Методология это в психологии

1.Методология как наука. Понятие метода, методологии и методики.

Метод – путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных знаний.

Метод – реализация определенного познавательного отношения к изучаемой действительности, определяющего организацию исследования и предполагающего использование соответствующих приемов и процедур исследования.

Методология – как метод в широком значении и как путь познания.

Методология – особая форма рефлексии самосознания науки, включающая в себя анализ предпосылок и оснований научного познания, методов, способов организации познавательной деятельности, выявление внешних и внутренних детерминант процесса познания, его структуры, критическую оценку получаемых знаний, определение исторически конкретных границ познания при данном способе его организации.

Методика – конкретная реализация метода, применяемая к целям, предмету и задачам исследования. Содержит описание процедуры, инструкцию, интерпретацию.

2.Структура и функции методологического знания.

Структура имеет 3 уровня: 1.) Уровень общенаучных принципов и форм исследования – предполагает глобальные теории, которые характерны для всех наук. 2.) Уровень конкретно-научной методологии. 3.) Уровень методики (техники исследования)

Функции методологического знания: 1.) Дескриптивный пласт (дескрипт-описание) – идет работа над уже полученными данными. К дескриптивным функциям относится: — катализация или стимулирование процесса познания; — интеграция и синтез; — выработка стратегии развития науки; — мировоззренческая интерпретация результата. 2.) Нормативный пласт – рекомендации и правила осуществления научной деятельности.

3.Типы знания. Понятие научного знания.

1. Духовно-практический способ освоения мира – мифология, соединение реального и идеального. Включает: 1.) Мифы – предание, рассказ, слово.Слово и объект в нем реальны. 2) Мудрость – область специфических знаний, которая основывается не только на рациональности, но и включает элементы нравственного, художественно-эстетического, эмоционального, практического отношения к реальности. 3) Мораль – система апробированных опытом норм, правил и оценок, общих требований, отражающих и конструирующих реальность.

2. Художественно-эстетическое освоение мира.

3. Донаучное (обыденное) знание – несистематичность и бездоказательность, принципиально бесписьменный характер, не требует специальной подготовки (пословицы и поговорки, личный опыт).

4. Вненаучное знание – знания, которые не согласуются с общепринятыми стандартами научного рассуждения (лженаука, паранаука). 4. Научное знание

5. Наука – исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленное на познание и преобразование объективной реальности и имеет своим результатом целенаправленное отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные законы.

Научные знания — это сведения, полученные в результате научных изысканий я характеризующиеся высокой степенью достоверности (доказанности и надежности), возможностью проверки, теоретической обоснованностью, включенностью в широкую систему научных знаний. Характерной особенностью научных данных, как и вообще научных знаний, является их от­носительная истинность, то есть возможность их опровержения в результате научной критики.

4.Особенности научного познания. Критерии и принципы научного знания.

Особенности научного познания. 1. Обнаружение объективных законов действительности. 2. Целью является объективная истина. 3. Основная цель прогностическая для дальнейшего практического освоения действительности. 4. Системность. 5. Строгая доказательность и обоснованность полученных результатов. 6. Знание, претендующее на научность нуждается в возможности эмпирической проверки. 7. Использование научного оборудования, специфических материальных средств, идеальных средств-логика, системный анализ, мат.методы. 8. Постоянная методологическая рефлексия. 9. Выработка специализированного научного языка. 10. Специфика научного сообщества и субъекта.

Принципы научного знания. 1. Верификация – (Шлик, Карнап) любые теоретические высказывания должны быть подвержены эмпирической проверке. 2. Принцип фальсификации– (Карл Поппер)

Критерии научного знания : 1. Объяснительная сила – теория, объясняющая много фактов обладает большей объяснительной силой. 2. Эвристическая ценность– чем больше фактов теория объясняет тем больше ее эвристическая ценность. 3. Прогностическая ценность.

5.Социокультурные предпосылки возникновения и основ­ные этапы исторической эволюции науки.

1. Пранаука (донаучный) – 7-4 века до нашей эры. Благодаря рабству. Демократия – свобода слова, и аргументации. Обучения нет, все на наглядном уровне. Письменность с целью сбора долгов. Выделение касты писцов и жрецов, которые обладали знанием. Формируется жилическая наука – знания получаемые эмпирическим путем. Начало выработки методов исследования. Истинность уже не принимается на веру, проверяется на практике.

2. Протонаука (развитие науки ) – с 4 по 16 век. Рабская наука– слой рабов, который обладает знаниями – инженеры, школьная наука, элитарная наука– люди владели знаниями о философии.. Формирование исследовательской программы – Аристотель «Об уничтожении и возникновении» — описывает какими характеристиками должна обладать наука: 1) научно познать явление – раскрыть строение и причины; 2) познание начинается с анализа; 3) анализ подтверждается синтезом; 4) быть неистощимым на опровержения. Формируются первые теории – астрономия Птолемея и геометрия Евклида. Элитарная наука мало опиралась на эмпирику. Средневековье. Ряд открытий. Формирование книгопечатания. Главный принцип – теология есть высшая наука, поэтому наука существовала только в монастырях.

3. Преднаука. 16-17 века. Буржуазные революции. Уменьшение роли религии. Факт важнее авторитета. Формируется менталитет учёного. Складывается система приборов. Развитие наук – химия, алгебра, механика.

4. Наука. 1) Доклассический, 17-18 век – складывается понятий аппарат науки, возникают научные понятия, термины, формируется дедуктивная и индуктивная логика. Формируется цельная научная картина мира и мировоззрение. 2) Классический, 18-19 век. Окончательно завершается отделение науки от религии, происходит математизация наук, в частности физики. Особенности: механицизм, материализм, детерминизма, развиваются законы. Появляется история и философия науки. 3) Современный , с последняя четверть 19 века. – война фундаментальных открытий. Появление теории относительности. От наблюдателя зависят получаемые данные. Кризис в физике. Формируются сведения для нового скачка в познании.

6.Понятие оснований науки. Типы оснований науки.

Имеется некое единое научное основание, которое непрерывно – куммулятивизм.

Куммулятивизм – позиция, которая предполагает, что научный прогресс развивается на непрерывном основании. Имеется некое единое научное основание, в процессе развития науки некоторые знания к нему прибавляются.

Антикуммулятивизм (вторая позиция) – ломка и смена оснований науки в процессе ее развития. Процесс научного развития является дискретным.

Смена оснований может происходить на междисциплинарном уровне.

Виды оснований:

1.) Идеалы и нормы познания – выполняют регулятивную функцию, проявляются в общей направленности и оформлении научных работ. Необходимы в начале исследования, строится гипотеза; нормы указывает на типичное усреднённое правило, а идеал на высшую форму; норма претендует на повсеместную реализацию, идеал есть ориентир; норма задаёт пределы пространства для реализации цели; нормы подвержены изменениям и трансформациям, идеалы относительно устойчивы.

2.) Философские основания науки образуют принципы, которые обосновывают идеалы и нормы науки и научной картины мира; обеспечивают включение научного знания в культуру. Функции: 1) эвристическая – выработка теоретических и методических правил для нахождения истины; 2) любая идея, чтобы стать частью картины мира должна пройти процедуру философского обоснования. Разновидности: 1) онтологические основания – положения о научной картине мира, законах её функционирования и развития; 2) гносеологические – основные принципы познания, соотношение чувственного и рационального; 3) логические – правила абстрагирования, образование понятий; 4) методологические – принципы построения исследований, методы открытия и получения знаний; 5) аксеологические – принятые представления о ценности научных идей, научно-практическая значимость.

3.) Научная картины мира – целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная на системе обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов.

Функции систематизации научных данных.

4* Личностное знание. М. Полани, против научного познания без научного субъекта. Науку делают люди, обладающие мастерством; искусству познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику;

5* Научное сообщество . Т. Кун, при взаимодействии научное сообщество вырабатывает принципы.

7.Научная картина мира.

Структура, формы, основные этапы исторического становления НКМ

Научная картина мира – целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная на системе обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов. Выполняет функцию упорядочивания и систематизации данных.

Структура картины мира : 1. Центральное теоретическое ядро, является относительно устойчивым. 2. Фундаментальные допущения, условно принимаемые за неопровержимые. 3. Частные теоретические модели, постоянно достраиваемые.

3. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Основными методами психологического исследования являются наблюдение и эксперимент. Очень популярны анкеты, тесты и анализ творческой деятельности.

Самонаблюдение (интроспекция) – один из первых психологических методов. Это выбор метода для исследования душевных явлений, достоинством которого является способность непосредственного, прямого наблюдения за мыслями, переживаниями, стремлениями человека. Недостаток метода – его субъективность. Трудно проверить полученные данные и повторить результат.

Самый объективный метод – эксперимент. Существуют лабораторный и естественный виды эксперимента. Достоинство метода: высокая точность, возможность изучить факты, не доступные глазу наблюдателя, специальными приборами.

Большое распространение имеют лонгитюдные и «срезовые» исследования. Они применяются тогда, когда изучается определенная группа людей в течение длительного периода времени.

В психологии существует и формирующий эксперимент при анализе. Испытуемых разделяют на контрольную и экспериментальную группы, а работа проводится только с экспериментальной группой. Уровень развития изучаемого параметра замеряется в обеих группах до начала и в конце эксперимента. Затем анализируется разница между показателями. На основании этого анализа и делается вывод об эффективности формирующего воздействия.

Анкеты используются в психологии для получения данных у большой группы испытуемых.

Существуют открытые и закрытые типы анкет. В открытом типе ответ на вопрос формируется самим испытуемым, в закрытых анкетах испытуемым надо выбрать один из вариантов предложенных ответов.

Интервью (или беседа) проводится с каждым испытуемым отдельно, поэтому не дает возможности получить подробную информацию так же быстро, как при использовании анкет. Но данные беседы позволяют зафиксировать эмоциональное состояние человека, его отношение, мнение к некоторым вопросам.

На рубеже XIX–XX вв. появился новый метод – тест. Его автор – английский ученый Ф. Гальтон. Для диагностики поступающих в школу детей он разработал серию вопросов разной степени сложности и на основании ответов определял уровень интеллекта, отсеивая детей с отставанием или задержкой умственного развития. Для каждого возраста разработаны вопросы, соответствующие уровню.

Кроме тестов интеллектуального развития и творчества существуют и тесты, направленные на изучение индивидуальных особенностей человека, структуры его личности.

Разновидность анкет – опросники; испытуемый не должен представлять себе, какое качество анализирует тот или иной вопрос.

Кроме опросников к тестам относятся и проективные тесты. В их основе лежит один из механизмов психологической защиты – перенос своих переживаний и стремлений на других людей.

Тест 1

  1. Неверно, что деятельность человека(Имеет инстинктивно-биологическую природу)
  2. Методология современной психологии делится на …(Общую, специальную, специализированную и частную)
  3. Неверно, что поведение животных(Предполагает возможность изготовления и хранения орудий труда)
  4. Интроспекция это(Эмпирические данные о наблюдении субъекта за своим собственным психическим состоянием, Ретроспективное описание решения субъектом интеллектуальных задач)
  5. Кто из ученых одним из первых разработал такой метод исследования как эксперимент(Лазурский А.Ф.)
  6. Гештальт — психология это(Наука, изучающая анализ сознания через его единицу)
  7. Предметному восприятию как этапу развития психического отражения соответствует(Инстинктивная форма поведения)
  8. Какие группы методов включает в себя частная методология современной психологии(Методы сбора информации, эмпирические методы, методы обработки данных и интерпретационные методы)
  9. Бихевиориальная наука это(Исследования в области поведения индивидов и групп, Наука, к которой относятся психология, социология, социальная антропология, этология)
  10. Психология – наука о …(Сознании)
  11. Лонгитюдное исследование это(Длительное многолетнее исследование одних и тех же испытуемых)
  12. К содержанию диалектико-материалистического подхода не относятся следующие научные представления(Об относительном характере психики)
  13. Согласно принципу, все психические явления имеют свою причину(Системности)
  14. Психика – это(Проявление сознания)
  15. Общей методологией современной научной психологии выступает …(Системный подход)
  16. Принцип утверждает, что все психические явления постоянно изменяются(Развития)
  17. Принцип единства сознания и деятельности не включает положения о(Единстве психики и деятельности)
  18. Основным методологическим принципом современной психологии не является(Принцип относительности)
  19. К числу основных функций психики не относится(
  20. Для осуществления интеллектуального поведения необходимо и достаточно

Тест 2

  1. Человеческое сознание – это(Вся человеческая психика)
  2. Какое из приведенных утверждений является ошибочным(Характер проявляется в быстроте и прочности усвоения знания)
  3. Современная психология существует как(Объективная наука со своей методологией)
  4. Как называются резко выраженные черты характера, представляющие собой крайние варианты нормы(Акцентуация, Дезадаптация)
  5. Термин интроспекция означает(Самонаблюдение)
  6. Как соотнесены в деятельности мотив и цель(Цель важнее мотива)
  7. Какие из перечисленных понятий являются самым широким(Личность)
  8. Социогенные психические процессы и образование(Имеют общественную природу)
  9. Возраст современной психологии составляет(Сто лет с небольшим)
  10. Действие побуждается(Мотивом деятельности)
  11. Как соотносится понятия навыка и умения(Навык сложнее умения)
  12. Предметом психологии является(Психика)
  13. Экспериментальный метод в психологии(Является основным)
  14. Выберите правильное определение психики(Субъективный образ объективного мира, Душевная субстанция)
  15. Специфика человеческой психики полностью обусловлена(Единством биологического и социального)
  16. Выберите одно из правильных определений деятельности(Набор операции)
  17. Создателем характерологии как науки о характере считается(Все ответы верны)
  18. Метод исследования – это(Способ познания предмета)
  19. Решающие значение для формирования характера имеет(Воспитание)
  20. Понятие интериоризации означает(Углубление человека в себя)

Тест3

  1. Конституциональные теории изучают(Соответствие строения тела и характера)
  2. В основе социально – психологической наблюдательности лежат следующие виды сензитивности(Все ответы верны)
  3. По Г.М. Андреевой, выделяют следующие составляющие общения(Информационную, вербальную и перцептивную)
  4. Ученый, занимающийся «динамической теорией личности», это(Курт Левин)
  5. Представитель теории целостности и уникальности личности это(Альфред Адлер)
  6. Межличностные отношения развиваются по(Вертикали и горизонтали)
  7. Маргинальная личность испытывает(Все ответы верны)
  8. Самооценка личности – это(Это «я» концепция
    Критическая оценка самого себя
    Уровень удовлетворенности собой, самоуважение себя, принятия себя)
  9. Самоактуализирующаяся личность это(Демократическая космополитичная, с радостными переживаниями, с гармонией к миру
    Автономная, дружелюбная, с чувством юмора)
  10. Сильная нервная система – это значит(Работоспособная)
  11. Что является предметом изучения дифференциальной психологии(Индивидуальность)
  12. Теория «Я»-концепция разработана(Карлом Роджерсом)
  13. Важнейшая проблема личности по Алексею Леонтьеву(Психология искусства)
  14. Автор концепции персонализации личности, это(Петровский)
  15. Наличие таланта означает(Высокую степень одаренности)
  16. Человеческие способности(Существуют в развитии)
  17. Впервые предложенная типизация личности «экстраверт» «интроверт» принадлежит(Юнг)
  18. Представитель психологии, раскрывший такой структурный компонент в личности как ИД (оно) или «бессознательное»(Фрейд)
  19. Темперамент человека проявляется(В динамике психики и поведения)
  20. Анатомо-физиологический задаток – это(Предпосылка способности)
  21. Одаренность – это(Врожденное качество ума)
  22. Сколькими свойствами максимально полно описывается нервная система человека(3?)

Тест4

  1. Период раннего детства – сензитивный период для(Речи)
  2. Ведущей деятельностью ребенка в раннем детстве является(Предметно-орудийная деятельность)
  3. Текущий интеллект – это(Способности, используемые для научения чему-то новому)
  4. Согласно периодизации когнитивного развития в зрелости К.

    Шайи, ранней взрослости соответствует период(Достижения, Приобретения)

  5. Кризис молодости связан с(Отрывом от родительских корней)
  6. Речь в раннем детстве характеризуется(Развитием автономной речи)
  7. В первом полугодии жизни ребенка развитие сенсорных систем(Опережает развитие двигательной системы)
  8. Склонность к теоретизированию становится насущной психологической потребностью в(Юношеском возрасте)
  9. По мнению Э. Эриксона, главная проблема, требующая своего разрешения, в период ранней взрослости – это(Близость – изоляция)
  10. Процесс совладания с трудными ситуациями означает(Конструктивную активность личности, направленную на разрешение проблемы)
  11. Социальная структура развития – это(Взрослые, влияющие на развитие ребенка
    Отношения между ребенком и окружающей его действительностью
    Родители ребенка
    Внешняя среда)
  12. Наибольшим развивающим эффектом для ребенка раннего возраста обладают(Игрушки)
  13. Одним из основных новообразований периода ранней юности является(Чувство взрослости)
  14. Избирательность эмоциональных реакций, выражающаяся в беспокойстве при разлуке с матерью (опекуном) и при появлении незнакомых людей, начинает проявляться(В 7-8 месяцев)
  15. Переход к взрослости, по мнению Д. Левинсона, связан с решением задачи(Увязать мечты с реальностью)
  16. Моральный реализм проявляется в возрасте(От 9 до 13 лет)
  17. Одним из основных механизмов психического развития ребенка после трех лет становится(Оперантное научение)
  18. Какой вид мышления начинает развиваться у младших школьников(Наглядно-образное)
  19. Согласно Э. Эриксону, формирование эгоидентич6ности есть задачи(В подростковом периоде)
  20. В младенчестве ведущей деятельность является(Предметно-манипулятивная деятельность)
  21. Нормативные кризисы взрослости по сравнению с кризисами детства имеют следующие характерные черты(Проходят более интериоризованно, недемонстративно)
  22. Кризис, обозначимый как(35-45 лет)
  23. Анимизмом называют(Наделение физических объектов и событий психологическими свойствами)
  24. «Сгорание на работе» — это(Эмоциональное истощение, связанное с тем, что высокие ожидания не оправдываются и прилагаемые большие усилия не вознаграждаются)
  25. Среди основных новообразований младенческого периода выделяются(Первая социальная улыбка)
  26. Новообразованием является(Целостные динамические тенденции, определяющие структуру направленности наших реакций в данный возрастной период)
  27. Эгоцентризмом, по Ж. Пиаже, называют(Пристрастность детских суждений «мое все хорошее»)
  28. Период «опустевшего гнезда» — это(Период в семейном цикле, который наступает после того, как младший из детей покидает родительский дом)
  29. Согласно Л.С. Выготскому(Обучение ведет за собой развитие)
  30. Функциональная независимость, приобретаемая в период ранней взрослости в процессе отделения от родительской семьи (Дж. Хоффман)( Все ответы верны)

Тест5

  1. Кто из ученых признавал ведущую роль активной деятельности взрослого при обучении и психическом развитии детей(Запорожец Александр Владимирович)
  2. Усвоение человеком социального опыта – это(Социализация)
  3. Высший уровень проблемного обучения характеризуется(Самостоятельной формулировкой проблемы и поиском ее решения)
  4. Внушение как воспитательное средство – это(Убеждение)
  5. Профессиональная педагогическая направленность – это(Стремление быть и оставаться педагогом)
  6. Какая из перечисленных функций не относится к оценке(Планирующая)
  7. Главной функцией контроля знаний является(Проверка)
  8. В концепции развивающего обучения Л.В. Занкова высокий уровень трудности определяется(Познанием существенных связей явлений)
  9. Научно-теоретический тип мышления характеризуется(Формированием содержательных обобщений)
  10. Каково основное содержание профессиограммы педагога(В профессиограмме отражены обобщенные требования к профессиональной деятельности, профессиональному общению и к личности успешного педагога)
  11. Закрепление правильных реакций в программированном обучении достигается посредством(Подкрепления)
  12. Какому ученому принадлежит теория развивающего обучения, которой важное место отводится развитию абстрактного мышления(Давыдову Василию Васильевичу)
  13. Основным признаком педагогической компетентности является(Готовность и способность к решению разных типов педагогических задач)
  14. Какая из сторон труда педагога в наибольшей мере определяет цели и задачи, нравственное содержание этого труда(Педагогическая деятельность)
  15. Какое психическое образование является следствием интериоризации деятельности контроля(Исполнительность)
  16. Основоположником теории коллективного воспитания считается(А.С. Макаренко)
  17. Как называется предрасположенность человека к воспитательным воздействиям(Воспитуемость)
  18. Что не входит в деятельность оценивания знаний(Формулировка цели обучения)
  19. Кто из психологов создал букварь и учебник русского языка в 40е года 20 века(Эльконин Даниил Борисович)
  20. Назовите, кто из ученых разработал эпистемологию(Жан Пиапсе)

Тест6.

  1. Дилемма узника это(Игра в социально-психологических исследованиях с условиями выбора соперничества и сотрудничества)
  2. Какая наука изучает общее и различное в психике животных и человека(Биология)
  3. Принадлежность к толпе порождает у человека(Чувство безответственности)
  4. Социальную установку можно охарактеризовать как(Переживание индивидом значения и смысла социального объекта)
  5. Отличительным признаком активной толпы является(Агрессивное поведение)
  6. Групповая динамика это(Социально-психологические исследования, посвященные проблемам формирования и развития групп)
  7. К условным группам можно отнести(Группы, созданные на основе объединения единомышленников по интересам)
  8. Супер-эго в контексте современной социальной психологии можно интерпретировать как(Комплекс социальных установок личности)
  9. Психическое отражение на стадии элементарной сенсорной психики имеет форму(Элементарных ощущений)
  10. В ходе исторического развития социальные группы проходят ряд этапов(Идентификации – типологический – солидарности)
  11. Факторы социализации – это(Общество, культура, нация, семья, трудовой коллектив)
  12. Основной формой индивидуального приспособления животных к среде обитания является(Безусловный рефлекс)
  13. Социализация – это(Двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду , активное воспроизводство им системы социальных связей и отношений за счет активной деятельности)
  14. Какие стадии социализации выделяются в отечественной социальной психологии(Дотрудовая, трудовая, послетрудовая)
  15. Идентификация это(Модификация убеждений, установок, поведения с целью быть похожим на положительную группу)
  16. Гетерогенная группа(Группа, состоящая из людей разного пола, возраста, интеллектуального уровня, интересов и установок)
  17. По А. Адлеру, стиль жизни – это стремление личности(Преодолеть чувство неполноценности)
  18. Способность организмов реагировать на абиотические раздражители называется(Раздражимость)
  19. Чем определяется содержание социализации(Влиянием культуры, средств массовой информации, политических программ)
  20. Понятие «аттитюд» было интегрировано в социальную психологию(Во второй половине XX в)

Тест 7.

  1. Эмоции акизитивные это(Эмоции, окрашивающие процессы приобретения, коллекционирования, залотавливания, накопления, Эмоции – ощущения материальной свободы и безопасности от «черного дня»)
  2. Психология сбережений(Ориентация сбережений на поддержание достигнутого стандарта жизни
    Сокращение накоплений в связи с доступностью и дешевизной получения кредитов)
  3. Мотивы экономические это(Все ответы верны)
  4. Экономическая депривация(Вынужденный отказ от потребления материальных благ и услуг
    Вынужденное неполное потребление)
  5. Ошибки психологии управления(Уравниловка в оплате)
  6. Эффект Веблина(???)
  7. Государство – это(Реально работающий, управляющий механизм)
  8. Экономическое поведение это(Экономические стимулы и деятельность хозяйствующих субъектов)
  9. Бренд мэппинг(Методика по выяснению преимуществ и недостатков марки по сравнению с конкурентами)
  10. Эффект сноба(Стремление выделиться из «толпы»
    Стремление отличаться от других
    Нежелание приобретать товар, когда его приобретают другие)
  11. Персонификация это(Вербальная и невербальная методика по определению типажа постоянного потребителя торговой марки или выяснение имиджа марки или продукта)
  12. Эффект » бэндвэгон» это(Покупка товара в силу желания не отстать от других
    Покупка товара не в силу необходимости, а чтобы не отстать от других)
  13. Налоговый менталитет(Нормы, разделяемые налогоплательщиками и властями)
  14. Хеджирование(Спекулятивная операция со срочными контрактами, когда предприниматель перекладывает оплату)
  15. Зрелость профессионального выбора(Все верны)
  16. Предмет экономической психологии(Формы экономического поведения
    Взаимосвязь духовного мира индивидов_
  17. Реклама – это(Специфический медиатекст формирующий социальные представления)
  18. Объект экономической психологии(Хозяйствующий объект на микро, мезо, макро экономических уровнях
    Хозяйствующий объект ( индивидуализм, семья, фирма, государство, нация))
  19. Характеристика коммерческих переговоров, их ошибки(Проведение переговоров без предварительной подготовки)
  20. Восприятие денег человеком характеризуются, их плюсы(Высокий уровень оценки бумажных денег против металлических
    Эффект спокойствия в восприятии денег при использовании кредитных, банковских карточек)

Методология науки психологии

Методология психологии –теория, анализирующая структуру, методы, свойства, закономерности, тенденции развития психологии как науки. Появление методологии любой науки – признак высокого уровня ее развития, позволяющего ей достичь более высокого уровня логической самоорганизации. Методология психологии – новое направление психологических исследований методологического характера.

Методология психологии включает в себя следующие положения:

1. Учение о структуре и функциях психологического знания;

2. Исходные, ключевые, фундаментальные психологические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие общенаучный смысл;

3. Учение о логике и методах психологического исследования;

4. Учение о способах использования полученных знаний для совершенствования психологической практики.

Тема 2. Познание и научная деятельность.

Познание – общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческой действительности.

Оно является высшей формой отражения объективной действительности, исходящей из признания отражения предметно-практической деятельности и коммуникации.

Из понимания познания, как социально опосредованной, исторически развивающейся деятельности отражения. Оно охватывает всю умственную активность или состояния связанное с приобретением знаний и функционирования разума, включая восприятие, внимание, память, воображение, речевые функции, процессы развития, решение проблем, а также область искусственного интеллекта.

Выделено три уровня познания: чувственное, эмпирическое теоретическое.

Чувственное познание – основано на восприятии событий и явлений в мире, получаемых на основе индивидуальных наблюдений и живого созерцания.

Теоретическое познание – основано на преобразовании предметов, отражении их внутренних отношений и связи.

Эмпирическое познание – анализ различных сторон явлений, на основе экспериментальных исследований.

Генезис научного познания.

Предполагает развитие от эмпирического к теоретическому знанию, проявляется как в совершении самих структурных элементах научного познания, так и в их динамике.

Типы познания.

Различают обыденное, художественное и научное познание.

Обыденное познание – приобретаемое в повседневных формах взаимодействий с предметным миро и другими людьми, преимущественно индуктивным путем, часто опирается на единичные не обобщенные факты, получаемые в индивидуальном жизненном опыте.

Художественное познание – познание жизненной реальности через произведения искусства. Результаты субъективны и не могут быть зафиксированы однозначно.

Научное познание – опирается на объективные научные методы получения знаний. Предполагает постоянную верификацию полученных знаний общечеловеческой практикой и эксперимента.

Цель научного познания – описание, объяснение и предсказание событий и явлений в окружающем мире. Оно делится на естественно – научное (направленное на изучение природных явлений) и общественно – научное (направленное на изучение общества и человека).

Признаки обыденного познания:

Вид Интуитивное
Наблюдение Случайное, неконтролируемое
Свидетельства Субъективное, пристрастное
Понятие Смутное, с избыточным значением
Инструменты Неточные, неопределенные
Измерения Невалидные, ненадежные
Гипотезы Не тестируемые
Установки Некритичные, соглашательские
Предмет наблюдения Отдельные явления
Субъективность в подборе фактов Обобщение в избыточной степени

Признаки научного познания:

Вид Эмпирическое
Наблюдение Систематическое, контролируемое
Свидетельства Объективное, не пристрастное
Понятие Ясное
Инструменты Точные, определенные
Измерения Валидные, надежные
Гипотезы Тестируемые
Установки Критичные, скептические
Предмет наблюдения Признаки, присущие нескольким явлениям
Объективность в подборе фактов Обобщение обязательно ограниченное

Формы познания:

1. Познание явлений — осуществляется индивидуальностью субъектов по средством представления, восприятия, не отделима от субъекта.

2. Познание, направленное на получение объективного знания, существует вне отдельного индивида, осуществляется через чтение научных текстов или знакомства с созданных человеком вещами, несущих в себе социально – культурный смысл.

Дата добавления: 2016-11-28; просмотров: 369;

1. Общее определение методологии науки.

Методология науки разрабатывает проблемы приемов, способов и методов познавательной деятельности. Методология понимается как учение о методе, который, в свою очередь, трактуется разными авторами по-разному: либо более широко, либо более узко.

2. Понятие метода в широком и узком смысле. Примеры.

В более широком смысле слова метод рассматривается как путь познания, опирающийся

на некоторую совокупность ранее полученных знаний. Так, в советской литературе по философии можно встретить словосочетания «марксистская методология», «диалектический метод». Такая трактовка понятия «метод» является предельно широкой. В более узком смысле слова метод — способ (прием) научного познания или практической деятельности. Например, в психологии говорят о методе тестов, методе формирующего эксперимента, методе психоанализа, если речь идет о психотерапии. Под методом в данном случае имеется в виду целая группа методик исследования или практической деятельности, имеющих общие значимые признаки. Это один из вариантов использования понятия «метод» в узком смысле.

3. Базовые понятия методологии науки — предмет и объект исследования, познавательная ситуация.

Предметом исследования называют совокупность объекта исследования и познавательных средств его изучения. По отношению к предмету данного конкретного исследования предмет науки выступает как более общее понятие и выполняет методологическую функцию.

В структуру научного предмета входят: 1) факты, или единицы эмпирического материала; 2) средства выражения, среди которых окажутся языки разного типа, математические описания, системы понятий и др.; 3) методические предписания и системы методик, фиксирующие приемы научно-исследовательской работы; 4) онтологические схемы, изображающие идеальную действительность изучения; 5) модели, репрезентирующие частные объекты исследования; 6) знания, объединяемые в теоретическую систему; 7) проблемы; 8) задачи научного исследования (Щедровицкий, 1995а). Стрелками на схеме показаны взаимосвязи в структуре научного предмета. В данном определении предмет научного исследования показан в более широком контексте науки и принятых в ней теорий, схем и моделей. В любом методологически обоснованном научном исследовании могут быть выделены перечисленные единицы.

Другая, не менее важная категория методологического анализа — объект исследования, который «не просто некоторая часть внешней реальности, на которую можно прямо указать. Для того чтобы превратить объект как непосредственно наблюдаемую реальность в объект науки, требуется выявить устойчивые и необходимые связи в данной области явлений и закрепить их в системе научных абстракций, а также отделить содержание объекта, независимое от познающего субъекта, от формы отражения этого содержания… Процесс построения объекта научного исследования невозможен без появления особой познавательной задачи, научной проблемы». Приведем простой пример. Если в психологическом исследовании изучаются исполнительские действия человека-оператора, то такое выделение изучаемого из внешней реальности подразумевает, по крайней мере, что: 1) имеется некоторое теоретическое определение действия в терминах психологии и 2) есть некоторая более общая теоретическая схема, хотя бы в виде последовательности действий человека-оператора, в которой изучаемый объект занимает свое место.

Познавательная ситуация — еще одна фундаментальная категория методологии науки. Классические представления о познавательной ситуации включали проблему как неполноту знаний об изучаемом предмете, задачи, поставленные для решения познавательной проблемы, а также условия и совокупность средств, имеющихся для решения задач. На рубеже 20—30-х гг. XX в. учеными была осознана неполнота этих представлений. В 1927 г. великий физик Нильс Бор сформулировал принцип, ставший известным как принцип дополнительности. Данный принцип имел два содержательных аспекта. Мы рассмотрим лишь один из них, имеющий отношение к методологии любой науки, а не только физики: исследователь является неотъемлемой частью познавательной ситуации. Смысл этого принципа вполне понятен: исследователь выбирает тот или иной возможный способ описания и интерпретации полученных данных, без исследователя с его знаниями, опытом, научной интуицией, интеллектом и т. д. невозможна никакая познавательная ситуация в науке и т. д.

Специфика психологии как науки в том, что познавательная ситуация в ней — субъект-субъектная в принципе. И исследователь и испытуемый в психологическом исследовании или психолог и клиент в практике неотъемлемы от ситуации. Однако, как это ни покажется странным, человек далеко не сразу стал неотъемлемой частью познавательной ситуации в психологии.

4. Структура методологического знания по Э.Г. Юдину.

Четыре уровня: 1) уровень философской методологии; 2) уровень общенаучной методологии; 3) уровень конкретно-научной методологии; 4) уровень процедуры и техники исследования (Садовский, 1980; Юдин, 1978; Зинченко, 1983).

Уровень философской методологии представляет собой философские знания, полученные при помощи методов философии и разрабатываемые обычно профессиональными философами. По мнению Э. Г. Юдина, философия выполняет двоякую методологическую роль: «во-первых, осуществляет конструктивную критику научного знания с точки зрения условий и границ его применения, адекватности его методологического фундамента и общих тенденций его развития. Во-вторых, философия дает мировоззренческую интерпретацию результатов науки — в том числе и методологических результатов — с точки зрения той или иной картины мира»

Уровень общенаучной методологии, или общенаучных принципов и форм исследования, как отмечают В. П. Зинченко и С. Д. Смирнов, получил развитие лишь в XX в. К нему относятся содержательные научные концепции (например, концепция ноосферы В. И. Вернадского), универсальные концептуальные системы (тектология А. А. Богданова, общая теория систем Л. фон Берталанфи) и некоторые современные общенаучно-методологические подходы (синергетика Г. Хакена, концепция автопоэзиса У. Мату-раны и Ф. Варелы, теория диссипативных структур И. Р. Пригожина), а также методологические или логико-методологические концепции — структурализм, получивший широкое распространение в антропологии, этнографии и отчасти в психологии и психотерапии, системный анализ, логический анализ.

Уровень конкретно-научной методологии применим к конкретной науке и специфическим для нее познавательным задачам. Методология этого уровня разрабатывается прежде всего специалистами в данной области знания. На этом уровне методологических исследований философские и общенаучные принципы конкретизируются и преобразуются применительно к данной науке и той реальности, которую она изучает.

Уровень процедуры и техники исследования связан с исследовательской практикой. Он представляет собой нормы и требования к приемам ведения исследовательской и практической работы. В психологии к нему относятся, например, нормы проведения экспериментально-психологических исследований и классификации видов эксперимента, требования к разработке психодиагностических методов и их классификации. Методологические нормы (явно или имплицитно) присутствуют и в практической психологии, однако данная область психологической методологии пока мало разработана.

5. Два вида методологического знания — дескриптивная и нормативная методология.

Принято выделять два вида методологического знания — дескриптивную и нормативную методологию. Такое деление методологического знания было впервые осуществлено Э. Г. Юдиным (1978) и используется в литературе, посвященной методологическим проблемам психологии.

Дескриптивной методологией принято называть исследования, имеющие характер ретроспективного анализа уже осуществленных процессов научного познания. С. Д. Смирнов отмечает, что даже в тех случаях, когда мы осуществляем выбор и обоснование направления научного исследования, мы опираемся на рефлексию ранее пройденного пути к знанию. Методологический анализ ранее пройденных этапов развития науки выполняет целый ряд функций для развития научного познания. Это:

1. Катализация, стимулирование процесса научного познания. Эта функция методологического знания осуществляется за счет критического осмысления идей, имеющихся в культуре, анализа существующих научных теорий и концепций.

2. Организация и структурирование научного знания как целого за счет его интеграции и синтезирования, за счет разработки общенаучных средств и форм познания общенаучных понятий, категорий, методов, подходов, а также за счет выделения философско-мировоззренческих принципов познания.

3. Выработка стратегии развития науки, оценка перспективности того или иного научного направления. Данная функция методологического знания становится особенно важной при планировании междисциплинарных исследований.

В российской философии второй половины XX в. крупнейшими специалистами в области дескриптивной методологии можно назвать Б. М. Кедрова, М. К. Мамардашвили, П. П. Гайденко, В. С. Степина.

Нормативная методология играет в науке роль предписаний и норм, направленных на решение ряда организационных проблем научно-исследовательской деятельности. По Э. Г. Юдину, она выполняет три основных функции: обеспечивает правильность постановки проблемы (по форме и по содержанию), дает средства для решения уже поставленных задач и улучшает организационную сторону исследований. Крупнейшим российским методологом, разрабатывавшим нормативные аспекты науки, был Г. П. Щедровицкий. Проблемы нормативной методологии разрабатываются Н. Г. Алексеевым, О. С. Анисимовым, Ю. В. Громыко, П. Г. Щедровицким и др.

6. Значение методологии науки для психологии.

Знание методологического знания для психологии особенно велико, можно назвать целый ряд причин этому. Прежде всего, к этим причинам относятся особенности психологии как науки. Как известно, психология — «наука о самом сложном, что пока известно человечеству», наука, в которой сливаются субъект и объект познания. Эти обстоятельства делают психологию наукой, занимающей особое место в системе научного знания. Так, Б. М. Кедров не относил психологию ни к естественно-научным, ни к гуманитарным дисциплинам. В предложенной Б. М. Кедровым схеме психология занимает центральное место в треугольнике, образованном естественно-научными и гуманитарными дисциплинами, которые делятся на социальные и философские. Особое место психологии в системе знания требует особого внимания к методологическим проблемам психологии и методологическим аспектам деятельности ученого и практика.

Психология как наука имеет еще одну особенность, заметно отличающую ее от других наук. М. К. Мамардашвили считал, что наука взаимосвязана с культурой в той мере, в которой она воспринята человеком как феномен культуры: «…есть различие между самим научным знанием и той размерностью (всегда конкретной, человеческой и, теперь замечу, культурной), в какой мы владеем содержанием этого знания и своими собственными познавательными источниками. Вот это последнее, очевидно, и называется культурой, взятой в данном случае в отношении к науке». Культурой он считал науку в той мере, в которой «в ее содержании выражена и репродуцируется способность человека владеть им же достигнутым знанием универсума и источниками этого знания».И вполне понятно, что в этом смысле психология как наука в гораздо большей степени является (актуально или потенциально) феноменом культуры, чем многие другие науки, поскольку психологическое знание в принципе обладает гораздо большим человекообразующим потенциалом. Становясь явлением культуры, психологическое знание начинает определять представления человека о себе, своем внутреннем мире, мотивах, поступках. Методология позволяет оценить, насколько верным путем получены выводы о человеке и насколько адекватно они переданы в культуре. Поэтому методологическое знание имеет большое значе ний психологии в явления культуры.

Изучение методологии психологической науки для любого психолога является очень актуальным и крайне необходимым. Современная психология представляет собой пеструю картину разнообразных, трудносовместимых, а зачастую отрицающих друг друга теорий и подходов. Это вполне справедливо и для отечественной психологии, в которой разнообразие и взаимные противоречия разнородных направлений выражены очень ярко. Такое положение дел вполне естественно для науки, которая совсем недавно вырвалась из жестких рамок государственной идеологии. Методологическое знание необходимо для проведения содержательного анализа разнородных теорий и концепций, поиска идей, которыми одна теория или концепция может удачно дополнить другую, для соотнесения между собой понятийных систем, используемых разными теориями.

7. Представления о познавательной ситуации в современной науке.

В отечественной психологии необходимость введения испытуемого (его эмоциональных и потребностных состояний, его мотивации и т. д.) в познавательную ситуацию была впервые осознана Л. С. Выготским (1924). «Опрос испытуемого с целью совершенно объективного изучения и учета необнаруженных рефлексов есть необходимая часть экспериментального исследования нормального человека в состоянии бодрствования», — писал он по поводу методики рефлексологического исследования, подчеркивая, что только так и возможна подлинно материалистическая рефлексология.

Постепенно в психологии была осознана и необходимость учета личности исследователя или создателя теории. В литературе по практической психологии, и прежде всего по психотерапии, этот принцип соблюдается более последовательно. Как правило, изложение психотерапевтической теории в литературе начинается с рассказа о создателе этой теории как личности и о его жизни (например, Соколова, 2001). Это не случайно, поскольку понять, как возникло то или иное представление о страданиях человеческой души, возможно только при учете контекста жизни того человека, который предложил данную психотерапевтическую теорию. Анализ биографий крупнейших психотерапевтов — создателей психотерапевтических теорий показывает, что их жизнь имела прямое отношение к сформулированным ими теоретическим положениям. Примеров можно привести много, но это не входит в задачи данного пособия.

Биография создателей общепсихологических теорий также позволяет понять, в каком контексте человек формулировал свой взгляд на психику, что, в свою очередь, поможет понять и саму теорию, в том числе и ее возможную односторонность и уязвимые места. Достаточно привести два примера. Зоолог Жан Пиаже строит свою теорию интеллекта на основе гомеостатической модели (интеллект понимается как функциональный орган адаптации, т. е. поддержания динамического равновесия между индивидом и средой).

Химик по базовому образованию, Джо Гилфорд строит свою трехмерную модель интеллекта, в которой просматриваются довольно очевидные аналогии с периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева. Приведя эти примеры, зафиксируем для себя, что в психологии, очевидно, личность ученого определяет выбранный им способ описания и интерпретации фактов ничуть не меньше, чем в естественных науках.

Методы психологии (краткий обзор)

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 22Следующая ⇒

В отечественной науке уже давно сложилась общая схема уровней методологии.

Самым высшим уровнем называется философский уровень (наиболее общие мировоззренческие установки и принципы познания). За каждой психологической школой или концепцией (осознает это исследователь – представитель данной школы или нет) всегда скрывается та или иная философская позиция: за бихевиоризмом – философия позитивизма и прагматизма; за одним из направлений гуманистической психологии (концепция Виктора Франкла) – экзистенциализм, деятельностный подход в психологии опирается на философию марксизма. По мнению Э.Г. Юдина, одной из актуальных проблем философской методологии является определение специфики гуманистического познания в сравнении с естественнонаучным.

Вторым и третьим уровнями методологии являются соответственно общенаучная и конкретно-научная методология. Первая предполагает использование некоторых общенаучных принципов, таких как, например, системный подход, означающих изучение самых различных объектов, в т.ч. и психических явлений как систем.

Системой называется совокупность элементов, находящихся между собой в определенных отношениях, которая характеризуется определенной степенью целостности (единства). Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Конкретно-научные принципы познания различаются применительно к конкретным сферам науки, а также к разным направлениям и школам данной науки. Принцип – основные исходные положения какой-либо теории, учения и т.д. руководящая идея, основное правило. К важнейшим принципам психологии относятся принцип системности, принцип развития, принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности.

Согласно принципу системности необходимо из великого множества явлений выделить и обособить специфическую категорию закономерно взаимосвязанных объектов, приобретающих значение и характер системных. Психическая организация – это системный объект, живущий сам по себе независимо от его познанности. В истории развития психологической науки возникали различные теории, как устроена психика, из каких частей состоит и т.д. От научной мысли требуется, чтобы это знание было выстроено по определенной логике, его различные фрагменты складывались бы в целостную картину. В свою очередь психика является подсистемой или элементом более универсальной системы.

Принцип развития базируется на признании того факта, что психика человека находится в постоянном движении, действии, проявляет различные виды активности и проходит через ряд необратимых изменений, в результате которых она становится на новый уровень функционирования. Этот принцип диктует необходимость при исследовании психических явлений выявлять их закономерные изменения в процессах филогенеза, онтогенеза и социогенеза.

Принцип детерминизма указывает на закономерную и необходимую зависимость психических явлений от порождающих их факторов, то есть психика понимается как вторичное образование, причинно обусловленное объективной действительностью и деятельностью мозга. Также этот принцип указывает на необходимость объяснения различных проявлений психики естественными причинами, а не иррациональными, мистическими или случайными.

Категориальная система психологии демонстрирует нерасторжимое единство трех основных объяснительных принципов: системности, развития, детерминизма.

Наконец, последний уровень методологии – это методы и конкретные эмпирические методики, определяющие сбор и обработку полученных данных.

Метод – это путь научного познания, способ, посредством которого познается предмет науки. Методика – это вариант, частная реализация метода в конкретных условиях – в организационных, социальных, исторических. Набор или система методов и методик любой науки не является случайным, произвольным, а складывается, видоизменяется, развивается исторически.

Приводимая ниже информация о методах психологии не преследует целей классификации методов. Это просто некая иллюстрация, которая знакомит Вас с арсеналом используемых в психологии средств эмпирического исследования.

Традиционно методы исследования подразделяют на основные и вспомогательные. В психологии, как и в любой науке, к основным методам исследованияотносят наблюдение и эксперимент.

Наблюдение заключается в преднамеренном систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений.

Житейские наблюдения составляют бесценный личный опыт каждого человека, который он может рационально использовать в своей реальной жизни и деятельности. Однако в житейских наблюдениях велика доля случайности. Чтобы стать научным методом, наблюдение не должно ограничиваться простой регистрацией фактов. Научное наблюдение предполагает четко поставленную цель, подробно разработанный план, исходную гипотезу, которая в ходе наблюдения подтверждается или опровергается. К недостаткам метода наблюдения относят то обстоятельство, что нельзя повторно произвести с достаточной точностью условия, в которых велось наблюдение, а также невозможность их варьирования.

Экспериментом называют метод психологического исследования, характеризующийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Экспериментатор сам вызывает изучаемое явление, а не ждет, когда оно спонтанно проявит себя.

Он может варьировать количественные соотношения отдельных факторов и получать данные, допускающие математическую обработку.

Существенное отличие метода наблюдения от метода эксперимента состоит в том, что эксперимент предполагает организованное и контролируемое воздействие на исследуемое качество психической реальности, тогда как наблюдение это категорически запрещает и ориентирует исследователя на пассивное присутствие.

К вспомогательным методам относят: опрос в форме анкетирования или интервью, проективные методики, тестирование, анализ продуктов деятельности и т.д.

Опрос обычно определяют как метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном или опосредованном контакте между респондентом (отвечающим) и исследователем. Все такого рода методики делятся на две группы – анкетирование и интервью. Их отличия – в форме контакта с опрашиваемым. Анкетирование предполагает наличие письменного оформления всех вопросов анкеты, с которыми работает респондент. Интервью характеризуется непосредственным контактом респондента и интервьюера.

Проективные методы характеризуются созданием экспериментальных ситуаций, допускающих множественность возможных интерпретаций при восприятии их испытуемыми. За каждой такой интерпретацией стоит уникальная система особенностей данного испытуемого. К проективным методам относят, например, метод фрустрации Розенцвейга.

Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), которые имеют определенную шкалу значений. Процедура тестирования обладает рядом достоинств: она не требует больших временных затрат, способ обработки полученных данных достаточно прост. К недостаткам тестирования относят невозможность предсказать дальнейший ход развития испытуемого. Имеются целые батареи тестов, позволяющих получать информацию об особенностях испытуемого, например, его самооценке, уровне притязаний, об особенностях мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер, об уровне развития познавательных процессов и т.д.

Анализ продуктов деятельности как метод исследования в психологии включает в себя, например, изобразительную деятельность. Список разработанных в этой области методов достаточно широк: «Нарисуй человека», «Автопортрет», «Дом, дерево, человек» и др. В любом графическом изображении, которое можно рассматривать как невербальное сообщение для другого, остается что-то специфически индивидуальное. В нем содержится много «сигналов» для психолога, что помогает ему глубже понять состояние клиента, его видение мира, социальные пристрастия. Однако такие методики предъявляют серьезные требования к специалисту-психологу: необходима длительная практика их применения, чрезвычайная осторожность в интерпретации полученных данных, умение правильно связать сложный комплекс методик, поскольку анализ продуктов деятельности не должен применяться изолированно от других методов.

Результаты научных исследований, полученные с помощью разных методов и методик, оформляются научными терминами в виде понятий. Понятие – это всегда логически оформленная общая мысль о классе предметов и явлений. Наиболее общее, предельное понятие носит название категория. В категории представлен деятельностный план, она организует исследование. Так, за категорией «психический образ» стоит множество явлений, обозначаемых такими терминами, как «ощущение», «восприятие», «представление». «. Однако категория образа, включая это содержание, не исчерпывается его обобщением, не сводится к тому, что концентрирует признаки, присущие ощущению, восприятию и т.д. Ее назначение – организовать и направить исследовательский поиск, выполнить рабочие функции в конкретных проблемных ситуациях, поэтому категории в отличие от понятия присуще биполярность: она относится и к полюсу знания (включает содержательные признаки) и к полюсу деятельности (организует процесс поиска новых решений).

К наиболее значимым психологическим категориям также относят категории отражения, деятельности, общения, мотива, отношения и др.

На путях психологических исследований для психологов-новичков встречается множество капканов, которые искажают результаты исследований. Эффект плацебо, обнаруженный медиками, свидетельствует о том, что невольно экспериментатор может внушить мысль об особой эффективности, например, процесса исследования, и у испытуемых начинают наблюдаться желаемые результаты, хотя на самом деле процесс исследования никакого воздействия не оказывает. Эффект плацебо – частный случай эффекта Хотторна. Психологи, работающие на предприятиях Хотторна в Чикаго обнаружили, что испытуемые очень часто ведут себя так, как ожидают от них экспериментаторы.Эффект Пигмалиона заключается в том, что экспериментатор, убежденный в обоснованности гипотезы, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение.Эффект первого впечатления выражается в том, что оценивая, например, черты характера какого-либо человека, экспериментатор придает большое значение первому впечатлению, а данные, противоречащие созданному при первой встрече образу, невольно отбрасываются.

Вопросы и задания для самопроверки

· Каково соотношение понятий «методология», «метод», «методика»?

· В чем заключаются основные методологические требования?

· Каковы основные принципы психологической науки?

· Какие методы исследования применяются в психологии?

· В чем отличие научного наблюдения от обыденного, житейского?

· Чем различаются наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии?

· В чем отличие теста от других методов психодиагностики?

· Что может искажать результаты психологического исследования?

· На основе данного текста ответьте на вопрос, в чем ценность метода наблюдения и в чем его недостатки?

· Психика человека не замкнутый в себе мир. Наши мысли, чувства, мечты и стремления проявляются в делах и поступках. А они доступны внешнему объективному наблюдению. Их можно записывать, снимать на пленку и т.д. Значит, к изучению психики человека можно применить наблюдение – могучий метод естествознания. И его широко используют, но … Скажите, одинаково ли вы ведете себя наедине с самим собой и когда знаете, что вас изучают, наблюдают за вами?

· Запишите возникшие у вас вопросы для того, чтобы выяснить их у преподавателя либо на семинаре.

Добавить комментарий

Закрыть меню