Мое отношение к чацкому

А. С. Пушкин, высказывая свое мнение о пьесе Грибоедова, усомнился в художественной цельности образа Чацкого. Самым умным действующим лицом комедии поэт называл самого драматурга, а Чацкий, в интерпретации Пушкина, — «благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (а именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями». Поэт признавал, что все сказанное Чацким очень умно, а вот обращение с пламенными воззваниями к московским бабушкам, Скалозубу и Фамусову подобно метанию бисера перед свиньями: «Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными».

Еще жестче по поводу Чацкого высказался М.

А. Дмитриев, которому принадлежит один из первых откликов на комедию «Горе от ума». По мнению критика, Чацкий «есть не что иное, как сумасброд, который находится в обществе людей совсем не глупых, но необразованных, и который умничает перед ними, потому что считает себя умнее: следственно, все смешное на стороне Чацкого». Да, действительно, представителей московского общества нельзя назвать глупцами. Ум — это их главное достоинство, но только в том понимании, что под ним подразумевается способность рассчитывать светские выгоды. Для Чацкого же ум — это важнейшая нравственно-философская категория и, в первую очередь, способность свободно мыслить. Ответ Дмитриеву был дан на страницах журнала «Сын отечества» О. М. Сомовым, который глубже всех своих современников оценил художественное новаторство Грибоедова. В частности, Сомов указывал, что драматург шел своей непроторенной дорогой, поэтому обыкновенные мерки к его комедии неприемлемы. Чацкий сам очень хорошо понимает, что, говоря невеждам об их невежестве и предрассудках, а порочным об их пороках, он напрасно теряет время. Но он говорит что-либо только в том случае, когда невежество, предрассудки и пороки трогают его за живое. Как утверждает критик: таков характер людей пылких. «Он уже не думает, слушают и понимают ли его или нет: он высказал все, что у него лежало на сердце — и ему как будто стало легче». И. А. Гончаров в критическом этюде «Ми- льон терзаний» убедительно проанализировал психологическую мотивированность сценического действия в пьесе Грибоедова. Он считал, что драматургу удалось заглянуть далеко за горизонты своей эпохи. В основе комедии — любовная коллизия: Чацкий любит Софью и только из-за нее возвращается в Москву. Всякий шаг Чацкого, почти всякое слово в пьесе тесно связаны с его чувством к Софье. Он видит, что девушка предпочитает ему глупого человека и до самого конца бьется над этой загадкой. Весь ум, все силы его направлены на эту борьбу, которую Гончаров и назвал «мильоном терзаний». Однако только под влиянием этих чувств, считает писатель, Чацкий «мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль, роль гораздо большего, высшего значения, нежели неудачная любовь… Чацкого роль — роль страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и победительна».
Стоит упомянуть и мнение самого Грибоедова, который сочувствовал своему герою: «Этот человек разумеется в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих, сначала он весел, и это порок».
Итак, Чацкий появляется в Москве в доме Фамусова. Он счастлив и весел: наконец, после долгой разлуки, он увидит свою возлюбленную и подругу детства Софью. Реакция Софьи вызывает у него непонимание и тревогу. Он пытается вернуть девушку в те славные времена:
Когда, бывало, в вечер длинный
Мы с вами явимся, исчезнем тут и там,
Играем и шумим по стульям и столам.
Тут же Чацкий выражает свое истинное отношение к Москве и москвичам: «Что нового покажет мне Москва?» Он знает, что его ждут все те же балы, сватовство, стихи в альбомах. Внезапно возникшее отчуждение Чацкий пытается преодолеть новым поворотом темы, новым воспоминанием об общих знакомых, над которыми они вместе посмеивались несколько лет назад. В каждом его обращении к Софье звучит: «А помните…?» Чацкого беспокоит некая двусмысленность в словах девушки, но он решает не обращать на это внимания. Сравнение Чацкого с тетушкой, сделанное Софьей, показывает, что она уже иначе относится ко всем этим московским чудакам. Чтобы проверить свое впечатление, Чацкий вызывает Софью на высказывание собственных оценок, упоминает Молчалина. Колкости Чацкого в отношении Молчалина вызывают раздражение Софьи: «Не человек, змея!» По-видимому, Софья уже определила свое отношение к Чацкому и ее заключительная реплика откровенно зла: «Да, хорошо — сгорите, если ж нет?»
Подозрения Чацкого усиливаются, когда Софья, увидев в окошко упавшего с коня Молчалина, теряет сознание. Подозрения усиливаются, но прозрение еще не наступило. Он продолжает гневаться на Молчалина, каждую его фразу Софья воспринимает с обидой. Тогда Чацкий решает откровенно спросить, кто мил ее сердцу, и в ответ слышит несмелые отговорки: Софья решительно не хочет открывать тайну своего сердца. Слова Чацкого тревожат ее, но она не уверена в своем выборе и поэтому считает необходимым ответить ему его же оружием — указать на недостатки:
«Да! Грозный взгляд, и резкий тон,
И этих в вас особенностей бездна;
А над собой гроза куда не бесполезна…»;
«Заметно, что вы желчь на всех излить
готовы».
Любовные неурядицы Чацкого сопровождаются его острым конфликтом с фамусовским обществом. Высказывая свое отношение к жизни, Чацкий вовсе не собирается «бросать вызов», но постепенно его раздражение нарастает. Основной удар его критики направлен на Фамусова. Это и понятно. Чацкий видит, какие глубокие изменения произошли в сознании Софьи, а кто, как не батюшка, влиял на формирование подобного отношения к жизни. Но, с другой стороны, в пламенных «нравоучительных» речах Фамусова содержится столько откровенной глупости и невежества, что нашему пылкому герою ничего не остается, как защищаться, отстаивая собственное мнение. Чацкий восстает против попытки Фамусова навязать ему идиллическое представление о прошлом. Он уверен, что «нынешний век» далек от идеала, но все же время необратимо идет вперед. «А судьи кто?» — восклицает Чацкий.
В монологе, который по жанру является гражданской одой, поэт наряду с изображением разлада героя с обществом анализирует общественную среду, прикасается к главным пружинам жизни. Чацкий отстаивает право жить своим умом, не видя достойных образцов в «отцах отечества». Последняя строфа оды рисует положительную программу героя, основным смыслом которой является защита свободной жизни.
Я восхищен смелостью и отвагой, с которыми Чацкий вступает в единоборство с устоявшимися традициями, взглядами на жизнь. Он является одним из тех «сумасбродов», которые во все времена пытались заставить общество дышать новым, свежим воздухом, а не задыхаться в затхлой атмосфере невежества, лицемерия, тщеславия. Вызывает сочувствие и то, что в личной жизни Чацкий был несчастлив. Он обладал в полной мере всеми достоинствами, позволяющими ему называться гордым именем Человек. Но такие как Чацкий успевают лишь сеять зерна истины, а плоды пожинают другие. Именно безнадежность успеха — главная беда Чацкого и ему подобных.
Каждое дело, требующее обновления, вызывает в нашем сознании образ Чацкого, и какие бы жизненные задачи ни решали люди, им никуда не уйти от двух главных мотивов борьбы: совета «учиться, на старших глядя», с одной стороны, и стремления уйти от рутины к «свободной жизни» — с другой.

Метки:9 класскраткое сочинениерассуждение»Горе от ума» новая школа №5 1 1 1 1 1 Метки:9 класскраткое сочинениерассуждение»Горе от ума» старая школа №35 учитель Рейтинг 0.00 Героев комедии Грибоедова «Горе от ума» можно разделить на представителей «века нынешнего» и почитателей «века прошлого»

«Мое отношение к Молчалину» — сочинение (9 класс)

Мeтки:

  • 9 класс
  • краткоe сочинeниe
  • рассуждeниe
  • «Горe от ума»

Оцeнитe сочинeниe: 1 1 1 1 1 Рeйтинг 0.00

Гeроeв комeдии Грибоeдова «Горe от ума» можно раздeлить на прeдставитeлeй «вeка нынeшнeго» и почитатeлeй «вeка прошлого». Самым ярким прeдставитeлeм нового врeмeни являeтся Чацкий.

Чтобы подчeркнуть положитeльныe качeства этого гeроя, автор вводит противоположный образ – низкого и лицeмeрно Молчалина. В нeм можно найти всe самыe нeуважаeмыe качeства, которыe могут быть в чeловeкe.

Характeрной чeртой Молчалина являeтся eго молчаливость. Нe стоит ee путать с хорошим воспитаниeм и нeжeланиeм конфликтовать. Он нe высказываeт своeго мнeния, так как считаeт, что соглашаясь со всeми вышeстоящими по карьeрной лeстницe, он прокладываeт сeбe путь к свeтлому будущeму.

Прислуживаясь, Молчалин находит «ключ» к влиятeльным людям. Он готов дажe растоптать чужую любовь. Про таких людeй говорят, что они способны идти по головам.

Молчалину, во что бы то ни стало, хочeтся стать «своим» в фамусовском общeствe. И eму это удаeтся. На своeм пути он готов вынeсти любыe унижeния и это пугаeт. Вeдь чeловeк, который способeн вытeрпeть всe ради власти, богатства и силы, достигнув этого, сам будeт унижать и дeлать людям больно.

На вопрос, каково моe отношeниe к Молчалину, отвeт очeвидeн. Этот гeрой нe вызываeт у мeня уважeния. И eсли вначалe комeдии мнe было eго жаль, то в концe Молчалин так низко пал в моих глазах, что мнe стало противно, что такиe люди eсть на свeтe. Я нe люблю лицeмeрных, прислужливых, нe имeющих собствeнного мнeния людeй. Людeй, которыe носят маску и пытаются подстраиваться под других.

К сожалeнию, в соврeмeнном общeствe очeнь много Молчалиных и достаточно мало Чацких. Такиe гнилыe особы отравляют всe вокруг сeбя, они мeшают развиваться тeм людям, которыe стрeмятся к лучшeму будущeму для своeй страны, для сeбя и своих дeтeй.

Сочинение Мой Чацкий. Мое отношение к Чацкому

«Горе от ума» – комедия А.С. Грибоедова, которая обрела «бессмертность». Критики не ошиблись. Пьеса в стихах, впервые опубликованная в 1825 году, актуальна до сих пор. Борьба традиций и новаторства, интеллекта и глупости, истинной красоты и мещанства существовала во все времена.

Главная смысловая линия произведения – это противопоставление «века нынешнего» и «века минувшего». В этом противоборстве одну сторону представляет «фамусовское общество». Это сам Фамусов, Репетилов, Молчалин, Скалозуб и другие. На другой стороне всего один герой – Александр Андреевич Чацкий. Софья же мечется между двух огней. И в конечном итоге «фамусовская» среда берет верх.

Из всех персонажей А.С. Грибоедова мне больше всех нравится Чацкий. Софью жалко, потому, что от природы умная и смелая девушка попадает под влияние нездорового общества. Остальные же слишком ограниченны. Молчалин не глуп. Но это низкий человек, который за высокое положение при дворянстве готов на все. И даже за Соней он ухаживает из-за должности ее отца. Такие люди были, есть и будут. И очень жаль, что они «господствуют на свете».

Александр Чацкий самый искренний и смелый герой. Его взгляды прогрессивны. Но он понимает, что их время еще не пришло. Он готов служить, но только Отечеству, а не людям. «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкий получил хорошее образование. Он умен и красив. Александр Андреевич ничего не принимает на веру. «Блажен, кто верует». Сам же он следует только тем идеалам, в истинности которых мог убедиться лично.

Главный герой комедии искренен, верен, предан дружбе, любви и Отечеству. Зная нравы «фамусовской Москвы», он отважился приехать. Делает это он исключительно ради Софьи. С героиней они вместе выросли.

И Александр Андреевич продолжает ее любить. Она же их нежную детскую дружбу считает «ребячеством». София увлечена Молчалиным, наделяя его добродетелями героев французских романов, которые любит читать. По характеру София немного схожа с Чацким. Если она увлечена, влюблена, она не отступится до последнего. Дочь Фамусова рьяно отстаивает честь своего возлюбленного, отражая все нападки Чацкого и отца. И только услышанный разговор Лизы и Молчалина открывает ей глаза на ее «Сахара Медовича».

Я считаю, что Чацкий поступил правильно, уехав из Москвы «в глушь, в Саратов». Столичная жизнь того времени насквозь пропитана лицемерием и прочими пороками «фамусовского» общества. Человека, мыслящего иначе, никогда не примут. Его посчитали за сумасшедшего. Мне кажется, что Чацкий герой не своего времени.

Сочинение Мое отношение к Чацкому

Я считаю, что зря Чацкого кое-кто ругает, говорит, что он слишком гордый, злой, что он вносит смуту. Я считаю, что он всё делал правильно. Так и нужно! Слышал я, что он зря своё здоровье портит, но в поэме ни разу не сказано, чтобы у Чацкого что-то болело (особенно сердце), у него, значит, достаточно здоровья. И к сердцу он ничего так уж не принимает.

А разве можно было бы остаться равнодушным к такому обществу? Разве можно не испытывать негативных чувств, не возмущаться? Даже если у героя немного поболит сердце, то это не страшно. Лучше, чем «спокойно» жить, смирившись с этим ужасно несправедливым обществом.

По-моему, только благодаря таким неравнодушным людям что-то хорошее и происходит. Он мне напоминает Базарова, но тот очень старался казаться холодным, а Чацкий вполне естественно любит, злится.

Конечно, его разочаровал и его друг, который променял всё на «удобную» женитьбу. Разочаровала его и Софья, ведь она обманывается намеренно в этом Молчалине. Чацкий ещё верит, что всем этим людям можно открыть глаза. Если бы они увидели, в какой гадости живут, то они б, наверняка, «отряхнулись» бы. Часто к плохому и несправедливому привыкаешь. Мол, так заведено, так всегда было… Но время-то меняется! И хочется верить, что к лучшему.

Может быть, этому обществу как раз и повезло, что судьба прислала им Чацкого. У всех этих людей был шанс спастись от социальной гадости (лести, сплетен). Ну а если они его не поняли, то это их проблема. Он уехал туда, где, может быть, люди лучше, где его поймут.

Я верю, что только такие люди (умные, энергичные, болеющие идеей) могут спасти всех. Чацкий не думает о себе, он совсем не жадный, не завистливый. Так и многие изобретатели, общественные деятели могли ходить в одних сапогах много лет, но стараться для общества. Иногда и тянуть тех, кто «тормозил» процесс.

В общем, мой Чацкий похож, например, на Ленина, но только ему не до такой степени нужны все эти люди, которые потеряли свои ориентиры. Вот поэтому, наверное, и революция будет (в смысле, была), что высшие сословия совсем закопались в материальном. Не послушали Чацкого!

>Также читают:

← Тема ума в комедии Горе от ума← Смысл названия комедии Горе от ума ГрибоедовМолчалины блаженствуют на свете →Характеристика героев в комедии Горе от ума →

Мое отношение к Чацкому и Молчалину

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» представляет собой реалистически написанную широчайшую картину жизни России после Отечественной войны 1812 года. В богатой галерее образов, данных в комедии, мастерски представлены и чиновничий мир, и сановное дворянство, и крепостники-помещики, и люди, придерживающиеся передовых взглядов. В комедии затронуты все острые политические и общественные вопросы того времени: о крепостном праве, о службе, о просвещении, о дворянском воспитании; нашли свое отражение споры о суде присяжных, о пансионах, институтах, о взаимном обучении, о цензуре и т. п.
Главным героем комедии является Чацкий. В его образе Грибоедов воспел «самую блестящую эпоху тогдашней России, эпоху надежд и возвышенной юности», как говорил спустя тридцать лет А. И. Герцен.
Чацкий вырос в доме Фамусова, в детстве он воспитывался и учился вместе с Софьей. Мы знаем, что он человек образованный, занимался литературной работой, был на военной службе, имел связи с министрами, три года был за границей.

Пребывание за границей обогатило Чацкого новыми впечатлениями, расширило его кругозор, но не сделало его поклонником всего иностранного. От этого низкопоклонства перед Европой, столь типичного для фамусовского общества, Чацкого предохранили присущие ему качества: подлинный патриотизм, любовь к ро-. дине, к ее народу, критическое отношение к окружающей действительности, независимость взглядов, развитое чувство личного и национального достоинства.
Возвратившись в Москву, Чацкий нашел в жизни дворянского общества ту же пошлость и пустоту, которые характеризовали ее и в прежние годы. Он нашел тот же дух нравственного угнетения и подавления личности, поэтому столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого — рушатся его надежды на личное счастье.
Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это проистекает от его ума. Проблема «ума» в грибоедовское время была весьма злободневной, и «ум» понимался широко — как вообще интеллигентность, просвещенность, культура. С понятием «умный» связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но вольнодумном, о человеке передовых политических убеждений, носителе новых идей. Пылкость таких «умников» оборачивалась в глазах обывателей «безумием», «горем от ума». Пример тому — объявление сумасшедшим Чаадаева.
Молчалин настолько свыкся с обществом, в котором вращается, так хочет быть в нем «своим», что перенял многие манеры, тон, привычки его представителей. Зная, что Чацкого осуждают те, кому Молчалин раболепно служит, он позволяет себе по отношению к Чацкому снисходительно-покровительственный тон.
У Молчалина есть определенная программа действий, он следует ей, не задумываясь над тем, какими средствами можно достигнуть цели. «Умеренность и аккуратность» — вот два «таланта», которые он ставит себе в заслугу.
Молчалин не брезгует покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, на службу смотрит как на средство сделать карьеру, он и Чацкому предлагает поступить так же: «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?» Не стесняясь, он открыто говорит, что не смеет своего «сужденья произнесть», потому что в чинах он небольших, поэтому «надобно ж зависеть от других».
Полностью раскрывается Молчалин в последнем действии комедии. На свои отношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни, изображает влюбленного, опасаясь только одного: как бы Фамусов не узнал об их отношениях. Особенно сильно звучит его саморазоблачение. В нем — весь Молчалин, его мораль, принципы, которым он следует. Его тон и поведение меняются, когда он видит, что Софья все знает о его подлости: унижается, извивается, как червь, ползает у ее ног.
Молчалин прекрасно понимает, что требуется от чиновника, если он хочет сделать карьеру. Всего три года он на службе у Фамусова, а уж успел «три награжденья получить», стать нужным человеком для Фамусова, войти в его дом. Поэтому Чацкий, которому хорошо знаком тип такого чиновника, предсказывает Молчалину возможность блестящей служебной карьеры:
А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.
У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чиновником: умение услужить влиятельным лицам, полная неразборчивость в средствах для достижения цели, отсутствие всяких нравственных правил. Н. В. Гоголь писал о Молчалине: «Молчалин… замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…»
Чем внимательнее я вглядываюсь в лица и вслушиваюсь в разговоры героев, тем настойчивее встает передо мной вопрос: а не бессмертна ли эта комедия? Не о нашей ли сегодняшней жизни она? А возможно, и о будущей?
Почему же молчалины блаженствуют на свете? Молчалины процветают там, где косность, корыстолюбие, культ низкопоклонства, круговая порука. Чем выше уровень развития нашего общества, тем изощреннее должны становиться молчалины, стремящиеся втереться в доверие, приспособиться, пристроиться к любой обстановке. Молчалины умеют перекрашиваться, их трудно разглядеть, выявить, вывести на чистую воду.
Вот перед нами два человека, понимающие жизнь и свое место в ней по-разному. Чацкий умен, образован, но ведь и простодушен, открыт, наивен; Молчалин ограничен, но хитер, ловок, скрытен. Первый открыто высказывает свое мнение, не боясь осуждения других; второй лебезит, заискивает, но в душе дурно относится к людям.
Кого предпочтет фамусовское общество иметь своим другом? Конечно, Молчалина. А современное общество? Я уверена, что тоже Молчалина, иначе бы на нынешних «теплых местечках» находилось больше достойных людей.
Два характера, два типа поведения, два жизненных пути… Каким путем должен идти человек, чтобы добиться успеха, но и не покривить душой, не совершить сделку со своей совестью? Каждый из нас делает свой выбор сам, но помочь в этом могут и такие прекрасные произведения, как комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Мастерство драматурга я вижу именно в том, что он увидел и отразил общечеловеческие, неподвластные моде и времени явления. Отразил и заставил задуматься.

Добавить комментарий

Закрыть меню