Методика маржинального анализа

Маржинальный анализ в управлении

Достаточно популярным информационным подспорьем для руководителей для принятия управленческих решений есть расчет маржинального дохода, или другое его название предельный анализ. Методика данного анализа основывается на исследовании соотношения между тремя экономическими элементами предприятия — «прибыль, объем производства (реализации) и затрат». Основа данного соотношения служит для расчета этих экономических показателей от критических до оптимальных. В научной литературе данный метод еще получил название как анализ безубыточности (содействия дохода).

Экономический смысл маржинального анализа сводится к поиску оптимального соотношения объемов продаж (производства), себестоимости и прибыли на прогнозный период при заданных лимитах.
В ходе проведения маржинального анализа происходит поиск оптимальных пропорций между составляющими метода ценой, объемом продаж, постоянными и переменными затратами. Последний элемент, подлежит разбиению на постоянные и переменные, что есть отличительной чертой данного вида анализа.
Более глубокое аналитическое использование метода способствует работе менеджеров бизнес структур рассматривать маржинальный доход с целью оптимизации выпуска (реализации) отдельных видов производимой (реализуемой) продукции. Данный показатель должен иметь положительное значение, при этом условии выручка покрывает как минимум переменные затраты. Полученный расчет маржинального дохода дает возможность определить точку минимального объема производства (реализации) для начала получения прибыли, а также идентифицировать влияние объемов производства (реализации) на сумму прибыли.
Как уже отмечалось, метод маржинального анализа строится на разделении общих совокупных расходов на постоянные и переменные. Мерилом разделения расходов на постоянные и переменные предприятие определяет самостоятельно в зависимости от индивидуальных характеристик производства и сбыта, методов и принципов учета затрат, поставленных целей и профессиональных качеств специалистов-аналитиков.
Актуальным заданием применения маржинального анализа есть производства с широким ассортиментом продукции, в силу того, что таких бизнес структур на рынке большая часть. Именно для таких производств характерно усложнение проведения процесса анализа, по сколько выпуск разной продукции характеризуется неоднородностью ценовых, затратных показателей, норм прибыли.
Пути решения таких проблем могут решаться с использованием проведения индивидуальных аналитических работ по отдельно взятым видам производимой (реализуемой) продукции с расчетом отдельных точек безубыточности аналогично как при анализе одноменклуатурного производства.

При этом, по возможности следует провести разделение постоянных затрат по группах анализируемой продукции, в равных условиях с переменными затратами. Критерием распределения постоянных затрат может служить факт их отсутствия при прекращении производства названого вида продукции.
Успех проведения маржинального анализа зависит от процентного содержания разных затрат, удельного соотношения постоянных и переменных затрат в общих расходах. К сожалению, теоретические постулаты не дают определенных ответов об рациональном (рентабельном) балансе переменных и постоянных расходов.
Среди результатов хода проведения анализа необходимо отметить следующие закономерности:
1. Для достижения безубыточности, относительно высокая сумма постоянных затрат требует более высоких объемов продаж, что отражается на длительности периода реализации. Позитивом есть увеличение прибыли после события достижения точки безубыточности, но при этом бизнес структура с такими характеристиками приобретает более глубокие финансовые риски. Бизнес структуры, которые получают более стабильную прибыль, при наименьших рисках имеют высокий уровень переменных расходов и низкий уровень постоянных расходов.
Одним из выходов по снижению рисков есть своеобразное «тасование» затрат между постоянными и переменными. Практически позитивный результат может дать мероприятие по замене повременной формы труда на сдельную для отдельных категорий работников. Такой шаг ведет к росту заинтересованности рабочих в увеличении роста продаж (или производительности труда).
2. Предполагается, что при одинаковом уровне затрат уменьшение в них части постоянных расходов приводит к более высокому уровню финансовой стабильности бизнес структуры, в силу снижения значения уровня точки безубыточности, происходит стимулирование операционного рычага, что в свою очередь приводит к более высокой финансовой прочности.

Однако, наряду снижения рисков, уменьшается эффект деятельности бизнес структуры.
3. Вопрос о соотношения уровня постоянных и переменных расходов так и не решен окончательно. Для некоторых бизнес структур, в зависимости от специфики производственного процесса, требуется рассмотрение применения более высокой суммы постоянных затрат, а переменных расходов уменьшение, при таком сценарии необходимо стремиться к приумножению объемов производства и стабильности уровня продаж с целью достижение более высокой рентабельности.
Идея взятия на вооружение метода маржинального дохода дает возможность:
— расчетным путем получить необходимый рациональный объем продаж для прогнозируемой суммы прибыли;
— обосновать область безубыточной деятельности и дать оценку влияния вариации факторов на ее размеры;
— нормализовать минимальный уровень объемов реализации, цены, переменных затрат на единицу изделия (услуги), суммы постоянных затрат при фиксированной сумме других аргументов;
— сформировать основу определения влияния условий на изменение уровня рентабельности и ее расчетных составляющих (себестоимости и прибыли) для эффективного управления формированием и прогнозированием финансовых результатов;
— найти рациональное равенство для принятия эффективных управленческих решений в сфере регулировки производственных мощностей, долевой структуры выпускаемой продукции, оснащенности и технологии производства для уменьшения расходов и увеличения прибыльности.
Маржинальный анализ имеет ряд недостатков, которые необходимо иметь в виду при осуществлении расчетов и принятия управленческих решений:
— во-первых, имеет место относительное разделение затрат на постоянные и переменные, также при многопрофильном производстве наблюдается проблема соотношение переменных затрат между определенными видами изделий;
— во вторых отсутствие информационной базы, связанное с разделением общих затрат в форме 2 «Отчет о прибылях и убытках» на переменные и постоянные, приводит к необходимости дополнительно использовать другие расчетные методы: корреляционный, высшей и низшей точки, наименьших квадратов;
— в третьих возникает проблема распределения общих затрат предприятия между единичными изделиями. Решением такой проблемы может служить способ планирования объемов выпуска продукции без распределения общих затрат предприятия, с возможностью проведения дальнейших прогнозных расчетов покрытия данных затрат от полученной выручки. Альтернативным решением может быть условное принятие всей выпускаемой продукции как единое изделие (пакет продукции). В процентном соотношении рассчитывают переменные затраты и цену пакета продукции. При этом постоянные расходы известны, исчезает необходимость их распределение. Содержание пакета продукции остается неизменной, что гипотетически невозможно. В таком случае рассматривают несколько вариантов наиболее вероятных пакетов продукции в структурном отношении в условиях изменений явлений влияющих на производство и реализацию продукции (уровень цен, расширение производственных мощностей).
Базовым показателем при использовании маржинального дохода есть маржинальный доход. Расчет маржинального дохода производят путем вычитания из выручки от реализации без учета непрямых налогов переменных затрат.
Также, маржинальная прибыль (маржинальный доход) есть сумма покрытия, которая отожествляется из выручкой, необходимой для возмещения постоянных расходов и формирования прибыли. Соответственно повышение уровня маржинального дохода приводит к повышению темпов компенсации постоянных затрат и вероятности получения прибыли.
Методика расчёта маржинального дохода дает возможность информировать менеджмент об сумме, источниках и путях расходования денежных средств. На этой основе предприниматели имеют возможность дать оценку экономической ситуации, принять важное управленческое решение.
Основной аспект маржинального анализа заключается в возможности давать оценку отдачи использования денежных средств и в целом капитала предприятия. Основной частью аналитической работы есть рассмотрение структуры, путей возникновение доходов, направлений понесённых затрат предприятия, исследование объемов реализации товаров (продукции, услуг), себестоимости реализованных товаров из разделением на общие, постоянные и переменные. Рассчитываются и анализируются степень доходности, рентабельности их динамика и тенденции.
Проведенные аналитические расчеты на основании статей баланса дают возможность оценить финансовое состояние бизнес структуры на отчетную дату, масштаб использование капитала, его динамику и структуру.

МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Маржинальный анализ направлен на выявление резервов роста прибыли во взаимосвязи трех показателей: издержки, объем продаж и цена реализации. Он помогает руководителям организа­ций установить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом продаж, минимизиро­вать предпринимательский риск. Его преимущественно использу­ют в перспективном анализе и стратегическом планировании ор­ганизации (особенно практически значимо и актуально для состав­ления бизнес-плана).

Данный вид анализа разработан в 1930 г. американским ин­женером Уолтером Раутенштрахом. В зарубежных странах он име­ет название СVP-анализ (Cost — Volume — Profit; затраты — объ­ем — прибыль).

Основные этапы маржинального анализа:

· определение суммы постоянных и переменных издержек;

• сравнительный и факторный анализ уровня исследуемых по­казателей;

• прогнозирование их величины в изменяющейся бизнес-среде.

Важное значение имеет точное определение суммы постоянных переменных затрат, так как от этого зависят результаты анализа. Для этой цели используются различные методы: алгебраический, графический, статистический, основанный на корреляционно-регрессионном анализе, содержательный (аналитический).

Общая сумма издержек (у) равна:

y= a +bx bх,

где а — постоянные затраты; b — условно переменные в расчете на единицу продукции; х — количество продукции.

Алгебраический метод можно применять при наличии инфор­мации о двух точках объема продукции в натуральном выражении (х) и соответствующих им затратах (у). Переменные затраты на еди­ницу продукции определяются:

b = (у1-у2)/(х1-х2).

Следовательно, сумма постоянных затрат будет равна:

а=у1 – bх1 или можно подставить во вторые значения.

Аналитический метод заключается в делении затрат по счетам и анализе каждой статьи и элементов затрат.

Наиболее точный — статистический метод. Уравнение общей суммы затрат: у = а + bх (уравнение прямой) можно получить, если имеется достаточная выборка данных о затратах и производстве продукции (за каждый из 12 месяцев). Значения а и b определяются как и в случаях выравнивания ряда по уравнению прямой с по­мощью решения системы уравнений.

Маржинальный анализ используют в определении: безубыточ­ного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издер­жек); зоны безопасности (безубыточности) предприятия; необхо­димого объема продаж для получения заданной величины при­были; критической цены реализации; варианта изменений производственной мощности, ассортимента продукции, вариантов оборудования, технологии производства, оценки эффективности дополнительного заказа и т.д.

Примеры использования маржинального анализа.

1. Определение критического объема продаж.

Критический объем продаж — это тот объем, при котором пред­приятие не получает ни рубля прибыли или убытка, т.е. то количе­ство продукции, которое необходимо предприятию, чтобы полу­чать прибыль.

Х=а/(ц-b),

где ц — цена реализации конкретного вида (ассортимента) про­дукции (средняя цена реализации по конкретному рынку сбыта).

Цена за минусом удельных переменных затрат (ц — b) есть мар­жинальный доход единицы продукции.

Задача: Стоит ли предприятию заниматься производством то­вара А, если: сумма постоянных затрат составит 1500 тыс. руб., удельных переменных издержек — 85 руб., средняя цена реализа­ции на рынке сбыта — 90 руб./кг. Производственная мощность рассчитана на 250 т.

Ответ. Предприятию не стоит заниматься производством дан­ного товара, так как объем продаж, обеспечивающий прибыль, должен быть более 300 т. (1500/(90 — 85)), а производственная мощность рассчитана только на 250 т.

2. Определение объема продаж для получения запланированной ве-
личины прибыли.

Х=(а + П)/(ц-b),

где П — прогнозируемая величина прибыли.

Задача: Сколько предприятию необходимо продать продукции, чтобы получить 100 тыс. руб. прибыли? Цена реализации составляет 15 руб., удельные переменные издержки — 12 руб., постоян­ные затраты — 80 тыс. руб.

Ответ. Чтобы получить ожидаемую прибыль, необходимо про­дать 60 тыс. ед. продукции (80 + 100) / (15 — 12).

Определение зоны финансовой безопасности.

Зона безопасности — разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объ­ем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю. Чем выше его значение, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Зону безопасности (ЗБ) можно определить в стоимостном и в количественном выражении (последнее — только для конкретного вида товара).

ЗБ = выручка (В) — критический объем продаж в стоимостном выражении делить на выручку. Для количественного выражения используют формулу:

ЗБ = (к — х)/ к,

где к — фактическое количество реализуемой продукции.

Задача: Какова зона безопасности для производства автомобилей, если объем продаж составляет 130 тыс. ед, а порог рентабель­ности на уровне 100 тыс. ед.

Ответ: ЗБ = (130 — 100) / 130 = 0,23, или 23 %.

4. Определение критической цены реализации.

Критическая цена реализации — это тот уровень, при котором окупаемость затрат равна 100 %, т.е. цена реализации равна себе­стоимости единицы продукции.

Формула для определения критической цены выводится из ос­новной и выглядит следующим образом:

Цкр = а/(к + b),

Расчетный уровень цены будет равен себестоимости единицы продукции, а прибыль и рентабельность — нулю. Установление цены ниже этого уровня невыгодно для предприятия, так как в результате будет получен убыток.

Задача: На каком уровне должна быть установлена минималь­ная цена при объеме производства в 200 тыс. ед., сумме перемен­ных затрат — 10 руб./ед. и сумме постоянных затрат 400 тыс. руб.

Ответ. Минимальная цена реализации должна быть на уровне 12 руб. (400 000 / 200 000 + 10).

5. Выбор управленческого решения: повысить или снизить цену реализации при изменении конъюнктуры рынка.

Обоснование цены реализации проводят по следующим пока­зателям: цена реализации, удельные переменные затраты, сумма постоянных затрат, маржинальный доход на единицу продукции, критический объем продаж, мощность предприятия, сумма при­были (произведение маржинального дохода и мощности предпри­ятия за минусом постоянных затрат). Приоритет должен быть от­дан варианту с меньшим порогом рентабельности и большей сум­мой прибыли.

Задача: Какой вариант цены следует выбрать предприятию, что­бы завоевать рынок сбыта: повысить цену до 300 руб. за счет каче­ства продукции либо снизить цену продаж до 200 руб. Конкурент продает аналогичный товар по цене 250 руб.

Условия: постоянные затраты составляют 2400 тыс. руб., пере­менные — 80 руб./ед. При улучшении качества товара постоянные затраты возрастут до 3000 тыс. руб., удельные переменные из­держки — 100 руб.

Решение задачи приведено в табл. 2, где отражены исходные
данные и результаты расчетов.

Таблица 2

Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1269 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Данный метод управленческих расчетов называют анализом безубыточности или содействия доходу. Он был разработан в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства. Впервые подробно был описан в отечественной литературе в 1971 г. Н.Г. Чумаченко, а позднее — А.П. Зудилиным.

В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.

Маржинальный доход предприятия — это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.

МД = Выр-Зпер МД=Пр+Зпост

ПР=Выр-Зобщ=Выр-(Зпер+Зпост)=МД-Зпост.

Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:

  • безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;
  • зоны безопасности (безубыточности) предприятия;
  • необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;
  • критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;
  • критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.

С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимент продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.

2. Основные положения анализа безубыточности и целевого планирования прибыли

2.1. Исходные допущения

Практическая ценность анализа безубыточности и целевого планирования прибыли состоит в том, что этот подход позволяет

  • оценить сравнительную прибыльность отдельных видов продукции, что дает основания для выбора оптимального портфеля продукции,
  • установить запас “прочности” предприятия в его текущем состоянии и
  • спланировать объем реализации продукции, который обеспечивает желаемое значение прибыли.

Как показывает практика, наиболее эффективны те предприятия, которые обеспечивают загрузку производственных мощностей на уровне близком к уровню полной мощности. Однако, несмотря на это предприятия могут быть убыточными. Причин для этого может быть очень много, например, задержки в реализации, дефицит комплектующих элементов, плохое качество сырья, недостаточный объем рынка, плохое качество продукции, ценовая система и т. д.

Если предприятие функционирует на более низком уровне использования производственных мощностей, т.е. выпускает продукции существенно меньше по сравнению с полной производительностью, доходы зачастую не могут покрыть все издержки. Когда уровень использования производственных мощностей возрастает, то можно надеяться, что будет достигнута ситуация, когда общие доходы будут равны общим издержкам. В этой точке нет ни прибыли, ни убытков. Такая ситуация называется ситуацией безубыточности.

Анализ безубыточности или анализ издержек, прибыли и объема производства (CVP-анализ), как его иногда называют — это аналитический подход к изучению взаимосвязи между издержками и доходам при различных уровнях производства.

В процессе проведения анализа безубыточности в его стандартном (классическом варианте) принимаются следующие допущения.

  1. Используется классификация издержек по характеру их поведения при изменении объема реализации готовой продукции. Издержки подразделяются на постоянные и переменные.
  2. Предполагается, что вся произведенная продукция будет продана в течение планового периода времени.
  3. В качестве критерия для анализа принимается прибыль до выплаты налогов, т.е. операционная прибыль, а не чистая прибыль.

В рамках CVP-анализа используется формат отчета о прибыли, который отличается от традиционного. Традиционный формат следует основной классификации издержек на производственные (прямые материалы, прямой труд и производственные накладные издержки) и непроизводственные (административные и издержки, связанные с продажей). Эти издержки последовательно вычитаются из выручки, в результате чего получается чистая операционная прибыль. Следует отметить, что использованные в данном формате издержки включают как переменную, так и постоянную компоненты.

Традиционный формат отчета о прибыли

Выручка от продажи (без НДС) 120,000
Минус производственные издержки 60,000
Валовый доход 60,000
Минус непроизводственные издержки: 50,000
Реализационные 31,000
Административные 19,000 50,000
Чистая прибыль (до налогов) 10,000

Для целей планирования используется так называемый формат отчета о прибыли на основе “вложенного дохода” (Contribution Format), который представлен в таблице 15.

Таблица 15. Формат отчета о прибыли на основе “вложенного дохода”

Выручка от продажи (без НДС) 120,000
Минус переменные издержки:
Производственные 20,000
Реализационные 6,000
Административные 4,000 30,000
Вложенный доход 90,000
Минус постоянные издержки:
Производственные 40,000
Реализационные 25,000
Административные 15,000 80,000
Чистая прибыль 10,000

Конечный результат получился закономерно таким же, как и в предыдущем случае. Но теперь у нас появляется возможность планировать величину прибыли, так как с изменением объема реализации изменяются только переменные издержки, в то время как фиксированные остаются неизменными. В данном формате появился новый элемент — вложенный доход (Contribution Margin). По смыслу этой характеристики вложенный доход должен покрыть все постоянные издержки и обеспечить заданное значение прибыли. Многие авторы используют другие переводы этого термина: “вклад на покрытие”, “маржинальный доход”, “валовая маржа”.

Для целей детального анализа используется более подробный формат, представленный табл. 16. Здесь появляется новый элемент для анализа — вложенный доход на единицу продукции, который остается постоянным, пока не изменится цена единицы продукции и переменные затраты на единицу продукции.

Таблица 16. Аналитический формат отчета о прибыли на основе вложенного дохода

Всего (руб.) На единицу продукции (руб.)
Выручка (500 единиц продукции) 250,000 500
Минус переменные издержки 150,000 300
Вложенный доход 100,000 200
Минус постоянные издержки 80,000
Чистая прибыль 20,000

Если объем реализации составляет 400 единиц продукции, отчет о прибыли на основе вложенного дохода имеет следующий вид:

Всего На штуку
Выручка (400 штук) 200,000 500
Минус переменные издержки 120,000 300
Вложенный доход 80,000 200
Минус постоянные издержки 80,000
Чистая прибыль (убыток) $ -0-

Из приведенных численных данных следует, что если компания продает 400 единиц товара, она получит нулевую прибыль (ни прибыли, ни убытков). Этот объем продаж и носит название “точки безубыточности” (break-even point)., критический объем продаж, предельный объем продаж.

Точка безубыточности

  • объем продаж, при котором выручка равна суммарным издержкам, или
  • объем продаж, при котором вложенный доход равен постоянным издержкам.

Как только достигнута точка безубыточности, каждая дополнительно проданная единица продукции приносит дополнительную прибыль, равную вложенному доходу на единицу продукции.

2.2. Расчет и анализ точки безубыточности

Для расчета точки безубыточности используются простые соотношения, основанные на балансе выручки:

Выручка = Переменные издержки + Постоянные издержки + Прибыль.

Более общая схема рассуждения имеет следующий вид. Пусть ц — цена единицы продукции, а V — объем производства за некоторый промежуток времени. Запишем основное уравнение модели, символизирующее тот факт, что прибыль до выплаты налогов Пр определяется суммарной выручкой за вычетом всех постоянных и переменных издержек

ПР=(Цед.*V)-(Зпер ед.*V+Зпост)

Точка безубыточности (ТБ) по определению соответствует условию ПР=0, откуда

Vкр (ТБ)= Зпост/(Ц-Зпер ед.)

Vкр = Зпост/МДед (шт.)

Таким образом, для того, чтобы рассчитать точку безубыточности, необходимо величину постоянных издержек разделить на разницу между ценой продаж продукции и величиной переменных издержек на единицу продукции. Последняя носит название единичного вложенного дохода (Unit Contribution Margin) или маржинального дохода на единицу

Если задача заключается в определении целевого объема продаж Vпл, т.е. такого значения объема продаж, которое соответствует заданному значению прибыли ПРпл, то используем аналогичное соотношение

ПРпл=Цед*Vпл–(Зпер ед*Vпл+Зпост)

откуда

Vпл=(Зпост+ПРпл)/МДед.

Сущность анализа безубыточности полностью раскрывается на графике безубыточности (см.

рис. 7). Этот график показывает объем произведенной продукции в натуральном выражении на горизонтальной оси и величину дохода или издержек в стоимостном выражении на вертикальной оси. Можно было бы построить аналогичный график, откладывая по горизонтальной оси объем выпуска в процентах к полной мощности.

Прикладная информатика в экономике / Теория экономического анализа / 9.4. методика анализ маржинальной прибыли и рентабельности

Маржа покрытия (маржинальная прибыль) – это разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами, приходящимися на реализованную продукцию. С ее помощью можно правильнее ранжировать отдельные виды продукции и отдельные сегменты предприятия по уровню рентабельности. Она служит основой для определения безубыточного объема продаж по каждому виду продукции и в целом по предприятию, а также для обоснования оптимального варианта различного рода управленческих решений.

Маржа покрытия на единицу продукции показывает вклад каждой дополнительно произведенной единицы продукции в общую сумму маржинальной прибыли, которая является источником покрытия постоянных расходов и генерирования прибыли.

Сравнение маржинальной прибыли с суммой постоянных расходов организации отражает финансовый результат от операционной деятельности. Сумма маржи покрытия определяется по формуле:

,

где МПобщ – сумма маржи покрытия; рi – цена единицы i-й продукции; bi – переменные затраты на единицу i-й продукции (усеченная себестоимость); PПi – физический объем реализованной i-й продукции; Удi – удельный вес i-го вида продукции в общем объеме продаж.

Для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины в маржинальном анализе используют следующую модель:

П = РП*(р – b) – А,

где р – цена единицы продукции; b – переменные затраты на единицу продукции; А – постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции.

Данная модель позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат.

Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию можно использовать следующую модель:

,

где Уdi – удельный вес i-го вида продукции в общем объеме продажи.

Модель маржинального анализа рентабельности имеет вид:

R = .

Преимущество методики маржинального анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в результате чего улавливается влияние объема продаж на изменение уровня рентабельности.

Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и, как следствие, более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.

Кроме того, данная система учета и анализа ориентирована не на производство, а на реализацию. Она побуждает изыскивать резервы увеличения объема продаж: чем больше объем продаж, тем меньше постоянных затрат, отнесенных прямо на финансовый результат, приходится на единицу реализованной продукции, тем больше прибыль и выше рентабельность.

Тема: Маржинальный анализ

424 Основной информационной базой маржинального анализа является:

финансовая отчетность

налоговая отчетность

+внутрифирменная отчетность

425 Целью маржинального анализа является:

+определение взаимосвязи себестоимости, объема продукции и прибыли

оценка потребности и обеспечение предприятия всеми видами материальных ресурсов

деление затрат на постоянные и переменные расходы

426 В зависимости от изменения объема производства затраты делятся на:

+постоянные и переменные

прямые и косвенные

производственные и непроизводственные

427 К постоянным затратам относится:

сырье и материалы

заработная плата рабочих

+арендная плата

428 Результатом сопоставления выручки от продаж с величиной переменных расходов является:

+маржинальный доход

точка нулевой прибыли

маржинальная эффективность

429 В чем заключается разница между маржинальным доходом и прибылью?

в величине переменных затрат

в величине предельных затрат

+в величине постоянных затрат

431 Маржинальная эффективность отражает:

рентабельность переменных затрат

долю переменных затрат в валовых затратах

+выход продукции с каждого рубля потребленных затрат

433 Запас финансовой прочности представляет собой:

+разность между фактическим и безубыточным объемами продаж

разность между оптимальным и безубыточным объемами продаж

разность между критическим и безубыточным объемами продаж

434 Снижение доли маржинального дохода в цене способствует:

+повышению точки критического объема продаж

снижение точки критического объема продаж

не оказывает влияния на критический объем продаж

435 Взаимосвязь между критическим объемом продаж и удельным маржинальным доходом:

прямая

+обратная

отсутствует

436 Долю маржинального дохода в выручке характеризует:

+коэффициент выручки

кромка финансовой безопасности

запас прочности

437 Методика маржинального анализа базируется на изучении соотношения между следующими группами показателей:

+издержки – объем производства – прибыль

переменные издержки – предельные издержки – средние издержки

плановый объем продаж – фактический объем продаж — % выполнения плана

438 При однопродуктовом производстве для факторного анализа безубыточности не используют показатель:

переменные затраты

уровень цен

+структура продаж

439 Точка безубыточности в натуральном выражении находится как отношение постоянных затрат к:

общей сумме маржинального дохода

удельному весу маржинального дохода

+ставке маржинального дохода в цене за единицу продукции

440 Если объем продаж предприятия увеличился за отчетный период на 1000 ед. при прочих равных условиях, то точка безубыточности в стоимостном выражении:

увеличится

+уменьшится

останется на прежнем уровне

442 Точка нулевой прибыли предприятия регулируется:

налоговым и гражданским кодексами

налоговым кодексом и положениями по бухгалтерскому учету

+не регулируется на законодательном уровне

444 Информационной базой анализа безубыточности является:

бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках

+бюджет доходов и расходов

заключение аудиторов

447 К переменным затратам относят:

арендные платежи

проценты за кредит

+расходы на закупку товаров

448 Разница между безубыточным и максимально прогнозируемым объемами продаж называется:

+кромкой финансовой безопасности

коэффициент риска убытков

эффект операционного рычага

451 Индекс эффекта операционного рычага показывает:

+на сколько % изменится прибыль при изменении выручки на 1 %

на сколько % изменится прибыль при изменении переменных затрат на 1 %

на сколько % изменится прибыль при изменении постоянных затрат на 1 %

452 Разность между фактическим количеством проданной продукции и безубыточным объемом продаж – это зона

+безопасности

убытка

стабилизации

453 Чем выше зона безопасности, тем финансовое состояние предприятия:

+прочнее

нестабильнее

нет взаимосвязи

454 Анализ затрат с целью управления безубыточностью включает:

анализ затрат на 1 руб. продукции

+анализ взаимосвязи себестоимости, прибыли и объема продаж

анализ себестоимости по статьям калькуляции

455 В точке безубыточности выручка от продаж продукции покрывает:

+переменные и постоянные расходы

переменные расходы

постоянные расходы

Добавить комментарий

Закрыть меню