Мораль в обществе

Мораль теснейшим образом связана с проблемой челове­ка и его сущности. Напомним, что мораль исторически является первой формой общественного сознания, благодаря которой первобытное человеческое общество стало принци­пиально отличаться от животного стада. Утрата морали оз­начает превращение человека в человекоподобное существо. Именно это имел в виду французский философ Э. Мунье (1905—1950),говоря, что неандертальский человек еще си­дит в каждом из нас и для его проявления достаточно «снять культурные одежды».

Все известные формы организации человеческого общест­ва (род, племя, этнос, нация, государство), как правило, достаточно бережно относятся к морали, рассматривая ее в качестве важнейшего структурного элемента духовной сфе­ры, обеспечивающего социальную стабильность, сплочен­ность и устойчивость.

В истории общественной жизни можно найти немало пе­риодов, отмеченных кризисными явлениями в духовно-нрав­ственной сфере того или иного общества или отдельных со­циальных групп, включая и молодежь. Ярким примером является римское общество периода крушения империи. Как ответ на падение нравов явилось писаное римское пра­во и рост количества христианских общин, проповедовав­ших аскетический образ жизни в противовес гедонистичес­кой (от греч. hedone — удовольствие) морали римской элиты с ее культом наслаждений.

Сложные нравственные коллизии испытывала россий­ская молодежь после революции 1917г., когда происходи­ла резкая ломка традиционных форм общественной жизни и социальных связей. Особенно остро переживался период НЭПа, когда аскетическая мораль революционной молодежи неожиданно столкнулась с мещанской моралью и ее прин­ципом «здесь и сейчас».

Реакцией на удручающее состояние общественных нравов в современной России является возвращение к исконным христианским ценностям, рост новых многочисленных рели-

гиозных объединений с их весьма жесткими требованиями всфере бытовой морали, попытки общественных организа­ций и государственных структур разработать нравственные кодексы для сфер государственного управления и предпри­нимательской деятельности, обращение к судебно-правовым средствам регулирования общественного поведения. В пре­дыдущих разделах подробно рассматривалась проблема соот­ношения морали и права. Напомним, что мораль —это совокупность одобренных общественным мнением норм, оп­ределяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом.

Современный человек включен в бесконечное множество контактов. Поведение и образ мышления людей часто не­предсказуемы, спонтанны (т. е. самопроизвольны). Разные люди и даже один и тот же человек в разное время могут совершать в схожих ситуациях различные, а порой прямо противоположные поступки. Однако это не мешает людям договариваться, совместно решать общие проблемы, согласо­ванно трудиться, создавая все многообразие и богатство ци­вилизации, любить друг друга, воспитывать своих детей, из которых в дальнейшем вырастают люди, способные к актив­ной деятельности и творчеству. И в этом безусловная заслу­га моральных ценностей, выполняющих для каждого чело­века роль путеводителя по жизни.

Моральные нормы и требования стимулируют развитие моральных взглядов, убеждений, чувств, которые в совокуп­ности образуют нравственное сознание. Оно является отра­жением в сознании людей отношения к нравственным нор­мамв предельно широком спектре позиций: от страстного утверждения этих норм и словом, и делом до негативного и даже нигилистического их восприятия и поведения, соот­ветствующего отрицательному отношению к нравственным нормам.

Вморали существуют познавательный, оценочный и ре­гулятивный аспекты, взаимодействующие друг с другом. Все они непосредственно отражаются в индивидуальном со­знании человека, в котором представлены нормы, принятые общественным мнением. Эти нормы многообразны и отлича­ются друг от друга заметными расхождениями в масштабах применения. Одно дело, например, любовь к Родине как нравственное требование и норма и совсем иное — аккурат­ность (правильность) повседневного поведения или добросо­вестное отношение к выполнению конкретной трудовой задачи. Существуют различия и в уровнях одобрения моральных норм. Часть из них поддерживается на уровне микроколлектива (малой группы, узкого круга друзей), дру­гие имеют более широкие источники поддержки: кланово-этнические, национальные, классовые и общесоциумные.

Нормы функционируют на основе принципов морали, представляющих собой предельно широкие требования к по­ведению личности, поддерживаемые мнением социальной группы или общества в целом (гуманизм, коллективизм, ин­дивидуализм и др.).

Моральные нормы выполняют следующие функции: под­держивают устойчивость общества и основных групп, входящих в него (семейных, этнонациональных, классовых и т. д.); регулируют и координируют деятельность людей в разных общественных сферах; рекомендуют индивиду опти­мальные формы деятельности и приемы для разрешения нравственных проблем, встающих перед ним.

Соответственно в морали присутствует по крайней мере двоякая оценка различных жизненных ситуаций: с точки зрения задач и требований общества, выраженных в господ­ствующем общественном мнении, и с точки зрения интере­сов индивида. Вполне возможно проявление в этих требова­ниях также интересов тех или иных социальных групп, противопоставляющих себя сложившемуся общественному строю, его укладам и требованиям (революционных, консер­вативных, уголовных, потребительских и др.).

Мораль эффективна лишь тогда, когда ее нормы внедре­ны в индивидуальное сознание (средствами образовательно-воспитательной системы, СМИ и др.) и находят в нем живой отклик. Этому способствуют многообразные мораль­ные представления, моральные переживания, солидарность и сотрудничество людей в совместной деятельности.

Нравственность — степень усвоения личностью мораль­ных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, т. е. выражение человеческого в чело­веке.Нравственность — это уровень реального морального поведения людей. Ведь недостаточно просто знать нормы и принципы морали. Гораздо важнее руководствоваться ими в жизни.

Однако процесс усвоения человеком норм общественной морали был и остается отнюдь не беспроблемным и самопро­извольным. На протяжении истории человечества выработа­но немало способов, которыми церковная и светская власть пыталась контролировать общественные нравы (нередко прибегая и к репрессивным мерам), а также реформировать их в соответствии с определенным стандартом.

Особенно много попыток регламентировать определенный стандарт общественных нравов было предпринято в эпоху Реформации, когда «индивидуальная нравственность стала предметом общественной политики, а безнравственное — стало уголовным» (Дж. Харрингтон). Так, в истории хрис­тианской церкви довольно долго практиковалась публичная исповедь верующих. Информация, содержащаяся в ней, не-

редко использовалась для сведения политических счетов и получения преимуществ в политической борьбе. Лишь после Тридентского собора (1545—1563 гг.), осудившего подобную практику, церковная исповедь стала носить тайный харак­тер. Спектр поступков, совершенных словом и делом и под­лежащих исповеди, охватывал семейную, профессиональ­ную, социальную, собственно религиозную сферы и касался также «прегрешений», совершенных «мыслью». Такая испо­ведь была жестоким «испытанием совести» верующего и требовала мобилизации всех его духовных сил.

Итогом позитивного закрепления моральных норм в ин­дивидуальном сознании становятся моральные убеждения как принятые личностью моральные принципы, ставшие правилом ее практического поведения.

Одним из порождений моральных убеждений выступает моральный автоматизм, когда поле человеческих действий заранее ограничено сферой морально допустимых поступков и соответственно другие варианты поступков просто не вос­принимаются личностью.

В итоге она обречена непрерывно решать практические, а не моральные проблемы, всегда предполагающие свободный выбор.

Другим видом поведения личности является разрешение моральных ситуаций, требующих активного привлечения моральных представлений и этических категорий.

Этические категории — это фундаментальные понятия морали, отражающие события жизни с точки зрения самых общихморальных оценок.

Зачем нужна мораль

Антиразврат

В наше время наблюдается тенденция к разрушению морали и объявление ее предрассудком. Но разве мораль является предрассудком? Давайте подумаем, как появилась мораль и зачем она нужна. Ведь не просто так возникли запреты не некоторые аспекты поведения человека.
Обычно моральные принципы запрещают то, что человек в здравом уме итак никогда не додумается сотворить. Т.е. эти запреты накладываются на элементы противоестественного поведения, которые противоречат здоровому рассудку и вызывают негативную реакцию в психике окружающих. Часто такое поведение называют асоциальным, оно губительно для человечества. Например, если было нормой убивать друг друга, то человечество давно бы исчезло с лица земли. Поэтому нормальный человек испытывает отвращение к убийству и переживает ужас при виде мучения других. Такая реакция – это данный нам природой психологический механизм, определяющий такой стиль поведения с другими индивидами, который способствует выживанию всего вида. Таким образом, базовые принципы морали заложены генетически. На это также указывает и тот факт, что у преступников имеется генетическая предрасположенность к преступлениям. Мораль это своего рода социальный инстинкт самосохранения, обеспечивающий выживание вида и исключающий его самоуничтожение. Кстати, даже животные при внутривидовой борьбе редко когда загрызают друг друга насмерть.
Но не все элементы нравственного поведения разумных существ еще до конца сформированы. Можно сказать, что мораль только формируется, и вся история вида Homo Sapiens это эволюция и становление морали и этот процесс еще далек до завершения. Многие нравственные законы существуют в виде правил. Но, правила общественной морали, будучи основаны на морали генетической, запрещают делать лишь то, что вызывает ужас, отвращение или неприязнь. А отвращение может вызывать не только убийство, но также подлые поступки, разврат и особенно извращения. Последние вызывают его вследствие своей негигиеничности и противоестественности. Физические уродства тоже вызывают отвращение, потому что они противоестественны и являются отклонениями от нормы, это то – чего не должно быть. Аморальное поведение это такое же уродство, только психологическое. И чувства, которые испытываешь при виде сексуальных извращенцев, идентичны тем, что испытываешь при виде уродцев в пробирках. Гей-парад это точно такое же нездоровое безобразное зрелище. Только вот уродцы не виноваты, что родились такими, и наряду с отвращением они вызывают сострадание, а извращенцы стали таковыми по своей воле, и поэтому кроме омерзения вызывают еще гнев и негодование, и хочется чтобы они исчезли с лица земли.
Таким образом, мораль отражает естественно правильное, выработанное природой поведение, и ни в коей мере не является предрассудком. Аморальное всегда = отвратительное. Если вы нагадите посреди банкетного зала, это будет аморально, так как вызовет естественное отвращение у окружающих. Также аморально прилюдно обнажать свои испражнительные органы, так как они являются канализацией организма, откуда вытекают нечистоты, и смотреть на них противно. И хотя передние органы часто называют половыми, в первую очередь они все же являются испражнительными. Голые сиськи тоже зрелище не очень приятное, хотя они ни в коей мере не являются «погаными местами» в отличие от предыдущих, а как раз наоборот. Но взгляните на папуасок, и сразу поймете, почему сиськи стали считать срамом в цивилизованном обществе. Именно из-за неприятности созерцания срамных мест их стали прикрывать, а вовсе не потому, что это кого-то возбуждает. К слову, ни папуасов, ни нудистов это не возбуждает. Даже с точки зрения сексуальной привлекательности, женщина в эротическом белье выглядит в 10 раз соблазнительнее, чем полностью обнаженная.

А интерес к обнаженной женской груди объясняется только тем, что в нашей культуре это место принято прикрывать, что создает завесу тайны и вызывает любопытство.
Моральными предрассудками можно назвать лишь некоторые культурные аспекты, принятые в том или ином обществе. Например, где-то мини-юбка считается неприличной, а где-то считается неприличным ходить без паранджи. Здесь имеют место просто разные традиции и привычки, они весьма относительны. Совсем другое дело, когда заголяются для развратных целей, например в стриптизе или порно. К тому же стремление демонстрировать всем свои срамные места является психическим заболеванием (эксбиционизм). Потеря интимного стыда часто наблюдается также при шизофрении. Поэтому все любители порнографии являются психически нездоровыми. Это тоже самое, если бы они с упоением наблюдали за поведением пациентов дурдома.
Можно провести аналогию нравственных норм с правилами дорожного движения. Их тоже можно объявить условностями и предрассудками, и начать превышать скорость, проезжать на красный, ездить по тротуарам, управлять машиной в нетрезвом виде. Согласились бы вы жить в городе, где пьяные водители гоняют по тротуарам и это считается общепринятой нормой?
Разрушения морали – это разрушение эволюционно сложившихся законов поведения в социуме, без которых общество (а, следовательно, и каждый человек в нем) не может нормально существовать. Разрушение морали это падение в хаос, беспредел и, в конечном итоге, вымирание. Что и было доказано на основе Римской империи, и многих других народов, которые были развращены. А тем дурикам, которые считают мораль предрассудком, я скажу: если бы не было морали, вас бы давно ограбили, изнасиловали в извращенной форме и зверски замочили, напоследок расчленив и подвергнув каннибализму. Всего этого с вами не произошло только благодаря тому, что в большинстве людей заложены моральные законы, которые вызывают ужас и омерзение к подобным поступкам. Разрушение нравственных норм, которое происходит сейчас на Западе, в Европе и России проводиться врагами человечества – мировой олигархической закулисой, цель которых убрать «бесполезных едоков» и сократить население планеты до жирующего «золотого миллиарда» и его прислуги. Отсюда и пропаганда половой распущенности, и либерализация однополных браков с прочими извращениями, и насаждение толерантности ко всей этой противоестественной мерзости, которая изначально у людей вызывала отвращение на подсознательном уровне.
Развратники же и дегенераты, которые пытаются навязать другим свое асоциальное поведение, напоминают двоечников, которые вместо того чтобы стараться лучше учиться, мешают учиться отличникам, чтобы их тоже превратить в двоечников, и таким образом не чувствовать свою ущербность. Спрашивается, если тебе нравиться творить разврат и другие аморальные поступки, зачем тогда ты вообще родился человеком? Лучше был бы кобелем или быком-производителем. А раз родился человеком, то нефиг превращаться в скотину! Ты же не на помойке подобрал свое человеческое тело, чтобы так его паскудить. С уважением и трепетом относись к тому, что родился разумным существом и веди себя соответственно. И помни, твое ДНК всего лишь дает тебе возможность стать человеком, и только от твоего морального уровня зависит, будешь ты человеком или скотиной.
(С) Максим Кобрин

  • Мораль и нравственность

    Сущность и структура морали. Моральные принципы и их роль в руководстве нравственным поведением человека. О единой морали и нравственности. Нравственные аспекты общественного поведения и активность личности. Единство мышления, морали и нравственности.
    курсовая работа , добавлен 08.01.2009

  • Сущность и происхождение морали. Основные категории морали

    Мораль как правила поведения человека. История понятия и примеры. Различие морали на словах и на деле.

    Ее роль в жизни человека и общества. Задачи, которые перед ней стоят: оценивать, регулировать и воспитывать. Прогресс морали и понятие приличия.
    реферат , добавлен 23.02.2009

  • Этика, мораль, нравственность. Соотношение понятий

    Особенности происхождения и соотношения понятий этики, морали, нравственности. Предмет и особенности этики как науки. Сущность и структура морали, ее происхождение. Исторические типы нравственности. Основные функции морали. Понятие морального подсознания.
    презентация , добавлен 03.07.2014

  • Особенности и парадоксы морали

    Выявление и анализ содержания особенностей и парадоксов морали как основного способа нормативной регуляции действий человека в обществе. Оценка категорий общественного сознания и общественных отношений в контексте соотношения морали и нравственности.
    контрольная работа , добавлен 27.09.2011

  • Происхождение и развитие морали

    Мораль — система воззрений на жизненное назначение человека, охватывающая понятия добра и зла, справедливости, совести, смысла жизни. Ее происхождение и развитие. Религиозный, натуралистический и социальный подход. Мораль в современном обществе.
    реферат , добавлен 24.01.2011

  • Этапы развития морали

    Нравы родового строя (табу, ритуалы, отношения обмена и дарения, благодарность, милость, щедрость). Нравственность в Древнем мире, рыцарская и мещанская мораль. Права человека в контексте различных культур современности. Права человека и права народов.
    реферат , добавлен 21.07.2013

  • Мораль и нравственность

    Этика, мораль и нравственность. Моральное измерение личности и общества. Особенности функционирования морали. Ненасилие как категорический моральный запрет. Единство морали и многообразие нравов. Парадокс моральной оценки и морального поведения.
    курсовая работа , добавлен 20.05.2008

  • Мораль в жизни человека и общества

    Для чего нужна мораль? Религиозная мораль. Нравственные аспекты общественного поведения и активность личности. Становление морали и ее развитие. Сознание общественного долга, чувство ответственности, вера в справедливость.
    реферат , добавлен 03.10.2006

  • Структура морального сознания

    Сущность таких фундаментальных понятий как «этика»,»мораль», «нравственность». Норма-элементарная клеточка нравственности. Моральные принципы и их роль в руководстве нравственным поведением человека. Идеалы и ценности: верхний ярус морального сознания.
    контрольная работа , добавлен 20.12.2007

  • Мораль и нравственность

    Сущность и структура морали. Истоки нравственности. Аристотель об этике. Христианство. Этическая концепция И. Канта. Социальная сущность морали. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия.
    реферат , добавлен 25.12.2002

  • Размещено на http://allbest.ru

    Роль морали в жизни общества

    Введение

    мораль нравственный поведение

    Совесть, честность, доброта… Понятия, которые всегда так много значили для человека. Без них немыслимо представление о нравственности и нравственном идеале. Во все времена народ превыше всего ценил верность долгу, любовь к Родине, душевную чистоту и бескорыстную помощь. Человек в своем духовном развитии проделал долгий и чрезвычайно сложный путь. Однако наивысшим выражением развития человеческого духа всегда становилось прежде всего нравственное сознание в самых его гуманистических, исторически прогрессивных проявлениях. Иначе говоря, историческое становление личности можно рассматривать и как становление ее нравственного сознания — специфического и свойственного только человеку способа понимания им своего места в мире, в обществе, его отношений с другими людьми.

    Какова природа нравственности и в чем сущность нравственных исканий человека? В чем суть истинного человеколюбия? Эти вопросы особенно остро встали в XX веке, но стремление дать на них ответы известно человечеству с очень давних времен.

    Сегодня проблема нравственной природы человека вышла на уровень широкого гуманистического осмысления и оказалась теснейшим образом связанной с проблемой исторического будущего человечества.

    Таким образом, в своей работе я поставила перед собой цели выяснить, что такое мораль с разных точек зрения, а также определить роль морали в жизни человека и общества.

    1.Для чего нужна мораль

    Слово «мораль» (от латинского mos, mores — нрав, нравы, обычаи) означает в современном языке то же самое, что и слово «нравственность». Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и нравственностью и считают эти слова синонимами.

    Для того чтобы раскрыть природу морали, нужно попытаться выяснить, как, какими способами она согласует личный и общественный интересы, на что она опирается, что вообще побуждает человека быть моральным.

    Если право, например, опирается, прежде всего, на принуждение, на силу государственной власти, то мораль — на убеждение, на силу сознания, общественного и индивидуального. «Можно сказать, что мораль держится как бы на трех «китах».

    Во-первых, это — традиции, обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы. Формирующаяся личность усваивает эти нравы, традиционные формы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности.

    Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются, с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.

    Наконец, в-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой морального поведения личности становится совесть.

    Таким образом, я могу сделать вывод, что для личностного отношения к морали существенно не только то, что от ее усвоения зависят сам склад личности и поведение человека, а следовательно, отношение к нему других людей в обществе, его положение среди них, но и то, что усвоение человеком морали, тип его моральности в громадной степени зависят от него самого, от его активности, от его жизненной позиции.

    Человек моральный отличается от аморального, от того, у которого «ни стыда, ни совести», не только и даже не столько тем, что его поведение гораздо легче регулировать, подчинять существующим правилам и нормам. Сама личность невозможна без морали, без этого самоопределения своего поведения. Мораль из средства превращается в цель, в самоцель духовного развития, в одно из необходимейших условий становления и самоутверждения человеческой личности. Но нужно сказать и о тех, которые пренебрежительно отзываются о морали. Да и пренебрежительность эта не так безгранична, как может показаться. Во-первых, отвергая одни нравственные ценности, тот или иной человек, даже не всегда то сознавая, принимает другие, ориентируется на них. Ведь «нередок феномен «неосознанного сознания» — сознания, которое человек имеет и которым руководствуется на практике, не отражая этого в своем сознании». Во-вторых, нарушения кем-либо нравственных норм происходят не всякий раз, когда ситуация ставит его перед выбором, а лишь время от времени и в целом в рамках «терпимого» для окружающих. Выход за пределы «терпимого» ведет к разрыву социальной средой связей с данным лицом, к его остракизму, изгнанию из среды. В-третьих, нарушая нравственность, человек обычно не приемлет ее нарушений другими, особенно по отношению к нему самому, и таким образом остается под ее воздействием, признает ее, чувствует ее необходимость.

    Содержание духовно-нравственных исканий человека — тема вечно актуальная. И надо помнить, что высокая мораль трудна, но также радостна и вдохновляюща для мировосприятия, жизнеощущения человека и понимания им его собственного места среди людей.

    2.Религиозная мораль

    Понятие религиозная мораль встречается в нашей жизни довольно часто. К этому понятию давно привыкли, его широко используют ученые, публицисты, писатели и пропагандисты.

    Чаще всего под «религиозной моралью» понимают систему нравственных понятий, норм, ценностей, которые обоснованы религиозными идеями и представлениями.

    Мораль и религия — это социальные явления, каждое из которых имеет качественное своеобразие. Говоря о «религиозной морали», необходимо соотнести это понятие и с религией и с нравственностью как формами общественного сознания, со свойственным каждой из них специфическим способом регуляции социального поведения человека.

    Наиболее расширительное толкование «религиозной морали» сводится к тому, что под ней понимают вообще нравственное сознание верующего. Так, В.Н. Шердаков, например, замечает: «Религия в полном смысле слова органически включает в себя учение о том, как следует жить, что считать добром и что злом; мораль составляет существенную сторону любой религии». Но ведь за поступками, намерениями, мыслями верующего далеко не всегда стоят именно религиозные мотивы. Поэтому я согласна с мнением многих ученых, что близость морали и религии по ряду внешних признаков не дает еще полного основания говорить о целесообразности использования в научной и пропагандистской литературе понятия «религиозная мораль» как внутренне логичного и теоретически адекватно отражающего в себе известное явление.

    Для того чтобы лучше понять смысл толкования «религиозной морали» попытаемся выяснить значение «религиозной заповеди» и «нравственности».

    Религиозные заповеди предполагают у верующего соображения только внешней целесообразности, которые выступают как мотивы религиозного поведения. Понятно, что такого рода мотивация противоречит самому духу нравственности. Так, отношение к добру в религии представляется весьма противоречивым. С одной стороны, добро объявляется высшей ценностью, и добро совершается ради него самого. И в этом невольный шаг навстречу морали, невольное ее полупризнание, которое, однако, не может быть признано религией целиком, так как тогда самой религии не осталось бы места.

    В морали же в специфическом характере мотивации следования нравственной норме и заключается своеобразие собственно морального момента.

    Таким образом, обусловленность так называемой «религиозно-нравственной» нормы идеей бога, сверхъестественная санкция «религиозной морали» лишает ее собственно нравственного содержания. «Поэтому следует согласиться с мнением В.В. Клочкова, что «нормы, которые обычно рассматриваются в нашей атеистической литературе как «религиозно-нравственные», на самом деле являются нормами специфически религиозными».

    Другими словами, речь идет о том, что одни и те же общественные отношения могут регулироваться различными видами социальных норм, каждая из которых воздействует на них своими, только ей присущими способами».

    Санкции и критерии религиозной и нравственной норм отличаются, равно как и побуждения к их осуществлению. Обоснование правомерности употребления понятия «религиозная мораль» не может строиться лишь на констатации ряда черт внешнего сходства между моралью и религией. «Понятие «религиозная мораль» нельзя признать удачным, ибо в нем смешивается то, что как раз должно различаться. Не случайно Г.В.Плеханов брал понятие «религиозная мораль» в кавычки, а А.Бебель утверждал, что «мораль не имеет ровно никакого отношения ни к христианству, ни к религии вообще».

    3.Нравственные аспекты общественного поведения и активность личности

    На основе сочетания ряда признаков есть смысл различать общественное и индивидуальное поведение, с одной стороны, общественное и антиобщественное — с другой. В первом случае внешним признаком общественного поведения становится его массовидность, своего рода многосубъективность. Но это только внешний признак. Главным же является то, что термин «общественное» указывает на отношение к социальным нормам, обычаям, традициям, системе ценностей. Во втором случае термин «общественное», как и «антиобщественное», указывает на соответствие или несоответствие поведения объективно существующим системам норм, ценностям, т.е. берется в положительном или отрицательном смысле слова. Таким образом, под общественным поведением понимаются такие типичные массовидные человеческие действия, которые характеризуются социальной значимостью, их отношением к социальным институтам, нормам, нравственным ценностям и в то же время обусловлены определенными экономическими, политическими и другими социальными мотивами.

    Если сосредоточить внимание на зависимости общего от единичного, то здесь, прежде всего, бросается в глаза непременная зависимость между практическими действиями индивидов и их сознанием или его подструктурами: знаниями, убеждениями, чувствами, привычками. Поведение складывается из поступков, хотя это верно лишь в самом общем теоретическом смысле. Что касается массовидного поведения, то оно может рассматриваться как одна из существенных черт конкретно-исторического образа жизни.

    Довольно часто разделяют и противопоставляют средства социального контроля и механизмы внутреннего самосознания индивидов на том основании, что первые оказываются внешними по отношению к самоопределению человека, сковывают его свободу и обеспечивают только адаптивно-приспособительное поведение. Такое положение имеет место, но оно не является всеобщим, особенно в социалистическом обществе.

    Что касается социальной активности личности, то она является специфическим свойством формы движения материи; с одной стороны, она есть родовое понятие по отношению к деятельности, с другой — означает меру интенсивности социальной деятельности, меру ее реального осуществления.

    Чрезвычайно важным условием качественной оценки социальной деятельности является ее направленность. С этической точки зрения это может быть коллективистская или индивидуалистическая направленность, что выступает одновременно наиболее общей характеристикой общественного поведения и его субъектов.

    В целом, нравственными побудителями общественно-политической активности масс, конечно же, являются: сознание общественного долга, чувство ответственности, вера в справедливость.

    Заключение

    «…Мораль, — писал немецкий мыслитель, — собственно говоря, есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья».

    Я согласна с этим изречением и понимаю, что для достижения счастья необходимы не только знания, но и воля, твердый характер, высокие идеалы и благородные чувства. Нужно не только понимать, не только знать правила поведения, но и уметь, хотеть, сметь им следовать, то есть иметь то, что дает практическая жизнь, а не только «практическая философия». Мораль — лишь часть жизни, а не вся жизнь, но каждая часть важна, особенно если это часть необходимая, без которой невозможна гармоничная деятельность целого. А мораль как раз такая часть.

    Становление морали и ее развитие — процесс длительный и еще весьма далекий от своей кульминации. Можно сказать, что мораль в собственном смысле этого понятия еще находится в процессе становления. Ее торжество как общественного явления, когда ее исторические связи с религией будут забыты, когда она станет повсеместным и определяющим законом межчеловеческих отношений, — еще впереди. И в этом нет ничего обескураживающего. Более того, это говорит о необычайной сложности и длительности становления в человеке собственно человеческого, о грандиозности и неизмеримой глубине исторического процесса.

    Список использованной литературы

    1. Блюмкин В.А. Этика и жизнь. — М.: Политиздат, 1987. — 111с.

    2. Боголюбов Л.Н. Человек и общество. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2001. — 414с.

    3. Головко Н.А. Мораль: сознание и поведение. — М.: Наука, 1986. — 208с.

    4. Кучинский С.А. Человек моральный. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1987. — 303с.

    5. Прохоров А.М. Большая советская энциклопедия. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — 615с.

    1 Блюмкин В.А. Этика и жизнь. М.1987.с.17.

    1 Блюмкин В.А. Этика и жизнь. М.1987.с.19.

    2 Головко Н.А. Мораль: сознание и поведение. М.1986.с.156.

    1 Кучинский С.А. Человек моральный. М.1989.с.83

    2 Кучинский С.А. Человек моральный. М.1989.с.87

    Размещено на Allbest.ru

    Роль морали в жизни человека

    Мораль оказывает значительное влияние на развитие всех сфер общественной жизни. Это обусловлено тем, что человек способен подвергать моральной оценке любую сторону общественной жизни. Поэтому мораль имеет вес в политической, религиозной, экономической, духовной и научной области современного общества.

    Существуют определенные нормы правила и нормы поведения, которые обязывают людей вести себя определенным образом, в зависимости от ситуации. Это объективно продиктовано необходимостью сосуществовать в коллективе и вести совместную жизнь с другими людьми. Поэтому мораль оказывает существенное влияние на жизнь людей разных стран, профессий и увлечений.

    В обществе мораль действует на основе трех элементов — моральной деятельности, морального сознания и нравственных отношений. Особенностью морали в обществе является то, что в ее сознании выражается некий шаблон или алгоритм поведения человека.

    Общество признает определенный стереотип поведения правильным и наиболее оптимальным на данный этап времени. Поэтому о морали говорят, как об своеобразной коллективной воли людей, которые и представляют собой общество.

    Созданные системы правил, требований и оценок нацелены на то, чтобы согласовать между собой все индивиды общества и обеспечить им мирное сосуществование.

    Добавить комментарий

    Закрыть меню