О свободе совести

Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания

5. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.

Статья 4. Государство и религиозные объединения

2. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:
∙ обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

3. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

Статья 5. Религиозное образование

1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.

Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.

3. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения.

4. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

Статья 19. Учреждения профессионального религиозного образования

1. Религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала.

2. Учреждения профессионального религиозного образования подлежат регистрации в качестве религиозных организаций и получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности.

3. Граждане, обучающиеся на очных отделениях учреждений профессионального религиозного образования, которые имеют государственную лицензию, пользуются правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с законодательством о воинской обязанности и военной службе и иными льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Российское законодательство о религии.

⇐ Предыдущая45678910111213

Международные акты по вопросам свободы совести послужили им­пульсом для изменения государственно-церковных отношений в на­шей стране. Уже в 70-етоды появился ряд законодательных актов, расширяющих возможности религиозных организаций в удовлетво­рении религиозных потребностей верующих, отчасти освобождав­ших их от мелочной регламентации и опеки. В 80-х и 90-х годах этот процесс приобрел качественно новые характеристики. Постановле­нием Верховного Совета СССР от 1 октября 1990 г. был принят закон «0 свободе совести и религиозных организациях «, который привел советское законодательство в соответствие с международными нор­мами права и гарантировал право граждан на определение и выражение своего отношения к религии, устранил многочисленные огра­ничения и противоречия, препятствующие практическому осуще­ствлению свободы совести.

25 октября 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон «О свободе вероисповеданий», который гарантировал осуществле­ние свободы совести в нашей республике. Данный закон состоит из трех разделов. В первом разделе освещаются общие наиболее важные принципы осуществления свободы совести: 1) Равнопра­вие граждан независимо от их отношения к религии; 2) Отделение религиозных и атеистических организаций от государства;

3) Светский характер системы государственного образования; 4) Равенство религиозных объединений перед законом; 5) Наличие специальных законодательных актов, обеспечивающих реализацию свободы вероисповедания и устанавливающих ответствен­ность за их нарушение.

Статья 3 данного закона сформулировала принцип свободы вероисповеданий как право каждого гражданина свободно выби­рать, иметь и распространять религиозные и атеистические убежде­ния, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, действовать в соответствии со своими убеждениями при единствен­ном условии — соблюдении законов государства. В последующих статьях закона уточняется, что равноправие граждан не допускает ограничения каких-либо прав или установления преимуществ в за­висимости от отношения к религии, возбуждения в связи с этим вражды и ненависти, либо оскорбления граждан.

Принцип отделения религиозных объединений от государст­ва предусматривает невмешательство государства, его органов и должностных лиц в вопросы, определяющие отношение граждан к религии, во внутреннюю деятельность религиозных объединений, если эта деятельность не нарушает требований законов страны. Го­сударство не должно финансировать деятельность религиозных ор­ганизаций, равно как и деятельность по пропаганде иных убежде­ний. В свою очередь, религиозные объединения не могут вмешивать­ся в дела государства, не участвуют в выборах его органов власти и управления, в деятельности политических партий. Но служители этих организаций имеют право на участие в политической деятель­ности наравне со всеми гражданами.

В законе четко сформулировансветский характер государст­венного образования. На основе этого закона доступ к образованию предоставляется всем одинаково: верующим и неверующим. Госу­дарственное образование не преследует цели формирования определенного отношения к религии. Это означает, что в государствен­ных учебных заведениях не допускается религиозная проповедь, обучение Закону Божьему, катехизация (разъяснение основ веро­учения), хотя не исключается изложение истории религии, ее функ­ций в жизни общества и человека. В равной мере недопустима и атеистическая пропаганда, сознательное и целенаправленное формирование атеистических убеждений. Обучение религиозному ве­роучению и получение религиозного образования возможно только на негосударственной основе. С этой целью региональные организа­ции имеют возможность создавать свои специализированные учеб­ные заведения, группы для взрослых и детей и т. д. Аналогичные права подразумеваются и для атеистических организаций, хотя они не прописаны в законе. В общеобразовательных программах должно быть выражено отношение взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и неисповедующими ее, между последователями разных религий.

Все религии и религиозные объединения равны перед законом, ни одна из них не пользуется какими-либо преимуществами или ог­раничениями. Государство нейтрально в вопросах веры и убеждений.

Второй раздел закона регулирует право на религиозные убеждения и религиозную деятельность. Статья 15 закона предус­матривает право выбирать, иметь и менять религиозные убеждения, высказывать и распространять их в устной, печатной и любой другой форме, исповедовать любую религию, беспристрастно совершать религиозные обряды, добровольно вступать в религиозные объеди­нения и выходить из них. Статья 17 определяет религиозные объеди­нения как добровольные объединения совершеннолетних граждан, образованные в целях совместного осуществления права граждан на свободу вероисповедания. Они имеют право образовывать регио­нальные или централизованные структуры со своими органами уп­равления и подразделениями. В статьях 18, 20 указывается, что ре­лигиозные объединения наделяются правами юридического лица с момента регистрации их устава (положения) в Министерстве Юсти­ции или его органах на местах. Статья 21 определяет, что деятельность религиозного объединения может быть прекращена либо по решению общего собрания его учредителей или съезда, его образо­вавшего, либо в случае его самоликвидации (распада), либо по реше­нию суда.

Религиозные объединения могут осуществлять миссионер­скую деятельность, милосердие и благотворительность, религиоз­ное обучение и воспитание, подвижничество в монастырях, скитах и т. д., паломничество и другие виды деятельности, которые соответст­вуют определенным вероучениям и предусмотрены уставом (поло­жением) данного объединения. Раздел третий этого закона регули­рует имущественные и финансовые правоотношения религиозных объединений.

Принципы свободы совести, сформулированные в законе «О свободе вероисповеданий», нашли свое конституционное закрепле­ние в основном законе страны — Конституции Российской Федера­ции, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

В статье 2 главы 1 утверждается, что человек, его права и свободы яв­ляются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Согласно статье 17 (1) в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека согласно общественным принципам и нормам международного права и в соответствии с на­стоящей конституцией. Статья 14 (1) провозглашает Российское го­сударство светским государством, причем никакая религия не мо­жет устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 14(2) Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 гласит: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать ин­дивидуально или совместно с другими религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Статья 29 (2):

Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающая социаль­ную, расовую, национальную или религиозную направленность и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, религиоз­ного или языкового превосходства.

Статья 19. Государство закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положе­ния, места жительства, отношения к религии, убеждений, принад­лежности к общественным объединениям. Конституция запрещает любые формы ограничения прав граждан о социальной, расовой, на­циональной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 59 (2) устанавливает, что гражданин Российской Феде­рации несет военную службу в соответствии с Федеральным зако­ном. Пункт 3 этой статьи устанавливает правовую норму, согласно которой гражданин Российской Федерации в случае, если его убеж­дениям или вероисповеданию противоречит несение военной служ­бы, а также в иных установленных Федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. По­ка не принят Федеральный закон об альтернативной гражданской службе, эта норма Основного закона не действует.

Таким образом законодательство Российской Федерации при­ведено в соответствие с международными актами и гарантирует ре­ализацию принципа свободы совести.

⇐ Предыдущая45678910111213

Тема 5. Российское законодательство о свободе совести и свободе вероисповедания. Особенности реализации религиозных потребностей верующих военнослужащих.

На территории Российской Федерации сегодня проживают последователи трех мировых религий: христианства, ислама, буддизма, а также иудаизма.

Также широко распространены в последние годы новые религиозные движения и культы. Их появление в нашей стране во многом соответствует тому явлению в странах Запада, которое несколько десятилетий назад получило название религиозно-мистической волны.

Среди христианских религиозных объединений на большей части России по-прежнему удерживает ведущие позиции и пользуется авторитетом Русская православная церковь (среди 17,5 тысячи официально зарегистрированных религиозных объединений на территории страны более 9,3 тысячи входят в состав Московского Патриархата).

Русская православная церковь является самой крупной конфессией в Российской Федерации и авторитетной православной церковью в мире. По состоянию на 1 января 2000 года в составе РПЦ на территории страны насчитывается 65 епархий, которые управляются 85 архиереями. Количество приходов составляет около 20 тысяч, монастырей — 319.

Источниками православного вероучения являются: Священное писание — Библия и Священное предание — постановления семи Вселенских соборов IV — VIII веков, а также творения Отцов церкви.

Основные положения христианского вероучения сформированы в «Символе веры», выработанном на Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) Вселенских соборах. В его двенадцати тезисах говорится о том, что Бог един, но обладает тремя ипостасями (в переводе в греч, — лицами, существами); Бог — Отец — творец всего сущего, Бог — Сын, как и Отец, не имеет начала во времени («предвечен»), сошел на землю, воплотившись через Деву Марию, принял на себя грехи людей, своими страданиями и смертью искупил их, воскрес и вознесся на небо. Бог — Дух Святой, животворящий, т.е. олицетворение творческой и промыслительной силы Божией. Церковь по существу своему является единой (как един ее глава — Христос), святой (поскольку ее члены искуплены и освящены Христом), соборной (т.е. Вселенской, соединяющей в себе верующих всех времен и народов), апостольской (ибо свое начало берет от учеников Иисуса Христа — апостолов). Крещение — первое христианское таинство, совершаемое во оставление грехов. В конце времен произойдет воскрешение всех людей, когда-либо живших на земле, и начнется жизнь будущего века с Богом.

Высшими органами церковной власти и управления РПЦ сегодня являются Поместный Собор, Архиерейский собор, Священный Синод во главе с Патриархом.

Второе место по количеству религиозных объединений занимает мусульманская община России (более 3 тысяч религиозных объединений).

Основными регионами, где распространен ислам в России, являются Среднее и Нижнее Поволжье, Приуралье, Сибирь, Северный Кавказ, Москва и Санкт-Петербург.

Мусульманские общины России не имеют единого конфессионального центра и объединены духовными управлениями (всего более 40).

Основателем ислама является Мухаммед (от. 570 — 632 гг.) из рода Хашим, племени Курайш. В возрасте 40 лет он начал свою проповедническую деятельность в Мекке.

Основными источниками вероучения ислама являются Коран и Сунна.

Считается, что Коран (араб. Аль-Куръан, буквально — «чтение») ниспослан пророку Мухаммеду через архангела Джабраила (христианок. — Гавриил).

По масштабам воздействия на духовное и социальное развитие человеческого общества Коран стоит в одном ряду с Библией. Согласно мусульманской традиции изучение Корана осуществляется в следующих направлениях:

чтение и выучивание наизусть ая’-тов. (стихов) Корана на арабском языке для исполнения молитвенных обрядов и ритуалов, а также изучение Корана как Священной книги в целях религиозного образования и воспитания.

Сунна (араб. — «образ действия, поведения») является священным преданием ислама. Она содержит рассказы (хадисы) о поступках и изречениях Мухаммеда и его ближайших сподвижников. Таких рассказов, сообщений насчитывается десятки тысяч. Принципиальное отличие Сунны от Корана состоит в том, что она является сборником высказываний пророка (человека), которые были произнесены в определенный момент, т.е.

имеют свое начало, а Коран существовал всегда.

Мусульмане Российской Федерации в своем подавляющем большинстве придерживаются суннитского направления ислама. Его последователи наряду с Кораном признают святость Сунны, помимо пророка Мухаммеда и халифа Али, чтят также халифов Абу Бекра, Омара, Османа, которых отвергают шииты, представители другого направления ислама.

Крайним проявлением суннизма является ваххабизм (религиозно-политическое течение в суннитском исламе, возникшее в Аравии в середине XVIII века на основе учения Мохаммеда ибн Абд аль-Ваххаба (1703 — 1792 гг.), проповедовавшего строжайшее соблюдение принципа единобожия, признание только Корана и Сунны, к которым не должны добавляться никакие человеческие интерпретации или комментарии.

В поклонении домусульманским пророкам, мусульманским святым и мученикам, а также местам их погребения ваххабиты видят идолопоклонство («ширк») и отрицают возможность их посмертного влияния на судьбы живущих людей. По их учению и сам Мухаммед получил от Аллаха право на заступничество за грешных только в день Страшного Суда. В остальном учение ваххабитов отличается чисто пуританским аскетизмом: под формальный запрет подпадают употребление спиртного в любом виде, табака, музыка, танцы, игры, очень строги требования к участию в предписанных молитвах и соблюдении постов. Ограничены также права женщины.

Тема 9. воинский этикет и культура общения военнослужащих
Тема 15. «воинский этикет и культура общения военнослужащих»
Тема 23. «основные этапы становления и развития российской государственности»…
История развития воинских традиций и ритуалов.
Тема 2. законность и правопорядок. уголовная ответственность военнослужащих за преступления против военной служб.
Рассмотрим содержание основных принципов законности
Уголовная ответственность за преступления против военной службы.
Статья 332. неисполнение приказа.
Статья 337. самовольное оставление части или места службы.
Статья 2 п. 9
В ст. 10 — право на труд:
Статья 11 определяет право на отдых:
Денежное довольствие, дополнительные денежные выплаты:
Пособие не выплачивается военнослужащим:
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.. 16):
Страховое обеспечение (ст. 18):
Право на образование (ст. 19):
Проезд на транспорте (ст. 20):
Право на обжалование неправомерных действий (ст. 21):
Правовое государство
Тема 7. президент российской федерации – верховный главнокомандующий вооруженных сил российской федерации.
Тема 8. конституционные основы обеспечения безопасности и обороноспособности российской федерации.
Тема 9. воинский этикет и культура общения военнослужащих.
Правила поведения военнослужащих на службе и в обществе.
Старшие и младшие.
Младшие и старшие
В театре, музее, кино.
Устав внутренней службы вооруженных сил рф
Дисциплинарный устав вооруженных сил рф
Устав гарнизонной и караульной службы вооруженных сил рф
Строевой устав вооруженных сил рф
Тема 11.

воинские традиции вооруженных сил российской федерации.
Важнейшими боевыми традициями российских вооруженных сил являются:
Военная присяга
Утвержден следующий текст военной присяги:
Военная присяга
Тема 17. история и традиции службы младших специалистов в российской армии и флоте.
Тема 18. «патриотизм, верность воинскому долгу – основа достойного служению отечеству»
Воспитание верности воинскому долгу
Тема 19. основы конституционного строя и государственная власть в российской федерации. государственные символы россии
Тема 20. «внешнеполитическая деятельность в сфере обеспечения национальных интересов россии».
Тема 21. героическая летопись вооруженных сил российской федерации. дни воинской славы россии
Тема 23. «основные этапы становления и развития российской государственности».
Монархия и республика
Время деятельности поколения, гг.
Становление московского государства
Утверждение государственности
Полное объединение русских земель
Взлеты и падения российской империи
Империя между либерализмом и реакцией.
Великие реформы и крушение монархии
От конституции к конституции
Тема 24. сущность, задачи и структура процесса воспитания личного состава отделения, взвода (им равных)
Первая группа
Четвертая группа
Поделитесь с Вашими друзьями:

Добавить комментарий

Закрыть меню