Музыкальная культура 17 века

Русская музыкальная культура доклассической эпохи (X-XVII вв). Фольклор, церковная музыка, светская музыка.

Русская музыкальная классика начала формироваться во второй половине XVIII века и достигла своего расцвета в XIX веке, в творчестве Михаила Ивановича Глинки и его последователей. Для того, чтобы возникла русская классическая музыка, отечественные композиторы должны были освоить общеевропейские (т. е. классические) жанры и формы (оперу, симфонию и т.п.), но наделить их национальным своеобразием. Национальное своеобразие русской классической музыки определялось особенностями ее музыкального языка (т. е. особенностями национальной мелодики, ритмики, гармонии и т. д.). Этот музыкальный язык складывался в доклассическую эпоху, на протяжении многих веков истории традиционных форм русской музыки.

Несмотря на то, что доклассическая эпоха охватывает почти восемь столетий (с момента формирования Древнерусского государства до начала Петровских реформ), русская музыкальная культура всего этого периода обладает общими особенностями:

1) Исключительное внутреннее многообразие, определяемое обширностью территории и «пересеченностью местности»

2) Ярко выраженное национальное своеобразие, определяемое культурной обособленностью от стран Европы (из-за трех веков монголо-татарского ига, а также в результате постоянного ограждения православной культуры от влияния католицизма и протестантизма)

Русская музыка доклассической эпохи представлена тремя типами музыкального творчества: народная музыка, церковная музыка и светская музыка (в основном, развлекательного характера).

Русская народная музыка – устная, преимущественно вокальная (песенная) традиция (исключение – пастушьи наигрыши). Включает множество жанров. Наиболее древние восходят еще к языческим временам, к жизни восточно-славянских племен. Это:

· Календарно-обрядовые песни – неотъемлемая составляющая языческих ритуальных праздников (обрядов), приуроченных к смене времен года и направленных на заклинание сил природы (например, масленичные песни, прогоняющие зиму, веснянки – «заклички» весны и т. д.). Календарные песни просты. Их мелодии складываются из многократно повторяющихся коротких попевок в небольшом диапазоне (3-4 звука), с четким ритмом. Таким образом воспроизводятся интонации заклинаний, зовов и т. п.

· Трудовые песни звучали во время совместной работы (песни сенокоса и жатвы, мельничные, кузнецкие и т. п.). Их общая черта – четкий ритм: размеренные возгласы помогали согласовывать трудовые движения.

· Семейно-бытовые песни сопровождали частную жизнь человека с момента рождения и до смерти. Эта обширная группа песен включает величание новорожденного, колыбельные, детские считалки, потешки, а также множество разнообразных песен свадебного обряда, который на Руси разыгрывался на протяжении нескольких дней. Особую разновидность семейно-бытовых песен представляют погребальные плачи.

В эпоху Киевской Руси (9-12 вв.) в народном творчестве появились новые жанры, главный из них — былина.

· Былины – эпические повествовательные песни, в которых соединяются описания реальных исторических событий и вымысел. Выделяют два цикла былин – киевский и новгородский. Главные герои киевского цикла – богатыри (Илья Муромец и др.), а новгородского – купцы, торговые гости, музыканты (Садко). Музыкальный язык былин основан на выразительном «сказывании» — произнесении текста нараспев, с постоянным варьированием одной-двух исходных фраз, под аккомпанемент гусель. Исполнители былин нередко становились профессиональными музыкантами (служили при княжеском дворе). Их называют певцы-сказители (один из них — легендарный Боян, упоминающийся в «Слове о полку Игореве»)

Былинам близки исторические песни, возникшие в эпоху татаро-монгольского ига (13-14 вв.) и Московского государства (15-17 вв.).

· Исторические песни повествуют о событиях русской истории – песни про «татарский полон», об Иване Грозном и т. п. Много исторических песен сложены в казачьей среде – о Ермаке (15 в.), Степане Разине (16 в.), Емельяне Пугачеве (17 в.).

В 16-17 вв. в складывается один из самых ценных жанров русского фольклора, своеобразный символ русской песенной культуры:

· Лирическая протяжная песня – служила выражению личных переживаний, преимущественно чувств печали, тоски, связанных с тяжелой судьбой русского народа в эпоху крепостного права.

Выделяют рекрутские (солдатские) песни, песни о нелегком крестьянском труде, о горькой судьбе русской женщины. Протяжные песни отличаются исключительной красотой мелодий – в широком диапазоне, с длительными распевами слогов.

Обычно протяжные песни многоголосны – мелодию запевает солист, к которому постепенно «прилаживаются» со своими подголосками другие исполнители.

· Плясовые песни – не менее характерный жанр фольклора 16-17 вв. Отличались четким ритмом и размашистыми скачками в мелодии. Выражали молодецкую удаль, стихийную силу русского характера.

Русская церковная музыка, как и сама православная религия, была заимствована из Византии. Она представляет собой хоровое пение без инструментального сопровождения (инструменты в православной церкви не используются). Церковные песнопения доклассической эпохи представлены двумя типами – знаменное пение и партесное пение.

· Знаменное пение – наиболее древний вид православной церковной музыки (10 в.– середина 17 в). Записывалось знаменами – специальными знаками, служившими исполнителям для напоминания мелодии. В отличие от нот, каждый знак включал не один звук, а мотив из двух и более звуков, что до сих пор осложняет их расшифровку. Знаменное пение – мужское, хоровое, строго унисонное (одноголосное), восходит в своем звучании к произнесению текста нараспев. Отсюда небольшой диапазон мелодии, отсутствие в ней широких скачков. Темп неторопливый, ритм размеренный, строго соответствующий ритму текста.

Расцвет знаменного пения приходится на 15-16 вв.

и связан с творчеством новгородских и московских распевщиков (Савва Рогов, Федор Христианин).

· Партесное пениепоявилось после воссоединения Украины с Россией (в 1654 г.) как результат влияния украинской церковной музыки, в свою очередь испытавшей влияние Европы (Польши). Это тоже мужское хоровое пение, но многоголосное, с разделением голосов «по партиям» (отсюда название «партесное»). Записывалось нотами.

В партесном пении обычно использовалось несколько хоров (от 2-х до 6), каждый из которых делился на 4 партии (общее количество голосов доходило до 24!). Они располагались по периметру церкви, создавая эффект объемного звука. Звучание торжественное, яркое, красочное, с обилием виртуозных распевов. Расцвет приходится на конец 17- первую половину 18 вв. – эпоху барокко. (Творчество Василия Титова).

Отдельная разновидность русской церковной музыки –

· Колокольные звоны.Традиция зародилась в Новгороде в 11 в. Особенность устройства русских колоколов (в отличие от европейских) – звонарь раскачивает язык, а не сам колокол. Поэтому можно делать не только маленькие колокола с высоким тоном, но и огромные многотонные низкие колокола и составлять из них звонницы широкого звуковысотного диапазона (до 37 колоколов на колокольне Ивана Великого в Кремле). По той же причине русские колокольные звоны отличаются четкостью и разнообразием ритмических рисунков. Выделяют такие разновидности звонов, как благовест (одиночные удары), перезвон, перебор, трезвон (во все колокола), приуроченные к определенным событиям церковной жизни.

Отношение к колоколам на Руси – особое. Им, как живым существам, давали имена и узнавали по голосам.

Русская светская музыка – неотъемлемая часть государственной жизни и общественного быта в средневековой Руси. Основной формой светской музыкальной культуры развлекательного характера являлось скоморошество.

· Скоморошество – вид профессионального творчества, просуществовавший на Руси около семи столетий (с 11 по 17 в.) и пользовавшийся неизменной любовью публики. Скоморохи – синтетические артисты. Они соединяли умение петь и играть на разных инструментах с искусством острослова, мастерством танцора и акробата, дрессировщика и фокусника. Музыкальную основу творчества скоморохов составляли народные песни и пляски.

Искусство скоморохов было распространено как в городах, так и в сельской местности, как в княжеской и боярской, так и в крестьянской среде. Бродячие скоморохи устраивали представления на улицах и площадях. «Служилые» скоморохи, из которых могли составляться музыкальные ансамбли, развлекали княжеское окружение.

Однако скоморохи – «смехотворцы» и «глумотворцы» осуждалось церковью за «богомерзкое дело» как «порождение дьявола».

Церковь не раз вынуждала власти изгонять скоморохов из Киева, уничтожая их инструменты. Демократический уклад жизни Новгородской республики, напротив, способствовал развитию скоморошества. В новгородских посадах и слободах были целые улицы, населенные скоморохами. Из Новгорода скоморошество распространилось по всей Руси. В 16 в. по указанию Ивана Грозного большие группы музыкантов были привезены из Новгорода в Москву для развлечения царя и членов его семьи. В этот период искусство скоморохов достигает вершины своего развития.

В17 в.скоморошество, как самостоятельный вид светской культуры, заканчивает свое существование. При дворе и в городском быту утверждались новые формы музицирования европейского образца.

Русская классическая музыка

Расцвет русской музыкальной классики приходится на первую половину XIX в. И связан с именем Михаила Ивановича Глинки (1804–1857), вошедшего в историю как первый русский композитор мирового значения. Глинка считается основателем русской классической музыки. Его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» во многом определили дальнейшее развитие русской оперной музыки. Отличительной чертой творческого подхода композитора было использование мотивов русского фольклора, народной музыки. Подробнее…
Традиции Глинки развили в своем творчестве такие композиторы как Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков. Очень часто в своем творчестве композиторы обращались к сюжетам русской истории и фольклора: «Борис Годунов», «Хованщина» Мусоргского; «Князь Игорь» Бородина; «Снегурочка», «Псковитянка», «Золотой петушок» Римского-Корсакова.
Величайшим композитором в истории русской и мировой музыки был Петр Ильич Чайковский – создатель высочайших образцов опер («Евгений Онегин» 1878 г., «Мазепа» 1883 г., «Пиковая дама» 1890 г., «Иоланта» 1891 г.), балетов («Лебединое озеро» 1876 г., «Спящая красавица» 1889 г., «Щелкунчик» 1892 г.), симфонических и камерных произведений. Подробнее…
На рубеже веков русская музыка была обогащена творчеством новых талантливых композиторов и исполнителей. Автором монументальных симфонических произведений и балетов был А. Н. Глазунов. Одним из основателей современного музыкального языка, современной симфонической музыки считается композитор и пианист А. Н. Скрябин. Неповторимым своеобразием и оригинальностью отличались музыка и исполнительское мастерство С. В. Рахманинова, выдающегося композитора, пианиста и дирижера.
Составной частью развития музыкальной культуры и прямым ее следствием была мировая слава, которой достигли мастера русского музыкального театра – оперы и балета. Лидирующее положение среди музыкальных театров занимали петербургский Мариинский театр и Большой театр в Москве. Имена знаменитого оперного баса Федора Шаляпина, балерины Анны Павловой получили широкую известность, как в России, так и за рубежом.

Русская музыка в 17 веке

редактор, 17.04.2012

На воскресной службе в православном храме звучит прекрасный многоголосный хор, который возносит душу в неведомые высоты. И душа умиляется и восхищается этой красотой.
Но не всегда эта музыка находила восторженных почитателей. Да и сейчас далеко не все считают, что именно так должно звучать церковное песнопение в храме. «На Москве во многих церквах поют песни, а не божественное пение», — сетовал в XVII веке протопоп Аввакум. «Можно де по тому пению в гусли играть», — вторил ему другой старообрядец. Так формировалась культура XVII века — в спорах и противоречиях.

В церквях на богослужении вместо прежнего знаменного распева звучит партесное (от позднелатинского partes — «голоса») пение. Как бы ни сопротивлялись поборники старины новым веяниям, остановить процесс было уже невозможно. К концу XVII века в большинстве храмов и церквей уже звучала многоголосная (полифонная) музыка.

Сами церковные иерархии пропагандировали такую музыку.

По словам смоленского митрополита Симеона (XVII век), песнопения нужны не только для молитвы, но «ради праздности времени, ради умиления»: ведь в паузы, возникающие во время богослужения, «людям стоять скучно». Новые музыкальные воззрения продвигали выходцы из Украины и Белоруссии. Самым выдающимся был Николай Дилецкий из Киева. Он писал, что «пение или играние возбуждает сердца человеческие ко веселию или сокрушению, или плачу». Призыв к страстности и эмоциональности наносил решительный удар по традиции — плавному, речитативному складу привычного русского пения, приверженцы которого видели в новой музыке «разнузданность и безобразие». Особую ярость ревнителей благочестия вызывала рекомендация Дилецкого перелагать «мирскую песнь в гимны церковные».

В свое время искусство итальянского Возрождения порвало со средневековым аскетизмом, бесстрастностью. Оно стало выразительным, многообразным. Теперь тот же процесс начался на Руси и был, конечно, неудержим.

Рубрика: История —

Метки: 17 веке, музыка, русская

Добавить комментарий

Закрыть меню