Мотивация учебной деятельности студентов

Изменения, происходящие в новом тысячелетии во многих сферах деятельности человека, выдвигают новые требования к организации и качеству образования. Современный выпускник колледжа должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе. Необходимо прививать ему интерес к накоплению знаний, непрерывному самообразованию, поскольку постоянно развивающаяся система профессионального образования требует соответствия содержания, форм и методов обучения современным стандартам подготовки квалифицированного специалиста.

В связи с этими изменениями проблема профессиональной мотивации приобретает сегодня особое значение.

Студент — это не школьник, которому можно сказать “так надо”, студенту необходимо объяснить каким образом знания ему пригодятся в будущем. И если преподаватель отвечает в духе “в жизни пригодится”, то обучающийся теряет интерес. Студент приходит в профессиональное учебное заведение не только за знаниями, а и за тем (в большей степени), чтобы стать хорошим специалистом в своей области. Поэтому преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен в их будущей деятельности.

Для того, чтобы выявить на сколько студенты автодорожного факультета заинтересованы в учебном процессе, мы провели исследования. Использовали методику Реана А.А., Якунина В.А. «Методика диагностики учебной мотивации» . Исследования показали, что при обучении студентов направленность на внешние виды мотиваторов, такие как учёт посещаемости, предстоящий экзамен, требования учебной дисциплины не приводит к поддержанию необходимого уровня мотивации. Однако, многие проблемы, связанные с поддержанием учебной мотивации у студентов, и созданием благоприятных условий для их обучения ещё не достаточно изучены. В частности это связанно с постоянными реформами в системе образования.

На 1 курсе особо выделяются мотивы учебной деятельности студентов. Поэтому целью нашего исследования было изучение мотивов к учебной деятельности с 1-го курса автодорожного факультета. Анкетируемым студентам предлагалось оценить мотивы своей учебной деятельности по пятибалльной шкале.

Итак, проанализировав результаты анкетирования мы выделили следующие особенности:

Из всего выше исследованного можно сделать вывод, что студенты 1-х курсов все одинаково мотивированы на творческую самореализацию это может объяснятся стремлением студентов к самореализации, творческому поиску, желанием участвовать в различных внеурочных мероприятиях. Вместе с тем выделяются и качественные различия в преобладании таких мотивов как коммуникативные, что вероятно связанно с процессом становления коллектива и межличностных отношений в нём; мотивы престижа; профессиональные — это может объясняться недостаточной сформированностью педагогической позиции и видения себя в педагогической профессии; учебно-познавательные что, как мы предполагаем связано с недостаточной познавательной активностью; социальные мотивы объясняется низким уровнем личной ответственности. Мотив избегания неудачи не актуален для студентов первокурсников.

В заключение можно добавить, что у студентов в большинстве своём характерны группоцентрические мотивы, то есть коллективное сознание преобладает над индивидуальным. Что составляет существенное различие с результатами анкетирования студентов университетов.

Можно предположить, что это связано с их личностной несориентированностью, а также с тем, что среди студентов нашего автодорожного факультета преобладают парни, последние более зависимы от социальной оценки.

В последние годы усилилось понимание педагогами роли положительной мотивации к учению в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями.

Высокая позитивная мотивация играет роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей; однако никакой высокий уровень способностей не сможет компенсировать отсутствие учебного мотива и привести к значительным успехам в учебе

Ключевые слова: мотив, мотивация, деятельность, познавательный мотив, стимулирование интереса студента.

На современном этапе многие сферы деятельности подвержены изменениям, новые требования к качеству и организации образования актуализируют не процесс накопления знаний, а приобретение опыта самовыражения, осознания собственной индивидуальности и ценности других людей. Студент должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе. В связи с этими изменениями проблема профессиональной мотивации приобретает сегодня особое значение.

Основной задачей педагога является стимулирование интереса к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не только получение диплома, но и прочных, стабильных знаний. Мотивация студентов – это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс и результаты обучения. От того насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией напрямую зависит эффективность учебного процесса и становление студента, как компетентного работника.

В работе «Психология мотивации студентов». Н.А. Бакшаевой и А.А. Вербицкого термином «мотив» обозначают инстинктивные импульсы, потребности, биологические влечения, переживание эмоций, интересы, желания, жизненные цели, идеалы и другие мотивационные переменные или компоненты. Обучающийся, по их мнению, должен проявлять интерес к процессу обучения самостоятельно. Знания, усвоенные при наличии познавательных мотивов, повышает активность студентов и эффективность процесса обучения. Сущность познавательной мотивации как раз и заключается в стремлении добывать и производить знания.

Исходя из данной концепции педагогу необходимо четко объяснить студенту каким образом знания пригодятся ему в будущем. Если преподаватель выражается абстрактными понятиями «так нужно», «пригодится», «поверь мне на слово» и т.п., студент теряет интерес, не видя конкретных перспектив применения знания в будущем. Студент приходит в учебное заведение не столько за новыми знаниями, сколько в надежде стать востребованным профессионалом на рынке труда, а учитывая иное мировосприятие современным поколением, студент быстро потеряет интерес к обучению, если не будет уверен в том, что обучение направлено непосредственно на формирование его как профессионала. Поэтому преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен в их профессиональной деятельности.

В данной работе приводятся несколько способов повышения мотивации у студентов техникума.

Стимулирование на результат. Студент должен мыслить результатом, ведь в реальной профессиональной жизни никого не будет интересовать сколько сил и времени он затратил на выполнение работы. Поэтому в процессе обучение необходимо не только заинтересовать предметом, но сформировать для него понимание, что стремиться нужно к качественному результату, который станет залогом хорошей оценки не только в учебе, но и в профессиональном будущем.

Взаимоотношения студент-преподаватель. Только при условии комфортных взаимоотношений студентов и преподавателя возможно повышение мотивации студента к обучению. Студент должен понимать , что к педагогу всегда можно обратиться за помощью, разъяснением материала, обсуждением интересующих профессиональных и общекультурных вопросов. Чем больше доверия оказывает педагог студенту, тем с большим интересом студенты сотрудничают с преподавателем. Положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми взаимоотношениями студента с преподавателем, отсутствие конфликтов с ним, являются необходимым условием для создания и поддержания мотивации обучения.

Признание успехов студента. Одобрять успехи студентов, демонстрировать их достижения (например, за хорошее или отличное выполнение работы). Публичная похвала, особенно с описанием достоинств и отличительных особенностей прибавляет студенту уверенности в себе, повышает его внутреннюю мотивацию и желание снова достигать аналогичного результата.

Умение заинтересовать студентов. Важным аспектом при мотивации студентов к обучению является интерес к предмету. Преподаватель долженстараться сделать занятие интересным и познавательным. Свобода творчества и интерактивные формы обучения активно этому способствуют. Важно предоставлять обучающимся возможность высказывать и отстаивать свое мнение, быть активным участником обсуждений, искать и находить различные варианты решения задач урока, применять комплексные способы решения профессиональных проблем.

Использование балльно — рейтинговой системы. Эффективное средство для повышения мотивации учебной деятельности студентов и их самостоятельности — это введение балльно — рейтинговой системы. Знания оцениваются в баллах, которые набираются в течение семестра по конкретному предмету за разные виды успешно выполненных работ (как самостоятельных и практических, так и внеаудиторных). Преподаватель в начале семестра обозначает возможности получения баллов за проделанную работу, чтобы студент осознавал и понимал, что его отсутствие на лекции или практическом занятии — это минус какой-то определенный балл, а подготовка доклада, выступление на конференции, подготовка презентации и т. д. — плюс столько-то баллов. В итоге обучающийся будет замотивирован конкретными бонусами и преференциями на экзамене и с большей ответственностью отнесется к учебному процессу.

Сегодня большое внимание уделяется саморазвитию и самообразованию студента. Средние профессиональные образовательные учреждения становятся своего рода навигаторами студента по жизни, помогают найти свой профессиональный жизненный путь. Поэтому диктаторские формы обучения неэффективны в таких условиях, когда студентам за достаточно короткое время необходимо усвоить все профессиональные знания, умения и навыки.

Пути становления мотивации каждого студента индивидуальны и неповторимы, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы, создавать все условия для правильного формирования и развития профессионально-ориентированной личности.

Список использованной литературы.

  1. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А.

    Психология мотивации студентов: Учебное пособие. — М.:Логос, 2006.-184с.

  2. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя/ А.К. Маркова, Т.А Матис, А.Б.Орлов. — М. Просвещение, 1990. -192 с.
  3. Мормужева Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 160-163.
  4. Шелестова Е. С. Формирование профессиональной мотивации к проектной самореализации студентов-дизайнеров // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 648-651.

Проблема изучения мотивационной сферы личности студента является наиболее востребованной, т.к. переоценка значимости многих ценностных ориентиров, переосмысление своего места в обществе, принятия на себя ответственности за результаты жизнедеятельности скрыты в мотивах личности и требуют не только познания, но и управления их формированием. Отсутствие же учебного мотива у студента или его низкая выраженность даже при высоком уровне развития способностей не может привести к значительным успехам в учебе.

С целью повышения мотивации учебной деятельности у студентов, преподаватели ставят студентам задачу по формированию и активизации выполнения самостоятельной работы. Очень важно, чтобы обучающийся владел следующими умениями: самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками; работать с этой информацией, применять добытые знания в ходе решения разных проблем; взаимодействовать с преподавателем по значимым и сложным вопросам усваемого учебного курса; возвращаться к пройденному, изучая его каждый раз с новой позиции. Таким образом, можно предположить, что, обучаясь в различных образовательных средах, студенты имеют сходные задачи развития, которые влияют на мотивацию их учебной деятельности.

Тестирование студентов проводилось по методике А.А.Реан и В.А.Якунин в модификации Н.Ц.Бадмаевой с целью изучения мотивации в учебной деятельности. В исследовании участвовали 20 студентов Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, из них: Автодорожный факультет 2 курс, 6 студентов и Педагогический институт 1 курс, 14 студентов.

Анализ результатов приведен в таблице:

Название Инстит., факульт.

Коммуник. мотивы

Мотивы избегания

Мотивы престижа

Професс. мотивы

Мотивы творчес. самореал.

Учебно-познавательные мотивы

Социальные мотивы

Педагогический институт

38%

29%

36%

47%

48%

30%

34%

Автодорожный факультет

28%

28%

26%

28%

27%

31%

28%

Таблица (1)

В Педагогическом институте больше гуманитарии, а в Автодорожном факультете это связано с инженерно-техническим обучением студентов, анализ мотивов показал:

В основе мотивации учебной деятельности у студентов Педагогического института шкала превышает мотивы, так как преподаватели формируют профессиональную компетентность у студентов в процессе волонтерской деятельности, студенты проводят логопедические работы с детьми. Поэтому студенты овладеют научным мировоззрением, толерантностью, логикой и культурой мышления речи так и профессиональными компетенциями, так как они будущие логопеды, студенты будут оказывать консультативную помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Студенты Автодорожного факультета получают знания и навыки по изучению транспорта, деталей автомобиля и их технологии. Возможно из-за этого анализ тестирования показала наименьшие результаты у студентов. Но можно предположить, что у студентов Автодорожного факультета быстрее сформируется профессиональная деятельность, так как, выпустившись они станут профессионалами своего дела, то есть педагогами, инструкторами и квалифицированными инженерами.

У студентов в большей степени выражены наличия большой социальной желательности и желания быть в обществе, заводить знакомства и общаться с интересными людьми. По результатом видно, что у студентов профессиональная направленность выражена одинаково. Значит студентам нравится выбранная профессия. У них есть желания быть выпущенными квалифицированными специалистами, и очень хорошо выражена профессиональная направленность. У студентов есть сильное желание иметь знания, которые относятся к сфере будущей профессиональной деятельности. Анализ социальные мотивы преобладают обе группы. Это отражает намерения студентов выполнять их, что говорит о большей перспективе развития личности. А также говорит о том, что студенты напрямую связывают успехи в учебе с успешной реализацией себя в будущей профессии.

Вывод

Необходимо работать с каждым студентом по отдельности, учиться находить к каждому подход. Помимо этого, надо дать больше возможности интегрироваться в практическую деятельность, давать больше самостоятельной работы. Непосредственное включение в будущую профессиональную деятельность позволит успешно решить задачи мотивации профессионального развития на данном возрастном этапе. Надо предоставить студентам возможность как можно больше практическую деятельность, например участие в тренинговых группах. Студент приходит в профессиональное учебное заведение не только за знаниями, а затем чтобы стать хорошим специалистом и мастером своего дела.

Поэтому преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен в их будущей профессии. Стимулирование на результат, а не на оценку. Тут студента необходимо заинтересовать предметом, проводить какие-либо практические, творческие занятия для него. Все студенты будут с удовольствием посещать занятия, если их заинтересовать предметом. Одобрять успехи студентов, демонстрировать их достижения, публичная похвала. Э

В теории и практике среднего и высшего образования формированию и развитию мотиваций уделяется достаточно большое внимание. Именно в профессиональной мотивации специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.

Изучение структуры профессионально-ориентированной мотивации студентов технологических вузов, знание мотивов, побуждающих к работе в той или иной сфере, позволит психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности педагогической деятельности: правильно осуществлять отбор, обучение, расстановку кадров, планировать профессиональную карьеру.

Выдающийся психиатр, невропатолог и психолог В.Н. Мясищев говорил, что результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20–30% зависят от его интеллекта, а на 70–80% – от мотивов, которые побуждают его определенным образом себя вести.

В настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации поведения человека, не устоялась терминология, не сформулированы чётко основные понятия.

В связи с этим, “мотивация” имеет разную трактовку. В одном случае её рассматривают как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих поведение (Ж. Годфруа, К. Мадсен). В другом случае – как совокупность мотивов (К.К.

Платонов). В третьем – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность, т.е. как комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека (П.М. Якобсон). Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности человека (М.Ш. Магомед-Эминов).

Таким образом, термином мотивация обозначаются две группы явлений:

  1. совокупность мотивов или факторов, которые составляют индивидуальную систему мотивов;
  2. динамическое образование, процесс, механизм, т.е. система действий по активизации мотивов определённого человека.

Исследователями установлена (на достоверном уровне значимости) положительная связь мотивационных ориентаций с успеваемостью студентов. Наиболее плотно связанными с успеваемостью оказались ориентации на процесс и на результат, менее плотно – ориентация на “оценку преподавателем”. Связь ориентации на “избегание неприятностей” с успеваемостью слабая.

Также исследованиями было установлено, что удовлетворенность учением зависит от степени удовлетворенности потребности в достижении, т.е. “стремление человека к улучшению результатов своей деятельности”. Эта потребность заставляет студентов больше концентрироваться на учебе и в то же время повышает их социальную активность. Также данная потребность оказывает наибольшее влияние на эффективность мотивации.

Существенное, но неоднозначное влияние на обучение оказывает потребность в общении и доминировании. Однако для самой деятельности особенно важны мотивы интеллектуально-познавательного плана.

Применительно к учебной деятельности студентов под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.

При этом под мотивами профессиональной деятельности понимается осознание предметов актуальных потребностей личности (получение высшего образования, саморазвития, самопознания, профессионального развития, повышение социального статуса и т.д.), удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих его к изучению будущей профессиональной деятельности.

Объектом исследования является уровень профессиональной мотивации студентов первого курса, обучающихся в ГОУ СПО “Каневской аграрно-технологический колледж” по специальности “Технология продукции общественного питания”

Предметом исследования является процесс мотивации учебной деятельности студентов 1 курса группы 116, специальность “Технология продукции общественного питания”.

Анализ педагогической литературы и потребности практики позволили нам следующим образом сформулировать проблему исследования: каким образом реально осуществляется мотивация учебной деятельности студентов-технологов и как способствовать её формированию?

Цель исследования-исследование профессиональной мотивации у студентов технологического суза специальности “Технология продукции общественного питания”.

Исследование мотивации профессионального обучения студентов было проведено на основе специальных методик.

Методика изучения мотивации обучения студентов в сузе

В методике приведены мотивы поступления в суз, реально действующие мотивы учебной деятельности и профессиональные мотивы. Для каждого студента проводился качественный анализ ведущих мотивов учебной деятельности. По всей выборке (группе) определялось количество баллов, составляющих ту или иную мотивационную структуру.

Мотивационная структура, обеспечивающая творчески адаптивный уровень обучения в сузе, представляет собой релевантную профессиональную мотивацию с внутренней мотивацией поступления в суз, широкими познавательными мотивами и составляет максимально возможный показатель равный 65 баллам (по методике изучения мотивации обучения студентов в сузе).

Мотивационная структура, обеспечивающая адаптивный уровень обучения в сузе представляет собой иррелевантную профессиональную мотивацию с внешней мотивацией поступления в суз, узкими познавательными мотивами и составляет максимально возможный показатель равный 105 баллам.

Итак, в результате проведенного нами исследования было выявлено очевидное преобладание мотивационной структуры, обеспечивающей творчески адаптивный уровень обучения в сузе, релевантной профессиональной мотивации с внутренней мотивацией поступления в суз, с широкими познавательными мотивами.

Методика К. Замфир в модификации А. Реана

В основу методики положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации.

Анализ полученных результатов показал, что студенты группы 116 в большей мере удовлетворены избранной профессией. Выбирая между наилучшим, оптимальным и наихудшим типами соотношений, большинство студентов выбрали оптимальный комплекс, представленный сочетаниями: ВМ > ВПМ > ВОМ (30,8% опрошенных) и ВМ = ВПМ > ВОМ, ВПМ > ВМ > ВОМ (50%опрошенных). Это свидетельствует о том, что студенты, с данными мотивационными комплексами, вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели. Т.е. это те студенты, которых привлекает, прежде всего, интерес к самому процессу учения, они склонны выбирать более сложные задания, что позитивно отражается на развитии их познавательных процессов.

Студенты, у которых мотивационный комплекс характеризуется преобладанием внешней мотивации, составили 50% опрошенных из них (46,2% с внешней положительной мотивацией и 3,8% с внешней отрицательной мотивацией).

Наихудшие мотивационные комплексы представлены следующим соотношением: ВОМ>ВПМ>ВМ; ВОМ>ВПМ=ВМ; ВОМ>ВМ>ВПМ и ВОМ=ВПМ=ВМ. Данные комплексы имеют 19,2% студентов. Это может свидетельствовать о безразличном, а вероятно, и негативном отношении к процессу обучения в целом. Для таких студентов ценностью является не получение профессиональных знаний и умений, а конечный итог их обучения в сузе, т.е. получение диплома. Либо, можно предположить, что как раз это количество студентов поступили в вуз не по своему желанию, а к примеру, потому что, на этом настояли родители. Здесь допустимо наличие и других, нам неизвестных причин.

На основе анализа полученных результатов мы выделили следующие две группы студентов: с высоким и низким уровнем учебной мотивации.

Студенты с высоким уровнем профессиональной мотивации направлены на учебно-профессиональную деятельность, на развитие самообразования и самопознание.

Студенты с низким уровнем мотивации учения относятся индифферентно к процессу обучения. В лучшем случае проявляют познавательную активность на уровне предупреждения претензий со стороны преподавателя. В худшем – занимаются поиском пути замены собственного проявления знаний материальным эквивалентом.

Именно эта часть студентов в большей степени озабочена проведением своего досуга, который доминирует в распределении времени.

На этой основе можно предложить:

  • процесс профессионального обучения студентов колледжа должен подкрепляться интенсивной, околопрофессиональной деятельностью на всех этапах обучения (исследовательские группы, профессиональные общества и т.д.);
  • студентам с низким уровнем мотивации учения должно уделяться повышенное внимание со стороны преподавателя и руководства сузом с целью создания условий повышения мотивации;
  • вся воспитательная деятельность в колледже в том числе и досуговая, не должна строиться на коммерческой основе.

По “Методике изучения мотивов учебной деятельности студентов модифицированная А. А. Реаном, В. А. Якуниным” были проанализированы мотивы учебной деятельности студентов первого курса. По данной методике, на основании полученных результатов определяется ранговые места мотивов учебной деятельности в определенной выборочной совокупности.

Наше исследование профессиональной мотивации студентов позволяет выделить уровень мотивации как отдельного студента, так и группы в целом.

На рисунке 3 приведены результаты исследования мотивов учебной деятельности группы 116 первого курса, специальности “Технология продукции общественного питания”

Из приведенных данных можно сделать вывод, что доминирующим мотивом учебной деятельности студентов первого курса является стремление стать высококвалифицированным специалистом (88%) и обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности (73%). На ступень ниже можно поставить мотивы приобретения глубоких знаний (50%), успешность обучения (46,2%) и получение диплома (42,3%).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень профессиональной мотивации студентов-технологов по специальности “Технология продукции общественного питания” оптимальный, что говорит об удовлетворенности студентов выбранной профессией, включенности студентов в учение.

Проанализированные литературные источники и собственные исследования дают возможность утверждать, что изучение профессиональной мотивации необходимо проводить на разных этапах развития личности студента, так как результат будет разным по следующим причинам:

  • в зависимости от познавательных социальных мотивов;
  • по иерархичности учебной мотивационной сфере, т.е. подчинению непосредственным побуждений произвольным, осознанным их формам;
  • по гармоничности и согласованности отдельных мотивов между собой; по стабильности и устойчивости положительно окрашенных мотивов;
  • по наличию мотивов ориентированных на длительную временную перспективу;
  • по действенности мотивов и их влияния на поведение и т.д.

Все это позволяет оценить зрелость профессиональной мотивационной сферы.

Сочетание выделенных выше параметров мотивов целесообразно изучать и диагностировать в разнообразных ситуациях реального выбора. Ситуация выбора имеет то преимущество, что она выявляет не только осознанные, но и реально действующие мотивы. Важно только, чтобы студент понимал, что его выбор может привести к реальным последствиям для его жизни, а не останется только на словах. Именно тогда результатам такого выбора можно доверять.

Добавить комментарий

Закрыть меню