Обломовка в жизни обломова

Обломов и «обломовщина»

Роман И. А. Гончарова «Обломов» вышел в свет в 1859 году и был впервые опубликован в журнале «Отечественные записки». С тех пор он считается одним из популярнейших произведений русской классики. Сразу после появления романа в обиход вошло слово «обломовщина», которое со всей масштабностью передало праздность и лень дворянства того времени, а также причины такого образа жизни. Что же такое «обломовщина»? Это можно понять, изучив характер главного героя.

Илья Ильич Обломов является истинным представителем русского дворянства середины XIX века, воплотившим черты духовной апатии. Его лень и праздность не знают границ. Он предпочитает целыми днями лежать на диване и ничего не делать, а лишь мечтать о том, на что никогда не хватит смелости. Рисуя образ Обломова, автор отчетливо показал, каким обрюзгшим может стать человек в свои тридцать лет без активности, а также как мертвенность духовная может приводить к смерти физической. Отдельное внимание в романе уделяется деталям. Например, засаленный халат героя, стоптанные тапочки. Ничем не отстает от хозяина и его слуга Захар, который всегда ходит с прорехой под мышкой. Они оба легко находят оправдание своей лени.

Несмотря на то, что Обломов неглупый человек и имеет много полезных идей, он предпочитает все оставлять незавершенным. Такое отсутствие жизненной цели обусловлено воспитанием, которое герой получил в детстве. Выросший в деревне Обломовка, был изнежен и окружен бесконечной заботой. Ничего не делал сам, так как всем занимались няньки. Мог лишь поесть, поспать, да помечтать. К учебе особой тяги тоже не питал, так как быстро охладевал к любому виду деятельности. Так, окружающие постепенно убивали любую инициативу в душе мальчика. Однако он сохранил своеобразную наивность и чистосердечность. Именно этими качествами он был интересен и даже на время привлёк Ольгу Ильинскую.

Испытание любовью автор использует также, чтобы проверить личность героя на состоятельность. Сначала в жизни Обломова появляется Ольга, являющая собой идеал, как для самого героя, так и для автора. Однако она любит Обломова не сегодняшнего, а будущего, каким она его хотела б видеть. Поняв это, он предостерегает её от будущих разочарований и постепенно перестает видеться с ней.

Семейный идеал и атмосферу родной обломовщины герой приобретает в отношениях с Агафьей Пшеницыной. Разница между двумя женскими персонажами хорошо показана через детали. Так, например, если Ольга хотела «сменить» халат Ильи Ильича на новый, то Агафья Матвеевна хотела «залатать» его, чтобы тот дольше прослужил хозяину. Учитывая то, что Обломов ничего, по сути, не хотел менять в своей жизни, такая забота Пшеницыной его устраивала.

Таким образом, автор хотел показать, что «обломовщина» – это не просто лень и апатия, а также отсутствие воли и инициативы, моральная мертвенность, ведущая к физической. А более всего, это состояние российского общества, при котором даже лучшие задатки личности подавлялись бездеятельностью. По этой причине, «обломовщина» быстро нашла понимание и стала понятием нарицательным.

см. также:
Другие сочинения по произведению Обломов, Гончаров

Характеристики главных героев произведения Обломов, Гончаров

Краткое содержание Обломов, Гончаров

Краткая биография Ивана Гончарова

Иван Александрович Гончаров

УРОК 47.»Между действительностью и идеалом лежит тоже бездна, через которую еще не найден мост, да едва и построится когда». Очерк жизни и творчества Гончарова. Особенности композиции романа «Обломов»

Роман Гончарова «Обломов» возвращен в школу. И это справедливо, потому что без имени Гончарова история русского романа была бы неполной. Через призму этого умного, очень русского романа мы лучше понимаем и наш сегодняшний день, и нашу историю, так как в Обломове писатель воплотил русский национальный тип, осмыслив его национальные (в традициях, фольклоре, нравах, идеалах) и социальные корни.

Роман следует прочитать как размышление о русском характере, о России, о ее судьбе. Поэтому наиболее целесообразный путь анализа романа — проблемный. Не слишком наполненная внешними событиями жизнь И. А. Гончарова тем не менее дает массу информации для интересного и увлекательного рассказа о нем. В этой жизни была и большая, но неразделенная любовь, и путешествия по свету, и государственная служба, причем в «страшной» роли цензора, и сложные отношения с И. С. Тургеневым, едва не дошедшие до дуэли, и воспитание детей своего умершего слуги, и многие другие факты, которые своей непривычностью для школьника могут по-настоящему заинтересовать и увлечь.

В центре первого урока — очерк жизни и творчества Гончарова, определение места романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» — «Обломов» — «Обрыв», которое позволит сделать вывод о правомерности авторского объединения этих трех самостоятельных произведений в своеобразную трилогию. Этот материал можно изложить лекционно либо включить в лекцию учителя заранее подготовленные индивидуальные сообщения учащихся.

Кроме того, на уроке возможно обсуждение проблемного вопроса: что такое художественное произведение — учебник жизни, слепок с натуры или чудо искусства?

1-я и 4-я части романа — его опора, почва. Взлет во 2—3-й частях — кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову.

1-я часть романа внутренне связана с 4-й частью, т. е. сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона.

Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая.

История любви — лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая «Обломова» словами: «И он рассказал ему, что здесь написано». Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А, может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич?

Стремление «к точке покоя» — так выстраивается композиция романа. Таким образом, уже достаточно доказательств, что художественное произведение — это «чудо искусства», это особый мир, живущий по своим, художественным законам.

УРОК 48.»Наше имя — легион…» Обломов — «коренной народный наш тип». Что такое обломовщина?

На уроке необходимо подчеркнуть и доказать убедительность, жизненность образа Обломова, его внутреннюю сложность, ведущую к неоднозначным оценкам. Следует показать связь образа с литературными предшественниками, с образами русского фольклора, сделать вывод, что Обломов — «коренной народный наш тип», и указать на гоголевские традиции изображения жизни.

Основные проблемы урока:

I. Прав ли Добролюбов, утверждая, что «в каждом из нас сидит значительная часть Обломова»? Действительно ли Обломовых — «легион»?

Раскрытию первой проблемы урока поможет система вопросов и заданий:

  1. В начале романа мы видим Обломова лежащим в постели полдня. Как это связано с образами русского фольклора? В чем символический смысл этой сцены?
  2. В сне Обломова Гончаров называет сказку о Емеле-дурачке «злой и коварной сатирой на наших прадедов». Какой смысл выявляется при сближении образа Обломова с Емелей?
  3. В одной из статей о романе портрет Обломова сравнивается с античной статуей. Есть ли в этом основание для сопоставления?
  4. Почему не осуществились юношеские мечты Обломова?
  5. Каков композиционный смысл изображения многочисленных гостей Обломова? Почему автор делает их представителями разных социальных слоев?
  6. Почему слово «другой» и соотнесение себя с «другими» оскорбило Обломова? Что имеет в виду Обломов, утверждая: «Наше имя — легион…»?

Урок дает возможность увидеть социальные (в условиях воспитания и барского происхождения) и национальные (в традициях, представлениях, моральных нормах, идеалах, культуре) корни обломовщины.

II. Почему и как энергичный, озорной, пытливый Илюша Обломов превратился в неподвижного, апатичного Илью Ильича Обломова?

Вопросы и задания для обсуждения второй проблемы урока:

  1. Проанализируйте «Сон Обломова». Что такое Обломовка — всеми забытый, чудом уцелевший «блаженный уголок» — обломок Эдема или точка отсчета нравственного падения героя, начало его гибели?
  2. Сопоставьте образы Обломова и Захара. Кто у кого в рабстве? Какой смысл выявляется в том, что Обломов не может обойтись без Захара, а Захар — без Обломова? (Обломов и Захар как братья-близнецы, которые один без другого просто существовать не могут. Причем Захар — карикатура на своего барина. Рабство их взаимно. Но, кажется, оба они этим состоянием вполне довольны.)
  3. Правда ли, что в романе «внутренно прославляется русская лень»? Подтвердите или опровергните эту точку зрения, аргументируя свои суждения текстом.

На уроке необходимо показать, что «лежание Обломова» не просто лень и апатия как черты характера, а позиция, убеждение в том, что «жизнь есть поэзия», отдых, покой.

III. Антиподы ли Обломов и Штольц?

Вопросы и задания для обсуждения третьей проблемы урока:

  1. Кто, по вашему, более прав, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала — Штольц или Обломов?
  2. Какое слово более точно называет состояние Обломова — лень или покой? Докажите свои суждения текстом.
  3. Прокомментируйте мысль Обломова: «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее!» Доволен ли Обломов своим способом существования?
  4. Счастлив ли Штольц оттого, что умеет «делать деньги»? Какой смысл выявляется в том, что Штольц — немец?
  5. Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь? (Обломов и Штольц в широком смысле есть как бы две крайности национального русского характера, в котором сочетаются чудовищная лень, мечтательная созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему.)
  6. «Деятельные Штольц и Ольга живут, чтобы что-то делать. Обломов живет просто так». Каково отношение автора к героям в этой оценке? Прокомментируйте эту мысль, выскажите к ней свое отношение.
  7. Что значит — «цель жизни»? Что значит — «жить просто так», «жить чтобы жить»?

УРОК 49.»Любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром…» «Обломов» как роман о любви

Этот урок можно организовать как урок-семинар. Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Он проверяет его на способность к высшей человеческой ценности, считая, что любовь — это не только чувство влюбленности одного человека в другого, но и отношение к миру. На уроке следует объединить школьников в рабочие группы:

1-я группа. Обломов и Захар: любовь-вражда.

2-я группа. Обломов и Штольц: любовь-дружба.

3-я группа. Обломов и Ольга: любовь-любовь.

4-я группа. Обломов и Пшеницына: измена высоким идеалам?

5-я группа. Обломов и природа: усадьба детства и дачный парк.

6-я группа. Обломов и дети.

Вопросы для обсуждения:

  1. Кто из героев наиболее достойно прошел испытание любовью?
  2. Было ли возможно счастье Ольги и Обломова? За что она полюбила героя?
  3. Действительно ли «идеал его жизни осуществился» в доме Пшеницыной?
  4. Верите ли вы в «вечность» счастья Ольги и Штольца?

Итог урока-семинара. Любовь есть смысл жизни для Обломова и — шире — для каждого человека.

УРОК 50.»Золотое сердце» или «русская лень»? Роман «Обломов» в русской критике

Этот урок дает возможность сопоставить разные точки зрения на роман и образ главного героя. Урок позволит уточнить, скорректировать восприятие учащихся. Двойственностью характера главного героя объясняются противоположные суждения о нем первых критиков романа.

Два «лица» Обломова

Честность, совестливость, добросердечие, кротость, стремление к идеалам, мечтательность, «золотое сердце». Инфантильность, безволие, неспособность к действию, апатичность, медлительность, «русская лень».

Н. А. Добролюбов рассматривает характер Обломова с позиций революционеров-демократов. Он видит его последним в ряду «лишних людей» и обличает «обломовщину» как общественный порок.

В критических взглядах Д. И. Писарева резкая смена отношений к образам романа «Обломов»: от положительных оценок до резкого неприятия.

А. В. Дружинин сравнивает Гончарова с фламандскими живописцами. Он считает, что Обломов «любезен всем нам и стоит беспредельной любви», называет его чудаком.

И. Ф. Анненский размышляет о созерцательном таланте Гончарова-художника.

Н. И. Злыгостаева видит Обломова в ряду «странных» людей в русской литературе: Башмачкина, Манилова, Подколесина, платоновского Юшки. Их души наполнены тихим покоем.

Итог урока. В критике мнения разделились на два лагеря в решении вопроса, что важнее: «художественность» или «социальная значимость» произведения.

После изучения романа «Обломов» возможно домашнее сочинение на одну из тем, указанных в приложении.

Обломов, обломовцы, обломовщина (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

В 1859 году в четырех номерах журнала «Отечественные записки» был опубликован роман И.А. Гончарова «Обломов». В этом же году книга вышла отдельным изданием и имела большой успех в читательской среде. Журнал «Библиотека для чтения» так запечатлел воздействие нового романа на русское общество: «Все грамотные люди прочли «Обломова». Толпы людей шумно кинулись к «06- ломову». Без всякого преувеличения можно сказать, что в настоящую минуту во всей России нет ни одного малейшего, безуездного, заштатнейшего города, где бы не читали «Обломова», не спорили об «Обломове»…
Обширными статьями откликнулись на роман известные критики Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин.
Роман назван по имени главного героя — Ильи Ильича Обломова. Это добряк, ленивец, равнодушный и безразличный ко всему, что происходит вокруг него. Он может целыми сутками лежать на диване, ему ничего не нужно от жизни, лишь бы ему не мешали, не беспокоили, не волновали никакими вопросами и проблемами. Из этого состояния апатии его не могут вывести и пробудить ни дружба, ни любовь. Так он и прошел по жизни, не оставив ни следа, ни памяти о себе, хотя человек был честный, чистосердечный, не лишенный чувственности, размышлений об общественном благе…
Почему же так произошло?
Как и в случае с Онегиным и Печориным, на дальнейшей судьбе Обломова сказалось его воспитание в барском доме. Вот небольшой отрывок, который дает полное представление о его воспитании: «захочет ли чего- нибудь Илья Ильич, ему стоит лишь мигнуть — уже трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание; уронит ли он чего-нибудь, достать ли ему нужно вещь, да не достанет, принести ли что, сбегать ли зачем, — ему иногда как резвому мальчику, так и хочется переделать все самому, а тут отец и мать, да три тетки в пять голосов и закричат:
— Зачем? Куда? А Васька? а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька, Ванька, Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!
И не удается никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому для себя. После он нашел, что оно и покойнее гораздо, и выучился сам покрикивать: «Эй, Васька, Ванька, подай то, дай другое! Не хочу того, хочу этого! Сбегай, принеси!»
Побежит ли он с лестницы или по двору, вдруг вслед ему раздается десять отчаянных голосов: «Ах, ах, подержите, остановите, упадет, расшибется! Стой, стой!» Задумает ли он выскочить зимой в сени или отворить форточку, — опять крики: «Ай, куда? Как можно? Не бегай, не ходи, не отворяй: убьешься, простудишься…» И Ильюша с печалью оставался дома, лелеемый, как экзотический цветок в теплице, и так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая…»
Таким образом, он был воспитан в обстановке старорусской жизни, привык к барству, бездействию и полному угождению своим потребностям и прихотям. Он оказался изнеженным и избалованным.

Кормление на убой, сон вволю, удаление от всего, что может простудить, обжечь, ушибить или утомить его, — вот основные начала обломовского воспитания. Это и сказалось впоследствии на его судьбе.
Когда Илья Ильич стал учиться, он усвоил, в чем состоит жизнь и обязанности человека. Образование научило его презирать праздность, сочувствовать идеям о долге, о труде, общественной деятельности, но сделать что-либо ради усвоенных головой идей он не мог. Он настолько привык к покою и безмятежности, что не мог стряхнуть с себя барские привычки даже под воздействием воспринятых умом идей. Более того, Обломов сформулировал философскую основу своей жизни: лень в его глазах получила силу закона. Он отказался от всякой деятельности, благо, обеспеченное состояние давало ему возможность не трудиться и не заботиться о куске хлеба, и он задремал морально и физически…
Иногда Обломова начинает щемить тоска, ему хочется двинуться с места, сделать что-то; начинает работать воображение, строятся планы… Он любил иногда вообразить себя непобедимым полководцем, великим мыслителем или художником, за которым гоняется изумленная толпа и преклоняется перед ним… Но смелые планы разлетаются в пух и прах, как только наступает время их осуществления. Привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от чужих, брала свое, и он так и оставался со своими мечтами и планами лежать на диване.
Но при всем при этом Обломов сумел сохранить чистоту и свежесть чувства. Он может увлечься женщиной, искренно влюбиться. Чувство к Ольге Ильинской поднимает его наконец с дивана, им овладевает полнота жизни, и, казалось бы, вот он уже на пороге духовного возрождения… Но любить, обзаводиться семьей оказалось тоже хлопотно. Обломов и здесь отступает и возвращается на свой диван… «Вся личность его влечет к себе своею честностию, чистотою помыслов и «голубиного» нежностию чувств; но в этой привлекательной личности нет мужественности и силы, нет самодеятельности. Этот недостаток губит все его хорошие свойства», — писал об Обломове Д.И. Писарев.
Сам автор иронизирует над своим героем, говоря о нем: «Началось с неумения надевать чулки, а кончилось — неумением жить». И когда Ольга Ильинская, девушка, растормошившая Обломова, вызвавшая его любовное чувство, спрашивает: «Отчего погибло все? Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…
— Есть, — сказал он чуть слышно… — обломовщина!»
Таким образом, сам автор нашел название тому пороку, который сопутствовал герою всю жизнь, и название его происходит от имени самого героя. «Обломовщина» — это духовное состояние человека, когда «замрут без боли высшие стремления; человек опустится в мягкое кресло и заснет, наслаждаясь своим бессмысленным покоем; начнется вместо жизни прозябание, и в душе человека образуется стоячая вода, до которой не коснется никакое волнение внешнего мира». Так определил этот порок критик Писарев. И потом он дополнил свои слова фразой: «Апатия покорная, мирная, улыбающаяся, без стремлений выйти из бездействия; это — обломовщина, как назвал ее г. Гончаров. Это болезнь, развитию которой способствует и славянская природа и жизнь нашего общества».
Судьба Обломова оказалась типичной для многих людей из круга дворянской интеллигенции сороковых годов. В статье Добролюбова «Что такое обломовщина?» критик указывал на то, что герой «не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни». Эту черту Обломова Добролюбов находит общей для многих литературных героев: Онегина, Печорина, Рудина, Бельтова и других. Он сопоставляет эти образы, анализирует их поведение в различных ситуациях и приходит к выводу, что все они в той или иной мере «обломовцы», то есть каждый из них несет в себе определенные черты Обломова, и это их сближает и стягивает в один круг.
Не исключая того, что между этими героями существует и «личная разница», тем не менее Добролюбов считает, что «над всеми этими лицами тяготеет Одна и та же обломовщина, которая кладет на них неизгладимую печать бездельничества, дармоедства и совершенной ненужности на свете… У них всех одна общая черта — бесплодное стремление к деятельности, сознание, что из них многое могло бы выйти, но не выйдет ничего… В этом они поразительно сходятся».

Обломов и обломовщина как явление русской жизни

Роман И. А. Гончарова «Обломов» вышел в свет в 1859 году, в тот момент, когда в стране чрезвычайно остро стоял вопрос отмены крепостного права, когда русское общество уже в полной мере осознало губительность существующих порядков. Глубокое знание жизни и точность социального анализа характеров позволили писателю найти удивительно верное определение уклада русской жизни того времени — «обломовщина».
Главная задача автора в романе — показать, как постепенно умирает в человеке человек, насколько не приспособлен к жизни помещик, не привыкший что-либо делать. Главные качества доброго, милого Ильи Ильича Обломова — его инертность, апатия, отвращение к какой-либо деятельности. Верный традициям реализма, И. А. Гончаров показывает, что эти качества явились результатом воспитания Обломова, они рождены уверенностью в том, что любое желание его будет исполнено и для этого не надо прилагать никаких усилий. Обломов — дворянин, ему не надо трудиться ради куска хлеба — на него трудятся сотни крепостных Захаров в имении и полностью обеспечивают его существование. А значит, он может целыми днями лежать на диване, не потому, что устал, а потому, «что это было его нормальным состоянием». Он почти слился со своим мягким удобным халатом и длинными широкими туфлями, в которые виртуозно попадал с первого раза, едва только свешивал ноги с дивана.
В молодости Обломов «был полон всяких стремлений, надежд, ждал много от судьбы и самого себя, все готовился к какому-то поприщу, к какой-то роли». Но время шло, а Илья Ильич все собирался, готовился начать новую жизнь, но не продвинулся ни на шаг ни к какой цели. В Москве он получил хорошее образование, но голова его «была как будто библиотека, состоящая из одних разрозненных по частям знаний». Поступая на службу, которая ранее представлялась ему в виде какого-то семейного занятия, он и не предполагал, что жизнь сразу разделится для него на две половины, одна из которых будет состоять из труда и скуки, что для него было синонимами, а другая — из покоя и мирного веселья. Он понял, что «надобно быть по крайней мере землетрясению, чтобы не прийти здоровому человеку на службу», а потому он вскоре подал в отставку, потом прекратил выезды в свет и полностью затворился в комнате. Если Обломов и признает какой-то труд, то только труд души, поскольку десятки поколений его предков «сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцов наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным».

В жизни Обломова бывали минуты, когда он задумывался о причинах, побудивших его вести такую жизнь, когда он задавал себе вопрос: «Отчего я такой?» В кульминационной главе романа «Сон Обломова» писатель отвечает на этот вопрос. Он создает картину провинциального помещичьего быта и показывает, как ленивая спячка постепенно становится нормальным состоянием человека.
Во сне Обломов переносится в имение своих родителей Обломовку, «в благословенный уголок земли», где нет «моря, нет высоких гор, скал, пропастей, ни дремучих лесов — нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого». Перед нами предстает идиллическая картина, ряд прекрасных пейзажей. «Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг. Глубокая тишина лежит на полях. Тишина и жизненное спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю», — пишет И. А. Гончаров. Обломов видит себя маленьким мальчиком, стремящимся заглянуть в неизвестное, задать больше вопросов и получить на них ответы. Но лишь забота о пище становится первой и главной жизненной заботой в Обломовке. А все остальное время занимает «какой-то
всепоглощающий, ничем не победимый сон», который И. А. Гончаров делает символом, характеризующим людей типа Обломова, и который называет «истинным подобием смерти». С самого детства Илья был приучен к тому, что не должен ничего делать, что для любой работы есть «Васька, Ванька, Захарка», да и сам в какой-то момент понял, что так «покойнее гораздо». А потому все «ищущие проявления силы» в Илюше «обращались внутрь и никли, увядая». Такая жизнь лишила героя романа всякой инициативы и постепенно превратила его в раба своего положения, своих привычек и даже раба своего слуги Захара.
В своей статье «Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбов писал: «Обломов — не тупая апатичная фигура без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в жизни, о чем-то думающий». Он наделен многими положительными качествами, да и не глуп. В его суждениях есть грустная правда — также следствие российской жизни. К чему стремятся все эти Судьбинские, Волкины, Пенковы? Действительно, стоит ли вставать с дивана ради той мелочной суеты, которой заняты его бывшие товарищи?
В духе традиции, созданной русскими писателями, И. А. Гончаров подвергает своего героя величайшему испытанию — испытанию любовью. Чувство к Ольге Ильинской, девушке огромной душевной силы, могло бы воскресить Обломова. Но И. А. Гончаров — реалист, и он не может показать счастливый финал романа. «Отчего погибло все? Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя?» — с горечью пытается понять Ольга. И писатель дает ответ на эти вопросы, совершенно точно определив имя этого зла — обломовщина. И не один Илья Ильич стал ее жертвой. «Наше имя легион!» — говорит он Штольцу. И действительно, поражены «обломовщиной», стали ее жертвами почти все герои романа: и Захар, и Агафья Пшеницына, и Штольц, и Ольга.
Величайшая заслуга И. А. Гончарова состоит в том, что он удивительно точно изобразил болезнь, поразившую русское общество середины XIX века, которую Н. А. Добролюбов охарактеризовал как «неспособность деятельно захотеть чего-либо», и указал на социальные причины этого явления.

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / «Философия покоя» Обломова (по роману И.А Гончарова «Обломов»)

«Философия покоя» Обломова (по роману И.А Гончарова «Обломов»)

Роман И. А. Гончарова «Обломов» — одно из популярнейших произведений русской классики. Впечатление, которое произвел этот роман своим появлением в России, не поддается описанию,— вспоминал князь П. Кропоткин.— Вся образованная Россия читала «Обломова» и обсуждала «обломовщину».
Главное действующее лицо романа – Илья Ильич Обломов — до сих пор вызывает многочисленные споры и противоречивые мнения.
Он потомственный дворянин, умный, интеллигентный молодой человек, получивший хорошее образование и мечтавший в юности о бескорыстном служении России. Гончаров дает следующее описание его внешности: «Это был человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи». По характеру Илья Ильич честен, добр и кроток. Его друг детства, Андрей Штольц, так говорит о нем: «Это хрустальная, прозрачная душа». Но всем этим положительным чертам характера противопоставлены такие качества, как безволие и лень.

Апатия и безволие Обломова зародились в нем еще с детства, причиной тому – особый семейный и деревенский уклад.
Жизнь в Обломовке проходила по своим особым законам. В семье Обломовых был культ еды: всей семьей решали, какие блюда будут на обед или ужин. После обеда следовал продолжительный сон, когда засыпал весь дом. Так проходили день за днем: сон и еда.
Когда Обломов подрос, его отдали учиться в гимназию. Родителей не интересовали знания Илюши. Они мечтали получить справку, доказывающую то, что «Илья прошел все науки и искусства».
Повзрослев, Обломов превратился в доброго, ленивого барина, которого больше всего заботил собственный покой. Но душа его не очерствела. «Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире. Ему доступны были наслаждения высоких помыслов; он не чужд был всеобщих скорбей. Он горько, в глубине души, плакал в иную пору над бедствиями человечества, испытывал безвестные, безыменные страдания и тоску», — так характеризует уже взрослого Обломова автор.
Но знал ли кто-нибудь об этом внутреннем мире Ильи Ильича? Автор так говорит об этом: «Никто не знал и не видал этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, лежит да кушает на здоровье, и больше от него нечего ждать; что едва ли у него вяжутся и мысли в голове». О его доброй душе и чутком сердце знал только самый близкий друг Андрей Штольц.
Обломов стал лежебокой, человеком добрых мыслей, но абсолютно не готовым к их воплощению в жизнь. Любая деятельность для него — это бремя. Ему было даже лень встать с дивана, выйти из собственной комнаты. Герой ничего не делает, ничем не интересуется, он не может заставить себя дочитать книгу «Путешествие в Африке». Счастье для Обломова — это полное спокойствие и хорошая еда. И он достиг этого: спокойно спал на диване и вкусно ел.
Наверное, основной причиной такого перевоплощения главного героя стало его столкновение с суетным, фальшивым миром Петербурга. Он разочаровался во многих жизненных идеалах, и, прежде всего, в государственной службе. По мнению Обломова, вся светская петербургская жизнь – карьеризм, угодничество, сплетни. «Все, вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванье друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг друга, это оглядываенье с ног до головы; послушаешь о чем говорят, так голова закружится, одуреешь. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?» — этими словами Обломова автор показывает нам всю сущность своего героя, его историю, причины его жизненной «разрухи», с которой он не в силах справиться.
По мере развития сюжета, невольно думаешь о том, что бездействие Обломова может погубить его лучшие качества, разрушить его личность, сделать из него ленивого наблюдателя, равнодушного к чужим бедам.
И хотя автор, по-моему, с некоторым пониманием относится к Обломову, в целом его «философию покоя» он не приемлет. Даже в ущерб свои принципам (протест против бюрократии, светской суеты, ханжества и т.д.) человек должен занимать активную жизненную позицию. Новому поколению России нужны люди с творческой энергий, стремлением к новому, но с душевной добротой Обломова.

Беру!

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Добавить комментарий

Закрыть меню