Монополия и конкуренция

Страница 1 из 12

Тема 10. Конкуренция и монополия в рыночной экономике

§ 1. Понятие конкуренции и монополии
§ 2. История становления конкурентного законодательства. Нормативно-правовая основа конкуренции в России
§ 3. Доминирующее положение на товарных рынках
§ 4. Виды монополистической деятельности
§ 5. Недобросовестная конкуренция
§ 6. Государственный антимонопольный контроль
§ 7. Хозяйствующие субъекты на рынке финансовых услуг
§ 8. Особенности доминирования на финансовых рынках
§ 9. Государственный контроль за концентрацией капитала на рынке финансовых услуг
§ 10. Понятие естественной монополии
§ 11. Сферы деятельности субъектов естественных монополий
§ 12. Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий

§ 1. Понятие конкуренции и монополии

В широком смысле «конкуренция» — это соревнование между различными лицами в достижении одной и той же цели. В предпринимательской деятельности конкуренция означает состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В Гражданском кодексе РФ термин «конкуренция» используется всего два раза. В ст. 10 говорится о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции. В ст. 1033 предусматривается отказ пользователя по договору коммерческой концессии от получения аналогичных прав у конкурентов правообладателя.
Юридическое содержание конкуренции характеризуется рядом признаков. Во-первых, в большинстве случаев она является естественным регулятором цен на рынке, во-вторых, она становится предпосылкой для реализации прав потребителей, в третьих, она является правомерной деятельностью хозяйствующих субъектов на рынке, целью которой является получение наиболее выгодных условий производства и сбыта товаров законными средствами.
Антиподом конкуренции выступает монополия. Легального определения монополии в нашем законодательстве нет, в буквальном смысле этот термин означает «продаю один». Монополией принято называть, прежде всего, исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке, при котором он сосредоточивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара. Разновидность монополии — особое поведение господствующего на рынке субъекта и использование им доминирующего положения в своих интересах. Монополией, безусловно, считается исключительное право на определенную деятельность, которое государство предоставляет одному или нескольким субъектам. В американской практике выделяют такие разновидности, как «чистые» монополии, контролирующие весь рынок, «ведущие фирмы», контролирующие более половины рынка, «сильные» олигополии, т.е. несколько фирм, контролирующих более половины рынка определенного товара.
С экономических позиций можно выделить несколько типов монополии. Когда предприятие впервые предложит потребителям совершенно новую продукцию, оно станет временной монополией. Некоторые виды деятельности традиционно осуществляются только государством в лице его органов и предприятий. Например, в России существует государственная монополия на эмиссию наличных денег, экспорт необработанных алмазов.

Особое состояние товарного рынка, когда именно в силу отсутствия конкуренции потребители могут приобретать услуги по более низким ценам, называют естественной монополией.
Участники конкурентных отношений в антимонопольном законодательстве не подчиняются традиционной гражданско-правовой классификации на граждан и юридических лиц. Хозяйствующие субъекты (а именно такая терминология присуща антимонопольному законодательству) определяются, в первую очередь, с позиции ведения ими согласованной экономической политики. Поэтому единым хозяйствующим субъектом могут быть признаны несколько организаций, которые владеют акциями в уставном капитале друг друга, или несколько совершенно независимых компаний, которые заключили между собой договор о сотрудничестве и действуют в едином экономическом интересе, монопольно завышая цены на свои товары.
К хозяйствующим субъектам на товарных рынках относятся индивидуальные предприниматели, некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность (за исключением сельскохозяйственных кооперативов), и, конечно же, российские и иностранные коммерческие организации, а также их объединения. Антимонопольное законодательство признает хозяйствующим субъектом и «группу лиц». Это может быть холдинг, финансово-промышленная группа и другие объединения организаций, которые не обладают гражданско-правовой правосубъектностью.

<< Первая < Предыдущая12345678910Следующая > Последняя >>

Конкуренция и монополия

Рынок как система регулирования общественного производства представляет собой определенное сочетание двух механизмов – стихийного или конкурентного и организационно-группового или монопольного.

Основой конкурентного механизма является участие в обмене множества самостоятельных, независимых производителей с разными условиями производства качественно однородных товаров. Монопольный механизм предполагает наличие узкой группы производителей конкретного товара, элементы ценового сговора, заранее согласованные действия немногих производителей (продавцов) на рынке. Рыночный механизм, где происходит оптимальное сочетание конкуренции и монополии, обеспечивает соответствие структуры производства структуре общественных потребностей, стимулирует внедрение новой техники и технологии, вознаграждает лучших производителей и разоряет худших.

Существуют разные определения конкуренции: 1) конкуренция – это процедура открытия, с помощью которой добываются новые знания; 2) конкуренция – это форма организации взаимодействия экономических агентов, позволяющая им экономить ограниченные ресурсы; 3) конкуренция – это общественная форма соперничества, борьбы между субъектами рыночного хозяйства за достижение своих экономических целей.

Основным способом конкуренции является ценовой. Ценовая конкуренция – это борьба между рыночными субъектами за получение дополнительной выгоды путем сокращения затрат и снижения цен. По мере развития товарного производства ценовая конкуренция дополняется неценовой, основными способами которой служат повышение качества продукции, создание товаров-заменителей, реклама, послепродажное обслуживание товаров, внедрение удобных для покупателей форм торговли.

Конкуренция существует в производстве и на рынке. Формами производственной конкуренции являются внутриотраслевая и межотраслевая. Рыночная конкуренция бывает совершенной и несовершенной.

Внутриотраслевая конкуренция происходит между предприятиями, создающими одинаковую или сходную продукцию. В процессе ее выявляется общественная или рыночная стоимость товаров, которая обычно совпадает с индивидуальной стоимостью товаров, произведенных при общественно-нормальных условиях. Такими условиями обладают предприятия, выпускающие большую часть товаров данного вида. В результате внутриотраслевой конкуренции предприятия с более совершенными условиями производства получают дополнительную прибыль и развиваются, а предприятия с устаревшими условиями производства несут убытки и разоряются. Таким образом, происходит экономия ресурсов, стимулируется научно–технический прогресс, повышается производительность труда, снижаются цены товаров и услуг.

Межотраслевая конкуренция – это борьба между предприятиями разных отраслей за проникновение в сферы наиболее прибыльного вложения капиталов. Она выражается в переливе (перемещении) капиталов из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с более высокой нормой прибыли. В ходе межотраслевой конкуренции капитал с помощью рынка ценных бумаг направляется в отрасли, продукция которых пользуется повышенным спросом, а цены высокие, и уходит из тех отраслей, где спрос на продукцию незначителен, а цены низкие. В итоге межотраслевая конкуренция создает некоторое динамическое равновесие в экономике, обеспечивающее получение равной прибыли на равный капитал независимо от того, в какую сферу деятельности он вложен.

В иных формах конкуренция проявляется на рынке. В зависимости от сочетания рыночных признаков (количество продавцов и покупателей, степень дифференциации продукта, наличие крупных и мелких фирм, уровень контроля над ценами, доступность экономической информации, условия входа на рынок и выхода из него) различают рынки совершенной и несовершенной конкуренции, а последние подразделяют на рынки монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии.

Монополию как противоположность конкуренции можно рассматривать двояко. Во-первых, под монополией понимается такая ситуация на рынке, при которой покупателям противостоит один продавец (производитель) товара или услуги. В этом случае монополистом может оказаться небольшое предприятие (например, городские службы теплосетей, водоканала, и т.п.), а крупная фирма может и не быть монополистом (к примеру, «ВАЗ», «ГАЗ» и др.). Во-вторых, монополией может быть крупная фирма, которая занимает господствующее положение в определенной сфере национального хозяйства (например, «Газпром», «МПС» и др.). Но в любом случае монополист может навязать свою волю другим субъектам при осуществлении рыночных операций.

С позиции экономического содержания необходимо различать три вида монополий: естественную, искусственную или закрытую, случайную или открытую, различия между которыми достаточно условны.

Естественная монополия возникает в отраслях и сферах деятельности, в которых долгосрочные средние издержки минимальны в том случае, когда одна фирма обслуживает весь рынок. Сферой такой деятельности являются городские коммунальные предприятия, трубопроводы, железные дороги, электроэнергетика и др.

Закрытая монополия возникает под влиянием внеэкономических факторов: административное вмешательство государственных органов, защита от конкуренции с помощью патентов, лицензий, фирменных знаков, сговора нескольких предпринимателей и т.п.

Открытая монополия складывается в тех случаях, когда одна фирма выходит на рынок с новым продуктом, но не имеет специальной защиты от конкуренции.

Поэтому такая монополия носит временный характер и разрушается по мере того, как другие предприятия осваивают производство данного вида продукции.

В зависимости от проводимой ценовой политики каждая из трех видов монополий может выступать в форме простой монополии и монополии ценовой дискриминации. Простая монополия в каждый данный период времени продает свою продукцию по одной и той же цене всем покупателям. Монополия ценовой дискриминации устанавливает разные цены на одну и ту же продукцию для разных покупателей, хотя различия в ценах не связаны с различиями в затратах на производство.

Отношение общества и государства к монополиям разных видов всегда было неоднозначно вследствие их противоречивой роли в экономике. С одной стороны, монополии, стремясь получить сверхприбыль, ограничивают выпуск продукции и завышают цены на нее, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и усиливает неравенство в распределении доходов. Но, с другой стороны, продукция монополий отличается высоким качеством и низкими издержками на производство, что позволяет экономить ресурсы и повышать эффективность их использования. Кроме того, в периоды экономических спадов монополии играют роль буфера, сдерживая сокращение производства и рост безработицы.

Учитывая двойственный характер действия монополий, правительства стран с развитой рыночной экономикой стремятся законодательно регулировать их деятельность. Антимонопольное законодательство обычно представляет собой пакет законов, который служит средством поддержания баланса между конкуренцией и монополией, средством установления официальных правил игры на рынке.

В России для регулирования деятельности монополий в 1991 году принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Одновременно для борьбы с монополизмом учрежден государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП). Регулируя деятельность монополий, государство тем самым создает благоприятные условия для развития конкуренции и действия закона спроса и предложения.

КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

1. Понятие конкуренции и монополии

2. История становления конкурентного законодательства

3. Антимонопольное законодательство РФ

4. Доминирующее положение на товарных рынках

5. Недобросовестная конкуренция

6. Государственный антимонопольный контроль

7. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

1. Понятие конкуренции и монополии

В широком смысле слова «конкуренция» — это соревнование, состязательность между различными лицами в достижении одной и той же цели.

В предпринимательской деятельности конкуренция — это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В ГК РФ термин «конкуренция» используется всего два раза. В статье 10 говорится о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции. В статье 1033 предусматривается отказ пользователя по договору коммерческой концессии от получения аналогичных прав у конкурентов правообладателя.

Юридическое содержание конкуренции характеризуется тремя признаками:

1) в большинстве случаев конкуренция является естественным регулятором цен на рынке;

2) конкуренция становится предпосылкой для реализации прав потребителей;

3) конкуренция есть правомерная деятельность хозяйствующих субъектов на рынке, целью которой является получение наиболее выгодных условий производства и сбыта товаров законными средствами.

Антиподом конкуренции является монополия. Легального определения монополии в нашем законодательстве нет, в буквальном смысле термин означает «продаю один».

Монополия означает:

1) исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке, при котором он сосредоточивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара;

2) особое поведение господствующего на рынке субъекта и использование доминирующего положения в своих интересах;

3) исключительное право, которое предоставляется государством одному или нескольким субъектам на осуществление определенной деятельности.

В юридической литературе выделяют:

а) «чистые» монополии, контролирующие 100% рынка;

б) ведущие фирмы, контролирующие более 50% рынка;

в) «сильные» олигополии — несколько фирм, контролирующих более половины рынка определенного товара.

Типы монополии:

1) временная (предприятие впервые предложило потребителям совершенно новую продукцию);

2) государственная (эмиссия наличных денег, экспорт и импорт отдельных видов товаров, например, экспорт необработанных алмазов, производство и оборот этилового спирта);

3) естественная (функционирует только тогда, когда на рынке присутствует лишь один хозяйствующий субъект).

2. История становления конкурентного законодательства

Корни антимонопольного регулирования уходят в глубь веков. Одним из первых антимонопольных законов является Конституция о ценах императора Зенона (483 г. до н.э.). В этом акте было закреплено следующее: «Мы приказываем, чтобы ни одно лицо не позволило себе осмелиться осуществлять монополию на какой-либо вид одежд, или на рыбу, или на какую-либо иную вещь, служащую в качестве продовольствия или предназначаемую для другого использования».

Формирование современной концепции антимонопольного законодательства относится к XV — XVII векам, когда отдельные мастера пытались противостоять существующему порядку деятельности гильдий. Так, в 1414 г. в Англии было рассмотрено дело по иску к Джону Дайеру о взыскании с последнего штрафа за нарушение условий договора, по которому Дайер был обязан «не использовать свое мастерство красильщика в пределах города на протяжении полугода». Суд объявил обязательство красильщика недействительным и постановил взыскать штраф с истца.

Первые законы о защите свободы конкуренции появились в конце ХIХ века. Родиной конкурентного права считаются США, где оно традиционно именуется антитрестовским правом (antitrust law). Первым в 1890 г. был принят закон, направленный на защиту коммерции и торговли от незаконных ограничений и монополий, более известный как Закон Шермана. В 1914 году были приняты также Закон о Федеральной торговой комиссии и Закон Клейтона, установивший ограничения на ценовую дискриминацию, заключение «связывающих» контрактов, создание холдинговых компаний, наличие в правлении и совете директоров конкурирующих компаний одних и тех же лиц. Эти законы до сих пор составляют основу антитрестовской политики США.

Монополии, которые возникли в России в 90-х годах ХХ в., не были новым явлением для нашей страны. В дореволюционной России, несмотря на то что основным видом деятельности было сельскохозяйственное производство, бурное развитие некоторых предприятий привело к созданию монополий. Например, «Продамет», созданный в 1902 г., объединял 30 металлургических предприятий. В горной промышленности монополистом был «Продаруд».

Появление монополистов в России в 80 — 90-х гг. ХХ в. имело ряд особенностей. Монополии в России — это зачастую бывшие ведомства и крупные промышленные предприятия. Примером первых является концерн «Газпром», который перенес системы организации и хозяйствования, используемые министерствами, на рыночные отношения. Бывшие крупные государственные предприятия после их преобразования в акционерные общества также получили большие экономические преимущества и, в основном, заняли доминирующее положение. Например, доля АО «Спасскцемент» на рынке цемента Приморского края равна 100%.

Российское законодательство более близко к «европейской» модели регулирования конкурентных отношений по принципу «контроль за злоупотреблением рыночной властью», но в нем имеются и черты американской модели («запрещение монополий»).

Однако, если говорить более точно, американское законодательство не признает монополию незаконной саму по себе. Судебная практика выделила законные монополии (если монополия пришла к победе на рынке исключительно благодаря высокой квалификации, предусмотрительности и трудолюбию) и незаконные монополии (рассматривается поведение монополиста, было ли у него намерение монополизировать рынок).

Показательнымпримеромявляетсядело Standart Oil Company of New Jersey v. United States (1911). В решении по этому делу судья указал, что закон должен заниматься вредными последствиями монополий, а не просто фактом их существования.

3. Антимонопольное законодательство РФ

Система правового регулирования конкурентных отношений может быть представлена следующими нормативными актами.

1. Конституция РФ.

Статьей 8 гарантируются единство экономического пространства, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Статьей 34 запрещается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статьями 55, 74 вводится запрет на установление на территории Российской Федерации юридических и фактических препятствий для осуществления добросовестной конкуренции.

2. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Закон имеет экстерриториальный характер, т.е. применяется в тех случаях, когда действия, совершенные за пределами Российской Федерации, влекут отрицательные последствия на товарных рынках Российской Федерации.

Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав. Здесь имеет место так называемый конфликт между антимонопольным и патентным законодательством. Вместе с тем из этого правила есть исключение, когда деятельность обладателей исключительных прав, занимающих доминирующее положение, касается предметов вещного права (например, изделий, в которых воплощены запатентованные изобретения).

3. Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

Закон регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, банковских, страховых и иных финансовых услуг.

4. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Закон представляет собой отдельный раздел антимонопольного законодательства, т.к. регулирует отношения на рынках, изначально признаваемых легальной монополией.

4. Доминирующее положение на товарных рынках

Участники конкурентных отношений — хозяйствующие субъекты:

1) коммерческие организации (российские и иностранные) и их объединения;

2) некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность (за исключением сельскохозяйственных потребительских кооперативов);

3) индивидуальные предприниматели.

Доминирующее положение на товарном рынке представляет собой исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке товара, не имеющего заменителя, либо на рынке взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на рынок другим предпринимателям (ст. 4 Закона о конкуренции на товарных рынках) .

Качественная характеристика доминирующего положения — возможность воздействовать на конкуренцию.

Количественная характеристика доминирующего положения — соотношение двух экономических величин: доли, которую хозяйствующий субъект фактически занимает на рынке определенного товара, и норматива, установленного законом.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется по формуле:

Di = Vi : Vm,

где Di — доля хозяйствующего субъекта; Vi — объем реализованной этим субъектом продукции на товарном рынке; Vm — общий объем реализации товара.

При этом определяются продуктовые и географические границы товарного рынка.

Товарный рынок — это сфера обращения товара, не имеющего заменителей либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

Эти два понятия в экономике связаны настолько, что в ряде случае выступают прямыми антонимами друг другу. Понятие конкуренции и монополии в экономической теории изучается очень глубоко и подробно. Для того чтобы понять сущность рыночных отношений, необходимо рассмотреть идеальную модель рынка – совершенную конкуренцию в отсутствии монополии. Ее основные признаки:

  1. На рынке представлены одинаковые по свойствам товары от разных производителей. В этом случае ориентиром для покупателя служит стоимость продукции. Регулирование спроса на товар происходит путем варьирования цен.
  2. Число участников рынка ничем не ограничено, нет преград для вступления в рыночные отношения и выхода из них.
  3. На рыночную стоимость товара никто не может оказать влияния. Производитель продает столько продукции, сколько может реализовать по действующей стоимости.
  4. Все участники рынка осведомлены об уровне спроса и предложения, ценах, нормах прибыли.
  5. Отсутствие брендов, что делает продавцов равными перед покупателями.
  6. Мобильность ресурсов, влияющая на выравнивание цен.

Современному рынку свойственны и конкуренция, и монополия. Модели совершенного рынка встретить в современном мире невозможно, поэтому в большинстве случаев речь идет о несовершенной конкуренции.

Сравнение монополии и конкуренции

В отличие от свободно конкурирующего, монополистическому рынку свойственны следующие признаки:

  1. На рынке есть только 1 продавец, предлагающий уникальный товар. Пример: принципиально новый по своим свойствам товар.
  2. Продавец единолично осуществляет контроль цен, поставок продукции. Конкуренция в условиях монополии невозможна, поскольку продавец не соглашается с ценой, а диктует ее.
  3. Для конкурентов монополиста возводятся непреодолимые препятствия по вхождению на рынок. Взаимосвязь конкуренции и монополии в этом случае прослеживается таким образом: чем выше монополизация, тем меньше конкурентных возможностей на рынке. Таким образом, приходим к выводу, что совершенная конкуренция и чистая монополия – понятия, прямо противоположные, но они являются неким эталоном для сравнения других форм рынка.
  4. Рынку в условиях монополии свойственно наличие дефицита.

Понятие конкуренции и монополии: естественные и искусственные барьеры

В современных рыночных условиях монополизация не может восприниматься только лишь как враг покупателей и, возможно, общества в целом.

В ряде случае монополия просто необходима, таким образом возникают естественные монополисты. В качестве примера можно привести газовые предприятия, организации водоснабжения, линии связи. В большинстве случаев подобные компании принадлежат государству, которое контролирует их работу.

Для чего нужные естественные монополии? Для экономии ресурсов, поскольку крупная организация обладает рядом конкурентных преимуществ перед более мелкими: низкие издержки, большая мощность и техническая оснащенность, высокая производительность труда и т.д.

Искусственные монополии – это состояние рынка, где конкурентам вход на рынок затруднен наличием особых барьеров. В качестве примера можно привести выдачу лицензий и патентов. Запатентовав свое ноу-хау или изобретение, компания выставляет запрет все другим участникам рынка использовать в своем производстве данное решение или инновационный продукт.

Так она получает неоспоримые преимущества в виде снижения себестоимости товаров, вытесняя, таким образом, конкурентов.

Для нормального функционирования любого рынка необходима и конкуренция, и монополия, но только если речь идет о естественной рыночной монополизации.

Похожие главы из других работ:

Конкуренция и монополия

2.3 Рынок несовершенной конкуренции

При рассмотрении рынков совершенной и несовершенной конкуренции, нельзя обойти стороной типы рынков. Экономисты сходятся на том, что существует четыре типа рыночных ситуаций: совершенная конкуренция, монополия…

Конкуренция и монополия. Антимонопольное законодательство

1.3 Понятие несовершенной конкуренции

Несовершенной конкуренцией является любая форма конкуренции, где не выполняются условия чистой конкуренции. В странах с развитой рыночной системой практически в каждой отрасли производства господствует несколько крупных корпораций…

Конкуренция и монополия. Антимонопольное законодательство

Несовершенной конкуренцией является любая форма конкуренции, где не выполняются условия чистой конкуренции. В странах с развитой рыночной системой практически в каждой отрасли производства господствует несколько крупных корпораций…

Конкуренция, ее виды и роль в рыночном механизме

2.3.1 Общие черты несовершенной конкуренции

Подавляющее большинство реальных рынков — это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморегуляции («невидимая рука» рынка) действуют на них несовершенно…

Механизм рынка несовершенной конкуренции

2. ТЕОРИЯ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Микроэкономика

1. Причины существования несовершенной конкуренции и общие черты ее рыночных структур. Виды несовершенной конкуренции и их признаки.

Причины существования несовершенной конкуренции Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX — начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала…

Микроэкономика

3. Виды несовершенной конкуренции

В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия…

Микроэкономика

4.

Признаки несовершенной конкуренции

Моделям рынка с несовершенной конкуренцией присущи следующие признаки: — много (но не множество)…

Модели рынка: соотношение конкуренции и власти

1.3 Модели рынка несовершенной конкуренции

Самым общим показателем существования на рынке несовершенной конкуренции является несоблюдение хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции. Исходя из этого…

Модель рынка несовершенной конкуренции и максимизация прибыли в условиях чистой монополии в работе Дж. Робинсон «Экономическая теория несовершенной конкуренции»

1.4 Модель несовершенной конкуренции Дж. Робинсон

Свой труд «Экономическая теория несовершенной конкуренции» Дж. Робинсон посвящает исследованию модели рынка монополистической конкуренции. В этой работе рассмотрены следующие проблемы: сбои в механизме рыночной конкуренции…

Монополизм в экономике и антимонопольное законодательство

1.2 Общие черты несовершенной конкуренции

По-другому монополию еще называют несовершенной конкуренцией. Свое название она получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморегуляции («невидимая рука» рынка) действует на них несовершенно. В частности…

Несовершенная конкуренция

1. Рынок несовершенной конкуренции

Особенности монополизации в России

1.3 Потери от несовершенной конкуренции

Конкуренция — основная отличительная черта рыночных отношений. В зависимости от способов ее осуществления различают совершенную и несовершенную конкуренцию…

Рынок и конкуренция

1.4.3 Теория несовершенной конкуренции

Теория несовершенной конкуренции исследует процессы монополизации и процессы ценообразования в тех местах, где сталкиваются интересы монополистов и ответственных производителей. Английский экономист А. Пигу в начале XX века пришел к выводу…

Теория производства. Конкуренция на рынке

Основные понятия несовершенной конкуренции

рынок конкуренция предельный производительность Одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства…

Добавить комментарий

Закрыть меню