Мореходные качества корабля

МОРЕХОДНОЕ СУДНО И ЕГО СВОЙСТВА

Понятие о мореходном состоянии судна сформулировано в п. 1 ст. 124 КТМ РФ:

«1. Перевозчик обязан заблаговременно, до начала рейса, привести судно в мореходное состояние: обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить судно, укомплектовать его экипажем и снабдить всем необходимым, а также привести трюмы и другие помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, обеспечивающее надлежащие прием, перевозку и сохранность груза».

Фундамент ст. 124 КТМ РФ заложен в ст. 3 Брюссельской конвенции о коносаменте 1924 г. Из текстов национального закона и Конвенции прямо вытекает, что понятие «мореходность судна» есть техническая годность судна к плаванию в конкретном рейсе и с конкретным грузом. Оно относительно в том смысле, что отдельные элементы этого понятия меняются от рейса к рейсу (в зависимости от вида груза и от условия плавания и перевозки).

Кроме того, мореходным судно может быть только для определенного района плавания и определенных гидрометеоусловий в соответствии с присвоенным ему классом классификационным обществом.

Так, в соответствии с Правилами по оборудованию морских судов Российского морского регистра судоходства приняты следующие определения районов плавания судов:

неограниченный район;

ограниченный район I- плавание в морских районах на волнении с высотой волны 3%-ной обеспеченности 8,5 м, с удалением от места убежища не более 200 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 400 миль;

ограниченный район II— плавание в морских районах на волнении с высотой волны 3%-ной обеспеченности 7,0 м, с удалением от места убежища 100 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 200 миль; при этом ограничения для плавучих кранов устанавливаются Регистром в каждом отдельном случае;

ограниченный район II СП — смешанное (река-море) плавание на волнении с высотой волны 3%-ной обеспеченности 6,0 м, с удалением от места убежища:

— в открытых морях не более 50 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 100 миль,

— закрытых морях не более 100 миль и с допустимым расстоянием между местами убежищ не более 200 миль;

ограниченный район III СП — смешанное (река-море) плавание на волнении с высотой волны 3%-ной обеспеченности 3,5 м, с учетом конкретных ограничений по району и условиям плавания, обусловленных ветроволновыми режимами бассейнов, с установлением при этом максимально допустимого удаления от места убежища, которое не должно превышать 50 миль;

ограниченный район III— прибрежное, рейдовое и портовое плавание в границах, установленных Регистром в каждом отдельном случае.

С учетом вышеизложенного можно дать следующее определение мореходного судна:

Если судно находится в состоянии, позволяющем реализовывать его предназначение в установленных районах плавания при допустимом волнении водной поверхности, то такое судно называется мореходным.

С технической точки зрения свойствами мореходного судна или судна, находящегося в мореходном состоянии, являются:

1) обладание мореходными качествами: плавучестью, остойчивостью, непотопляемостью, ходкостью, способностью к удержанию малых амплитуд при наклонениях и их плавностью при качке, обеспечивающими безопасное плавание судна в установленных районах плавания при допустимом волнении водной поверхности. Это свойство, как и последующие, обеспечивается конструкцией корпуса, судовых систем и устройств и правильной эксплуатацией судна экипажем;

2) водонепроницаемость — способность корпуса судна не пропускать воду во внутренние помещения. Обеспечивается местной прочностью корпуса, а также снабжением закрытий различных отверстий в корпусе и надстройках, например, таких как двери, люки, иллюминаторы, горловины, воздушные трубы и вентиляционные шахты, водонепроницаемыми уплотняющими устройствами и комингсами и расположением их на достаточном возвышении над палубой;

3) прочность корпуса, общая и местная. Первая заключается в способности судна противостоять образованию трещин в наборе и разрушению (переламыванию) корпуса в условиях допустимой балльности моря и благоприятного режима движения (курсом и скоростью) относительно волны, вторая — в способности наружной обшивки корпуса, палуб, платформ, переборок, надстроек и закрытий различных отверстий в корпусе и надстройках сохранять водонепроницаемость при воздействии моря;

4) достаточность высоты надводного борта для безопасного плавания. Характеризует запас плавучести судна, обеспечивающий непотопляемость судна, и способствует хорошей мореходности судна в части его незаливаемости на волнении и остойчивости при больших наклонениях; нормируется правилами о грузовой марке соответствующего классификационного общества. Назначенная высота надводного борта наносится белой или желтой краской на темном или светлом фоне на обоих бортах судна в виде грузовой марки, состоящей из трех частей: отметки палубной линии, знака грузовой марки и грузовых марок, указывающих наибольшие осадки, до которых судно может быть нагружено при различных условиях плавания;

5) защищенность от заливания и забрызгивания. Заливание судна (поступление сплошных масс воды на палубу в процессе качки на волнении) создает опасность для людей, грузов и изменяет остойчивость судна. Забрызгивание судна (попадание брызговых пото­ков воды на ходовую рубку и др. надстройки и палубные грузы) ухудшает условия видимости при управлении судном, способствует намоканию груза и обледенению судна в зимних условиях. Обледенение ухудшает остойчивость судна, характеристики качки и ходкости судна на волнении (за счет увеличения моментов инерции массы обледеневшего судна). Защищенность от заливания обеспечивается достаточной высотой надводного борта, седловатостью верхней палубы, развалом бортов и носовой части судна (кроме скоростных судов), а также надлежащим устройством штормовых портиков. Защищенность от забрызгивания обеспечивается прямолинейностью формы шпангоутов в подводной части носовой оконечности и отсутствием в носу судна выше ватерлинии выступающих частей борта и элементов судовых устройств. Также положительное влияние на уменьшение заливаемости и забрызгивания оказывает размещение элементов судовых устройств и систем, расположенных на верхней палубе, на достаточном удалении от форштевня и установка перед ними волноломов;

6) приспособленность устройств и механизмов к функционированию в штормовых и аварийных условиях.

Поддержание судна в мореходном состоянии обеспечивается проведением комплекса конструктивных и организационно-технических мероприятий. Проектирование и строительство судна производится с учетом основных требований к его мореходности. Организационно-технические мероприятия выполняются экипажем при проведении планово-предупредительного обслуживания и планово-предупредительного ремонта, подготовке судна к рейсу и в рейсе, и, по сути, заключаются в поддержании свойств мореходного судна в пределах установленных норм. Содержание и объем организационно-технических мероприятий определяются Правилами технической эксплуатации, судовыми инструкциями, руководствами и наставлениями штурманской службы, уставными требованиями.

Вопрос № 1. Мореходные качества объектов морской техники.

Стр 1 из 4Следующая ⇒

Факторы, влияющие на мореходные качества.

Мореходные качества существенно зависят от соотношения условий плавания (например высота, длина и период волн, скорость ветра) и линейных размеров и веса судна, а также от его архитектуры, формы обводов, нагрузки и других параметров.

При конструировании судна задачи обеспечения различных мореходных качеств могут противоречить друг другу. Достижение хороших мореходных качеств является сложной конструкторской задачей и зависит в большей степени от опыта и интуиции конструктора.

Обеспечение мореходности при проектировании объектов морской техники – необходимое условие, но не достаточное для разработки оптимального проекта.

Вопрос № 2. А.Н. Крылов о мореходных качествах корабля.

Академик А.Н.Крылов так оценивал роль науки: «Надо помнить, что затраты на истинно научное творчество окупаются затем в жизни государства не седмирицею, не сторицею, а числами, для которых в древнем языке не было названий».

Основные направления деятельности академика А.Н.Крылова:

· создание современной теории корабля;

· написание основополагающих трудов по строительной механике корабля;

· труды в области компасного дела;

· вклад в математику и механику;

· труды по истории науки;

· астрономические работы;

· педагогическая деятельность и педагогические взгляды.

Академик А.Н. Крылов, «Мои воспоминания»

«Исследование мореходных качеств корабля, из зависимости от его размеров и соотношений между ними, от формы обводов, распределения грузов и пр. составляет предмет теории корабля; изучение же его крепости, ее обеспечения правильным, без лишней затраты материалом, распределением судовых связей составляет предмет строительной механики корабля.»

«Развитие теории корабля шло не чисто умозрительным, отвлеченным путем. Вопросы теории корабля ставились практикою, обыкновенно какою-нибудь крупною катастрофою с кораблем, на котором не были соблюдены принципы теории; но и теория должна руководствоваться указаниями практики, согласовать свои допущения с действительностью, проверять свои выводы опытом и наблюдениями, доставляемыми практикой, работая и развиваясь с нею в полном единении.»

«2200 лет тому назад величайший математик всех времен и народов Архимед нашел и доказал тот основной закон, который решает все вопросы о плавучести корабля; в нем же заключаются и основания учения об остойчивости.»

«Стремление достигать больших скоростей хода заставляет увеличивать длину судов, уменьшая вместе с тем отношение ширины к длине, заботясь одновременно об обеспечении крепости корабля без излишней затраты материала. Таким образом, является необходимость расчета корабля как целого сооружения, причем теория корабля должна доставить строительной механике корабля величины тех усилий, которым корабль может подвергаться на волнении.»

«Вот формулировка того, как я понимаю вопрос о непотопляемости корабля:

1. Непотопляемость корабля обеспечивается его запасом плавучестн, т.е. объемом надводной части до верхней из водонепроницаемых палуб. Подразделение трюма служит для использования запаса плавучести.

2. Остойчивость при повреждениях обеспечивается соответствием подразделения надводной части подразделению трюма и системой затопления отделений для выравнивания. Подразделение на отсеки должно определяться расчетом, коего принцип, чтобы корабль тонул, не опрокидываясь.

3. Всякое повреждение надводного борта уменьшает запас плавучести и остойчивости, желание обеспечить его вызвало изменение бронирования.

4. Прежнее бронирование защита жизненных частей толстой броней малой площади.

5. Новое бронирование защита большой площади борта тонкой бронею.

6. Практика соединяет иногда обе системы: средняя часть и ватерлиния защищены толстой броней, борт и оконечности тонкой.

7. Всякая броня пробиваема сообразно калибру, дальности, углу падения, отсюда уравновешение шансов противников, разно бронированных и разно вооруженных. Выбор брони или артиллерии сводится к числовой оценке шансов получить или нанести повреждение. Расчет, подобно как страхового предприятия, по математическому ожиданию.

8. Бронирование должно соответствовать подразделению трюма, которое само определяется радиусом разрушения, производимого миной.

9. До сих пор при проектировании судов живучесть не включена в число основных требований, ее не рассчитывают; отсюда ряд ошибок и примеры их.»

Вопрос № 3. Мореходные качества объектов морской техники и мореходность как способность судна к пребыванию в условиях взволнованного моря.

См. вопр. № 1. Особое внимание:

Мореходные качества существенно зависят от соотношения условий плавания (например высота, длина и период волн, скорость ветра).

· Мореходность — совокупность качеств, определяющих способность плавать и использовать механизмы и оборудование до определённых условий моря: высоты волны и силы ветра. Мореходность корабля определяется, в первую очередь, характером его качки. Включает в себя:

o Всхожесть на волну — способность преодолевать волну без вредных последствий, например без зарывания. Зависит от обводов и высоты борта в носовой части.

o Заливаемость — количество воды, принимаемой на палубу и надстройки при определенном состоянии моря.

o Забрызгиваемость — количество брызг, принимаемых на палубу и надстройки при определенном состоянии моря.

o Ветрозащищённость — условия эксплуатации судна и работы экипажа при заданной силе ветра.

· Качка — колебания плавающего корабля под действием волны или других сил. Характеризуется рядом величин, из которых наибольшее практическое значение имеют амплитуда качки (отклонение судна от положения равновесия) и период качки (продолжительность одного полного колебания судна, четыре амплитуды).

Вопрос № 4. Основные объекты современной морской техники.

См. вопрос 5.

a) Транспортные суда

I. грузовые

II. пассажирские

III. грузопассажирские

b) Промысловые суда

IV. добывающие (рыболовные, китобойные, краболовные и др.)

V. добывающе-перерабатывающие (например, траулеры-рыбозаводы, морозильные траулеры)

VI. суда обслуживания промысла.

c) Промышленно-хозяйственные суда

VII. промышленно-добывающие (рудодобывающие, нефтепромышленные, соледобывающие снаряды и др.)

VIII. подъёмно-монтажные (например, портостроительные суда, плавучие краны)

IX. дноуглубительные (землечерпательные и землесосные снаряды, грунтоотвозные и др.)

X. лесопромышленные (сплоточные, лесосплавные и др.)

XI. сельскохозяйственные (дождевальные, водоподъёмные и др.)

XII. энергоснабжающие (плавучие электростанции, компрессорные, трансформаторные)

XIII. суда связи (кабелеукладочные, кабелеремонтные, радиосвязные и др.)

XIV. суда для очистки акваторий (нефтемусоросборщики и др.).

d) Административно-служебные суда

XV. инспекторские (рыбонадзорные, суда для охраны заповедников)

XVI. милицейские

XVII. пограничные

XVIII. таможенные суда

XIX. правительственные яхты

E) Военные суда

XX. боевые корабли

XXI. военно-транспортные и обеспечивающие (так называемые вспомогательные) суда.

f) Научно-исследовательские суда предназначены для комплексных океанических исследований и для проведения специальных исследований (геофизических, гидробиологических и др.).

G) Судообслуживающие суда

XXII. буксирные, перегрузочные (например, плавучие зерноперегружатели, нефтеперекачивающие и зачистные станции)

XXIII. снабженческо-приёмные (бункеровщики, суда -водолеи, суда для приёма загрязнённой воды, мусора и др.)

XXIV. причальные (плавучие пристани, дебаркадеры )

XXV. ледоколы (линейные и портовые)

XXVI. навигационные (гидрографические, плавучие маяки и др.)

XXVII. спасательные

XXVIII. ремонтные (плавучие мастерские, доки, дегазационные станции и др.)

XXIX. посыльно-разъездные (например, лоцманские)

XXX. учебные

h)Отдельную группу составляют спортивные суда, медико-санитарные (госпитальные, дезинфекционные и др.), оздоровительные (плавучие дома отдыха и т. п.), бытовые (плавучие общежития, гостиницы, склады и др.), культурно-просветительные суда (суда-музеи, суда — выставки, суда — клубы и др.).

Статика и динамика корабля

Теорией корабля называется наука о равновесии и движении судна. Она состоит из двух частей — статики судна и динамики судна. Далее можно выборочно про статику и динамику из вопросов 11 и 12.

Конструктивные

Принимаются при проектировании и постройке, реже — переделки в ходе эксплуатации судна.

Деление внутреннего объёма корпуса судна на водонепроницаемые отсеки по вертикали (палубами) и горизонтали (переборками); соединение отсеков противоположных бортов; устройство двойного дна и двойного борта; установка водоотливных и осушительных средств, и другие.

Организационные

Принимаются в ходе эксплуатации.

Наблюдение за уровнем льяльных вод, состоянием водонепроницаемых закрытий, перепускной арматуры, шпигатов; контроль целостности корпуса и переборок, нагрузки и расходования грузов, особенно жидких грузов; поддержание в готовности средств БЗЖ.

Технические

Принимаются в ходе борьбы за живучесть, обычно в результате повреждений.

Устранение крена и дифферента судна путём затопления отсеков, симметричных с поврежденными (контрзатопление), восстановление остойчивости перепуском жидких грузов из верхних отсеков в нижние и приёмом балласта в нижние отсеки; восстановление целостности корпуса и переборок (заделка пробоин); откачка поступившей воды.

Вопрос № 1. Мореходные качества объектов морской техники.

Морехо́дные ка́чества объектов морской техники— способность объектов морской техники при пребывании на волнении сохранять свой исходный курс, а также сохранять живучесть в случае повреждения.

Науки, занимающиеся обеспечением мореходности:

v Теория корабля – решает прямую задачу о мореходных качествах объектов морской техники заданных размеров и формы.

v Гидромеханика

v Проектирование судов – о том, как определить размеры и формы объектов морской техники, чтобы он обладал требуемыми мореходными качествами.

Мореходные качества судов, изучаемые в разделе статики корабля:

· Остойчивость — способность судна, отклоненного внешними силами от положения равновесия и предоставленного самому себе, вновь возвращаться к положению равновесия.

Судно должно обладать такой остойчивостью, чтобы ветер и другие внешние силы, воздействующие на него, не могли бы привести к его опрокидыванию.

· Плавучесть — способность судна плавать при заданной нагрузке, имея заданную осадку. Мерой плавучести служит водоизмещение. Объем водонепроницаемых отсеков выше ватерлинии называют запасом плавучести. По сути, это объем воды, который может принять судно сверх расчетной нагрузки до полной потери плавучести. На запас плавучести влияют высота надводного борта, наличие водонепроницаемых надстроек и целостность корпуса и надстроек.

D – массовое водоизмещение,т;

g – ускорение свободного падения, м/с2;

— плотность воды, т/м3;

V – объемное водоизмещение.

· Непотопляемость — способность корабля оставаться на плаву и не опрокидываться в условиях, когда один или несколько его отсеков затоплены водой. Непотопляемость обеспечивается запасом плавучести, остойчивостью, целостностью корпуса и надстроек, наличием и состоянием водонепроницаемых переборок и палуб, разделяющих корпус корабля на отсеки, наличием средств борьбы с повреждениями, а также субъективными факторами (готовностью и умением команды вести борьбу за живучесть).

Мореходные качества судов, изучаемые в разделе динамики корабля:

· Ходкость — способность корабля развивать установленную скорость в результате работы установленных на нём механизмов. Характеризуется буксировочной мощностью при заданной скорости.

Pe – буксировочная мощность – минимальная мощность, которая необходима для движения судна с заданной скоростью хода.

R – сопротивление.

— скорость.

· Качка — колебания плавающего корабля под действием волны или других сил. Характеризуется амплитудой качки (отклонение судна от положения равновесия) и периодом качки (продолжительность одного полного колебания судна, четыре амплитуды).

· Управляемость — способность судна изменять или сохранять курс по мере необходимости. Управляемость является комплексным мореходным качеством и, в числе прочего, включает в себя вопросы:

o Поворотливость — способность судна изменять направление своего движения при отклонении руля на какой-либо угол. Поворотливость характеризуется скоростью изменения курса и диаметром циркуляции;

o Устойчивость на курсе — способность судна сохранять неизменным направление своего движения без внешнего вмешательства;

o Управляемость при ветре — может оказаться, что в условиях сильного ветра управляемость судна недостаточна;

o Управляемость на мелководье — в условиях мелководья ухудшаются как поворотливость так и устойчивость судна на курсе;

o Позиционирование судна в заданной точке

o Движение судна при действии подруливающего устройства

o Активное торможение (реверс) судна.

· Мореходность — совокупность качеств, определяющих способность плавать и использовать механизмы и оборудование до определённых условий моря: высоты волны и силы ветра. Мореходность корабля определяется, в первую очередь, характером его качки. Включает в себя:

o Всхожесть на волну — способность преодолевать волну без вредных последствий, например без зарывания. Зависит от обводов и высоты борта в носовой части.

o Заливаемость — количество воды, принимаемой на палубу и надстройки при определенном состоянии моря.

o Забрызгиваемость — количество брызг, принимаемых на палубу и надстройки при определенном состоянии моря.

o Ветрозащищённость — условия эксплуатации судна и работы экипажа при заданной силе ветра.

1234Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Способность судна держаться на плаву, не переворачиваться и не идти ко дну при затоплении характеризуется его мореходными качествами. К ним относятся:

остойчивость,
плавучесть,
непотопляемость.

ОСТОЙЧИВОСТЬ СУДНА

Остойчивостью называется способность судна, отклоненного от положения равновесия, возвращаться к нему после прекращения действия сил, вызвавших отклонение.
Наклонения судна могут происходить от действия набегающих волн, из-за несимметричного затопления отсеков при пробоине, от перемещения грузов, давления ветра, из-за приема или расходования грузов.
Наклонения судна в поперечной плоскости называют креном, а в продольной — дифферентом. Углы, образующиеся при этом, обозначают соответственно θ и ψ.
Остойчивость, которую судно имеет при продольных наклонениях, называют продольной. Она, как правило, довольно велика, и опасности опрокидывания судна через нос или корму никогда не возникает.
Остойчивость судна при поперечных наклонениях называется поперечной. Она является наиболее важной характеристикой судна, определяющей его мореходные качества.
В зависимости от величины наклонения различают остойчивость на малых углах наклонения до 10-15° (начальную остойчивость) и остойчивость на больших углах наклонения. На остойчивость судна большое влияние оказывает наличие топливного бака с зеркалом поверхности жидкого топлива от борта до борта, т.е. поперечное расположение вытянутого топливного бака. В этом случае топливо может перетекать на одну сторону бака и перевешивать судно на эту сторону, что может привести к заваливанию судна на борт.

Чтобы повысить остойчивость судна, такие баки либо оборудуются внутренними перегородками, которые не препятствуют перетеканию топлива, однако не позволяют топливу резко перемещаться по баку при маневрировании лодки, либо баки должны быть сужены в верхней части, чтобы уменьшить зеркало поверхности жидкого топлива. В обоих случаях уменьшается объем перемещающегося топлива.На плавающее судно вертикально вниз действуют силы тяжести, а вертикально вверх — гидростатические силы, пропорциональные массе вытесненной воды. Результирующая сил тяжести (Р) равна сумме сил тяжести самого судна и всех грузов, находящихся на нем, и всегда направлена вертикально вниз. Результирующая гидростатических сил (D) всегда направленна вертикально вверх и называется силой поддержания.
Центр величины судна (Со) – точка приложения равнодействующей сил поддержания (D), действующих на судно. Другими словами, центр величины — это центр тяжести объёма воды, вытесненной судном, т. е. центр тяжести подводного объёма судна.
Центр тяжести судна (G) – точка приложения равнодействующей сил тяжести (P), действующих на судно.
Метацентр (М) – точка пересечения линии действия силы поддержания с диаметральной плоскостью.
Метацентрическая высота (h) – расстояние между метацентром (М) и центром тяжести (G).
Начальная метацентрическая высота характеризует остойчивость при малых наклонениях судна (5 – 10°), измеряется в метрах и является критерием начальной остойчивости судна. Как правило, начальная метацентрическая высота мотолодок и катеров считается хорошей, если она больше 0,5 м, для некоторых судов она допустима меньше, но не менее 0,35 м.
Плечо остойчивости (L) – расстояние между линией действия силы поддержания (D) и линией действия равнодействующей сил тяжести (Р).

Если метацентр М расположен выше центратяжести G, то h считается положительной, в этом случае судно имеет положительную начальную остойчивость и безопасно для плавания.
Если метацентр M совпадает с центром тяжести G, т.е. h=0, то судно имеет нулевую остойчивость, т.е. находится в состоянии безразличного равновесия. Восстанавливающий момент у такого судна отсутствует, и оно может под действием незначительных внешних сил опрокинуться.
Если метацентр M расположен ниже центра тяжести G, то начальная остойчивость судна отрицательна (h

Разобранные случаи показывают, что судно остойчиво, если метацентр расположен выше центра тяжести судна. Чем ниже опускается центр тяжести, тем судно более остойчиво. Практически это достигается расположением грузов не на палубе, а в нижних помещениях и трюмах.

ПЛАВУЧЕСТЬ СУДНА

Плавучесть судна – это способность судна плавать, имея заданную нагрузку и оп­ределенную осадку. Для того чтобы судно находилось на поверхности воды, оно должно обладать положительной плавучестью, т.е. иметь некоторый запас плавучести – объем непроницаемой для воды надводной части корпуса, включающий также водонепроницаемые надстройки и рубки.
Плавучесть измеряется в тоннах.

В морском деле принято измерять объем погруженной части судна в регистровых тоннах (рт).
1 рт равна 100 кубическим футам или 2,83 м.куб пресной воды.
Запас плавучести определяется количеством воды, которое судно может принять до его полного погружения. Запас плавучести задается высотой надводного борта. Высота надводного борта отмеряется от конструктивной ватерлинии до палубы надводного борта.
Минимальную высоту надводный борт маломерных судов при полном водоизмещении определяют по специальному графику в зависимости от допустимой высоты волн. Высота надводного борта должна быть не менее 6% наибольшей длины судна. В зависимости от минимальной высоты надводного борта правила ГИМС устанавливают район плавания судна и допустимое удаление его от берега.
Для обеспечения безопасности плавания каждое судно должно обладать запасом плавучести. Под запасом плавучести понимается количество грузов или воды, которое судно может принять сверх находящихся на нем до полного погружения.
Запас плавучести определяется как процент объёма водонепроницаемых отсеков выше ватерлинии к общему водонепроницаемому объёму, в который могут входить и надстройки, если они также имеют водонепроницаемые закрытия. Любое нарушение непроницаемости ведёт к снижению запаса плавучести. Маломерное судно без переборок, получив пробоину, должно не только оставаться на плаву, но и иметь избыточный запас плавучести, предназначенный для того, чтобы пассажиры, находясь в воде, могли держаться за корпус аварийного судна.
Незатапливаемые объемы корпуса маломерного судна чаще всего представляют собой блоки из пенопласта. Необходимое его количество и расположение рассчитываются для обеспечения аварийного запаса ппавучести и поддержания аварийного судна в положении «на ровном киле».

НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ СУДНА

Непотопляемость судна – это его способность выдерживать частичное нарушение водонепроницаемости корпуса и затопления части внутренних помещений, сохраняя при этом плавучесть и необходимую остойчивость.
По нормам резерв плавучести должен быть не менее половины грузоподъемности судна.
Непотопляемость обеспечивается делением корпуса на водонепроницаемые отсеки (помещения), устройством двойного дна, оборудованием судна водоотливными средствами. Судно, оборудованное водонепроницаемыми переборками, должно оставаться на плаву при затоплении одного любого отсека.

Всякое судно характеризуется определенными качествами, которые можно подразделить на мореходные и эксплуатационные.

Основные мореходные качества судна:
плавучесть — способность плавать в определенном положении относительно поверхности воды при заданном количестве находящихся на судне грузов;
остойчивость — способность возвращаться в положение равновесия после прекращения действия сил, выводящих судно из этого положения;
непотопляемость — способность после затопления части его помещений (например, при аварии) оставаться на плаву и сохранять остойчивость и некоторый запас плавучести;
ходкость — способность перемещаться по воде с заданной скоростью под действием приложенной к судну движущей силы;
управляемость — способность сохранять заданное прямое направление движения без отклонения в стороны (устойчивость) или изменять его по желанию судоводителя (поворотливость);
качка — колебательные движения около положения равновесия, совершаемые свободно плавающим на поверхности воды судном под воздействием внешних возмущающих сил (волн, порывов ветра, внезапного толчка и т. д.), не всегда имеющих плавный характер;
прочность — способность корпуса, надстроек и различных устройств судна не разрушаться под воздействием внешних сил в процессе плавания судна (давление воды, удары волн, случайные удары о неподвижные предметы и сооружения и т. д.).

Под эксплуатационными понимают такие качества судна, которые определяют его транспортную (или специальную) пригодность как плавающего инженерного сооружения в нормальных условиях эксплуатации.

Основные эксплуатационные качества судна: грузовместимость, т — объем помещений судна, предназначенный для перевозки грузов;
грузоподъемность, т — весовая загрузка судна, обусловленная его размерами и конструкцией;
водоизмещение судна с полным грузом, т — водоизмещение судна, загруженного по грузовую марку;
водоизмещение порожнего судна, т — водоизмещение судна без груза, судовых запасов и экипажа с багажом;
дедвейт, т — предельная грузоподъемность судна, при которой его осадка соответствует установленной грузовой марке;
скорость хода — наиболее важное эксплуатационное качество судна, определяющее быстроту транспортных операций; скорость хода морских судов измеряется в узлах (узел равен одной морской миле— 1,852 км/ч), речных и мелкоозерных — в километрах в час;
дальность плавания — расстояние, которое судно может пройти с заданной скоростью без пополнения запасов топлива, котельно-питательной воды и масла;
автономность — длительность пребывания судна в рейсе без пополнения запасов топлива, провизии и пресной воды, необходимых для жизни и нормальной деятельности находящихся на судне людей (экипажа и пассажиров).

Добавить комментарий

Закрыть меню