмета, цель, пути и методы обучения, обоснование выводов и результатов с опорой на электронно-образовательные ресурсы.
ЭОР на уроках русского языка. Структурная организация ЭОР (многоэкранность, диалоговая форма, интеграция справочной информации) позволяет обеспечить все этапы поиска решения поставленной учителем проблемы. Чтобы показать преимущества использования этих возможностей рассмотрим два варианта использования разных типов ЭОР на этапе введения нового материала:

  • ЭОР — наглядное средство, поддерживающее объяснение учителя;
  • ЭОР — средство создания проблемной ситуации.

Использование мультимедиа урока на этапе введения нового материала в качестве традиционного и инновационного средства
Рассмотрим, как могут использоваться мультимедиа уроки при традиционном и инновационном подходах к обучению русскому языку. С этой целью обратимся к мультимедиа.
Вариант 1. Мультимедиа урок при традиционном обучении.
При объяснении новой темы учитель показывает урок как единый видеосюжет, не предполагающий остановки кадров и их обсуждения.

При такой организации урока роль учителя заключается в объяснении нового материала с помощью мультимедиа урока: он демонстрационное, иллюстративное средство. Роль учеников – пассивное восприятие информации.
Вариант 2 Мультимедиа урок при инновационном обучении.
Введение темы начинается с постановки проблемной задачи: «Род существительных не изменяется, а число?». Учитель открывает первый кадр интерактивного урока-презентации. На экране – название мультимедиа урока и вопрос, который задаёт учитель виртуального класса своим виртуальным ученикам. Сцена 1 завершена, виртуальный урок останавливается на паузе, во время которой учитель адресует этот вопрос реальному классу, просит аргументировать точку зрения. Если дети затрудняются ответить на вопрос, учитель предлагает им посмотреть продолжение виртуального урока, послушать ответы учеников виртуального класса, которые в виде иллюстраций фиксируются на экране сцены .
Типы уроков с использованием ЭОР .
По способу взаимодействия с пользователем уроки делятся на два основных вида: демонстрационные и интерактивные.
Демонстрационный урок представляет собой видеосюжет, цель которого ввести учащихся в изучаемую тему. Основной вид учебной деятельности при работе с такими уроками – наблюдение.
Превалируют в комплексе интерактивные уроки, которые, в отличие от демонстрационных, требует непосредственного участия пользователя, так как включает два вида заданий: «Кто прав?» и «Задание на пятерку». С их помощью ученик- пользователь (или класс-пользователь) подключается к дискуссии, которую ведут ученики виртуального класса под руководством виртуального учителя. Кроме того, учитель, использующий урок в классе при фронтальном обучении, в любой момент может, нажав на паузу, подключить своих учеников к дискуссии, попросить ответить на вопрос. Ответы реальных учеников подкрепляются или опровергаются мнением их виртуальных собеседников, которые получают вербальную оценку виртуального учителя и комментируются им или самими учениками виртуального класса .
Уроки можно использовать в различных моделях учебного процесса:

  • при фронтальной классной работе с использованием проектора или интерактивной доски (в свой урок учитель включает урок виртуальный, используя его для постановки проблемы, её обсуждения, оценки учебной деятельности детей, а также как средство мультимедийной наглядности, визуализации языковых явлений);
  • при самостоятельной работе в компьютерном классе (такую работу следует предварить заданиями, которые дети должны будут выполнить в процессе прохождения урока или после него);
  • при самостоятельной работе ученика в условиях самообучения (домашний компьютер);
  • при проектной деятельности (урок используется как основа, модель).

Третья методическая проблема — «Развитие орфографической зоркости».
Точная, грамотная и выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо, адекватное понимание чужой речи, владение разными видами чтения воспринимаются как признаки образованности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную деятельность человека.
Анализ результатов экзамена показывает, что одним из слабых мест подготовки выпускников является низкая орфографическая грамотность. К концу школьного обучения орфографические навыки грамотного письма: 58% выпускников допускают в небольшом тексте сочинения более четырех орфографических и пунктуационных ошибок.
Грамотность учащихся с каждым годом снижается.
Безусловно, причина здесь не одна: это и сокращение часов русского языка (если раньше в начальных классах уроки проводились ежедневно, то сейчас – 4 часа в неделю, в 8-м – 3 часа, в 9-м классе – 2 часа в неделю), и перенасыщенность программ. Ученики вплоть до выпускных экзаменов делают ошибки в словах с безударными гласными, а мы изучаем с ними, что такое средства языковой выразительности: оксюморон, парцелляция, метонимия, синекдоха и т.п. На формирование грамотности влияют и ошибки, которые встречаются в современных изданиях, на телевизионных экранах; безграмотно написанных объявлениях, на вывесках, стендах – все фиксируются в памяти ребенка.
И все же главная причина низкой орфографической грамотности наших учеников (приходится признать) – несовершенство преподавания русского языка в школе.
В методике разрабатывается идея обучения правописанию сознательным путем: на основе определенных знаний, с опорой на правила. Именно в русле этого направления сложился школьный курс орфографии, в том числе его современный вариант. К сожалению, на практике мы убеждаемся, что знание правил не всегда ведет к орфографической грамотности.
Повысить качество обучения, пробудить интерес к знаниям и поднять их престиж – вот одна из важнейших задач, которую я ставлю перед собой ежедневно.
Её решение обеспечивается многими факторами: содержанием обучения, методами и приемами работы на уроках, развитием познавательного интереса к изучению русского языка, использованием инновационных технологий, межпредметных и внутрипредметных связей. В течение многих лет в системе работала над развитием орфографической зоркости учащихся. Она формируется постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений. Очень важно отработать умение опознавать орфограммы. Поэтому добиваюсь, чтобы в любой письменной работе учащиеся смогли выделить, т.е. показать орфограмму. На каждом уроке провожу словарно-орфографическую работу: словарный диктант с продолжением, словарный диктант с усложнением дидактического материала, словарный диктант с подсказкой, словарный диктант с грамматическим заданием.
Наилучшие результаты дает списывание. При выполнении этой работы ребята пользуются памяткой «Как списывать текст». Текст воспроизводится дословно, выборочно с изменениями, по памяти, запись сопровождается орфографическими заданиями.

Признак самостоятельности, творчества лежит в основе разнообразных диктантов: выборочный, комментированный, диктант «Проверь себя», предупредительный, письмо по памяти.
Параллельно с работой над орфографической зоркостью работаю над развитием пунктуационной грамотности. Синтаксические пунктуационные пятиминутки, графические диктанты способствуют развитию пунктуационной грамотности. Работая над данными проблемами, я пришла к выводу, что только проведение целенаправленной, систематической работы может дать положительный результат: при систематической тренировке умение видеть орфограмму, пунктограмму автоматизируется и становится частью твердого навыка.
Обучая ребят русскому языку, я должна не только передать ребятам определенную сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытия, воспитывать потребность узнавать все больше и больше.
Моя задача, как учителя – вовлечь всех учащихся в интересный процесс познания, активизировать их мыслительную деятельность.
При объяснении нового материала я часто использую исследовательский метод. Так при изучении темы «Слитное и раздельное написание не с наречиями на О и Е» ребята должны вспомнить, проанализировать несколько орфограмм: «НЕ с существительными», «НЕ с прилагательными», «НЕ с наречиями на О и Е». В конце работы они делают обобщенный вывод о написании не с этими частями речи. Для закрепления составляют таблицу «НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на О и Е». Часто на уроке использую элементы индивидуально-групповой работы.
Подобные исследовательские задания направлены на усиление мыслительной деятельности ребят, умение увидеть явление, проанализировать, обобщить.
Осмысливая, обобщая методический материал, используя в различных классах перечисленные виды работ, поведя диагностику орфографических навыков учащихся, я пришла к выводу, что данная система работы полностью себя оправдывает.
Следует отметить, что мои ученики не получают новые знания в готовом виде – они должны добыть их в процессе поисковой деятельности. Эта деятельность не хаотична: её ход я заранее продумываю и четко организовываю на уроке. Каждая намеченная мною поисковая операция помогает ученикам открыть новую грань изучаемого лингвистического явления и оттачивает их умственные способности.
Я описала только маленькую часть того, что использую на уроках.
Но я всегда стараюсь, чтобы в течение всего урока у ребят не пропадал интерес к изучаемому, не ослабевала активность. Для творческого учителя важно сделать обучение более доступным, помочь детям понять суть явления, пробудить глубокий интерес к изучению родного языка.
перейти в каталог файлов
Обобщение опыта учителя русского языка и литературы Власенко Ж.П.
Тема опыта:

«Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка»

Противоречия:

-между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями, полученными на уроках русского языка, и уровнем орфографических умений и навыков;

-между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объёмом теоретических сведений, которые учащиеся должны помнить, объясняя условия выбора орфограммы;

-между высоким уровнем содержания курса русского языка и необходимостью правильного решения вопросов преемственности между начальным и основным звеном.

Ведущая идея опыта:

Создание на уроках русского языка условий для сознательного активного участия учащихся в творческой деятельности, приносящей радость преодолении, радость открытия, радость достижения поставленной цели.

Личная концепция учителя:

— поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;

-реализация задачи формирования орфографических умений и навыков с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся;

-включение каждого ученика в активную творческую деятельность;

-усиление практической направленности обучения русскому языку на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;

-создание на уроках русского языка атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки;

-поддержание и совершенствование умений и навыков учащихся.
Технология опыта:

Русский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного курса. Большой объём теоретических знаний, который должны усвоить учащиеся и дефицит учебного времени диктуют необходимость поиска форм и методов обучения, позволяющих рационально организовать процесс обучения русскому языку, развития орфографической зоркости учащихся.

В течение пяти лет я работала над поиском и широким использованием активных форм и методов формирования прочных орфографических навыков учащихся, при этом главной задачей считала создание благоприятной атмосферы с тем, чтобы обучение было как можно более комфортным.

Начиная работу с пятиклассниками, я стремлюсь поддержать ту базу, которую учащиеся получили в начальной школе, постепенно совершенствуя полученные знания, умения и навыки.

Игровые методы и приемы позволяют сделать уроки русского языка интересными и содержательными, например: с суффиксами и приставками ребята знакомы с начальных классов. Я предлагаю им записать слова, обозначающие предмет, и превратить эти предметы в людей, мужчин или женщин:

гитара — гитарист

пианино — пианист

велосипед — велосипедист

В 6-ом классе игровые моменты так же позволяют мне добиться поставленной учебной задачи, например игры с приставками. «Игры» с приставками важны в 6-ом классе при изучении правописания приставок пре- и при- . Предварительно ребята повторяют правописание приставок, не зависящих от произношения, и приставок, правописание которых зависит от последующих согласных. Буквально 2 задания игры позволяют учащимся вспомнить правила:

1.Приставка или нет? (выделите приставки в словах):

Разваленный, разный. Расписание, растение, расколоть. Роскошь. Исследовать, история.

2.Найти спрятавшиеся приставки.

Перераспределение, нераспустившийся, неиспользованный, деревообделочный комбинат, водопроводчик Разваленный, разный. Расписание, растение, расколоть. Роскошь. Исследовать, история.

Я широко использую в практике своей работы различные виды диктантов. Очень нравится ребятам зрительный диктант. Необходимое количество «трудных» слов и словосочетаний написано на доске заранее, затем я убираю доску, а учащиеся записывают слова под диктовку. А вот проверка осуществляться может двояко:

1. доска с записью возвращается, и ученики проверяют самостоятельно свои работы, а учитель по своему усмотрению оценивает.

2. Учитель собирает написанное и оценивает все работы.

В 5-ом классе интересны для ребят диктанты со взаимопроверкой. После словарной диктовки учащиеся обмениваются тетрадями. Я читаю слова, четко их проговаривая, отвечаю на сложные вопросы проверяющих. Ребята исправляют ошибки, ставят условные знаки на полях, выставляют оценки и пишут свою фамилию, затем перепроверяю работы и снижаю оценку тому, кто пропустил ошибку или неправильно оценил диктант.

Особую проблему учащиеся видят в усвоении пунктуационных правил. В 8-9 классах учащиеся наряду с известными правилами должны усвоить большое количество новых. Для достижения хорошего результата усвоения я предлагаю учащимся схему-опору:

Определи количество грамматических основ.

Если одна основа, то предложение простое.

Есть и в предложении. Однородные члены?

2. Обращение?
3. Вводные слова и предложения?
4. Обособленные члены?
5. Уточнение?
6. Слова-предложения да, нет?

Если есть, то вспомните нужное правило и расставьте знаки препинания.

Если две основы (и больше), то предложение сложное.

Определи границы предложения и поставь нужные знаки.

Рассмотри каждое простое предложение

1. Дефицит учебного времени при изучении русского языка в старших классах я восполняю за счет использования материала изучаемого литературного произведения. Для объяснения нового материала я использую объяснительный рассказ с элементами беседы, поисковую работу с учебником, школьную лекцию, нередко на уроке используются все эти методы обучения, но так, что учащиеся включаются в активную деятельность, становясь моими помощниками. Я постоянно работаю над поиском активных форм и методов контроля знаний учащихся.

Я использую поисково-игровые задания на уроках русского языка с целью пробуждения у учащихся интереса к предмету и развития у них потребности к самостоятельному получению знаний. Например, при знакомстве со словом программа, которое зашифровано в ребусе, нарисованном на доске, дети пробуют самостоятельно определить лексическое значение слова. Затем сравнивают свои определения с толковым словарём слова в Словаре С.И. Ожегова и отмечают, чьё предварительное определение было самым точным. После этого вызванный к доске ученик составляет «гнездо» однокоренных слов или словообразовательную цепочку, указывая при этом и часть речи производных слов. Учащиеся разбирают слова по составу, выделяют словообразовательные аффиксы. Правильность разбора сложных случаев проверяем по «Словарю морфем русского языка» А.И. Кузнецовой, Т.Ф. Ефремовой. В процессе работы ученики вспоминают орфографическое правило употребления удвоенной согласной перед суффиксом при образовании слов. На заключительном этапе проводится работа по употреблению слова в речи. Ученики составляют словосочетания по данному образцу. Например, гл. +сущ.( заложить программу), прил. + сущ.(увлекательная программа). Ученики делают разбор словосочетаний, указывая тип синтаксической связи.

На уроках русского языка провожу большую работу с текстом, так как именно текст позволяет избежать многозначности, определить синонимическую соотнесённость слов, словосочетаний, предложений. Удачным представляется, например, такое задание:

*Рассыпались предложения! Подберите к первой части подходящую по смыслу вторую часть. Запишите предложения, расставляя знаки препинания. В скобках обозначьте смысловые отношения между частями.

1)Улыбнётся

роса блестит на цвета,х поют птицы.

2)Ранним августовским утром выйдешь в сад

и она исчезнет навсегда.

3)Красоту только тронь небрежной рукой

солнце красное взойдёт
Дополнительные задания:1) Выпишите словосочетания со следующими видами связи: а) согласование; б) управлением; в) примыканием.2) Расставьте ударения во всех словах третьего предложения.

Из приведённых примеров видно, что на любом этапе урока учащиеся используют все свои знания и умения, что позволяет им серьёзно подготовиться к предстоящим экзаменам и успешно сдать их.

Постоянный контроль за знаниями и умениями учащихся — главное правило преподавателя. На уроках широко используются сигнальные карточки, перфокарты, тесты, карточки с индивидуальными заданиями, различные виды проверочных работ с использованием компьютерных технологий.

Поиск и применение активных форм обучения русскому языку сопровождается глубоким анализом достигнутых результатов, с этой целью я постоянно веду диагностирование качественного уровня знаний учащихся.

Результативность:
Уровень качества обучения русскому языку не снижается в последние три года, и даже наметился небольшой рост 2-5 %. При переходе учащихся из начальной школы в основную нет резкого снижения в уровне качества обучения, как это было 3- 4 года назад. В этом учебном году сохранился уровень качества обучения и уровень обученности.

МОУ «Грабцевская средняя общеобразовательная школа»

МР «Ферзиковский район»

Обобщение педагогического опыта

учителя русского языка и литературы

I квалификационной категории

Вдовенко

Елены Николаевны

Калуга 2008 г.

Чтобы озарять светом других,

нужно носить солнце в себе.

(Р. Ролан)

Вдовенко Елена Николаевна

Год рождения:1964

Квалификационная категория:I квалификационная категория

Год присвоения:2004г.

Домашний адрес:г. Калуга, ул. Грабцевское шоссе, д. 160, кв. 41.

Телефон: 52-32-72.

I. Введение……………………………………………………………………………………………………………… 4

II. Теоретическая база опыта ……………………………………………………………………6

III. Обобщение педагогического опыта уроках………………………………………………..8

  1. Модульное обучение ………………………………….….………………..8

  2. Урок как организационная форма учебно-воспитательного процесса10

  3. Урок-путешествие……………………………………………….….…….11

  4. Развитие речевой деятельности……………………………..………….……12

IV. Внеурочная деятельность………………………………………………….………………………18

V. Театральная деятельность…………………………………………………………………..19

VI. Оценивание учащихся ….……………………..……………………………………………20

VII. Самоанализ профессиональной деятельности ………………………………………….21

VIII. Список литературы ………………………………………………………………………23

Введение.

В МОУ «Грабцевская средняя общеобразовательная школа» я работаю ровно год. Пришла сюда по приглашению администрации школы. До этого с 1992 года работала в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Калуги, где и происходило становление моего педагогического опыта.

В наше время так много школ разного типа: гимназий, лицеев, колледжей. Но большинство детей учится в общеобразовательной школе, именно в такой школе я и работаю. Дети здесь совершенно разные по своим способностям, и первоначальной задачей учителя должен быть поиск подхода к каждому ученику. А основным принципом учителя – словесника должно быть обучение законам родного языка в неразрывном единстве с нравственным и эстетическим воспитанием. «Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе и развивать духовные способности учащихся», — писал Федор Буслаев.

Исходя из этих слов, хочу выделить главные заповеди в работе учителя – словесника, которыми я руководствуюсь. Для этого воспользуюсь словами писателей:

  1. «Перед вами громада – русский язык! Наслаждение зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы». (Н. Гоголь)

В этих словах великого писателя нужно особо подчеркнуть четыре слова – наслаждение, погрузиться, чудные законы, потому что, только научившись погружаться в чудные законы языка, ученики придут к пониманию правил, логики, системы его. Это главное в обучении языку.

  1. «Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно, победно».

(Б. Желтков)

Это об атмосфере на уроке, о состоянии души ребенка. Надо, чтобы на каждый урок ребенок шел как на праздник, чтобы загорались глаза от маленьких открытий на уроке.

  1. «Разглядывать каждого, а не поле. Выращивать каждого, а не луг». (В. Солоухин)

Это о внимательном отношении учителя к каждому ученику, об индивидуальном подходе: учитель должен помнить, что каждый сидящий пред ним в классе — личность.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле, за околицу

Пока идешь за кем — то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

(Н. Рыленков)

Это о самостоятельности и активности учеников в познании «великого и могучего» языка, о вере, что ученик может много, надо только помочь ему поверить в собственные силы.

Естественно, все эти заповеди не существуют сами по себе: они вместе создают ту благодатную атмосферу урока, когда обучение и воспитание происходит одновременно, когда идешь в класс, зная, что идешь к единомышленникам, Только тогда, когда это происходит, можно с уверенностью говорить о возможности развития у учащихся творческих способностей, о воспитании всесторонне развитой личности,не только обладающей большим потенциалом знаний и умений, но, прежде всего мыслящей, умеющей из огромного количества информации выбрать главное, что является одной из основных общеобразовательных задач современной школы.

«Развитие творчески способных учащихся на уроках русского языка и литературы» — это та тема, над которой я работаю уже не первый год. Тема не нова, но она актуальна в любое время, потому что перспективы развития школьного курса русского языка связывают, прежде всего, с идеей речевого развития учащихся. Эта идея является одной из наиболее плодотворных и активно развивающихся в современной науке.

Теоретическая база опыта.

Образование – это индустрия,

направленная в будущее.

(С. П. Капица)

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях МОДЕЛЬ совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. (В. М. Монахов)

Из данного определения следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами.

В структуру педагогической технологии входят:

а) концептуальная основа.

б) содержательная часть обучения:

— цели обучения – общие и конкретные;

— содержание учебного материала;

в) процессуальная часть технологичного процесса:

— организация учебного процесса;

— методы и формы учебной деятельности школьников;

— методы и формы работы учителя;

— деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

— диагностика учебного процесса;

Знакомясь с многочисленными педагогическими технологиями и применяя их на практике, с течением времени я поняла, что больше всего меня привлекает технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В. В. Давыдова, система развивающего обучения Л. В. Занкова, А. С. Якиманской. Познакомившись поближе с этими технологиями, работая с детьми, обучавшимися в начальной школе по системе Л. В. Занкова, я пришла к выводу, что методику преподавания русского языка и литературы можно

построить на принципах развивающего обучения. «Развивающее обучение отличается своей прямой направленностью на задачу психическо – умственного и личностного развития учащихся» (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов), главными задачами которых являются:

— сформировать у учащихся активное отношение к процессу обучения, т. е. умение самостоятельно работать с учебным материалом, ставить и решать проблемные задачи;

— учить ребенка ставить цель по самоизменению, ставить его в состояние «учащего, преобразовывающего себя субъекта» (В. В. Давыдов).

Но, как известно, используя только одну технологию, можно что-то упустить в образовательном процессе. Чтобы избежать этого, я использую и другие, в частности, технологию дифференцирования, модульного обучения, систему К. Н. Ильина

(преподавание литературы как предмета, формирующего человека, где предполагается ориентация на:

— нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение;

— преподавание литературы как искусства).

Поэтому главной целью моей педагогической деятельности стало:

— воспитание у подрастающего поколения любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;

— формирование школьника как личности, развитие его воли, интеллекта, эмоций, самостоятельности мышления, творческих способностей, ценностных ориентаций образов.

Эти цели неразрывно связаны с воспитательными. Современный учитель выполняет роль не только учителя-предметника, но и роль педагога – наставника. В этом направлении я ставлю следующие цели:

— обеспечить школьнику чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье);

— формировать основу личности (на базе личной культуры);

— развивать его индивидуальность.

Обобщение педагогического опыта.

На основе изученных технологий в течение многих лет в моем педагогическом опыте выработались принципы работы.

Мои принципы:

  • Ведущий принцип преподавания русского языка и литературы – развитие речи учащихся.

  • Развитие речи учащихся осуществляется в единстве с активизацией их мыслительной деятельности, развитием мыслительных способностей школьников.

  • Принцип понимания языковых значений (отбор дидактического материала, обеспечивающего понимание учениками лексических и грамматических значений технических единиц, с которыми детям приходится работать на уроке).

  • Принцип развития выразительности речи (отбор дидактического материала, который помогает ребенку выражать свое эмоциональное состояние, предоставляет возможность вникнуть в существо поэтического строя речи, учит оценивать окружающий мир средствами родного языка).

  • Принцип развития чувства языка (отбор дидактического материала, способствующего запоминанию традиций употребления).

  • Принцип сопоставления устной и письменной речи (предпочтение устному анализу языковых явлений, устной работе по образцам, подбору и составлению собственных примеров, а затем переход школьников к письменной работы).

  • Принцип личностного подхода (высокий положительный уровень межличностных отношений учителей и учащихся).

  • Принципы диалога — полилога.

Данные положения реализую через содержание и определенные организационные формы учебно-воспитательного процесса, а также методы обучения.

Модульное обучение.

В 2003 году на курсах повышения квалификации впервые услышала о модульном обучении и сначала восприняла равнодушно, но попробовала применить его. Первый результат не удовлетворил, и я отказалась от него. А в 2005/06 учебном году стала работать с двумя профильными классами: гуманитарным и физико-математическим. Вот тут и вспомнила о модульном обучении, попробовала снова — и результат не заставил себя ждать, особенно в физико-математическом классе (гуманитарии отнеслись к модульному обучению равнодушно). Немного об этой системе:

Модульное обучение базируется на деятельностном подходе к обучению: только то учебное содержание осознанно и прочно усваивается учеником, которое становится предметом его активных действий.

Модульное обучение базируется на теорию развивающего обучения, основы которой были заложены Л.С. Выготским.

Реализация этой теории обучения требует, чтобы ученик учился постоянно в зоне своего ближайшего развития. В модульном обучении это достигается путём дифференциации содержания и дозы помощи ученику, организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой, в парах сменного состава.

Очень многое в модульном обучении используется из программированного обучения:

1) планирование действия каждого ученика в определённой логике

2) опора на активность и самостоятельность действий

3) учёт индивидуализированного темпа обучения

4) постоянное подкрепление, которое осуществляется путём сличения (сверки) хода и результата деятельности, самоконтроля и взаимоконтроля.

В качестве основы выделяется учебный модуль, который включает в себя законченный блок информации, целевую программу действий и советы учителя по успешной ёё реализации.

Учебный материал разделён на тематические блоки. Для лучшего усвоения содержания тематического поля учитель следует жёсткой структуре модульного занятия:

восприятие нового—-осмысление—-закрепление изученного—-контроль.

Каждый этап начинается с целевой установки и указания системы действий, заканчивается контролем, позволяющим установить успешность обучения.

При помощи модулей учитель управляет процессом обучения. На самом учебном занятии роль учителя заключается в формировании положительной мотивации ученика, в организации, консультировании, контроле. План модульного занятия позволяет использовать весь арсенал методов и форм обучения, который накоплен школьной практикой, т.е. модульное обучение, по сути, является интегративной технологией.

В процессе модульного занятия учитель включает самостоятельную деятельность и творческую работу каждого ученика, планирует систему взаимопроверки и взаимооценки учеников на каждом этапе. Таким образом, модульное занятие даёт возможность в условиях дефицита учебного времени систематизировать и обобщить изученное в процессе самостоятельной и познавательной деятельности в подготовке к итоговой аттестации.

(Приложение 1)

Добавить комментарий

Закрыть меню