Нравственные обязанности человека

Моральные обязательства

В результате вкратце очерченных перемен, происходящих в социуме, к закату античных государств союз мужчины и женщины перестает быть единственным средством полноценного воспроизводства первичного социального организма, подобием клетки, несущей в себе всю полноту информации о том целом, структурной частью которого она является. Со всеми преобразованиями общества, что порождает разделение труда и диверсификация деятельности, межполовая коммуникация практически отрывается от межпоколенной и этот союз становится просто данью традиции и способом реализации полового влечения.

Правда, какое-то время долгом гражданина остается продолжение своего рода, поэтому вступление в брак считается обязательным, уклонение от него расценивалось как небрежение обычаем, заветами. К холостякам относились как к каким-то отщепенцам, не считающими нужным склоняться перед тем, что дорого их согражданам, и это, по нормам того времени, не сулило им ничего хорошего. Впрочем, дело не в одних заветах предков, в поклонении им: государство нуждается в своих защитниках, а значит, отец обязан оставить после себя сыновей. В Спарте мужчина наказывался не только за безбрачие, но и за позднее вступление в брак; по этим же основаниям не одобрялся и бездетный союз. Дело доходило до того, что взрослые спартанцы, не состоящие в браке, должны были в зимнюю пору нагими обходить рынок, распевая песню, в которой говорилось о том, что они не повиновались законам своего государства. Впрочем, могли быть применены и судебные санкции в виде крупного штрафа. В Афинах формального принуждения к браку нормами закона нет, но есть весьма ощутимое давление общественного мнения: В своих Законах Платон пишет: «…человеческий род бессмертен, ибо, оставляя по себе детей и внуков, род человеческий благодаря таким порождениям остается вечно тождественным и причастным бессмертию. В высшей степени неблагочестиво добровольно лишать себя этого, а между тем, кто не заботится о том, чтобы иметь жену и детей, тот лишает себя этого умышленно». Пусть это слишком возвышенно и абстрактно, но и на приземленном бытовом уровне долг человека перед своими предками существует. Ну и, конечно же, существует долг перед государством. Не в последнюю очередь именно осознание долга лежит в основе осуждения брака по расчету. В той же Спарте законами Ликурга спартиату предписывается жениться на бедной девушке (кроме прочего, это способствовало уравнению состояний). Осуждается брак по расчету и в Афинах. Что же касается продолжения рода, то мужчина, по нормам Греции, обязан оставить после себя двух сыновей (на случай смерти одного из них).

Однако чувству долга свойственно угасать. Мы можем видеть это на примере древнегреческого театра. Здесь уже было сказано, что он служил своеобразным университетом; этому способствовало то обстоятельство, что он тонко чувствовал изменение духовного климата полиса.

Обратимся к двум выдающимся творениям, которые ярко характеризуют отношение гражданина к своему долгу,— «Ифигении в Авлиде» Еврипида и «Лягушкам» Аристофана. У Еврипида дочь Агамемнона должна была быть принесена в жертву богине Артемиде, чтобы обеспечить успех общеэллинскому делу — взятию Трои (разумеется, Троя — это не только обращение к далекому прошлому, но и иносказание каких-то будущих угроз).

…Калхант-вещун <…>

Изрек, что царь и вождь Агамемнон

Дочь Ифигению, свое рожденье, должен

На алтаре богини заколоть,

Царицы гладей этих. «Если, молвил,

Заколете девицу, будет вам

И плаванье счастливое, и город

Вы вражеский разрушите, а нет —

Так ничего не сбудется.

В последнюю минуту и сама Ифигения изъявляет покорность судьбе, предпочитая смерть за отечество. У Аристофана состоятельные граждане, еще недавно считавшие своим патриотическим долгом исполнение разного рода литургий (общественных обязанностей), стремятся уклониться от них, чтобы не тратить свое добро:

Эсхил:

Из богатых и знатных не хочет теперь ни один выходить в триерархи]

Они рубища носят, как ты им велел, сиротами безродными плачут.

Дионис

Да, Деметрой клянусь, а внизу, под тряпьем — из отменнейшей шерсти рубашку.

«Ифигения в Авлиде» была написана в 408 г. до н.э., и поставлена после смерти автора; «Лягушки» были поставлены в 405 г. до н.э., т.е. практически одновременно. Обе и трагедия, и комедия были встречены греческой публикой восторженно, и это говорит о многом. Патриотическое чувство начинает угасать, и в этой реакции не трудно увидеть и ностальгию по великому времени общенационального единения, и форму осуждения подобных «триерархов» (триерарх — это человек, который на свои деньги снаряжает военное судно). К тому же и подтекст трагедии говорит о том, что Ифигения приносится в жертву не одному отечеству, но и своекорыстным расчетам Агамемнона, который хочет укрепить свое положение главнокомандующего, и видам Менелая, у которого на уме только жажда мести за нанесенное ему оскорбление. Словом, в реакции публики уже видится своеобразная стрелка барометра, указывающего на опасные перемены в нравственном климате города.

Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 273 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Нравственная обязанность

Cтраница 1

Нравственные обязанности не могут быть исполняемы без участия обязанного другими лицами, хотя бы они действовали от имени обязанного, и вообще для представительства в области нравственности нет места.  

Нравственные обязанности наемных работников и менеджеров перед фирмой предполагают лояльность и дисциплину.  

Традиционные представления о лояльности к фирме состоят в предпочтении нравственных обязанностей перед фирмой всем другим обязанностям и интересам.  

Требования такой коренной перемены могли казаться материально опасными, но нравственная обязанность, вытекавшая из идеи христианского царства, овладела — вслед за немногими частными: умами — и мыс-лию русских государей. Решительное исполнение этой обязанности блистательно оправдало дело Петра Великого и петербургскую эпоху русской истории.  

Такие обязанности, которые сознаются свободными по отношению к другим, по которым другим ничего не принадлежит, не причитается со стороны обязанных, мы назовем нравственными обязанностями.  

Каким бы многообразием ни отличались проявления личных качеств руководителей, в них есть, конечно, нечто общее, и этим общим является, по нашему мнению, осознание ими своих нравственных обязанностей перед подчиненными и перед обществом в целом. Для их выполнения руководитель нуждается во всестороннем развитии, в опыте и знаниях, без чего невозможно проникновение в психологию человека и познание мотивов его действий, а значит, и регулирование его поведения.  

Согласно этой инструкции отдел принимал на себя ограждение детей от жестокого с ними обращения, от вредной эксплуатации их, от развращающего и вообще вредного влияния на них взрослых и надзор за правильным исполнением в отношении детей материальных и нравственных обязанностей со стороны лиц, от которых малолетние находятся в зависимости.  

Вывод, к которому приходит Булгаков, звучит и сегодня актуально: народное хозяйство требует духовного здоровья народа, повышения личной ответственности и самодисциплины, которая предполагает признание высших этических, в конечном счете, религиозных ценностей, нравственных обязанностей в сфере профессионального труда.  

Чтобы счастье наше было полно, мы нуждаемся в привязанности и помощи окружающих нас людей; последние же согласятся любить и уважать нас, помогать нам в наших планах, работать для нашего счастья лишь в той мере, в какой мы готовы работать для их благополучия, эту необходимую связь называют нравственным долгом, нравственной обязанностью.  

Все эти обязанности поставлены в десятисловии на первое место, и лишь затем идут шесть остальных заповедей, нормирующих отношения между людьми. В религиозных системах морали нравственные обязанности перед Богом считаются ведущими, основными.  

Все эти обязанности поставлены в десятисловии на первое место, и лишь затем идут шесть остальных заповедей, нормирующих отношения между людьми. В религиозных системах морали нравственные обязанности перед Богом считаются ведущими, основными.  

В документах индийского эпоса предпринята попытка обрисовать облик того, кто способен и призван облегчить физические страдания людям.

Врач должен быть спокойным, терпеливым; его важнейшей нравственной обязанностью является поддержание у больного надежды на спасение.  

Правовой основой разрешения всех этих проблем в современном Российском обществе может служить соблюдение принципа свободы совести. Совесть — это категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. В самом общем виде принцип свободы совести означает признание права человека на самостоятельный выбор своих убеждений и возможность их проявления в действиях и поступках, не в ущерб другим людям и обществу в целом. Таким образом, постановка вопроса о свободе совести означает постановку вопроса о духовной свободе человека, о возможности существования для индивида такой области духовной жизни, куда не в праве вторгаться никакая власть, никакие общественные или иные организации.  

Необходимость вооружения глубоко сознается у нас организованными рабочими. Ближайшею задачею является подготовка к возможной майской демонстрации. Сознательными рабочими признается нравственная обязанность — не выводить массы на бойню, а защищать их, руководить ими в случаях столкновения с войсками. Вооружаются рабочие и потому, что, может быть, — думают они, — очень скоро им придется с оружием в руках выступить на борьбу с самодержавием, на борьбу за достижение политических прав, на ту борьбу, необходимость которой ими давно сознана. Но в широких массах революционное настроение не так сильно и глубоко, как многие думают.  

Нравственность — не просто средство общественного регулирования индивидуального поведения. Там, где нет свободно выбранных нравственных обязанностей ( пусть самых элементарных), начинается общая деградация человека, особенно быстрая, когда он становится добычей преступного окружения или преступного режима. Сплошь и рядом она оказывается прологом к самоуничтожению.  

Страницы:      1    2

Добавить комментарий

Закрыть меню