Наглядно образное мышление дошкольников

Образное мышление детей

В данной статье мы расскажем о том как развивать образное мышление у детей.

На занятиях, которые проводят с детьми дошкольного возраста – играх, рисовании, конструировании из разных предметов, кубиков — перед дошкольником всё время всплывают всё новые задачи, которые требуют представлять ему что-то в уме. Именно поэтому у ребёнка начинает развиваться образное мышление. Такое мышление становится основой для создания логического, словесного мышления, в последствии оно понадобится для успешного усвоения большинства школьных дисциплин.

Мир, который окружает ребенка, преподносит с каждым новым годом все более сложные задачи, и для решения таких задач, уже мало всего лишь слышать, видеть, чувствовать, но очень важно уже выделять определённые связи и отношения между определёнными явлениями.
Проявление любопытства становятся нормальным сопровождением процесса взросления малыша. Для самостоятельного ответа на многие вопросы ребенку нужно обращаться к работе мышления. Как раз, при помощи мышления вы получаете разные знания, те которые не дают нам органы чувств.

Можно отнести мышление к данным ощущениям и восприятий, которые сопоставляют, различают и раскрывают отношения между происходящими окружающими явлениями. Окончательный результат мышления, это мысль, которая выражается в слове.

Мышление ребёнка, точно, так как и остальные познавательные процессы, имеет свои особенности. К примеру, малышу в среднем дошкольном возрасте на прогулке около речки можно задавать подобные вопросы:
— Витя, а почему плавают по воде листики?
— Потому что листья легкие и маленькие.

Дошкольники данного возраста не могут пока еще выделить существенные связи в явлениях предметах и делать из этого обобщающие заключения. На всём протяжении этого возраста мышление ребенка постоянно меняется. Это, конечно же, выражается в первую очередь и в том, что малыш овладевает всё более новыми и удобными способами мышления, а также и умственными поступками. Его развитие происходит этапами, и каждый прошлый уровень просто необходим для последующего этапа. Мышление развивается, переходя от наглядно — действенного к образному. После этого на основе уже созданного образного мышления, постепенно начинает развиваться образно-схематическое мышление, которое представлено промежуточным этапом между такими мышлениями, как образным и логическим. При помощи образно-схематического мышления можно установить отношения и связи между предметами, а так же их свойствами.

Как правило, к поступлению в школу образное мышление ребёнка доходит до достаточно высокого уровня. Но это не означает, что больше можно не переживать о его дальнейшем развитии. Вовсе оно ещё не завершено. Занятия, проводимые с дошкольником, будут полезны и в школе.

Развитие логического мышления у дошкольников

Многие из нас считают, что творческое мышление — это дар, и с этим нужно родиться. Если у вас нет такого врожденного дара, можно его развить. Вот несколько возможностей:

Избавьтесь от стереотипа: «творческие люди рождаются таковыми». Это первый и главный шаг.

Займитесь чем-нибудь творческим. Самое простое — это фото. Купите фотоаппарат или мобильный телефон с ним и снимайте все, что считаете интересным.

Перед сном не грузите голову насущными проблемами, пофантазируйте: путешествуйте в будущее, придумывайте какие-нибудь истории. Это все равно что писать книги, только в своем воображении (хотя можно и записать, но когда выспитесь 🙂 )

Очень хорошо влияет на творчество красота. Рисуйте ее для себя везде. Можно увидеть красоту даже в валяющемся мусоре. Сложно? Прищурьтесь — теперь плохо видны очертания предметов, и вместо мусора можно вообразить цветы, растущие на земле 🙂

Рисуйте, даже если у вас это плохо получается.

Не готовьте одно и то же, не пользуйтесь рецептами — создавайте свои блюда. Это интересно и, скорее всего, вкусно. Этот процесс может доставить массу удовольствия.

Интересуйтесь всем, ходите в новые места. Разнообразие информации и впечатлений расширяет горизонты вашей креативности.

При просмотре фильмов и прочтении книг — придумывайте на ходу продолжение.

Развивайте в себе творческие способности, и тогда мир станет для вас красивее и интереснее.

Критическое мышление — это такое мышление, которое было создано в византийских университетах христианскими богословами. Доказывать любую мысль, подтверждать, подкреплять любое основание, проверять любой тезис.

Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.

Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление — последовательные ступени интеллектуального развития. Генетически наиболее ранняя форма мышления – наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью. Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок выделяет одни стороны и отвлекается от других, приводит к первому элементарному обобщению. В результате создаются первые неустойчивые группировки предметов в классы и причудливые классификации.

Бесплатные игры на мышление помогут ребёнку, научится выделять главное, обобщать информацию и делать соответствующие выводы. Постепенно наши игры на логику помогут развить у ребёнка умение здраво рассуждать самостоятельно, что важно для полноценного развития. Не забывайте, что помимо обучающей пользы, играя вы прекрасно проведёте время!

Развитие мышления у детей

Критическое мышление — это непредвзятое изучение предмета или проблемы. Процесс начинается с определения того, что предстоит изучить. Затем следует приступить к свободному выявлению фактов и рассмотрению вариантов и в конце перейти к основанному на фактах осмыслению. Затем сравниваются побуждения, предубеждения и предрассудки как учащегося, так и специалистов, вырабатывается основа для собственного суждения.

Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребенка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности — познавательные интересы. Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.

Логическое мышление необходимо постоянно тренировать, лучше всего — с раннего детства, чтобы избежать стереотипного мышления, которое свойственно основной массе людей.

С помощью логического мышления вы сможете отделять существенное от второстепенного, находить взаимосвязи между объектами и явлениями, создавать умозаключения, искать и находить подтверждения и опровержения.

Технология развития критического мышления у детей

Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, это умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем. Что важно: выявить предубеждения; передать знания друг другу; влияние данных знаний для решения данной проблемы.

В дошкольном возрасте продолжается развитие действенной формы мышления. Она не исчезает, а совершенствуется, переходя на более высокий уровень, который характеризуется следующими особенностями.

Развитие логического мышления — одна из главных задач всестороннего развития детей, которому следует уделять серьёзное внимание. Мышление — это высшая форма познавательной деятельности человека, процесс поисков и открытия существенно нового. Развитое мышление даёт возможность ребенку понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе, общественной жизни и межличностных отношениях. Логическое мышление является основополагающим при достижении успеха в жизни. С его помощью человек способен проанализировать любую ситуацию и выбрать наилучший вариант действий в сложившихся условиях.

Логическое мышление для детей

Знаете ли Вы, что способность к мышлению или осмыслению можно развивать у ребенка буквально с первых дней жизни. И в этом нет ничего удивительно. «Как?» – скажете Вы. – «Разве не достаточно развивающих игрушек, а также разных методик раннего развития и тому подобных вещей, которыми мы пичкаем наших детишек с рождения?» Хочу Вас успокоить и объяснить, что собственно само мышление как способ познания уже заложен природой в каждом из нас. А научить ребенка можно именно культуре мышления, сформировать кругозор.

Ребенок мыслит действуя. Так именно осуществляется вся его аналитико-синтетическая деятельность. Анализ и синтез выполняются им чаще всего в действенной форме. Ребенку раннего возраста трудно вычленить что-либо только в мысленной форме. Так же трудно дается ему только мысленное объединение чего-либо в одно целое. И в том и в другом случае он стремится к реальному расчленению предмета или к реальному соединению его отдельных частей. Сравнивая, он указывает рукой, пальцами на то, что выделяется и сравнивается им, как бы помогая этим сравнению.В неразрывной связи с действием осуществляются и первые абстракции ребенка.

При подготовке к школе очень важно помочь вашему ребенку развить логическое мышление. В этом Вам помогут очень интересные и познавательные задания на развитие мышления у детей. Выполняя эти задания , ваш ребенок научится сравнивать и рассуждать. Ваш ребенок разовьет логическое мышление. Задания на развитие мышления, очень важны при подготовке к школе. Очень хорошо если ваш ребенок самостоятельно может объяснить свой выбор при выполнении заданий на развитие мышления. Если ваш ребенок затрудняется или дает неправильный ответ, подскажите ему, но не отвечайте полностью за него.

Друге статьи:Развитие слухового внимания ; Образное мышление детей ; Развитие мышления у детей ; Образное мышление детей ;

Чтение по складам; Буквы; Пропись; Книжки; Английский; Статьи; Логопедия; Память; Музыка; Рисование; Счет; Внимание; Воображение; Обучение дошкольников чтению; Подготовка детей к школе;

Роль наглядно-действенного мышления постоянно меняется в жизни детей дошкольного возраста. С каждым годом они становятся все более самостоятельными выбирают и применяют способы, приемы решения практических дл дань, меняют отношение практического действия к умственной. С переходом мышления во внутренний план (интериоризация) перестраивается практическое действие. Наглядно-действенное мышление является видом мышления, непосредственно в ний в практическую дидію.

Младшие дошкольники не всегда используют действие, адекватную поставленной задаче. Например, при составлении фигурок на фоне часто беспорядочно передвигают, соединяющие их, получают неожиданные для себя комб бинации, иногда составляют совсем бессмысленные картины (фигурку коня кладут вверх ногами, всадника размещают головой вниз). Одновременно с удовольствием делают вывод, что у них получилась хорошая картинка.

Т обто конкретную задачу они решают пробными действиями, а результат осмысливают после их окончанияння.

Дети среднего дошкольного возраста в процессе действия осмысливают задачи и способы его решения их речь при этом является опорой действия или сопровождает ее

Соотношение чувственного восприятия, практического действия и речи меняются у детей старшего дошкольного возраста. Не вдаваясь в практических манипуляций, они могут мысленно решить предложенное заданием ния, потом вслух рассказать об этом. После найденного в уме решения ребенок быстро размещает фигурки на определенном фоне, а ее рассказ после выполненного действия повторяет то, что она сказала в ее начале, сама д ия ничего не прибавила к решения задачиня.

В дошкольном возрасте наглядно-действенное мышление не исчезает, а совершенствуется, переходит на высший уровень. У старших дошкольников действенном решению задачи предшествует словесно оформленное решение его по одумкы. В связи с этим меняется и суть действий ребенка. Младшие дошкольники понимают лишь конечную цель, но не видят условий ее достижения. Этим обусловлена ??беспорядочность (пробнисть) их действий. Уточнение задачи совершает действия проблемными, поисковыми. Действия старших дошкольников перестают быть пробными, теряют эвристический характер, становятся исполнительными (до начала ребенок решает проблему мысленно). Согласно д в этого изменяется и его мышления, которое с действенного становится словесным, планирующим. Несмотря на то, действенное мышление не отмирает, а остается как бы в резерве. При необходимости решения новых мыслительных задач ди тина снова прибегает к нему до нього.

Наглядно-образное мышление детей

В дошкольном возрасте у ребенка преобладает наглядно-образное мышление, что связано с овладением им новыми видами деятельности: рисованием, игрой, конструированием и т.д.. Оно помогает малышам решать зада ния мысленно, без участия практических действий, а благодаря оперированию только образами, поскольку является видом мышления, в процессе которого человек оперирует имеющимися в своей памяти образами предметов и объявлениящ.

Способность к мышлению в образах сначала реализуется как оперирование представлениями о конкретных предметах и ??их свойствах. При этом оно теряет свою связь с практическими действиями и непосредственным восприятием нием ситуации. В деятельности ребенка появляются задачи нового типа, которые предусматривают косвенный результат действий, достижение которого требует учета связи между явлениями, происходящими одновременно или помета вно. Такие задачи возникают в играх с механическими игрушками, в конструировании и и ін.

Младшие дошкольники решают их с помощью внешних ориентировочных действий, т.е. на уровне наглядно-дийо-ного мышления. При выполнении задач по косвенным результатом дети среднего дошкольного возраста в начинают переходить от внешних к умственным попыток. После ознакомления детей с несколькими вариантами решения задачи малыши могут использовать новый вариант, не прибегая к внешним воздействиям с пред целями, а получая необходимый результат мысленномки.

Решение задач с косвенным результатом способствует возникновению наглядно-схематического мышления, которое является следующим этапом в развитии наглядно-образного

. Наглядно-схематическое мышление — вид мышления, обеспечивающий отображение предметов объективной действительности, независимо от действий, желаний и намерений ребенка

Ребенок не создает их, а выявляет и учитывает при решении задачи. Такое мышление сохраняет образный характер, но сами образы становятся другими, в них отражаются не отдельные предметы и их власти свойствам, а связи и отношения между ними.

Наглядно-схематическое мышление дошкольников среднего и старшего возраста проявляется во многих особенностях их деятельности. Один из его проявлений — схематичность детского рисунка, в котором передается здеб большего связь основных частей предмета и отсутствуют индивидуальные его признаки. Проявлением схематичности мышления также являются легкость понимания детьми различных схематических изображений, успешное использование я их (узнают схематическое изображение предметов, используют схемы типа географической карты для выбора нужной дорожки разветвленной их системе и т.д.о).

Умение создавать и использовать схематизированные образы являются большим достижением в развитии мышления ребенка, поскольку наглядно-схематическое мышление открывает возможности увидеть недоступны наглядно-образном в существенные стороны. Объявления.

Опыт ребенка обогащается неравномерно. С некоторыми предметами она имеет дело часто, неоднократно действуя с ними, распознает их качества, стороны, свойства, что приводит к их обобщенное представление. Другие пред дуете менее доступны детям, вследствие чего они познают односторонне. Образы этих предметов есть слитыми и конкретными. Операция такими образами единичных вещей предоставляет мышлению маленького ребенка конкретно в бразного характера. Это подтверждают детские сужденияження.

Таня (4 года), увидев у девочки очки, спрашивает:»Почему эта девочка бабушка?»,»Кошка может превратиться в человека?» нашкода…. Була б така м’якенька, лагідна…».

Конкретная образность детского мышления послужила аргументом для некоторых психологов (К. Бюллер,. В. Штерн,. Дж. Салли), которые считали образность определенным видом мышления, этапом в развитии высших его форм. Найхара актернишою признаком такой образности является синкретизм. Не умея выделить в образе, сохранившийся существенных или основных признаков предмета, ребенок падает найакцентованиши для нее детали. По этим случайными в знаками дошкольник узнает конкретный предметомредмет.

Синкретизм проявляется в восприятии и мышлении ребенка. По мнению. Ж. Шаже, он является основной качеством детского мышления, характеризует его доаналитичний степень. Ребенок мыслит схемами, слитыми (нерозчленов ными) ситуациями соответствии с образом, который у нее хранится на основе восприятия, без его анализа. Преодолению синкретичности образов способствует правильно организованное обучениеання.

Слитность образов особенно заметно проявляется в восприятии детьми малознакомого содержания. Например, они неправильно понимают синкретично образные литературные высказывания, сложные метафоры, аллегории:»И ве еселий, и крылатый ходит ветер над землей. Это мощный вентилятор бьет в лицо струей»(Есть. Тараховская). Прослушав это, 5-летние дети спрашивают:»Почему он бьет?»,»Кого он побил?»,» ка?»,»Где он ходит?»,»Ветер смеется?»,»Почему он веселый?»Такие вопросы и замечания детей свидетельствуют, что слово выражает конкретный образ единичного предмета, которого оно касается. Этот образ слит, нерасчлененный (проанализирован), поэтому используется целостно (если»ходит», должен иметь ноги, если»веселый»- смеется). Впервые образ распадается не через выделение существенной или характерно й признаки предмета или явления, а признаки, получившая в опыте ребенка сильнее подкрепление. Поэтому, не умея абстрагировать идею с чувственно сохраненным образом, ребенок не понимает поэтических образеому, не вміючи абстрагувати ідею з чуттєво збереженим образом, дитина не розуміє поетичних образів.

По мнению. Л. Выготского, синкретизм имеет большое значение в развитии детского мышления, поскольку синкретические связи являются основой выделения связей, проверяются практикой и отражают действительность

В процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности дошкольник начинает овладевать построением наглядных пространственных моделей — особых знаков, в которых отражаются связи и отношения об бьективних вещей. Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослых или в процессе организованных ими действий с предметами, она легко усваивает при действиях с моделями, я ки отражают существенные признаки предметов и явлений. Например, во время обучения 5-летних дошкольников математике было чрезвычайно трудно объяснить им отношения частей и целого. В процессе ознакомления с ним и с помощью схематического изображения деления целого на части и его восстановление из частей дети легко поняли, что любой предмет можно разделить на части и восстановить из них. Эффективным оказалось использования пространственных моделей и при формировании у дошкольников анализа слова в процессе изучения грамотмоти.

Итак, при соответствующем обучения образное мышление становится основой усвоения дошкольниками обобщенных знаний, а также совершенствуется в результате использования этих знаний при решении познавательных и пр рактичних задач. Приобретенные представления о существенных закономерности помогают ребенку самостоятельно разбираться в частных проявлениях этих закономерностей. Так, усвоив представления о зависимости строения тела животных от условий жизни, старшие дошкольники могут по внешним признакам установить, где живет животное, как добывает ешьжу.

Развитие образного мышления дошкольников характеризуется тем, что их представления получают гибкости, подвижности, дети овладевают умением оперировать наглядными образами: представлять предметы в разных просто. Оровий положениях, мысленно изменять их взаимное расположение.

Модельно-образные формы мышления достигают высокого уровня обобщенности, благодаря чему помогают ребенку понять существенные связи и зависимости вещей. Однако они малопродуктивные, если ребенку необходимо выделить свойства, связи и отношения, которые невозможно представить наглядно, образно. Попытки достичь этого с помощью образного мышления вызывают типичные для дошкольника ошибки. К таким ошибкам при сводят, например, задача установить, изменяется количество сыпучего вещества при перемещении ее из сосуда одной формы в сосуд другой, меняется количество глины, пластилина при изменении вылепить ного из них объекта. Примерно так же отвечают дошкольники на вопрос, где больше пластилина: в шарике или в розплесканому кусочку, сделанном из того же шарика у них на глазах. Это вызвано не с датнистю дошкольника выделить видимый им уровень вещества в посуде от общего ее количества. В образном мышлении они оказываются слитыми, поэтому количество нельзя увидеть, наглядно представить выделю еною от воспринятой величины. Правильное решение таких задач требует перехода к суждениям на основе образов, которые используют словесные понятийпоняття.

Таким образом, наглядно-образное мышление преодолевает в своем развитии стадию перцептивных преобразований ребенком объекта с внешней помощью, а также стадию преобразования ситуации на образном уровне по собственной инициативе мотивы. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образного мышления может ускорить специальное обучение с использованием схем-заменителейв.

Выступление психолога на методическом совещании
Тема: Мышление. Виды мышления. Рекомендации по развитию мышления у учащихся.
Мышление является психическим процессом, касающимся только человека, никакие больше создания на земле не способны к мыслительным процессам. Мышление – это высшая форма воспроизведения нервной системой человека всего, что окружает его в среде обитания.
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщённого отражения действительности в ходе её анализа и синтеза.
Виды мышления
Существует несколько классификаций видов мышления. В психологии наиболее принята и распространена следующая простейшая и не­сколько условная классификация видов мышления:

1) предметно-действенное (наглядно-действенное) инструментом которого является предмет (в возрасте от 1 до 3-х лет);
2) наглядно-образное (иногда называют просто образным мышлением), оперирует образами реального мира (в возрасте от 4 до 7 лет, но сохраняется и у взрослых людей);
3) словесно-логическое (понятийное), в котором мы пользуемся словом (понятием).
4) абстрактно-логическое.
Наглядно-действен­ное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие пред­метов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возни­кающий в практической деятельности и являющийся основой для формиро­вания более сложных видов мышле­ния. Основная характеристиканаглядно-действенного мышленияопределяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании си­туации. Практические познавательные предметные действия яв­ляются основой любых более поздних форм мышления.
^- вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышленииситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления. При этом образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину. Овладение нагляд­но-образными представлениями расширяет сферу действия прак­тического мышления.
В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т.е. в возрасте четырех­ — семи лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребе­нок необязательно и далеко не всегда должен потрогать ру­ками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объ­ект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).
^ — вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с поня­тиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и нена­блюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.
^- вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от дру­гих, несущественных.
Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филоге­незе и в онтогенезе. В настоящее время в психологии убедитель­но показано, что эти четыре вида мышления сосуществуют у взрос­лого человека и функционируют при решении различных задач. Все виды мышления тесно взаимо­связаны. При решении задач словес­ные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной за­дачи требует словесных обобщений. Поэтому описанные виды мышления нельзя оценивать как более или менее ценные. Абстрактно-логическое или словесно-логическое мышление не могут быть “идеалом” мышления вообще, конечной точкой интеллек­туального развития. Так дальнейшее совершенствование мышления связывается в психологии с расширением и конкретизацией сфер приложения усвоенных мыслительных норм и техник.

Кроме того, выделение видов мышления можно про­изводить по различным основаниям. Так, опираясь на различные источники, касающиеся изучения мышления, можно выделить следующие виды мышления (см. рис.1).

Рис. 1. Классификация видов мышления по различным основаниям
По характеру решаемых задач различают теоретическое и практическое мышление.
Теоретическое мышление — мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.
Практическое мышление — мышление на основе суждений и умо­заключений, основанных на решении практических задач. Теоретическое мышление — это познание за­конов и правил. Основная задача практического мышления — раз­работка средств практического преобразования действительно­сти: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Практи­ческое мышление было изучено Б.М.Тепловым. Им установле­но, что важной особенностью практического мышления является то, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита време­ни и актуального риска. В практических ситуациях очень огра­ничены возможности для проверки гипотез. Все это делает прак­тическое мышление в определенном отношении более сложным, чем мышление теоретическое.
По степени развернутости мышления во времени различают интуитивное и дискурсивное, или аналитическое мышление.
Дискурсивное (аналитическое)мышление — мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в созна­нии самого мыслящего человека.
Интуитивное мышление — мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление харак­теризуется быстротой протекания, отсутствием четко выражен­ных этапов, является минимально осознанным. Обычно используют три критерия для различения дискурсивного и интуитивного мышления: 1) временной (время протекания процесса); 2) структурный (членение на этапы); 3) уровень осознанности (представленность в сознании самого мыслящего).
По степени новизны и оригинальности различают репродуктивное и продуктивное мышление по их функ­циональному назначению.
Репродуктивное мышление — мышление на ос­нове образов и представлений, почерпнутых из каких-то определен­ных источников.
Продуктивное мышление — мышление на основе твор­ческого воображения.
В своей деятельности люди сталкиваются с такими объектами, которые имеют целостно-системный характер. Для ориентации в таких объектах человеку необходимо уметь выде­лить в них внешнее и внутреннее содержание, их внутреннюю сущность и ее внешние проявления. В этой связи по типу познания выделяют теоретическое и эмпирическое мышление.
Теоретическое мышление – мышление, направленное на познание внутреннего содержания и сущности сложных системных объектов. Основным мыслительным действием, связанным с таким познанием, является анализ. Анализ целостного системного объ­екта обнаруживает в нем некоторую простую связь (или отноше­ние), выступающую в роли генетически исходной основы для всех его частных проявлений. Эта исходная связь служит всеобщим или существенным источником становления целостного систем­ного объекта. Задача теоретического мышления состоит в обнаружении этой исходной существенной связи, при последующем ее выделении, т.е. абстрагировании, и, в дальнейшем, сведе­нии к этой исходной связи всех возможных частных проявлений системного объекта, т.е. производство действия обобщения.

Эмпирическое мышление – мышление, направленное на познание внешних проявлений рассматриваемых предметов и явлений. Основными операциями эмпирического мышления является сравнение и классификация, которые связаны с действиями абстрагирования и обобщения одинаковых свойств, предметов и явлений. Познавательным продуктом осуществле­ния этих действий являются общие представления (или эмпири­ческие понятия) об этих предметах и явлениях. Эмпирическое мышление выполняет весьма важные и необ­ходимые функции в повседневной жизни людей, а также в нау­ках, находящихся на начальных этапах своего развития.
По функциональному назначению различают критическое и творческое мышление.
Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.
Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Противоположны условия их реализа­ции: порождение новых творческих идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов; критический отбор и оценка этих идей, напротив, требует строго­сти к себе и другим, не допускает завышенной оценки собствен­ных идей. В практике существуют попытки объединения преиму­ществ каждого из этих видов. Например, в известных методиках управления мыслительным процессом и повышения его эффек­тивности (“мозговой штурм”) творческое и критическое мышле­ние как разные режимы сознательной работы используются на разных этапах решения одних и тех же прикладных задач.
Одно из традиционных различий мышления по типам ос­новано на анализе содержания используемых средств мышления — наглядных или вербальных. В этой связи выделяют наглядное и вербальное мышление.
Наглядное мышление – мышление на основе образов и представлений предметов.
Вербальное мышление – мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять пред­меты, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковы­ми структурами. В психологии полагают, что наглядный и вер­бальный виды мышления являются “антагонистами”: носителям первого бывают, труднодоступны даже простые задачи, представ­ленные в знаковой форме; носителям второго нелегко даются за­дачи, требующие оперирования наглядными образами.
Рекомендации по развитию мышления
в подростковом возрасте
Умение логически обрабатывать материал часто развивается у подростков стихийно. Развитие таких умений должно стать специальной задачей учителя. От этого зависит не только, глубина и прочность знаний, но и возможность дальнейшего развития интеллекта и особенностей подростка.
Как же развивать мышление подростков? Для правильного развития мышления учитель использует каждую возможность — учит подростков давать правильные определения, анализировать, сравнивать и различать предметы и явления, ясно, правильно и четко выражать свою мысль, воспитывает умение рассуждать, умозаключать, делать выводы и обобщения.
С этой целью следует чаще ставить подростков перед необходимостью самостоятельно сравнивать различные объекты, находить в них сходное и различное, чаще ставить вопросы «Что здесь имеется общего?», «Чем отличаются?». От простого сравнения следует переходить к его более сложным формам с выделением существенных и несущественных признаков. Подобные задания, во-первых, являются хорошими мыслительными упражнениями, а во-вторых, способствуют лучшему усвоению учебного материала.

При этом надо добиваться, чтобы учащиеся не просто «понимали» различие или сходство, но и учились ясно и точно формулировать свои мысли.
Важно приучать подростка к самостоятельной работе с учебником, настенными таблицами, словарями, учебными текстами, различными справочными пособиями. Исключительно полезен для активизации самостоятельного мышления подростков так называемый эвристический характер усвоения нового материала, направляющий школьников на самостоятельные обобщения и выводы.
Известно, что активная, самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед человеком возникает вопрос, проблема. Для стимулирования самостоятeльнoго творческого мышления подростков полезно так организовать их обучение школьным предметам, чтобы перед ними постоянно возникали проблемы, и побуждать их к творческим поискам путей решения этих проблем. На основе осознанной учениками проблемы возникает познавательная задача, которая и становится мотивом мыслительной деятельности.
Учитывая, что мышление подростка (особенно младшего подростка) еще в значительной степени конкретно, необходимо так строить обучение, чтобы имела место по возможности опора мышления на наглядные представления.
Учитель должен подумать, какими путями может пойти мысль учащихся в процессе формирования понятий, и принять меры против возможного замещения отвлеченных признаков наглядными. Этой цели может служить максимальное разнообразие наглядного опыта, демонстрация разнотипных случаев (но не просто большого количества), в которых бы варьировались несущественные признаки. Формируя, скажем, у младших подростков понятие «остров», надо показать на карте, что острова могут быть большие и малые, равнинные и гористые, разных очертаний, океанические и материковые. Обучая геометрии,— обязательно варьировать чертежи при доказательстве теорем, избегая стандартного расположения фигур.
Конечно, наилучшие результаты дает комбинирование показа и разъяснения. Например, вводя понятие вертикальные углы», учитель говорит: «Вертикальные углы не обязательно чертить так, как в учебнике. Они могут занимать и такое, и такое, и такое положение (чертит на доске), величина углов также может быть различной (демонстрирует). В этих случаях учащиеся осознают существенные признаки в ясном противопоставлении несущественным, случайным признакам, и неравномерного замещения признаков не наступает.
Развитию мышления, правильному усвоению понятий способствуют упражнения на практическое применение усваиваемых понятий.
Наконец, для развития мышления подростка необходимо повседневно и систематически учить его приемам правильного, логического мышления, не оставлять без внимания ни одной логической ошибки.
Разумеется, это является обязанностью не только учителя русского языка. Развивают логическое мышление все учителя.
В этом отношении важна повседневная и согласованная работа всего учительского коллектива. Многочисленные наблюдения показывают, что даже простейшие логические операции (не говоря уже о сложных) нередко вызывают затруднения у подростков (особенно младших подростков). Например, многие из них дают логически неправильные определения, не указывая рода («Существительное — это которое обозначает название предмета», указывают не все признаки, входящие в состав видового отличия «Окружность — это замкнутая кривая линия»). Часто встречаются случаи, когда подростки производят логически неграмотное деление понятия. («За выполнение задания принялись все ученики нашего класса: мальчики, девочки, пионеры, отстающие»).
Учитель должен обращать внимание подростков на логическую несуразицу в их ответах, учить их логически грамотно выражать свою мысль. Очень полезно приучать подростков самостоятельно исправлять допущенные логические ошибки.

Для развития самостоятельности и критичности мышления нужно требовать от подростков рецензирования ответов товарищей на уроках по определённому плану:
а) достоинства ответа (правильность и глубина изложения, последовательность изложения, стилистическая грамотность);
б) недостатки ответа (слабое знание фактического материала, неумение изложить свои мысли по плану, бедность речи).
Составленные рекомендации содержат основные положения по развитию мышления в подростковом возрасте. Однако необходимо дальнейшее внедрение новаторских способов и методов развития этого одного из основных познавательных процессов в жизни и деятельности каждого человека.

Добавить комментарий

Закрыть меню