Народный заступник гриша добросклонов

§ 21. Основные способы образования слов

I. В пополнении словарного состава русского языка большую роль играет словообразование, создание новых слов на основе имеющихся в языке. Так, от слова компьютер при помощи суффикса -н- образовалось слово компьютерный, от слова стыковаться при помощи приставок со- и рас- были образованы слова состыковаться (соединиться, осуществить стыковку) и расстыковаться (разъединиться, произвести расстыковку); от слов космос и видеть путём сложения основ и при помощи суффикса -ни- было образовано слово космовидение (телевизионные передачи из космоса).

Образование слов в русском языке происходит следующими основными способами:

1) при помощи приставок (приставочный способ), например: приходить, неудачный, предыстория;

2) при помощи суффиксов (суффиксальный способ), например: смелость, серебряный, алеть,

3) при помощи приставок и суффиксов одновременно (приставочно-суффиксальный способ), например: безвкусица, подземный, выпрямить, докрасна,

4) без суффиксов (бессуффиксный способ): вылет, глубь. С помощью бессуффиксного способа образуются от глаголов имена существительные, обычно означающие результат действия, например: взрывать → взрыв, рассветать → рассвет, вздохнуть → вздох, насыпать → насыпь. Бессуффиксным способом существительные образуются и от некоторых прилагательных, Например: тихий → тишь (ср.: тишина), синий → синь (ср.: синева). Как видно из примеров, при бессуффиксном способе часто происходит чередование звуков в основе исходного слова;

5) при помощи сложения:

а) целых слов, например: времяисчисление, меч-рыба, плащ-палатка;

б) основ слов с помощью соединительных гласных о и е, например: лесостепь, белоснежный, птицеферма, древнерусский, свинцово-серый.

Нередко при сложении основ в образовании слова одновременно участвуют и суффиксы, например: стихотворец, судоходство, правобережный;

в) части основы с целым словом или частей основы, например: стенгазета, спецкор, АТС (автоматическая телефонная станция), вуз (высшее учебное заведение);

6) при помощи слияния слов, входящих в одно словосочетание или (редко) предложение, например: нижеподписавшийся (ср.: подписавшийся ниже), малопригодный (ср.: мало пригодный для работы);

7) при помощи перехода слов из одной части речи в другую, например: рабочий (прилагательное) костюм — молодой рабочий (существительное); любоваться лунной ночью (существительное) — возвратиться (когда?) ночью (наречие).

Показать, как образуются слова в современном русском языке, какие словообразовательные средства при этом используются, ставят своей целью «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова и «Школьный словарь образования слов русского языка» М. Т. Баранова.

II. Следует различать разбор слова по составу и словообразовательный разбор.

При разборе слова по составу выясняется, из каких морфем оно состоит. Для этого надо:

1) выделить основу и окончание;

2) последовательно подбирая родственные слова, указать все имеющиеся в основе приставки и суффиксы (а в сложных словах — части основы и соединительную гласную);

3) выделить корень.

При словообразовательном разборе выясняется, от какого исходного слова (слов) или исходной основы (основ) и при помощи какого способа образовано данное слово. Для этого надо:

1) установить лексическое значение разбираемого слова и выделить в нём основу;

2) найти ближайшее по смыслу родственное слово (слова), от которого образовано данное слово, и указать в нём основу (основы);

3) сопоставляя состав основ разбираемого и ближайшего родственного слов, установить способ словообразования, указать те значимые части слова, при помощи которых оно образовано.

126. Заполните таблицу «Способы образования слов» своими примерами.

127. Определите способ словообразования.

Безмерный, восклицание, подумать, подпирать, бледно-голубой, доисторический, настольный, землепроходец, оскорбление, оленевод, преподаватель, учительская, сложносочинённое (предложение), быстрорастворимый (кофе), ООН, обучение, учащиеся.

128. Прочитайте. С помощью какого суффикса образованы данные слова?

1) Плавательный, развлекательный, строительный, смертельный, мучительный, общительный. 2) Международник, скромник, труженик, путаник. 3) Учительство, правительство, представительство.

129. Какие из данных слов образованы приставочным способом? Выпишите их. Сделайте их словообразовательный анализ.

Побежать, побережье, повариха, выбор, выключатель, выгрузить, подгруппа, подделка, подснежник, повышение, по-зимнему.

130. Прочитайте. Укажите, какие недочёты допущены в употреблении однокоренных слов, какие слова образованы неправильно. Исправьте допущенные ошибки.

1) Новизна высказываемых Чацким новых идей поражает представителей фамусовского общества. 2) На основе своих долгих размышлений Раскольников обосновал и свою теорию. 3) Драма «Гроза» относится к лучшим драматургическим произведениям. 4) Именно в это время появляются романтические произведения, в которых проявилась мечта писателя о новом человеке.

131. Прочитайте. Какие слова образованы неправильно? Исправьте допущенные ошибки и спишите.

1) С исчерпывающей полностью сатирик вскрывает причины распада семьи Головлёвых. 2) Грише Добросклонову заготовлен трудный путь народного заступника. 3) Старик Дубровский не мог вынести измываний богатого соседа. 4) Мне бы хотелось особенно подчеркнуть такие черты характера Иудушки, как лицемерие. 5) От самодурности Дикого страдают не только его домочадцы, но и горожане. 6) Нередко за малейшие повинности крепостных жестоко наказывали. 7) Устои тёмного царства спошатнулись. 8) С поразительной глубиной отражены в романе основные социальные противоречия эпохи. 9) Успех первых пьес значительно упрочил положение драматурга.

132. Прочитайте. Определите стилевую принадлежность текста. Мотивируйте свой ответ. Выпишите из текста выделенные слова, определите способ их образования. Спишите второй абзац, расставляя недостающие знаки препинания.

Хорошо собирать грибы в лесу. Так оно всегда и представляется, что грибник с корзиной должен идти в лес, какой бы он ни был: молоденький сосновый с маслятами и рыжиками, бор-беломошник с боровиками, пёстрый берёзовый с разнообразным грибным населением, тёмный еловый, широкошумный и широколиственный с преобладанием дуба, ольховое, осиновое с примесью ивы чернолесье…

Я редко прихожу с совсем пустой корзиной. В ней может оказаться мало именно тех грибов которые берут все и повсеместно но как на безрыбье и рак рыба так(же) на без-грибье и какая-нибудь говорушка серая или мокруха еловая гриб. (В. Солоухин)

133. По «Школьному словообразовательному словарю» А. Н. Тихонова определите, какие гнёзда (цепочки) слов образованы от исходных слов готовый, ликовать, сосед, из каких значимых частей состоит каждое образованное слово и какой способ словообразования был при этом использован.

Образ народного заступника Гриши Добросклонова в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо сочинение

Все творчество поэта отображает волновавшую его всегда тему о непростой доле русского народа. В поэме автор раскрывает несколько художественных образов, на примере которых он показывает желание обычных людей защитить своих земляков и дать им возможность поверить в счастливое будущее.

Образ Гриши Добросклонова является одним из заступников народных масс, мечтающих о народном благополучии и всеобщем счастье.

В первую очередь поэт делает акцент на описании внешности героя, представляя его худым, бледным, ширококостным юношей с рыжей огненной шевелюрой. Григорий рожден в семье церковного дьяка, доброго, но вечного пьяного, жившего хуже обнищавших, захудалых крестьян, поэтому юноша на себе испытал нелегкую судьбу русского человека в виде голода, непосильного труда и беспросветного пьянства.

Рано потеряв любимую мать, скончавшуюся от тяжелого труда, Гриша приходит к убеждению, что жизнь необходимо посвятить служению своему народу, несмотря на его убогость и бедность.

Характерные черты образа Добросклонова поэт иллюстрирует через песнопения юноши, каждое из которых отображает человеческую боль, душевные страдания, людские слезы и мольбы, но и имеет мотив надежды на изменение жизни в лучшую сторону.

По мнению автора, Гриша Добросклонов является прототипом будущих революционеров, которые призывают крестьян бороться за свои права. Герой поэмы мечтает в ближайшее время получить столичное образование, а в настоящий момент помогает простому люду понять государственные правила и законы, пытается научить крестьян основам грамоты и письма, разъясняя им правила заполнения прошений, ходатайств.

Григорий четко понимает политическую ситуацию в стране, где процветает невежество, унижение простых людей, рабство крепостных крестьян. Добросклонов отчетливо видит несправедливое отношение самодержавной власти к своему народу, используя в своих песнях слова, в которых проявляется его личная боль за родную землю.

Автор убежден, что судьба народного заступника нелегка и чревата большими неприятностями, поскольку в тот исторический период времени его может ждать в будущем лишь народная слава, чахоточная болезнь и дальнейшая ссылка в сибирские рудники.

Но ощущение единения с народом даже в отсутствии личного счастья – это, с точки зрения поэта, радость правды великой, ради которой и живет Гриша Добросклонов.

Образ Гриши Добросклонова

Можно ли сказать, что классические произведения ушли в прошлое и нет в них проблем, которые волнуют нас сейчас? Конечно,нет. Время идет, а актуальность проблем не стареет. Пока человек жив ему нужны деньги, пока человек растет ему нужно образование. А на вопрос что необходимо для счастья искали и до сих пор ищут люди всех поколений. Пытается дать ответ на этот вопрос и Н.А.Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Обычные деревенские мужики в поисках правды на ответ «кому живется вольготно на Руси?» знакомятся с представителями разных слоев населения (поп, помещик, простой крестьянин). И никто из них не может сказать, что они живут счастливо.

На фоне всех героев выделяется Гриша Добросклонов. Его мужики встречают последним. Сын дьякона Тимофея Гриша рано потерял маму, которая очень любила своих сыновей и была заботливой хозяйкой. Несмотря на тяжелое финансовое положение, семья Добросклоновых стремилась дать образование своим детям. Мама не боялась труда и хотела изменить материальное положение семьи. Здоровье ее подвело и Гриша остался без нее.

Жизнь стала еще беднее, кушать практически было нечего. Односельчане кормили мальчиков. А те в благодарность за заботу старались взяться за любую работу и помочь крестьянам. Он с самого раннего возраста полюбил простых людей за их тяжкий труд доброту.

Поступив на обучение в семинарию, Гриша несмотря на голод и холод, твердо поставил перед собой цель окончить ее, а далее поступить в университете. И читатель не сомневается, что так и будет.

Как и других своих героев в поэме Н.А.Некрасов не найдешь описания Григоря Добросклонова. Лишь по отдельным строчкам вырисовывается портрет мужчины с худым лицом, но при этом с широкой костью, за которой и скрывается огромное человеческое сердце. Сама фамилия героя говорит, об отношении автора к нему. Он любит Григория и считает его человеком, который сможет помочь своему народу в борьбе за счастье. Для него не существует личного благосостояния, он будет счастлив лишь когда будут богатыми и сытыми все люди Руси. В его стремлении просматриваются революционные идеи, он полон решимости любыми путями добиться счастья для всех людей. Именно такие люди живут хорошо, несмотря на отсутствие денег и материальных благ.

Образ Гриши Добросклонова интересен и в наше время. Его пример показывает, что только целеустремленные личности могут добиться почета и уважения в обществе.

Популярные сегодня темы

  • Почему проблему «отцов и детей» называют «вечной»? Итоговое сочинение

    Проблема отцов и детей издавна считается одной из ведущих тем мировой литературы. Обращение к ней писателей разных эпох обуславливается ее актуальностью во все времена

  • Сочинение Описание природы зимой 6 класс

    Зима является самым холодным временем года. В это время лютуют сильные морозы и кружат снежные метели. Но, несмотря на холода и снежные бури, многие любят ее. Нравится она всем из—за того, что зимой много

  • Сочинение на тему Будущее России

    Еще каких-то пару десятков лет назад Россия, впрочем, как и все страны бывшего постсоветского пространства, находилась на грани краха. Упадок в экономике, отсутствие социальной линии поддержки граждан

  • Сочинение Жанр поэмы Медный всадник Пушкина

    Медный всадник — произведение А.С Пушкина, написанное в 1833 году. Произведение несёт в себе большой философский смысл, социальный и исторический подтекст.

  • Сочинение Иван Иваныч в рассказе Старый гений Лескова характеристика и образ

    В жизни каждого человека бывают трудность и невзгоды. Иногда решение проблем стоит где-то за рамками обыденности и установленных правил. Не каждому дано придумывать

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / «Народный заступник» Гриша Добросклонов (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

«Народный заступник» Гриша Добросклонов (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

Гриша Добросклонов коренным образом отличается от других действующих лиц поэмы. Если жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, Ермила Гирина и многих других показана в покорности судьбе и сложившимся обстоятельствам, то у Гриши наблюдается совсем иное отношение к жизни. В поэме показывается детство Гриши, рассказано о его отце и матери. Жизнь его была более чем тяжела, отец был ленив и беден:
Беднее захудалого
Последнего крестьянина
Жил Трифон.
Две каморочки:
Одна с дымящей печкою,
Другая в сажень — летняя,
И вся тут недолга;
Коровы нет, лошадки нет,
Была собака Зудушка,
Был кот — и те ушли.
Таков был отец Гриши, он меньше всего заботился о том, что едят его жена и дети.
Дьячок хвалился детками,
А чем они питаются —
И думать позабыл.
Он сам был вечно голоден,
Весь тратился на поиски,
Где выпить, где поесть.
Мать Гриши умерла рано, ее погубили постоянные печали и заботы о хлебе насущном. В поэме приведена песня, в которой рассказывается о судьбе этой бедной женщины. Песня не может оставить равнодушным ни одного читателя, ведь это свидетельство огромного неизбывного человеческого горя. Слова песни очень простые, в них рассказывается, как страдающий от голода ребенок просит у матери кусок хлеба с солью. Но соль слишком дорога, не под силу купить ее бедным людям. И мать, чтобы накормить сына, поливает кусок хлеба своими слезами. Эта песня с детства запомнилась Грише. Она заставляла его вспоминать о своей несчастной матери, скорбеть о ее судьбе.
И скоро в сердце мальчика
С любовью к бедной матери
Любовь ко всей вахлачине
Слилась — и лет пятнадцати
Григорий твердо знал у же,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного Годного уголка.
Григорий не согласен покориться судьбе и вести столь же печальную и убогую жизнь, которая свойственна большинству людей вокруг него. Гриша выбирает для себя иной путь, становится народным заступником. Он не боится того, что жизнь его будет нелегкой.
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
С детства Гриша жил среди убогих, несчастных, презираемых и беспомощных людей. Он с молоком матери впитал все беды народные, поэтому не хочет и не может жить ради своих эгоистических интересов. Он очень умен, имеет сильный характер. И выводит его на новую дорогу, не позволяет оставаться равнодушным к народным бедствиям. Размышления Григория о судьбе народа свидетельствуют о живейшем сострадании, которое заставляет Гришу выбрать для себя столь нелегкий путь. В душе Гриши Добросклонова постепенно зреет уверенность, что его родина не погибнет, несмотря на все страдания и горести, которые выпали на ее долю:
В минуты унынья, о родина-мать!
Я мыслью вперед улетаю.
Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю.
Размышления Григория, которые “в песне излились”, выдают в нем очень грамотного и образованного человека. Он хорошо осведомлен о политических проблемах России, и судьба простого народа неотделима от этих проблем и трудностей. Исторически сложилось, что Россия “была глубоко несчастной страной, подавленной, рабски бессудной”. Позорная печать крепостного права превратила простой народ в бесправных существ, и все проблемы, вызванные этим, невозможно сбрасывать со счетов. Последствия татаро-монгольского ига также оказали существенное влияние на формирование национального характера. Русский человек сочетает в себе рабскую покорность судьбе, и это является основной причиной всех его бед.
Образ Григория Добросклонова тесно связан с революционно-демократическими идеями, которые стали появляться в обществе в середине XIX в. Некрасов создал своего героя, ориентируясь на судьбу Н. А. Добролюбова Григорий Добросклонов — это тип революционера-разночинца. Он родился в семье бедного дьячка, с детства ощутил на себе все бедствия, характерные для жизни простого народа. Григорий получил образование, к тому же сам, будучи умным и увлеченным человеком, не может остаться равнодушным к сложившейся в стране ситуации. Григорий прекрасно понимает, что для России теперь есть только один выход — радикальные изменения общественного строя. Простой народ уже больше не может быть таким же бессловесным сообществом рабов, которое покорно терпит все выходки своих господ:
Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
Окончен расчет с господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином.
Образ Григория Добросклонова в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” вселяет надежду в нравственное и политическое возрождение Руси, в изменения сознания простого русского народа.

Финал поэмы показывает, что счастье народное возможно. И пусть пока еще далеко до того момента, когда простой человек сможет назвать себя счастливым. Но пройдет время — и все изменится. И далеко не последнюю роль в этом будут играть Григорий Добросклонов и его идеи.

Беру!

134799 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Добавить комментарий

Закрыть меню