Мотивация персонала примеры

Как построить систему нематериальной мотивации персонала

Чтобы методы нематериальной мотивации давали видимый результат, необходимо при их разработке учитывать нижеследующие рекомендации:

  1. 1. Нужно выбирать такие способы мотивации, которые не выбиваются из общей концепции развития предприятия. Они действительно должны помогать в решении самых актуальных задач.
  2. 2. Не только работники отделов, приносящих компании основной процент прибыли, но и менее заметные и «стратегически важные» сотрудники имеют право на поощрение, если они выполняют свою работу качественно. Начальники отделов должны отчитываться перед руководством о том, как осуществляется мотивирование.
  3. 3. Программа поощрения разрабатывается с учетом того уровня развития, которого достигла компания. Пока ее штат невелик, даже простая похвала из уст начальника является неплохим стимулом. Но впоследствии придется придумывать что-то более масштабное – например, конкурсы, по итогам которых достижения победителей признаются публично.
  4. 4. Также необходимо помнить о потребностях конкретных работников.

    Методы мотивации для разных отделов (категорий) могут быть разными. Кого-то из подчиненных воодушевит перспектива участия в программе наставничества, а кто-то оценит компенсацию расходов на связь и офисные обеды.

  5. 5. Программа должна быть достаточно разнообразной, чтобы сотрудники не теряли к ней интерес и стремились к завоеванию очередных наград.

Примеры нематериальной мотивации в российских условиях

Возможно, приведенные в этом разделе примеры вдохновят руководителей на разработку оригинальных решений для мотивационной программы. Все перечисленные ниже методы были взяты на вооружение российскими бизнесменами. Некоторые из них наверняка стоит позаимствовать.

  • Наделение особыми полномочиями. Сотрудник, назначенный ответственным за какое-либо направление (проект, участок), приобретает значимость в собственных глазах и глазах коллег. Отношение к нему изменяется, он получает возможность руководить и впоследствии может отразить в резюме наличие управленческого опыта.

    Наблюдая за таким сотрудником, начальство делает выводы о том, можно ли доверить ему решение более серьезных проблем. Некоторые компании постоянно практикуют этот метод: в зависимости от конкретных задач на должность руководителя назначается то один, то другой сотрудник.

  • Присутствие на важных совещаниях. Когда начальник приглашает своего подчиненного принять участие в совещании на самом высоком уровне, это воспринимается последним как выражение благодарности и доверия. Факт участия в такой встрече придает ему особый статус и гарантирует уважение коллег, даже если во время переговоров он не сказал ни единого слова. Существует небольшая вероятность, что такой сотрудник, пообщавшись с представителями компании-конкурента, утратит лояльность к руководству. Но это возможно только в том случае, если климат в коллективе неблагоприятный, а упомянутый сотрудник не получает за свою работу соответствующего материального вознаграждения.
  • Возможность выбирать первым. Поощрение по сути своей есть не столько признание заслуг, сколько выделение из общей массы. Поэтому, если начальник предложит отличившемуся сотруднику право первому выбрать проект, который он хотел бы воплотить в жизнь, место и режим работы (например, в случае открытия филиалов компании), время для отпуска, то это обязательно будет оценено по достоинству. Остальные подчиненные будут выбирать из того, что останется невостребованным.
  • Просьба дать совет. Если сотрудник демонстрирует компетентность в какой-либо сфере деятельности, то руководитель может (а иногда и должен!) обращаться к нему за советом. Сотрудник почувствует, что его мнение ценят.
  • Публичное выражение благодарности. Как известно, детей следует хвалить прилюдно, а ругать – наедине. То же правило действует и в отношении подчиненных. Похвала при коллегах всегда приятнее, чем с глазу на глаз.
  • Улучшение психологического климата в коллективе. Если руководитель понимает, как важна здоровая атмосфера, он обязательно будет прилагать усилия для поддержания или создания таковой.

Грамотная нематериальная мотивация персонала создает базу для нормального развития компании: если вы правильно разработаете уникальную мотивационную программу и сможете внедрить ее, ваши подчиненные со временем станут более инициативными и лояльными.

Разработка системы мотивации персонала

Гнатышина Е. В., Евплова Е. В. Разработка системы мотивации персонала // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 239-243/
Аннотация.В статье рассматриваются особенности создания системы мотивации персонала на коммерческих предприятиях. Рассмотрена актуальность заявленной темы. Представлены этапы работы руководителя по созданию системы мотивации сотрудников. Система мотивации персонала предполагает прохождение следующих этапов: определение проблем, которые возникают на предприятии из-за низкой мотивации персонала; учитывая результаты предыдущего пункта, определение задач мотивации, т.е. на что или зачем мотивировать сотрудников (задачи мотивации могут быть общими для всех сотрудников, а могут быть различны в зависимости от групп работников); проведение специальных социально-психологических исследований с целью определения наиболее эффективных и приемлемых мотивирующих факторов для каждой группы работников; учитывая результаты предыдущего пункта, выбор инструментария (мотивирующих факторов), определение периодичности и последовательности внедрения мотивирующих факторов; расчет затрат на внедрения системы мотивации персонала и экономической целесообразности от внедрения данной системы; внедрение систему мотивации персонала; изучение экономической выгоды от внедрения системы мотивации персонала.

Ключевые слова: мотивация, персонал, предприятие, система мотивации, материальная мотивация, моральная мотивация, карьерная, мотивация, профессиональная мотивация и др.

Высшее руководство должно тратить 40–50 % времени
на обучение и мотивацию своих людей.
Бак Роджерс
Любое предприятие в определенный момент своего развития может столкнуться с одной из следующих ситуаций:
1) персонал опаздывает на работу;
2) вместо выполнения работы сотрудники отсиживаются в интернете и социальных сетях;
3) работники задерживаются на обеденном перерыве;
4) у персонала регулярно плохое настроение и апатия;
5) работники не выполняют в срок возложенные на них проекты и многое др.

Если в компании диагностирована хотя бы одна из вышеперечисленных проблем, то причина в низкой мотивации персонала. При этом необходимо понимать, что люди не являются от природы пассивными и не противодействуют целям организации. Они стали такими в результате работы в организации.
Последствия могут быть самыми неприятными для предприятия. Низкая мотивация персонала приведет к невыполнению плана работ, что в итоге, как снежный ком, создаст следующие проблемы: конкуренты займут места на рынке, упадут доходы предприятия, снизится заработная плата работников, произойдет большая текучесть кадров. В итоге предприятие может оказаться под угрозой банкротства или ликвидации.
Решить данную проблему может только разработка и внедрение индивидуальной системы мотивации персонала.
Общеизвестно, что мотивация – побуждение к действию, т.к. она лежит в основе любого поведения, за исключением деятельности, основанной на безусловных рефлексах.
Решение этой проблемы всегда стоит начинать с ответа на главный вопрос: «На что необходимо мотивировать сотрудников, к каким действиям побуждать?».
Например, можно мотивировать сотрудников на своевременный приход на рабочее место, на увеличение среднего чека, на привлечение большего числа клиентов, на популяризацию выпускаемого товара и т.д.
Отметим, что неэффективно ставить несколько задач мотивации персонала. И прежде чем формулировать задачу, необходимо проанализировать ее последствия.
При постановке задач мотивации персонала можно воспользоваться любым из трех вариантов:
1 вариант – постановка задач, общих для всех сотрудников;
2 вариант – постановка задач для отдельных групп работников (менеджеров по продажам, управляющих среднего звена, маркетологов и т.д.);
3 вариант – постановка задач для конкретного работника.
Один из трех вышеперечисленных вариантов можно выбрать, учитывая размеры предприятия (количество работников), организационную структуру и другие индивидуальные особенности компании.
Также необходимо знать, что поставленная задача должна решать конкретную проблему, связанную с низкой мотивацией персонала (например, невыполнение плана работ, опоздание на работу и т.д.).
Как же решить поставленную задачу? Можно воспользоваться одной из множества существующих сегодня теорий. Например, классической теорией мотивации (моральной, материальной, профессиональной, карьерной), теорией мотивации по А. Маслоу (по пирамиде потребностей), теорией мотивации доктора Шейка (по восьми основным ценностям в работе сотрудников), двухфакторной теорией мотивации Герцберга и многими другими.
Однако необходимо понимать, что любая из вышеперечисленных теорий является универсальной. А поскольку каждая компания индивидуальна, то существует большая вероятность того, что использование какой-либо теории будет неэффективным.
Необходимо помнить, что главное не то, какую теорию мотивации использовать, главное – адаптировать любую теорию под особенности деятельности конкретной компании и внедрять полученные результаты в единой системе, поскольку бессистемные действия неэффективны.
Любой руководитель должен понимать, что один и тот же метод мотивации может быть эффективным для одного работника и оказать демотивирующее влияния на другого.
Для того чтобы избежать подобных негативных последствий, руководители компаний должны проводить специальные исследования с целью определения социально-психологического портрета работника. Для этого существуют как универсальные методики, тесты, вопросники, так и возможность разработать индивидуальную методику с учетом специфики деятельности компании.
Данные исследования желательно проводить достаточно регулярно (один раз в три месяца), поскольку в любой компании неизбежно происходит ротация кадров, меняются предпочтения работников и др. Например, существенно поменять предпочтения работников относительно мотивирующих факторов могут финансовый кризис, личные проблемы и т.д.
По результатам проведения таких исследования становится ясно, каким группам работников какой вид мотивации может быть более эффективен.
При отборе мотивирующих факторов необходимо также учитывать типы организационной структуры.
Например, принято считать, что для клановой культуры наиболее предпочтительно использование моральных мотивирующих факторов, в адхократической культуре будет эффективна профессиональная мотивация, иерархической культуре соответствует карьерная мотивация и для предприятий с рыночной культурой целесообразно использовать материальную мотивацию.
Для того чтобы руководители компаний определили, выстроена ли у них система мотивации персонала, они могут ответить на следующие специально разработанные вопросы:
1. Поставлены ли задачи мотивации сотрудников?
2. Проведены ли исследования с целью определения наиболее эффективных мотивирующих факторов для разных групп работников или конкретных специалистов?
3. Спланировано ли в компании, какие мотивирующие факторы будут внедряться завтра, послезавтра, через неделю, через месяц и т.д.?
4. Какая сумма заложена в бюджете компании на мотивацию персонала, и есть ли вообще такая строка затрат на предприятии?
5. Рассчитано ли, какая экономическая выгода будет получена от внедрения каждого из мотивирующих факторов в расчете на одного работника?
Если на большинство из вышеперечисленных вопросов руководители компаний ответят положительно, то можно судить о том, что их компания приближена к построению индивидуальной системы мотивации персонала. Если ответы на большинство вопросов отрицательные, то, скорее всего, действия по мотивации персонала носят бессистемный характер.
Чтобы привести действия по мотивации персонала в единую систему, необходимо выполнить ряд следующих условий:
1. Определить проблемы, которые возникают на предприятии из-за низкой мотивации персонала.
2. Учитывая результаты предыдущего пункта, определить задачи мотивации, т.е. на что или зачем мотивировать сотрудников. Задачи мотивации могут быть общими для всех сотрудников, а могут быть различны в зависимости от групп работников или индивидуальны для каждого специалиста.
3. Провести социально-психологические исследования с целью определения наиболее эффективных и приемлемых мотивирующих факторов для каждой группы работников.
4. Учитывая результаты предыдущего пункта, разработать систему мотивации персонала: выбрать инструментарий (мотивирующие факторы), определить периодичность и последовательность внедрения каждого мотивирующего фактора.
5. Рассчитать затраты на внедрения системы мотивации персонала и экономическую целесообразность от внедрения данной системы (в расчете на одного работника).
6.

Внедрить систему мотивации персонала – поэтапное и последовательное внедрение заранее разработанных мотивирующих факторов.
7. Изучить экономическую выгоду от внедрения системы мотивации персонала.
С учетом вышеперечисленные советы система мотивации персонала будет разработана в соответствии с особенностями деятельности предприятия, размерами компании, финансовыми возможностями предприятия и т.д. Другими словами, разработанная система будет сугубо индивидуальной, а следовательно, более эффективной.
Однако есть один фактор, который может на корню перечеркнуть все старания руководителя по мотивации персонала. Этим фактором является заработная плата.
Уровень заработной платы может иметь сильное демотивирующее значение в двух случаях:
1) если заработная плата работника маленькая (в сравнении с заработной платой в компаниях-конкурентах);
2) если заработная плата работников одного уровня сильно отличается.
Для того чтобы заработная плата не являлась демотивирующим фактором, необходимо исключить перекосы в размерах оплаты труда и разработать премиальную схему мотивации сотрудников.
Также необходимо помнить, что мотивация эффективна, если между сотрудниками и руководителем есть доверие и если работа организована таким образом, чтобы сотрудник занимался ее выполнением, а не устранением препятствий, мешающих к ней приступить.
Учитывая вышеизложенные советы, можно приступать к внедрению разработанной индивидуальной системы мотивации персонала. При этом необходимо достаточно регулярно (один раз в два месяца) определять эффективность от ее внедрения, проводя опросы сотрудников с использованием анонимных анкет. С помощью таких опросов можно определить эффективность внедренной системы по трем основным критериям: субъективному ощущению сотрудников, их внутренней мотивации, и удовлетворенности от реализации мотивирующих факторов.
Полученные результаты желательно рассматривать в динамике, чтобы оценить как те или иные управленческие решения воспринимаются персоналом.

отсутствия Расходных операций по Карте в ТСП любых категори

Понятие мотивации.
Синонимы понятия, особенности их использования (мотивация и стимулирование).
Виды мотивации сотрудников.
Нестандартные способы мотивации персонала в России.
Список источников.

Понятие мотивации.

В общем смысле, мотивация – это комплекс стимулов, которые направляют поведение человека.

Исходя из общего понятия, мотивация персонала — это комплекс действий со стороны работодателя, призванный обеспечить качественный труд работников. Также к мотивации можно отнести способы привлечь в компанию наиболее талантливых специалистов и удержать их.

Статья в тему: Выгодные мотиваторы. Привычка, коллектив, пятничная пьянка

Мотивация персонала — это один из способов повышения производительности труда. Мотивация персонала входит в кадровую политику любой компании. Каждый работодатель сам определяет, как ему добиваться нужных результатов от своих сотрудников.

Статья в тему: О моем опыте мотивации сотрудников

Что должен сделать работодатель для правильной мотивации сотрудников?

  • создать позитивный настрой на работу;
  • удовлетворить базовые потребности персонала;
  • создать комфортные условия труда с минимальными затратами для бизнеса;
  • снизить «текучку» кадров;
  • повысить лояльность.

Синонимы понятия, особенности их использования (мотивация и стимулирование).

Мотивация персонала – это внутреннее побуждение сотрудников к работе. Что сотрудники хотят получить от работодателя? В первую очередь, деньги. Сюда же можно отнести самореализацию, карьеру, положение в обществе, реализацию творческих способностей, потребность в общении и т.д.

Статья в тему: О личной мотивации персонала

Стимулирование персонала – это внешнее воздействие работодателя на сотрудников с целью получения определенного результата. К стимулам относятся внешние рычаги давления на персонал. Это могут быть бонусные выплаты, премии, лишение бонусов и премий, льготное питание, дополнительные выходные дни, оплачиваемый отпуск и т.д. Стимулы иногда называют мотиваторами, методами, способами мотивации и т.п.

Получается, стимулирование — это средство, с помощью которого можно вызвать у сотрудников мотивацию к эффективной работе.

При подборе методов стимулирования персонала работодателю нужно изучить потребности каждого сотрудника. У всех своя система ценностей и личная мотивация. Кому-то важны только деньги, кому-то важнее самореализация, возможность ежедневного общения.

Пример:Вася – дворник, он получает 5000 в месяц за свою работу и доволен ею. Зато его каждый день бесплатно кормят в местной столовой. Работодатель выбрал метод стимулирования в соответствии с внутренней мотивацией сотрудника. Оба в плюсе.

Виды мотивации сотрудников.

Систему мотивации персонала можно разделить на 2 вида:

  1. Материальная.
  2. Сюда входят все стимулы, связанные с личным обогащением. Это зарплата, премии, бонусы, комиссионные и т.д.

  3. Нематериальная.

Сюда входят методы стимулирования, не связанные с оплатой труда. Сотрудник не получает на руки «живые» деньги, хотя компания часто тратит на это средства. Это социальные льготы, обеды за счет работодателя, оплата проезда, мобильной связи, абонемента в бассейн, корпоративный транспорт, медицинская страховка, личный кабинет и др.

Большинство работодателей считают, что наиболее эффективна мотивация сотрудников на результат. Есть результат труда, есть вознаграждение за него, вот самая простая и действенная схема. Однако, этого не всегда достаточно. Если сотрудник начнет выбирать между двумя вакансиями с одинаковой оплатой труда, то нематериальные стимулы станут решающими.

Пример:Петя — программист с огромным опытом, его хотят взять на работу сразу 2 успешные IT-компании. Зарплату они предлагают одинаковую, но вот дополнительные условия разные. Он выбрал ту, в которой ему выделили личное место для парковки авто.

Нестандартные способы мотивации персонала в России.

По результатам исследования российских компаний, на сегодняшний день многие из них пользуются дополнительными бонусами для мотивации персонала.

Вот эти бонусы:

  • кухня в офисе (60%);
  • автомат с бесплатным кофе (35%);
  • душевая зона (9%);
  • комната отдыха (6%);
  • теннисный стол (5%);
  • спальня (2%);
  • самокаты (1%).

28% опрошенных компаний не имеют дополнительных удобств.

Что хотят видеть сотрудники в качестве бонусов на рабочем месте?

  • тренажерный зал (40%);
  • массажное кресло (37%);
  • автомат с бесплатным кофе (35%);
  • комнату отдыха или игровую зону (30%);
  • душ (21%);
  • комнату для курения (18%);
  • кухню (17%);
  • теннисный стол (15%);
  • спальню (10%);
  • стол для бильярда (7%);
  • кинозал (4%);
  • самокаты (3%).

Причем, российские женщины отдают предпочтение тренажерам и массажному креслу, а мужчины голосуют за теннисный стол, бильярд и тому подобные развлечения.

Добавить комментарий

Закрыть меню