Методы оценки знаний

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль теоретических знаний происходит в форме фронтального опроса, проверки домашних заданий, индивидуальных самостоятельных работ, выполнения творческих заданий, тестирования по тематическим разделам, итоговое тестирование. Контроль практических умений и навыков происходит путем приема индивидуальных заданий, групповых работ.

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса.

Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания Отметка
95% и более отлично
80-94%% хорошо
66-79%% удовлетворительно
менее 66% неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

• грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

• погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

• недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

• мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

— «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

— «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

— «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

— «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

— «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

— полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

— изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

— правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

— показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

— продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

— отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

— допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

— допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

— неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

— не раскрыто основное содержание учебного материала;

— обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

— допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится в следующих случаях:

— ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

— не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

— отказался отвечать на вопросы учителя.

1. Теоретические основы системы оценивания

Особенности пропедевтического интегрированного курса естествознания для 5-6 классов курса в плане соотношения содержательной и процессуальной сторон обучения сказываются и на системе диагностики учебных достижений учащихся.

Изучение курса призвано оказать существенное влияние на когнитивную, мотивационную и креативную сферы личности ученика. Поэтому система диагностики достижений учащихся должна включать три составляющие:

  • выявление динамики развития когнитивной сферы;
  • выявление динамики развития мотивационной сферы;
  • выявление динамики развития креативной сферы.

В рамках этих трех составляющих целесообразны:

  • проведение различного вида тестирования;
  • организация работы по анализу и оценке (самооценке, взаимооценке, оценке со стороны учителей, родителей, старшеклассников) достижений учащихся.

Выявление сформированности определенных элементов знаний и адекватных им предметных умений не исключается из системы диагностики, а приобретает второстепенный подчиненный характер. Основной упор при оценке учебных достижений школьников должен быть сделан на качество подготовленных ими итоговых материалов по результатам проведенной самостоятельной практической работы. Оценка успешности учащихся в овладении курсом должна быть многоаспектной, должна проводиться в различных формах и преследовать не только цели контроля, но и цели мотивационные и развивающие.

Большое значение приобретает в этих условиях оценка достижений конкретного ученика со стороны товарищей по классу, родителей, учащихся других классов и других образовательных учреждений. Особую роль играет моделирование признания заслуг исследователя членами научного сообщества через апробацию идей и результатов исследования на учебных конференциях и публикацию ученических работ в специальных сборниках, а также через предоставление возможности ознакомиться с ходом и результатами исследований в телекоммуникативной сети.

Пятибальная отметка как внешняя форма оценки учебной успешности ученика может быть лишь одной из многочисленных составляющих в общей системе оценки деятельности учащегося. Неприемлемыми представляются расчет успеваемости, качества знаний и уровня обученности при оценке результатов изучения курса.

Исходя из этих концептуальных положений, строится система оценивания достижений учащихся, изучающих курс «Естествознание 5-6». Под системой оценивания понимаются не только та шкала, которая используется при выставлении отметок, и те «моменты» учебного процесса, в которые отметки принято выставлять, но, прежде всего, в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся. Таким образом, оказывается, что система оценивания неразрывно связана с системой самооценивания результативности обучения.

В общем, именуемая в дальнейшем система оценивания (включающая оценку «внешнюю» и «внутреннюю») должна давать возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык. Другими словами, реализация системы оценивания должна дать возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в учебный курс. Система оценивания должна фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности (усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей и образов). Учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя. Это означает, что должна быть обеспечена полная прозрачность системы оценивания.

2. Критерии оценивания учебных достижений учащихся

Компоненты диагностики достижений учащихся (когнитивный, мотивационный, креативный) в реальном процессе оказываются взаимосвязанными, переплетаются, взаимопроникают. Предлагается совокупность четырех критериев, характеризующих совместно перечисленные компоненты.

Критерий А отвечает за знание фактического материала и умение правильно и уместно использовать естественнонаучный понятийный аппарат. Пропедевтический характер курса отводит данному критерию скромную роль в общей системе оценивания.

С помощью критерия В оценивается работа, связанная с синтезом фактического и теоретического материала, умением создать, вывести интеллектуальным путем новое для учащегося знание, не данное в готовом виде. Самым простым вариантом такой работы является сопоставление и сравнение двух или нескольких явлений с формулированием конкретных выводов, более сложным – создание системы доказательств какой-либо мысли, идеи.

Наибольшим разнообразием «подотчетных» навыков отличается критерий С, заключающий в себе различного рода практические умения, которые дробятся на две группы: умения анализа, извлечения информации и собственно практические умения (выполнение заданий в рабочей тетради, черчение схем, диаграмм и т.п.).

И, наконец, критерий D посвящен навыкам презентации, словесного и материального оформления и представления какой-либо работы, выполненной самим учащимся.

Отметка, которую получает ученик, выполняя различные виды деятельности на уроке и дома, выступает количественным показателем соответствия достижений ученика критериям оценивания этих достижений. В зависимости от конкретных условий школы или системы работы учителя может быть выбрана традиционная пятибалльная шкала отметок или введена многобалльная шкала.

При пятибалльной шкале примерная характеристика отметок может выглядеть так:

  • 0 баллов – задание не выполнено;
  • 1 балл – содержание задания не осознано, продукт неадекватен заданию;
  • 2 балла – допущены серьезные ошибки логического и фактического характера, выводы отсутствуют;
  • 3 балла – задание выполнено отчасти, допущены ошибки логического или фактического характера, предпринята попытка сформулировать выводы;
  • 4 балла – задание в целом выполнено, но допущены одна-две незначительных ошибки логического или фактического характера, сделаны выводы;
  • 5 баллов – задание выполнено, сделаны в целом корректные выводы.

Для более объективной оценки достижений учащихся можно предложить многобалльную шкалу – в частности десятибалльную. Начинать удобно с нуля, чтобы любая отметка записывалась одной цифрой. Соответствие традиционно (в ряде случаев интуитивно) используемой пятибалльной шкалы с «плюсами и минусами» и предлагаемой десятибалльной шкалы выглядит следующим образом.

Десятибалльная шкала «Пятибалльная» шкала (расширенная)
0
1
2
3
4
5
6

4+

7
8
9

5+

Мотивационное и пропедевтическое значение курса приводит к тому, что в реальной практике отметки «3» и ниже по обеим шкалам, фактически, должны отсутствовать.

«Отрицательной» отметкой может фиксироваться лишь невыполнение работы. Ученику должна быть предоставлена возможность улучшения своего результата на разных этапах вплоть до момента выставления итоговой отметки за четверть (или при завершении большой темы курса).

3. Виды диагностики достижений учащихся

Виды осуществления диагностики результатов обучения курсу естествознания можно классифицировать по форме предъявления достижений и рассматривать:

  • устные ответы учащихся;
  • письменные работы;
  • практические задания.

Устные ответы учащихся – это:

  • рассказ о выполнении домашних заданий;
  • участие в диалогах-дискуссиях на занятиях;
  • выступление на конференции;
  • рецензирование ответов и работ других учащихся.

Письменные работы – это:

  • записи в лабораторном журнале;
  • отчеты о выполнении домашних заданий;
  • самостоятельные и контрольные работы;
  • тестирование;
  • рецензирование ответов и работ других учащихся.

Практические задания – это:

  • изготовление приборов;
  • подготовка стендовых докладов;
  • подготовка презентаций;
  • подготовка рисунков «от руки»;
  • подготовка рисунков на компьютере;
  • создание фото и видеоматериалов.

Особое место занимает такая форма предъявления достижений учащихся, как проектная работа, сочетающая элементы выполнения письменных и практических заданий и отражающая наиболее системно ученические успехи. Проектная работа – это индивидуальные и групповые проекты.

4. Способы фиксации динамики достижений учащихся

Многокомпонентность системы оценивания определяет целесообразность фиксации и хранения результатов деятельности учащихся в процессе обучения курсу в виде портфолио ученика.

Портфолио – портфель индивидуальных достижений – комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных индивидуальных достижений, исполняющих роль накопительной оценки. Портфолио ученика может выступать средством образовательного рейтинга ученика и позволяет:

1) Проследить индивидуальный прогресс учащегося в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
2) Оценить образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними).

Портфолио учащегося это:

  • коллекция работ учащегося, демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами;
  • выставка учебных достижений учащегося по данному предмету за данный период обучения (четверть, полугодие, год);
  • форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося;
  • антология работ учащегося, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку.

С помощью портфолио можно конструировать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты учащихся. При этом кроме «накопительной», портфолио выполняет моделирующую функцию, «отражая динамику развития учащегося; его отношений, результатов его самореализации; демонстрирует стиль учения, свойственный учащемуся, показывает особенности его общей культуры, отдельных сторон интеллекта; помогает учащемуся проводить рефлексию собственной учебной работы; служит формой обсуждения и самооценки результатов работы учащегося».

Технология портфолио предполагает освоение учащимися:

  • различных способов деятельности, выводящих их на конкретный продукт;
  • техник рефлексии, позволяющих осознать свое продвижение относительно траектории образовательного успеха и наметить горизонты дальнейшего совершенствования;
  • методов, позволяющих генерировать личные смыслы и отношения, вступать в диалог, работать в команде, предъявлять результаты деятельности социуму, защищать и отстаивать свою позицию.

Портфолио учащегося – это постоянно пополняемый архив учебных и творческих работ ученика в течение учебного года во время всего обучения. Портфолио может состоять из четырех разделов:

  • «Портрет»
  • «Коллектор»
  • «Рабочие материалы»
  • «Достижения».

Раздел «Портрет» предназначен для представления информации об ученике – авторе портфолио, который имеет возможность представить себя любым доступным способом. Это может быть эссе, фотография и т.п. Раздел «Портрет» должен отображать особенности личности автора портфолио, может включать записи о нем других людей, характеристики, сертификаты и т.п.

В портфолио достижений может быть представлена краткая история образовательных успехов ученика.

Раздел «Коллектор» содержит, как правило, материалы, авторство которых не принадлежит ученику. Это могут быть материалы, предложенные ученику педагогом (памятки, схемы, списки литературы), найденные учеником самостоятельно (ксерокопии статей, материалы периодических изданий, иллюстрации), или материалы товарищей по группе.

Раздел «Рабочие материалы» должен включать материалы, которые созданы и систематизированы самим учеником. Рабочая тетрадь, в которой ученик выполняет задания в классе и дома, – важнейший элемент данного раздела портфолио.

В раздел «Достижения» помещаются те материалы, которые, по мнению учащегося, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи. К ним относятся не только грамоты, похвальные листы или сертификаты, но и рефлексивные записки педагога, тьютора, родителя, отражающие образовательные достижения ученика или фиксирующие личностный рост воспитанника.

Преобладание процессуальной деятельностной составляющей курса над знаниевой составляющей приводит к тому, что центральным элементом портфолио выступают материальные продукты, изделия, созданные учеником. Оценка изделия проводится по оригинальности конструкции, качеству изделия, соответствию изделия проекту. Продукт достаточного качества ученик не сможет изготовить без наличия у него необходимых знаний и умений. Следовательно, в продукте ученика проявляются его знания и умения, которые формируются при работе на уроке и домашней подготовке к урокам. Поэтому, оценивая продукт ученика, мы оцениваем знания и умения ученика, но не сами по себе, а как необходимые свойства, элементы и инструменты – средства в широком смысле слова, обеспечившие изготовление продукта. Таким образом, продукт ученика является тем предметом, который должен и может быть объективно измерен и оценен.

Возможна разработка web-портфолио учащегося – создание электронного портфолио учащегося, доступного посредством web-протокола.

5. Рефлексия достижений как неотъемлемый компонент обучения курсу

Цели и задачи курса, реализующего в целом компетентностный подход к обучению, приводят к необходимости создания условий для рефлексии (самоанализа и самооценки) учащимся результатов работы по курсу.

Для того чтобы иметь возможность осмысленного изучения тех или иных учебных предметов, а тем более освоения тех умений, которые по своей сути являются надпредметными, у учащегося должны быть развиты рефлексивные навыки. Развитию их должно отводиться специальное пристальное внимание. Рефлексия как содержательного, так и эмоционального порядка является обязательным завершающим этапом любой более или менее крупной работы. Это вполне естественно, если учесть, что рефлексия помогает учащемуся осмыслить проведенную работу, дает возможность и, более того, побуждает к высказыванию своей оценки прошедшей работы, а, кроме того, служит, при должной организации, замечательным средством обратной связи для учителя, позволяя более уверенно, опираясь не только на свои ощущения и мнение коллег, но и на реакцию детей, выделить слабые и, наоборот, сильные места проведенной работы.

Реализация рефлексии представляет собой организацию на итоговых этапах практически каждого занятия и в обязательном порядке на итоговых занятиях обсуждения следующих вопросов:

  • «самое удачное в работе», «самое неудачное в работе»;
  • «пожелания учителю-организатору и консультантам» (если работа была большая, и в ней участвовало несколько учителей);
  • «пожелания себе»;
  • «пожелания товарищам по классу»;
  • «самое трудное в работе»;
  • «самое интересное»;
  • «чему я научился в процессе работы»;
  • «что понравилось», «что не понравилось».

Оценка знаний, умений и навыков учащихся

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

Важным регулятором учебной деятельности учеников, органической частью учебно-воспитательного процесса является педагогическая оценка. В педагогической литературе, да и в повседневном разговоре термины «оценка» и «отметка» часто употребляются как синонимы. Хотя они взаимосвязанные, но, все-таки, и как термины, и как понятия их необходимо различать.

Оценказнаний, умений и навыков — это процесс сравнения достигнутого учащимися результата в обучении с эталонными представлениями, описанными в учебной программе.

Отметка- условное отражение оценки, которое обычно выражается в баллах. Это результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах и баллах.

Применительно к учебно-познавательной деятельности оценить-значит определить степень выполнения (решения) учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения на основании сопоставления реальных результатов с планируемыми целями, заданными требованиями образовательных стандартов и учебных программ.

Таким образом, оценке подлежат как объем, системность и обобщенность усвоенных знаний, так и уровень развития специальных предметных, общеучебных и интеллектуальных навыков и умений, универсальных компетенций, включая индивидуальные образовательные параметры и личностные компоненты ведущих сфер человека.

Считается, что первая система оценок возникла в средние века в школах Германии. Она была трехбалльной и фактически означала место ученика в классе, его принадлежность по успеваемости к определенной группе (1-й -лучший, 2-й — средний, 3-й — худший). Впоследствии среднюю группу, в которую входили большинство учащихся, разделили и в результате получилась пятибалльная система, получившая широкое распространение в мировой практике образования.

В настоящее время в школах мира существуют разнообразные системы оценки знаний.

Вопрос об оценке знаний учащихся всегда был одним из самых противоречивых и дискуссионных в отечественной педагогике. Автор одного из учебников «Педагогика» советского периода Т.А.

Ильина выделила в истории разработки системы оценок в советской школе три поворотных момента:

• 1918 год — декрет об отмене балльной оценки знаний и поведения учащихся,

• 1935 год — введение пятибалльной словесной системы оценок («очень плохо», «плохо», «посредственно», «хорошо», «отлично»),

• 1944 год — введение цифровой пятибалльной системы оценок.

С сентября 2002 года в Республике Беларусь была введена 10-балльная система оценки знаний учащихся средних школ.

Педагогическая оценка осуществляется в разных видах: количественно (в баллах от 0 до 10 — отметка), словесная оценка (неудовлетворительно, почти удовлетворительно, удовлетворительно, весьма удовлетворительно, почти хорошо, хорошо, очень хорошо, почти отлично, отлично, превосходно), в оценочных суждениях, взглядом, жестом, мимикой, эмоциональным отношением к поступкам учеников.

Одним из направлений реформирования общеобразовательной школы является введение с 2002-2003 учебного года десятибалльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся.

На протяжении первого и второго классов оценки в баллах не используются. Система контроля и оценки результатов учебной деятельности учеников в этот период обосновывается на содержательно-оценочной основе. Качественная оценка учебных достижений учеников должна осуществляться на словах. Специальная задача безоценочного периода обучения — формирование адекватной самооценки учеников, овладение детьми действиями контроля и оценки.

Для объективной оценки усвоения всеми учениками программного материала учитель осуществляет текущий, периодический и итоговый контроль, фиксируя его результаты в своих рабочих записях. При оценке знаний, умений и навыков учитель соблюдает следующие правила:

1) оценку сопровождает конкретным разбором положительных сторон и недостатков в знаниях ученика;

2) неравнодушно относится к оценке знаний учащегося;

3) не использует отметку в качестве наказания за какой-то проступок;

4) перед тем, как ставить отметку, узнаёт причину невыполнения учебной работы.

По сей день идут жаркие споры о смысле оценивания. Как и сотни лет назад педагоги спорят, что должна показывать оценка: должна ли она быть индикатором качества — категорическим определителем успеваемости обучаемого или же, наоборот, должна существовать как показатель преимуществ или недостатков методики обучения. Противоречивый характер школьной оценки отметил еще Я.А. Коменский, обратившись к педагогам с призывом разумно и взвешено пользоваться своим правом на оценку. Требование объективности контролирования в сочетании с гуманным отношением педагогов к ребенку пронизывает все дидактические системы.

Строго критиковал современные ему формы контроля К.Д. Ушинский. Характеризуя его недостатки, он подчеркивал, что они подавляют умственную деятельность учащихся. В новой демократической школе не должно быть формального контроля. Демократизация школьной жизни требует отказа не от контролирования и оценивания знаний, умений, а от рутинных форм побуждения к учению с помощью оценок. Оценка должна из нелюбимого в прошлом для многих школьников средства принудительного обучения превратиться в способ рационального определения личного рейтинга -показателя значимости человека в цивилизованном обществе.

Интересный факт. В школах 34-ых штатов США законодательно запрещено обнародовать отметку учеников без согласия родителей. В наших же школах еще можно встретить плакаты, где поименно ругают тех, кто получил неудовлетворительные отметки. И никто не думает о переживаниях этих детей.

Вопрос совершенствования системы оценки знаний учащихся неоднократно понимался в педагогике советского периода. Данной проблеме посвящены десятки работ известных педагогов (Лернер И.Я., Липкина А.И., Перовский В.М. и др.). Многие учителя-практики вводили в традиционную систему отметок нововведения. Широкую известность получил опыт обучения без оценок (Амонашвили Ш.А., Занков Л.В.).

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-03; просмотров: 1150 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Оценка знаний и навыков

⇐ Предыдущая12345678Следующая ⇒

Оценка знаний и навыков сотрудника представляет из себя значительно более сложную и трудно формализуемую процедуру, основанную, с одной стороны, на представлениях о том, какие знания и навыки необходимы сотруднику для успешной работы в данной организации на конкретной должности. С другой стороны, в ходе этой процедуры необходимо каким-то образом оценить реальные знания и навыки сотрудника и сравнить их с необходимыми.

Оценка поведения

Наиболее сложной и трудно формализуемой является процедура оценки рабочего поведения сотрудника. Здесь возникают три проблемы:

  • Формулирование образцового набора измеримых признаков поведения сотрудника, соответствующего корпоративной культуре организации
  • Оценка соответствия поведения конкретного сотрудника этому образцу.
  • Разработка методов оценки поведения, минимизирующих искажение измеряемого повеления.

Подчеркнём, что все три описанных направления необходимы для разносторонней оценки персонала. Отказ от применения какого-то из них не только обедняет оценку сотрудников, но и может приводить к ошибкам.

Например, если руководитель руководствуется только оценкой результатов работы сотрудников, то он по существу ориентируется на прошлое. Даже результаты сотрудника в следующем месяце не могут быть уверенно спрогнозированы на основе его результатов в текущем месяце, особенно если условия его работы хоть немного, но изменяются.

Руководитель, ориентирующийся исключительно на оценку знаний и навыков сотрудника и не учитывающий его поведенческих особенностей, рискует тем, что неверно позиционирует его в своём подразделении (рабочей команде) не получит от этого подчинённого того результата, который он мог бы дать при правильном установлении связей и взаимодействия.

Наконец, руководитель, отдающий предпочтение оценке поведения сотрудника (например, по шкале: «хороший парень» – «что-то он мне не нравится»), нередко сталкивается с разочаровывающими результатами подчинённого по причинам как недостатка квалификации, так и нехватки самостоятельности, исполнительности и т.

п.

ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

В отличие от измерений физических параметров объектов (размеров, веса, скорости и т. п.) измерения, необходимые для оценки человека на работе, значительно слабее проработаны, поскольку имеют очень короткую историю (по существу, несколько десятилетий) и в принципе не могут иметь высокую точность. Тем не менее, такие науки как социология, менеджмент, организационное поведение и быстро развивающаяся бизнес-психология накопили ряд подходов, позволяющих реализовывать перечисленные выше три направления оценки. Рассмотрим основные известные из литературы и практики инструменты оценки персонала.

⇐ Предыдущая12345678Следующая ⇒

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Добавить комментарий

Закрыть меню