Народные и присяжные заседатели

НАРОДНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ

временные судьи, избираемые тем же порядком, каким избираются постоянные судьи, и входящие в состав советских судов при рассмотрении ими в качестве суда первой инстанции гражданских и уголовных дел.

Советская власть с первых же дней, еще до издания декрета о суде № 1, вводила в организуемые ею суды наряду с постоянными судьями представителей трудящихся в качестве временных судей – Н. з.

В декрете о суде № 1, изданном в 1917 г. (СУ РСФСР 1917 г. № 4, ст. 50), прямо указывалось, что местный суд состоит из постоянного местного судьи и двух очередных заседателей (ст. 2). Революционные трибуналы состояли из председателя и 6 очередных заседателей (ст. 8).

Принятая в разгар гражданской войны программа партии (март 1919 г.) подчеркнула как неотъемлемую черту нового суда участие в нем народных заседателей: «Для привлечения к отправлению правосудия самых широких масс пролетариата и беднейшего крестьянства введено участие в суде постоянно сменяемых временных судей-заседателей, с привлечением к составлению списков массовых рабочих организаций, профессиональных союзов и т. п.».

Согласно декрету о суде № 1, «местные судьи избираются впредь на основании прямых демократических выборов, а до назначения таковых выборов временно. Советами Раб., Солд. и Кр. Депутатов. Этими же Советами составляются списки очередных заседателей и определяется очередь их явки на сессию» (ст. 2).

Ввиду невозможности в условиях ожесточенной классовой борьбы проводить прямые выборы судей был сохранен указанный в декрете о суде № 1 временный порядок. Об этом говорят ст. ст. 13–17 Положения о народном суде от 21 октября 1920 г. (СУ РСФСР 1920 г. № 83, ст. 407). В инструкции НКЮ 1920 г. было указано, что списки Н. з. составляются уездным бюро юстиции на основе данных о кандидатах в Н. з., составляемых заводскими комитетами, профсоюзами и исполкомами волости. Декрет ВЦИК 17 февраля 1919 г. (СУ РСФСР 1919 г. № 12, ст. 130) установил, что в состав революционных трибуналов входят 3 постоянных члена. Губернские суды действовали в качестве суда первой инстанции по уголовным и гражданским делам в составе одного судьи и двух Н. з. Положением о судоустройстве РСФСР 1926 г. был установлен более демократический способ выборов Н. з. на общих собраниях рабочих и служащих предприятий и учреждений, на общих собраниях граждан села, в воинских частях – на общем собрании военнослужащих.

Конституция СССР в ст. 109 установила, что народные суды (т. е. и народные судьи и Н. з.) избираются населением района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов народных судей и Н. з. устанавливается Положениями о выборах народных судов, издаваемыми в союзных республиках. В соответствии со ст. 11 Закона о судоустройстве (в ред. от 16 сентября 1948 г.) Положение о выборах народных судов РСФСР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1951 г., устанавливает, что народным судьей и Н. з. может быть избран каждый гражданин РСФСР, а также другой союзной республики, пользующийся избирательным правом и достигший ко дню выборов 23 лет. Не могут быть избраны Н. з. лица, имеющие судимость. Население всех союзных республик выдвигает в состав судей и Н. з. лучших, пользующихся всеобщим доверием людей, чтобы поднять работу судов на уровень великих задач периода постепенного перехода СССР от социализма к коммунизму.

Изданный на основе Конституции СССР в 1938 г. Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик установил, что рассмотрение дел во всех судах осуществляется в составе судьи и двух Н. з., кроме случаев, специально предусмотренных законом (ст. 14). Н. з. верховных, краевых, областных и окружных судов избираются соответствующими Советами депутатов трудящихся, т. е. краевым, областным, окружным Советом депутатов трудящихся, Верховным Советом автономной или союзной республики или Верховным Советом СССР. Н. з. специальных судов избираются краевыми и областными Советами депутатов трудящихся и Верховными Советами союзных и автономных республик (ст. 55 Закона о судоустройстве).

Н. з. во время исполнения ими своих обязанностей пользуются всеми правами и несут те же обязанности, что и постоянные судьи. За Н. з. из числа рабочих и служащих на все время исполнения ими своих обязанностей в суде сохраняется их заработная плата. Участвуя в судебном разбирательстве гражданских и уголовных дел, Н. з. решают совместно с постоянным судьей все вопросы, относящиеся к существу дела и к порядку производства. В народном суде (а в Таджикской ССР также в других судах) Н. з. принимают участие и в подготовительном заседании при решении вопроса о предании обвиняемого суду. При постановлении решения по делу во время совещания судей голос по каждому вопросу подают сперва Н. з., а затем постоянный судья. Это необходимо для того, чтобы для Н. з. была полностью обеспечена их судейская независимость и свобода голосования. Оставшийся в меньшинстве Н. з., как и постоянный судья, имеет право написать свое особое мнение (см.).

Закон о судоустройстве установил, что в случае временного отсутствия народного судьи (болезни, отпуска и т. д.) исполнение обязанностей судьи на время его отсутствия возлагается районным Советом депутатов трудящихся на одного из народных заседателей (ст. 19).

Согласно ст. 12 Закона о судоустройстве, Н. з. выполняют свои обязанности в суде не более 10 дней в году.

Участие Н. з. характеризует демократизм устройства и деятельности советского суда и ничего обшего не имеет с двумя формами участия т. н. «народного элемента» в буржуазных судах: в одних государствах – это присяжные заседатели (см. Суд присяжных), в других – шеффены, которые ревностно охраняют интересы монополистического капитала. (См. также Суд буржуазный).

Оцените определение:

Источник: Советский юридический словарь

Новая редакция Ст. 156 ГПК РФ

1. Судья, рассматривающий дело единолично, выполняет обязанности председательствующего. При коллегиальном рассмотрении дела в районном суде председательствует судья или председатель этого суда, в заседаниях других судов — судья, председатель или заместитель председателя соответствующего суда.

2. Председательствующий руководит судебным заседанием, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, устраняет из судебного разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу.

В случае возражений кого-либо из участников процесса относительно действий председательствующего эти возражения заносятся в протокол судебного заседания. Председательствующий дает разъяснения относительно своих действий, а при коллегиальном рассмотрении дела разъяснения даются всем составом суда.

3. Председательствующий принимает необходимые меры по обеспечению надлежащего порядка в судебном заседании. Распоряжения председательствующего обязательны для всех участников процесса, а также для граждан, присутствующих в зале заседания суда.

Комментарий к Статье 156 ГПК РФ

1. Существенные изменения в гражданском процессуальном праве претерпел принцип сочетания единоличного и коллегиального рассмотрения гражданских дел (ст. 7 ГПК РФ). После упразднения института народных заседателей дела в суде первой инстанции рассматриваются судьями единолично. В этом случае судья выполняет обязанности председательствующего и действует от имени суда (ч. 2 ст. 7 ГПК РФ).

Коллегиальное рассмотрение дел в суде первой инстанции осуществляется в случаях, предусмотренных федеральным законом, в составе трех профессиональных судей. Действующее гражданское процессуальное законодательство предусматривает лишь одно исключение из приведенного выше правила: дела о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума рассматриваются судом в коллегиальном составе трех профессиональных судей (ч. 2 ст. 260.1 ГПК РФ).

При коллегиальном рассмотрении дела в районном суде обязанности председательствующего возложены на судью или председателя этого суда, в заседаниях других судов — на судью, председателя или заместителя председателя соответствующего суда. В этой ситуации роль председательствующего заметно повышается, поскольку председательствующий осуществляет руководство не только судебным заседанием, но и судейским составом. Авторитет председательствующего не должен оказывать влияние на позицию других судей при коллегиальном рассмотрении дела.

2. Руководство председательствующего в судебном заседании суда первой инстанции заключается прежде всего в обеспечении условий для всестороннего и полного выяснения имеющихся доказательств и обстоятельств дела. Председательствующий обязан обеспечить лицам, участвующим в судебном заседании, возможность реального осуществления прав, предоставленных им законом. С этой целью председательствующий руководит ходом процесса, следит за соблюдением регламента судебного заседания. Председательствующий разъясняет лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности (ст. 165 ГПК РФ), предупреждает о последствиях отказа от их осуществления либо ненадлежащего осуществления.

С целью упорядочения деятельности участников судопроизводства председательствующий устанавливает порядок исследования доказательств (ст. 175 ГПК РФ). Принцип состязательности и равноправия сторон, а следовательно, состязательная гражданская процессуальная форма судебного разбирательства ни в коем случае не предполагают отказа суда от оказания содействия сторонам в истребовании доказательств, которые они не могут получить самостоятельно (ст. 12 ГПК РФ). В обеспечении процессуального сотрудничества лиц, участвующих в деле, других участников процесса с судом в доказательственной деятельности также заключается элемент руководства суда процессом судебного разбирательства. В соответствии с правилом относимости доказательств суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела (ст. 59 ГПК РФ). Задача председательствующего — правильно определить объем доказательственного материала по каждому делу, исключить ненужные, излишне загромождающие процесс фактические данные.

Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к суду (ст. 2 ГПК РФ). Не только вступившие в законную силу судебные постановления, но и законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению (ст. 13 ГПК РФ). В развитие этих общих положений гражданского судопроизводства и ч. 3 ст. 156 ГПК РФ распоряжения председательствующего обязательны для всех участников процесса, а также для граждан, присутствующих в судебном заседании. Закон дает право всем участникам процесса высказать свои соображения относительно действий председательствующего. Эти возражения заносятся в протокол судебного заседания. При единоличном рассмотрении председательствующий дает разъяснения относительно своих действий, если дело рассматривается коллегиальным составом суда, разъяснения даются всем составом суда.

3. На председательствующего также возложена обязанность по обеспечению надлежащего порядка в судебном заседании, обеспечивающего нормальный ход процесса и в некоторой степени являющегося залогом вынесения законного и обоснованного судебного постановления.

Другой комментарий к Ст. 156 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

В судебном заседании основная роль принадлежит председательствующему. Судья, рассматривающий дело единолично, выполняет обязанности председательствующего. При коллегиальном рассмотрении дела в районном суде председательствует судья или председатель этого суда, в заседаниях других судов — судья, председатель или заместитель председателя.

Председательствующий руководит судебным заседанием, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, устраняет из судебного разбирательства все, что не имеет отношения к делу.

Возражения кого-либо из участников процесса относительно его действий заносятся в протокол судебного заседания.

Председательствующий дает разъяснения участникам процесса относительно своих действий.

Председательствующий принимает меры по обеспечению установленного порядка в судебном заседании. Его распоряжения обязательны для всех участников процесса, а также для граждан, присутствующих в зале заседания суда.

Судебное разбирательство должно проводиться в условиях, обеспечивающих надлежащий порядок в зале.

Народные заседатели, в СССР граждане, избранные в установленном порядке в состав всех судов СССР и принимающие участие в рассмотрении уголовных и гражданских дел по первой инстанции. Правило о рассмотрении дел в судах с участием Н. з. было введено декретом о суде № 1 от 22 ноября 1917 (СУ РСФСР, 1917, № 4, ст. 50). Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик 1958 устанавливают, что дела во всех судах по первой инстанции рассматриваются коллегиально в составе судьи и двух Н. з.

Обязательное участие Н. з. в осуществлении правосудия — один из конституционных принципов советского судопроизводства, выражающих его подлинно демократический характер. В то же время это одна из форм привлечения трудящихся к государственной деятельности. Н. з.

может быть избран любой гражданин СССР, обладающий избирательным правом и достигший ко дню выборов 25 лет. Н. з. районных (городских) народных судов избираются на общих собраниях рабочих, служащих, крестьян по месту их работы или жительства сроком на 2 года. Такой же порядок установлен для избрания Н. з. военных трибуналов. Н. з. всех других судов (областных, краевых, судов автономных областей и национальных округов. Верховных судов автономных и союзных республик, а также Верховного суда СССР) избираются сроком на 5 лет соответствующими Советами (областными, краевыми Советами депутатов трудящихся, Верховными Советами автономных, союзных республик, Верховным Советом СССР).

Н. з. призываются к исполнению обязанностей в судах в порядке очерёдности не более чем на 2 недели в году, кроме тех случаев, когда продление этого срока вызывается необходимостью закончить рассмотрение судебного дела, начатого с их участием. За Н. з. из числа рабочих и служащих на время исполнения ими обязанностей в суде сохраняется заработная плата. Во время рассмотрения дел в суде Н. з. имеют равные права с народным судьей. Все вопросы, возникающие в ходе судебного разбирательства и при вынесении приговора, решаются большинством голосов. Нарушение правил об участии Н. з. в рассмотрении уголовных и гражданских дел, а также нарушение их прав является безусловным основанием к отмене приговора или решения.

Институт Н. з. имеется также в зарубежных социалистических государствах. Во всех европейских социалистических государствах Н. з. имеются в судах всех инстанций, участие их, как правило, обязательно при рассмотрении дел по первой инстанции.

Присяжные и арбитражные заседатели, их назначение и участие в осуществлении правосудия.

Граждане РФ участвуют в осуществлении правосудия, выступая в качестве присяжных и арбитражных заседателей.

Кроме судей могут участвовать граждане. Присяжные привлекаются только в уголовных делах. Судья Федерального суда общей юрисдикции и коллегия из 12 присяжных заседателей по ходатайству обвиняемого уголовного дела подсудны областному и районному суду.

Требования к присяжным: (ст.

3,7,8 закона о присяжных заседателях)

— имеющим гражданство РФ

— 25 лет

— включенного в списки кандидатов, составленный на основе списков избирателей

— дееспособность

— не имеющие судимости

— не состоящие на учете в диспансерах.

Присяжные заседатели вправе:

1) участвовать в осуществлении всех обстоятельств уголовного дела, задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам, участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий;

2) просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия;

3) вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.

Арбитражные заседатели – лица, являющие специалистами в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Они привлекаются к участию дел представляемую значительную сложность.

Требования, предъявляемые к арбитражным заседателям

1. Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

2. Арбитражными заседателями не могут быть:

1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;

2) лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;

3) лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;

4) лица, замещающие государственные должности, предусмотренные Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» и другими федеральными законами, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;

5) прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

6) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

Различия между присяжными заседателями и арбитражными заседателями:

1) присяжные составляют отдельную коллегию, в которую не входят профессиональные судья. Они выносят свой вердикт самостоятельно без участия профессиональных судей. Выносят лишь вердикт о виновности или невиновности, наказания не определяют.

2) Арбитражные заседатели составляют единую коллегию с профессиональным судьей, решение такой коллегии принимается совместно. Голос арбитражного заседателя = голосу профессиональному судьи.

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 29; Нарушение авторских прав

Контрольная работа

по дисциплине: » Правоохранительные органы «

на тему: Присяжные, народные и арбитражные заседатели.

выполнил(ла) студент(ка) __1 курса

ПФО формы обучения,

Специальности: 030501 _

(шифр специальности)

«Юриспруденция» .

(название специальности)

1. Введение. 2

Присяжные заседатели. 2

3. Народные заседатели. 2

4. Арбитражные заседатели. 2

5. Осуществление правосудия только судом.. 2

6. Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда. 2

7. Независимость судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей. 2

8. Участие граждан в отправлении правосудия. 2

9. Заключение. 2

Список использованной литературы: 2

1. Введение

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется судами не только в лице судей, но и в лице привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей.

Механизм участия граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия установлен целым рядом федеральных законов: от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации» ; от 2 января 2000 г. «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» , «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» ; главой 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 декабря 2001 г.

В соответствии со статьёй 30 УПК РФ коллегия из двенадцати присяжных заседателей — по ходатайству обвиняемого участвует в рассмотрении уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях.

Возрождение в России суда с участием коллегии присяжных заседателей — одно из направлений судебной реформы, призванной обеспечить гарантированное Конституцией Российской Федерации право на рассмотрение дел по этой прогрессивной форме судопроизводства.

Как свидетельствует судебная практика многолетней деятельности суда присяжных в девяти регионах России, с участием коллегии присяжных заседателей рассматривается примерно 30% дел о преступлениях особой тяжести. При этом наблюдается тенденция увеличения ходатайств обвиняемых о рассмотрении их дел по новой форме судопроизводства. Эта форма с ее четкими процессуальными принципами состязательности, равенства прав сторон, допустимости доказательств обозначила новый подход к уголовному процессу следователей, прокуроров, судей, адвокатов и явилась объективным фактором необходимости строгого соблюдения норм уголовно-процессуального закона с момента возбуждения дела до окончания судебного разбирательства.

Вместе с тем введение суда присяжных в систему правосудия потребовало совершенствования профессионализма следователей, прокуроров, судей и, в особенности, состязающихся сторон — обвинителей и защитников. Впервые суды присяжных появились в России в 1864 г. Однако, впоследствии были ликвидированы как «атрибут буржуазного процесса» и не действовали до 1993 г. (Закон РФ от 16 июля 1993 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях»). В постановлении Верховного Совета РФ от 16 июля 1993 г. о порядке введения в действие этого закона сказано, что по предложению нижеуказанных субъектов Федерации суд присяжных вводится: в Ставропольском крае, Ивановской, Московской, Рязанской и Саратовской областях – с 1 ноября 1993 г.; в Алтайском и Краснодарском краях, Ульяновской и Ростовской областях – с 1 января 1994 г. В дальнейшем суды и территории, где уголовные дела могут рассматриваться с участием присяжных заседателей, будут определяться правопреемником Верховного Совета РФ – Государственной Думой РФ.

2. Присяжные заседатели .

ПРИСЯЖНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ — по законодательству РФ граждане, включенные в списки присяжных заседателей и призванные отправлять правосудие путем рассмотрения уголовных дел (см. Суд присяжных ). Присяжные заседатели должны быть дееспособные граждане, достигшие 25 лет, не имеющие судимости. Для рассмотрения конкретного дела присяжные заседатели отбираются аппаратом суда методом случайной выборки .

В ряде государств присяжные заседатели это судьи-непрофессионалы, участвующие в уголовном (в некоторых странах и в гражданском) процессе. Образуют отдельную от профессиональных судей коллегию, которая в уголовном процессе выносит в основном вердикт о виновности или невиновности подсудимого, а в гражданском процессе решает вопросы наличия или отсутствия спорного факта.

Граждане РФ, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела. Списки присяжных заседателей (общие и запасные) составляются краевой, областной, районной, городской администрацией ежегодно. Количественный состав списков определяется с учетом представлений председателей соответствующих судов, определяющих необходимое число присяжных заседателей для нормальной работы суда. К кандидатам в присяжные заседатели предъявляются более жесткие требования, чем к народным заседателям. Так, помимо возрастного ограничения (не моложе 25 лет) в списки присяжных заседателей не включаются лица, не внесенные в списки избирателей предшествующих выборов или списки участников референдума, а также лица, имеющие неснятую судимость, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными. Некоторые лица могут быть исключены (по письменному заявлению) из списка, если они не владеют языком, на котором ведется судопроизводство, а также немые, глухие, слепые и другие лица, являющиеся инвалидами, престарелые, военнослужащие, работники правоохранительной системы и другие. Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей раз в год на 10 рабочих дней. Списки присяжных заседателей публикуются в местной печати. В отличие от народных заседателей присяжные заседатели не имеют одинаковых прав с судьей. Они составляют коллегию из 12 человек и самостоятельно без участия профессионального судьи принимают решение в совещательной комнате по поставленным перед ними вопросам, включая основной вопрос о виновности подсудимого (см. Суд присяжных ) . Присяжным заседателям выплачивается вознаграждение в размере половины оклада члена соответствующего суда, но не менее среднего заработка по месту его основной работы:ему оплачиваются в необходимых случаях командировочные и транспортные расходы. На присяжных заседателей, исполняющих обязанности в суде, распространяются гарантии неприкосновенности судьи.

Правовую базу деятельности суда присяжных заседателей в уголовном процессе составляет раздел десятый УПК (ст.420–466).

Общие начала деятельности суда присяжных следующие:

1. Суд присяжных – это право обвиняемого, результат его свободного волеизъявления. При отсутствии у обвиняемого желания на такой порядок судебного рассмотрения дела, оно будет рассмотрено в обычном порядке.

2. Суд присяжных рассматривает уголовные дела только по первой инстанции.

3. Подсудность суда присяжных совпадает с подсудностью областного суда.

4. Если к уголовной ответственности лицо привлекается за совершение ряда преступлений, и хотя бы одно из них подсудно суду присяжных, то по ходатайству обвиняемого все дело должно быть рассмотрено судом присяжных.

5. Если к уголовной ответственности в рамках одного дела привлекается несколько лиц, оно может быть рассмотрено судом присяжных только при наличии ходатайства или согласия каждого из обвиняемых.

6. В заседании суда присяжных обязательно участие государственного обвинителя, а также защитника у каждого из подсудимых.

7. Основной принцип деятельности суда присяжных – состязательность.

В суде присяжных действует 2 вида судей:

«судьи права » – профессиональные юристы;

«судьи факта » – присяжные заседатели (они не общаются друг с другом и вступают с председательствующим в контакт только через старшину присяжных заседателей).

Для структуры судебного разбирательства в суде присяжных характерны отсутствующие в общем порядке этапы:

— предварительное слушание;

— напутственное слово председательствующего;

— вынесение вердикта.

Коллегия присяжных заседателей должна состоять из 14 человек: 12 комплектных заседателей и 2 запасных заседателей.

Граждане становятся присяжными заседателями на основе случайной выборки независимо от социального статуса, национальности, пола, образования, профессии, вероисповедания и иных обстоятельств.

Законом устанавливаются следующие требования, предъявляемые к присяжным заседателям:

— возраст не менее 25 лет;

— дееспособность (категория гражданского права и процесса);

— отсутствие судимости;

— гражданство РФ.

Помимо указанных требований существуют обстоятельства, препятствующие участию в деле в качестве присяжного заседателя:

· возможность неправильного восприятия происходящего в зале суда (невладение языком судопроизводства, физические недостатки, престарелый возраст и т.п.);

· выполнение профессионального долга (учителя, врачи, работники правоохранительных органов, пилоты самолетов, военнослужащие и т.п.).

Кандидатуры присяжных составляются путем случайной выборки из списков избирателей последних выборов или референдума. На основании этих списков формируется общий список присяжных заседателей.

Добавить комментарий

Закрыть меню