Налоговые доходы бюджета РФ

Доходы бюджета, налоговые и неналоговые

Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления для выполнения возложенных на них функций.

Доходы
бюджета, в соответствии с Бюджетным Кодесом РФ и бюджетной классификацией, подразделяются на группы:

— налоговые доходы;

— неналоговые доходы;

— прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей — по нормативам, установленным федеральными законами;

— доходы от внешнеэкономической деятельности.

В соответствии со ст.50 БК РФ в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

— налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, — по нормативу 100 процентов;

— налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) — по нормативу 100 процентов;

— налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 20 процентов;

— налога на добавленную стоимость — по нормативу 100 процентов;

— акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50 процентов;

— акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, — по нормативу 100 процентов;

— акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50 процентов;

— акцизов на табачную продукцию — по нормативу 100 процентов;

— акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей — по нормативу 40 процентов;

— акцизов на автомобили легковые и мотоциклы — по нормативу 100 процентов;

— акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;

— налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100 процентов;

— налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95 процентов;

— налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) — по нормативу 40 процентов;

— налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации — по нормативу 100 процентов;

— регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100 процентов;

— регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95 процентов;

— регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции — по нормативу 100 процентов;

— сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 70 процентов;

— сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) — по нормативу 100 процентов;

— водного налога — по нормативу 100 процентов;
единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в федеральный бюджет, — по нормативу 100 процентов;

— государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61.1 и 61.2 настоящего Кодекса) — по нормативу 100 процентов.

В соответствии со ст. 51. Бюджетного Кодекса РФ неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

— доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением имущества федеральных автономных учреждений, а также имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, — по нормативу 100 процентов;

— части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

— сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением сборов за выдачу лицензий, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанных в статьях 57 и 62 Бюджетного Кодекса РФ), — по нормативу 100 процентов;

— прочих лицензионных сборов — по нормативу 100 процентов;

— таможенных пошлин и таможенных сборов — по нормативу 100 процентов;

— платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности — по нормативу 100 процентов;

— платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям — по нормативу 100 процентов;

— платы за негативное воздействие на окружающую среду — по нормативу 20 процентов;

— консульских сборов — по нормативу 100 процентов;

— патентных пошлин — по нормативу 100 процентов;

— платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, — по нормативу 100 процентов.

Статья 50. Налоговые доходы федерального бюджета

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, — по нормативу 100 процентов;
налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) — по нормативу 100 процентов;
налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее — Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции») и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 20 процентов;
налога на добавленную стоимость — по нормативу 100 процентов;
акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50 процентов;
акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, — по нормативу 100 процентов;
акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50 процентов;
акцизов на табачную продукцию — по нормативу 100 процентов;
акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей — по нормативу 40 процентов;
акцизов на автомобили легковые и мотоциклы — по нормативу 100 процентов;
акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) — по нормативу 40 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации — по нормативу 100 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции — по нормативу 100 процентов;
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 70 процентов;
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) — по нормативу 100 процентов;
водного налога — по нормативу 100 процентов;
единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в федеральный бюджет, — по нормативу 100 процентов;
государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61.1 и 61.2 настоящего Кодекса) — по нормативу 100 процентов.

В комментируемой статье перечислены основные составляющие налоговых доходов федерального бюджета:
1) федеральные налоги и сборы;
2) таможенные платежи;
3) государственная пошлина.
1. Федеральные налоги и сборы — это налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 12 НК РФ).
Перечень федеральных налогов и сборов содержится в ст. 13 НК РФ. В соответствии с ней к федеральным налогам и сборам отнесены:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
3) налог на прибыль (доход) организаций;
4) налог на доходы от капитала;
5) подоходный налог с физических лиц;
6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
7) государственная пошлина;
8) таможенная пошлина и таможенные сборы;
9) налог на пользование недрами;
10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
13) лесной налог;
14) водный налог;
15) экологический налог;
16) федеральные лицензионные сборы.
Однако данная статья НК РФ с перечнем федеральных налогов и сборов вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона об основах налоговой системы (ст.

32.1 Закона о введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах. В настоящее время продолжает действовать ст. 19 данного Закона, в соответствии с которой перечень федеральных налогов и сборов составляют:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на операции с ценными бумагами;
6) таможенная пошлина;
7) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами РФ;
8) налог на прибыль организаций;
9) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в РФ;
10) государственная пошлина;
11) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
12) сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;
13) налог на игорный бизнес;
14) плата за пользование водными объектами;
15) сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
16) налог на добычу полезных ископаемых.
Ставки федеральных налогов и сборов определяются налоговым законодательством РФ. Пропорции распределения федеральных налогов и сборов в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней утверждаются ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год.
2. К таможенным платежам в соответствии с п. 1 ст. 318 ТК РФ относятся:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
5) таможенные сборы.
Таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством РФ. Следует обратить внимание, что перечень таможенных платежей, приведенный в ст. 318 ТК РФ, является закрытым.
В случае введения специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, устанавливаемых в соответствии с законодательством РФ о мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами, они взимаются по правилам, предусмотренных ТК РФ для взимания ввозной таможенной пошлины.
3. Под государственной пошлиной в соответствии с Законом о госпошлине понимается обязательный и действующий на территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.
Государственная пошлина взимается:
1) с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ;
2) за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений РФ;
3) за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;
4) за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами;
5) за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также за совершение других юридически значимых действий, определяемых Законом о госпошлине.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона о госпошлине государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ, зачисляется в доход федерального бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж. В остальных случаях государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж.

Тема: Анализ структуры налоговых доходов бюджета.

План:

Введение.

Гл.I Роль и значение налогов в экономике

1.1 Генезис налогов

1.2 Экономическая сущность и значение налогов

Гл.II Анализ структуры налоговых доходов бюджета

2.1 Состав и структура доходов в бюджетной системе РФ

2.2 Анализ динамики и структуры налоговых доходов

Гл.III Оптимизационная структура налоговых доходов

3.1 Проблемы формирования налоговых доходов

3.2 Пути совершенствования налоговых доходов

Заключение

Введение.

В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны.

Сегодня остро стоит вопрос о необходимости формирования налоговых доходов.

Налоги важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны.

Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.

Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей .

Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:

— налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;

— отдельной группы налогов(например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;

— конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;

— отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;

-конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности.

К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустить их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, поэтому выбранная тема дипломной работы является актуальной.

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.

В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:

— изучение роли и значения налогов в экономике, уточнение сущностного и экономического содержания категории «налог»;

— выявление структурных особенностей формирования налоговых доходов в экономике страны, выявление тенденции усиления фискальной функции налогов;

— анализ структуры и динамики налоговых доходов;

— анализ экономической природы и причин налоговой задолженности (недоимки), ее влияние на структуру прогнозируемых доходов бюджетной системы;

— определение перспектив совершенствования структуры налоговых доходов бюджетной системы.

Предметом дипломной работы выступают вопросы, связанные с поиском увеличения налоговых доходов государства в современных условиях.

Объектом в свою очередь является доходы федерального бюджета за период исследования 2001-20004 гг.

Работа опирается на законодательную – в первую очередь Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, а также труды отечественных экономистов, таких как: Горский И.В., Кирова В., Пансков В и другие.

Гл.I Роль и значение налогов в экономике

    1. Генезис налогов.

Потребность в сборе налогов возникла еще в древности, с появлением в структуре общества особого органа – государства, не участвующего в материальном производстве, в функции которого входило защита интересов самого общества.

Ни одно государство какие бы то ни было времена не могло обходиться без изымания налогов с граждан. Налогообложение, являясь элементом экономической структуры, присуще всем государственным системам как рыночного, так и не рыночного типа хозяйствования.

Еще в XIII-XII в.в.

до Рождества Христова имеется упоминание о подушном налоге в Вавилоне. Примерно к этому времени относятся первые известия о поголовном налоге в Китае и Персии. Во времена первых династий фараонов взимался земельный налог в Египте.

Средства, полученные от уплаты налогов, расходовались на укрепление городов, содержание армий, строительство кораблей, дорог, сооружение храмов, устройство праздников, раздачу материальных благ неимущим.1

В.Пушкарева в развитии налогообложения выделяет три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями: 1. Первый период налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы древнего мира и средних веков, отличается неразрывностью и случайным характером.

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму: барщина, участие в походах, продовольствие, фураж, снаряжение для армии и др.

По мере развития и становления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают денежную форму. Если прежде налоги взимались в основном на содержание армий и дворцов, строительство храмов и дорог, то со временем они становятся основным источником доходов, для денежного содержания государства.

В IV-III веках до н.э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в этот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных действиях государства.

Развитие государственных институтов Рима способствовало проведению кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился первый всеобщий денежный налог – трибут. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные объекты.

Кроме прямых появились и косвенные налоги, например налог с оборота при торговле рабами.

Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но функцию регулятора тех или иных экономических отношений. Общее количество налоговых платежей в Древнем Риме составляло более 200.

В Европе XVI-XVII вв. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи носили характер разовых изъятий.

Второй период развития налогообложения (конец XVII – нач. XVIII в.) характеризуется тем, что налоги становятся основными источником доходной части бюджета государства. В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Третий период развития налогообложения начал свою историю с XIXв. И отличался уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании.

Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблему и методику налогообложения (Именно тогда).1

Финансовая система же Древней Руси начала складываться в конце IXв., в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались данью. Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Со временем она стала выступать прямым систематическим налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания или изделиями. Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин.

После свержения монголо-татарского ига налоговая система была реформирована Иваном III, который ввел первые прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом выступал подушный налог особое значение стали приобретать целевые налоговые сборы, которые способствовали процессу становления Московского государства.

Ведущее место в налоговой системе занимали акцизы и пошлины. В период царствования Ивана III были заложены основы налоговой отчетности. К этому времени относится и внесение первой налоговой декларации – сошного письма. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы «сохи», на основе которых взимались прямые налоги1 .

Несмотря на политическое объединение русских земель, финансовая система в России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана.

Во время царствования Алексея Михайловича (1629-1676) система налогообложения в России была упорядочена.

Так, в 1655г. был создан специальный орган – счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, исполнением доходной части российского бюджета1

В связи с постоянными войнами, которые вела Россия в XVIIв., налоговое бремя было огромным. Введение новых прямых и косвенных налогов, а также повышение в 1646г. в 4 раза акциза на соль привела к серьезным народным волнениям и соляным бунтам.

Эпоха реформ Петра I (1672-1725) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство городов и крепостей. К уже традиционным налогам добавлялись все новые и новые, вплоть до знаменитого налога с бороды. Были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов и т. д.

В период правления Екатерины II (1729-1796) были созданы специальные государственные органы: экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взыскания недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать – процентный сбор с объявленного капитала, размер которого записывался «по совести каждого».

Основной чертой налоговой системы XVII в. Можно назвать большое значение косвенных налогов по сравнению с прямыми налогами (до 42% государственных доходов).

Вплоть до середины XVIII в. русском языке для обозначения государственных сборов использовалось слово «подать». Впервые в отечественной экономической литературе термин «налог» употребил в 1765г. русский историк А.Я.Поленов в своей работе «О крепостном состоянии крестьян в России».

Вторым по значимости налогом выступал оброк – плата казенных крестьян за пользование землей. Особую роль начали играть социальные налоги: сборы за проезд по шоссейным дорогам, налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, паспортный сбор, сбор за перевозку грузов по железной дороге и т. д.

Становление российской налоговой системы продолжалось до революционных событий 1917г.

Первые советские налоги не имели большого фискального значения и носили ярко выраженный характер классовой борьбы. Например, директором СНК от 14 августа 1918г. был введен единовременный чрезвычайный революционный налог, которым облагалась городская буржуазия и кулачество.1

Рассмотрим источники формирования доходов федерального бюджета.

Налоговые источники являются основным источникомформирования доходов федерального бюджета.

Согласно Налоговому кодексу РФ к федеральным налогам и сборам отнесены: 1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

НДС, акцизы, налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц или являются регулирующими налогами, т. е.

эти виды налогов участвуют в формировании всех бюджетов на основании российского законодательства.

Анализ формирования бюджетов всех уровней бюджетной системы свидетельствует, что налоги и сборы являются основными источниками формирования доходов бюджетов. В частности, на долю федеральных налогов и сборов приходится более 76% общей суммы дохода федерального бюджета.

К неналоговым источникам формирования дохода федерального бюджета относятся:

• средства государственной собственности;

• средства, полученные от деятельности государства;

• средства, полученные государством от заимствований (внутренних и внешних).

Средствами государственной собственности являются:

— имущество, принадлежащее на праве собственности РФ и составляющее федеральную собственность (отрасли промышленности, предприятия, здания, драгоценности, изделия и т. д.);

— земля и природные ресурсы, находящиеся в государственной (федеральной) собственности;

— имущество, приватизация которого запрещена законом (не может быть продано), и, следовательно, государство само извлекает из него доход, поступающий в бюджет;

— имущество, которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления и подлежит продаже в собственность другим лицам;

— имущество, которое приватизируется (передается другим лицам или предприятиям) с установлением запрета на участие в его приватизации иностранными юридическими и физическими лицами, а также в качестве учредителей, участников или аффилированных лиц;

— имущество, которое приватизируется на основании решений Правительства РФ (передается другим лицам или предприятиям);

— имущество, которое приватизируется (передается другим лицам или предприятиям) на основании решений федеральных органов исполнительной власти, в компетенции которых находятся полномочия на осуществление функций управления и распоряжения государственным имуществом.

Государство как собственник имущества определяет предмет и цели его деятельности, осуществляет контроль за использованием имущества по назначению, его сохранностью, получением выгоды от его использования или реализации.

Имущество, земля и природные ресурсы могут быть использованы государством в целях извлечения прибыли в собственных интересах, переданы в аренду или проданы на основе соответствующих законодательных актов.

В соответствии с законодательством РФ государственное имущество в порядке реализации программы приватизации может быть передано государством другим лицам.

Денежные средства, полученные государством от федеральной собственности до момента приватизации и полученные от приватизации имущества, поступают в федеральный бюджет или распределяются между бюджетами всех уровней бюджетной системы в соответствии с нормативами, установленными программами приватизации РФ.

В условиях рыночных отношений налоги являются основой государственного управления. Для эффективной деятельности России в целом необходимо, чтобы система налогообложения была приспособлена к экономической ситуации в стране. Она должна согласоваться с мировым опытом и учитывать национальные особенности развития нашей экономики.

Одним из важнейших источников дохода бюджета Российской Федерации является налог на доходы физических лиц — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода (может быть получен как в денежной, так и в натуральной форме) физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

Работник может получить от организации доходы как в денежной, так и в натуральной форме.

К доходам, полученным в денежной форме, относят:

  • заработную плату;
  • стимулирующие надбавки и доплаты (например, за стаж работы, совмещение деятельности, работу в ночное время и в праздничные дни и пр.);
  • премии, вознаграждения и т.д.

К доходам, полученным в натуральной форме, относят оплату за работника товаров (работ, услуг), в том числе коммунальных услуг, питания, обучения и т.д. Эти выплаты рассчитываются по цене, предусмотренной в статье 105.3 НК РФ.

Преимуществом налога на доходы физических лиц является то, что его платит все работающее население страны, вследствие чего поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от муниципального до федерального. В настоящее время этот налог в РФ регламентируется главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Есть еще доходы, не облагаемые НДФЛ. Это:

  1. пособия по безработице, беременности и родам, по уходу за больным ребенком (не включаются больничные) и пр.;
  2. компенсации, связанные с:
    • возмещением вреда, причиненного на рабочем месте;
    • бесплатным предоставлением жилья;
    • оплатой стоимости питания, спортивного инвентаря, спортивной формы работникам физкультурно-спортивных организаций;
    • возмещением расходов на повышение профессионального уровня и т.д.
  3. суммы единовременных выплат ( например, работнику, вышедшему на пенсию; из числа малоимущих и пр.);
  4. выплаты, связанные с ущербом из-за стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций;
  5. доходы, не превышающие 4 000 руб., полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период:
    • стоимость подарков, полученных от организации;
    • стоимость призов в денежной и натуральной формах;
    • суммы материальной помощи и т.д.

Налоговые ставки по НДФЛ установлены в статье 224 НК РФ:

  • 35% — на выигрыши, призы, материальную выгоду от заемных средств;
  • 30% — на доходы нерезидентов;
  • 15% — на дивиденды, полученные от нерезидентов;
  • 13% — на доходы резидентов.

По налогу на доходы физических лиц установлены следующие виды вычетов:

  1. Стандартные — на самого работника и на детей;
  2. Социальные — на лечение и обучение;
  3. Имущественные — при продаже и приобретении имущества;
  4. Профессиональные — ИП, адвокатам, нотариусам и другим лицам, занимающимся частной практикой.

В Государственную Думу РФ уже много раз поступали законодательные предложения «О внесении корректив в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ», которые предусматривают введение прогрессивной ставки налогообложения.

Согласно законопроекту ставка налога будет зависеть от годового дохода плательщика НДФЛ:

  • до 5 млн. руб. в год ставка составит 13%;
  • от 5 млн. руб. до 50 млн. руб. в год — 18%;
  • от 50 млн. руб. до 500 млн. руб. в год — 23%;
  • свыше 500 млн. руб. в год — 28%.

Комитет Госдумы по бюджету и налогам выразил несогласие.

Рассмотрим положительные и отрицательные стороны плоской и прогрессивной шкал налогообложения.

Плюсы единой шкалы:

  • Стимулирование экономического роста, т.к.

    люди могут сохранить большую часть своего дохода;

  • Стабильность налоговой системы;
  • Низкие административные и судебные издержки;
  • Привлекательность для зарубежных инвесторов, и это позволяет повысить долю иностранного капитала в российской экономике.

Минусы единой ставки:

  • Налоги идут в федеральный бюджет, минуя региональный;
  • Огромный разрыв между доходами граждан.

Положительные стороны введения прогрессивной шкалы:

  • Сокращение бюджетного дефицита за счет увеличения налогов;
  • Увеличение дохода бюджетов субъектов РФ;
  • Устранение неравенства в распределении доходов в обществе.

Отрицательные стороны:

  • Затруднительность отрегулирования уплаты налогов (вследствие уклонения от налогов, возврат к серым зарплатам и увеличение теневого сектора);
  • Обнищание отдаленных регионов страны, т.к. налогообложение осуществляется по месту трудоустройства, а не проживания;
  • Спад общей инвестиционной привлекательности России;
  • Потеря доверия к власти и отток капитала и высококвалифицированных специалистов.

Существует мнение, что введение прогрессивной ставки налогообложения приведет к тому, что богатые станут богаче, а бедные — беднее.

Необходимость введения прогрессивного налогообложения — вопрос спорный. В первую очередь, необходимо на этапе обсуждения законопроекта точно спрогнозировать последствия и выстроить схему перехода, если такая система все же будет внедрена.

НДФЛ — один из важнейших инструментов формирования бюджетов всех уровней, обеспечения источников финансирования и координатор процессов экономики. Налоги всегда анализируются для того, чтобы увеличить эффективность их собираемости.

Проанализируем отчет о поступлении НДФЛ в консолидированный бюджет РФ по основным видам экономической деятельности в таблице.

Табл.1. Поступление НДФЛ за 2014-2016 гг., тыс. руб.

Налоги и сборы

На 01.01.2015

На 01.01.2016

На 01.01.2017

Всего

12 606 291 943

13 707 085 995

14 387 742 053

НДФЛ

2 688 692 172

2 805 209 225

3 017 179 032

Поступление всех налогов в 2015 г. по сравнению с 2014г. увеличилось на 1,1 трлн руб. (8,73%), а в 2016г. возросло на 680 млрд (4,97%).

Абсолютный прирост налога на доходы физических лиц в 2015г. составил 116,5 млрд руб., в 2016г. — почти 212 млрд руб.

Удельный вес НДФЛ в консолидированном бюджете Российской Федерации по основным видам экономической деятельности в 2014г. составил 21,33% от суммы всех налогов, в 2015 г. — 20,47%, а в 2016 г. — 20,97%.

Мы видим положительную динамику, но вопрос неплатежей был и остается актуальным.

Для аннулирования задолженности по налогу на доходы физических лиц налоговые органы применяют меры принудительного взыскания, сотрудничая со Службой судебных приставов в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В отношении должников применяются меры принудительной ликвидации в рамках федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Собирая налоги, государство финансирует важнейшие направления жизнедеятельности общества и отдельных людей: здравоохранение, образование, культуру и искусство, правоохранительную деятельность, государственное управление, инвестиционную деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.

Для укрепления налоговой системы правительство должно проводить реформы: отменять старые и вводить новые налоги, изменять налоговую базу.

Главными задачами в сфере налогов являются:

  • Улучшение налогового законодательства;
  • Обеспечение ее стабильности;
  • Повышение прозрачности и справедливости;
  • Эффективность использования государственных финансовых ресурсов.

Добавить комментарий

Закрыть меню