Методы анализа социологической информации

Средства анализа и интерпретации данных социологического исследования рынка.

Заключительный этап эмпирического социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.

Обработка данных включает в себя следующие компоненты:

1) Редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шага состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования

2)Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании. Вопросы получили форму индикаторов в процессе анкетирования. Поэтому необходимо провести обратную процедуру, то есть перевести данные в форму, которая бы отвечала на вопросы исследования.

3)Статистический анализ. В ходе статистического анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа используются различных математических методов, позволяющих полно и всесторонне анализировать собранную информацию.

Анализ данных — основной вид работ в социологических исследованиях. Он строится на основе теоретических и методических принципов, положений социологии, логических и математических, статистических методов и моделей, а также других научных положений. Его основное назначение сводится к:

Ø предоставлению информации об исследуемом объекте в виде признаков;

Ø определению ее надежности

Ø установлению направлений и форм практического использования результатов проведенного исследования.

Социологические данные получают из документов, которые подразделяются на виды :

1) по способу фиксации информации различают:

Ø письменные тексты (печатные, машинописные, набранные на компьютере, рукописные);

Ø иконографические, т.е. воспринимаемые визуально (кино-, видео-, фотодокументы и т.д.) и

Ø фонетические (грамзаписи, магнитофонные записи, лазерные диски и др.) документы;

2) в зависимости от статуса их авторов документы классифицируются на:

Ø официальные, исходящие от тех или иных органов власти, учреждений, полномочных органов, лиц (законодательные акты, правительственные постановления, указы, данные статистической отчетности, документы организаций, материалы архивов и т.п.),

Ø неофициальные (письма, дневники, семейные альбомы, воспоминания и др.);

3) по источнику информации документы делятся на :

Ø первичные, составленные на базе прямого наблюдения, обследования;

Ø вторичные, представляющие собой результаты обработки, обобщения содержащихся в первичных источниках данных, их копии;

4) по признаку персонификации документы могут быть:

Ø личными (автобиографии, личные карточки, мемуары, дневники и т.п.)

Ø безличными (отчеты, архивы, протоколы и т.д.).

Различают два способа анализа документов: 1) традиционный (классический); Традиционный анализ документов представляет собой совокупность умственных действий, направленных на раскрытие содержания материала документа. При традиционном анализе социологу необходимо установить авторство документа, цель, время, социальный контекст его создания. Традиционный анализ документа представляет собой самостоятельный, творческий процесс, который зависит от содержания документа, цели, задач исследования и, конечно, от научной квалификации, опыта и творческой интуиции исследователя

2) формализованный, или контент-анализ.

Контент-анализ – это специальный метод качественно-количественного анализа содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими документами.

Контент-анализ ориентирован на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников, трудно поддающихся или вовсе не поддающихся традиционному анализу. Суть данного метода состоит в перевод текстовой информации в количественные показатели, нахождение подсчитываемых признаков изучаемого документа. Таким признаком, например, может выступать частота употребления определенных терминов.

Процедуры контент-анализа включают выделение смысловых единиц (единиц контент-анализа)и единиц счета.

Категории, единицы контент-анализа – это конструктивные объекты, содержание которых определяется целью и задачами социологического исследования. В практике социологических исследований сложился определенный набор устойчивых, стандартных единиц контент-анализа. К числу наиболее часто употребляемых относятся:

1) понятие, выраженное в тексте отдельным термином (словом) или сочетанием слов (например, «безработный», «предприниматель», «уровень жизни»);

2) тема, выраженная в единичных суждениях, смысловых абзацах или целостных текстах;

3) персонаж («герой») некоего события, действия (им в зависимости от выделенной темы контент-анализа может выступать менеджер, студент, олимпийский чемпион, президент союза предпринимателей, президент страны и т.п.);

4) ситуация, например, экологическая, рассматриваемая в контексте необходимости развития атомной энергетики или отказа от ее дальнейшего развития;

5) действие, осуществляемое отдельными индивидами, группами, в пределах избранной для контент-анализа темы (действия безработных, предпринимателей

Завершается социологическое исследование формированием выводов, предложений и рекомендаций.

По итогам любого социологического исследования составляется отчет. Для каждого вида социологического исследования и согласно его цели и задачам устанавливается определенная форма отчета. Отчет содержит описание всех разделов программы исследования, изложение использованных теорий, методологического и методического аппарата, описание и объяснения полученных данных, выводы и рекомендации

Литература

Асадов А.Н., Молодькова Э.Б., Потемкин В.К. Экономика и социоло-гия труда: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007

2. Асадов А.Н., Забродин В.Ю., Прозоровская К.А.Основы экономиче-

ской социологии: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.

3. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические ис-

следования. — 1994. — №5.

4. Гидденс А. Социология. – М.: Эдиториал-УРСС, 1999.

5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического иссле-

дования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.

6. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.:

ИНФРА-М, 2007.

7. Ирхин Ю.В. Социология культуры: Учебник. – М.: Экзамен, 2006.

8. Лапин Н.И. Общая социология: Учебное пособие для вузов. – М.:

Высшая школа, 2006.

9. Маркович Д. Ж. Общая социология: Учебник. / Пер. с серб. – М.:

Владос, 1998.

10. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. – М.:

АСТ, 2006.

11. Немировский В.Г. История социологии: Учебное пособие. – М.:

Владос, 2005.

12. Прозоровская К.А. Социология. – СПб.: Изд-во «Нева», 2005.

13. Прозоровская К.А. Социология для юристов. Учеб. Пособие –

СПб.: СПбГУЭФ, 2006.

Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. – М.:

Аспект Пресс, 1996.

15. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г.В. Оси-

пова. – М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998.

16. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. – М.: Феникс, 1998.

17. Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность // Соро-

кин П.А. Человек, цивилизация, общество. – М.: Политиздат, 1992.

18. Социология: Учебное пособие. В 2-х частях. – СПб.: Изд-во

СПбГУЭФ, 2001.

19. Социология. Общий курс: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.

20. Тадевосян Э.В. Социология: Учебное пособие. – М.: Знание,

Методы обработки социологических данных

Анализ собранной социологической информации — самый увлекательный этап исследования. Здесь проверяются выдвинутые гипотезы, выявляются новые проблемы, а иногда ждет и разочарование.

Для начала группировка и классификация — элементарные процедуры упорядочения собранной информации.

Простая группировка — это классификация или упорядочение данных по одному признаку. Так, в зависимости от гипотез можно сгруппировать выборочную совокупность по возрасту, полу, роду занятий, образованию или по высказанному суждению. Число членов выделенной группы называют долей или относительной частотой. Здесь сразу можно применить такие статистические приемы обработки информации, как вычисление медианы, среднеарифметических показателей, исчисление частот по процентам.

Перекрестная группировка — это связывание данных, предварительно упорядоченных по двум признакам в таблицах. Например, возраст мужа и возраст жены в семейных парах или отношение к проводимым в стране экономическим реформам в зависимости от возраста, материального положения. Основная задача перекрестной группировки — поиск устойчивых связей изучаемых объектов, например типичных соотношений возраста семейных пар. Выясняется, что мужья в большинстве случаев старше своих жен. Но в новых городах Севера, где довольно специфичен демографический состав населения, достаточно много семейных пар, где жена старше своего мужа.

Такая группировка в некоторых случаях уже является достаточной для основательного отчета по результатам исследования.

Далее возможны эмпирическая типологизация, поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов не по одному или двум, а в нескольких измерениях одновременно. К примеру, в семейных парах возраст супругов анализируется в зависимости от национальности, места жительства, характера труда и т.п. Задачи многомерной эмпирической типологизации решают с помощью математических процедур распознавания образов — таксономии. В эмпирическом материале для таксономического анализа выделяются группы — таксоны, например по семейному положению, и затем анализируется их миграционное поведение по характеру миграционных потоков, в зависимости от численности поселенческих образований (крупных, средних и малых городов, сел).


В многомерной эмпирической классификации используется прием кластерного анализа. Например, конфигурация депутатских групп в органах представительной власти, позволяющая прогнозировать их поведение.

В специальной литературе рассматриваются более сложные приемы анализа информации: критерий Юла, метод корреляционного графа, факторный анализ, всевозможные коэффициенты, например Пирсона.

Как правило, социологи используют стандартные компьютерные программы обработки социологической информации, пригодные для выдачи простых распределений, процентов, отклонений, ранговых и парных коэффициентов корреляции, энтропии, регрессионных показателей, различного рода индексов и т. п.

В зависимости от программных целей исследования анализ полученных данных может быть более или менее глубоким и основательным. В зависимости от целей исследования можно остановиться на определенном этапе анализа информации.

71. Гендерная социология.

Гендер — это понятие которое обозначает социальный пол человека, в отличие от биологического пола, социально ролевой статус, который относительно социальных возможностей каждой в образовании, проф. . деятельности, доступа к власти, семейной роли и репродуктивному поведению и есть одним из базовых измерений социальной структуры общества.

Гендерная социология это одна из отраслей социологии, рассматривает взаимодеиствие индивидов в обществе разделяя их по половому признаку.

Предмет гендерной социологии -социальный статус мужчин и женщин, как гендерных общностей, и его эволюция под влиянием конкретных социальных условий (исторических, политических, экономических, духовных). Объект гендерной социологии- мужчины и женщины как крупные гендерные общности в социальной структуре населения, различающиеся статусными характеристиками, ролевыми функциями, особенностями психологического склада, поведения и сознания. Преобладающим объектом гендерной социологии в мировойсоциологии традиционно является женский социум. Его состояние характеризуется уровнем решения «женского вопроса» в обществе на данном этапе его развития. Мужская гендерная общность в качестве объекта гендерной социологии в современной мировой социологии изучается слабо.

Гендерные конфликты. На макроуровне гендерный конфликт — это конфликт интересов, то есть борьба женщин как социальной группы за высший статус в обществе Гендерные конфликты вызванные разногласиями между нормативными представлениями о чертах личности и особенности поведения женщин и мужчин и невозможностью или нежеланием личности и группы людей отвечать этим представлениям — требованиям.

Гендерные стереотипы — это обобщенные и упрощенные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям “мужское” и “женское. — Стереотипы маскулинности-фемининности. Маскулинность приравнивается к активно-творческому, культурному началу, а фемининность — к пассивно-репродуктивному, природному.

Стереотипы, закрепляющие семейные и профессиональные роли в соответствии с полом.

Для женщины главные социальные роли — семейные роли, для мужчин — профессиональные. Женщин принято оценивать по наличию семьи и детей, мужчин — по профессиональному успеху.

Структурный функционализм.

Структурный функционализм — методологический подход в социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию. Основоположниками структурного функционализма считается известный американский социолог Толкотт Парсонс, который в своих исследованиях опирался на классические концепции Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма, а также британского социального антрополога польского происхождения Бронислава Малиновского. Базовой идеей структурного функционализма является идея «социального порядка», то есть имманентное стремление любой системы поддержать собственное равновесие, согласовать между собой различные её элементы, добиться согласия между ними. Ученик Парсонса — Роберт Мертон — внёс большой вклад в развитие данного подхода и его адаптации к практике. В частности Мертон уделял большое внимание проблеме дисфункций.

У истоков структурного функционализма стояли первые социологи: Огюст Конт, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм. Они стремились к тому, чтобы создать такую науку об обществе, которая, подобно физике или биологии, могла бы открывать и обосновывать законы общественного развития.

Факторы повышения производительности труда (Ф.Тейлор, Э.Мейо, Ф.Скиннер и др.)

Отношение к труду характеризуется стремелением или осуществлением максимально прилагать свои физические и духовные способности для достижения результата.

Отношение к труду зависит от трех факторов:

1) Каких социально-экономических условиях он трудится

2) Каков он сам

3) Каков его труд

Способы повышения производительности труда

1) Материальное стимулирование

Применение этого метода может быть полезным для достижения кратковременных подъемов производительности

2) Улучшение качества рабочей силы

3) Совершенствование организации труда

Целесообразно использовать производительную ротацию

4) Вовлечение персонала в процессы управления

Включение персонала в некоторые функции планирования и контроля качества.

5) Не денежное стимулирование

6) Повышение трудовой культуры работников

Анализ социологической информации

⇐ ПредыдущаяСтр 87 из 154Следующая ⇒

Полученная в исследовании социологическая информация проходит ряд этапов в своей обработке (контроль надежности и достоверности информации, кодирование эмпирической информации, социологическое измерение содержания информации).

Многогранная и сложная работа по анализу социологической информации начинается с контроля за качеством заполнения инструментария исследования (анкет, интервью, карточек наблюдения, используемых документов). Если установлено, что 30% ответов не по существу темы исследования или отсутствует паспортичка, т.е.

данные по полу, возрасту, образованию, социальному положению, то эти материалы изымаются из общего массива данных.

Далее проводится кодирование полученной эмпирической информации, т.е. каждому исследуемому вопросу (в опросах, наблюдении, изучении документов) присваивается определенный код, по которому производится компьютерная обработка социологической информации.

И, наконец, осуществляется наиболее сложный, требующий высокой профессиональной подготовки этап социологического анализа, измерения полученной социологической информации, т.е. обоснование количественных и качественных оценок – интерпретации содержания в исследуемой теме тех вопросов, которые имеют главное значение в решении поставленных конкретных проблем и проверки выдвинутых гипотез исследования.

В процессе анализа социологической информации необходимо использовать не только материалы анкетирования (как это часто бывает), а все ее виды: опроса (анкетирование и интервьюирование); наблюдения (свободные и включенные); изучения документов (письменных, аудио, видео и т.д.).

Важную роль в анализе социологической информации занимает интерпретация полученных данных. Интерпретация – это процесс приписывания содержательного смысла полученным в результате математической обработки формальным символам, отношениям и т.д. Для этого необходимо соблюдение определенных принципов:

1) согласование интерпретации с исходной теоретической моделью, сформулированной в программе КСИ;

2) принцип дополнительности, состоящий в том, чтобы в результате интерпретации формировались новые знания;

3) принцип глубокого, сущностного анализа изучаемого объекта с точки зрения «содержательных последствий» его взаимодействия с другими признаками и факторами;

4) проверка качественного анализа исходных гипотез статистическими методами (вычисление средних величин, коэффициентов взаимозаменяемости) или проведением социального эксперимента.

Date: 2015-09-24; view: 343; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Заключительный этап эмпирического социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.Обработка данных включает в себя следующие компоненты:Редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шага состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования.Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании. Вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Сейчас же необходимо провести обратную процедуру, то есть перевести данные в форму, которая бы отвечала на вопросы исследования.Статистический анализ. Этот шаг является ключевым в процессе анализа социологических данных. В ходе статистического анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи используют большое число различных математических методов, позволяющих полно и всесторонне анализировать собранную информацию.

В современной социологии для этой цели активно применяются ЭВМ, дополненные программами математико-статистической обработки. В зависимости от методов получения первичной информации возможно применение различных приемов обработки и анализа данных. Так, если социолог определенную часть информации извлекает из документальных источников, то он использует два основных метода анализа документов. Неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ). Традиционный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов в соответствии с целью исследования. Формализованный анализ документальных источников (контент-анализ — анализ содержания) рассчитан на извлечение социологических информации из больших массивов документальных источников, недоступных традиционному интуитивному анализу. Он основан на выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов (или сообщений). При обработке и анализе данных, полученных методом опроса, широко применяются методы ранжирования, шкалирования, корреляции и др.

Добавить комментарий

Закрыть меню