Модели социальной работы

Психолого-ориентированные теории и модели практики социальной работы

Каждая модель содержит некоторые теоретические положения, связь со сложными науками о человеке и обществе и предполагает вполне определенное содержание социальной работы.

Все модели могут быть сведены к трем группам теорий:

— психолого-ориентированные

— социолого-ориентированные

— комплексно-ориентированные

I. Психолого-ориентированные модели теоретического осмысления проблем социальной работы — совокупность теоретических концепций социальной работы, опирающихся преимущественно на психологическое знание, учет закономерностей психологического статуса, закономерностей развития человека.

Психодинамика как теоретическое основание социальной (психосоциальной) работы в ее современном виде сформировалась на основе психоанализа в его различных интерпретациях, начиная с 3. Фрейда, его прямых последователей и более поздних приверженцев. Психодинамическая модель деятельности социального работника опирается на несколько основополагающих, исходных постулатов. В главном они сводятся к следующему:

а) социальный работник в контексте отношений с клиентом должен исходить из того, что последний не только обладает определенной психологической структурой, но и способен к ее изменению, развивается под воздействием внутренних, интенциональных факторов и внешних условий, взаимодействуя со средой обитания;

б) воздействие социального работника на клиента должно учитывать его социально-экономическое положение, статус в системе социальноиерархических групп, различных уровней управления и самоуправления.

Однако главное, что предполагает психодинамический подход, сводится к признанию принципиально важной роли изучения и учета динамики отношений в контактной группе, среде обитания клиента;

в) психодинамические теории требуют учесть то, как они оказываются полезными в процессе осуществления конкретной помощи нуждающимся, отдельному человеку;

г) в рамках психодинамической концепции совершается не только анализ «статус-кво», но и использование опыта анализа эволюции отношений между клиентом и социальным работником, характера отношений между персонами в конкретной среде обитания нуждающихся;


д) психодинамическая модель социальной работы предполагает, как правило, возможность изменения, коррекции поведения, взглядов, отношений клиента посредством воздействия на его внутренний мир, восприятие реальностей, характер отношений в контактных группах.

Психосоциальное влияние в контексте психодинамического ведения социальной работы включает несколько относительно самостоятельных этапов:

1) изучение проблем, которые имеет клиент; 2) анализ особенностей социального положения и психического склада, чувств клиента; 3) сближение, установление контакта социального работника и клиента; 4) осмысление основных событий жизни клиента, влияния последних на проблемы, которые переживает человек; 5) планирование согласованных действий социального работника и клиента на основе завоевания доверия последнего; 6) современная деятельность соционома и клиента по разрешению его проблем.

Ценность такого подхода значительно возрастает при его сочетании с системным, структурным видением проблем развития современного человека и общества, что было показано наиболее обстоятельно Г. Бернером и Л. Юнссон.

Экзистенциалистская и гуманистическая модели теоретического обоснования социальной работы также занимают существенное место в теории социальной защиты. В экзистенциональном обосновании социальной работы акцент делается на особенностях восприятия клиентом отношения в системе взаимодействия «субъект-объект-субъект». Осмысление и выводы об этих отношениях — главное в экзистенциальной теории модели социальной работы.

В этой связи обычно рассматриваются: 1) правила и роли внутри системы «субъект-объект-субъект»; 2) более широкие системы, в контексте которых существует подсистема «субъект-объект-субъект» и которые оказывают на нее определенное влияние; 3) системы ценностей, в которые верит клиент; 4) как клиент борется со страхом, отсутствием безопасности; 5) связь всех связанных аспектов решения проблемы.

Экзистенциальная модель теоретического обоснования социальной работы исходит из того, что большинство эмоциональных проблем клиента возникает из четырех источников отчуждения: а) когда люди, которые значимы в глазах клиента, не признают его таковым; б) непоследовательность или обман в решении проблемы оценочных конфликтов; в) разочарование, хаос или потеря личных ценностей; г) потеря близких людей (их смерть, уход, измена и др.).

Главная цель экзистенциальной технологии влияния на клиента — помочь людям приобрести удовлетворительный стиль жизни, начать получать удовлетворение от жизни. При этом используются три возможных правила экзистенциальной терапии: во-первых, установка на изменение опыта, практической деятельности клиента; во-вторых, ориентировка на понимание личности клиента; в-третьих, личностная включенность, погружение социального работника в мир ценностей, чувств, отношений клиента.

Гуманистическая модель теоретического обоснования социальной работы в значительной мере играет роль философско-гуманистической базы экзистенциальной технологии оказания помощи нуждающимся, как впрочем, и всей практики социальной работы. В этой связи социальный работник должен исходить из самоценности индивидуального мира жизни клиента, признания его способностей многое решать самостоятельно, опираясь на личный духовный и практический опыт.

Процесс оказания помощи в рамках таких оснований ведения социальной работы включает в себя: 1) обретение смысла существования, которое дает клиенту ощущение, что его дела идут хорошо, жизнь изменяется по пути прогрессивного развития. При этом необязательно заниматься постоянно самоизучением; 2) центрирование, акцентировка проблем, когда социальные работники показывают клиентам, что они готовы заняться их делами, доказывая это практически, начиная знакомиться с проблемами каждого из нуждающихся; 3) действие, когда социальный работник демонстрирует деятельную открытость, мобильность, а клиент видит, что поддержание безопасности, ее ощущение не всегда необходимо. Нужно просто заниматься делом, актуальным для жизни каждого из нас.

Конечно, при всей универсальности таких экзистенциально-гуманистических подходов к оказанию помощи нуждающимся их нельзя одинаково конкретно использовать во всех формах организации социальной работы, Во-первых, это разные формы социальной помощи, которые существуют нередко по разному поводу, решают неодинаковые проблемы. Во-вторых, следует учитывать ведомственную разобщенность учреждений социальной работы, препятствующую массовой унификации. Кроме того, мы имеем дело всякий раз с различными людьми и разной сферой их обитания.

Наконец, гуманистической модели обоснования социальной работы чужд подход, когда требуется навязывать кому-то определенную модель, стандарт действия. В этом смысле социальный работник, опирающийся на рассматриваемые модели социальной работы, свободен в выборе форм и средств воздействия на клиента, сотрудничества с ним.

Теоретические модели социальной работы

Моделирование в социальной работе – это исследование объектов различной природы на их аналогах (моделях) на уровне структур, функций и результатов. Основной задачей является воспроизводство модели на основании ее сходства с существующим объектом. Основное отличие модели от оригинала — способность к гибкому прогнозному изменению, не влияющему на исходные данные модели.

Модель – это эталон, стандарт, устройство, воспроизводящее социальный объект, его функции и действия.

Социальная модель может представлять собой математическое уравнение, графическое отображение различных факторов, таблицы взаимозависимых признаков (событий, явлений) и т.д. В отличие от физической модели социальная модель не копирует изучаемый объект или явление, а преобразует значения одних признаков социального явления или процесса, выбранных в качестве независимых, в значении других признаков, выбранных в качестве зависимых. Информационное значение социальной модели можно оценивать по степени точности отображения (прогнозирования) изменений изучаемых социальных процессов и явлений (зависимые признаки) при новых значениях независимых признаков (объективных условий).

Содержание моделей социальной работы включает следующие аспекты:

1) оказание помощи отдельному человеку или группе лиц, попавшим в трудную жизненную ситуацию путем поддержки и консультирования, реабилитации, патронажа и использования других видов социальных услуг;

2) актуализации потенциала самопомощи лиц, оказавшихся в сложных жизненных условиях;

3) целенаправленную превентивную деятельность в социальной сфере;

4) активное влияние на формирование и реализацию социально-экономической политики на всех уровнях (от домохозяйства до Федерального) с целью обеспечения экономически здоровой сферы жизнедеятельности человека.

К началу 90-х годов в научной литературе вполне определенно обозначились несколько теоретических моделей социальной работы, ее понимания как особой социальной деятельности, общественного явления. Они отразили не только результаты научных поисков крупных ученых разных школ теоретического осмысления проблем социальной защиты в современном обществе, но и его эволюцию, изменения в самом содержании и формах социальной работы.

Анализ современных моделей (л.10) позволяет сделать вывод о том, что значительная их часть обусловлена социологическими концепциями того или иного характера либо и сегодня, по существу, является ими, лишь определенным образом трансформируясь применительно к проблемам социальной работ. В этой связи важно установить связь этого теоретического знания с основными направлениями практической деятельности социальных работников.

Системные идеи в социальной работе восходят к общей теории социальных систем Берталанфи. На основе теории систем социальный работник выявляет факторы окружения клиента (от непосредственно бытового до уровня общества), фиксирует наличие взаимодействия или воздействия на клиента других людей, а также влияние различных социальных факторов. В соответствии с этим социальный работник вместе с клиентом изыскивает возможности различными способами помочь клиенту достичь намеченной цели, «снять», «обойти» те обстоятельства, которые могут привести к негативным нежелательным последствиям или побочным негативным явлениям.

«Модель жизни» экологической теории – одна из концепций взаимодействия психологической и социальной систем и сравнительно новая теория социальной работы, включенной в теоретико-методологическое осмысление практики социальной помощи. В структурной социальной работе системно-экологический подход наиболее масштабно проявляется, как и теория систем в целом, в организации работы системы социального обеспечения и поддержки населения. Социальной работник, использующий данный подход в решении проблем клиента, воздействует не только на него, но и на среду его обитания, т.е.

действует с учетом видения проблемы.

Разрешающая модель социальной работы в отличие от многих носит специфически-прикладной характер. Основу ее формирования и осуществления составляет упразднение или хотя бы снижение отрицательного воздействия общества на отдельного ее члена. Данная модель предусматривает достижение следующих целей:

1) помочь клиентам увидеть и осмыслить себя как «каузальных агентов», способных к поиску решений существующих проблем;

2) содействовать восприятию клиентом социального работника как специалиста, имеющего знания и умения, которые могут быть полезными ему;

3) воспринимать клиентом социального работника как партнера в решении некоторого круга своих проблем;

4) помочь воспринимать властную, полномочную структуру организации социальной помощи, общества в целом, как сложную и частично открытую влиянию.

Особенно эффективна эта модель при работе с семьями, так как взаимная поддержка членов семьи может активизировать их развитие.

Основу социально-радикальной модели социальной работы составляют модели защиты и «наделения полномочиями», «социальной адвокатуры», повышения уровня и развития самосознания представителей различных социальных групп. Эта модель большой акцент на роли властных структур, классовой принадлежности, таких общественных явлениях, как угнетение, преодолевая которые, можно повышать самоактуализацию клиента. Данная модель, направленная на развитие социальных способностей, индивидуальной и социальной субъектности клиента, не ищет путей изменения социальных структур, угнетающих клиента.

Марксистская модель социальной работы понимает деятельность социального работника как силы, способствующей осуществлению совместных коллективных действий, повышающих самосознание клиента и направленных на осуществление позитивных перемен в обществе.

Анализ современной массовой практики социальной работы за рубежом показывает, что доминирующей по-прежнему является психодинамическая модель. Интегративность данной модели позволяет социальному работнику в разных ситуациях использовать разные технологии и методики, способствующие эффективному решению индивидуально-личностных проблем клиента. Отношения социального работника и клиента в рамках этой модели включают такие компоненты, как индивидуализация клиента, оценка специфики возникшей проблемы, диагностика степени её актуальности, использование недирективной терапевтической технологии оказания помощи.

Отличительной особенностью гуманистической модели является признание человека высшей ценностью и организация социальной работы на принципах учета интересов личности, добровольности. При использовании этой модели социальный работник, прежде всего, старается убедить клиента в своей искренней заинтересованности в его проблемах, положительном отношении к нему, стремится сопереживать в его эмоциональному восприятию возникшей ситуации или мира в целом, готовность оказать необходимую помощь. Особенностей этой модели социальной работы является также и недирективный подход к решению проблем клиента.

Использование ролевой теории в современных условиях все более часто предполагает наличие у специалиста социологического знания. Некоторые исследователи считают, что социальные работники должны играть определенную роль, обуславливающую тактику их взаимодействий с клиентом в процессе общения: роль посредника, друга, наставника.

В настоящее время в России в практике социальной работы весьма популярна наряду с гуманистической моделью и ролевая теория. При этом она также имеет явно выраженную тенденцию к комплексности, что позволяет многим авторам и практикам относить её к комплексно-ориентированным моделям социальной работы, считать её их социально-психологической разновидностью.

Коммуникативная модель социальной работы занимает особое место – с одной стороны, она объединяет различные психологические исследования средств, механизмов вмешательства в проблемы клиентов; с другой стороны, она является как бы связующим звеном между различными теориями социальной работы; кроме того, она способствует пониманию социальными работниками своей основной задачи. В коммуникативной модели социальной работы, так же как и в ролевой модели, существенно важным является учет обстоятельств взаимодействия людей, исполняющих те или иные роли. Данная модель учитывает также структуру средств коммуникации, облегчающих или затрудняющих общение, а также различия схем, характера общения людей в процессе коммуникации.

Несмотря на различия в моделях социальной работы существуют общие тенденции, характеризующие процессы оказания социальной помощи на современном этапе: направленность на активизацию позиции клиента в процессе принятия помощи через повышение его самостоятельности, его способности контролировать свою жизнь и свои проблемы.

В современной практике организации социальной работы наиболее распространена гуманистическая модель, т.е. модель социальной работы, основанной на гуманистическом подходе.

Для организации социально-реабилитационной работы и построение её модели наиболее оптимальным является гуманистический подход.

Психолого-ориентированные модели социальной работы.

Психолого-ориентированные модели СР: психодинамическая и бихевиористская.

Различные теоретические модели социальной работы по-разному интерпретируют объект социальной работы. В психолого-ориентированных моделях он понимается как проблемы внутриличностного, психологического свойства.

Психодинамическая модель социальной работы основана на идеях психоанализа (диагностическая школа). В рамках данного подхода акцент делается на диагностику проблем клиента, которые чаще всего интерпретируются как связанные с внутренним психическим опытом индивида. В соответствии с теорией психоанализа в данной модели большое внимание уделяется индивидуальному психическому опыту, в частности детскому. Корень проблем видится в процессах, происходящих в области бессознательного. Считается, что помочь клиенту можно методами психотерапии.

Бихевиористская модель социальной работы использует термины, идеи и методы психологии бихевиоризма.

Объектом изучения выступает поведение. Основными понятиями, используемыми в бихевиористской модели являются понятия «стимул», «реакция», «подкрепление», «научение», «упражнение» и др. Поскольку поведение любого индивида строится на стремлении к адаптации, равновесию с окружающей средой, которое позволило удовлетворять его основные потребности, то предполагается, что оно является результатом взаимодействия двух факторов – внутренних потребностей индивида и внешних воздействий. Объектом воздействия со стороны социального работника в бихевиористской модели также является поведение индивида. Оно осуществляется путём стимулирования одних форм поведения и «негативного подкрепления» других. Главную детерминанту человеческого поведения бихевиористская модель видит в стремлении к поощрению. Несмотря на технологичность данной модели, нельзя игнорировать в ней момент манипулятивности. Бихевиористскую модель стоит признать ограниченно применимой в социальной работе.

Психолого-ориентированные модели СР: гуманистическая и экзистенциальная.

Экзистенциальная модель социальной работы не ставит цель достигнуть социальных изменений. Главный её объект – это сознание индивида, «заброшенного» в чуждый личности мир, который подвержен повседневности и ориентирован на ценности массовой культуры. Общество стремится нивелировать личность и привести её к некоему усреднённому стандарту мышления и существования. Экзистенциальный подход в социальной работе не ограничивает клиента какими-либо психологическими, экономическими или социальными детерминантами. Он настаивает на его абсолютной внутренней свободе – свободе нравственного выбора, выбора своего образа жизни, жизненных целей и собственной сущности. Проблемы личности экзистенциальная теория рассматривает как проблемы потери и обретения смысла, свободы. Внутренняя свобода достигается через постижение индивидом собственной экзистенции. Толчком к этому служат события в жизни человека, которые ставят его на грань бытия, в «пограничную ситуацию». Через неё он способен изменить взгляд на мир и собственную жизнь, обрести подлинные ценности. Экзистенциальная социальная работа востребована в тех случаях, когда требуется помощь индивиду, переживающему трудности в связи с «экзистенциальным кризисом» – потерей близких людей, болезни, существенно ограничивающей его возможности и т.п. Экзистенциальный подход определяет себя как недирективный, рассматривающий клиента социального работника как равноправного субъекта взаимодействия и оставляющий за ним право выбора. Задачей социального работника в данном случае является расширение горизонта восприятия субъекта и формирования сознания и мироощущения собственного подлинного «бытия-в-мире». Так становится возможным изменить стиль жизни, интересы своего клиента, помочь ему сосредоточиться на новых значимых явлениях, которые помогут сделать его существование осмысленным и содержательным, индивидуально и социально ответственным.

Гуманистическая модель социальной работы основана на идеях и принципах гуманистической психологии. Она более универсальна и применима в ситуациях, требующих личностного развития индивида. Значительное место в гуманистической психологии занимает иерархическая модель мотивации, которая рассматривается как универсальная и врождённая. В соответствии с ней каждому человеку присуща определённая многоуровневая структура потребностей, в которой выделяются базовые, отвечающие за обеспечение физического существования индивида, и потребности более высокого порядка, понимаемые как потребности развития («пирамида потребностей» А.Маслоу). В гуманистической модели предполагается, что человек не детерминирован только внешними ситуациями и открыт к самореализации. Каждый человек целостен и индивидуален, а главной психологической реальностью являются переживания человека. Гуманистическая теория социальной работы предлагает недирективную психотерапию, центрированную на клиенте, в основе которой лежит принцип не давать советов клиенту и избегать оценок его поведения, но актуализировать его творческие потенции, требующиеся для самостоятельного решения его проблем.

Марксистская модель социальной работы

Основу данной модели социальной работы составляет понимание деятельности социального работника как силы, способствующей осуществлению совместных коллективных действий, повышающих самосознание клиента и направленных на осуществление позитивных перемен в обществе.

Но направленность этой «силы» в разных модификациях этой модели рассматривается по-разному. В одном случае приоритетной считается такая функция социального работника, как социальный контроль, в другом главенствующими считаются такие функции, как социальный «стабилизатор», социальный «адвокат», социальный «врач», социальный «педагог».
Социальная работа в марксистской модели в основном рассматривалась и, соответственно, развивалась на структурном уровне.
Ее основу составляли традиционно существовавшие учреждения, подчиненные различным ведомствам бывшего СССР – министерствам здравоохранения, внутренних дел, образования, коммунаьного хозяйства и т.д.
Дополнение марксистской модели социальной работы (ориентированной прежде всего на структурную социальную работу) психосоциальным уровнем, по-видимому, может быть эффективным при решении целого ряда социальных проблем современного общества.
Примером в какой-то степени моет служить Швеция, где на протяжении более 30 лет шло органическое соединение структурного и психосоциального уровней социальной работы, балансирование в социальной сфере между социализмом и капитализмом.
Методики оказания помощи клиентам в рамках практики теории социальной работы все более специализируются, намечается тяготение к методикам, используемым в социальной психологии, социальной педагогике, технологиям социального проектирования.
С конца 60-х гг. XX в. ход развития социальной практики показал, что эффект социальной терапии может быть достигнут на уровне социальной работы в общине лишь в том случае, когда клиент ощущает воздействие не столько со стороны социальною работника, сколько со стороны непосредственно соседей и общины в целом.
В современном обществе возникли и оформились предложения, касающиеся дальнейшей децентрализации социальных служб и предоставляемых ими клиентам социальных услуг. Основной «упор» социальной помощи делается на общину, имеющую функционирующую социальную сеть и систему предоставляемых социальных услуг. Основу этой модели социальной работы составляют прежде всего социолого-ориентированные теории.
Характерная особенность системы формирующихся моделей практики современной социальной работы — возрастание ее интегративности в сфере расширения профессиональных функций социального работника. Все более смыкается профессиональная и непрофессиональная социальная работа, что открывает новые возможности для формирования широкой практики социальной работы в современном обществе, предусматривающей сочетание профессиональной, институциализированной, формально регламентированной социальной работы и волонтерства, различных форм непрофессиональной благотворительной помощи нуждающимся.

Опубликовано 30.11.-0001.

ОСНОВНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ И МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Среди современных концепций социальной работы актуален системно-теоретический подход, в котором отношения, интеракции, трансакции и социальные процессы рассматриваются в причинно-следственной зависимости.

Концептуальные основы социальной работы весьма многообразны. Многообразие теоретических моделей в социальной работе как науке отражает результаты поисков ученых разных школ, ее эволюцию, изменения в содержании социальной жизни общества.

Каждая модель содержит оригинальные теоретические положения, опирается на смежные науки о человеке и обществе, социокультурные особенности того или иного социума, а также предполагает определенное содержание практики социальной работы.

Вполне определенно можно выделить три основные группы теоретических моделей:

1) социолого-ориентированные;

2) психолого-оринтированные;

3)комплексно-ориентированные.

Социолого-ориентированные модели, как видно из названия, наиболее тесно связаны с социологическими концепциями. Для этих моделей наиболее актуальны идеи теории систем Л. фон Берталанфи, в контексте которых социальная система представляет собой определенный набор абстракций из конкретных форм взаимосвязи и поведения. На основе теории систем социальный работник выявляет факторы окружения клиента, фиксирует наличие воздействия на клиента других людей и влияние различных социальных факторов. Наиболее эффективно теория систем используется в организации социального обслуживания, а также с целью разработки концепций социальной защиты населения. Среди современных социолого-ориентированных моделей выделяют «модели жизни» экологической теории, социально-радикальную модель, марксистскую модель.

«Модели жизни» экологической теории представляют собой одну из концепций взаимодействия психологической и социальной систем. Еще Т. Парсонс предлагал установить границу «между социальной системой и организмом, значимость которой очевидна в таких областях, как разные аспекты проблем здравоохранения, а также проблемы регулирования роста населения».

Кроме того, по его мнению, к таким областям относятся и психологические проблемы, так как психологическая система, например в личностном плане, функционирует практически автономно, а не как какая-то часть социальной системы. Пограничные связи между психологической и социальной системами определяют поведение индивидов. Нарушение же их приводит к дезадаптации. Примерами нарушения адаптивного равновесия, приводящего к стрессам и создающего различные социально-психологические проблемы, могут быть изменения социального статуса, перестройка личностно-жизненного пространства, которые происходят, в частности, у перемещенных лиц (беженцев, мигрантов и эмигрантов). Принимая во внимание фактор неравных возможностей, социальный работник должен, с одной стороны, учитывать существующие в регионе социальные факторы и условия, с другой — выявлять механизмы эффективной адаптации клиентов к новой среде обитания, с третьей — обучать клиентов самостоятельно приобретать адаптивные навыки. Таким образом, социальный работник, использующий данный подход в решении проблем клиента, воздействует не только на него, но и на среду его обитания, т.е. действует с учетом системного видения проблемы.

Все более важное значение в этом системном осмыслении проблем социальной работы приобретает экологическая составляющая, т.е. учет влияния на условия жизни человека эволюции экологических систем, их состояния в каждый данный момент.

В структурной социальной работе системно-экологический подход наиболее масштабно проявляется, как и теория систем в целом, в организации работы системы социального обеспечения и поддержки населения. Он предусматривает и спланированную официально-централизованную поддержку отдельных групп населения, и массовую, а также индивидуальную неформальную помощь (в том числе со стороны друзей, соседей, членов семьи). В теории экосистемы большое внимание уделяется и проблеме взаимоотношений социального работника и клиента, которые рассматриваются как специфические системы. В этом взаимодействии используются отдельные положения теории социальных ролей, последовательно учитываются особенности естественных основ индивидуальной и социальной жизни людей.

Основу социально-радикальной модели социальной работы составляют концепции защиты и «наделения полномочиями», «социальной адвокатуры», повышения уровня и развития самосознания представителей различных социальных групп. Модель защиты клиента является частью движения за права человека (против расизма, национальных предрассудков, помещения людей, в том числе и преступников, на длительный срок в учреждения различного типа), так как ответственность за социальные изменения как бы перекладывается на самого клиента, восстановившего свой жизненный потенциал с помощью социального работника. Технология «наделения полномочиями», используемая с целью повышения самоконтроля клиента, его личной ответственности, самоактуализации. Данная модель социальной работы, направлена на развитие социальных способностей, индивидуальной и социальной субъектности клиента.

Марксистская модель социальной работы. Основу данной модели социальной работы составляет понимание деятельности социального работника как силы, способствующей осуществлению совместных коллективных действий, повышающих самосознание клиента и направленных на осуществление позитивных перемен в обществе. Но направленность этой «силы» в разных модификациях этой модели рассматривается по-разному.В одном случае приоритетной считается такая функция социального работника, как социальный контроль, в другом -главенствующими считаются такие функции, как социальный «стабилизатор», социальный «адвокат», социальный «врач», социальный «педагог». Данная модель особенно эффективно развивается на структурном уровне.

Психолого-ориентированные модели ориентируют социальных работников на то, чтобы помочь клиентам оптимизировать собственные усилия, направленные на изменение жизненной ситуации, возникшей на личностном или социальном уровнях.

Психодинамическая модельоснована на подходах сформулированных в теориях 3. Фрейда, Э. Берна и др. Основные понятия этой модели социальной работы связаны с психоанализом.

В психодинамической модели заложены принципы индивидуальной социальной работы (кейсуорк): индивидуализация клиента, оценка возникшей проблемы, ее диагностика, использование терапевтических технологий помощи.

Экзистенциальная модельсвязана с экзистенциальными и феноменологическими подходами в психологии. При анализе поведения клиента важно учитывать, как он воспринимает и интерпретирует свои представления об окружающем мире, как оценивает свой социальный статус. В рамках данной модели большое внимание уделяется рассмотрению специфики поведения клиента в первичных группах. Учитывая личностные конструкции, имеющиеся у клиента по поводу своего представления о себе и окружающем его мире, социальный работник более точно составляет понимание причин личностного дискомфорта. Данная модель оправдала себя в работе с этническими группами и другими категориями социального риска («недооцененные группы»), при разрешении конфликта, возникшего при несовпадении личностных реконструкций внешнего мира с новым социальным окружением. Важной при этом является работа по изменению смысла жизни клиента.

Гуманистическая модель определяется принципами гуманистической психологии (В. Франкл, К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Социальная работа в этой модели проявляется в стремлении социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и самоактуализации. Ведущая технология данной модели — технология «активного слушания» (эмпатия, партнерский стиль отношений). Существенная черта этой модели социальной работы — недирективный подход к решению проблем клиента. Эффективность данной модели связана во многом с личностными чертами самого социального работника (искреннее сочувствие, умение выстроить собственную технологию). В современных условиях данная модель социальной работы приобретает все большее влияние.

Все модели данной группы связаны с оказанием индивидуальной помощи клиенту, с позиций его личностных проблем, что требует от социального работника серьезной психологической подготовки.

Комплексно-ориентированные модели социальной работы. Усиливающиеся междисциплинарные и интегративные тенденции в практике и теории социальной работы актуализируют поиск комплексных моделей социальной работы, которые позволяют подходить к решению социальных проблем многосторонне. Среди них: ролевая модель, социально-педагогическая модель, когнитивная модель, концепция жизненных сил.

Ролевая модельпостроена на интеграции психологического и социологического знания (Дж. Морено, Дж. Г. Мид). Логика обоснования процесса социальной помощи базируется на психологическом знании, прежде всего — понимании роли личности. В ролевой модели используется представление о личностных ролях: люди строят свое поведение в соответствии с моделями, схемами, воспроизводимыми индивидуально-личностным сознанием. Ролевая модель включает проблемы клиента, связанные с вопросами о том, как себя вести и развиваться с учетом прошлого опыта, понимания значимости актуальных событий и процесса формирований представлений о собственной роли в жизни. Исполняя роли разного порядка (социальные, межличностные), человек может попасть в конфликт между ними. Здесь может быть актуальна помощь социального работника.

Социально-педагогическая модельособенно актуальна для России в силу традиционности рассмотрения вопросов социальной помощи с педагогической точки зрения. Воспитание, являясь частью процесса социализации, осуществляется целенаправленно, при опосредованном или непосредованном участии социальных факторов разного уровня (макро-, мезо- и микро). Сферой социального воспитания становится не только образование, приобретение жизненного опыта, но и оказание помощи. Социально-педагогическая модель может рассматриваться на уровне структурной и психосоциальной работы.

Когнитивная модель приобретает особую популярность в начале 80-х гг. Один из главных принципов социальной работы данной модели — социальные услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них. Основная форма реализации этой модели — консультирование. В когнитивной модели выявляются возможности регуляции социального поведения клиента путем обучения его «отрабатывать» механизмы своих поступков, адекватные социальным условиям или той конкретной социальной ситуации, в которой он оказался. Данная модель чаще всего используется при работе по месту жительства.

Витально-ориентированная модель (концепция жизненных сил). В ее основе находится понятие «жизненные силы» как способность человека к воспроизводству и осуществлению жизни как биосоциального существа (реализация единства индивидуальной и социальной субъектности).

Социальная работа представляет собой деятельность по оптимизации формирования, осуществления и реабилитации жизненных сил человека.

В данной модели пересекаются психолого-ориентированные и социолого-ориентированные теории социальной работы. То или иное теоретическое обоснование социальной работы оказывает влияние на определение предметной области, методы, принципы, содержание социальной работы, как в теоретическом, так и в практическом аспекте.

Гуманизм предполагает веру в способность сознательных человеческих индивидов размышлять, осуществлять выбор и свободно действовать. С одной стороны, гуманизм ассоциируется с гуманностью (практикой доброго отношения к людям, проявления человечности), с другой, — с демократией, поскольку в нем утверждается вера в способность человека ценить другого и совместно трудиться над выстраиванием своей судьбы.

Основными задачами социальной работы признаются повышение самооценки индивидов и способностей к самопознанию, активизация их личностных ресурсов.

Истоки гуманистической модели социальной работы лежат в теории самоактуализации и концепции А.Маслоу об иерархии фундаментальных потребностей; в клиент-центрированной терапии К.Роджерса, его идеях о роли гармоничной Я-концепции, конгруэнтности в социальной адаптации индивида.

Сегодня активно используются в практике СР тренинги и такие методы клиент-центрированного консультирования, как вербализация, акцентирование эмоций, самодиагностика личностной конгруэнтности и т.д..

Гуманистической групповой работе посвящено исследование Глассман и Кейтса (1990). Цель гуманистической групповой работы – развитие демократической системы взаимопомощи и одновременно оказание помощи членам группы в выражении и реализации их целей.

У каждого члена группы есть право на:

· достоинство и способности;

· ответственность за другого человека в социальных отношениях;

· принадлежность группе и включенность в групповой процесс;

· участие и быть услышанным;

· свободу слова и самовыражение; свободу выбора;

· право выражать сомнения и оспаривать действия специалистов (4, с. 230).

Таким образом, Глассман и Кейтс рассматривают группы как формы реализации демократических и гуманистических принципов, позволяя людям принимать равное участие в совместной работе.

Третья психолого-ориентированная модель социальной работы- экзистенциальная.Она основываетсяна идеях таких ученых, как С.Кьеркегор, Ж.-П.Сартр, Р. Мэй, И.Ялом и др., согласно которым окружающий мир вызывает у человека ощущение абсурдности существования, одиночество и страдание; существует универсальная человеческая потребность в поиске смысла жизни, более значимая, чем цели выживания; люди способны управлять своей жизнью и изменять принципы своего существования.

Актуальность проблем ценностного самоутверждения человека и поиска смысла жизни особенно остро ощущается при социальной работе с такими клиентами, как терминальные больные, зависимые от ПАВ, суициденты; люди, выходящие на пенсию, разведенные супруги и т.д. Знание механизмов психологической защиты от тревог, связанных со смертью, свободой, одиночеством и бессмысленностью существования, а также методов терапии, описанных в работах И.Ялома, позволяет специалистам социальных служб адекватно выстраивать работу с подобными клиентами.

Логотерапия – одна из моделей экзистенциальной социальной работы. Логотерапевты полагают, что стремление к смыслу — фунда­ментальная мотивационная сила в людях. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремле­нии к некоему смыслу, который достоин их. Когда фрустрировано стремление к смыслу, возникает апатия, скука. Представители данного подхода подчеркивают, что у З.Фрей­да, А.Адлера и др. человек зависит от влечений и не обладает сво­бодой. В рамках логотерапии, наоборот, один из центральных тезисов таков: человек обладает свободой вы­бора из реалистичных возможностей (как прожить предстоя­щий час). Каждая ситуация открывает для человека возмож­ность найти наилучшее свое функционирование, и это является для человека смыслом.

В. Франкл считал, что причиной наиболее распространенной трагической триады «депрессия — наркомания/алкоголизм – агрессия» является утрата человеком смысла жизни, или экзистенциальный вакуум — внутренняя пустота, бессмысленность существования. В силу этого, задача специалиста сводится к выведению клиента из экзистенционалъного вакуума, т.е. к постановке более высоких жизненных целей и формированию ответственности перед собой (2, с. 175).

Основные методы логотерапевтической практики:

а) имаготерапия(от image — образ), когда индивид вживается в образ своего лучшего Я — такого человека (здорового, счастливого, уверенного в себе и т.п.), каким он хотел бы себя видеть;

б) парадоксальная интенция (от слова intention — намерение): клиентам с обсессивно-компульсивными и фобическими расстройствами предлагают де­лать то, чего они больше всего боятся, сопровождая это шут­ками;

в) дерефлексия, т. е. преодоление рефлексии (болезненного самокопания). Дерефлексия — метод борьбы с компульсивной тенденцией к самонаблюдению. Клиентам предписывают пе­реключать внимание с наблюдения за каким-либо своим действием на что-то другое;

г) логодрама,направленная на поиск и выделение положительных жизненных смыслов через ролевую игру;

д) анализ сновидений (который психоаналитики проводят с целью выявления глубоких причин неврозов) логотерапевты используют для поиска истинных (пока скрытых) жизненных смыслов в процессе позитивного обсуждения сновидений со своими клиентами.

Современное понимание ценности экзистенциализма в практике социальной работы демонстрируют публикации Томпсон (1992). Некоторые из предложенных автором практических принципов представлены в таблице (4, с. 238):

Принципы Практическое применение в экзистенциальной работе
Свобода и ответственность – основа человеческого опыта Отказаться от точки зрения, что поведение клиента предопределено и неизменно. Искать те области, где клиент может реализовать свободу выбора и помогать ему в этом. Обращать внимание на особенности ситуации клиента, которые препятствуют принятию свободы и ответственности, и стараться их устранить
Свобода – это одновременно освобождение и бремя Трансформировать негативные аспекты свободы (тревогу, страх, безответственность) в позитивные – самоконтроль, уверенность, самооценку, аутентичность
Аутентичность является основным условием освобождения; безответственность — типичная безуспешная стратегия взаимодействия с проблемами Социальные работники должны быть способными видеть отличительные особенности их жизни и жизни других людей. До начала каких-либо мероприятий необходимо научить клиентов аутентичности, иначе они будут возлагать ответственность на других и руководствоваться ограничивающими правилами и указаниями
Существование переживается как беспомощность: каждый должен взять на себя ответственность за свои действия Клиенты сталкиваются с масштабными проблемами.

Социальные работники должны помочь им принимать ответственность в различных жизненных ситуациях. На этой основе можно формировать коллективную ответственность (солидарность в семье; политическую ответственность)

Существование – это движение Естественная стабильность невозможна. Социальные работники должны стремиться, скорее, к развитию и прогрессу.

Помимо этого идеи экзистенциализма связаны с «зеленым» направлением в политической и социальной философии. Джордж и Уайлдинг (1994) подчеркивают необходимость контроля разрушительного влияния человека на окружающую среду и важность гармонии с природой.

Использованная литература

1. Дашук И.Н. Теория социальной работы: Учебно-методическое пособие. Часть 1. — Орел: ОГУ. – 2005. – 96 с.

2. Романин А.Н. Гуманистическая психология и психотерапия: Учеб.пособие. – М.: КНОРУС, 2005. – 208 с. – С.66-79, 88 – 101, 134 – 159.

3. Психология социальной работы/ Под общей ред. М.А.Гулиной. – СПб: Питер, 2002. – 352 с. – С.60-70, 90-100.

4. Пэйн М. Социальная работа: современная теория: Учебное пособие/ Малькольм Пэйн; под ред. Дж. Камплинга; пер. с англ.- М.: Академия, 2007. – 400 с.

Добавить комментарий

Закрыть меню