Нетрадиционные методики закаливания

Закаливание детей является процедурой, которую применяют люди на протяжении многих веков. Такие процедуры способны укрепить здоровье, укрепить иммунитет, поднять выносливость ребенка.

Закаливание – это один из самых действенных способов надолго сохранить свой организм здоровым и крепким.

Его следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т. п.).

Цель закаливания: выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды.

Основные принципы закаливания детей:

  • Следует учитывать возраст ребенка, его физические и психические особенности.
  • Последовательность — Процедуры закаливания нужно проводить последовательно, постепенно увеличивать время процедур и нагрузку на организм.
  • Систематичность — Этот принцип напоминает, что закаливания имеют свой режим
  • Закаливание необходимо проводить только при положительной реакции малыша. Нельзя, чтобы ребенок боялся таких процедур, или проводить их насильственно

Существуют традиционные и нетрадиционные методы закаливания.

К традиционным методам относятся:

  • Воздушные закаливания,
  • Солнечные закаливания,
  • Водные закаливания.

Закаливание водой

является самым действенным и распространенным на сегодняшний день. Начинать его следует не с прямого контакта с водой, а с обтираний. Для этого понадобится удобная махровая тряпочка или варежка. В первые дни такого закаливания температура воды должна совпадать с температурой тела. А в дальнейшем ее необходимо постепенно начинать понижать на несколько градусов.

Сама процедура занимает всего 5-7 минут. Достаточно лишь обтереть все тело, начиная с рук и заканчивая ногами. Обтирание должно осуществляться по массажным линиям. Например, ноги обтираются снизу вверх, а живот – аккуратными движениями по часовой стрелке.

Методика контрастного воздушного закаливания

Предусматривает выполнение основных методических принципов проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.

В 15 часов дети просыпаются под звуки музыки, что создает радостный эмоциональный фон и, лежа в постели поверх одеяла, выполняют в течение 2-3 минут 3-4 физических упражнения, охватывающие все группы мышц типа: подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками и последующим выпрямлением, перекрестное и параллельное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно, покачивание согнутых колен в правую и в левую стороны с противоположным движением рук, а также различные упражнения в положении лежа на боку, сидя, лежа на животе.

Закаливание солнцем — это довольно интенсивный способ укрепления организма. При слишком долгом пребывании под солнечными лучами могут появиться различные нежелательные реакции, начиная от недомогания и слабости и заканчивая солнечным ударом.

Закаливание солнцем можно начинать в тени деревьев, потом постепенно переходят на солнечные местные ванны отдельных частей тела (ног, рук), со временем увеличивая длительность принятия таких ванн. Это необходимо делать утром и вечером, наблюдая за тем, как себя чувствует малыш. Принятие солнечных ванн начинают с 4 минут, доводя постепенно время пребывания на солнце до получаса. Укрепление организма малышей завершают в дальнейшем обливанием водой. Питье и головной убор — это непременные условия закаливания солнечными лучами.

Хождение босиком — дыхательная гимнастика и массаж биологически активных точек тела. Перечисленные методики являются нетрадиционными способами закаливания и как показывает опыт, эффективными способами снижения уровня заболеваемости малышей при посещении дошкольного учреждения.

«Хождение босиком» — хороший метод закаливания, как для детского учреждения, так и для дома.

Закаливание «Хождение босиком» проводится в игровой форме, с увеличением количества и качества упражнений, выполняемых детьми поточным способом, по кругу. В закаливании используются различные виды ходьбы, бега, прыжков, имитационные движения, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки. Все это подготавливает организм к физической нагрузке. Для повышения интереса использую образно-игровые сюжеты: «чистюли», «дождик», «зайки», «обезьянки» и т.д.

Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется главным образом действием низких температур пола, земли.

НЕТРАДИЦИОННОЕ И КОНТРАСТНОЕ ЗАКАЛИВАНИЕ

Кинтенсивным (нетрадиционным)методам закаливания относят любые методы, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом отрицательной температуры. Имеется достаточный опыт интенсивного закаливания детей раннего возраста в родительских оздоровительных клубах. Однако прак­тически нет научных исследований, свидетельствующих о возможности использования этого вида закаливания.

Реакция организма на действие любых раздражителей обозначается как общий адаптационный синдром, в котором выделяют три стадии:

— стадию тревоги (активация функции коры надпочечников, вследствие чего уменьшается объем вилочковой железы, селезенки, лимфатических узлов);

— стадию резистентности (развитие гипофункции коры надпочечников);

— стадию истощения.

Физиологическая незрелость организма детей раннего возраста, в пер­вую очередь незрелость нейроэндокринной системы, является нередко причиной не повышения, а, наоборот, подавления иммунной активности, быстрого развития стадии истощения при чрезмерном закаливании ребенка. Поэтому практически все авторы, занимающиеся вопросами закаливания детей раннего возраста, считают купание детей в ледяной воде противо­показанным.

Однако существует контрастное закаливаниекак переходная ступень между традиционным и интенсивным закаливанием. Это контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный душ, сауна, русская баня и др.

Наиболее распространенным методом, применяемым у детей, являет­ся контрастное обливание ножек.При этом необходимо соблюдать пра­вило:

нельзя обливать холодные ноги холодной водой (ноги предвари­тельно нужно согреть)

В ванну ставят два таза так, чтобы вода покрывала ноги до середины голени. В одном тазу вода всегда одной температуры (38 — 40 °С), а в другом при проведении процедуры впервые на 3 — 4 °С ниже. Ребенок сначала погружает ноги в горячую воду на 1 — 2 мин («топочет ими»), затем в прохладную на 5 — 20 с. Число попеременных погружений — от 3 до 6. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазу снижают на 1 °С, доводя ее до 18 — 10°С. У здоровых детей

процедуру заканчивают холодной водой, а у ослабленных — горячей.

Контрастное обтирание для уси­ления воздействия можно проводить с применением настоя трав. Для бо­лее интенсивного охлаждения ис­пользуют настой мяты. Сухую тра­ву с цветками заливают кипятком из расчета 4 столовые ложки на 1 л, настаивают 30 мин, фильтруют, ох­лаждают до 20 — 22 °С. Горячий на­стой готовят с «разогревающими» растениями: тимьяном, тысячелистником, пижмой, сосновыми и ело­выми иголками. Их берут по 2 сто­ловые ложки на 1 л кипятка, настаи­вают, фильтруют, подогревают до 38 — 40 °С. Сначала растирают ручку ребенка полотенцем, смоченным в холодном настое, затем-рукавич­кой, смоченной в горячем настое, а после этого сухим полотенцем растирают ручку до покраснения. Так проводят процедуру со второй ручкой, ногами, туловищем. У более старших и закаленных детей при положительных эмоциях можно постепенно температуру горячего настоя повышать до 40 — 42 °С, а холодного — понижать до 4 — 6 °С.

Более старшим детям контрастные ножные ванны можно заменить контрастным душем: воздействие горячей воды (40 — 50 °С) — 1 мин, затем обливание холодной водой с минимальной температурой 10 — 15 °С — в те­чение 10 — 20 с. Чередовать 5 — 10 раз.

В сауне (суховоздушной бане) используют горячий воздух в парной (около 60 — 90 °С) с низкой влажностью и последующим охлаждением в бассейне с водой, температура которой может колебаться от 3 до 20 °С, а зимой — с купанием в снегу. При отсутствии противопоказаний и желании родителей ребенок может посещать сауну с 3 — 4 лет 1 раз в неделю вначале в виде однократного посещения парной на 5 — 7 мин при температуре в ней около 80 °С на высоте верхней полки. Постепенно можно довести до трехкратного посещения парной на 10 мин с последующим охлажде­нием.

Во многих регионах нашей страны широко используется закаливающий эффект русской бани. Основой его является строгое соблюдение контраст­ного цикла: нагревание – охлаждение — отдых. Формула закаливающего цикла – 1 : 1 : 2, т.е. париться и принимать прохладный душ нужно примерно одинаковое время, а отдыхать в 2 раза дольше. Для детей раннего возраста, только начинающих привыкать к русской бане, достаточно одного цикла. В парилке вначале нужно находиться не более 3 — 5 мин, через несколь­ко посещений можно увеличить это время до 5 — 10 мин. Вначале охлаж­дение лучше проводить обливанием, затем холодным душем, позднее-купанием в холодной воде, в том числе и в проруби, обтиранием снегом. Количество заходов в парное отделение постепенно увеличивают до 4 — 5.

В русской бане часто на раскаленные камни выливают не простую воду, а банные коктейли в виде ароматического настоя трав. Например, для антисептического эффекта используют в равных пропорциях мяту, шалфей, тимьян, лист эвкалипта; с успокаивающей целью — тимьян, мяту, душицу, ромашку, березовые почки, зеленую еловую хвою; тонизирующее действие оказывают тополевые почки (1 часть), цветочные корзинки пижмы обыкновенной (2 части), листья зубовки (1 часть); улучшают дыхание листья и кора березы, дуба, липы, трава душицы, тимьяна.

Широко используют в русской бане веники, причем каждый веник вызывает специфический эффект. Например, березовый веник оказывает болеутоляющее, успокаивающее и бронхолитическое действие; дубовый — успокаивающее, противовоспалительное; липовый — бронхолитическое, мочегонное, помогает при головной боли, простудных заболеваниях; пих­товый веник используют при радикулитах, невралгии; ольховый — при миалгии; рябиновый оказывает возбуждающее действие и т.д.

Контрастное закаливание эффективнее, чем закаливание только хо­лодом. Но есть сторонники и этого метода: он включает обливание из ведра водой, температура которой не превышает 3 — 4 °С, купание в ледяной воде в течение 1 — 4 мин в домашней ванне, зимнее плавание, или «моржевание» — высшая форма закаливания холодом. Страх перед применением этих видов закаливания у взрослых и детей старшего возраста преувеличен из-за незнания и неправильных выводов в крайне немногочисленных научных публикациях. В редких научных исследованиях, посвященных «моржам», объем наблюдений невелик; авторы некоторых «исследований» не уделяют внимания тому факту, что нередко этими видами закаливания начинают заниматься люди с различными хроническими заболеваниями после безуспешного лечения традиционными медикаментозными методами (ишемическая болезнь сердца, гипертония, заболевания органов дыха­ния и др.).

Если родители настаивают на проведении таких видов закаливания, долг медицинского работника-не запрещать их категорически, так как в большинстве случаев родители поступят по-своему, а настойчиво рекомендовать выполнение правил, о которых было сказано в начале главы:

учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и постепенное увеличение дозы раздражающего воздействия

В заключение необходимо остановиться на так называемых фармакологических методах закаливания. Речь идет об иммуномодуляторах, усиливающих интерферонообразование, таких как продигиозан, левамизол, тимолин, Т-активин и др. Некоторые авторы рекомендуют использовать их для профилактики частых респираторных заболеваний у детей раннего возраста. Но, как правило, научные исследования, проведенные с целью определения эффективности иммуностимуляторов у этой группы детей, касаются только иммунологических показателей до и после применения препаратов, в частности отмечается снижение уровня IgE, нарастание числа Т-лимфоцитов. Однако практический опыт свидетельствует об отсутствии влияния лечения иммуностимуляторами на уровень и динамику респира­торной заболеваемости, в то время как контрастное закаливание уже че­рез год способствует снижению частоты ОРВИ у детей раннего возраста в 3,5 раза.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ Вопрос 1. Для каждого указанного возраста выберете соот­ветствующую температуру воздуха.

1. Доношенный новорожденный. А — 23 °С
2. От 1 до 3 мес. В — 18 °С
3.

От 3 мес до 1 года.

С — 21 °С
D — 20°C
Е — 25 °С

Вопрос 2. При какой минимальной температуре воздуха в зимнее время в средней полосе России можно выносить грудных детей на прогулку?

1. Доношенный новорожденный. А — 3 °С
2. От 1 до 3 мес. В — 5°С
3. Старше 6 мес. С — 10°С
D — 12°C
Е — 15°С

ОТВЕТЫ

К вопросу 1: 1 — А; 2 — С; 3 — D.

К вопросу 2:1 — В; 2 — С; 3 — Е.

Рекомендуемые страницы:

Вода – самая распространенная составляющая жизни на Земле. Главные дары воды: здоровье, бодрость, хорошее настроение. Вода – первоисточник жизни, жизнь и вода неразделимы. Наиболее важным воздействием воды на человеческий организм, проявляющимся при применении почти всех водных процедур, является температурное. Способность человеческого организма независимо от температуры действующей на него внешней среды поддерживать одну и ту же температуру тела осуществляется через нервную систему — это называется терморегуляцией.

Воду различают: холодную 20 градусов и ниже, очень холодную до О градусов, прохладную с 32 градусов до 21 градуса, безразличную 35-33 градусов, теплую 36-40 градусов, горячую 45-55 градусов, очень горячую выше 55 градусов, в виде пара 75-100 градусов.

Под влиянием холодных и прохладных процедур замедляется дыхание, углубляется вдох, при этом усиливается поглощение кислорода, что оказывает благоприятное влияние на организм. Таким образом, температурное воздействие начинается в кожных сосудах, а затем передается при помощи нервной системы на весь организм, вызывая перестройку органов и тканей.

Воздействие прохладной воды, если оно кратковременное и нерезкое, тренирует сосуды, увеличивает работу мышц, улучшает обмен веществ, повышает возбудимость нервной системы, все это способствует увеличению работоспособности организма, создаёт бодрое настроение (так действуют прохладные обтирания, обливания, души, купание). Теплая вода, вызывая расширение сосудов, замедляет процессы обмена, уменьшает тонус мышц, расслабляя их, создает в организме чувство успокоения, уменьшает раздражительность и, действуя длительно, вызывает тормозное состояние коры головного мозга, способствует спокойному сну (теплые ванны).

Постепенное повышение или понижение температуры воды вызывает медленное, спокойное расширение или снижение сосудов. Большое значение имеет состояние здоровья человека, его нервная система, здоровый тренированный человек реагирует правильно, а больной, наоборот, для того, чтобы ребенок реагировал правильно на водные процедуры, чтобы не боялся ни жары, ни холода, нужно регулярное общение с водой, необходимо использовать весь арсенал средств закаливания.

Закаливание — система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям.

По Змановскому Ю. Д. принципы соблюдения закаливания:

1. Осуществлять закаливание следует только при полном физическом здоровье детей.
2. Интенсивность закаливающих процедур целесообразно увеличивать постепенно, соотвеветственно возрастающим в процессе закаливающей тренировки компенсаторным возможностям растущего организма.
3. Систематичность и последовательность при проведении закаливания, учитывать индивидуальный подход при проведении процедур
Обливание – эта процедура проводится в теплом помещении при температуре не ниже 18-20 градусов. Воспользуйтесь кувшином, ведром или резиновым шлангом. Исходная температура для маленьких 35-36 градусов, для старших 32-34 градуса, постепенно снижают для маленьких зимой до З0 градусов, летом до 28 градусов, для старших зимой до 28 градусов, летом до 26 градусов.

Продолжительность процедуры 20-30 секунд, после этого ребенка быстро вытирают насухо. Вся процедура вместе с растиранием тела не должна превышать 3-4 минуты.

Контрастные ножные ванны – попеременное применение воды с большой разницей температуры в двух тазах, в первом тазу вода с температурой 40-35 градусов, во втором тазу вода с температурой 37-32 градуса, на 3-5 градусов ниже. При выполнении этой процедуры ноги помещают на 2-3 минуты в таз с теплой водой, а затем на 30 секунд с более прохладной. Процедуру повторяют от 2 до 3 раз, после процедуры стопы следует вытереть полотенцем насухо. В дальнейшем, примерно через 10-14 дней, разницу температуры в обоих тазах доводят до 6-8 градусов , а затем до 20 градусов, это повышает устойчивость организма к холоду.

Контрастный душ оказывает на организм более сильное воздействие.

Сначала подается теплый душ, температура воды 37-36 градусов на 30 секунд доводят 1,5 минуты, затем 15-30 секунд прохладная 23-20 градусов, и таким образом в течение 2 3 минут, смена температур душа 2-3 раза. Затем растирают полотенцем досуха и до покраснения тела ребенка.

Надежным заслоном от простуды служит локальное и местное закаливание. Оно полезно детям, страдающим хроническими заболеваниями носоглотки, насморком, ангиной. Приучать детей утром и вечером полоскать горло и обтирать шею холодной водой, начинать с температуры 23-22 градуса и снижать 12-10 градусов, рекомендуется также перед сном ополаскивать ноги прохладной водой 32-21 градус на 10-15 секунд.

Рижский метод — закаливание при простудных заболеваниях, на дно таза насыпают мелкие камешки, гальку, заполняют также тазик соленой водой 10-20 г соли на 1л воды так, чтобы она покрывала лодыжки ребенка. Дети гуляют по мини-пляжу в течение 2 минут, после прогулки ополаскивают ноги пресной водой, начальная температура воды 36 градусов, каждые 2-3 дня снижают на 1 градус и доводят до 22-24 градусов для 3-4-летних детей, до 20 градусов для 5-летних, до 18 градусов для 6-7-летних детей. Следующий вариант: на полу ванной комнаты расстилают грубую мешковину, смоченную 10% раствором поваренной или морской соли, по которой дети прогуливаются, это приносит большую пользу его здоровью.

Водные процедуры удобны тем, что, произвольно меняя температуру воды и длительность процедуры, можно легко и точно дозировать нагрузку.

Добавить комментарий

Закрыть меню