Методы эффективного общения

Методы общения

Наука » Психология » НЛП » Пути преобразования

Есть много способов общения с сущностями. Какие именно использовать, зависит от личных вкусов и от эффективности способа для индивида. Это может зависеть от предпочитаемой системы восприятия человека, то есть зрительной, слуховой или кинестетической.
Можно разговаривать с сущностями. Этот метод, если он доступен, часто удобнее всего для обмена информацией, получения ответов на вопросы и так далее. Нужно просто задавать сущности вопросы и выслушивать то, что приходит в ответ. Не беспокойтесь о логике того, почему сущность должна уметь говорить по-русски, а просто предполагайте, что она умеет. Вы можете получить отчетливый голос, или слова могут просто материализоваться в вашем уме. Иногда сущности в самом деле настаивают на использовании иностранного языка, так что словесное общение может быть ограничено.
Еще сущность может отвечать картинками. Такой способ может давать нам столько же информации, но может быть немного непривычным. Обычно всё же можно говорить сущности слова, а она будет давать вам картинку как ответ или реакцию на то, что вы сказали. Конечно, такой способ действует лучше всего, если на ваши вопросы можно легко отвечать картинками, то есть они не слишком абстрактны.
Ощущения тоже могут быть методом общения. И кстати, почти все сущности прекрасно общаются с помощью ощущений. Проблема может быть в том, что у нашего клиента слабая связь с ощущениями, и он возможно не замечает их. Обычно ощущения находятся в теле человека, но они могут быть и внешней кинестетической информацией. Если доступны только ощущения, то неизбежно довольно упрощенное общение без никаких абстрактных понятий.
Иногда сущности не согласны сознательно общаться с человеком. Это значит, что они не согласны ничего говорить и рассказывать. Это не значит, что мы не можем общаться, это просто значит, что можно обойтись без подробностей. Можно выяснить это, просто спросив, например:
«Ты согласна общаться со мной в сознании?»
Чтобы наверняка получить ответ на этот вопрос, нам конечно сначала нужна система общения.
Иногда лучше начать с простой системы «Да/Нет», прежде чем идти дальше.

Это значит построить систему, в которой можно задавать простые вопросы с ответами или «Да/ Положительно/ Согласна/ Нравится», или «Нет/ Отрицательно/ Несогласна/ Не-нравится». Нам просто нужно установить какую-то обратную связь, в которой есть по меньшей мере два разных распознаваемых состояния.
Часто для этого эффективно ощущение. Расслабленное ощущение может означать «Да», а напряженное «Нет». Это скорее всего ощущение в теле, но не всегда, оно может быть где угодно в пространстве.
Если вы делаете это с клиентом, вы можете сказать что-то вроде:
«Давай получим сигнал для «Да»»
и затем попросить клиента заметить ощущения или изменения. Не думать насчет этого и не обосновывать этого логически, а просто почувствовать то, что здесь есть. А затем попросите:
«Давай получим сигнал для «Нет»»
и пусть он заметит, что изменилось. Это должно быть то, что он может с уверенностью замечать, а не просто идея.
Если несмотря на уговоры клиент всё же понятия не имеет, что он ощущает, можно вместо этого установить небольшой механизм, который будет делать это для нас. Например, вы можете натренировать пальцы клиента давать сигналы для «Да» и «Нет».
Можно произвольно решить, что правый указательный палец—это «Да», а левый указательный палец—это «Нет». Можно спросить клиента, какой палец чем будет. Затем фасилитатор говорит клиенту, что он задаст ему несколько вопросов с ответами «Да», и он должен специально каждый раз поднимать палец «Да». «Ты сидишь на стуле?» и тому подобное. Мы делаем это, пока палец не узнает, что он палец «Да». Затем мы спрашиваем вопросы «Нет» и просим клиента на каждый вопрос поднимать палец «Нет». «У тебя есть зеленый сыр на носу?», и так далее.
Затем, когда мы разговариваем с сущностью, клиенту нужно только замечать, какому пальцу хочется подняться. Он не должен стараться делать что-то логически, а должен просто замечать, какой палец немного дергается, и поднимать его. Ответы обычно совершенно противоположны тому, что клиент построил бы сознательно, но именно поэтому этот метод и нужен.
То же самое можно делать с помощью мускульного тестирования, с помощью маятника или любого другого метода, который использует непроизвольные движения тела.
Упражнение
Þ Поупражняйтесь в общении с несознательными частями, пока не станете уверены в своей способности делать это.

Каждый педагог, общаясь, выбирает свой индивидуальный стиль. Каждый находит свои ориентиры в профессиональной педагогической деятельности. Первой ступенькой в осуществлении технологии педагогического взаимодействия является осознание его сути, целей, принципов и содержания, которое реализуется в разнообразных формах воспитательной деятельности. Следующий шаг – это отбор способов, с помощью которых можно достичь результата. От учителя требуется профессиональное владение арсеналом методов, приемов, средств воспитания, необходимых для решения педагогических задач.

Выбор методов бывает обусловлен содержанием воспитания, всей педагогической системой, а также такими закономерными фактами, как достигнутый уровень развития детского коллектива, возрастные и типологические характеристики детей, особенности взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками .

Применение методов поддается предварительному планированию лишь тогда, когда педагогу предстоит разрешить создавшуюся проблему, ответить на вопрос: «Что делать дальше?». Но чаще всего необходима непосредственная реакция на конкретную ситуацию, разрешение сиюминутно возникшей задачи. Ведь учебно-воспитательный процесс – это своего рода цепочка взаимозависимых и взаимообусловленных педагогических ситуаций.

Поведение педагога в создавшейся ситуации зависит от цели воспитания, от его позиции, и от профессионального владения спектром методов и приемов, а также алгоритмов решения педагогических задач .

Исходя из практической работы педагога, Н.Е. Щуркова рассматривает три группы методов:

q Методы, с помощью которых оказывается влияние на сознание воспитанников, формируются их взгляды (представления, понятия), осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе между ее членами.

q Методы, с помощью которых оказывается влияние на поведение воспитанников, организуется их деятельность, стимулируются их позитивные мотивы.

q Методы, с помощью которых оказывается помощь в самоанализе и самооценке воспитанников .

Методы тесно связаны с методическими приемами. Приемы носят частный характер и не имеют самостоятельной педагогической задачи. Например, деление класса на микрогруппы (случайным выбором, по интересам, по лидерам т.п.) – методический прием, который может быть подчинен разным задачам: научить коллективному планированию, раскрыть индивидуальные особенности или др. Взаимосвязь методов и приемов подвижна, одни и те же приемы могут использоваться в различных методах.

Табл. 6

Методы
Формирование взглядов, обмен информацией Организация деятельности Стимулирование оценки и самооценки
Диалог. Доказательство. Инструктаж. Лекции.

Призыв. Внушение. Повествование.

Поручение. Требование. Состязание. Показ образцов и примеров. Создание ситуации успеха. Перспектива. Упражнение. Замечание. Ситуация контроля. Поощрение и наказание. Ситуация критики и самокритики. Доверие. Общественное мнение.
В основе — убеждение В основе – упражнение. В основе – самооценка


И.А. Зазюн выделяет ряд приемов, которые должны использоваться учителями при общении с учащимися:

q Проявление внимания, уважения.

q Педагогический такт.

q Интерес.

q Доброта.

q Забота.

q Поддержка.

q Положительная установка.

q Вера педагога в наличие у воспитуемого способностей и положительных качеств.

В единстве с методами и приемами применяются средства воспитания. Средством может выступать коллектив (в педагогическом смысле этого слова), различные виды деятельности, а также предметы материальной и духовной культуры (книги, кинофильмы, музыкальные произведения и т.п.). Каждое средство должно быть приемлемо для решения определенной педагогической задачи. Чем больше набор средств, которым располагает педагог, тем эффективнее его профессиональная деятельность.

МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2

С помощью общения люди обмениваются информацией, эмоциями, составляют определенное мнение друг о друге, и регулируют поведение друг друга. В психологии эти компоненты называются:

1. Информация;

2. Эмпатия;

3. Рефлексия;

4. Взаимодействие.

Итак, основы эффективного общения эти четыре основные компонента.

Информация. Что необходимо сделать, чтобы информация дошла до вашего собеседника в полном объеме, и он понял бы ее так же, как и было вами запланировано?

Совершим небольшой экскурс в жизнь человека с момента его рождения и до текущей ситуации вашего общения. Каждый из нас обладает своим генетическим материалом и жизненным опытом, даже близнецы имеют разный опыт и в чем-то не похожи друг на друга. А представьте, какая огромная разница у людей воспитанных в разных семьях, в разных условиях, с разными ценностями, разным темпераментом, и т.д. Несмотря на то, что мы говорим на разном языке, одно и то же слово для каждого из нас несет разный смысл. Взять хотя бы такое простое и понятное слово “мама”. Чаще всего в него вкладывается самый положительный смысл, кажется уже добрее, светлее и прекраснее этого слова нет ничего на свете. А если человек вырос в детдоме, потому что его бросила мать? Это один из крайних случаев, конечно, но будет ли для него слово “мама” таким же прекрасным? Скорее всего, нет. Так с любыми словами и понятиями. Поэтому так важно при общении стараться использовать слова которые несут одинаковый смысл как для вас так, и для вашего собеседника. Пусть вас не затрудняет задавать уточняющие вопросы, чтобы убедиться, что ваш собеседник правильно вас понял или вы его. Так вам будет проще понять мотивы тех или иных его поступков, а также позволит лучше понять себя, расширит ваш кругозор.

Эмпатия. Под обменом эмоциями подразумевается, что вы и ваш собеседник сознательно или бессознательно влияете на эмоциональное состояние друг друга. Для этого, конечно же, в первую очередь надо представлять какие чувства преобладают в вас сейчас. И во власти каких эмоций находится ваш собеседник. И то, и другое лучше всего получается у людей с высоким эмоциональным интеллектом, который в отличие от обычного интеллекта можно развивать и повышать, было бы желание. Итак, вы честны с самим собой и понимаете, какие эмоции в вас сейчас преобладают, почему именно эти эмоции, насколько они желательны, хотели бы вы “поменять” их на другие и т.д. А также в состоянии понять эмоции другого человека, еще лучше, если вы понимаете, почему они возникли, и что нужно сказать или сделать, чтобы изменить эмоциональное состояние собеседника. Чаще всего следует сообщить, что вы осознаете состояние собеседника, если только такое замечание не будет ему в тягость. Это замечание помогает человеку раскрыться и дает почувствовать, что его понимают. Главное для успешного взаимодействия с другими людьми – это умение взглянуть на мир их глазами. Вы должны быть готовы оставить в стороне свои оценки и суждения, а так же собственную картину мира. Только тогда вы сможете увидеть другого человека. В психологии это называется сопереживанием. Сопереживание не означает сочувствие, в первом случае вы понимаете чувства другого, а во втором, вы чувствуете то же самое, что и он. Также раскрытию эмоций другого человека способствует искреннее и открытое выражение вами ваших чувств. Но опять же, только в том случае, если это не заденет собеседника. Например, ваш друг предлагает вам пойти вместе с ним на чемпионат по футболу, потому что его подруга заболела и не сможет пойти. Ясное дело, радостно заявлять: “До чего же хорошо, что она заболела!!”, думаю, не стоит.

Рефлексия. Рефлексия — это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению представлять вас в своих мыслях. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются черты характера и поведения обоих. Рефлексии способствует развитие безусловного самопринятия, основанного на осознании и понимании своих слабых и сильных сторон, принятия других, ценностного (уважительного) отношения к партнеру по общению.

Взаимодействие. Любое общение всегда предполагает некоторый результат — изменение поведения и деятельности других людей. При соблюдении трех вышеописанных компонентов общения между собеседниками возникает межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияния людей, которые в свою очередь приводят к их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность растянутых во времени реакций людей на действия друг друга. Например, ваш поступок, изменяющий поведение вашего собеседника, вызывает со стороны последнего ответную реакцию, которая, в свою очередь, будет воздействовать на ваше поведение. Поэтому так важно прогнозировать процесс взаимодействия и его результат. Если вы хорошо понимаете чувства вашего партнера по общению, представляете картину его мира, а также то, каким представляет он вас, вы можете заранее предположить, какие ваши действия повлияют на него тем или иным образом. В этом случае ваше общение выльется в приятную для обоих, совместную деятельность. В противном – может возникнуть конкуренция или конфликт. Но это уже другая история.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев приведенные выше виды барьеров, выделяемые разными авторами, мы видим, что они в чем-то различны, а в чем-то – одинаковы. Но мы точно можем сказать, что объединяет их именно то, что все эти барьеры возникают именно по нашей вине, по вине человека.

Общение с собеседником зависит от нашего поведения, от нашего настроения, от нашего психического и физического здоровья, от нашей культуры речи. И именно от нас зависит то, каким будет исход у нашего контакта с собеседником. Да, существует множество факторов, не зависящих от нас, которые мы не контролируем, но есть и то, над чем нам необходимо работать. Например, сдерживать свои эмоции, когда это необходимо, научится слушать человека и не перебивать его речь, не заострять все внимание только вокруг своих личных проблем, отказаться от привычки общения при помощи так называемых «ленивых вопросов». Ведь все это мешает нам нормально общаться с нашими друзьями, родственниками, коллегами. Именно из-за этого зачастую происходят конфликты. В настоящее время люди зациклены только на себе, на своей карьере, на своих интересах. Мы разучились слушать, мы не умеем сопереживать. Мы забываем о том, что кому-то нужна поддержка, в виде разговора «по душам». Мы не сумеем преодолеть барьеры, возникающие при общении, если не начнем работать над собой. А это немаловажная задача каждого человека. Ведь от того, как складываются наши взаимоотношения с другими людьми, во многом зависит продуктивность тех сфер деятельности, которые общение как бы обслуживает, будь то работа, учеба, семья и т.д.

В качестве рекомендаций можно привести различные приемы, способствующие преодолению барьеров, возникающих при общении и повышению эффективности этого общения. Назовем некоторые из них.

Приём «имя собственное».Здесь, для более эффективного общения с вашим партнером автор предлагает произносить вслух имя-отчество вашего собеседника. Этим вы покажете внимание к данному человеку, что будет способствовать его утверждению как личности, вызовет у него чувство удовлетворения и будет сопровождаться положительными эмоциями, тем самым формируя его расположение к вам.

Приём «зеркало отношений».Данный прием состоит в вашей доброй улыбке и приятном выражении лица. Эти слагаемые будут свидетельствовать о том, что вы — друг. А, как известно, друг — это защитник и сторонник. Благодаря этому чувству у вашего собеседника возникнет чувство защищенности, и он будет расположен к общению с вами.

Приём «золотые слова»предлагает вам во время вашего общения с собеседником высказывать комплименты в его адрес, что будет способствовать его расположению к вам. У вашего партнера по общению будут формироваться положительные эмоции, а это значит, что и он будет чувствовать себя при общении более или менее раскованно.

Приём «терпеливый слушатель».Каждому человеку приятно, когда его слушают во время разговора. Чем больше вы умеете слушать, тем больше у вашего собеседника образуется положительных эмоций, создается доверительное расположение и появляется желание общаться с вами.

Приём «личная жизнь».Данный прием предлагает нам привлекать наше внимание к увлечениям вашего партнера в общении. Это способствует образованию положительных эмоций и повышает его расположенность общаться с вами /7/.

И если мы начнем хотя бы изредка придерживаться этих правил, мы потихоньку научимся правильно вести себя при разговоре с нашими собеседниками, избегать конфликтных ситуаций, перестанем отдаляться друг от друга.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе : Кн. для учащихся / Е.С.Жариков, Е.Л.Крушельницкий. – М.: Просвещение, 1991. – 224с.

2. Измайлова М.А. Деловое общение : Учебное пособие / М.А.Измайлова. – М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2009. – 252с.

3. Камардина Г.Г. Психологические трудности общения: основы психотехнологии : Учебное пособие / Г.Г.Камардина. – Ульяновск, 2000. – 52с.

4. Крылов А.А. Психология : Учебник (2-е издание) / А.А.Крылов. – М.: Изд-во «Проспект», 2005. – 495с.

5. Крысько В.Г. Социальная психология : Курс лекций / В.Г.Крысько. -3-е изд. – М.: Омега-Л, 2006. – 352с.

6. Панфилова А.П. Психология общения : Учебник для студентов сред. проф. образования / А.П.Панфилова. М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 368с.

7. Попова Л.Л. Современные технологии общения : Учебное пособие / Л.Л.Попова. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 180с.

8. Ракей И.Р. Основы делового общения : Учебно-методический комплекс для студентов специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение» / И.Р.Ракей.

Мн.: МГВРК, 2007. – 176с.

9. Реан А.А. Психология и педагогика : Учебное пособие / А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум. – СПб.: Питер, 2002. – 432с.

10. Сердюк И.И. Социальная психология : Учебно-методическое пособие / И.И.Сердюк. – Краснодар, КубГУ, 2012. – 136с.

Общие принципы эффективного общения с пациентами, родственниками и различными специалистами здравоохранения.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 7Следующая ⇒

Самый конфронтационный вопрос, касающийся практикующих врачей — это их способность эффективно общаться с пациентами.

Удовлетворенность клиента лечением у врача в значительной степени зависит от того, было ли общение с врачом положительным, что прямо пропорционально зависит от качества взаимодействий. Наиболее часто встречающаяся жалоба, поступающая от пациентов, — неспособность практикующих врачей внимательно выслушать, давать ясные и понятные ответы, и, в первую очередь, точно выявить те проблемы, с которыми пациент пришел к врачу. Неэффективное общение является барьером на пути к достижению здоровья.

Пациенты оценивают профессиональную компетентность, взаимодействие медперсонала, и хороший уровень сервиса в кабинете. Однако, многие люди часто не могут отличать посредственное качество помощи от безупречного. Пациенты достаточно уязвимы, поэтому их в достаточной степени беспокоит то, как с ними будут обращаться в кабинете врача. Составляющие, на которых строится общение, мотивирующие поведение, и дающие начало доверию стоматологу, включают в себя:

Врачу небезразличны проблемы и чувства пациента.

Пациенты должны знать, что они сами могут повлиять на свое здоровье.

Пациенты должны знать, что то, что они сделали, большое или малое, положительно сказывается на их здоровье.

Пациенты, должны чувствовать себя уютно в кабинете врача, то есть, должны видеть, им всегда рады.

Наиболее общие ошибки

Так как цель эффективного опроса состоит в том, чтобы построить чуткие и доверительные отношения, важно избежать некоторых часто встречающихся ошибок общения. Невербальные стимуляторы могут помешать эффективности межличностного общения:

1) Отведенные в сторону глаза.

2) Авторитарный или снисходительный тон, хмурое или осуждающее выражение лица.

3) Непонимание языка телодвижений, то есть, неспособность распознавать язык телодвижений пациента как важную, хотя и невербальную связь.

Вербальные стимуляторы могут также нарушить процесс общения:

1) Осуждение — Вы считаете, что пациент должен был сделать что-либо по-другому.

2) Враждебность — эмоциональное осуждение, например, возмущением, неодобрением.

3) Неискреннее заверение — преждевременная или неискренняя попытка позаботиться о комфортности пациента перед полным выявлением реакции и ответа пациента; посыл, отрицающий существование у пациентов каких-либо проблем.

4) Исследование — преждевременная попытка коснуться определенных деталей не совпадающих с настроением пациента.

5) Несоответствующее использование закрытых вопросов, то есть, вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет».

6) Преждевременные выводы.

Некоторые из этих «стопоров общения» могут быть подходящими для использования, чтобы получить специфическую информацию или провести беседу задним числом. Врачи часто беспокоятся о переходе этических и правовых границ при сборе информации, особенно если история болезни обнаруживает некоторые щекотливые вопросы относящиеся к сексуальному поведению, отклонениям в общении, использованию наркотиков, алкоголя и сигарет. Этически верная практика требует получения информации, необходимой для стоматологического лечения, и полного излечения пациента. Необходимо организовать процесс опроса в конфиденциальной обстановке, которая позволяет пациенту чувствовать себя раскрепощенно. Чуткая и непредубежденная манера поведения способствует установлению доверия и развитию контакта.

⇐ Предыдущая1234567Следующая ⇒

Добавить комментарий

Закрыть меню