Налоговая система Казахстана

Основные виды налогов в РК (краткая характеристика каждому налогу: ставки, объекты, плательщики и др.). Особенности налогового режима в РК.
Государственные и местные.

В данное время на территории РК действуют 9 видов налогов.
1. Корпоративный подоходный налог.
2. Индивидуальный подоходный налог.
3. Налог на добавленную стоимость.
4. Акцизы.
5. Налоги и специальные платежи недропользователей.
6. Социальный налог.
7. Земельный налог.
8. Налог на транспортные средства.
9. Налог на имущество.

К плательщикам корпоративного подоходного налога относятся юридические лица-резиденты Республики Казахстан, за исключением Национального Банка РК и государственных учреждений (а также юридические лица, применяющие специальный налоговый режим), а также юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в РК через постоянное учреждение или получающие доходы из источников в РК.
Налогооблагаемый доход определяется как разница между совокупным годовым доходом и вычетами. Убытки от предпринимательской деятельности переносятся на срок до трех лет включительно (убытки по контрактам на недропользование переносятся на срок до семи лет включительно) для погашения за счет налогооблагаемого дохода последующих налоговых периодов.
Плательщиками индивидуального подоходного налога являются физические лица, имеющие объекты налогообложения. Согласно Налоговому кодексу РК не подлежат налогообложению следующие виды доходов физических лиц:
а) адресная социальная помощь, пособия и компенсации;
б) алименты, полученные на детей и иждивенцев;
в) возмещение ущерба работнику;
г) вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по их вкладам в банках и организациях;
д) выигрыши по лотерее в пределах 50% от минимальной суммы з/п;
е) стипендии и др.
Налог на добавленную стоимость представляет собой отчисления в бюджет части стоимости облагаемого оборота по реализации, добавленной в процессе производства и обращения товаров, а также отчисления при импорте товаров на территорию РК. Объектами обложения налогом на добавленную стоимость являются: облагаемый оборот и облагаемый импорт.
Акцизами облагаются товары, произведенные на территории РК и импортируемые на территорию РК, а также некоторые виды деятельности.
Подакцизными товарами являются:
1) все виды спирта;
2) алкогольная продукция;
3) табачные изделия;
4) бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо;
5) легковые автомобили;
6) сырая нефть, включая газовый конденсат;
Подакцизными видами деятельности являются:
1) игорный бизнес;
2) организация и проведение лотерей.
Ставки акцизов утверждаются Правительством РК и устанавливаются в процентах к стоимости товара и в абсолютной сумме на единицу измерения в натуральном выражении.
Не подлежат обложению акцизом:
— экспорт подакцизных товаров;
— спирт этиловый в пределах квот: для изготовления лечебных и фармацевтических препаратов, государственным медицинским учреждениям.

Налоги и специальные платежи недропользователей состоят из: налога на сверхприбыль, налога на сырую нефть, бонусов, роялти и др.

Плательщиками налога на сверхприбыль и специальных платежей недропользователей являются физические и юридические лица, осуществляющие операции по недропользованию в РК (нефть, природный газ, уголь, подземные воды, товарные руды, драгоценные металлы, драгоценные камни, сырье для производства строительных материалов и др.).
Плательщиками социального налога являются: юридические лица-резиденты и нерезиденты РК; индивидуальные предприниматели; частные нотариусы, адвокаты.
Объектом налогообложения для плательщиков являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам в виде доходов. Уплата социального налога производится не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, имеющие объекты обложения: на праве собственности, на праве постоянного землепользования, на праве временного землепользования. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности землевладельцев и землепользователей.

Земли населенных пунктов, занятые под автостоянки и автозаправочные станции, а также земли, отведенные под территории рынков, подлежат налогообложению по базовым ставкам на земли населенных пунктов, увеличенным в десять раз.

Плательщиками налога на транспортные средства являются физические и юридические лица, имеющие объекты обложения.
Не являются плательщиками налога на транспортные средства: организации, содержащиеся только за счет гос. бюджета, участники ВОВ (по одному автотранспорту), Герои Советского Союза, Халык кахарманы, лица, удостоенные звания «Мать-героиня» и др.
Плательщиками налога на имущество являются физические и юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие объект налогообложения на праве собственности на территории РК. Ставка налога на имущество составляет для юридических лиц 1%, для индивидуальных предпринимателей 0,5% и 0,1% для физических лиц (до 1 млн. тг.) от среднегодовой стоимости объектов налогообложения.

Согласно Налоговому кодексу РК предусмотрены специальные налоговые режимы для:
— субъектов малого бизнеса;
— крестьянских (фермерских хозяйств);
— юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции.
Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса предусматривает применение разового талона (не более 90 дней в году), ведение бизнеса на основе патента (не использует труд наемных работников, осуществляет деятельность в форме личного предпринимательства, доход за год не превышает 1,0 млн. тенге) и на основе упрощенной декларации (среднесписочная численность за год не более 15 человек, включая самого ИП, для индивидуальных предпринимателей, предельный доход 4500,0 тыс.

тг.; не более 25 человек и 9000,0 тыс тг. для юридических лиц).
Крестьянские (фермерские хозяйства), применяющие специальный налоговый режим на основе уплаты единого земельного налога, не являются плательщиками следующих видов налогов: ИПН; НДС; земельного налога, налога на транспортные средства, налога на имущество.
Исчисление единого земельного налога производится путем применения 0,1 процента к оценочной стоимости земельного участка.

Специальные налоговые режимы – это упрощенные виды уплаты налогов, установленные Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица (субъекты малого бизнеса) вправе выбрать только один из нижеперечисленных порядков исчисления и уплаты налогов и представления налоговой отчетности по ним:

· общеустановленный порядок;

· специальный налоговый режим на основе патента;

· специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации;

Специальный налоговый режим на основе патента

v Патент — электронный документ, подтверждающий уплату индивидуального подоходного налога (за исключением индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты), социального налога, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений.

Работа при выборе специального налогового режима на основе патента достаточно проста. Для получения патента течение 10 рабочих дней после получения свидетельства о государственной регистрации Индивидуального предпринимателя, необходимо обратиться в Налоговый орган по месту проживания и написать заявление по соответствующему бланку.

Согласно действующему законодательству специальный налоговый режим на основе патента должен соответствовать следующим требованиям:

Специальный налоговый режим на основе патента не вправе применять:

· юридические лица, имеющие филиалы, представительства;

· филиалы, представительства юридических лиц;

· налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения и (или) объекты налогообложения в разных населенных пунктах

· юридические лица, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов

· юридические лица, у которых учредитель или участник одновременно является учредителем или участником другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим;

· налогоплательщики, оказывающие услуги на основании агентских договоров (соглашений).

· некоммерческие организации

· организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан.

Также, согласно Кодексу Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» имеются ограничения в связи с определенным видом деятельности:

В стоимость патента включаются подлежащие уплате суммы индивидуального подоходного налога (кроме индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты), социального налога, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений.

Исчисление сумм индивидуального подоходного налога и социального налога, включаемых в стоимость патента, производится путем применения ставки в размере 2 процентов к объекту налогообложения. Исчисленная сумма подлежит уплате в бюджет в виде:

Ø индивидуального подоходного налога — в размере 1/2 части исчисленной суммы;

Ø социального налога — в размере 1/2 части исчисленной суммы за минусом социальных отчислений.

Исчисление включаемых в стоимость патента обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений производится в соответствии с законами Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и «Об обязательном социальном страховании».

При превышении суммы социальных отчислений над суммой социального налога сумма социального налога становится равной нулю.

Если сумма фактически полученного дохода в течение срока действия патента превысит размер дохода, указанного в расчете, индивидуальные предприниматели обязаны в течение пяти рабочих дней представить расчет в виде дополнительной налоговой отчетности на сумму превышения и произвести уплату налогов с этой суммы.

Если сумма фактически полученного дохода в течение срока действия патента с учетом случаев его досрочного прекращения в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 431 настоящего Кодекса менее размера дохода, указанного в расчете, индивидуальные предприниматели вправе представить расчет в виде дополнительной налоговой отчетности на сумму уменьшения стоимости патента.

v Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации

Согласно действующему законодательству специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации применяют индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые должны соответствовать следующим условиям:

2) для юридических лиц:

ü предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет пятьдесят человек;

ü предельный доход за налоговый период составляет 2800-кратный минимальный размер заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года.

Для применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации налогоплательщики, за исключением вновь образованных индивидуальных предпринимателей, представляют в налоговый орган по месту нахождения уведомление о применяемом режиме налогообложения.

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации предоставляется:

Ø вновь созданными (возникшими) юридическими лицами не позднее пяти рабочих дней после государственной регистрации юридического лица в органе юстиции;

Ø налогоплательщиками, при переходе с общеустановленного порядка или иного специального налогового режима — до первого числа месяца применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации;

Ø ндивидуальными предпринимателями при переходе со специального налогового режима на основе патента:

· в течение пяти рабочих дней со дня возникновения несоответствия условиям применения специального налогового режима на основе патента;

· в иных случаях — до окончания срока действия патента или временного приостановления представления налоговой отчетности.

Исчисление налогов по упрощенной декларации

Исчисление налогов на основе упрощенной декларации производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3 процентов.

Сумма налогов, исчисленная за налоговый период согласно пункту 1 настоящей статьи, подлежит корректировке в сторону уменьшения на сумму в размере 1,5 процента от суммы налога за каждого работника, исходя из среднесписочной численности работников, если среднемесячная заработная плата работников по итогам отчетного периода составила у индивидуальных предпринимателей не менее 2-кратного, юридических лиц — не менее 2,5-кратного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на первое число налогового периода.

Сроки представления упрощенной декларации и уплаты налогов

1. Упрощенная декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

2. Уплата в бюджет исчисленных по упрощенной декларации налогов производится не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, в виде индивидуального (корпоративного) подоходного налога и социального налога.

При этом индивидуальный (корпоративный) подоходный налог подлежит уплате в размере 1/2 от исчисленной суммы налогов по упрощенной декларации, социальный налог — в размере 1/2 от исчисленной суммы налогов по упрощенной декларации за минусом суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании».

При превышении суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой социального налога сумма социального налога считается равной нулю.

Налоговая система Казахстана

Общие сведения

Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции, состоит из Налогового кодекса и иных нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Налоговым Кодексом.

Конституциясодержит общие нормы налогового законодательства, касающиеся вопросов о полномочиях органов государственной власти в налоговой сфере, а также устанавливающие обязанность по уплате налогов и иных обязательных платежей.

Налоговый кодексрегулируют правоотношения, связанные со введением, исчислением, взиманием налогов и сборов, а также отношения, возникающие в связи с этим между налогоплательщиком и государством в лице уполномоченных государственных органов.

Налоговый кодекс состоит из общейи особеннойчастей.

Общая часть устанавливает принципы налогообложения, основные понятия и термины, используемые в налоговой сфере, права и обязанности участников налоговых правоотношений, регулирует различные налоговые процедуры, связанные с исполнением налоговых обязательств.
Особенная часть подробно прописывает порядок, сроки взимания налогов и иных платежей, их ставки, а также специальные налоговые режимы.

В Республике Казахстан взимается большое количество налогов и иных обязательных платежей.
В целом налоговую систему можно охарактеризовать как трехуровневую, налоги в зависимости от разновидности и источника поступления распределяются в:

  • республиканский бюджет
  • областные бюджеты, бюджеты города республиканского значения (Алматы) и столицы (Астаны)
  • районные бюджеты, бюджеты городов областного значения.

Перечень налогов, подлежащих зачислению в бюджет того или иного уровня, содержится в статьях 49-52 Бюджетного кодекса РК.

Налоги Казахстана можно сгруппировать следующим образом.

Подоходные налоги

Корпоративный подоходный налог(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – юридические лица. Объект налогообложения – совокупный годовой доход за минусом вычетов. Общая ставка составляет двадцать процентов, имеются льготные ставки для отдельных категорий плательщиков в размере десяти и пятнадцати процентов.

Индивидуальный подоходный налог(поступает в областные, местные бюджеты, а также в бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – физические лица, обладающие объектами налогообложения. Объект налогообложения – годовой доход. Ставка – десять процентов.

Социальный налог(поступает в областные, местные бюджеты, а также в бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические лица и предприниматели.

Объект для юрлица – численность работников, для индивидуального предпринимателя – его расходы в связи с выплатой своим работникам вознаграждения. Общая ставка – одиннадцать процентов, имеются льготные ставки для сельхозпроизводителей.

Налоги на собственность

Налоги на имуществодля юридических и физических лиц (поступают в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – собственники и владельцы недвижимого имущества. Налоговая база — стоимость имущества. Ставка для юрлиц и предпринимателей – полтора процента к налоговой базе, имеются льготы для некоторых категорий плательщиков. Ставка для физических лиц является прогрессивной, растет с увеличением стоимости имущества, минимальная составляет 0.05 процента от стоимости.

Земельный налог(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические и физические лица – собственники и титульные владельцы земельных участков. Налоговая база – площадь участка. Ставки различны и зависят от целевого назначения участков.

Налог на транспортные средства(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические и физические лица – собственники и владельцы транспортных средств. Ставка в зависимости от вида транспортного средства зависит от объема двигателя, грузоподъемности, мощности, количества посадочных мест.

Налоги на товары, работы, услуги, производимые внутри страны или ввозимые в страну.

НДС(поступает в республиканский бюджет). Косвенный налог. Плательщики – юридические лица, имеющие обороты, облагаемые налогом, а также импортеры товаров. Ставка – двенадцать процентов, имеются льготы по уплате.

Акцизы(поступают в бюджеты всех уровней). Косвенные платежи. Плательщики – производители, реализаторы или импортеры подакцизной продукции, к которой относятся: спиртосодержащая, табачная продукция, топливо, нефтепродукты, транспортные средства. Ставки зависят от вида продукции, устанавливаются в твердой денежной сумме за единицу.

Налог на игорный бизнес(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – юридические лица, оказывающие услуги в игорной сфере. Ставка зависит от вида игорной деятельности, является кратной к месячному расчетному показателю, устанавливаемому на каждый налоговый период законом о республиканском бюджете.

Фиксированный налог(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юрлица и предприниматели, осуществляющие деятельность с использованием некоторых разновидностей игорного оборудования, бильярдных столов и т.п. Объектом налогообложения является данное оборудование. Ставка зависит от вида оборудования, является кратной месячному расчетному показателю.

Внешнеторговые и внешнеэкономические налоги

Рентный налог на экспорт(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – экспортеры сырой нефти и нефтепродуктов. Объект налогообложения – объем реализованной продукции. База – стоимость реализованного. Ставка зависит от объема реализации, является прогрессивной.

Ввозные и вывозные таможенные пошлины(поступают в республиканский бюджет). Перечень товаров, облагаемых пошлинами, и их размеры утверждаются приказами министра национальной экономики РК.

Специальные платежи и налоги за пользование недрами

Специальные платежи и налоги за пользование недрами и другими природными объектами (поступают в бюджеты всех уровней).
Для недропользователей: подписной бонус (фиксированный платеж за право пользования недрами на контрактной территории, ставка зависит от вида недропользования, вида полезного ископаемого, стоимости запасов); бонус коммерческого обнаружения (фиксированный платеж, вносимый по факту обнаружения месторождения на контрактной территории, ставка составляет 0.1 процента от утвержденной стоимости обнаруженных ископаемых); платеж по возмещению исторических затрат (фиксированный платеж, возмещающий затраты государства на геологическое изучение и разведку месторождений до заключение контракта на недропользование. Сумма рассчитывается уполномоченным государственным органом); налог на добычу полезных ископаемых (уплачивается отдельно по каждому виду добываемого ископаемого, ставка зависит от его вида и объемов добычи); налог на сверхприбыль (уплачивается, исходя из размера чистого дохода от добычи полезных ископаемых, шкала скользящая).

Плата за пользование земельными участками(аренда), ставки устанавливаются земельным законодательством.

Плата за пользование водными ресурсамиповерхностных источников, ставки утверждаются представительными органами областей, города республиканского значения и столицы.

Плата за эмиссии в окружающую среду, ставка зависит от вида и объема вредного выброса, кратна размеру месячного расчетного показателя.

Плата за пользование животным миром, ставки зависит от вида пользования, кратна месячному расчетному показателю.

Плата за лесные пользования, ставки по некоторым видам пользования устанавливаются региональными представительными органами, а по некоторым установлены непосредственно НК РК.

Плата за использование особо охраняемых природных территорий. Ставка за пользование такой территорией республиканского значения равняется 0.1 месячного расчетного показателя. Если территория местного значения, то ставка утверждается региональным представительным органом.

Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий

Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий, получение разрешений и лицензий поступают в бюджеты всех уровней.

  • государственная пошлина
  • консульский сбор
  • регистрационные сборы
  • сбор за проезд автотранспортных средств по территории РК
  • сбор с аукциона
  • лицензионный сбор
  • сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям
  • сбор за сертификацию в сфере гражданской авиации
  • сбор за использование радиочастотного спектра
  • сбор за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи
  • сбор за пользование судоходными водными путями
  • сбор за размещение наружной (визуальной) рекламы

Специальные налоговые режимы

  • для субъектов малого бизнеса (на основе патента или упрощенной налоговой декларации, предполагают упрощенный порядок уплаты социального налога, корпоративного и индивидуального подоходных налогов)
  • для крестьянских фермерских хозяйств (единый земельный налог, заменяет индивидуальный подоходный налог, плату за эмиссии в окружающую среду, земельный налог, плату за пользование земельными участками, частично налог на транспортные средства и налог на имущество)
  • для производителей сельхозпродукции (применяется как для крестьянских фермерских хозяйств, так и для сельхозпроизводителей других организационно-правовых форм, предусматривает особый порядок исчисления подоходных налогов, НДС, социального налога, а также налогов на имущества и на транспортные средства)

Заключение

Несмотря на то, что законодательство Казахстана предусмотрело большое количество различных налогов и сборов, необходимо отметить, что ставки по основным платежам в бюджет (по подоходным налогам, НДС, акцизам и др.) являются низкими по сравнению не только с другими странами СНГ, но и с общемировыми.

Большое внимание на законодательном уровне уделяется поддержке сельских товаропроизводителей. Для них предусмотрено несколько специальных налоговых режимов, а также различные налоговые льготы при уплате налогов по общим правилам.

Интересной является система распределения налоговых поступлений в бюджеты различных уровней. Налогов и иных платежей, поступающих в бюджет только одного уровня, очень мало. В основном одни и те же платежи распределяются в разноуровневые бюджеты в зависимости от источника их уплаты. Данное обстоятельство также позволяет осуществить финансирование государственных и местных нужд, не облагая плательщиков дополнительным налоговым бременем. Надо отметить, что особое внимание уделяется финансированию города республиканского значения Алматы и столицы государства Астаны.

Основной налоговый закон тщательно и подробно регламентирует все аспекты налоговых правоотношений, это является для налогоплательщиков дополнительной гарантией их прав при возникновении спорных ситуаций.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что налоговое законодательство РК является современным, прогрессивным и отвечающим потребностям как государства, так и общества.

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

Блеутаева К.Б., магистр экономики Бурнашева В.Р.

Местные налоги, их значимость и совершенствование в Республике Казахстан

Местные налоги являются основным методом мобилизации финансовых ресурсов в местные бюджеты, поскольку на их долю в доходах местных органов развитых государств приходится высокий процент всех налоговых поступлений. За счет их поступлений финансируются затраты на развитие транспорта, строительство школ, больниц, прочих объектов инфраструктуры, расходы на реконструкцию городов, благоустройство дорог и т.п., что свидетельствует об их важной роли в социально-экономическом развитии местных территорий.

Местное обложение отличает регрессивность, поскольку недостаточно учитывает доходность различных социальных групп, не имеет необлагаемого минимума. Как правило, у местных органов чаще отсутствует право налоговой инициативы. Введение местных налогов санкционируется или одобряется центральной властью.

В Республике Казахстан местные налоги являются основой формирования местных бюджетов, в условиях рыночной экономики актуальным является создание совершенной и эффективной системы местного обложения, способствующей устойчивому развитию и эффективному аккумулированию средств государственного бюджета.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом.

К местным налогам в Республике Казахстан относятся:

— индивидуальный подоходный налог;

— социальный налог;

— налог на транспортные средства;

— налог на имущество;

— земельный налог;

— единый земельный налог

— акцизы;

— фиксированный налог .

Для наглядного рассмотрения значимости местных налогов в формировании местного бюджета, используем статистические данные Министерства финансов Республики Казахстан за последние 5 лет. Определим динамику налогов и других обязательных платежей в бюджет за исследуемый период с 2008 по 2012гг. на основе данных таблицы 1.

Таблица 1

Показатели местных налогов в формировании местного бюджета, млн.тенге

Показатели МБ

План МБ

1 692 755 245

1 984 673 642

2 380 360 559

2 646 933 166

2 953 794 855

Факт МБ

1 686 561 537

1 863 267 588

2 407 436 996

2 677 740 235

3 010 923 576

% выполнения

99,6

106,5

101,1

101,2

101,9

Примечание — Исполнение государственного бюджета РК за 2008-2012гг. //Официальный сайт Министерства финансов РК в Интернете – www.minfin.kz.

В соответствии с данными таблицы 1 наблюдается ежегодное увеличение поступлений местных налогов в формировании местных бюджетов. В 2009 году процент поступления составил 106,5%, в 2010 году составил 101,1% налоговых поступлений, в 2011 году составил 101,2%, в 2012 году процент составил 101,9% местных налогов в формировании местных бюджетов соответствующих уровней.

Как показал анализ, показатели местных налогов играют ключевую роль в формировании местных бюджетов соответствующих уровней и в рамках пополнения государственного бюджета РК в целом.

По итогам «Doing Business-2013», озвученным международными экспертами в конце 2012 года, Республика Казахстан немного потеряла в рейтинге, став 17-ым государством в мире по легкости работы с фискальными органами (уступив на 4 позиции), хотя при этом показатели по общей налоговой ставке, количеству выплат и времени, необходимого налогоплательщикам для выполнения своих обязательств, остались на уровне предыдущего года.

Падение в мировом рейтинге заставило фискальные органы Республики Казахстан задуматься о том, чтобы сохранить лидерские позиции в этом направлении, не уступая другим странам мира, проводящим реформы в этом направлении.

В 2011 году в Казахстане было проведено сокращение налоговой отчетности на 30 процентов, в 2012 году – еще на 30 процентов, в том числе по местным налогам.

На сегодняшний день в Республике Казахстан насущной проблемой является декларирование доходов физических лиц, в том числе и местных налогов. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 сентября 2010 года № 975 утверждена — Концепция перехода к всеобщему декларированию доходов и имущества гражданами Республики Казахстан и лицами, имеющими вид на жительство.

Всеобщее декларирование доходов в Казахстане началось в Республике Казахстан в 2013 году. Вопрос всеобщего декларирования сейчас актуален, данный процесс поэтапно будет внедряться на протяжении 7 последующих лет .

На сегодняшний день в условиях имеющихся сложностей и недостатков в системе формирования и пополнения бюджетов, назревает необходимость изыскания иных путей и подходов к проблеме дефицитности в частности местных бюджетов. Прежде всего, следует обеспечить повышение финансовой самостоятельности органов региональной и местной власти путем повышения доли собственных налоговых источников в соответствующих бюджетах. При этом собственными их надо считать только при условии, что они на постоянной основе закреплены за конкретным бюджетом, а соответствующие органы власти имеют достаточные полномочия по управлению элементами указанных доходных источников.

14.12.12г. в ежегодном Послании народу Казахстана Стратегия «Казахстан 2050». «Новый политический курс состоявшегося государства» Президентом РК – лидером нации Н.А. Назарбаевым акцент был сделан на реализацию новой налоговой политики, имеющей социальную направленность. Для этого, начиная с 2015 года, будет разработан комплекс стимулирующих мер, в том числе предусматривающих практику освобождения от налогов компаний и граждан, вкладывающих средства в образование и медицинское страхование себя, своей семьи, сотрудников.

Также Президентом РК Н.А.Назарбаевым поставлена цель вхождения Казахстана к 2050 году в тридцатку самых развитых государств мира. Для достижения указанных целей, устанавливая оптимальные рамки административных процедур и повышая прозрачность их осуществления, государство проводит активные меры, направленные на снижение расходов по ведению бизнеса, сокращению бюрократических проволочек и коррупции, как для отечественных предпринимателей, так и для международных инвесторов .

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что имеющиеся проблемы взимания местных налогов напрямую влияют на динамику статистических данных в формировании налоговых поступлений. На сегодняшний день вопросам налогообложения в Казахстане уделяется должное внимание. В этой связи разработан комплекс мероприятий по совершенствованию налоговой системы и местных налогов в частности. В итоге, планируется, что механизм совершенствования будет нацелен на эффективность взимания местных налогов в Республике Казахстан.

Литература:

1. Налоговый кодекс Республики Казахстан с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.01.2013 г.- 684с.

2. Исполнение государственного бюджета РК за 2008-2012гг. //Официальный сайт Министерства финансов РК в Интернете – www.minfin.kz.

3. Концепция перехода к всеобщему декларированию доходов и имущества гражданами Республики Казахстан и лицами, имеющими вид на жительство //Официальный сайт Налогового комитета Министерства финансов РК в Интернете – www.salyk.kz.

Добавить комментарий

Закрыть меню