Мировоззрение это в философии

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в органическом единстве — ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его.

Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы сформулировать так: философия — это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

В самом общем виде и с известной долей условности все типы мировоззрений можно разделить на социально-исторические и экзистенциально-личностные.

Социально-исторические типы формируются на различных этапах развития человечества и отличаются прежде всего способом, каким мировоззрение становится доступным людям в различные исторические эпохи. Важнейшими социально-историческими типами мировоззрения являются: архаический, мифологический, религиозный и философский. Они отличаются не просто разной постановкой мировоззренческих проблем, но и принципиально различными способами их решения. Экзистенциально-личностные типы мировоззрения формируются на различных стадиях духовного становления человека и различаются, главным образом, тем способом, каким индивид усваивает себе мировоззренческие достижения человечества и сам продуцирует их.

Социально-исторический тип мировоззрения

Архаическое мировоззрение прошло долгий путь развития и представлено, как уже было сказано, разными формами: анимизмом, тотемизмом, фетишизмом.

Самыми понятными человеку кажутся (на самом деле только кажутся) его собственные желания и поступки. Чаще всего нетрудно догадаться, какими чувствами и стремлениями руководствуются в своих поступках другие люди.

У первобытного человека (а также у ребенка в раннем детстве) такой способ понимания и действия легко переносится на все окружающие явления: растения, леса, горы, реки и т.д. Во всем видится живое, одушевленное. Ему кажется, что каждая вещь, каждое животное живет капризами, прихотями и не предсказуемо, как и он сам. У каждого явления своя душа — это и есть анимизм. Развиваясь, анимизм превращал угощения в жертвоприношения, случайные крики и прыжки — в обряды, уговаривания — в заговоры, далее молитвы.

На явления мира переносятся теперь уже не только отдельные желания людей, но и их социальные взаимосвязи. То есть силы природы выступают в яркой персонифицированной форме (как живые личности), а их связи — как привычные и в целом понятные отношения между людьми.

На мифологической стадии развития мировоззрение становится более богатым и глубоким, чем на предшествующей, архаической стадии его становления. Природа и человеческая жизнь рассматриваются теперь как арена столкновений, борьбы и побед мировых сил, действующих по понятным для человека мотивам.

Миф — это не только образ окружающего мира, но и образ действия. Миф вплетает человеческую жизнь в игру мировых стихий. И люди буквально проигрывают мифы. В ходе магических обрядов, воспроизводя миф, «пропевая» и «вытанцовывая» его, люди сами становятся как бы участниками борьбы мировых сил и получают возможность воздействовать на них. Жизнь рода и жизнь Космоса сливаются в мифологическом мировоззрении в одно целое. Благодаря этому миф выполняет не только познавательную, но и ценностную функцию, становится программой, обеспечивающей организацию человеческого поведения.

Религиозное мировоззрение вырастает из мифологического и включает в себя многие его элементы. Грань между мифологическим и религиозным довольно подвижна, но все же она существует. Главное отличие состоит в том, что персонифицированные мировые силы (духи, боги) окончательно превращаются в надмировые и внемировые.

Религиозное мировоззрение окончательно превратило потусторонний мир в мир сверхъестественный. Теперь никто не удивится отсутствию богов на реальном Олимпе. Верующему человеку вообще не страшны эмпирические опровержения его верований. Ведь никакая эмпирия (опыт) неспособна и близко подойти к запредельному сверхчувственному миру.

Зарождение философского типа мировоззрения происходило в рамках религиозного мировоззрения. Оно было переходом от мифа к логосу, от авторитета традиции, восходящей к богам и героям, к авторитету разума. Философия возникла как результат борьбы между мифологической, коллективно- фантазийной картиной мира и тем первоначальным объективным знанием, которое накапливало человечество на основе и по мере усложнения своего практического отношения к действительности.

Философия занимается рациональным описанием и толкованием действительности. Она стремиться понять мир из его собственных, внутренних начал и оснований, опираясь при этом на силу логического, аргументированного рассуждения и веру в силы самого человека, в Человека с большой буквы.

Экзистенциально-личностный тип мировоззрения

Характерными чертами стихийного мировоззрения являются несистематичность знаний, разрозненность взглядов, оно некритично и мало рефлексивно. То есть человек еще не осознает, что у него есть определенное (одно из многих) мировоззрение, что могут быть какие-то другие взгляды на мир.

Догматическое мировоззрение. Слово «догма» означает учение, как правило, глубоко продуманное и всесторонне разработанное специалистами. Такое учение дает ответы на самые разные вопросы. Оно систематизировано. В этом его безусловные достоинства по сравнению со стихийным мировоззрением.

Но догматический тип мировоззрения не является самокритичным. Человеку оно преподносится как некоторая безусловная ценность. Отступление от нее часто вызывает санкции со стороны общества: политические репрессии, социальные гонения, отлучение от церкви и тому подобное. Носитель догматического мировоззрения и сам становится нетерпимым к инакомыслию, оказывается неспособным воспринять взгляды, выходящие за пределы принятой догмы.

Тип мировоззрения, который формируется собственными усилиями человека, называется рефлексивным.

Рефлексия — это способность человека как субъекта познания делать своим предметом не только явления и события внешнего мира, но и самого себя, свой внутренний мир. Это размышление не только о чем-то, но и о том, как происходит, как разворачивается данное размышление.

Рефлексивное мировоззрение нельзя почерпнуть в готовом виде из книг, фильмов или средств массовой информации. Оно вырабатывается только самим человеком. Конечно, любой человек свободен не абсолютно, при формировании мировоззрения он опирается на накопленный человечеством культурный и мировоззренческий опыт. Но приобщаясь к идеям выдающихся мыслителей (философов, поэтов, ученых и религиозных деятелей), человек делает самостоятельные шаги и в своем духовном развитии. В формировании рефлексивного (культурно и исторически детерминированного, но свободного по сути, по духу своему) мировоззрения, незаменимую роль играет философия в ее личностно-жизненном преломлении.

Именно в философии находим мы концентрированное выражение рефлексивной способности человеческого мышления. Философия анализирует сами средства постановки и решения мировоззренческих проблем.

Подробности Категория: Лекции по философии

На протяжении всей истории существования человечества философияскладывается как устойчивая форма общественного сознания, рассматривающаямировоззренческие вопросы..Она составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическоеядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенныхобыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важныйуровень мировоззрения.Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие»мировоззрение» шире понятия «философия». Философия- это такая формаобщественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретическиобосновывается, обладает большей степенью научности, чем простомировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующегоу человека, порой даже не умеющего ни писать ни читать. В мировоззрении находит свое завершение целостность духовностичеловека.

Философия как едино цельное мировоззрение есть дело не толькокаждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как отдельныйчеловек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическимисуждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте ицельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в видесистемы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а такжеобраза жизни человека и общества. Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна.И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен нетолько много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то илииное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое иправильное понимание мира- мировоззрение. Мировоззрение- это система взглядов на объективный мир и место в немчеловека, на отношение человека к окружающей его действительности и самомусебе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы,принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно,человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям,семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще.Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?».Философское знание о мире отличается от знаний, которые дают конкретныенауки, хотя безусловно опирается на данные всех наук. Философиярассматривает мир во- первых, в его целостности и единстве, и, во- вторых,в его связи с человеком, с его познающей и преобразующей деятельностью.

Философия является одной из основных форм общественного сознания,системой наиболее общих понятий о мире и о месте человека в нем. Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развитияи становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, аклассическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции.Первоначально возник материализм как разновидность философскогомировоззрения, как научная реакция на религиозную форму мировоззрения.Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единствамира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой по своей сущностиматерии из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученикии продолжатели его воззрений.

В отличие от Фалеса, считавшего материальнымоснованием всего сущего- воду, они находили иные материальные основания:Анаксимен- воздух, Гераклит- огонь.Разрабатывая основы научного мировоззрения, Фалес внес существенный вклад воснование математики, физики, астрономии. Главное же в учении Фалеса какученого, утверждающего новую, именно философскую эпоху в развитиимировоззрения, было учение о человеке как главном объекте любой науки.У истоков формирования научного мировоззрения в философии древних стоялПифагор. Пифагоризм был первым древнегреческим философским идеализмом какмировоззренческой реакцией на первый древнегреческий материализм. Фалес иПифагор были основоположниками первоначальных философских мировоззрений,так как «вода» Фалеса и «число» Пифагора были основой их философскихмировоззренческих позиций. Дальнейшее развитие этих мировоззренческихнаправлений связано с именами Демокрита и Платона. В учениях Демокрита иПлатона мировоззренческие позиции строятся уже на принципиальноопосредованной основе.

Так, у Демокрита основой всех основ мыслятся «атомы»как мельчайшие и в принципе уже не делимые частицы материального мира. УПлатона тоже были свои «атомы», только не материальные, а духовные, именно»идеи». Они тоже принципиально неделимы. Таким образом, мир «атомов» Демокрита и мир «идей» Платона- это уже не»вода» Фалеса и не «число» Пифагора. Это нечто бескачественное, из котороговполне закономерно образуются именно качества, причем самые разнообразные.Что то подобное предлагал в школе Фалеса один из его учеников Анаксимандр,высказав мысль, что в основе всего лежит некий «апейрон», неопределенное поотношению к любым из возможных своих состоянией и модификаций материальноеоснование. А это была уже серьезная «заявка» на то, что видимый мир несводится к своей сущности, а содержит в глубине этой «видимости» некуюсущность. Отсюда напрашивается вполне определенный вывод: нельзя приниматькажущееся за действительное. Демокрит признавал материальное и духовное, разработал так называемую»теорию истечений», своего рода «зародышевого» прообраза теории отражения.Материальный мир, по Демокриту,- это движущиеся в пустоте атомы. ОтсюдаДемокрит полагал два вида объективной реальности- атомы и пустоту. Платонже, как мировоззренческий антипод Демокрита, исходил из первичности мираидей и вторичности мира материального. Что же касается процессов познания,то они по Платону, осуществляются как «воспоминания» бессмертной души,вселившейся в тело человека в момент его рождения. Великий греческий философ Аристотель понимал, что противопоставлениемировоззрений определяется противопоставлением политических целей иинтересов. Отсюда все помыслы Аристотеля как ученого были направлены напостроение всеобъемлющей философии, объединяющей различныемировоззренческие подходы.

Возрождение античной культуры в Италии обязано главным образоминтенсивному развитию городской жизни. Социальная активность итальянскогогорода стала резко контрастировать с феодально- деревенской жизньюподавляющего большинства стран Европы. Главным центром гуманистическогодвижения эпохи Возрождения стала Флоренция, что означает «цветущая»,которую можно назвать даже столицей итальянского Возрождения. Здесь родилсяи провел многие годы провозвестник Возрождения великий поэт и мыслительДанте Алигьери (1265-1321) В своей «Божественной комедии» Данте, с одной стороны как быпредставляет энциклопедию христианского мировоззрения средневековья, а, сдругой, — он исполняет своеобразный гимн земному человеку с его напряженнойсоциальной жизнью и собственной психологией, ибо, по Данте, «из всехпроявлений божественной мудрости человек- величайшее чудо». Подлинным родоначальником гуманистического движения итальянскоговозрождения стал поэт и философ Франческа Петрарка Главным направлением егопоэзии стала тема чувственно окрашенного отношения к земной красоте женщиныи природы. Так возникло и стала развиваться идея обожествления человека, идея егомаксимального сближения с богом на путях человеческой творческойдеятельности, особенно на путях его поэтического творчества. Центральную роль в этом новом мировоззрении стало играть прежде всегопонятие человеческой деятельности.

Мировоззрение эпохи просвещения отражает политическую идеологию,философию и культуру капиталистического общества. Возникнув в 17 веке в Англии, просветительская идеология в лицеД. Локка получает затем распространение во Франции 18 веке (Ш. Монтескье,К. Гельвеций, Т. Пейн); в Германии (И. Кант); в России (А.Н. Радищев, П.С.Новиков); в странах Восточной и Юго- Восточной Европы и ряде стран Востока. У человека всегда существовала потребность выработать общеепредставление о мире в целом и о месте в нем человека. Такое представлениепринято называть универсальной картиной мира. Универсальная картина мира- это определенная сумма знаний, накопленныхнаукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том,каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почемусуществует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и кприроде и т.д. Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждыйчеловек имеют более или менее ясное и четкое или расплывчатое представлениео решении вопросов, которые волнуют человечество. Система этих решений иответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности. Отвечаяна вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди наоснове имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картинумира, которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве,закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружаетчеловека.

Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общуюсвою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии сопределенным мировоззрением. Эта деятельность и эти цели есть, как правило,выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей.В одном случае их связь с мировоззрением может обнаруживаться достаточноотчетливо, в другом же она затемняется теми или иными личностнымиустановками человека, особенностями его характера. Однако такая связь смировоззрением обязательно существует и может быть прослежена. А этоозначает, что мировоззрение играет особую, очень важную роль во всейдеятельности людей. В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении иобщей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о егоспособности понять этот мир и целесообразно действовать в нем.

Мировоззрение- это фундамент человеческого сознания. Полученныезнания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь вмировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира исамого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека- этоопределенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пластычеловеческого опыта. Это, во- первых, обобщенные знания, полученные врезультате профессиональной, практической деятельности. Во- вторых,духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетическихидеалов. Итак, мировоззрение- это совокупность взглядов, оценок, принципов,определенное видение и понимание мира, а также программа поведения идействий человека.Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бысфомулировать так: Философия- это система основополагающих идей в составемировоззрения человека и общества.

1. Дайте определение мировоззрения…………………………………………………3

2. Кто является автором тезиса «человек – мера всех вещей»?…………………………….4

3. Покажите особенности философского учения славянофилов……………………5

4. Какие классические формы движения материи выделил Энгельс?………………….5

5. Что изучает антропология?…………………………………………………………………………….6

6. Дайте определение научного познания и покажите его специфические признаки…………………………………………………………………………………………7

7. Какова структура политической системы общества?………………………………………8

1. Дайте определение мировоззрения

Мировоззрение — система представлении о мире и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленная этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Это способ освоения мира человеком, в единстве теоретического и практического подхода к действительности. Следует выделить три основных типа мировоззрения:

— житейское (обыденное) порождается непосредственными условиями жизни и передающимся с поколениями опытом;

— религиозное — связано с признанием сверхъестественного мирового начала, выражается в эмоционально-образной форме,

— философское — выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иноймере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношение человека к миру, к самому себе и к другим людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок человека, определенной социальной группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаций, нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. Мировоззрение — это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект мировоззрения — личность, социальная группа и общество в целом.

Основа мировоззрения — знания . Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит философии, так как философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества.

Любая философия выполняет мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично. Философия — это теоретическое ядро мировоззрения.

В структуру мировоззрения входят не только знания но и их оценка. То есть мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная насыщенность.

Знания входят в мировоззрение в виде убеждений . Убеждения — это та призма через которые видится действительность. Убеждения — не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов, идей, взглядов, которые подчиняют себе чувства, совесть, волю и поступки человека.

В структуру мировоззрения входят идеалы . Идеалы могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными . Как правило они обращены в будущее. Идеалы — основа духовной жизни личности. Наличие идеалов в мировоззрении характеризует его как опережающее отражение, как силу не только отражение действительность но и ориентирует на ее изменение.

Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Его формирование начинается с детства. Оно определяет жизненную позицию человека.

Следует подчеркнуть особо, что мировоззрение — это не только содержание, но и способ осознания действительности. Важнейший компонент мировоззрения представляет собой идеалы как решающие жизненные цели. Характер представления о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых складывается общий жизненный план, формируются идеалы, которые и придают мировоззрению действенную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, уверенности в правоте своих идей.

Мировоззрение имеет огромное практическое значение. Оно влияет на нормы поведения, на отношение к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.

2. Кто является автором тезиса «человек – мера всех вещей»?

Протагор.

Ему принадлежало более десятка сочинений, но ни одно из них до нас не дошло за исключением лишь небольших фрагментов. Важнейшими источниками наших знаний о Протагоре и его учении являются диалоги Платона «Протагор » и «Теэтет » и трактаты Секста-Эмпирика «Против ученых » и «Три книги пирроновых положений «. В этих трактатах проводится мысль Протагора о том, что главное свойство материи это ее относительность и текучесть .

Человек в своей жизни что-то выбирает, а чего-то избегает, т.е. человек всегда пользуется каким-то критерием истинности и ложности. Если мы одно делаем, а другое не делаем, то, следовательно, считаем, что одно истинно, а другое – нет. На это Протагор замечает, что поскольку все существует относительно чего-то, то мерой каждого поступка тоже является конкретный человек. Каждый человек является мерой истины. Протагор произносит, может быть, одно из самых знаменитых философских высказываний: «человек есть мера всех вещей». Полностью эта фраза Протагора звучит так: «человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют».

Платон в диалоге «Теэтет» посвящает много страниц разбору этого положения Протагора, показывая, что у Протагора это положение имеет следующий смысл: что кому как кажется, то так и существует (так оно и есть). Если мне вещь кажется красной, то она красная и есть. Если дальтонику эта вещь кажется зеленой, то так оно и есть. Мерой является человек. Не цвет этой вещи, а человек. Абсолютной, объективной, не зависящей от человека истины не существует. То, что одному кажется истинным, другому кажется ложным, что для одного – благо, то для другого – зло. Из двух возможных вариантов человек всегда выбирает тот, который ему более выгоден. Поэтому истинно то, что выгодно человеку. Критерием истины является выгода, полезность . Поэтому каждый человек, выбирая то, что ему кажется истинным, выбирает в действительности то, что ему является полезным.

Так как человек в качестве субъекта вообще есть мера всего, то сущее есть не изолированно: сознание по существу своему есть то, что в предметном производит содержание, субъективное мышление, следовательно, принимает в этом самое существенное участие. И это положение доходит вплоть до новейшей философии; так, Кант говорит, что мы знаем лишь явления, т. е. что то, что нам представляется объективной реальностью, должно рассматриваться лишь в его отношении к сознанию и не существует вне этого отношения. Важным является утверждение, что субъект, как деятельный и определяющий, порождает содержание, но все зависит от того, как определяют дальше это содержание; ограничивают ли его партикулярной стороной сознания или его определяют как всеобщее, само в себе и для себя сущее. Дальнейший вывод, содержащийся в положении Протагора, он развил сам, говоря: «истина есть явление для сознания, ничто не есть само по себе одно, а все обладает лишь относительной истиной «, т. е. оно есть то, что оно есть, лишь для другого, и это другое есть человек.

Сократ всю свою жизнь посвятит опровержению софистики, тому, чтобы доказать, что истина существует, что она существует объективно и абсолютно и что не человек есть мера всех вещей, а человек должен сообразовывать свою жизнь, свои действия с истиной, которая является абсолютным благом. «Объективная истина» – это точка зрения Бога (для религиозного человека это понятно). Человеку до этой точки зрения дотянуться трудновато, но, как норма, эта точка зрения должна присутствовать. Для христианина это не должно вызывать проблем: у нас всё является моделью Бога (должны друг друга любить, как Бог любит людей и т. д.).

3. Покажите особенности философского учения славянофилов

Славянофильство, как духовное явление, выходит за рамки философии, однако именно славянофильская идея составляет основу оригинальной русской философии. Оно возникло как реакция на западничество, утверждавшее, что, только следуя в фарватере западной цивилизации, Россия может решить свои политические, экономические и прочие проблемы. Славянофильство (в буквальном смысле: любовь к славянству) убеждено, что Запад подошел к пределу своего развития, он уже не может дать ничего нового и только славянский этнос и Россия в особенности, опираясь на идеи Православия, могут предложить ориентиры и ценности для дальнейшего развития человечества.

Черты философии славянофилов

— Славянофильство имеет глубинную связь с религией и рассматривает православную религию и церковь в качестве основы всех философских и социологических построений.

— Для него характерна резкая квалифицированная критика западной культуры и западной философии. Острие этой критики направлено против основополагающего мировоззренческого принципа Запада — рациональности.

— Для философии славянофильства характерна такая черта, как идея целостности духа. Не только мир и человек являются целостными, но и познание. Чтобы понять мир, познание должно быть цельным, а не раздробленным на логические фрагменты.

— Общим метафизическим принципом бытия в славянофильской философии является соборность, под которой понимают множество, силой любви объединённое свободное и ограниченное единство.

— Славянофилы противопоставляли внутреннюю свободу и внешнюю необходимость.

Всякая философия – это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:

– философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение;

– философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение;

– философия – это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения.

Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение может быть:

– идеалистическим;

– материалистическим.

Материализм – философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир – движущаяся материя, а духовное начало – это свойство мозга (высокоорганизованной материи).

Идеализм – философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.

Ценностные ориентации – система духовных и материальных благ, которые общество признает как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей.

Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической.

Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий.

Вера – один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры – это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку.

Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу.

Идеал – это мечта:

– о совершенном обществе, в котором все честно;

– гармонически развитой личности;

– разумных межличностных отношениях;

– нравственном;

– прекрасном;

– реализации своих возможностей на благо человечества.

Убеждения – это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.

Убеждения составляют:

– духовное ядро личности;

– основу мировоззрения.

Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний.

Добавить комментарий

Закрыть меню