Нравы современной российской молодежи

В качестве ведущей выступила Шаталова Наталья Геннадьевна, а экспертами были приглашены мэр города Пархоменко Андрей Геннадьевич и начальник отдела по работе с ТОС мэрии города Ковтун Мария Федоровна.

В дискуссии приняли участие 50 молодых людей.

Участники дискутировали на тему того, как выглядит молодежь в глазах старшего поколения, какой ее выставляет телевидение и на сколько это соответствует действительности.

А вывод мы сделали один — молодое поколение России готово служить своей Родине и своему народу!

Сегодня в России существует совсем другая молодежь, нежели та, которую нам рисует телевидение. Это поколение,? трепетно относящееся к культурно-нравственному и духовному наследию России. Наша молодежь готова воспринять все самое светлое и полезное, что существует в родной культуре, истории, религии, языке, литературном наследии, проявить почтение к традициям предков. Для этого старшему поколению стоит проявить любовь и уважение к молодым людям, передать им положительный опыт всего самого лучшего, что накоплено нашей наукой, культурой, образованием.

Сегодня молодые люди амбициозны, решительны, социально активны. Зачастую это воспринимается обществом, педагогами и родителями как проявление самоуверенности, гордости, даже неуважения к старшим. Очевидно, что пора отходить от таких ничем не мотивированных штампов и навязанных стереотипов в отношении нашей молодежи. Нужно удовлетворять здоровые амбиции молодого человека, правильно развивать в нем качества лидера, поощрять за достижения, не подавляя в нем свободу личности и творческого самовыражения, направляя горячую энергию молодости в правильном, созидательном русле.

Так же в ходе дискуссионного клуба Андрей Геннадьевич вручил благодарственное письмо активистам общественного молодежного движения «Волонтер XXI века» ЕАО. И от имени муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области сердечно поблагодарил за значительный вклад в активизацию общественной жизни Биробиджана, в развитии молодежного движения городского округа, личное участие в подготовке и проведении субботников, большую работу на дворовых территориях с молодежью.

Дискуссия под таким названием состоялась 26 марта 2011 года на очередной, уже третьей по счёту сессии просветительского проекта пермского Молодёжного «Мемориала» «Школа просветителей «Infolife». Готовясь к ней и подыскивая вопросы для экспертов и участников, мы сформулировали и своё представление о поколении, которое сегодня называют молодёжью.

По многим признакам авторы этой статьи считать себя молодёжью уже не могут. Но кто как не мы ежедневно вместе с молодёжью учимся и мучаемся, нянчимся и вдохновляемся, делимся своим опытом, удивляем, наблюдаем, оцениваем, пытаемся строить перспективы? Работая со многими представителями российской и европейской молодёжи, мы считаем, что можем с некой степенью достоверности судить о том, что несут сегодня эти люди миру. Конечно, и этот взгляд может показаться чрезмерно субъективным и абстрактным, но с чего-то нужно начинать, на что-то надо опираться?

Так какая же она, современная российская молодёжь? Отвечая на этот вопрос, мы предлагаем следующие, очень сжатые выводы, основанные на наших наблюдениях и желании отметить её как позитивные, так и негативные качества, мешающие полноценному развитию.

Сегодняшняя молодёжь, на наш взгляд, весьма творческая и креативная. По части смелых идей и необычной их подачи она намного опережает взрослых. Но при этом она несмелая, если не сказать трусливая. Молодые люди крайне редко идут в публичные сферы. Они не пользуются своими средствами коммуникациями (которых, кстати, у них побольше, чем у многих других социально-возрастных групп) как возможными инструментами влияния на общественные и политические процессы.

C грустью констатируем, что сегодняшняя молодёжь недостаточно образована. Но при этом она любознательна: быстро осваивает новинки технического прогресса, путешествует, имеет широкий и разнообразный круг общения. Правда, любознательность молодых людей близка к инфантильности. Подобно ребёнку, который держит в руках гелевую ручку, они готовы ей воспользоваться не по прямому предназначению и даже сломать, не заморачиваясь при этом на возможный вред для себя и ущерб для окружающих. В свою очередь, инфантильный подход к жизни блокирует для них различные возможности — реализация своих прав, осмысленный выбор своей будущей профессии, успешное выстраивание карьеры и т.п.

Молодёжь у нас может быть весьма боевой и энергичной, даже агрессивной. Это хорошо продемонстрировали нам события на Манежной площади 11 декабря 2010 года. Но поскольку отсутствует некий внутренний стержень, идеологическая основа, не сформированы ценности, то она легко подвержена чужим влияниям или быстро выдыхается. Кто из нас не был свидетелем ситуации: молодёжь пошумела и разошлась, так ничего и не сделав?

Признаемся, что это было свойственно данному возрасту всегда. Но не будем при этом забывать, что в юности идеалы формируют не только школа, семья и окружение, но и сам человек. А поскольку нынешние молодые люди в большинстве своём не читают книги, скептически относятся к возможностям современного образования и почти не участвуют в публичных дискуссиях, то откуда взяться самостоятельно сформулированным идеалам и ценностям?

Вопреки общераспространенному мнению, мы считаем, что молодёжь чаще всего воспринимает окружающую действительность вполне объективно, относится к потоку поступающей информации критично. Это важная положительная характеристика человека информационного общества. Но при этом молодые люди часто выбирают более яркое и броское, будь то бренд, стилистическая фишка или необычная идеология. Что ими в эти моменты движет? Лень, нежелание вникать в суть или стремление найти легкий путь и лишний раз не напрягаться? Скорее всего: и то, и другое.

Молодых людей выгодно отличает от других их сообразительность и непугливость. Они легко могут согласиться на внешне неопасный эксперимент над собой и попробовать себя в новой социальной роли. Однако, большинство из них безвольны и, увы, не трудолюбивы. У них нет привычки заставлять себя что-то делать. Имея много возможностей реализовать себя через разнообразные образовательные программы, в культуре, спорте, бизнесе, в сфере НКО и т.д., лишь единицы самостоятельно, то есть без «пинка» со стороны родителей или близких, способны дойти до результата. Это нежелание работать и добиваться чего-либо самостоятельно всегда подкрепляется различными отговорками и оправданиями.

Говоря о перспективах молодёжи в современной России, нельзя не учитывать ситуацию, в которой молодые люди живут и действуют. Анализируя её, важно отметить, что на сегодняшний день политическая грамотность и гражданская активность молодых людей сводится скорее лишь к внешним проявлениям. В инициативы государства и НКО молодые люди, конечно, включаются. Примером могут послужить многочисленные молодёжные парламенты, созданные в последние годы. Но настоящего дела и отдачи от участия в них нет. Разумеется, сегодня самим чиновникам есть чем публично отчитаться нам по работе с молодёжью. Есть множество формальных слётов, сборов, фестивалей, «селигеров», где взрослые предлагают молодым людям тусовку как способ решения социальных проблем. А вот есть ли практическая польза от этих мероприятий для самой молодёжи и изменили ли они ситуацию на местном уровне, в масштабах страны, пока остается загадкой.

Есть ли какой-то позитив в сказанном? Как это не странно — да, есть. Стоит признать, что нынешнее поколение молодёжи НЕ ОПАСНО для нынешней власти и общества. Оно не претендует на какое-то более существенное место и значение, чем сейчас. А значит, и не рассматривает себя как революционную силу. Для консервативной части общества, заинтересованной хоть в какой бы то ни было стабильности (неважно какой и с кем!), это, безусловно, бальзам на душу. Можно спать спокойно — революции и социальных потрясений в ближайшее время не предвидится. Но, не замечая в молодёжи одного из участников процесса модернизации, общество роет себе могилу. Ведь при такой самоуспокоенности — и мы все должны это понимать — начинается застой, депрессия, отставание от наших соседей, более дальновидных и успешных.

Можно ли как-то изменить ситуацию, особенно учитывая вышеперечисленные и далеко нелестные для молодёжи характеристики? Вероятно, да. Но только для начала необходимы, как минимум, определённые и недвусмысленные сигналы о том, какая она, российская молодёжь на самом деле и что она может сделать, чтобы стать более успешной и значимой в обществе. Разумеется, не создавая при этом печально известную для нашей страны революционную ситуацию, когда «верхи не могут, а низы не хотят».

Кто способен послать такие сигналы и создать условия для их выполнения? Нам кажется, что главную роль в этой работе должна взять на себя общественность, а именно наиболее активная и прогрессивная часть некоммерческих организаций и российской интеллегенции. Собственно, для них это шанс и самим не остаться за бортом истории, а стать активной и востребуемой частью российского общества.

Если же говорить о государстве, то здесь, как нам кажется, нужно иметь ввиду определённые ограничения. Мы уверены, что государственная политика относительно молодёжи будет эффективна только при непосредственном участии и заинтересованности самой молодёжи. Пока же этого явно нет. Необходимо реальное, а не мнимое взаимодействие, иначе есть риски либо бесконечного и очень дорогого манипулирования и заигрывания, либо новой революции и установления новой диктатуры. На наш взгляд, важно, чтобы государство, если и вмешивалось бы в дела молодёжи, то крайне осторожно и мудро. Вряд ли нужно создавать сверху специальные молодёжные программы и проекты, скорее должны поддерживаться перспективные инициативы самих молодых людей. Позиция государства в этом взаимодействии должна быть тьютерской: не руководство, а лишь сопровождение. Ответственный интерес без желания встать во главе молодёжи. При таком условии можно надеяться, что доселе дремлющий потенциал молодёжи уже реально будет работать на страну, а не тихо угасать в бесконечных разговорах и маниловских мечтаниях.

Завершая статью, хотим сказать, что исходя из этих размышлений, мы и реализуем в Перми проект «Infolife». Нам важно в нём не просто обучение молодых людей технологиям деятельности рекламиста, журналиста, специалиста по связям с общественностью, но и стремление сподвигнуть их на деятельность в разных сферах, оснастить инструментами гражданской активности. После третьей сессии проекта появилось ощущение, что наши мечты всё-таки смогут воплотиться в практические дела его участников.

Роберт Латыпов, Мария Черемных

В современном обществе происходит смена укладов, общество находится на новом витке своего развития. Мировая глобализация требует формирования общих и выработки единых моделей поведения людей. Современное российское общество стремится к сближению с западными моделями социального поведения. Решая социально-экономические и политические проблемы у нашего общества, появляются и выходят на первый план социально-психологические и личностные проблемы людей .

Структура социального характера включает психологические и социальные черты, формирующиеся у личностей, зависящих от существующих социально-исторических условий. Рассмотрим социальную и культурную жизнь современной молодежи, и их атрибуты – индустрию развлечений, проблему свободного времени, рекламу, поведение потребителей, современные СМИ, интернет, телевидение. Для управления структурами необходимо формировать единый стиль жизни, присущий всем жителям планеты. Рассмотрим ключевые факторы формирования нового общества:

  1. Ориентация на потребление с созданием искусственных потребностей у молодёжи, влияние на чувства и эмоции потребителей.
  2. Применение новых цифровых технологий для расширения границ пространства и времени.
  3. Суггестивное влияние на человеческое поведение, чувства, вкусы людей, манипулирование и внушение.

Рассмотрим психологические черты современной молодежи.

  1. Отношение молодежи к окружающей действительности. Для творческой личности окружающий мир не имеет пространственных и временных границ. Мир воссоздается по собственному сценарию личности. Это осуществляется при помощи новых интерактивных средств коммуникации. Современная личность отрицает всякие запреты, ограничения и правила поведения.
  2. Отношение молодежи к другим людям. Для многих индивидов связь с людьми носит виртуальный характер и осуществляется посредством Интернета и других мультимедийных технологий. Современная личность исключает близкое и глубокое общение, основанное на взаимной заботе и внимании. У многих молодых людей проявляется и формируется инфантилизм.
  3. Отношение молодежи к самой себе. Современная молодежь под воздействием интернета, телевидения, СМИ, кино старается копировать стили поведения популярных людей. Такие индивиды стремятся к групповой принадлежности, становятся разного рода фанатами. У них прослеживается по отношению к самим себе, рыночная ориентация. Они превращаются в потребителей.
  4. Отношение молодежи к работе и свободному времени. Современный молодой человек много работает ради карьеры и обеспечения доступа к наслаждениям и активному потреблению. Другая категория людей ценит свободное время, досуг и потребительское поведение. Для них важна хорошая атмосфера в коллективе больше чем карьера и заработная и плата. Современная личность ориентирована на гедонистическое поведение.
  5. Отношение молодежи к получению образованию и к саморазвитию. Для современного человека высокую ценность имеет инструментальное знание, основанное на коммуникациях и современных цифровых технологиях. Личность старается «идти в ногу» с современными способами получения знаний и применении их на практике. Очень много времени уделяется самообразованию и повышению квалификации на всевозможных курсах, тренингах, стремится к получению современных специальностей.
  6. Стиль жизни современной молодежи. Современная личность понимает красоту согласно веяниям нового времени. Красота представляет собой способ самовыражения. Создается собственный стиль жизни и выставляется напоказ. Такие личности креативны. Креативность проявляется у активных людей через самопрезентацию, а у пассивных заимствуется через подражание и руководство. Пассивные личности подвержены влиянию рекламы, символов, брендов. Они являются основными потребителями.
  7. Общественная и личностная ценность молодежи. У современного человека складывается своя система ценностей. Молодежь уважительно относится к чужим ценностям, но не терпима к людям, которые пытаются изменить её собственные представления о системе ценностей. Активные индивиды за ценности равенства, свободы и независимости. Пассивные индивиды проявляют меньше толерантности по отношению к чужим ценностям.
  8. Мышление и восприятие молодёжью окружающей действительности. В современном обществе мышление является свободным и ассоциативным. Внимание современной молодежи привлекают лишь острые и сильные ощущения. Для таких людей важна визуализация. Индивид жаждет острых ощущений испуга, испытывает радость, наблюдая за чьим-то смущением и стыдом.
  9. Продуктивность социального характера по мнению молодежи. В своем анализе современной молодежи надо обратить внимание на степень продуктивности ее социального характера. Многие возможности человека заменены современными цифровыми технологиями. В социальных отношениях все определяется посредством управления и программирования. Создаются новые социальные технологии управления, в которых определяется место человеку в качестве оператора. Личность заботится не о том, чтобы оптимизировать свои силы при помощи технических средств, а о том, чтобы пассивно погружаться в создаваемые этими средствами реальность.

Добавить комментарий

Закрыть меню