Объекты права природопользования

Субъектами права природопользования могут быть не все лица, а лишь те, которые наделены в соответствии с законодательством правами и обязанностями по использованию природных ресурсов.

Все субъекты права природопользования обладают определенными юридическими признаками. В первую очередь они обладают правоспособностью. В отраслевых законах она определяется, как способность лица иметь права на использование природныхобъектов и ресурсов природы.

Следует отметить, что в литературе также дается характеристика субъектов права общего и специального природопользования. Основные положения правоспособности и дееспособности закреплены в природоресурсовом законодательстве.

Субъектами права природопользования являются в силу закона организации и граждане, наделенные отраслевой правоспособностью. Таковыми являются: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальное образование, физические лица, иностранцы, юридические лица. От имени Российской Федерации ее субъектов муниципальных образований в правоотношениях выступают соответственно органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленными правовыми актами.

Юридические и физические лица составляют наибольшую группу субъектов права природопользования.

Правосубъектность юридического лица возникает с момента утверждения его устава (положения) и является специальной, определяемой в своем объеме и содержании нормативными актами. Правоспособность у физических лиц, граждан возникает с наступлением совершеннолетия (18лет).

Иначе говоря, субъектами права природопользования являются все юридические лица в том числе государственные органы и муниципальные образования, способные пользоваться, владеть и распоряжаться в соответствии с законом

природными ресурсами и, получившие их, граждане и юридические лица, осуществляющие возложенные на них права и обязанности по использованию природных ресурсов. Все они должны обладать также и дееспособностью. Обязанности и права, которые могут иметь юридические лица, должны соответствовать их целям деятельности, предусмотренными в учредительных документах.

Объектами, права природопользования могут быть природные ресурсы в комплексе, либо в конкретном определенном виде. К примеру, часть водных ресурсов, недр, леса, животного мира. Правовой статус объектов права природопользования определен в природоресурсовом законодательстве.

Содержание права природопользования

Под содержанием права природопользования понимается совокупность прав и обязанностей их участников, реализуемых путем определенных действий, указанных в законе.

Конкретные права и обязанности участников определены в отраслевом законодательстве (в Земельном, Водном, Лесном кодексах и т.д.).

Для более полного определения прав и обязанностей участников права природопользования необходимо проанализировать правовой статус,

особенности объекта, вида, подвида отношений. Объем и содержание прав и обязанностей определяются в зависимости от целевого, хозяйственного использования природного объекта, его категории и субъекта.

В законодательстве указываются общие права и обязанности природопользователей в зависимости от категории природного объекта и его вида. В каждом виде природопользования существуют свои особенности, которые оказывают определенное влияние на использование и охрану природных ресурсов.

Специальные права и обязанности по природопользованию закрепляются в специальных правилах, инструкциях. К примеру, «Правила пользования водами в сельском хозяйстве», «Инструкция по применению ядохимикатов» и т.д.

Говоря об общих правах природопользования необходимо отметить, что эти права направлены, прежде всего, на получение природного ресурса в собственность, в аренду, пользования и т.д.

Субъекту права природопользования предоставлено право самостоятельного хозяйствования на выделенном природном объекте. В этой связи для защиты права природопользователя, запрещается какое бы то ни было вмешательство в его деятельность со стороны государства, хозяйствующих субъектов и других лиц. Они имеет право использовать в установленном порядке для нужд хозяйства, имеющиеся на земельном участке, общераспространенные полезные ископаемые: торф, водные объекты; возводить строения и сооружения; осуществлять посевы и насаждения.

Лица, осуществляющие права на использование природных ресурсов, имеют право на возмещение убытков, причиненных нарушением экологического законодательства со стороны других субъектов права природопользования. Все природопользователи имеют право на защиту со стороны судебных и административных органов.

Что касается обязанностей природопользователей, то они сводятся к следующему: рационально использовать природные ресурсы, не допускать ухудшение экологической обстановки на территории в результате хозяйственной деятельности; не нарушать порядка пользования лесными угодьями, водными и другими объектами природы, а также прав других природопользователей.

Права и обязанности природопользователей могут быть в необходимых случаях ограничены в установленном законом порядке в целях создания необходимых условий для развития отдельных отраслей хозяйства, обеспечения безопасности населения, охраны окружающей среды. Правовые отношения по недопущению ухудшений экологической обстановки на территории Российской Федерации регулируются специальными законами. К примеру, «Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (утв. Указом Президента РФ от 4 февраля 1994г. №236)1, приняты различные положения о мониторингах природных объектов.

Так, Положение «Об осуществлении государственного мониторинга земель», утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002г. №846 закрепляются принципы мониторинга земель, которыми являются: достоверность и точность данных, их соответствие фактическому состоянию и использованию земельных ресурсов; единство методов и технологий, согласованность ведения мониторинга земель, его экономичность и эффективность; взаимная совместимость и сопоставимость разнородных данных, централизованное руководство по единой методике в масштабе России; наглядность и доступность сведений за исключением информации, составляющей государственную или коммерческую тайну, а также постановлением Правительства РФ от 1 июня 2000 г. утверждено Положение «О социально-гигиеническом мониторинге» (с изм. от 29 апреля 2002г.). Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации» (в ред. от 9 мая 2005г.) регулируются отношения по реализации деятельности природопользования, охране морской среды от загрязнения нефтью, нефтепродуктами, а также отходами при их транспортировке и утилизации и т.д.

Распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002г. № 1225 была одобрена экологическая доктрина РФ, разработанная Министерством природных ресурсов с участием органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественных экологических организаций, деловых и научных кругов.

Экологическая доктрина РФ определяет цели, направления, задачи и принципы поведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период. Во втором разделе доктрины определяются цель государственной политики в области экологии, содержание которой сводится к сохранению природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества. Недопустимость ухудшения экологической обстановки в стране – одно из требований экологического законодательства.

Существенным элементом в этом должно стать улучшение структуры производства и сокращение потерь топливных ресурсов, увеличение использования попутного нефтяного газа, применение безотходных технологий на окружающую среду, что даст дополнительно хозяйству ценное сырье для производства различных промышленных продукций.

Таким образом, содержание объектов права природопользования сводятся к правам и обязанностям по использованию природных ресурсов, рационального и эффективного использования, направленные на неуклонное соблюдение всех требований природоресурсового и природоохранительного законодательства, а в случаях нарушения этих требований – мерам государственного воздействия на виновных, вплоть до применения наказания в уголовном порядке.

Право природопользования возникает по поводу использования различных экологических объектов. Ими могут быть конкретные природные объекты или их составные части, которые подлежат или не подлежат индивидуализации. Кроме того отношения природопользования могут возникать также по поводу отдельных свойств и качеств этих объектов природы. Каждый объект природопользования (земельный участок, водохранилище, лесной участок и т.п.) определяет и его вид (землепользование, водопользование и т.п.).

Следует различать общий и непосредственный объект пользования. Например, общим объектом водопользования выступает водохранилище, предоставленное в пользование. Однако непосредственный объект, который определяет основное содержание данного водопользования, может быть различным: если он предоставлен, например, для питьевых целей или выращивания рыбных ресурсов, то это чистота воды; если же имеется в виду использование водохранилища для плавсредств, водного транспорта, то это – водная площадь, территория.

В то же время действия, которые исключают возможность использования воды, скажем, для питьевых целей или выращивания рыбных ресурсов, могут не препятствовать, например, судоходству. Поэтому защищать необходимо не вообще право на водохранилище (или его часть), которое может оставаться и неприкосновенным, а право на целевое использование данного объекта.

В зависимости от степени правового регулирования фактического использования природных ресурсов и средств его регламентации различают:

  • естественные условия существования человека (потребление кислорода, облучение солнцем и т.п.);
  • общедоступное пользование природными ресурсами;
  • всесторонне урегулированное право природопользования, которое предусматривает эксплуатацию объектов природы, находящихся в собственности, и тех, которые не поддаются индивидуализации.

Общим между естественными условиями существования человека и общедоступным пользованием природными ресурсами является то, что в любом из них сам процесс фактического использования природных объектов не регламентируется нормами права, однако субъективные интересы данного рода подлежат правовой охране. Различие состоит лишь в том, что естественные условия охраняются как по требованию граждан, так и по инициативе государства безотносительно к отдельным лицам, а защита прав при общедоступном пользовании является невозможной без соответствующего требования конкретного субъекта данных прав.

Объектами общедоступного пользования выступают не только природные силы и явления, индивидуализация которых практически невозможна или нецелесообразна, но иногда и природные ресурсы, которые находятся в собственности тех или других субъектов. Речь идет в данном случае об использовании, например, некоторых свойств и качеств растительного и животного мира, лесов, водоемов и т.п. Но это не порождает тождественности объектов, а также разных по своему характеру правомочий по пользованию природного ресурса. Любое из двух правомочий пользования имеет свой объект – определенные качества и свойства природного ресурса.

Основная особенность третьего вида пользования природными объектами состоит в том, что оно связано с определенным влиянием на их состояние.

Из этого вытекает необходимость детальной правовой регламентации самого процесса пользования, а также оснований и порядка его возникновения и прекращения. В связи с этим данный вид природопользования называют регламентированным, в отличие от общедоступного природопользования.

Рассмотрение данной регламентации и составляет основное содержание права природопользования в объективном понимании. Однако, прежде всего, следует уточнить понятие объекта права природопользования.

Объектом права природопользования выступают конкретные, индивидуально определенные и юридически обособленные природные объекты или их составные части, закрепленные на праве собственности или на праве пользования за конкретными субъектами. Будучи объектами права природопользования, они продолжают оставаться и объектами соответствующих форм собственности. Однако не все объекты государственной собственности передаются государством в пользование отдельных субъектов. В определенной части природные ресурсы остаются нераспределенными между отдельными природопользователями и составляют резервный запас или используется для удовлетворения разнообразных общественных потребностей без закрепления за отдельными субъектами. Такие природные ресурсы являются объектами общего пользования.

Природным объектам общего пользования присущие такие основные черты:

  • они не передаются и не закрепляются за конкретными субъектами в пользование, а используются без особого разрешения всеми лицами;
  • санкционированный законом порядок использования природных объектов общего пользования не имеет развитой детальной правовой регламентации и состоит, прежде всего, в установлении определенных запретных действий, а также в некоторой мере и разрешенных действий;
  • их использование никоим образом не фиксируется и не подлежит государственной регистрации.

Объектом права природопользования может выступать юридически определенный природный объект (его часть): конкретный земельный участок, участок недр или леса, водоем и т.п. Однако в некоторых случаях право пользования определенным видом природных ресурсов связано с необходимостью предоставления субъекту двух или больше разных природных объектов. Так, для разработки месторождений полезных ископаемых горнодобывающему предприятию предоставляется в пользование участок недр в границах горного отвода, а также участок земли, необходимый для эксплуатации этих недр, вследствие чего в пользовании одного субъекта (юридического лица) находятся два разных объекта права природопользования, тесно связанных между собой.

Нередко некоторые юридически отделенные естественные ресурсы выступают как объекты права совместного природопользования. Однако такими могут быть не все, а лишь некоторые виды природных ресурсов (леса, воды и т.п.), отдельные участки, которые можно использовать для различного основного целевого назначения. Объектом такого совместного природопользования может выступать отдельный вид природных ресурсов, закрепленный не за одним, а за определенным кругом субъектов. При этом совместное использование несколькими лицами одного юридически отделенного природного объекта связано с определенными ограничениями прав одних субъектов в пользу других.

Объектом права природопользования нередко выступает какой-либо один, обособленный вид природных ресурсов, хотя фактически этот объект представляет собой целый комплекс разных природных ресурсов. Подобная ситуация четко прослеживается в праве землепользования, субъект которого, в соответствии с п. 6 ст. 95 Земельного кодекса, имеет право использовать не только предоставленную землю, но и полезные ископаемые местного значения, торф, лесные угодья, водные объекты, расположенные в пределах земельного участка, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли в соответствии с законодательством.

Юридически объектом права природопользования здесь признается земельный участок, но в фактическом пользовании землепользователя кроме земли находятся и другие природные объекты, связанные с землей. В рассмотренном случае можно говорить о наличии объекта права комплексного природопользования, в котором земле принадлежит ведущая роль.

Порядок определения на местности (в натуре) соответствующих видов природных ресурсов, которые предоставляются в пользование, и их юридическое оформление как объектов права природопользования рассматривается в Особенной части.

  1. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
  2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л.Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
  3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
  4. Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.

Нижегородская Академия МВД РФ

ИЖЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

Контрольная работа

по дисциплине

«Экологическое право»

Вариант 4

Вопрос 1: Виды, субъекты и объекты права природопользования.

Вопрос 2: Правовой режим национальных и природных парков.

Выполнил : Курсант 2 курса 5летней

очной формы обучения гр.212

рядовой милиции Касимов А. Р.

Проверила : Кравченко_________

Ижевск 2006

Вопрос 1: Виды, субъекты и объекты права природопользования………………………………………………………………………………………………………….. 3

Понятие права природопользования……………………………………….. 3

Классификация (виды) права природопользования…………………. 4

Субъекты права природопользования……………………………………… 5

Объекты права природоползьзования……………………………………… 6

Вопрос2: Правовой режим национальных и природных парков. 8

Задача……………………………………………………………………………………. 12

Решение………………………………………………………………………………… 12

Список использованной литературы………………………………… 15

Вопрос 1: Виды, субъекты и объекты права природопользования.

Понятие права природопользования.

«Общение человека с природой, постоянно необходимое ему для обеспечения своего существования, и есть в самом общем смысле слова природопользование. В основе жизни и существования человека и общества лежит пользование природой. Поэтому исторически и фактически природопользование составляет фунда­мент общественной жизни, базисное отношение в сфере взаимоот­ношений общества и природы».

Использование человеком природных ресурсов для своих нужд в значительной мере регламентируется правом. Система норм, ре­гулирующихотношения по использованиюприродных богатств, называется правомприродопользования. Такие нормы содержат­ся главным образом в природоресурсном законодательстве — зе­мельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые по­ложения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Законе «Об охране окружающей природной среды», феде­ральном законе «Об экологической экспертизе», иных актах законодательства об окружающей среде, в гражданском, уголовном и другом законодательстве.

Право природопользования может оцениваться в разных качествах: как правовой институт, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя. Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д. Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом.

Классификация (виды) права природопользования.

В природоресурсном законодательстве и доктрине права окружающей среды выделяется ряд классификаций видов природо­пользования.

Наиболее общей является классификация, критери­ем которой является объект природы. Соответственно право при­родопользования подразделяется на следующие виды:

· право землепользования;

· право недропользования;

· право водопользования;

· право лесопользования;

· право пользования растительным миром вне лесов;

· право пользования животным миром;

· право пользования атмосферным воздухом.

Важное юридическое значение имеет классификация природопользования на общее и специальное.

Общее природопользование является общедоступным, т.е. не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны компетентных государственных органов, а также юриди­ческих или физических лиц, за которыми природные объекты за­креплены в пользование. Общее природопользование связано с ре­ализацией естественного права каждого на благоприятную окру­жающую среду. Право на такое пользование природными объекта­ми возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов.

При этом, в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами.

Специальное пользование землей, недрами, водами, леса­ми, животным миром и атмосферой связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Поэтому специальное природопользование имеет ряд юридически значи­мых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешительной системой и характеризуется тем, что требует выделения определенных частей природных объектов в обособлен­ное пользование юридических и физических лиц.

Специальное природопользование реализуется в формах:

· комплексного природопользования;

· специального пользования водами, недрами, объектами жи­вотного мира, другими природными ресурсами.

Право специального природопользования возникает на основании разрешений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законодательстве процедур (предоставление земельного участка, горного отвода, выдачи лесного билета и т.д.).

Субъекты права природопользования.

Субъект права природопользования может рассматри­ваться в двух аспектах: а) как возможный по закону обладатель такого права пользования и б) как обладатель субъективного права пользования природными ресурсами, носитель установленных законом прав и обязанностей, который является субъектом правоотношенийпользования землей, ее недрами, водами и лесами объектами животного мира и атмосферным воздухом.

Закон устанавливает различие между обладателями права природопользования в зависимости от его видов — общего и специаль­ного.

В качестве субъекта права общего природопользования выступает каждый человек в России, поскольку он обладает вытекающими из закона возможностями пользоваться водами, лесами, землей. При этом нужно иметь в виду – в рамках общего природопользования человек может использовать природные ресурсы лишь для собственных нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности. Это прямо предусмотрено водным и лесным законодательством. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин-водопользователь может использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование, т.е. становясь субъектом права специального природопользования. Аналогич­ным образом решен вопрос и в лесном законодательстве.

Субъектами специального права природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели. Юридические лица при этом выступают в двух качествах: как государственные и муниципальные органы, наделенные правом распоряжения природными ресурсами, находящимися в государстве или местном самоуправлении, и как юридические лица, получившие соответствующие природные ресурсы в пользование.Субъекты специального права природопользования должны обладать правоспособностью, т.е. способностью иметь права и обязанности, и дееспособностью, т.е. чтобы субъект права мог своими действиями осуществлять имеющиеся у него право и отвечать за выполнение возложенных на него обязанностей. Так, право на получение лицензии на водопользование возникает у гражданина по достижении 18 лет, а у юридического лица – с момента его государственной регистрации (ст. 30 Водного кодекса РФ).

Объекты права природоползьзования.

Можно сказать, что объектом права природопользования является природа. Мы пользуемся природой в соответствии с нашим правом общего природопользования. Понятие природо­пользования — обобщенное. Осуществляя лесопользование, водо­пользование, мы осуществляем природопользование. Природа вы­ступает обобщенным объектом прав природопользования.

В законодательстве объекты права природопользования в боль­шинстве случаев конкретизированы применительно к землеполь­зованию, водопользованию, пользованию недрами и т.д. Объектом права землепользования являются земля, водо­пользования — воды, пользования недрами — недра.

Объектом права природопользования являются природные ресурсы. Одновременно в качестве объекта природопользования могут выступать и природные объекты.

Вопрос 2: Правовой режим национальных и природных парков.

Национальные парки в России относительно новый вид особо охраняемых природных территорий. Первые национальные парки в России – «Лосиный остров» (Москва, Московская область) и «Сочинский» (Краснодарский край) – были созданы лишь в 1983г.

С учетом специфики данного вида особо охраняемой территории и задач, которые на них возлагаются при создании, на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Для этого в пределах национальных парков могут быть выделены следующие функциональные зоны:

· заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;

· особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;

· познавательного туризма, предназначенная для организации экологического посещения и ознакомления с достопримечательностями объектами национального парка;

· рекреационная, предназначенная для отдыха;

· охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;

Субъекты права природопользования

Субъект права природопользования может рассматриваться в двух аспектах: а) как возможный по закону обладатель такого права пользования и б) как обладатель субъективного права пользования природными ресурсами, носитель установленных законом прав и обязанностей, который является субъектом правоотношений пользования землей, ее недрами, водами и лесами, объектами животного мира и атмосферным воздухом.

Закон устанавливает различие между обладателями права природопользования в зависимости от его видов — общего и специального.

Так, в качестве субъекта права общего природопользования выступает каждый человек в России, так как он обладает возможностями пользоваться водами, лесами, землей, вытекающими из закона. При этом нужно иметь в виду следующее обстоятельство. В рамках права общего природопользования человек может использовать природные ресурсы лишь для собственных нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности.

Это прямо предусмотрено водным и лесным законодательством. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин-водопользователь может использовать водные объекты только после заключения договора на водопользование, то есть становясь субъектом права специального природопользования. Аналогичным образом решен вопрос и в лесном законодательстве. Устанавливая право граждан пребывать в лесах, Лесной кодекс подчеркивает, что граждане могут собирать дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы лишь для собственных нужд.

Субъектами права специального природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели.

В природоресурсном законодательстве установлено требование, согласно которому субъекты специального природопользования должны обладать правоспособностью, то есть способностью иметь права и нести обязанности. Кроме того, чтобы субъект права мог своими действиями осуществлять имеющееся у него право и отвечать за выполнение возложенных на него обязанностей, необходимо, чтобы он обладал дееспособностью.

Содержание права природопользования

Содержание правоотношения природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей субъектов соответствующего правоотношения.

При характеристике содержания права природопользования следует иметь в виду, что в зависимости от цели природопользования субъекты различных видов права пользования одинаковыми природными ресурсами обладают различными правомочиями пользования (например, сельскохозяйственное и несельскохозяйственное землепользование; пользование недрами для добычи полезных ископаемых и для геологического изучения и т.д.).

Права и обязанности природопользователей дифференцированы в зависимости от объекта природы и целей природопользования. Права и обязанности определяются как в законодательных актах, так и в лицензиях (договорах) на природопользование применительно к специальному природопользованию.

Так, в соответствии с Водным кодексом РФ водопользователи имеют право:

— самостоятельно осуществлять использование водных объектов;

— осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах;

— пользоваться иными предусмотренными данным Кодексом, другими федеральными законами правами.

Водопользователи обязаны:

— не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;

— содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения;

— информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;

— своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;

— вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти;

— выполнять иные предусмотренные данным Кодексом, другими федеральными законами обязанности.

Права и обязанности землепользователей определены Земельным кодексом РФ, пользователей недрами — Законом РФ «О недрах», пользователей объектами животного мира — Федеральным законом «О животном мире» и др.

В случаях, предусмотренных законодательством, права природопользователей могут быть ограничены в государственных, общественных интересах, а также в интересах других пользователей природными ресурсами. Общее правило на этот счет содержится в Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

5. Субъекты права природопользования, их правовой статус

Субъект права природопользования может рассматриваться в двух аспектах: а) как возможный по закону обладатель такого права пользования и б) как обладатель субъективного права пользования природными ресурсами, носитель установленных законом прав и обязанностей, который является субъектом правоотношений пользования землей, ее недрами, водами и лесами, объектами животного мира и атмосферным воздухом.

Закон устанавливает различие между обладателями права природопользования в зависимости от его видов – общего и специального.

Так, в качестве субъекта права общего природопользования выступает каждый человек в России, поскольку он обладает вытекающими из закона возможностями пользоваться водами, лесами, землей.

При этом нужно иметь в виду следующее обстоятельство. В рамках права общего природопользования человек может использовать природные ресурсы лишь для собственных нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности. Это прямо предусмотрено водным и лесным законодательством. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин-водопользователь может использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование, т.е. становясь субъектом права специального природопользования. Аналогичным образом решен вопрос и в лесном законодательстве. Устанавливая право граждан пребывать в лесах, ст. 86 Лесного кодекса РФ подчеркивает, что граждане могут собирать дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы лишь для собственных нужд.

Субъектами права специального природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели. Юридические лица при этом выступают в двух качествах: как государственные или муниципальные органы, наделенные правомочием распоряжения природными ресурсами, находящимися в государственной и муниципальной собственности, и как юридические лица, получившие соответствующий природный ресурс в пользование.

В природоресурсном законодательстве установлено требование, согласно которому субъекты специального природопользования должны обладать правоспособностью, т.е. способностью иметь права и нести обязанности. Кроме того, чтобы субъект права мог своими действиями осуществлять имеющееся у него право и отвечать за выполнение возложенных на него обязанностей, необходимо, чтобы он обладал дееспособностью. Так, право на получение лицензии на водопользование возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18 лет, а у юридического лица – с момента его государственной регистрации (ст. 30 Водного кодекса РФ).

Статус субъектов природопользования определяется их правами и обязанностями, установленными в законе.

Основы правового статуса природопользователей закреплены в ряде статей Конституции РФ: так, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36); права и законные интересы всех лиц, в том числе природопользователей, должны рассматриваться в контексте права каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42); и наконец, природопользователям (и не только им) адресована ст. 58: каждый обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам.

Конкретные права и обязанности субъектов права природопользования рассмотрены в данном разделе применительно к содержанию права природопользования.

Классификация права природопользования.

Право природопользования — это система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств. это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов.

виды:

• право землепользования,

• право недропользования,

• право водопользования,

• право пользования атмосферным воздухом,

• право лесопользования,

• право пользования растительным миром вне лесов,

• право пользования животным миром.

В земельном законодательстве определено целевое назначение всех категорий земель в пределах территории России, соответствующеевидам землепользования.Земельный кодекс РСФСР (ст.

4) выделяет:

• земли сельскохозяйственного назначения;

• земли населенных пунктов;

• земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения;

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О недрах»недра предоставляются в пользование для:

• регионального геологического изучения

• разведки и добычи полезных ископаемых, • строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

• образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение

Водный кодекс РФ (ст. 85) устанавливает, чтоводные объекты могут использоваться для следующих целей:

• питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

• здравоохранения;

• промышленности и энергетики;

• сельского хозяйства;

▪ лесного хозяйства;

• гидроэнергетики;

• транспорта;

• строительства;

Согласно ст. 80 Лесного кодексаРФ, в лесном фонде могут осуществляться следующиевиды лесных пользований:

• заготовка древесины;

• заготовка живицы;

• заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.);

• пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;для научно-исследовательских целей;

для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.

Федеральный закон «О животном мире» (ст. 34) предусматривает, что юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующиевиды пользования животным миром:

• охота;

• рыболовство • добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства. Имеется в виду отлов птиц, змей и других объектов в хозяйственных, коммерческих, эстетических и иных целях.

• использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира – почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, • изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных целях без изъятия их из среды обитания (наблюдение, фотографирование и др.);

• получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (пуха птиц, меда, воска и т.п.).

использование атмосферы, регулируемое Законом «Об охране атмосферного воздуха», – потребление атмосферного воздуха для производственных нужд (ст. 41) и удаление загрязняющих веществ в процессе функционирования общества.

Добавить комментарий

Закрыть меню