Никколо макиавелли политические взгляды

Политические воззрения Никколо Макиавелли

Сочинениями Никколо Макиавелли (1469—1527 гг.) — «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «Государь», «История Флоренции» и «О военном искусстве» — положено начало политико-правовой идеологии Нового времени.
Макиавелли родился в семье юриста, 14 лет провел на посту секретаря Второй канцелярии Флорентийской республики и секретаря комиссии, ведавшей военными и международными делами. Методология, используемая Н. Макиавелли — рационализм. Он освобождает политическую науку от схоластики. Его политическое учение основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств античности, на представлениях об интересах и стремлениях участников политической жизни. «Природа создала людей таким образом, — писал Макиавелли, — что люди могут желать всего, но не могут всего достигнуть». Из-за этого люди беспокойны, честолюбивы, подозрительны и никогда не довольствуются своей долей. Для того, чтобы управлять людьми, нужно понять их интересы.
Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Макиавелли предписывается введение в обиход термина «государство». Целью государства и основой его прочности является безопасность личности и незыблемость собственности, которые наилучшим образом обеспечены в республике.
Во всех государствах основой власти «служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы». Причем войско должно быть преданным именно государю, поскольку союзнические и наемные войска всегда склонны к измене.
Важным средством политики Макиавелли считал религию. Религия, рассуждал Макиавелли, — могучее средство воздействия на умы и нравы людей. Государство должно использовать религию для руководства подданными. Мудрый государь также должен следовать и обычаям народа.
Макиавелли занимался изучением влияния различных социальных групп на осуществление политической власти в государстве. Свободное государство должно быть основано на компромиссах народа и знати; суть «смешанной республики» в том и состоит, что система государственных органов включает аристократические и демократические учреждения, каждое из которых, выражая и защищая интересы соответствующей части населения, сдерживает посягательства на эти интересы другой его части.
Наибольшую известность Макиавелли принесло сочинение «Государь». Благодаря ему Макиавелли считается одним из основоположников политологии. В его произведениях политика рассматривалась как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены. Ставя вопрос о соотношении морали и политической целесообразности, он безоговорочно решает его в пользу последней. В политике единственным критерием оценки действий правителя государства являются укрепление власти, расширение границ государства. Для достижения этой цели правитель должен использовать все средства, втом числе аморальные: «Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хороши». Данное сочинение содержит практические советы правителю, призванные сплотить, централизовать власть. Приведем лишь некоторые из них: казни следует совершать чужими руками, а благодеяния творить собственными; лучше не грозить, а казнить, чтобы обиженный не смог отомстить; в случае необходимости можно отступиться от данного слова и т.д.

Идеальный правитель должен быть подобен льву и лисе. «Лев боится капканов, а лиса — волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков». Идеалом подобного сильного и мудрого политика Макиавелли называет Чезаре Борджиа. Сильная централизованная власть государя необходима, по мнению Макиавелли, в сложные периоды истории, например, когда необходимо бороться с захватчиками, для того, чтобы сплотить государство, т.е. в чрезвычайных обстоятельствах.
Обосновывая выбор формы правления, Макиавелли обращается к цикличности развития государства. Для объединения государства наилучшей формой будет монархия; для государства, в котором установился гражданский мир, — республика. Наилучшей формой правления, с точки зрения Макиавелли, является умеренная республика, сочетающая монархический, аристократический и демократический элементы и представляющая собой договор, средство согласования стремлений и интересов борющихся социальных групп.
Таким образом, Макиавелли заменил схоластику рационализмом; ввел в научный оборот понятия «государство» и «республика» в современном смысле; заложил основы политической науки; выступил против феодальной раздробленности; продемонстрировал связи политики и форм государства с социальной борьбой; осудил политику папского престола и духовенства; поставил вечный вопрос о соотношении политической целесообразности и морали.

>О проекте / ИППУ / ИППУ — краткие лекции / Политические взгляды Никколо Макиавелли

Политические взгляды Никколо Макиавелли

Политические и правовые воззрения Никколо Макивелли

Основными произведениями Никколо Макиавелли (1469-1527 годы) являются: «Государь», «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия», «О военном искусстве» и «История Флоренции». Также его перу принадлежать многочисленные карнавальные песни, сонеты, новеллы и комедия «Мандрагора».

Макиавелли различал понятия «общество» и «государство». Последнее являлось политическим состоянием общества, которое выражало отношения между подданными и их правителями, основанными на страхе и любви населения данного государства. При этом основополагающим фактором было то, что страх поданных не должен превратиться в их ненависть, которая будет выражена против государства. Главная цель государства, а также основа его прочности – незыблемость собственности и безопасность личности.

Никколо выделял шесть отдельных государственных форм, разделяя их на две ветви – правильные (к ним традиционно относились аристократия, демократия и монархия) и неправильные (олигархия, охлократия и тирания).

Согласно Макиавелли, любая государственная форма, достигнув своего совершенства, клонится к упадку, вырождаясь при этом в собственную противоположность. Так тирания приходит на место монархии, аристократией сменяется тирания, а аристократию заменяет олигархия, которой на смену приходят демократия и охлократия. Самой совершенной государственной формой он считает смешанную форму, так называемую умеренную республику – сочетание таких форм как монархия, аристократия и демократия.

Н. Макиавелли по праву считается одним из главных родоначальников политической науки. Именно им политика была определена в качестве метода и предмета. Политические задачи по Николло это выявление закономерности разных государственных форм, а также факторов их устойчивости, связей с политической расстановкой сил, её обусловленность психологическими, географическими, военными и экономическими факторами.

Кроме того, политика не должна основываться исключительно на моральных принципах, а обязана исходить из целесообразности определённой ситуации. Она должна быть подчинена достижению намеченных целей, которые, как и их выбор, зависят только от обстоятельств. Именно по этим причинам поступки правителей необходимо оценивать по их отношению к государственному благу, но не с точки человеческой морали. Немного позже, «макиавеллизмом» называли политику, которая основывалась на культе безнравственности и насилия.

Добавить комментарий

Закрыть меню