Облигационный займ

Облигации

Помимо акций акционерные общества имеют право выпуска облигаций. Облигационный заем– это форма выпуска облигаций акционерным обществом на определенных, заранее оговоренных правовых условиях. Путем выпуска облигационных займов АО привлекает в оборот заемный капитал. Порядок и условия выпуска облигационных займов определяются общим собранием акционеров. Выпуск облигационного займа производится по решению совета директоров, если иное не предусмотрено уставом АО.

Общество вправе выпускать облигационные займы без поручительства и с поручительством. В последнем случае оговаривается размер имущества, на которое владельцы облигаций имеют права залогодержателя или обязательства поручителя (гаранта) данного облигационного займа.

Облигационные займы без поручительства или гарантии третьих лиц могут быть выпущены не ранее чем через два года после успешной деятельности АО. Общая сумма облигационного займа не должна превышать величину уставного капитала АО или сумму обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами.

Облигация– это ценная бумага, представляющая собой долговое обязательство акционерного общества уплатить владельцу облигации в установленный срок номинальную стоимость или номинальную стоимость с процентами. Облигации выпускаются после полной оплаты уставного капитала. Держатели облигаций, в отличие от владельцев акций, не являются собственниками акционерного общества, а становятся его кредиторами. Тем не менее держатели облигаций имеют определенные преимущества перед акционерами. Выплата процентов по облигациям производится не реже одного раза в год независимо от величины прибыли и финансового состояния общества, то есть до начисления и выплаты дивидендов по акциям. При ликвидации АО держатели облигаций имеют преимущественное право по сравнению с акционерами на активы общества. Облигации по желанию владельцев могут быть погашены досрочно, но не ранее срока досрочного погашения, обусловленного в решении о выпуске облигаций.

Общество имеет право выпускать облигации трех типов: обеспеченные залогом имущества; под обеспечение, предоставленное третьими лицами; без обеспечения.

Законом об акционерных обществах и в соответствии с Гражданским кодексом РФ возможность выпуска облигаций при отсутствии обеспечения предусмотрена не ранее третьего года существования АО и при условии утверждения к моменту выпуска облигаций двух годовых балансов АО. Облигации по желанию владельцев могут быть погашены досрочно, но не ранее срока досрочного погашения, обусловленного в решении о выпуске облигаций.

Учитывая, что акции и облигации являются ценными бумагами АО, предусмотрена возможность выпуска конвертируемых облигаций, которые по решению общего собрания при определенных условиях могут обмениваться на акции.


Облигации могут быть именными и на предъявителя. Владельцы именных облигацийрегистрируются обществом в специальном реестре. В связи с этим обладатель именной облигации обязан своевременно извещать общество об изменении сведений, включенных в реестр. Реквизитами именной облигации являются номер облигации, номинальная стоимость, размер процентной ставки и имя держателя.

Облигации на предъявителяназывают купонными, так как обладатель такой облигации может получить проценты по предъявлении купонного листа, прилагаемого к облигации. Акционерное общество, эмитирующее облигации на предъявителя, не ведет учет их владельцев. Облигации на предъявителя имеют следующие реквизиты: название общества эмитента, общая сумма займа, условия и порядок выплаты процентов. При утере облигации на предъявителя права владельца восстанавливаются в судебном порядке.

Сертификат облигаций– это ценная бумага, удостоверяющая количество и вид принадлежащих обладателю именных облигаций. Если сертификат свидетельствует о праве обладания одной облигацией, он также может именоваться облигацией.

Преимущества:

• Более дешевый способ заимствования по сравнению с банковским кредитом.

• Больший срок заимствования по сравнению с банковскими кредитами.

• Возможность привлечения значительных объемов ресурсов.

• Гибкость финансирования.

• Отсутствие необходимости обеспечения облигационных займов активами эмитента.

• Создание публичной кредитной истории эмитента.

Недостатки:

• Необходимость изучения рынка.

• Возможное возрастание трансакционных издержек, связанных с размещение и обслуживанием облигационного выпуска.

• Проблемы, возникающие при возможной реструктуризации компании эмитента.

Преимущества и недостатки выпуска облигаций для эмитента по сравнению с акциями

Преимущества:

· Сохранение контроля над собственностью.

· Инструмент эффективного налогового планирования.

Недостатки:

· Необходимость возврата займа.

· Ежегодные процентные выплаты.

· Ограничения на объем выпуска облигаций.

Облигации могут выпускаться:

1. обыкновенными;

2. выигрышными;

3. процентными и беспроцентными (целевыми);

4. свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения.

Фундаментальные свойства облигаций:

1. облигация не титул собственности на имущество эмитента, это удостоверение займа;

2. в отличие от акции имеет конечный срок погашения;

3. обладает старшинством перед акциями в выплате процентов и удовлетворения других обязательств;

4. не дает права участия в управлении эмитентом.

Обязательные реквизиты облигаций:

1. фирменное наименование эмитента;

2. местонахождение эмитента;

3. наименование ценной бумаги – «облигация»;

4. порядковый номер;

5. дата выпуска;

6. вид облигации;

7. общая сумма выпуска;

8. процентная ставка;

9. условия и порядок погашения;

10. номинал, а для именных облигаций имя держателя.

В зависимости от срока на который выпускается облигационный займ различают:

1. краткосрочный (до 1 года);

2. средне срочные (от 1 до 5 лет);

долгосрочные (свыше 5 лет) до 30 лет.

Облигации могут подразделяться по форме владения:

1. именные – право владения которыми подтверждено внесением имени владельца в реестр эмитента;

2. на предъявителя– когда право владения подтверждается по предъявлении самой облигации.

В зависимости от обеспечения существует два класса облигаций: обеспеченные и необеспеченные залогом.

В зависимости от эмитента выделяют:

1. государственные облигации;

2. муниципальные;

3. корпоративные.


Облигации имеют следующие виды цен:

1. нарицательная (номинальная) цена– напечатана на облигации. Она служит базой для начисления процентов;

2. выкупная–цена, по которой инвестор выкупает облигацию, она может не совпадать с номинальной;

3. рыночная – цена, которая формируется на РЦБ и изменяется в зависимости от экономической ситуации в стране

Цели выпуска: Получение капитала для освоения новых видов деятельности, модернизации или расширения производства без допуска к управления компанией новых лиц. Средства полученные за счёт выпуска облигаций не могут быть использованы на погашение предыдущих выпусков или выплаты процентов.

18.Виды облигаций (по обеспечению имуществом, по способу получения дохода, по срокам заимствования, по статусу эмитента)

1)По обеспечению имущества:

Закладные- обеспеченные имуществом фирмы

Без закладных –выпускаются под гарантию репутации фирмы (крупные фирмы с высоким рейтингом)

Под гарантию 3их лиц

2)По способу получения дохода:

1. Купонные;

Доходные

3)В зависимости от сроков, на которые выпускается займ:
Облигации с некоторой оговоренной датой погашения, которые, в свою очередь, делятся на:
• Краткосрочные (от 1 года до 3 лет);
• Среднесрочные (от 3 до 7 лет);
• Долгосрочные (свыше 7 лет);

Виды облигаций зависимости от эмитента:
• Государственные- выпуск фед.правительств
• Муниципальные – местные органы власти
• Корпораций -фирмы

Фирма на рынке государственных облигаций, Цели эмиссии.

Государственные ценные бумаги (ГЦБ) — это форма существования государственного внутреннего долга; это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство.

Цели выпуска:

1.покрытие дефицита гос.бюджета

2.привлечение ресурсов для осуществления крупномасштабных проектов.

3.покрытие краткосрочных кассовых разрывов в бюджете, которые образуются в связи с неравномерностью поступления налогов


4.для покрытия задолженности по предыдущим выпускам.

Управление облигационным займом

Бланк.Финансовая стратегия предприятия

Одним из источников привлечения заемных финансо­вых ресурсов является эмиссия предприятием собственных облигаций. К этому источнику формирования заемного ка­питала могут в соответствии с нашим законодательством прибегать предприятия, созданные в форме акционерных и других видов хозяйственных обществ. Акционерные об­щества могут выпускать облигации только после того, как полностью оплачены выпущенные акции.
Решение о выпуске облигаций предприятие принима­ет самостоятельно. Средства от размещения облигаций на­правляются предприятием, как правило, на цели финан­сирования своего стратегического развития.
Как кредитный инструмент облигационный займ име­ет определенные преимущества и недостатки.
Привлечение заемных финансовых ресурсов путем выпуска облигаций имеет следующие основные преимущества:
а) эмиссия облигации не ведет к утрате контроля над управлением предприятием (как, например, в слу­чае выпуска акций);
б) облигации могут быть выпущены при относительно невысоких финансовых обязательствах по процен­там (в сравнении со ставками процента за банков­ский кредит или дивидендами по акциям), так как они обеспечиваются имуществом предприятия и имеют приоритет в удовлетворении претензий по ним в случае банкротства предприятия;
в) облигации имеет большую возможность распрост­ранения, чем акции предприятия, в силу меньшего уровня их риска для инвесторов.
Вместе с тем, этот источник привлечения заемных финансовых ресурсов имеет и ряд недостатков:
а) облигации не могут быть выпущены для формиро­вания уставного фонда и покрытия убытков (в то время как банковский или коммерческий кредит могут быть использованы для преодоления негатив­ных последствий финансовой деятельности пред­приятия);
б) эмиссия облигаций связана с существенными за­тратами финансовых средств и требует продолжи­тельного времени (предприятие должно подготовить специальный документ, называемый индентурой, в котором излагаются права и привилегии владельцев облигации; отпечатать бланки с достаточно высокой степенью их защиты; зарегистрировать их выпуск; решить вопросы андеррайтинга и т.п.). В связи с высоким уровнем расходов по выпуску и размеще­нию облигаций, их эмиссия оправдана лишь на большую сумму, что могут себе позволить только крупные предприятия;
в) уровень финансовой ответственности предприятия за своевременную выплату процентов и суммы основно­го долга (при погашении облигаций) очень высок, так как взыскание этих сумм при существенной просрочке платежей реализуется через механизм банкротства;
г) после выпуска облигаций вследствии изменения конъюнктуры финансового рынка средняя ставка ссудного процента может стать значительно ниже, чем установленный процент выплат по облигации; в этом случае дополнительный доход получит не пред­приятие, а инвесторы. Предприятие же в этом случае будет нести повышенные (в сравнении со средне­рыночными) расходы по обслуживанию своего долга. Эмитируемые предприятием облигации могут иметь различные виды. Классификация облигаций предприятия по основным признакам приведена на рис. 9.9.

Рисунок 9.9. Классификация облигаций, эмитируемых предпри­ятием, по основным признакам.
С учетом потребностей предприятия в заемном капи­тале и рассмотренной классификации облигаций строится процесс управления облигационным займом.
Основной целью управления эмиссией облигаций предприятия является обеспечение привлечения необходи­мого объема заемных средств путем выпуска и размещения на первичном фондовом рынке ценных бумаг этого вида.
Управление облигационным займом строится на пред­приятии по следующим основным этапам (рис. 9.10).

Рисунок 9.10. Основные этапы управления облигационным займом предприятия.
1. Исследование возможностей эффективного размеще­ния предполагаемой эмиссии облигаций предприятия. Выбор облигационного займа в качестве альтернативного источ­ника привлечения предприятием заемных средств может быть продиктован в первую очередь низкой стоимостью этого вида заемного капитала и условиями быстрого раз­мещения предполагаемой эмиссии облигаций на фондовом рынке.

Оба эти условия связаны с состоянием конъюнктуры фондового рынка и уровнем инвестиционной привлекатель­ности намечаемых к эмиссии облигаций. Поэтому прин­ципиальное решение об эмиссии облигаций может быть принято лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки инвес­тиционной привлекательности своих облигаций.
• Анализ конъюнктуры фондового рынка, проводимый в этих целях, включает изучение состояния спроса и пред­ложения по долговым ценным бумагам разных видов, ха­рактера обращения облигаций других предприятий, усло­вий их эмиссии, динамики уровня цен их котировки, объемов продаж облигаций предприятий новых эмиссий и ряда других показателей. Результатом проведения такого анализа является выявление диапазона стоимости привлече­ния облигационного займа, определение уровня чувстви­тельности реагирования фондового рынка на появление но­вой эмиссии облигаций предприятия и оценка потенциала поглощения рынком этой эмиссии.
• Оценка инвестиционной привлекательности своих обли­гаций проводится с позиций возможных условий их эмис­сии и возможного их кредитного рейтинга на фондовом рынке. В процессе оценки определяются минимальные па­раметры условий эмиссии облигаций предприятия, обеспе­чивающие высокий уровень их инвестиционной привле­кательности в сравнении с обращающимися на фондовом рынке долговыми ценными бумагами других эмитентов.
2. Определение целей привлечения средств облигацион­ного займа. К облигационному займу предприятие прибе­гает, как правило, в целях финансирования своего страте­гического развития при ограниченном доступе к другим альтернативным источникам привлечения долгосрочного заемного капитала. Основными из этих целей могут быть:
• региональная диверсификация операционной дея­тельности предприятия, обеспечивающая увеличе­ние объема реализации продукции;
• реальное инвестирование (модернизация, рекон­струкция и т.п.), обеспечивающие быстрый воз­врат вложенного капитала за счет прироста чис­того денежного потока;
• иные стратегические цели, требующие быстрой ак­кумуляции заемного капитала, привлечение которо­го из других источников затруднено.
3.

Оценка собственного кредитного рейтинга. Потенци­ал размещения облигационного займа и его стоимость су­щественно зависят от кредитного рейтинга предприятия, определяющего реальный уровень его кредитоспособности с позиций возможного кредитного риска для инвесторов, уровень кредитного рейтинга предприятия (а соответ­ственно и эмитируемой им облигации) формирует на фон­довом рынке соответствующий размер «кредитного спрэда», т е. разницу в уровне доходности и ценах котировки меж­ду эмитируемой и так называемой «базисной облигацией» (в качестве базисной принимается обычно государствен­ная облигация, эмитированная на аналогичный период). Высокий уровень кредитоспособности предприятия и его надежная репутация как заемщика позволяют свести к минимуму кредитный спрэд, который эмитент дополнитель­но платит за размещение облигационного займа. И наобо­рот — низкая кредитоспособность предприятия (а соот­ветственно и низкий кредитный рейтинг его облигаций) определяет необходимость увеличения размера кредитно­го спрэда для обеспечения реализации облигационного займа. Только в этом случае будет обеспечена инвес­тиционная привлекательность облигации для инвестора, доход которого формируется как совокупность доходности базисной облигации и кредитного спрэда.
4. Определение объема эмиссии облигаций. При опреде­лении объема эмиссии облигаций следует исходить из ранее рассчитанной общей потребности предприятия в заемном капитале и возможностей его формирования из альтернатив­ных источников. В процессе определения этого объема не­обходимо иметь в виду, что в соответствии с законодательными нормами предприятия могут выпускать облигации на сумму не более 25% от размера их уставного фонда. К 5. Определение условий эмиссии облигаций. Формирование условий эмиссии является наиболее сложным и ответственным этапом управления облигационным займом. Эти условия определяют уровень удовлетворения целей привлечения заемных средств, степень инвестиционной привлекательности (а соответственно и реализуемости) облигаций предприятия на фондовом рынке, стоимость привлечения облигационного займа и т.п. К числу основных. Условий эмиссии облигаций относятся (рис. 9.11): Номинал облигации. Он определяется с учетом основ­ных категорий предстоящих их покупателей — наибольшие номиналы облигаций ориентированы на их размещение среди институциальных инвесторов, а наименьшие — на их продажу населению.

Рисунок 9.11. Характеристика основных условий эмиссии обли­гаций предприятия.
С учетом объема эмиссии и номина­ла облигации устанавливается эмитируемое их количество.
Вид облигации. Определение вида облигации связано с целями привлечения облигационного займа (краткосроч­ные или долгосрочные облигации), а также с возможнос­тями их размещения на фондовом рынке с учетом сложив­шихся требований к их инвестиционной привлекатель­ности (облигации именные или на предъявителя; процент­ные или дисконтные облигации).
Период обращения облигации. Он конкретизирует срок обращения облигаций в рамках избранного их вида — краткосрочных или долгосрочных. Конкретный период эмиссии определяется целями привлечения заемного ка­питала из этого источника с учетом прогнозируемое условий экономического развития страны и конъюнктуры фондового рынка.
Среднегодовой уровень доходности облигации (средне­годовая ставка процента по ней). Этот показатель форми­руется исходя из конъюнктуры фондового рынка и оценки уровня собственной кредитоспособности. При формирова­нии среднегодового уровня доходности облигации учиты­ваются следующие основные факторы:
• средняя эффективная ставка процента по аналогич­ным кредитным инструментам;
• средний уровень доходности базовых облигаций аналогичного вида;
• размер кредитного спрэда, определяемый уровнем кре­дитоспособности (кредитного рейтинга) предприятия;
• прогнозируемый темп инфляции;
• уровень спроса на аналогичные долговые фондовые инструменты;
• уровень ликвидности аналогичных долговых ценных бумаг на фондовом рынке.
Сформированный среднегодовой уровень доходности облигации позволяет предприятию определить конкретные размеры процента или дисконта по ней.
Порядок выплаты процентного дохода. Это условие эмиссии характеризует периодичность выплаты процент­ного дохода инвесторам (в соответствии с установленной среднегодовой ставкой доходности по облигации), а также адреса мест, даты начала и прекращения выплаты этого до­хода. По дисконтным облигациям доход выплачивается при их погашении.
Порядок погашения облигации. Это условие определяет дату начала и прекращения погашения облигации, а также адреса мест, в которых осуществляется это погашение.
Условия досрочного выкупа облигаций. Такие условия разрабатываются только по отзывным долгосрочным обли­гациям с большим периодом обращения и оформляются специальным Положением о досрочном их выкупе. Воз­можность досрочного выкупа облигаций позволяет пред­приятию управлять стоимостью облигационного займа в условиях нестабильной конъюнктуры финансового рынка, в первую очередь, при существенном снижении уровня ссудного процента. В этом случае оговорка условий до­срочного выкупа облигаций позволяет приобрести их у ин­вестора по более низкой цене. Выкупная цена облигации устанавливается в процентах к их номинальной стоимости на каждый год общего периода их эмиссии — по этой цене они могут быть выкуплены предприятием при уведомле­нии инвесторов (как правило, за месяц).
Критерием экономической эффективности выкупа облигаций является превышение рыночной ее стоимости над установленной выкупной ценой.
Другие специальные условия эмиссии облигации. В со­ставе этих условий могут быть предусмотрены льготы в ее приобретении персоналом предприятия; возможные преиму­щества владельцев облигаций в приобретении продукции предприятия; порядок замещения облигации при ее утере или уничтожении и т.п.
Совокупность всех условий эмиссии облигации долж­на быть отражена в эмиссионном проспекте (публикуемой информации об эмиссии), содержание которого рег­ламентируется соответствующими правовыми нормами.
6. Оценка стоимости облигационного займа. Такая оцен­ка проводится на основе условий эмиссии и включает такие элементы расчета, как среднегодовая ставка процента, ставка налога на прибыль, уровень эмиссионных затрат по отношению к объему эмиссии и другие. Алгоритм осуще­ствления такого расчета подробно изложен в разделе 16.3. По результатам оценки стоимости облигационного займа определяется сравнительная эффективность привлечения заемного капитала из этого источника в сопоставлении с другими альтернативными источниками его привлечения.
7. Определение эффективных форм андыеррайтинга. Если к размещению эмиссии облигации привлекаются андеррайтеры, предприятию необходимо определить их со­став, согласовать с ними цены первоначальной продажи об­лигации и размеры их комиссионного вознаграждения, сфор­мировать график поступления средств облигационного займа.
8. Формирование фонда погашения облигаций. Завер­шающим этапом управления облигационным займом явля­ется определение размера постоянных отчислений, кото­рые предприятие должно осуществлять для формирования выкупного фонда к моменту их погашения. В этом случае используется формула расчета платежей в виде аннуитета, т.к. такие отчисления осуществляются в фиксированной сумме через равные промежутки времени в течение срока действия облигации. Формула аннуитетных платежей мо­жет быть использована и при обслуживании долга по об­лигации (с периодической выплатой суммы процента).
Отчисления в фонд погашения могут осуществляться как в денежной форме, так и выкупленными на фондовом рынке облигациями.

Рекомендуемые страницы:

Недостатки облигационного займа по сравнению с кредитом

1.Сложность подготовки и регистрации эмиссии облигаций. Главным недостатком выпуска облигаций, по сравнению с получением кредита, является сложная процедура подготовки документов для эмиссии облигаций: подготовка объемных документов (проспект эмиссии содержит до 300 страниц), регистрация их в государственных инстанциях и т. д.

Кроме того, пакет документов при получении кредита ограничивается кредитным договором, а при выпуске облигаций помимо проспекта эмиссии необходимы договоры с организатором эмиссии, депозитарием, фондовой биржей. Несмотря на то что юридическое сопровождение сделки, как правило, берет на себя организатор выпуска, эмитент платит за него (в форме вознаграждения организатору) и вынужден смириться также с существенными временными затратами.

2. Необходимость дополнительных расходов при выпуске облигаций. При привлечении банковского кредита компания несет только процентные расходы, а при выпуске облигаций к процентам прибавляются дополнительные издержки в пределах 2-3% от объема эмиссии (см. рисунок). При этом ставки процентных выплат по облигациям и банковским кредитам почти одинаковы.

Рассмотрим некоторые из затрат поподробнее.

Налог на операции с ценными бумагами является, пожалуй, главным препятствием при выпуске облигаций. Ставка налога составляет 0,8% от объема выпуска облигаций независимо от итогов их размещения.

Второй по значимости статьей расходов при выпуске облигаций является вознаграждение организатору эмиссии. Размер этой комиссии в среднем колеблется от 1 до 2% от объема выпуска.

В настоящее время между крупнейшими инвестиционными банками идет конкурентная борьба за потенциальных заемщиков, и это заставляет их снижать размеры комиссионного вознаграждения. Иногда нижняя планка комиссии может составлять менее 1%.

Конкуренция на рынке корпоративных облигаций заставляет снижать свои комиссионные сборы и торговые площадки (биржи): так, при размещении облигаций на Фондовой Бирже РТС комиссия не будет взиматься вовсе в то время, как размер биржевой комиссии при размещении облигаций на ММВБ составляет 0,035% от объема эмиссии.

Борьба инвестиционных институтов за клиента в ближайшее время может привести к значительному снижению стоимости выпуска облигаций.

Однако существуют при выпуске облигаций и «постоянные издержки», размер которых не снижается с течением времени — это маркетинговые затраты. К ним относятся расходы на подготовку презентаций для потенциальных инвесторов, выпуск презентационных материалов, публикацию в прессе необходимых документов (сообщения о дате начала размещения облигаций, оферты, сообщения о государственной регистрации отчета об итогах выпуска), средняя величина которых может составить около 10-20 тыс.

долл.

Наличие этих затрат делает неэффективным размещение небольших эмиссий и поднимает минимальную планку облигационного займа в среднем до 250-300 млн руб. Кроме того, с увеличением объемов займа возрастает и его ликвидность, поэтому вместо нескольких небольших по объему выпусков лучше разместить один крупный.

Для успешного размещения облигации на российском рынке предприятие должно удовлетворять определенным критериям:

1. должно быть известно достаточно широкому кругу потенциальных инвесторов;

2. должно быть прибыльным в период подготовки и размещения эмиссии;

3. желательно, чтобы оно имело конкретную инвестиционную программу, под которую и привлекаются денежные средства за счет эмиссии.

Но даже если компания соответствует вышеперечисленным требованиям, этого недостаточно для принятия решения о выпуске облигаций. Следует проанализировать основные преимущества и недостатки выпуска облигаций по сравнению с привлечением кредитов.

Резюмируя все отличия облигационного займа от банковского кредита, можно сделать вывод, что выпуск облигаций целесообразно проводить для финансирования достаточно крупных (10-20 млн долл.), долгосрочных (3-5 лет) инвестиционных программ, сопряженных с низким и умеренным уровнем риска.

Добавить комментарий

Закрыть меню