Направления в культуре

Содержание

Похожие главы из других работ:

Витражное искусство. История и современность

1.2 Современные направления и приёмы работы в технике витража

Слово «Vitrage» переводится как стекло, но это не просто стекло, это, скорее подвижная картина. На ней идет постоянная смена цветовых и световых эффектов: освещенные солнцем прозрачные цветные стекла переливаются множеством оттенков. А вечером…

Западноевропейская культура эпохи Просвещения

Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия

Культ природы Образцом всего доброго и прекрасного для просветителей была природа. Настоящий ее культ создадут сентименталисты в 60-х гг. XVIII в., но увлечение естественностью…

Искусство в системе культуры

4. Основные стилевые направления в художественной культуре конца XIX — XX вв

Импрессионизм (франц. impressionisme, impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX вв. В нем выражен протест против чрезмерного натурализма и застывшего академизма в реалистическом искусстве, поиск новой формы…

Искусство витража. История и технология

2.1 Современные направления и приемы работы в технике витража

Возрождение витража в наше время ознаменовалось появлением новых его форм: декоративное панно с подсветкой на стене, ширма, подвесной потолок, колонны и светильники…

Искусство прически

1.2 Современные тенденции и направления в прическах

Красивые и модные прически никогда не теряют своей актуальности и всегда популярны в мире моды и стиля. Вот поэтому женщины всегда тратят уйму времени на то, чтобы их прически выглядели всегда модно и актуально…

Историческая динамика развития и современные формы русской народной художественной культуры

Глава 2. Современные тенденции развития народной художественной культуры в России

Подобная трансформация связана в первую очередь с общей динамикой развития общества и его культуры, приведшей к утрате традиционными культурами своей универсальной роли в новых условиях…

История декоративной косметики. Технология визажа

1.6 Стилевые направления в макияже

1. Дневной макияж. Дневной макияж по своему определению предполагает наличие дневного света, а значит, призван помочь подчеркнуть природную красоту, то есть сделать акцент на достоинствах и слегка затушевать недостатки…

Лицевое шитье

2. Современные направления развития сюжетного лицевого шитья

С развитием капиталистических отношений ручное производство было не в силах конкурировать с машинным, готовые изделия не окупали себя. Изменялись взгляды, менялась и одежда. Например…

Миф как культурная форма

3.Современные мифы и их роль в культуре

В настоящее время мы тоже можем встретить примеры так называемых мифов.

Для XX века большое значение приобретает политический миф…

Миф как явление культуры

3. Современные мифы и их роль в культуре

Миф, т.е. специфически обобщенные отражения действительности выступающие в форме чувственных представлений и фантастических одушевленных существ, всегда играл значительную роль в религии и религиозной философии…

Россия и Европа в XVIII веке: взаимосвязь и взаимодействие культур

2.2 Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия

Образцом всего доброго и прекрасного для просветителей была природа.

Настоящий ее культ создадут сентименталисты в 60-х гг. XVIII века, но увлечение естественностью, восторженное созерцание ею начинается вместе с самой эпохой Просвещения…

Содержание и особенности античной культуры

2. Античная культура, ее основные черты и особенности. Место человека в художественной культуре античности

Античная культура строится вокруг самостоятельного города-государства. Эта исходная форма обозначалась в греческом языке словом полис, в латинском, первое из этих слов переводится как город, второе как гражданская община…

Танец как явление культуры

Глава 3. Современные направления в танце

Современные танцы. Haчaлo 21 века — время, в которое мы живём, во многом похоже на начало 20 века — время рождения современного танца. Что сделало возможным рождение современных танцев в начале 20 века…

Творческая деятельность современного модельера Маши Цигаль

1.2 Стилевые направления деятельности

Маша Цигаль славится, как личность весьма незаурядная, поразительно неутомимая и, без всяких сомнений, творческая. Валенки, декорированные камнями или блестящей бижутерией, плюшевые спортивные костюмы нежных «детских» расцветок (розовые…

Эстетические свойства мебели для гостиной

2. СТИЛЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ХХ век — начало ХХI века — эпоха огромных успехов в технике, вызвавшая массовое производство материалов и предметов, необходимых для бытовой жизни. Дома, квартиры, офисы, рабочие места — это пространство, в котором мы существуем всю жизнь. И то…

Західноєвропейська культура ХІХ-ХХ століть

2. Художні течії: від романтизму до реалізму

У культурному житті Європи в першій третині XIX ст. домінував романтизм. В його основі лежав творчий метод, який проголосив своїм головним принципом абсолютну і безмежну свободу особистості…

Искусство Западной Европы второй половины XIX в.

1. Реализм

Критический реализм, существовавший в искусстве европейских стран и США, был ориентирован на изображение жизни обездоленных слоев общества, противопоставленных богатым, сочувствие неблагополучной судьбе бедных…

Культурологический аспект развития Западной Европы начала ХIХ века

3.2 Реализм

Третьим крупным стилистическим направлением в культуре ХIХ века являлся реализм. Реализмв широком смысле понимается как правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства…

Направления, течения и стили в искусстве

1.7 Реализм (XIV-XVI вв.

и XVIII-XIX вв.)

РЕАЛИЗМ (лат. realis — вещественный) — 1) философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, толкуемую либо как бытие реальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания…

Причина одного из самых мучительных и затяжных кризисов Голливуда начала 1960-х годов

3. Реализм в Великобритании

Английский кинематограф также претерпел в 1950-1960 годы немалые изменения. Начало им было положено в 1954 году, когда Кэрел Рейс и Линдсей Андерсон основали движение «Свободное кино». Они выпускали картины…

Реалистичный портрет

1.1 Реализм

Термин «реализм» происходит от позднелатинского realis — что означает вещественный, действительный. Реализм в искусстве и есть художественная истина, или, иначе говоря, жизненная правда, выраженная в художественных образах…

Современные направления искусства

1.2.2 Реализм

Реализм (от фр. realisme, от лат. realis — вещественный) — в искусстве в широком смысле правдивое, объективное, всестороннее отражение действительности специфическими средствами, присущими видам художественного творчества…

Творчество импрессионистов как проявление противоречивости исторической эпохи

II. Импрессионизм как художественное направление

Французький живопис ХVIII-XIX століття. Романтизм

1.1 Поняття романтизму

Романтизм — ідейний і художній напрямок, що виник у європейській і американській культурі кінця 18 століття — першої половини 19 століття, як реакція на естетику класицизму…

Французький живопис ХVIII-XIX століття. Романтизм

1.2 Риси романтизму

Романтизм — це естетична революція, що замість науки й розуму ставить художню творчість індивідуума, що стає зразком, «парадигмою» для всіх видів культурної діяльності. Новими критеріями в мистецтві стали воля самовираження…

Французький живопис ХVIII-XIX століття. Романтизм

Розділ 2. Історія виникнення романтизму у Франції

Французький живопис ХVIII-XIX століття. Романтизм

2.1 Франція — батьківщина романтизму

Батьківщиною романтизму можна вважати Францію. Його поява була результатом розчарування в колишніх ідеалах устрою світу. Віра просвітителів в існування суспільства на «природних» і «розумних» засадах серйозно похитнулася…

Французький живопис ХVIII-XIX століття. Романтизм

2.2 Формування французького романтизму

Французький романтизм сформувався пізніше, ніж англійський і німецький. Статус загальнонаціонального явища він набув лише у 20-х рр. ХІХ ст. Каталізатором розвитку романтизму завжди ставав розвиток буржуазних настроїв у суспільстві…

Французький живопис ХVIII-XIX століття. Романтизм

2.3 Етапи французького романтизму

Історичні рамки романтизму обмежуються періодом з 1770 по 1840 рік. У його розвитку фахівці виділяють три етапи: предромантизм (1770-1800); зрілий романтизм (1800-1824), викликаний французькою революцією 1789 року і військовими кампаніями Наполеона (Гойя…

Французький живопис ХVIII-XIX століття. Романтизм

Розділ 3. Представники французького живопису доби романтизму та їх світогляд

ампир

направление в искусстве начала XIX века

Альтернативные описания

• архитектура величия

• европейский стиль, возникший в наполеоновской Франции

• императорский стиль

• направление в искусстве и архитектуре, в котором нашли отражение идеи величия государственной власти

• поздний классицизм

• стиль в архитектуре и искусстве первой половины XIX в.

• стиль позднего классицизма в западноевропейской архитектуре и прикладном искусстве

• строгие монументальные формы в архитектуре, драпировки, пышные рукава, античные мотивы в моде

• стиль Василия Стасова

• архитектурный стиль

• художественный стиль эпохи Наполеона

• в каком архитектурном стиле построено здание Биржи в Санкт-Петербурге?

• в каком архитектурном стиле построена арка Генштаба в Санкт-Петербурге?

• в каком архитектурном стиле построено здание публичной библиотеки в Санкт-Петербурге?

• в каком архитектурном стиле построена Площадь искусств в Санкт-Петербурге?

• в каком архитектурном стиле построен Михайловский дворец в Санкт-Петербурге?

• в каком архитектурном стиле построено здание Манежа в Москве?

• в каком архитектурном стиле построено здание МГУ на Манежной?

• в каком архитектурном стиле построен Большой театр в Москве?

• в каком стиле построена Триумфальная арка в Париже?

• в каком архитектурном стиле построена Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге?

• стиль в искусстве

• стиль в архитектуре

• стиль при Александре I

• «имперский» стиль

• стиль Москвы XIX века

• любимый стиль Карла Росси

• любимый стиль Осипа Бове

• стиль здания МГУ в Москве

• стиль здания Большого театра

• перед классицизмом

• стиль эпохи Наполеона

• «имперский» стиль искусства

• стиль

• архитектурный стиль Москвы XIX века

• стиль дворцовых интерьеров

• стиль в архитектуре и искусстве

• наполеоновский стиль в искусстве

• стиль зодчего Росси

• архитектурный стиль XIX века

• монументальный стиль в искусстве

• хитектурный стиль Москвы XIX века

• архитектурный стиль девятнадцатого века

• стиль Андрея Ворохина

• стиль Триумфальной арки

• стиль под античность

• барокко, рококо, …

• стиль здания Манежа в Москве

• «наполеоновский стиль»

• архитектурный стиль эпохи Наполеона

• Архитектурный античный стиль

• Стиль архитектуры и декоративного искусства, основанный на подражании античным образцам

Понятие культуры. Основные направления философского анализа культуры.

1. Понятие культуры.Термин «культура» происходит от латинского cultura (возделыва­ние, воспитание, образование, развитие, почитание) и указывает на то, что первоначально под культурой понималось целенаправленное воз­действие на природу: возделывание (культивирование) почвы, а так­же воспитание человека. В позднеримской империи, а затем и в эпоху средневековья понятие культуры ассоциировалось с городским укла­дом жизни и связанными с ним благами цивилизации. В эпоху Воз­рождения культура определялась как признак личного совершенства. В этот период возникает тенденция отождествления культуры с раз­личными областями духовной деятельности: зарождающейся наукой, моралью, искусством, философией, религией. Культура рассматрива­лась как совокупность образцов поведения, как продолжение антич­ной традиции духовной деятельности. В названном значении понятие культуры просуществовало вплоть до XVIII в., когда оно вошло в оби­ход социальной мысли. Впервые культура становится предметом философского изучения в рамках философии Просвещения. Философы Просвещения рассматривали культуру как некую спе­цифическую автономную и самоценную сферу человеческой дея­тельности. Важнейший аспект культуры в их понимании — стремле­ние воздвигнуть здание Разума. Разум призван разрушить господство произвольных мнений, поставить перед человечеством универсальные значимые цели и подчинить себе социальные изменения. Просвеще­ние выработало систему критериев, согласно которым отбиралось то, что можно считать культурой. Культурная деятельность должна быть интеллектуальной, творческой, продуктивной, новаторской, т. е. не просто воспроизводить, но постоянно расширять сферу человеческих возможностей. На смену понятию оригинального в традиционном смысле, т. е. восходящего к истокам, изначально древнего, которому надлежит подражать как образцу, приходит понятие оригинальности как новаторства. Но реальная суть культуры, ее специфика ограни­чивалась рамками духовной деятельности как некоей абсолютной сво­боды человеческого разума. В XIX в.в. культуре стали видеть, прежде всего, систему ценностей и идей, различающихся по их роли в жизни и самоорганизации обще­ства того или иного типа. Гегель рассматривал культуру как начальное и завершающее (философия) звено самопознания абсолютной идеи. Марксистская концепция культуры базируется на принципах ма­териалистического понимания истории, важнейшими основаниями которой являются экономический детерминизм и теория обществен­но-экономических формации. С этой точки зрения каждой формации присущ свой тип культуры, а классовые противоречия являются причиной разделения единой культуры на «две культуры», соответствую­щие двум основным классам формации. В рамках формационного подхода к истории марксизм формулирует и свое представление о за­кономерностях бытия культуры: зависимость культуры от экономи­ческого базиса, тенденция к вытеснению культурой господствующего класса духовной деятельности масс, уси­ление культурной поляризации общества по мере обострения классо­вой борьбы. В концепции «локальных цивилизаций» Шпенглер рассматривал культуры народов как замкнутые, самодоста­точные, неповторимые организмы, проходящие в своем развитии ста­дии возникновения, расцвета, надлома, а затем упадка и гибели. Идея множественности культур выводится Шпенглером из факта своеоб­разной прерывности исторического процесса. В XX в. изучение культуры осуществлялось главным образом в рам­ках этнографии и социальной антропологии. Во второй половине XX в. получают развитие представления о коммуникативных свойствах куль­туры, распространяется ее герменевтическое понимание. Отсюда инте­рес к языку как основе для изучения строения и особенностей культуры.

Таков далеко не полный обзор разнообразных концепций, сфор­мировавшихся на протяжении истории. В них дастся характеристи­ка важнейших особенностей культуры. Современное понимание куль­туры вбирает в себя названные характеристики. Понятие культуры имеет своим содержанием систему материальных и духовных ценно­стей, способов их создания, формирования человека, способного осва­ивать опыт предшествующих поколений и современников и использо­вать его для создания новых ценностей. Культура целостна и несводима ни к одному из названных элементов. Она имеет сложное строение, элементы которого выделяются по разным основаниям.

Наиболее философским является определение культуры как системы исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных проявлениях, сферы свободной самореализации личности.

2. Концептуальные модели культуры.На рубеже 19-20 столетий формируется философия культуры – относительно самостоятельная область философского знания, исследующая природу культурных универсалий, сущность и значение культуры как особого социального феномена. В философии культуры сложились такие основные концептуальные модели культуры, как натуралистическая, классическая, неклассическая и постмодернистская.

Натуралистическая модель (Вольтер, Руссо, Гольбах) превращала культуру в одно из звеньев природной эволюции, результат развития способностей «естественного» человека. Благодаря культуре из естественных потребностей человека формируются высшие идеалы разума. Культура сводится к вещественным формам ее проявления, к механизмам поведения человека, к личностному развитию человека или судьбам нации. Понятие «культура» теряет специфический статус.

Классическая модель культуры, характерная для философии 19 в. (немецкая классическая философия, Маркс), рассматривала преимущественно духовное творчество как определяющую сферу развития человека. Культура выступает чисто духовным образованием, основанным на гуманизме,рационализме и историзме. Но культура при этом противопоставлена общественно-исторической практике и выступает в качестве надындивидуальной реальности, из которой выводится индивидуальное сознание. Она оторвана от индивидуальных усилий конкретной личности, слабо связана с процессами, происходящими в обществе.Накопление разнообразного эмпирического этнического материала о различных культурах привело к неудовлетворенности созерцательностью классической модели культуры. В марксистской философии классическая модель получает материалистическую интерпретацию.Культура здесь является совокупностью материальных и духовных условий для всестороннего развития личности; результатом деятельности (прежде всего труда и познания) человека и самой этой деятельностью, поэтому культура может быть понята не вне рациональной человеческой активности, но только в связи с обществом и его развитием. Марксизм закладывает основание деятельностной парадигмы в понимании культуры.В середине и второй половине 19 в. усиливается интерес к истории культур различных народов. Обнаруживается, что классическая европоцентристская модель истории и культуры (неевропейские культуры воспринимались как неполноценные, отсталые), ее рационализм, претензия на научность и объективность несостоятельны. Неспособность этой модели воспринять нелинейную модель развития истории, принять факт уникальности, равноправности, автономности культур, осознание необходимости перехода к социогуманитарной методологии исследования культуры, привели к появлению других – неклассической (модернистской) и постмодернистской моделей культуры.

Модернистская (неклассическая) модель ориентируется на повседневность как сферу непосредственного «жизненного мира» (Гуссерль) человека. Культура личности, народа являются результатом не рационального осмысления, а переживания жизненного потока. Сама жизнь иррациональна, неуправляема, непознаваема, поэтому личность в процессе культуротворчества противостоит обществу и его тенденции к рационализации и стереотипизации бытия. Однако в неклассической модели, как и в классической, абсолютным центром культуры и бытия выступает субъект; сохраняется вера в принципиальное воспроизводство культурной реальности усилиями субъекта культуры.

Постмодернистская модель исходит из феномена децентрации социума и культуры, при которой субъект перестает быть центром ее созидания, осмысления.Принципиальная хаотичность бытия и его несовпадение с продуктами человеческой деятельности предполагает отказ от любых попыток систематизации, схематизации или осознанного осмысления жизни. Отсутствие единства универсума утверждает самодостаточность всех проявлений культуры, делает их деталями мозаичной картины бытия, «буквами» мира, который можно представить себе как текст. Потеря единства и универсальности культурного мира и его феноменов (морали, искусства, философии и пр.), а значит возможности их рационального понимания и использования в качестве жизненных ориентиров, означает «смерть» универсальной культурной личности и самой прежней культуры, выпадение их из современного социокультурного контекста. Постмодернистская модель культуры отражает реальный процесс расширения сферы искусственного, т.е. сферы, созданной технологией и культурой. Последние, окончательно потеряв связь с традициями и рациональным здравым смыслом, активно создают и утверждают свои миры, далекие от привычной повседневности.

В настоящее время в конкретных обществах функционируют практически все модели, в разной степени лидируя или находясь в маргинальном состоянии.

Многообразие культурных моделей и сложность самого феномена культуры делает современное понятие культурымногоаспектным, зависимым от особенностей его интерпретации. Существование множества, в основном взаимодополняющих друг друга, определений и исследовательских подходов – естественный этап развития самой культуры.

3. Подходы к интерпретации культуры. Феномен «культура» оказывается настолько сложным и многослойным, что к нему обращены многие исследовательские традиции. Тогда можно выделить основные направления философского анализа культуры:

· Аксиологический подход определяет культуру как совокупность материальных и духовных ценностей. Ценность – это предмет или духовное образование, имеющее значение для общества (идея, научная концепция, троллейбус, художественный фильм).

· Деятельностный подход один из наиболее влиятельных и интегративных. В нем культура определится как сложная совокупность исторически меняющихся надбиологических программ человеческой деятельности, общения и поведения, ядром которых является социальная информация.

· Социологический подход – культура, как социальный институт или способ организации человеческой деятельности, транслирующий совокупность норм и правил человеческой деятельности (культура поведения, культура мышления, культура общения, культура производства и т.д.).

· Семиотический подход– культура, как совокупность социокодов (семиосфера), которые регламентируют надбиологические программы.

· Информационный подход– культура, как накопленная информация, которая используется обществом в надбиологических программах, концентрируется в ценностях, предстает в виде семиокодов. Развитие культуры – это преумножение этой информации.

· Игровой подход– культура, как игровое пространство (примеры можно взять их художественной культуры). Цель игровой формы культуры – преумножения нашего социального опыта. Игра осуществляется с помощью языка и в языке.

· Психоаналитический подход– не только по-новому определяет сущность культуры, но и ее социальный статус (репрессивный характер культуры). Культура репрессивно воздействует на человека, устанавливая не только нормативные запреты (табу), но и символические проекции (идеалы).

4. Основные функции культуры.Выделяем:

Ценностно-гуманистическую; коммуникативную; знаково-символическую; нормативную; адаптационную; функцию накопления, сохранения и трансляции социальной информации. Целостность, а также характер и направленность культуре определенного периода придают категории (универсалии) культуры, в которых воплощен социальный опыт.

Добавить комментарий

Закрыть меню