Монополизм в России

Фирмы монополисты в России

· Электроэнергетика

В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Передающая энергию сеть по природе своей предназначена быть монопольной. Основной целью образования РАО «ЕЭС России» в форме акционерного общества (когда в ноябре 1992г. были объединены мощности свыше 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и Единой энергосистемы) было формирование оптового рынка электроэнергии. В федеральное владение РАО «ЕЭС России» поступили около 50 новейших электростанций (это более половины общих мощностей), выведенных из состава территориальных АО-энерго.

В структуре капитала РАО «ЕЭС России» государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО «ЕЭС России» контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны.

Компания состоит из 72 региональных АО-энерго. В капитале 53 из них РАО имеет 50 и более процентов акций, в остальных — менее 50%. Основные фонды компании оцениваются в 400 млрд. долл., рыночная капитализация холдинга составляет около 13 млрд. долл. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО «ЕЭС России» является собственником всей сети линий электропередач страны. Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходится 13% общего производства электроэнергии в РФ.

Главная проблема российской электроэнергетики — неплатежи. В силу специфики производимой продукции применение санкций в отношении неплательщиков чрезвычайно затруднено.

· Газовая промышленность

Путем преобразования Государственного газового концерна в феврале 1993г. создано РАО «Газпром», в 1999 г. оно преобразовано в ОАО «Газпром» в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет. «Газпром» — крупнейший кредитор российской экономики. ОАО «Газпром» принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. «Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт»; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа.

Уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов определяет устойчивость позиций «Газпрома» на мировом рынке. В создании единой системы газоснабжения Россия опередила страны Западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. Так, в Германии «Газпром» имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенно повысить выручку от реализации газа. «Газпром» создал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, позволивших объединить технологический, финансовый и научно-технический потенциал компаний.

· Железнодорожный транспорт

На долю железных дорог приходится около 77% грузооборота всех видов транспорта общего пользования страны и 45% пассажирооборота, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками.

Основная продукция отрасли (перевозки) создается, как правило, несколькими предприятиями — железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижении научно-технического прогресса.

В России показатели производительности российских железных дорог, оцениваемых по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках в 2,5 — 3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии н Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок. В Западной Европе железные дороги нерентабельны: убытки достигают 50% и компенсируются государственными дотациями. В России же убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового, а железные дороги в целом работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в западных странах).

Дата добавления: 2016-12-18; просмотров: 2073 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Виды монополистических предприятий. Естественные монополии.

Монополия– ее появление является следствием концентрации и централизации капитала.

Естественная монополия – использование кем-либо редчайшего невоспроизводимого природного ресурса. (Маркс)

А. Курно:

Фирма – монополия устанавливает цену значительно выше той, которая при тех же условиях производства установилась бы при наличии конкурентов. Это объясняется тем, что единственное ограничение, которое встречает монопольная цена – это сокращение спроса. А повышение конкурентной цены имеет другое ограничение в виде политики цен конкурентов.

А. Маршалл:

Тоже признает завышение монопольной цены над конкурентной. «Монополист потеряет весь свой монопольный доход, если будет производить такое большое количество, при котором его цена предложения…будет равняться цене спроса: количество, которое обеспечивает максимальный монопольный доход, всегда значительно менее этого». Указанное завышение цен преодолевается рядом факторов, к числу которых он относил уменьшение издержек монополиста в результате более крупных масштабов производства по сравнению с фирмами – немонополистами, а также заботу монополиста о будущем развитии своего бизнеса и интересах потребителя.

Основные формы монополий:

  1. Ринг (пул) – временное соглашение между предприятиями с целью осуществления или проведения конкретной операции.
  2. Картельное соглашение – заключалось по поводу:

a) Установление единой цены на реализуемый товар

b) Установление единых условий найма рабочей силы

c) Установление обмена патентами.

  1. Синдикат – предполагает организацию отдельных компаний, которые занимаются закупкой сырья и сбытом продукции (снабженческо-бытовая контора). Компании, входящие в синдикат, утрачивают коммерческую самостоятельность
  2. Трест – вид монополии, которое включает в себя предприятия, как правило, одной отрасли, которые утрачивают как коммерческую, так и производственную самостоятельность.
  3. Концерн – связывается с акционерной формой предприятия. Концерн, в отличие от треста, предполагает объединение предприятий различных отраслей общественного производства, но связанные единой технологичной цепочкой.
  4. Конгломерат – объединение предприятий различных сфер экономики.
  5. ТНК, МНК (транснациональная корпорация; многонациональная корпорация) – это международные монополии. Как правило, ТНК представляет собой объединение предприятий, основывающихся на капитале одной страны. Всякая компания, которая имеет не менее 5 филиалов за рубежом (по определению Гарвардской школы).

Виды монополий:

1) закрытая (запретительный высокий барьер дохода),

2) открытая (успешно подрывается конкурентами, т.е. в областях высокого научно-технического прогресса).

Естественная монополия — ситуация когда для общества выгоднее иметь одну фирму чем две или более. Выгода определяется, т.е. общественные издержки. Наблюдается в отраслях, где высока доля постоянных издержек. Предельные издержки могут быть маленькими. Для естественных монополий характерна экономика на масштабе на всём диапазоне рынка. Экономика на масштабе наблюдается в энергетике, газовой промышленности, водопроводе, канализации и т.д.

Вопрос №18

Теоретическая концепция издержек производства.

Далеко не все экономисты признавали стоимость. Не все считали труд единственным источником стоимости, а стоимость — основой цен. Большое влияние в XIX веке имела теория трех факторов производства Ж Б Сэя, развившего положение А Смита о том, что цена всякого товара раскладывается на сумму доходов — заработную плату, прибыль и ренту/

Сэй считал основой меновых пропорций (цены) не труд, а полез­ность товаров, а в ее создании наряду с трудом участвуют земля (природа) и капитал (средства производства) Все три фактора, по его мнению, оказывают производительные услуги, совокупность которых образует из­держки производства. Каждый фактор (а не только труд) создает соответ­ствующую часть стоимости, и владельцу каждого из них «вменяется» своя доля дохода рабочему (владельцу труда) — заработная плата, капиталисту (владельцу капитала) — прибыль, а землевладельцу – рента.

Критикуя эту теорию, Маркс подчеркивал, что не следует смешивать два различных процесса процесс создания полезности (в ее создании дей­ствительно участвуют все факторы производства) и процесс создания стоимости, источником которой (если считать капитал накопленным, ове­ществленным трудом, а землю — даром природы, не имеющим стоимости) является только труд.

Теория Сэя сыграла в развитии науки значительную роль из нее впоследствии был развит факторный анализ производства, в частности ме­тод производственной функции, успешно применяемый в современных ус­ловиях

Другая теория — спроса и предложения отрицала существование стоимости как основу цены. Сторонник этой теории в России П Струве утверждал, что стоимость — это лишь «фантом» (призрак), а в реальной жизни существуют только цены. Английский экономист XIX века Г Мак Леод считал единственным регулятором цен является соотношение спроса и предложения на товары чем выше спрос, тем выше цена, а чем больше предложение, тем цена ниже. Уязвимость этой теории в том, что, во-первых, спрос и предложение, в свою очередь, зависят от уровня цен (по­лучается порочный круг), а во-вторых, если спрос равен предложению, то чем тогда определяется уровень цен? Ответа на этот вопрос данная теория не дает

Теория «издержек производства» на этот вопрос отвечает так при равенстве спроса и предложения цена определяется не стоимостью, а издержками производства. Англичане Р. Торренс и Дж. Ст. Милль трактова­ли издержки производства как сумму денежных затрат (т.е. сумму цен) ка­питалиста на покупку средств производства и рабочей силы. Итак, получа­ется, что издержки определяют цены товаров, но сами зависят от цен, т е. цена определяется ценой (опять порочный круг).

Нетрудно заметить, что в большинстве из рассмотренных здесь тео­рий XVIII — XIX вв представлен взгляд на меновые отношения с позиции товаропроизводителя и продавца товара, представлена его оценка товара. Но в меновом отношении участвует и покупатель. Как же он оценивает то­вар и чем руководствуется при покупке его?

Альтернативные затраты — издержки производства товаров и услуг, измеряемые стоимостью наилучшей упущенной возможности использования затраченных на их создание факторов производства.
Альтернативные издержки производства являются основным движущим мотивом, заставляющим производителей максимизировать их прибыли.

Издержки производства, эконом., все расходы, соединенные с производством ценностей; с народнохозяйственной точки зрения — все употребленные на производство материалы, а также изнашивание машин и орудий труда, с частнохозяйственной — все расходы в денежн. форме отдельного производителя; при определении чистого дохода И. производства исключаются.

Вопрос №19

Классики и марксизм о ЗП.

2 основные концепции в определении сущности заработной пла­ты (далее ЗП):

1) заработная плата есть денежное выражение стоимости или цены товара «рабочая сила»;

2) заработная плата есть цена труда.

А. Смит полагал, что товаром является сам труд и в качестве такового он имеет «естественную цену». По­этому он рассматривал ЗП как естественное вознаграждение за труд. Причину низкой ЗП, ее близости к физиче­скому минимуму А. Смит видел в неорганизованности и плохой сплоченности рабочих. И наконец, закономер­ности движения он связывал с состоянием экономики страны, различая три ее ситуации: экономический про­гресс, экономический регресс, неизменное состояние. Наряду с зависимостью ЗП от роста богатства А. Смит подчеркивал ее связь с движением народонаселения.

Д.

Рикардоразграничивал естест­венную и рыночную цены труда. Естественная цена труда под воздействием спроса на труд и его предложения сводится им к стоимости определенной суммы жизненных средств. Рыночная же цена труда (фактическая ЗП), по Рикардо, колеблется вокруг естественной под воздействием «естественного закона» движения рабочего населения. Разработанная

К. Марксом концепция ЗП исходит из разграничения понятий «труд» и «рабочая сила». По­скольку труд по своей природе не является товаром, не может быть объектом купли-продажи, а следовательно, не имеет стоимости, то и ЗП не является ценой труда. Товаром является сама рабочая сила,

К. Маркс не сводил стоимость рабочей силы и ЗП к физиологическому ми­нимуму средств существования. Он считал, что «сумма жизненных средств должна быть достаточна для того, чтобы поддержать трудящегося индивидуума, как такового, в состоянии нормальной жизнедеятельности». Ми­нимальную границу стоимости рабочей силы составляет стоимость товарной массы, без наличия которой чело­век не в состоянии «возобновлять свой жизненный процесс».

Основные виды естественных монополий в России

Выделяют следующие виды естественных монополий:

1) по масштабу (территориальному пространству):

· федеральные,

· региональные,

· муниципальные (локальные);

Особое внимание стоит обратить на локальные естественные монополии, так как они наиболее часто встречаемый вид естественной монополии. Она представляет собой такое состояние локального товарного рынка, при котором удовлетворение спроса осуществляется эффективнее одним производителем.

Объективно ограничение конкурентной среды обусловлено технологическими особенностями производства или социально-экономическими условиями административного района, совпадающего с географическими границами данного локального товарного рынка.

2) по отраслевой принадлежности (специализации):

· монополии в топливно-энергетическом комплексе,

· монополии в коммуникативном обслуживании (оказание услуг связи, почты, Интернета),

· монополии в транспортной системе,

· монополии в жилищно-коммунальном хозяйстве;

3) по наличию государственного регулирования:

· регулируемые,

· нерегулируемые;

4) по форме собственности субъекта:

· государственные,

· муниципальные,

· частные,

· смешанные;

5) по возможности вступления в отрасль:

· открытые (барьеры для вступления в отрасль незначительны, вход в отрасль новых фирм не затруднен),

· закрытые(барьеры для вступления в отрасль настолько трудны, что монополист может быть уверен в своей единоличности на рынке выпускаемого товара);

6) по длительности существования:

· постоянные (при растущей отдаче от масштаба при любом объёме производства),

· временные (пользуются преимуществами отдачи от масштаба только при определённом объёме спроса).

20Конкурентная среда в ЖКХ и способы её формирования

Как показало исследование, конкуренция между муниципальными и малыми предприятиями в ЖКХ развивается крайне медленно, и пока не показывает значительных результатов. Одна из основных причин неблагополучного состояния дел в сфере ЖКХ – слабое развитие конкурентных отношений, а иногда их отсутствие вообще.

Чтобы отрасль устойчиво развивалась и была эффективной, предоставлением жилищно-коммунальных услуг должен заниматься независимый от публичной власти частный бизнес в условиях конкуренции, управленческой самостоятельности и самоокупаемости. Заметим при этом, что приход частного сектора в ЖКХ не является самоцелью. Он нужен для развития конкуренции в отрасли, а не сам по себе. Причем, развитие конкуренции в ЖКХ, как в форме прямой конкуренции между поставщиками товаров (ресурсов) и услуг, так и в более утонченной форме «конкуренции за рынок» (то есть за право управления коммунальной инфраструктурой) должно рассматриваться, не просто как «одно из» направлений реформы ЖКХ, а как ее единственная главная цель.

С этой точки зрения, самым серьезным недостатком муниципальных предприятий, определяющим необходимость их ликвидации/реорганизации, является то, что они не работают и не могут работать в условиях конкуренции, более того — препятствуют ей.

Закрепление за МУП функции собственника основных фондов на бесконкурсной бессрочной и бездоговорной основе в сочетании с возможностью МУП быть планово убыточными и получать бюджетные дотации сдерживает появление и развитие конкуренции. Отсутствие конкуренции, в свою очередь, смягчает бюджетные ограничения унитарных предприятий, ведет к Х-неэффективности и, как результат, к завышенным издержкам и тарифам.

Именно поэтому необходима ликвидация/реорганизации МУП в ЖКХ — необходима для развития конкуренции, для создания постоянно действующих стимулов к росту эффективности. В этой связи, предлагаются следующие пути реформирования унитарных предприятий:

В жилищном хозяйстве: предлагается совместить свободное ценообразование и полный уход публичной власти из хозяйственной деятельности, предполагающий среди прочего приватизацию муниципального имущества, используемого для оказания жилищных услуг.

В коммунальном комплексе: унитарные предприятия предлагается либо ликвидировать, приглашая на их место на конкурсной и договорной основе частные компании-операторы, либо акционировать (без внесения объектов коммунальной инфраструктуры в уставный капитал), делегируя на конкурсной и договорной основе полномочия единоличного исполнительного органа созданных акционерных обществ частным коммерческим организациям (управляющим компаниям).

Второй путь, предполагающий заключение так называемого «контракта на управление», предлагается как наиболее подходящий для абсолютного большинства российских муниципальных образований. В то же время, там, где частные компании уже сегодня готовы брать на себя коммерческие риски, лучше сразу переходить на аренду, так как чем больше рисков передается частным компаниям, тем больше их заинтересованность минимизировать издержки, а, следовательно, быть максимально эффективными.

В качестве приоритетных направлений конкурентной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства можно предложить следующие основные шаги:

Во-первых, ликвидация/реорганизации МУП в ЖКХ;

Во-вторых, стимулирование энергоэффективности, развитие рынка услуг управляющих компаний и энергосервисных компаний.

В-третьих, формирование системы тарифообразования, направленной на привлечение в отрасль частных инвестиций, переход к долгосрочным методам тарифного регулирования с применением метода доходности инвестированного капитала и стимулирование снижения издержек организаций коммунального комплекса.

В-четвертых, создание условий для привлечения к управлению муниципальной собственностью частных организаций, в том числе с использованием механизмов применение концессионных соглашений и государственно-частного партнерства

В-пятых, обеспечение информационной прозрачности деятельности организаций коммунального комплекса.

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 13 | Нарушение авторских прав

Добавить комментарий

Закрыть меню