Моторная эфферентная афазия

Моторная афазия — это патология, для которой характерны трудности или невозможность произнесения слов при сохранении возможности произнесения отдельных звуков и возможности понимания человеческой речи. При развитии самой тяжелой формы заболевания речь пропадает совсем и даже после восстановления у пациента остаются сложности произнесения трудных высказываний или при повторе целой серии слов, фраз.

Это важно! В самых тяжелых случаях человек полностью утрачивает возможность произносить речь, больной может вести диалог с людьми лишь посредством жестов и мимики. На первых этапах развития возможность произнесения сочетаний звуков и конкретных слов не нарушается. Такая речь образно называется «телеграфным стилем», так как пациент в своем разговоре использует только очень простые и недлинные предложения, в основном имена существительные и инфинитивы.

Слова становятся искаженными по причине неправильного чередования или полного отсутствия некоторых звуков, частых замен слов похожими по смыслу. Не менее важная особенность речи — это разрушение грамматики речи. Речь заметно замедляется, слова выбираются с большим трудом, часто проявляются повторения слов, звук и оборванной речи. Искажения устной речи, спровоцированные развитием моторной афазии, часто проявляются одновременно с аграфией — это нарушение правильного письма, когда видны двигательные нарушения руки.

Причины, по которым начинается развитие патологии

Основная причина возникновения моторной афазии — это ишемический инсульт, влияющий, на верхние части центральной артерии в головном мозге. Данный процесс негативно влияет на речь человека.

Также другие причины моторной афазии — это различные повреждения головного мозга, куда относятся новообразования в головном мозге, кровоизлияния в мозг, абсцессы в головном мозге.

Формы и проявления заболевания

Моторной афазией называется частичная или полная потеря возможности говорить при сохранении понимания речи окружающих людей.

Моторные формы афазии бывают следующими:

  1. Афферентная моторная афазия — первый тип, для которого характерен неправильный пространственный, симультанный синтез движений в разных органах аппарата артикуляции. Также полностью утрачивается ситуативная речь при ярко выраженном течении патологии.
  2. Проводниковая афазия отличается от других типов значительным сохранением однообразной, ситуативной речи при грубом нарушении повторения, называния и другой произвольной речи человека. Данный тип патологии является преимущественно нарушением дифференциации артикуляционного способа, симультанным синтезом комплексов звуков и слогов, из которых состоит слово.
  3. Эфферентная моторная афазия — это нарушение временной, линейной организации движений, осуществляемой премоторными зонами в коре головного мозга. Повреждение премоторных отделов провоцирует нарушение инертности речевого стереотипа, что вызывает слоговые, звуковые, лексические перестановки, повторы и персеверациями. Непроизвольное повторение слов, персеверация, становящиеся последствием невозможности вовремя переключиться с одного акта артикуляции на другой. Всё это заметно осложняет или делают невозможным воспроизведение устной речи, осуществление чтения и письма.
  4. Динамическая моторная афазия — данный тип развивается при повреждении задних лобных отделов в левой части доминантного полушария для речи, то есть отдела в третьем функциональном блоке. Он является блоком регуляции, активизации и планирования последующей речевой деятельности. Основным речевым нарушением при развитии этого типа считается трудность или полная невозможность воспроизведения активного речевого высказывания.

Более сложная и тяжелая форма — это сенсомоторная афазия. Она сочетает в себе проявления моторной и сенсорной афазии, когда больной не в состоянии осознавать, что ему говорят, а также не в состоянии инициировать свою собственную речь.

Симптоматика возникновения патологии

Речь пациента начинает заметно затормаживаться, нарушается артикуляция, часто пациент просто замолкает, подбирая подходящие слова и фразы. Словосочетания или предложения почти не включают служебные части речи, в них входят в основном только имена существительные и глаголы.

Порядок слов заметно нарушается, а окончания слов ставятся в неправильную форму — отсутствует соотнесение между собой двух соседних слов.

При тяжелом протекании болезни речь у детей или взрослых состоит только из непонятных звуков, слов нет и да. Пациенты обычно привыкают к произнесению привычных слов для того, чтобы собеседник понимал их отношение к сложившейся ситуации. Понимание речи сохраняется, навык чтения тоже сохраняется, но пациенты в процессе чтения часто запинаются, особенно при чтении служебных или просто коротких слов.

Это важно! В соответствии с этим моторный тип афазии является не только моторным нарушением, но и нарушением восприятия конкретных слов в словосочетании.

При развитии патологии возникают нарушения эмоционального характера в состоянии больных — повышается плаксивость, больные быстро отчаиваются, и у них появляется склонность к депрессивным состояниям.

Неврологические симптомы заключаются в ослаблении мышц лица с правой стороны, паралич в мышцах с одной стороны лица, невозможность воспроизводить движения, в которых участвуют мускулы рта, горла.

Организация лечения моторной афазии

Лечение моторной афазии в первую очередь заключается в расторможении речи и создании у пациента психологическую готовность, а также условия для появления намерений и желания разговаривать.

Полезно вместе с пациентом слушать или даже напевать известные песни, предварительно записанные на магнитофон. Такой подход позволяет улучшить настроение, навевает воспоминания, восстанавливает память. Со временем пациент подхватит и внятно начнет произносить слова из текста песни.

Параллельно восстановление речи при моторной афазии заключается в тренировке автоматизированных речевых рядов. Можно предложить перечислить дни недели или посчитать.

Больного можно заинтересовать чтением эмоциональных рассказов с картинками и отдельно написанными словами — всё это вызывает оживление эмоциональной стороны и восстанавливается прежние связи речи.

Помимо этого, можно просить больного часто перечислять имена близких людей, различные термины профессий или любимого занятия.

Это важно! В процессе осуществления общения изо дня в день следует придумывать различные упражнения на развитие речи. Важно, чтобы пациент вспоминал много глаголов, существительных и других частей речи — первоначально отдельными словами и предложениями, а затем — в простых беседах и диалогах.

С течением времени диалоги с пострадавшим от моторной афазии должны усложняться. Связная речь при отсутствии негрубых нарушений, как правило, проявляется сразу же за расширением словарного запаса больного.

Клиника афатических нарушений. Локализация поражения, Диф диагностика различных форм афазии.

Афазии — расстройства речи, обусловленные поражением корковых речевых зон (нижнелобная извилина или теменно-височно-затылочный отдел) в доминантном полушарии. Афазии — приобретенные в любом возрасте (у ребенка — после 3 лет) речевые расстройства. Они выражаются в полной или частичной утрате имевшейся собственной речи или понимания чужой речи.

У взрослых афазии возникают чаще вследствие нарушений кровообращения в центральной нервной системе, кровоизлияний (инсультов) в корковые речевые зоны. В детском возрасте афазии могут развиться после черепно-мозговых травм, приводящих к повреждению корковых речевых зон или кровоизлияниям в них. Иногда внутричерепные кровоизлияния у детей и взрослых могут быть связаны с неправильным строением мозговых сосудов, с болезнями крови, при которых нарушается свертываемость крови (например, гемофилия) или поражается сосудистая стенка. Кроме того, афазия может возникать после перенесенных воспалительных заболеваний мозга (энцефалитов). В этих случаях она часто сочетается с нарушениями интеллекта. Таким образом, афазия может возникать самостоятельно как определенный очаговый симптом при мозговых заболеваниях; чаще всего она сочетается с другими нарушениями (параличами и парезами), а также интеллектуальными расстройствами.

Механизм афазии очень сложен. В его основе лежит распад речевого стереотипа. В результате этого больной утрачивает навыки произношения или возможность понимания чужой речи. В зависимости от преобладания тех или других расстройств (навыков произношения или понимания обращенной речи) различают моторную (экспрессивную) и сенсорную (импрессивную) афазию. Моторная афазия развивается в результате поражения коры левого полушария в области третьей лобной извилины (центр Брока). При этом утрачивается навык произношения. Его утрата не связана с параличами мышц артикуляционного аппарата: движения речевых органов у больного сохранены, но он утратил навыки произвольных движений. Эта утрата навыков произвольных движений речевого аппарата при отсутствии параличей называется речевой апраксией.

Моторная афазия проявляется полной или частичной утратой собстевннойй речи. В тяжелых случаях сохраняются только отдельные восклицания и больной объясняется с помощью выразительной мимики и жестов; иногда остаются отдельные слова или звукосочетания. В более легких случаях сохраняются некоторые cлова, из которых больной строит простые предложения. Предложения эти очень однообразны. В них преобладают имена существительные и инфинитивные формы глаголов. Это своеобразный “телеграфный стиль” речи. Характерной особенностью моторной афазии является искажение слов в результате перестановки или пропуска отдельных звуков (букв). Такие нарушения называются литеральной парафазией (от латинского слова “литера” — буква). Слова могут искажаться и за счет замены одного слова другим, сходным по артикуляции, но различным по значению. Эти искажения слов называются вербальными парафазиями.

Следующей характерной особенностью устной речи больных моторной афазией являются нарушения грамматического строя речи (неправильные окончания вне зависимости от грамматических правил, пропуски предлогов и т.д.). Эти расстройства называются аграмматизмами. В меньшей степени при моторной афазии страдает повторение. Больной обычно говорит медленно, с большим трудом подбирая слова, неохотно и мало.

Больные моторной афазией более или менее хорошо понимают обращенную к ним обиходную речь. При необходимости понять более сложные грамматические конструкции они, как правило, испытывают затруднения (это же имеет место в письменной речи). Некоторые из них безошибочно пишут простые, привычные фразы. Во фразах более сложных грамматических конструкций встречаются характерные ошибки. Эти ошибки сходны с теми, которые наблюдаются в их устной речи. Здесь речь прежде всего идет об аграмматизмах, пропусках и перестановках букв в словах. Такое явление носит название литеральной параграфии. Отмечаются замены слов совершенно другими по смыслу. Это явление называется вербальной параграфией. Некоторые больные вообще не в состоянии читать. В случаях хотя бы частичной сохранности способности читать наблюдаются те же ошибки, которые больные допускают в устной и письменной речи (прежде всего перестановка букв в словах). Такое явление называется парадексией. Чтение приобретает угадывающий характер. Нарушается понимание смысла прочитанного.

Встречаются особые формы моторной афазии, когда нарушена только устная речь (чистая мотооная афазия) при полной сохранности письменной речи. Кроме того, при моторной афазии могут быть нарушены произвольная речь и письмо, а повторение и списывание сохранны.

Процессы мышления при моторной афазии могут нарушаться по-разному. В одних случаях мышление нарушено незначительно, больной полностью осознает и переживает свои ошибки. В других случаях более отчетливо нарушаются абстрактные формы мышления. Снижается критическое отношение к своему состоянию. Выраженность нарушений мышления зависит как от тяжести самого болезненного процесса, вызвавшего афазию, так и от состояния интеллекта больного до болезни, его общего культурного и профессионального уровня.

Сенсорная афазия развивается при поражении в области верхней височной извилины левого полушария. При сенсорной афазий больной слышит, но не понимает обращенную к нему речь, при этой форме афазии поражается гностический центр речи (центр Вернике). Поэтому сенсорная афазия по своему механизму является речевой агнозией, при которой больной имеет нормальный слух, но не узнает звуков речи, не понимает смысла слов.

Главным проявлением сенсорной афазии служит полная или частичная утрата понимания обращенной речи. Элементарный слух остается сохранным. Однако больной воспринимает речевые звуки как нечленораздельные шумы. Различают акустико-гностическую и акустико-мнестическую формы сенсорной афазии.

Основу дефекта акустико-гностической афазии составляет нарушение слухового гнозиса. Больной не дифференцирует на слух сходные по звучанию фонемы (расстраивается фонематический анализ). В результате этого искажается и нарушается понимание смысла отдельных слов и предложений. Выраженность этих нарушений может быть различной.

В наиболее тяжелых случаях обращенная речь вообще не воспринимается и кажется речью на иностранном языке. Эта форма возникает при поражении задней части верхней височной извилины левого полушария. Тесные связи между сенсорными и моторными центрами обусловливают некоторые нарушения при сенсорной афазии и моторной речи. Устная (моторная, экспрессивная) речь больных характеризуется нарушениями структуры слов, их смысловой значимости, повторениями отдельных слов. Наиболее характерной особенностью устной речи больных является наличие, как и при моторной афазии, парафазии, что приводит к нарушению, искажению, различным изменениям структуры слов и их понимания. Наряду с этим характерна повышенная речевая активность, иногда в виде неудержимого бессмысленного словарного потока (логорея).

Контроль над собственной речью нарушен. При сенсорной афазии всегда нарушаются чтение и письмо. В отдельных редких случаях больной может читать вслух, не понимая смысла прочитанного и не сознавая своих ошибок. Во время чтения и письма больной допускает пропуски букв, перестановки слов и слогов, грубые искажения смысла слов. Иногда наблюдается слитное написание двух слов (контаминации) при письме под диктовку.

В тяжелых случаях письмо распадается полностью; в более легких нарушается звуковой состав слов. Особенностью афазии в детском возрасте является частое сочетание моторных и сенсорных нарушений. Кроме того, у больных афазией детей наблюдаются более выраженные расстройства мышления и (иногда) поведения Однако у детей афазии наблюдаются относительно редко. Это связано с большими компенсаторными возможностями детского мозга.

При акустико-мнестической афазии поражается кора средних отделов левой височной области. Основу дефекта составляют нарушения памяти. Больной забывает название предметов. Поэтому основные нарушения речи выражаются в большом числе вербальных парафазии и затруднениях при необходимости назвать предметы. Причем подсказка в виде произнесения первых слогов обычно не помогает. Понимание речи при этой форме афазии более сохранно. Не наблюдается также и грубого распада звуковой и смысловой структуры слов. Поэтому письмо остается более сохранным

Семантическая афазия обусловлена поражением височно-теменно-затылочной области левого полушария. Основной признак семантической афазии — затруднения при необходимости понимать сложные логико-грамматические конструкции. В наибольшей мере это относится к тем из них, которые выражают пространственные отношения. В связи с этим затруднено понимание инструкций типа: “Нарисуй круг над крестом”, “Нарисуй крест под кругом” и т.д. Кроме того, имеются затруднения в понимании грамматических структур, отражающих сравнительные (больше-меньше, старше —младше, выше —ниже и т.д.), а также временно-пространственные (перед, после и т. д.) отношения.

При семантической афазии отмечается также и забывание слов. Однако подсказка в виде произнесения первого звука или слога при этом варианте афазии помогает больным воспроизвести все слово.

Между сенсорным и моторным центрами речи существует тесная связь. Симптомы афазии, особенно в детском возрасте, в большинстве случаев носят смешанный, сенсомоторный характер. Кроме того, при сенсорной афазии всегда несколько искажается моторная речь, а при моторной афазии имеют место и некоторые сенсорные нарушения. Афазия получает название моторной или сенсорной в зависимости от преобладающего при этом нарушения.

Диагностика афазии представляет определенную сложность. Это прежде всего связано с клинической неоднородностью одних и тех же симптомов на разных этапах развития афазии.

Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 1477;

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении заднелобных отделов коры мозга (44 поле — зона Брока) – нижних отделов премоторной зоны коры головного мозга. Этой зоной осуществляется линейная, временная организация движения. Образуются синтагматические цепочки звуков и слогов в слове, слов в предложении. При эфферентной моторной афазии страдает связное, развернутое, синтагматически организованное высказывание. Центральным механизмом данной формы афазии является патологическая инертность возникших стереотипов, появляющаяся из-за нарушений смены иннервации, что ведет к нарушению своевременного переключения с одной серии артикуляционных движений на другую.

При полном разрушении зоны Брока больные не могут произнести почти ни одного слова. При попытке что-либо сказать произносят нечленораздельные звуки.

Характерными являются трудности включения в активную речь. При попытке спонтанного высказывания, при ответной реплике в диалоге не в состоянии начать фразу. Однако если удается произнести первое слово, то нередко осуществляется произнесение и всей фразы.

Наблюдаются персеверации – патологические повторения или настойчивые воспроизведения какого-либо действий, слогов, слов. В основе персевераций лежат процессы, связанные с запаздыванием сигнала о прекращении действия. Персеверации затрудняют или делают невозможной устную речь.

Произнесение отдельных звуков остается сохранным, устная речь нарушается лишь при переходе к серийному произнесению звуков, слов. Из-за персевераций становится невозможным конструирование и произнесение предложений. Персеверации увеличиваются с увеличением упорных попыток произнести слог, слово, предложение. В связи с этим устная речь отсутствует полностью, замещаясь одним–двумя речевыми осколками – эмболами. Дефекты переключения, персеверации идут и на фоне нарушения просодики речи, т.е. нарушения ударения, ритмико-мелодической структуры, интонации: голос плохо модулирован, слоги равноударные, речь скандированная. Спонтанная речь изобилует штампами, стереотипами.

Отмечаются также нарушение чтения и письма, возникающее из-за трудностей начинания фразы. Наблюдается апраксия.

АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

Афферентная моторная афазия является одним из са­мых тяжелых речевых расстройств. Нередко она возникает, в комплексе с эфферентной моторной афазией, тогда ее преодоление оказывается особенно долгим процессом.

Афферентная моторная афазия возникает при пораже­нии постцентральных и нижнетеменных отделов коры го­ловного мозга, расположенных кзади от центральной, или роландовой, борозды (поля 7, 40, см. рис.). Для первич­ных постцентральных отделов характерно четкое сомато-топическое строение. Нервные волокна, несущие импульсы от нижних, противоположных соматотопической проекции конечностей, располагаются в верхних отделах этой зоны, вЪлокна, несущие импульсы от верхних конечностей, — в средних отделах, а волокна, несущие импульсы от лица, губ, языка, глотки, -— в нижних отделах. Эта проекция по­строена не по геометрическому принципу, а по функцио­нальному: чем большее значение имеет та или иная область периферических тактильно-кинестетических рецепторов того или иного активного органа и чем большей степенью свобо­ды обладает тот или иной двигательный сегмент — сустав, фаланги пальцев, предплечье, язык, губы и т. д., — тем большую территорию он имеет в соматотопической проек­ции коры.

В основе механизма возникновения литеральных пара­фазии этих больных лежит то, что при поражении пост­центральных отделов коры головного мозга нервные им­пульсы затекают в неадекватные для той или иной фонемы группы мышц, т. е. возникает апраксия артикуляционного ап­парата или нарушение симультанного афферентного про­странственно-кинестетического анализа и синтеза движений различных органов артикуляционного аппарата, наруше­ние дифферентации оценки выбора способов артикуляции, конструктивно-пространственного анализа артикуляторного состава слова или звукового комплекса.

А. Р. Лурия отмечает, что существуют два варианта афферентной моторной афазии. Первый характеризуется нарушением пространственного, симультанного синтеза дви­жений различных органов артикуляционного аппарата и полным отсутствием ситуативной речи. Второй вариант, носящий в клинике название проводниковой афазии, от­личается значительной сохранностью ситуативной, клише-образной речи при грубом распаде повторения, называния и других произвольных видов речи. Этот вариант аффе­рентной моторной афазии характеризуется наруше­нием дифференцированного выбора способов артикуляции и симультанным синтезом звуковых и слоговых комплексов и наблюдается у левшей и амбидекстров при поражении левого, реже — правого полушария.

При первом варианте афферентной моторной афазии выраженная апраксия артикуляционного аппарата может привести к полному отсутствию спонтанной речи, к ее блокированию. Больные не могут повторить ни одного звукa. Попытки произвольного повторения звуков приводят к хаотичным движениям губ и языка, к литеральным (зву­ковым) заменам. Даже пристальное всматривание больного в артикуляцию логопеда приводит лишь к нахождению способа и органа артикуляции, но больной начинает сме­шивать звуки м — б, я — д, т — л, и — с, о — у и другие. Это объясняется нарушением кинестетической оценки сте­пени смычки артикуляционных органов при произнесении этих звуков. Происходит дезинтеграция движений таких органов, как мягкое нёбо и голосовые складки. Больной вместо м произносит п, вместо б — м и т. п.

На более поздних этапах больные произносят слово халат как «ханат» илл «ходат», дом как «лом» или «том», папа как «мама», вода как «вона», собака как «сомака» и т. д. Кроме нарушения выбора органа артикуляции, у больных нарушается и выбор места артикуляции, и вместо Вова больной произносит «Бома», «Вома», вместо ком — «том», вместо галоши — «далоши» и т. д.

Для устной речи этих больных характерны некоторые трудности в усвоении структуры сложных слогов. Больные дробят закрытый слог на два открытых, дробят стечения согласных в слоге или опускают согласный звук. Поэтому такие слова, как тут, там, вот, дом, дым, ком, стол, стул, шапка и т. д., звучат как «ту-та», «та-ма», «во-та», «до­ма», «ды-ма», «ко-ма», «с-то-ла», «ша-па-ка» и т. д. Ло­гопеду приходится работать над восстановлением слитно­сти закрытых слогов.

На более поздних этапах восстановления и при легкой выраженности речевого расстройства у этих больных в об­щении с помощью развернутой речи наблюдаются те же ли­теральные парафазии, затруднен переход к послоговому артикулированию слов со сложным звуковым составом.

Если при первом варианте афферентной моторной афа­зии апраксия артикуляционного аппарата, выражающаяся преимущественно в выборе органов и места артикуляции и смешении сонорных и смычных фонем, блокирует потен­циально сохранную ситуативную динамическую сторону речи, то при втором варианте афферентной моторной афа­зии, возникающей у левшей и амбидекстров при поражении нижнетеменных отделов, лежащих кзади от постцентраль­ной области, ситуативная клишеобразная речь остается сохранной. При этой, так называемой, проводниковой афа­зии и наблюдается резкая диссоциация между относитель­но сохранной активной клишеобразной предикативной речью и грубым нарушением всех видов произвольной, репродуктивной речи, требующей для своего осуществления произвольного артикулирования, т. е. повторения, называ­ния, чтения вслух, письма под диктовку, рассказа по сериям сюжетных картинок, подборе слов во время активной речи. Характерной чертой этих больных является то, что они хорошо слышат все свои ошибки и пытаются всеми силами преодолеть артикуляционные трудности. Вследствие нару­шения звукового и слогового конструирования слова у больных наблюдаются пропуски гласных, а также соглас­ных, входящих в стечение согласных или находящихся на стыках слогов, перестановки звуков и т. д. Чем сложнее слово по слоговой структуре, тем безуспешнее попытки больного произнести его.

Приведем пример повторения слова стол: «Л…; нет… с… с… л…; нет… т… т… т… л… то… лс… с… ло…; нет… с… то… сто… стот,..; нет… сто… ело…; нет… сто… стол…, да, вот… сто… л… сто… л… Стол! Стол! Стол!!»

При первом варианте афферентной моторной афазии больные в связи с нарушением артикулярной стороны речи пользуются в целях общения различными речевыми эмболами, интонационно ярко окрашенными, передающими всю гамму эмоций. Речевые эмболы могут состоять из одного или серии слогов, одного-двух слов, иногда бранных слов, всегда безупречных в артикуляционной четкости. Они, как правило, сопровождаются выразительной жестику­ляцией, облегчающей процесс коммуникации.

При менее выраженной апраксии артикуляционного аппарата больные, медленно подбирая нужные артикуляторные движения, общаются при помощи неполных выска­зываний, обеспечивающих им элементарный контакт с ок­ружающими.

Для больных со вторым вариантом афферентной моторной афазии характерна, как уже говорилось выше, сохран­ность клишеобразной, высоко автоматизированной ситуа­тивной речи свободное общение с близкими им людьми, поддержание разговора по телефону с использованием высокочастотных слов и словосочетаний типа да, нет, хоро­шо, когда, зачем, не может быть, обязательно, с какой стати, приду, понял, не забуду и т. д. Для таких больных характерно то, что особенно на раннем этапе восстановле­ния они не могут повторить, прочитать и написать только что свободно произнесенные ими даже такие простейшие слова, как да, нет, хорошо и т. п. Произнесение этих высокоавтоматизированных слов и словооборотов обеспе­чивает лишь сугубо ситуативную речь. При попытках со­ставить рассказ по серии картинок, по отдельным сюжет­ным картинкам возникают чрезвычайные трудности в про­извольном выборе слов. Например, при составлении текста по серии сюжетных картинок, рассказывающих о мальчике, прыгающем по лужам в осеннюю холодную погоду, и о последствиях этой прогулки, больной произносит: «Да… плохо… очень плохо!.. Что же это такое? Как это… сейчас скажу… и, как это называется? па… па., пал… палка. Вот это? Палка. Ну, понятно, вот он так и так… А лужи-то, лу­жи какие! Ну и достанется ему на орехи, очень уж плохо будет… ведь заболеет он, ну как же, все понимаю и не могу сказать… И… давай, давай…» (т. е. «подскажи») «Логопед подсказывает: Бабушка. «Ну, правильно, так точ­но, но не могу сказать и все. Па… бал… пшк… бш… бк… башка…

нет., бушка… ба… бу… ш… ка… а… бабушка Бабушка! Ну, конечно, бшка, ох, опять не могу, помоги». Ба-буш-ка. «Ну, теперь все ясно. Ба-буш-ка! Нет, а ты мне все-таки объясни, почему я все не так говорю, слышу, все понимаю, а сказать не могу».

По мере восстановления произносительной стороны ре­чи фраза становится более развернутой, автоматизирован­ной, все больше становится похожей на речь больных с другими формами афазии, а именно акустико-мнестической и семантической афазией.

На одном из этапов овладения произносительной сто­роной речи при афферентной моторной афазии восстанав­ливается номинативная функция. Излишнее «увлечение» восстановившейся возможностью называния всех окружа­ющих предметов приводит к тому, что при составлении текстов по сериям сюжетных картинок на вопрос Что здесь нарисовано? больной, построив основное предложение, переходит к перечислению всех фоновых предметов, внесен­ных в рисунки. Это излишнее называние всех предметов на рисунке напоминает аграмматизм типа «телеграфного стиля», характерного для больных с эфферентной и дина­мической афазией. Однако если «телеграфный стиль» слу­жит больным с эфферентной моторной афазией средством общения, то разговорная речь больных с афферентной мо­торной афазией остается по-прежнему предикативной. Они правильно составляют фразы по сюжетным картинкам, и некоторое обилие существительных в их речи по картин­кам является «данью» преодоления артикуляторных и ам-нестических трудностей.

По мере восстановления произношения экспрессивная речь при афферентной моторной афазии приближается к норме. Лишь в некоторых случаях, как мы уже говорили, в речи могут оставаться легкие артикуляционные призвуки, напоминающие в одних случаях дизартрию (псевдодизарт­рия как последствие апраксии артикуляционного аппарата), в других — легкий иностранный акцент, выражающийся не в изменении интонации, а в замедленности и искусствен­ности произнесения слов, оглушении звонких и отсутствии мягких согласных.

На раннем этапе после травмы или инсульта больные с афферентной афазией нередко совсем не понимают обра­щенной к ним речи. Это объясняется тем, что в процессе понимания значительную роль играет кинестетический контроль, сопряженное, скрытое произнесение восприня­того на слух сообщения.

Однако период значительного непонимания речи при афферентной моторной афазии непродолжителен, после чего отмечается быстрое восстановление понимания ситуатив­ной разговорной речи, значения отдельных слов, возмож­ности выполнения несложных инструкций.

Наряду с артикуляторными нарушениями, приводящими к нечеткости восприятия на слух речи, при афферентной моторной афазии наблюдаются трудности понимания лек­сических средств языка, передающих различные сложные пространственные отношения. К ним относится прежде всего характерный предложный импрессивный аграмма­тизм. Больные, понимая значения отдельных предлогов, не могут расположить в пространстве три предмета, на­пример положить или нарисовать карандаш под кисточкой и над ножницами. Такие же трудности испытываются при задании нарисовать домик справа от чашки и слева от цветка. Значительные трудности в понимании вызывают глаголы с приставками, например взвесить, завернуть, возвращать­ся, отправляться, которые, кроме пространственного призна­ка, отличаются и многозначностью. Эти глаголы с трудом повторяются. Такие же трудности возникают в понимании значений личных местоимений, употребляемых в косвен­ных падежах, что объясняется отсутствием в них предмет­ной отнесенности, наличием различной пространственной направленности, обилием фонетических изменений (напри­мер, мне — меня — мною).

При афферентной моторной афазии, как правило, на­блюдается конструктивно-пространственная апраксия, про­странственная дезориентированность — в географической карте. Больные не могут определить (изобразить) место­нахождение различных городов, например, по отношению к Москве.

Сложность и многообразие особенностей нарушения понимания при афферентной моторной афазии компенси­руется в повседневной речи избыточностью, конкретностью ситуации, что и создает картину относительной сохран­ности понимания речи.

Дефекты чтения и письма при афферентной моторной афазии при разных ее вариантах могут быть выражены по-разному и зависеть от степени тяжести апраксии арти­куляционного аппарата.

Восстановление глобального чтения может опережать восстановление письменной речи. При записи слов под диктовку, при письменном назывании предметов, при по­пытках письменного общения с- окружающими у больных с. афферентной моторной афазией сказываются все арти­куляционные трудности, т. е. появляется множество лите­ральных парафазии, отражающих смешение гласных и со­гласных фонем, близких по месту и способу артикуляции: м — п — б, н — д — т — л, о — у, а — о, е — ы и т. п.

В устной речи по мере восстановления иногда непреодо­лимым остается озвончение звонких согласных. Нередко у больных, хорошо певших до болезни, выявляется авокалия, экспрессивная амузия, т. е. они с большим трудом вокалируют мелодию, лишь сохраняя ее общий ритмиче­ский рисунок.

По мере восстановления чтения и письма число лите­ральных парафазии и параграфий уменьшается, однако и на поздних этапах восстановления в письменной речи встречаются характерные литеральные параграфий.

У больных со вторым вариантом афферентной моторной афазии письменная речь и чтение вслух могут на ран­них этапах полностью отсутствовать, но часто сохраняется чтение про себя и тенденция к односложному письменному общению. Наиболее стойкими литеральными параграфиями при этой форме афазии остаются смешение гласных а, у, е и и, оглушение согласных. В редких случаях в чтении и письме при проводниковой афазии наблюдаются элементы оптической аграфии и алексии, элементы зеркального напи­сания отдельных букв, трудности симультанного соедине­ния букв в целое слово, характерные для оптической алексии.

Проводниковая афферентная моторная афазия всегда сочетается с амнестико-семантической афазией. Характерно, что по мере преодоления амнестических и артикуляционных расстройств все четче выявляется импрессивный аграмматизм этих больных, причем столь стойкий, что, как правило, его преодолеть не удается. Весьма стойкими остаются и элементы оптической аграфии и алексии.

Рекомендуемые страницы:


Добавить комментарий

Закрыть меню