Методы снижения себестоимости продукции

Тема: Себестоимость продукции и пути её снижения

1. Расходы фирмы. Способы их классификации и группировки

2. Пути снижения себестоимости продукции

Цели

Изучив тему Вы

— узнаете о составе издержек производства и реализации продукции;

— осмыслите пути снижения себестоимости продукции;

Расходы фирмы. Способы их классификации и группировки

Деятельность фирмы связана с определенными издержками (затратами). Затраты отражают, сколько и каких ресурсов было использовано фирмой. Например, элементами затрат на производство продукции (работ, услуг) являются сырье и материалы, оплата труда и другие. Общая величина затрат, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), может учитываться в натуральном и денежном (стоимостном) выражении.

Затраты на производство и реализацию продукции выраженные в денежном выражении называются себестоимостью продукции

Конкретный состав затрат, которые могут быть отнесены на себестоимость, регулируются законодательно практически во всех странах. В России состав расходов определен Налоговым кодексом Российской Федерации.

Таблица 2 — Классификация затрат на производство продукции

Признак классификации Подразделение затрат
1. По экономической роли в процессе производства Основные и накладные
3.По способу включения в себестоимость продукции Прямые и косвенные
4. По отношению к объему производства Условно-переменные и условно-постоянные
5. По участию в процессе производства Производственные и коммерческие

Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства, – на сырье и основные материалы, вспомогательные и другие расходы.

Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им. Они состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов, расходов на содержание и эксплуатацию оборудования.

Все затраты фирмы можно разделить на прямые и косвенные.

Прямые затраты непосредственно связаны с производством продукции (затраты на материалы, заработная плата производственного персонала, расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и др.). Эти затраты могут быть непосредственно отнесены на конкретный вид изделий и распределены между ними на основании технико-экономических расчетов (например, по нормативам).

Косвенные затраты – это затраты, которые прямо не могут быть распределены по объектам отнесения затрат (страхование имущества, цеховые, общезаводские и внепроизводственные расходы.).

Косвенные затраты относятся на конкретный вид продукции в соответствии с выбранной базой. Обычно такой базой является основная заработная плата основных рабочих.

К косвенным затратам относятся цеховые расходы, общехозяйственные, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.

Кроме производственных затрат фирма имеет издержки, связанные с расходами на реализацию продукции (работ, услуг). Такие расходы называют непроизводственными или коммерческими.

Непроизводственные расходы включают расходы на рекламу, научные исследования, выплату процентов по кредитам, хранение и транспортировку продукции и др.

Переменными называются расходы, величина которых изменяется в зависимости от объема производства.

Постоянными называются расходы, величина которых не зависит от объема производства.

Пути снижения себестоимости продукции

В условиях свободной конкуренции цена продукции, произведенной предприятиями, выравнивается автоматически. На нее воздействуют законы рыночного ценообразования. В то же время каждый предприниматель стремится к получению максимально возможной прибыли. И здесь, помимо факторов увеличения объема производства продукции, продвижения ее на незаполненные рынки, неумолимо выдвигается проблема снижения затрат на производство и реализацию этой продукции, снижения издержек производства.

Важнейшим путям снижения затрат является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве: трудовых и материальных.

Источниками снижения себестоимости продукции являются:

1) улучшение использование сырья и материалов – экономное использование сырья и материалов; снижение уровня брака; применение полноценных, но более дешевых заменителей, прогрессивных технологических схем; вторичная переработка; применение прогрессивных норм расхода сырья и материалов на единицу продукции;

2) снижение трудоемкости продукции обеспечивает рост производительности труда и, следовательно, приводит к снижению доли заработной платы в себестоимости продукции;

3) сокращение затрат на обслуживание производства и управление – совершенствование управления в отрасли, сокращение управленческого аппарата и управленческих расходов.

4) экономия внепроизводственных расходов обеспечивается уменьшением расходов на реализацию продукции, снижением тарифов на транспортирование, рациональным использованием транспортных средств, уменьшением их простоев, сокращением и полной ликвидацией непроизводственных расходов (штрафов, пеней, неустоек).

Факторы снижения себестоимости:

– повышение технического уровня производства (механизация и автоматизация производственных процессов; внедрение передовой технологии и автоматизированных систем управления; модернизация и улучшение эксплуатации применяемой техники; повышение качества продукции; внедрение новых видов и замена потребляемого сырья, материалов, топлива, энергии и отходов производства; прочие факторы, повышающие технический уровень производства):

– улучшение организации производства и труда (совершенствование управления производства; улучшение организации труда; улучшение материально-технического снабжения; ликвидация непроизводительныхрасходов; сокращение потерь от брака; прочие факторы, связанные с совершенствованием организации производства);

– изменение объема и структуры продукции (относительное сокращение условно-постоянных расходов, связанное с ростом объема производства продукции; улучшение использования основных производственных фондов и обусловленное этим относительное уменьшение амортизационных отчислений; изменение структуры производимой продукции);

— рост квалификации и профессионализма работников;

Вопросы для самоконтроля

1. Чем отличаются постоянные расходы от переменных?

2. Какие расходы включаются в общехозяйственные?

Назовите факторы снижения себестоимости

Тема: Планирование себестоимости продукции

«Хорошо спланировано – наполовину сделано»

Народная мудрость

1. Планирование себестоимости продукции по элементам затрат

2. Составление сметы затрат на производство

Цели

При изучении темы Вы

— познакомитесь с понятием «элементы затрат» и их перечнем;

— будите знать состав всех элементов затрат;

— узнаете, для каких целей применяется поэлементная калькуляция затрат;

Планирование себестоимости продукции

В целях анализа, учета и планирования всего многообразия затрат, входящих в себестоимость продукции, применяются две взаимодополняющие классификации: по элементная и калькуляционная.

Однородные по своему экономическому содержанию затраты называются экономическими элементами независимо от того, где эти затраты производятся внутри предприятия. В соответствии с положением о составе затрат на производство и реализацию продукции для всех предприятий установлен единый перечень экономических элементов затрат. При планировании по элементам затрат предусматривают деление их на следующие группы:

– материальные расходы (Сырье, основные и вспомогательные материалы – за вычетом отходов, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия со стороны)

Затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо и энергию в смете затрат определяются, прежде всего, на производственную программу исходя из планового объема, норм и цен, а именно цен на приобретение материалов(без НДС), транспортно-заготовительные расходы ,включая расходы по страхованию. Если материалы приобретаются за наличные, то в стоимость включается налог с продаж.

– расходы на оплату труда (заработная плата основная и дополнительная);

В состав расходов на оплату труда, в соответствии с Положением включена стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты, компенсационные выплаты матерям, осуществляющими уход за ребенком до достижения им 3-х летнего возраста, премии материальная помощь, беспроцентная ссуда на улучшение жилищных условий, дивиденды по акциям, надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, оплата путевок на лечение и отдых)

— начисления на заработную плату (отчисления в пенсионный фонд, в фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования)

– амортизация основных фондов;

– прочие расходы, связанные с производством и реализацией ( затраты на проведение ремонтных работ, затраты по оплате процентов за пользование банковским кредитом, платежи за выбросы загрязняющих веществ, представительские расходы, расходы на подготовку кадров, налог на пользователей автомобильных дорог, земельный налог, командировочные расходы, оплата услуг связи, аренда отдельных объектов ОПФ)

Классификация затрат по экономическим элементам служит для определения заданий по снижению себестоимости продукции, расчета сметы затрат, а также для экономического обоснования инвестиций.

Буштрук А.В.

Методы снижения себестоимости продукции

При анализе себестоимости продукции выявляются причины полученной экономии или допущенного перерасхода в целях установления резервов дальнейшего снижения себестоимости. Такими резервами могут быть:

— снижение норм расхода сырья и материалов, экономия в результате замены одних видов сырья, материалов, топлива другими, более прогрессивными;

— сокращение потерь от брака и отходов производства; наиболее полное использование в производстве вторичных ресурсов и попутных продуктов; повышение производительности труда, оптимизация расходов по заработной плате;

-повышение качества продукции.

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

Снижение себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости. Успех борьбы за снижение себестоимости решает, прежде всего, рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате. Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда на предприятиях снижаются затраты на заработную плату рабочих. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются. В первом случае, когда изменяются нормы выработки и расценки, предприятие получает экономию на заработной плате рабочих. Объясняется это тем, что в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы рабочих, так как приводимые организационно-технические мероприятия дают возможность рабочим с теми же затратами труда выработать больше продукции. Таким образом, проведение организационно-технических мероприятий с соответствующим пересмотром норм выработки позволяет снижать себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы рабочих.

Во втором случае, когда установленные нормы выработки и расценки не изменяются, величина затрат на заработную плату рабочих в себестоимости единицы продукции не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Происходит это потому, что в цеховых расходах значительная часть затрат (а в общезаводских почти полностью) — условно- постоянные расходы (амортизация оборудования, содержание зданий, содержание цехового и общезаводского аппарата и другие расходы), не зависящие от степени выполнения плана производства. Это значит, что их общая сумма не изменяется или почти не изменяется в зависимости от выполнения плана производства. Отсюда следует, что, чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости. С ростом объема выпуска продукции прибыль предприятия увеличивается не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли.

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия . Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов. Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект. Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта.

Литература:

1.Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2006, — 367 с.

2.Делийская М.Г., Соловьев И.А. Конкурентоспособность продукции. – М.: Издательство стандартов, 2007, — 284 с..

3. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб.пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика,- 304 с.

Добавить комментарий

Закрыть меню