Международный суд ООН

Содержание

Какие споры вправе принимать к рассмотрению Международный Суд ООН

1. «Экстрадиция» — это
++/ответ/++ выдача преступника другому государству
согласие на исполнение дипломатом его обязанностей
доступ в открытые морские порты
2. Классификация международных споров
++/ответ/++ по объекту (предмету) спора, по степени опасности для международного мира, по географии
распространения, по числу участвующих субъектов
по месту и способу разрешения, по числу участвующих арбитров, по географии распространения, по числу участвующих субъектов
по объекту (предмету) спора, по месту и способу разрешения, по числу участвующих арбитров, по степени опасности для международного мира
3. Предмет регулирования права вооруженных конфликтов
общественные отношения третьих стран, возникающие при совершении актов агрессии
специфические общественные отношения, регулирующие положение победителя и проигравшего вооруженный конфликт
++/ответ/++ специфические общественные отношения, складывающиеся между субъектами международного права в
ходе вооруженных конфликтов
4. Филиация – это
способ утраты гражданства
способ изменения гражданства
++/ответ/++ способ приобретения гражданства
5.

Категории населения государства
совершеннолетние, несовершеннолетние, дееспособные, недееспособные
мужское население, женское население, взрослые, подростки, дети
++/ответ/++ граждане, иностранцы, лица без гражданства
6. Международные реки — это реки
++/ответ/++ протекающие по территории двух и более государств
как протекающие по территории двух и более государств, так и протекающие по границе двух или нескольких государств
протекающие по границе двух или нескольких государств
7. Зарубежные органы внешних сношений — это
правительственные и неправительственные дипломатические представительства и миссии, специальные миссии и делегации
дипломатические представительства, консульские учреждения
++/ответ/++ дипломатические представительства (посольства, миссии), постоянные представительства при
международных организациях, консульские учреждения, специальные миссии и делегации на международных конференциях или в международных органах
8. Дипломатические представительства — это
++/ответ/++ посольство, миссия посланника, миссия поверенного
посольство, миссия посланника, миссия поверенного, специальная миссия и делегация на международных конференциях или в международных организациях
посольство, специальная миссия и делегация на международных конференциях или в международных организациях
9. Виды норм международного права
++/ответ/++ Jus cogens, универсальные, партикулярные, диспозитивные, императивные, договорные, обычно-правовые
нормы
административные, уголовные, гражданско-правовые, процессуальные, но осложненные иностранным элементом
нормы дипломатического этикета, обыкновения, резолюции международных конференций и организаций
10. Какие споры вправе принимать к рассмотрению Международный Суд ООН
экономические споры международного государства
++/ответ/++ политические споры между государствами
споры между государством и гражданином
11. Каким образом распределяется зарубежное недвижимое имущество при распаде государства
++/ответ/++ переходит к преемникам в справедливых долях
в зависимости от соотношения годовых бюджетов государств-преемников
переходит к преемникам в равных долях
12. Правовой статус космических объектов
++/ответ/++ космический объект обладает юрисдикцией, определяемой по факту национальной регистрации
космический объект обладает юрисдикцией, определяемой по факту государства постройки
космический объект является общим наследием всего человечества и национальная юрисдикция на него не распространяется
13. Отраслевые принципы международного экономического права
принцип суверенного равенства государств, принцип невмешательства во внутренние дела, принцип сотрудничества государств
принцип получения наибольшей прибыли, принцип интеграции производства сложной техники, принцип наиболее полного и рационального использования природных богатств, принцип корпоративности стран одного региона
++/ответ/++ принцип недискриминации, принцип наиболее благоприятствуемой нации (режим наибольшего
благоприятствования), национальный режим, принцип взаимной выгоды, преференциальный режим
14. К видам преступлений против человечности относятся
агрессия, угроза миру с помощью агрессии, подготовка к незаконному применению вооруженной силы, применение оружия массового уничтожения, пропаганда войны
++/ответ/++ геноцид, апартеид, расизм и расовая дискриминация, рабство, колониализм, экоцид
международный терроризм, незаконный оборот наркотиков, рабство, колониализм, экоцид, пиратство, захват заложников
15. Натурализация – это
++/ответ/++ приобретение гражданства по ходатайству самого индивида
приобретение гражданства по рождению
восстановление гражданства

Статут Международного Суда, подписанный 26 июня 1945 года и вступивший в силу 24 октября 1945 года, составляет неотъемлемую часть Устава ООН. Государства – члены ООН являются участниками Статута. Государства, не являющиеся членами ООН, также могут стать участниками Статута на условиях, определяемых Генеральной Ассамблеей ООН, по рекомендации Совета Безопасности ООН. Такими участниками Статута являются Лихтенштейн, Сан-Марино и Швейцария.
Местопребывание Суда — Гаага (Нидерланды).

Суд состоит из 15 судей, выступающих, согласно Статуту, в личном качестве. Члены Суда избираются на 9 лет из числа лиц «высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права». Среди членов Суда не должно быть двух граждан одного и того же государства, и состав этого органа в целом должен обеспечивать представление «главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира». Состав Суда обновляется на треть каждые 3 года. Члены Суда избираются Советом Безопасности ООН и Генеральной Ассамблеей ООН в ходе ее сессий из кандидатов, выдвинутых национальными группами Постоянной палаты Третейского Суда.
Суд функционирует на постоянной основе. Он избирает своего председателя и вице-председателя, назначает секретаря, устанавливает правила процедуры. Его официальные языки — английский и французский. Сторонами в рассматриваемых Судом делах могут быть только государства. Обращение к Суду является факультативным, т. е.

государства передают спор на его разрешение на основании заключенного ими соглашения-компромисса. Однако ряд государств, в том числе РФ, по некоторым международным договорам, признают юрисдикцию Суда в качестве обязательной. Суд обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяя при этом международные конвенции, международный обычай, «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями», а также — в качестве вспомогательного средства — судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций.

Рассмотрение дела в Суде состоит из двух частей: письменной — сообщение Суду и сторонам соответствующих документов и материалов, и устной — заслушивание Судом свидетелей, экспертов, представителей, поверенных и адвокатов. Слушание дела проходит, как правило, публично. По окончании слушания члены Суда совещаются с целью принятия решения. Совещания происходят в закрытом заседании и сохраняются в тайне. Решение принимается большинством голосов присутствующих судей. Если решение в целом или в части не выражает единогласного мнения судей, то каждый судья может представить свое особое мнение. Решение оглашается на открытом заседании Суда. Оно окончательно, и его выполнение обязательно для сторон. Просьба о пересмотре решения может быть заявлена лишь на основании вновь открывшихся обстоятельств, не известных ранее и важных для разрешения спора. Рассмотрение дел в Суде может происходить также в камерах в составе 3 или более судей, причем решение, вынесенное камерой, рассматривается как вынесенное Судом.

Международный суд ООН

Разрешение споров, связанных с использованием морских пространств

В результате изучения данной главы обучающийся будет:

— знать основные положения уставов и регламентов, определяющих статус и порядок работы международных органов правосудия.

Введение.

Споры, связанные с межгосударственными разногласиями по поводу территориального титула на те или иные пространства и их делимитации, дела, относящиеся к толкованию отдельных положений действующих договоров и конвенций относительно любого вопроса международного права или по поводу оценки, факта, если он будет установлен, представляющего собой нарушение международного обязательства, рассматривает Международный суд ООН.

Споры, связанные с использованием морских пространств и осуществлением деятельности по эксплуатации их ресурсов, а также ресурсов континентального шельфа и морского дна, могут рассматриваться коммерческими арбитражами. При отсутствии в контракте положения об арбитражной процедуре, которая подлежит применению к такому спору, арбитражное разбирательство осуществляется в соответствии с Арбитражными правилами ЮНСИТРАЛ или другими арбитражными правилами, которыми стороны пожелали руководствоваться.

Споры, связанные с вопросами толкования Конвенции и относящихся к ней приложений в отношении деятельности в Районе, рассматриваются Трибуналом по морскому праву, который может в отличие от Международного суда ООН рассматривать споры не только между государствами, но и между физическими и юридическими лицами, если спор касается отношений по поводу глубоководного района морского дна.

Международный суд ООН

Международный суд ООН начал свою работу в 1946 г. и действует в соответствии со Статутом, являющимся неотъемлемой частью Устава ООН, а также с учетом положений Конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г. На основании ст. 22 Статута Международный суд ООН (далее — Суд) размещается в Гааге (Нидерланды), во Дворце наций, где до него с 1922 г. находилась Постоянная палата международного правосудия.

Организация Суда определена в гл. 1 Статута, ст. 2 которой устанавливает, что этот судебный орган состоит из коллегии — 15 независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. Его члены избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных групп Постоянной палаты третейского суда.

Что касается членов Объединенных Наций, не представленных в Постоянной палате третейского суда, то кандидаты выставляются национальными группами, назначенными для этой цели их правительствами, с соблюдением условий, установленных для членов Постоянной палаты третейского суда в ст. 44 Гаагской Конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г.

При избрании следует иметь в виду, что не только каждый избранный в отдельности должен удовлетворять всем предъявляемым требованиям, но и весь состав судей в целом должен обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира (ст. 9 Статута).

Компетенция Суда определена в гл. 2 Статута, в соответствии с нормами которой субъектами дела могут быть только государства, признавшие его юрисдикцию одним из следующих способов:

а) посредством заключения специального соглашения о передаче спора на рассмотрение Суда;

б) в силу отсылочной оговорки, когда стороны являются участниками договора, в котором содержатся положения о том, что в случае разногласий в отношении его толкования или применения одна из них может передать спор на рассмотрение Суда;

в) посредством официальных заявлений, сделанных сторонами в соответствии со Статутом, согласно которым каждое из них признало юрисдикцию Суда в качестве обязательной в случае спора с другим государством, сделавшим аналогичное заявление.

К ведению Суда относятся все дела, которые передаются ему сторонами спора и которые предусмотрены действующими договорами и конвенциями, включая Устав ООН. К ведению Суда также могут быть отнесены споры государства, подписавшего Устав ООН и Статут, и иного другого, если последнее признает юрисдикцию Суда по всем правовым спорам, касающимся:

а) толкования договора;

б) любого вопроса международного права;

в) наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства;

г) характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства (ст. 36 Статута).

Источниками права, на основании которых Суд обязан решать переданные ему споры, признаются:

1) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

2) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

3) общие принципы права.

В качестве вспомогательного источника могут использоваться судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций (ст. 38 Статута).

Когда по делу, разбираемому Судом, ему надлежит дать толкование учредительному документу какой-либо публичной международной организации или международной конвенции, заключенной в силу такого документа, секретарь Суда уведомляет данную публичную международную организацию и препровождает ей копии документов всего письменного производства. На условиях своего Регламента и в соответствии с ним Суд может запрашивать у публичных международных организаций информацию, относящуюся к делам, находящимся на его рассмотрении, а также получать подобную информацию, представляемую указанными организациями по их собственной инициативе.

Порядок судопроизводства определен в гл. 3 Статута. Дела возбуждаются Судом в зависимости от обстоятельств или нотификацией специального соглашения, или письменным заявлением на имя секретаря.

Процедура разбирательства включает в себя письменное судопроизводство, в ходе которого стороны подают состязательные бумаги и обмениваются ими, и устное судопроизводство, состоящее из открытых слушаний, на которых представители и поверенные обращаются к Суду. Поскольку официальными языками Суда являются английский и французский, все написанное или сказанное на одном языке переводится на другой. Если стороны согласны на ведение дела на французском языке, то решение выносится на французском языке. Если стороны согласны на ведение дела на английском языке, то решение выносится на английском языке. При отсутствии соглашения относительно того, какой язык будет применяться, каждая сторона может в судоговорении пользоваться тем языком, который она предпочитает; решение Суда выносится на французском или английском языке. В этом случае Суд одновременно определяет, какой из двух текстов рассматривается в качестве аутентичного.

После устного разбирательства Суд заседает при закрытых дверях и затем выносит свое решение на открытом заседании. Все вопросы разрешаются большинством голосов присутствующих судей. В случае разделения голосов поровну, голос Председателя или замещающего его судьи дает перевес. Решение является окончательным и обжалованию не подлежит. Если одно из соответствующих государств не выполняет решение, другая сторона может обратиться в Совет Безопасности ООН.

Кроме судебных решений Суд может давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу, по запросу любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы Уставом ООН или согласно последнему. К органам, которые в настоящее время имеют право испрашивать консультативное заключение Суда, относятся шесть комитетов ООН и 16 специализированных учреждений системы ООН.

По получении запроса Суд решает вопрос о том, какие государства и организации могут представить полезную информацию, и дает им возможность представить письменные или устные доклады.

Процедура вынесения Судом консультативных заключений смоделирована по примеру рассмотрения споров, и источники применимого права являются одинаковыми. Суд выносит свои консультативные заключения в открытом заседании, о чем предупреждаются Генеральный секретарь и представители непосредственно заинтересованных членов ООН, других государств и международных организаций. По своей юридической природе консультативные решения не имеют обязательной силы для сторон, обратившихся с запросом.

Однако некоторые документы или положения могут предусматривать заранее, что консультативное заключение имеет обязательную силу.

С 1946 г. Суд вынес более 100 решений по спорам, касающимся, в частности, сухопутных и морских границ, территориального суверенитета, неприменения силы, невмешательства во внутренние дела государств, дипломатических сношений, захвата заложников, права убежища, гражданства, опеки, прав, связанных с проходом, и экономических прав.

Кроме судебных решений, с 1946 г. Суд вынес 23 консультативных заключения, касающихся, в частности, приема в члены ООН, возмещения за ущерб, понесенный на службе ООН, территориального статуса Юго-Западной Африки (Намибия) и Западной Сахары, решений, вынесенных международными административными трибуналами, расходов на некоторые операции ООН и применимости Соглашения о ее центральных учреждениях.

Два консультативных заключения были вынесены в июле 1996 г. в ответ на запрос Всемирной организации здравоохранения о законности применения государством ядерного оружия в вооруженном конфликте, а также на запрос Генеральной Ассамблеи ООН о законности угрозы ядерным оружием или его применения .

Словарь «Что есть что в мировой политике»

Международный суд

Международный суд является судебным органом ООН, который рассматривает юридические споры между государствами и дает консультативные заключения для ООН и её специализированных учреждений. Только государства могут ставить свои споры на рассмотрение Суда и выступать сторонами в рассматриваемых Судом делах. В Суд не могут обращаться частные лица, структуры и международные организации. Все государства – члены ООН, подписавшие Устав ООН, неотъемлемую часть которого составляет Статут Международного Суда, могут обращаться в Суд. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности могут непосредственно запрашивать у Суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу. Другие органы ООН и специализированные учреждения могут запрашивать, но лишь с санкции Генеральной Ассамблеи, консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, входящим в круг их деятельности. Государства могут признавать или не признавать для себя обязательной юрисдикцию Международного Суда, в целом или по отдельным вопросам. Государства могут заранее признать для себя обязательной юрисдикцию Суда по какому либо вопросу, подписав соглашение, предусматривающее передачу спорных вопросов по этому соглашению на рассмотрение Международного Суда. Волеизъявление государства в отношении обязательности юрисдикции Международного Суда может быть выражено и в отдельном заявлении. В то же время в этом заявлении могут содержаться и оговорки об изъятии из компетенции Суда определенных дел какой-либо категории.

В принципе в юрисдикцию Международного Суда входят:

  • все дела, переданные на его рассмотрение государствами,
  • все вопросы, предусмотренные на этот счет Уставом ООН,
  • вопросы, рассмотрение которых в Международном Суде предусмотрено международными договорами и конвенциями.
  • Источники права, которые применяет Суд, определены в его Статуте (статья 38):
  • международные конвенции и договоры;
  • международный обычай;
  • общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
  • судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву.

Кроме того, если стороны достигнут согласия, Суд может решать дело на основе ex aequo et bono, т. е. не ограничивая себя действующими нормами международного права.

Международный Суд состоит из 15 судей, избранных параллельно Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН. Судьи должны представлять разные страны и различные правовые системы мира. Суд работает, проводя пленарные заседания, либо образуя группы, называемые камерами, с учетом пожеланий сторон. Особые камеры образуются Судом по вопросам окружающей среды, а также по вопросам упрощенного судопроизводства.

С 1946 года Международный Суд вынес около 80 решений по спорам между государствами и более 20 консультативных заключений. Споры нередко касались пограничных конфликтов и территоральных прав (спор между Камеруном и Нигерией о нефтяном полуострове Бакасси 2002 г., спор между Малайзией и Индонезией о принадлежности двух островов 2002 г., спор о границах между Катаром и Бахрейном 2001 г., пограничный спор между Ботваной и Намибией 1999 г., пограничный спор между Сальвадором и Гондурасом 1992 г., спор о южной границе Ливии с Чадом1994 г.). В Международном Суде были также споры между США и Ираном по поводу захвата Ираном американского посольства и заложников (1980 г.), по поводу сбитого иранского авиалайнера (1989 г.) и разрушения иранских нефтяных платформ (1992 г.). Ливия дважды обращалась в Международный Суд в связи с катастрофой лайнера «Панамерикен» близ Локерби (1992г.), Босния и Герцеговина обвиняла Югославию в нарушении Конвенции о геноциде (1993 г.), Испания подала иск против Канады по поводу юрисдикции над зонами рыболовства (1995 г.). Никарагуа выиграло в Международном Суде дело против США по поводу поддержки Вашингтоном никарагуанских «контрас» и закладки мин у никарагуанских портов (1986 г.). В области охраны окружающей среды Венгрия и Словакия спорили в Международном Суде о строительстве заградительной системы на реке Дунай (1997 г.). В целом число обращений государств в Международный Суд в последние годы нарастает. Среди консультативных заключений, вынесенных Международным Судом в последнее время, – два обращения Генеральной Ассамблеи и Всемирной организации здравоохранения о законности угрозы или применения ядерного оружия.

Олеандров Всеволод Леонидович

Стату́т Междунаро́дного суда́ ООН — неотъемлемая часть Устава ООН, определяет организационные принципы, порядок деятельности, компетенцию и процедуру Международного Суда ООН. Является правовой основой деятельности Суда.

Первым международным судебным органом, предназначенным для мирного разрешения споров, была Постоянная палата международного правосудия (ППМП), учреждённая в 1920 г. под эгидой Лиги Наций.

Палата была создана и финансировалась Лигой Наций, тем не менее, Палата не являлась частью Лиги, а её Статут не был частью Статута Лиги. Государство, ставшее членом Лиги, не становилось автоматически стороной статута ППМП. С другой стороны, было подписано несколько сотен договоров, предусматривающих юрисдикцию ППМП по спорам, связанным с этими договорами.

В период с 1922 по 1940 г. ППМП вынесла решения по 29 спорам государств и приняла 27 консультативных заключений, из которых почти все были выполнены. Палата также внесла существенный вклад в развитие международного права. Её деятельность была прервана Второй мировой войной, а затем, в 1946 г., вместе с Лигой Наций Палата была распущена. Преемником Палаты стал Международный суд ООН.

9 октября 1944 по завершении Думбартон-Окской конференции были приняты «Предложения относительно создания всеобщей международной организации», содержавшие в том числе положения об учреждении в рамках такой организации международного судебного органа. Для подготовки проекта статута будущего судебного органа Соединенные Штаты Америки от имени четырёх государств, представленных в Думбартон-Оксе, в апреле 1945 года созвали в Вашингтоне Комитет юристов Объединенных Наций, состоявший из представителей 44 государств. Проект, разработанный этим комитетом на основе Статута ППМП, был представлен Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, открывшейся 25 апреля 1945 года в Сан-Франциско.

На этой Конференции было принято решение создать новый судебный орган, который в соответствии с окончательно принятой статьей 92 Устава Организации Объединенных Наций «является главным судебным органом Организации Объединенных Наций» и действует в соответствии со своим Статутом. В соответствии с тем же положением Статут Международного Суда, прилагаемый к Уставу Организации Объединенных Наций, образует неотъемлемую часть Устава. Статут был принят единогласно вместе с Уставом по завершении Конференции 25 июня 1945 года и вступил в силу в соответствии с пунктом 3 статьи 110 Устава 24 октября 1945 года.

Впервые Суд собрался 3 апреля 1946 года во Дворце мира и 6 апреля избрал своего Председателя, Вице-председателя и Секретаря. Первым Председателем Суда был избран судья Хосе Густаво Герреро (Сальвадор), который был Председателем ППМП вплоть до её роспуска. 18 апреля 1946 года Международный Суд провёл своё первое публичное заседание.

Устав ООН содержит Главу XIV «Международный Суд», состоящую из пяти статей (статьи 92 — 96), в которых определены общие наиболее важные положения, касающиеся Суда.

Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Он действует в соответствии с прилагаемым Статутом, который основан на Статуте Постоянной Палаты Международного Правосудия и образует неотъемлемую часть настоящего Устава.

Статья 93 п.1 определяет, что все государства — члены ООН являются ipso facto участниками статута Суда. В этом состоит существенное отличие от того положения дел, что существовало при Лиге наций, когда государство — член Лиги могло не быть участником статута ППМП.

Согласно статье 93 п.2, государство, не являющееся членом ООН, также может стать участником статута на условиях, которые определяются в каждом отдельном случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

Статья 94 обязывает государства выполнять решения Суда по тем делам, в которых они являются сторонами. В тех случаях, когда какая-либо сторона в деле не выполнит решение Суда, другая сторона может обратиться в Совет Безопасности, который в свою очередь может сделать рекомендации или принять меры для приведения решения в исполнение.

Статья 96 предоставляет Генеральной Ассамблее и Совету Безопасности право запрашивать от Международного Суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу. Другие органы и специализированные организации ООН, получившие соответствующее разрешение Генеральной Ассамблеи, также могут запрашивать консультативные заключения, но лишь по таким юридическим вопросам, которые возникают в пределах их круга деятельности.

Международный Суд, учреждённый Уставом Объединенных Наций в качестве главного судебного органа Объединенных Наций, образуется и действует в соответствии с нижеследующими постановлениями настоящего Статута.

Суд состоит из 15 членов, при этом «в его составе не может быть двух граждан одного и того же государства». Выдвижение кандидатов производится не государствами, а национальными группами Постоянной палаты третейского суда. Выборы членов Суда независимо друг от друга производят Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности Суда.

Судьи избираются на 9 лет и могут быть переизбраны (ст. 13). Им не разрешается исполнять какие-либо политические или административные обязанности, они «не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера». При исполнении своих судебных обязанностей судьи пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Суд избирает своего Председателя и Вице-председателя на три года; впоследствии они могут быть переизбраны (ст. 21).

Местопребыванием Суда устанавливается Гаага, однако Суду не запрещается «заседать и выполнять свои функции в других местах во всех случаях, когда Суд найдёт это желательным» (ст. 22). Суд может заседать либо в полном составе, либо образовывать камеры в составе трёх или более судей.

Статья 31 содержит постановления относительно права стороны (государства) быть представленной в Суде судьёй, состоящим в её гражданстве. Если в составе Суда уже имеются судьи, состоящие в гражданстве как одной, так и другой стороны, то эти судьи «сохраняют право участвовать в заседаниях по производящемуся в Суде делу». Если в Суде нет судьи, имеющего гражданство какой-то из сторон, то она имеет право избрать судью для участия в данном деле. Избираемые таким образом судьи «участвуют в принятии решений на равных правах с их коллегами».

Статья 32 регулирует вопросы, связанные с денежным содержанием членов Суда и его Председателя, Вице-председателя и Секретаря, а статья 33 определяет, что расходы Суда несут Объединённые Нации.

Статья 34 устанавливает общее положение, согласно которому только государства могут быть сторонами дела, разбираемого судом. Отсюда, в частности, следует, что ООН не имеет права выступать с жалобами перед своим главным судебным органом.

Статья 36 регулирует вопросы юрисдикции Суда по конкретным спорам. В п. 1 и п. 2 данной статьи указаны три способа, с помощью которых в Суде может быть возбуждено дело. К таковым относятся:

Вместе с тем статья 36, п. 6 Статута поясняет, что «в случае спора о подсудности дела Суду вопрос разрешается определением Суда».

Статья 38, которую полагают одной из самых важных в Статуте, в п. 1 указывает источники права, применяемые судом. В дополнение к ним ст. 38, п. 2 предоставляет Суду право «разрешать дело ex aequo et bono, если стороны с этим согласны».

Статьи главы определяют процедуры и порядок судопроизводства. В качестве официальных языков Суда установлены французский и английский (ст. 39, п. 1). Однако по ходатайству любой из сторон Суд обязан предоставить ей право пользоваться другим языком, помимо французского и английского (ст. 39, п. 3).

Слушания в Суде производятся публично, если «не последовало иного решения Суда или если стороны не требуют, чтобы публика не была допущена» (ст. 46), а совещания Суда от публики закрыты и сохраняются в тайне (ст. 54, п. 3). При этом «все вопросы разрешаются большинством голосов присутствующих судей» (ст. 55, п. 1), причём в случае равенства количества голосов «голос Председателя или замещающего его Судьи дает перевес» (ст. 55, п. 1).

Статья 60 устанавливает, что решение Суда окончательно и обжалованию не подлежит. В то же время допускается обращение к Суду с просьбой о пересмотре решения, но «лишь на основании вновь открывшихся обстоятельств, которые по своему характеру могут оказать решающее влияние на исход дела и которые при вынесении решения не были известны ни Суду, ни стороне, просящей о пересмотре, при том непременном условии, что такая неосведомленность не была следствием небрежности» (ст. 61, п. 1). Просьба о пересмотре дела должна быть заявлена до истечения шестимесячного срока после открытия новых обстоятельств (ст. 61, п. 4); в любом случае возможность подачи просьбы ограничивается десятью годами с момента вынесения решения (ст. 61, п. 5).

Статья 41 своим содержанием выделяется среди остальных статей главы III, касаясь вопроса более важного, чем вопрос процедуры. Данная статья предоставляет Суду право указать «временные меры, которые должны быть приняты для обеспечения прав каждой из сторон» с немедленным доведением сообщения о предлагаемых мерах до сведения сторон и Совета Безопасности.

Статьи 65—68 содержат предписания относительно того, что может быть предметом консультативных заключений Суда. Статья 65 утверждает общий принцип, состоящий в том, что «Суд может давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу, по запросу любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы самим Уставом Объединенных Наций или согласно этому Уставу».

Статьи 69 и 70, составляющие главу V, говорят о поправках к Уставу.

Так как Статут представляет собой неотъемлемую часть Устава ООН, ст. 69 определяет, что поправки к Статуту вводятся в том же порядке, что и поправки к Уставу. Кроме того, учитывая, что участниками Статута могут быть государства, не состоящие членами ООН, ст. 69 устанавливает, что порядок внесения поправок к Статуту подлежит действию всех правил, установленных в отношении этих государств Генеральной Ассамблеей.

Заключительная статья Статута (ст. 70) предоставляет Суду право самому́ предлагать поправки к Статуту, внося их в письменном виде Генеральному секретарю ООН.

Основные сведения

«… коллегия независимых судей, избранных, вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств …»

Статут Международного Суда, 1945 год

Международный Суд (МС)является главным судебным органом Организации Объединенных Наций (ООН). Он был учрежден Уставом Организации Объединенных Наций, подписанным 26 июня 1945 года в Сан-Франциско, для достижения одной из главных целей ООН: «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».

Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава, и своим Регламентом. Он начал работать в 1946 году, заменив собой Постоянную палату международного правосудия (ППМП), которая была учреждена в 1920 году под эгидой Лиги Наций.


Печать Суда

Местопребыванием Суда является Дворец мира в Гааге (Нидерланды). Из шести главных органов Организации Объединенных Наций Суд является единственным органом, расположенным вне Нью-Йорка. Другими пятью главными органами Организации Объединенных Наций являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке и Секретариат.

На Суд возложена двойная функция: разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, запрашиваемых должным образом на то уполномоченными органами и специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций.

Суд состоит из 15 судей, и его обслуживает Секретариат, его административный орган. Его официальными языками являются английский и французский.

Когда родилась идея разрешения международных споров на основе права?

Учреждение Международного Суда стало кульминацией длительного процесса, в ходе которого постепенно развивались методы мирного урегулирования международных споров.

Помимо переговоров, посредничества и примирения идея обращения к беспристрастному органу для решения спора на основе права уходит корнями в древность. Она известна как арбитраж.

Арбитраж был известен в древней Индии и Греции, ранней исламской цивилизации и средневековой Европе.

По общему признанию, современная история арбитража ведет свое начало от Договора Джея, заключенного Соединенными Штатами Америки и Великобританией в 1794 году. В этом Договоре о дружбе, торговле и судоходстве предусматривалось создание состоящих из равного числа американских граждан и британских подданных смешанных комиссий для урегулирования нескольких нерешенных вопросов. Благодаря работе этих смешанных комиссий произошло развитие института арбитража в девятнадцатом столетии.

Арбитражное разбирательство по делу о судне «Алабама» в 1872 году знаменует собой другой решающий этап. Соединенные Штаты и Великобритания передали на арбитражное разбирательство претензии Соединенных Штатов, связанные с предполагаемыми нарушениями Великобританией нейтралитета в период гражданской войны в Америке. Арбитражный трибунал, состоявший из членов, назначенных сторонами и тремя другими странами, постановил, что Великобритания должна выплатить компенсацию. Образцовое выполнение Великобританией арбитражного решения продемонстрировало эффективность арбитража при урегулировании крупного спора.

Стимулировал ли успех арбитража создание новых учреждений?

Да. Этот успех заставил государства задуматься о постоянном международном суде, отвечающем за мирное разрешение споров, с тем чтобы устранить необходимость создания специальных судебных органов для решения каждого отдельного спора, который может быть решен в порядке арбитражного производства.

Это предложение начало обретать реальные формы на Гаагских конференциях мира, созванных в 1899 и 1907 годах по инициативе царя России Николая II. Представленные на первой конференции 26 государств подписали Конвенцию о мирном решении международных столкновений и учреждении Постоянной палаты третейского суда (ППТС), первого многостороннего учреждения подобного рода.

ППТС, которая начала работать в 1902 году, по-прежнему существует. Она независима от всех других международных организаций, и по состоянию на 2000 год сторонами Конвенции являются 89 государств. Хотя она имеет Международное бюро, находящееся в Гааге и выполняющее функции, соответствующие функциям судебной канцелярии, она в действительности не является постоянным судом или арбитражным органом. Бюро ведет список юристов (до четырех человек от одного государства-участника, которые вместе составляют так называемую «национальную группу» этого государства), из которого соответствующие стороны спора могут выбирать членов арбитражного трибунала.

Как развивалась работа Постоянной палаты третейского суда (ППТС)?

Постоянная палата третейского суда, соседствующая с Судом во Дворце мира в Гааге, уже не занимается исключительно спорами между государствами. С годами объем оказываемых ею услуг существенно увеличился.

В настоящее время она предлагает широкий диапазон процедур разрешения споров (установление фактов, примирение и различные виды арбитража) государствам и сторонам, не являющимся государствами (например, международным организациям, частным юридическим или физическим лицам). Благодаря этому она во все большей степени участвует в разрешении коммерческих и финансовых споров. Международное бюро ППТС также выполняет функции секретариата во время различных арбитражных разбирательств (например, арбитражное разбирательство спора между Эритреей и Йеменом в отношении права на острова в Красном море, которое было завершено в 1999 году) и оказывает техническую или административную помощь арбитражным трибуналам, учрежденным вне рамок ППТС (например, Трибунал по рассмотрению претензий Ирана и Соединенных Штатов, учрежденный этими двумя странами для рассмотрения претензий американских граждан к Ирану и иранских граждан к Соединенным Штатам после кризиса, который возник в связи со взятием заложниками 52 американских граждан в посольстве Соединенных Штатов в Тегеране в 1979 году).

За столетний период своего существования ППТС рассмотрела порядка 30 дел.

Процедуры ППТС основываются исключительно на согласии сторон, которые достигают соглашения по различным практическим пунктам и процедурам (например, формулировки вопросов, которые должны быть представлены на арбитражное разбирательство, и назначение арбитров) до начала арбитража.

Это — главная причина, по которой еще на второй Гаагской конференции мира в 1907 году несколько государств обратились с призывом учредить постоянный международный трибунал, который разрешал бы споры, применяя судебные процедуры, характеризующиеся в большей степени элементом принуждения, чем арбитража.

Однако расхождения во мнениях относительно порядка выбора судей заставили делегации на Конференции 1907 года ограничиться внесением поправок в Конвенцию 1899 года и совершенствованием норм, регулирующих арбитражное производство.

Различия между ППТС и МС

ППТС (арбитраж)

  • Стороны назначают арбитров
  • Стороны согласуют процедуры
  • Стороны выбирают официальные языки
  • Заседания являются закрытыми
  • Все расходы несут стороны

МС (судебное разрешение)

  • Суд уже учрежден
  • Процедуры определены заранее в его Статуте и Регламенте
  • Официальными языками являются английский и французский
  • Заседания в большинстве случаев являются открытыми
  • Расходы Суда покрывает ООН

Является ли МС первым международным судебным органом, который применял судебные методы разрешения споров?

Нет. Первым международным судебным органом в истории мирного разрешения споров была Постоянная палата международного правосудия (ППМП), учрежденная в 1920 году под эгидой Лиги Наций, преемником которой в 1945 году стал МС.

С учреждением Лиги Наций после первой мировой войны возник приемлемый функциональный механизм для выборов судей Суда, что до этого времени порождало непреодолимые препятствия.

Что нового привнесла Постоянная палата международного правосудия (ППМП)?

Как и в случае Постоянной палаты третейского суда, юрисдикция Постоянной палаты международного правосудия зависит от желания сторон передавать споры на ее рассмотрение, однако новая особенность заключалась в том, что государство могло заранее объявить о признании обязательной юрисдикции Палаты в отношении любого спора, который может возникнуть в будущем с другим государством, сделавшим такое же заявление. Таким образом, государство могло обратиться в Палату в одностороннем порядке и привлечь к разбирательству другое государство без необходимости предварительного соглашения между сторонами о передаче дела на рассмотрение Палаты.

ППМП, учрежденная Лигой Наций, рассмотрела много споров, связанных с первой мировой войной.

ППМП также отличалась и другими особенностями. Она состояла из постоянных судей, которые представляли главные правовые системы мира и избирались Советом и Ассамблеей Лиги. Ее деятельность регулировалась ее Статутом и Правилами процедуры, которые уже действовали и имели обязательную силу для сторон, обратившихся к ней; она имела право выносить консультативные заключения по любому юридическому вопросу, переданному ей Советом или Ассамблеей Лиги Наций, и, наконец, ее заседания были в значительной степени открытыми.

Хотя Палата, располагавшаяся во Дворце мира, была создана и финансировалась Лигой Наций, она, тем не менее, не являлась частью Лиги и ее Статут не являлся частью Статута Лиги. Государство — член Лиги Наций не являлось автоматически стороной Статута ППМП. Вместе с тем обязательную юрисдикцию Палаты признали много государств. Было подписано несколько сотен договоров, предусматривающих юрисдикцию ППМП по спорам, связанным с этими договорами.

Деятельность ППМП была чрезвычайно успешной. В период с 1922 по 1940 год она вынесла решения по 29 спорам между государствами и 27 консультативных заключений, из которых практически все были выполнены. Палата также внесла важный вклад в развитие международного права.

Деятельность Палаты была прервана второй мировой войной, и в 1946 году она была распущена вместе с Лигой Наций.

Почему в рамках Организации Объединенных Наций был создан новый суд (МС)?

Участники Конференции в Сан-Франциско в 1945 году, на которой было принято решение об учреждении Организации Объединенных Наций и Международного Суда, привели несколько причин, в число которых входят следующие:

  • поскольку Суд должен являться главным судебным органом Организации Объединенных Наций, а все государства — члены Организации Объединенных Наций — участниками его Статута, было сочтено нецелесообразным наделять такими функциями ППМП, которая была связана с Лигой Наций, к тому времени практически прекратившей свое существование;
  • несколько государств, которые являлись участниками Статута ППМП, не были представлены в Сан-Франциско, тогда как ряд участников Конференции в Сан-Франциско не были участниками Статута ППМП (включая Соединенные Штаты Америки и Союз Советских Социалистических Республик);
  • ППМП ассоциировалась со старым порядком, в котором доминировала Европа, и считалось, что создание нового суда позволит сделать круг его участников более универсальным.

Вместе с тем в значительной мере была сохранена преемственность между ППМП и МС. Статут МС является практически идентичным статуту ППМП, как и регламенты обоих учреждений; правда, в 1978 году Суд принял пересмотренный Регламент в целях упрощения и ускорения разбирательств.

Как проходил процесс передачи полномочий от ППМП к МС?

В октябре 1945 года ППМП на своей последней сессии приняла решение о передаче своих архивов и имущества МС, который также должен был заседать во Дворце мира в Гааге.

31 января 1946 года судьи ППМП ушли в отставку и 5 февраля 1946 года Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций избрали первых членов МС.

В апреле 1946 года ППМП была официально распущена и МС, собравшись на первое заседание, избрал своего Председателя судью Хосе Густава Герреро (Сальвадор), который был последним Председателем ППМП.

Произведя назначение членов своего Секретариата (в значительной степени из числа бывших сотрудников ППМП), Суд провел свое первое открытое заседание 18апреля 1946 года. Первое дело было представлено на его рассмотрение в мае 1947 года. Оно касалось инцидента в проливе Корфу (Соединенное Королевство против Албании).

Подчиняются ли МС некоторые международные трибуналы?

Нет. Международный Суд является гражданским судом, наделенным конкретной компетенцией (разрешение споров между государствами и вынесение консультативных заключений органам и специализированным учреждениям ООН) и не имеющим вспомогательных органов.

Вместе с тем создание большого числа региональных судов и специализированных трибуналов с 1946 года привело к определенной неразберихе.

Международный Суд не рассматривает дела военных преступников.

Международный Суд не обладает уголовной юрисдикцией и, следовательно, не может судить физических лиц (например, военных преступников). Эта задача входит в компетенцию национальных судебных органов, специальных уголовных трибуналов, учрежденных Организацией Объединенных Наций, таких, как Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) и Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР), а также Международного уголовного суда (МУС).

МС также следует отличать от Европейского суда (находящегося в Люксембурге) и занимающегося исключительно делами, связанными с Европейским союзом, а также от Европейского суда по правам человека (Страсбург, Франция) и Межамериканского суда по правам человека (Сан-Хосе, Коста-Рика), которые рассматривают утверждения о нарушениях конвенций по правам человека, в соответствии с которыми они были учреждены. Эти три суда могут рассматривать дела, переданные на их рассмотрение частными лицами (против государств и других ответчиков), которые Международный Суд не может принимать к производству.

Международный Суд также отличается от специализированных международных трибуналов, таких, как Международный трибунал по морскому праву (МТМП).

МС также не является верховным судом, в котором можно обжаловать решения национальных судов; он не является высшей инстанцией для физических лиц и не является апелляционным судом, рассматривающим решение какого-либо международного трибунала. Однако он имеет право выносить решения о законности арбитражных решений по делам, в отношении которых он обладает юрисдикцией.

Какова связь между Судом и другими органами Организации Объединенных Наций, в функции которых входит поддержание мира?

Устав Организации Объединенных Наций возлагает главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности на Совет Безопасности. Совет Безопасности может расследовать любой спор и рекомендовать меры для его урегулирования с учетом того, что юридические споры должны, как правило, передаваться сторонами на рассмотрение Международного Суда.

Со своей стороны, Генеральная Ассамблея может обсуждать вопросы, касающиеся поддержания международного мира и безопасности, и выносить рекомендации.

При осуществлении своих функций как Совет Безопасности, так и Генеральная Ассамблея могут обращаться к Суду с просьбой о вынесении консультативного заключения по любому юридическому вопросу.

Кроме того, Суд может выносить решения по спорам, связанным с поддержанием международного мира и безопасности и представленным на его рассмотрение, даже если такие споры также рассматриваются Советом Безопасности или Генеральной Ассамблеей. Суд ограничивается правовыми аспектами этих споров. Тем самым он вносит особый вклад в дело поддержания международного мира и безопасности.

Дворец мира — местопребывание МС


Дворец мира, местопребывание Суда

Строившийся с 1907 по 1913 годы для Постоянной палаты третейского суда на средства, безвозмездно пожертвованные американским промышленником и филантропом Эндрю Карнеги, Дворец мира находится в парке площадью 7 га в центре Гааги.

Построенное из гранита, песчаника и красного кирпича здание, спроектированное французским архитектором Луисом Кордонье, с покатой крышей из сероватой черепицы сочетает в себе романский и византийский стили. На фасаде, перед которым находятся лужайки, расположены несколько скульптур, свидетельствующих о предназначении Дворца. Слева находится часовая башня с курантами высотой 80 метров. Находящиеся внутри деревянные скульптуры, витражи, мозаика, гобелены и предметы искусства, полученные в дар от государств, которые участвовали в двух Гаагских конференциях мира, отражают разнообразие мировых культур.

С 1946 года Суд, как и ППМП (его предшественница), занимает помещения, выделенные ему Нидерландским фондом Карнеги, который владеет и распоряжается Дворцом. В новом крыле, построенном в 1978 году за дворцом, находятся служебные кабинеты судей и совещательная комната Суда. Оно было расширено в 1997 году, в частности, для размещения возросшего числа судей ad hoc. В том же году был переоборудован чердак дворца, на котором были расположены новые служебные помещения для должностных лиц Секретариата Суда.

Дворец, в котором также находится одна из самых крупных мировых библиотек по вопросам международного публичного права (библиотека Дворца мира, которая является публичной в отличие от библиотеки Суда) и проводятся летние курсы Гаагской академии международного права, можно посещать в рабочие дни. Информацию можно получить в Фонде Карнеги
(тел.: + 31 70 302 4137).

Музей истории и деятельности Суда, а также других организаций, работающих в Дворце мира, был открыт в мае 1999 года г-ном Кофи Аннаном и судьей Стивеном М. Швебелем соответственно Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций и Председателем Суда в то время. Он находится в южном крыле здания.

Добавить комментарий

Закрыть меню