Метод научного исследования

МЕТОДЫ НАУЧНЫХ

Тема 2

Классификация методов научных исследований

С философских позиций все методы научных исследований можно условно разделить на следующие группы : всеобщие (действующие во всех областях науки и на всех этапах научных исследований), общенаучные (для всех отраслей науки), частные (для определенных наук), специальныеили специфические (для данной науки).

Такое разделение методов всегда условно, так как по мере развития метода он может переходить из одной категории в другую.

К всеобщему методу научных исследований относят материалистическую диалектику, а к общенаучным методам – наблюдение, сравнение, счет, измерение, эксперимент, обобщение, абстрагирование, формализацию, анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию, моделирование, идеализацию и др.

Большинствометодов научных исследований можно подразделить на теоретическиеи эмпирические.

К эмпирическим методам относят наблюдение и эксперимент.

Под наблюдением будем подразумевать сбор фактов реально происходящих явлений без существенного вмешательства исследователя в их ход. Примером классического наблюдения является ежедневный сбор данных о метеорологических условиях местности: температуре и влажности воздуха, направлении и силе ветра и т.п.

При эксперименте исследователь сознательно вмешивается в нормальное протекание процесса или явления и с помощью материальных средств (приборов, реактивов и др.) существенно изменяет или создает новые условия его протекания.

При наблюдении и эксперименте во многих случаях проводят счет и измерения.

К теоретическим методам научных исследований относят известные вам при изучении философии методы: анализ, синтез, дедукцию, индукцию, абстрагирование, формализациюи др. Напомню вам их краткие определения.

Анализ – метод расчленения (разложения) предметов исследования на составляющие для более глубокого изучения.

Синтез – метод соединения (объединения) различных составляющих предмета исследования в определенном порядке в единое целое (взаимосвязанную систему).

Дедукция–методперехода от общих утверждений к частным (метод выявления причин).

Индукция– метод перехода от частных утверждений к общим (метод выявления последствий).

Абстрагирование – метод мысленного отбрасывания тех свойств, составляющих предмета исследования, которые мешают выявлению закономерностей, интересующих исследователя.

Формализация – метод отображения предмета исследования в знаковой форме какого-либо искусственного языка (математики, физики, химии и др.) и изучения реальных объектов путем формального исследования взаимосвязи этих знаков.

Методы моделирования имеют важное значение при выполнении научных исследований. Они основаны на теориях подобия и моделирования. Более детально вы знакомитесь с ними при изучении дисциплин «Общая химическая технология» и «Процессы и аппараты химической технологии».

Более детальную классификацию и характеристику методов научных исследований изучите самостоятельно .

Поиск Лекций

Методы научного исследования и их классификация

Лекция №1

В структуре общенаучных методов и приемов чаще всего выделяют три уровня:

— методы эмпирического исследования;

— методы теоретического познания;

— общелогические методы и приемы исследования.

I. МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Наблюдение— целенаправленное пассивное изучение предметов. Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла (что именно наблюдается); возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов (например, эксперимента). Важным моментом наблюдения является интерпретация его результатов — расшифровка показаний приборов и т. п.

Эксперимент — активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса. В его ходе изучаемый объект изолируется от влияния побочных, затемняющих его сущность обстоятельств и представляется в «чистом виде».

Основные особенности эксперимента: а) более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту исследования, вплоть до его изменения и преобразования; б) возможность контроля за поведением объекта и проверки результатов; в) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя; г) возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях.

Сравнение— познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта), т.е. их тождество и различия.

Описание — познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.

Измерение — совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

2. МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

1. Формализация — отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке). Последний создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами), что связано с построением искусственных языков (язык математики, логики, химии и т.п.).

2. Аксиоматический метод— способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения — аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства.

3. Гипотетико-дедуктивный метод— метод научного познания,
сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах.

3. ОБЩЕЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Анализ — реальное или мысленное разделение объекта на составные

части и синтез — их объединение в единое органическое целое, а не в механический агрегат. Результат синтеза — совершенно новое образование.

2. Абстрагирование— процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств (прежде всего существенных, общих).

3. Обобщение — процесс установления общих свойств и признаков предмета.

Идеализация — мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности («точка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т. п.).

6. Аналогия (соответствие, сходство) В установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод — умозаключение по аналогии.

7. Моделирование — метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте — модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) — оригинала модели.

8. Системный подход— совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.

Фундаментальные исследования — основополагающие направления изысканий различных научных дисциплин, затрагивающие закономерности, определяющие условия и руководящие всеми без исключения процессам.

Прикладные исследования — научные исследования, направленные на практическое решение технических и социальных проблем.

«Дело в том, что основная задача ученого, с моей точки зрения, — это хорошо владеть всеми основными знаниями в своей области и указывать нашей промышленности, нашим конструкторам и изобретателям те возможности, которые они могут найти и использовать в природе для прогресса своей области.

Приведу маленький пример. Одному заводу нужно было прокатать очень тонкий специальной формы волосок. Завод долго бился и наконец обратился ко мне. Случилось, что у меня были необходимые теоретические сведения о том, как прокатывать такие тонкие нити, и пяти слов конструкторам, какую форму придать волоску, было достаточно, чтобы на следующий день на заводе наладилось это производство. Это был простой разговор, нигде не зафиксированный, не потребовавший научного исследования, но оказавший, конечно, известное влияние в немаловажной области промышленности. Таких советов, как мне, так и моим товарищам — ученым, приходилось давать сотни. Нигде они не фигурируют, но благодаря им наша промышленность часто не делает ошибок и не тратит энергии зря там, где она может гораздо быстрее пойти вперед. Эту нигде не фиксирующуюся и не оплачиваемую работу почти невозможно учесть. Позвольте по этому поводу в виде иллюстрации привести одну историю, рассказанную мне давно — еще в Англии.

Дело происходило на одном заводе, где была построена какая-то крупная машина, кажется, специальный тип воздуходувки. Завод никак не мог пустить ее в ход. Инженеры долго бились над ней, цеха стояли, а воздуходувка не работала. Наконец, директор завода решил, что надо прибегнуть к силам извне, и пригласил на консультацию крупного специалиста, имя которого я, к сожалению, не запомнил. Директор решился на этот шаг не сразу, так как был прижимист и не хотел тратить лишних средств на приглашение крупных профессоров, которым за консультацию приходится в Англии выплачивать большие суммы.

Профессор приехал, посмотрел машину, попросил молоток или кувалду и несколько раз ударил по корпусу машины. Какие-то части внутри, должно быть, сдвинулись, пришли на место, и машина заработала. Цеха пошли в ход, завод ожил. Профессор вернулся домой и по английскому обычаю послал директору завода счет, кажется, на 100 фунтов стерлингов (тогда это было примерно 1000 рублей золотом)- сумма немалая. Директор огорчился и возмутился. «Что же это такое — приехал человек, который два-три раза ударил молотком и уехал, а я за это должен платить 100 фунтов. Надо сбить спесь с этого профессора», — решил он и послал ученому письмо, в котором в деликатной форме просил дать более точную расценку его труда. На это он получил такой ответ: «За приезд на завод и удар молотком, — писал профессор, — мне полагается 1 фунт стерлингов, а за то, что я знал, куда ударить молотком, — мне следует заплатить остальные 99 фунтов».»

Академик П. КАПИЦА

Научно-исследовательская работа (аббр. — НИР) — работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментами в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе, научных обобщений, научного обоснования проектов.

Термин научно-исследовательская работа, вошедший в употребление в советское время, регламентируется ГОСТ 15.101-98 (порядок выполнения) и ГОСТ 7.32-2001 (оформление отчёта) и регулируются ГК РФ. Основным результатом НИР является отчёт о выполнении научных исследований, также допускается создание макетов, в отличие от опытно-конструкторских работ, результатом которой являются опытный образец изделия, конструкторская документация или новая технология.

Главная » Маркетологу » Методы научных исследований

Методы научных исследований


Вернуться назад на Методы исследования
Научный метод – это система правил и предписаний, направляющих человеческую деятельность (производственную, политическую, культурную, научную, образовательную и т.д.) к достижению поставленной цели.
Если методология – это стратегия научных исследований, обеспечивающих достижение цели, сформулированной в гипотезе предполагаемых научных результатов (генеральный путь познания), то метод – это тактика, показывающая как лучше всего идти этим путем.
Метод (гр. methodos) это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; прием, способ и образ действий.
Метод — путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретных задач. Это совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности.
Из определения метода вытекает, что существуют две большие группы методов: познания (исследования) и практического действия (преобразовательные методы.
1) Методы исследования — приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. С помощью этой группы методов получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Система методов исследования определяется исходной концепцией исследователя: его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологической ориентации, целей и задач конкретного исследования.

2) Методы подразделяются на следующие:
• всеобщий, или философский, общенаучные и методы частных наук;
• констатирующие и преобразующие;
• эмпирические и теоретические;
• качественные и количественные;
• содержательные и формальные;
• методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории;
• описания, объяснения и прогноза;
• обработки результатов исследования.
Всеобщий, или философский метод — всеобщий метод материалистической диалектики.
К общенаучным методам относятся:
• Наблюдение – это способ познания объективного мира, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороны исследователя.
• Сравнение — это установление различия между объектами материального мира или нахождение в них общего; осуществляется как при помощи органов чувств, так и при помощи специальных устройств.
• Счет – это нахождение числа, определяющего количественное соотношение однотипных объектов или их параметров, характеризующих те или иные свойства. • Измерение – это физический процесс определения численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном.
• Эксперимент – одна из сфер человеческого практики, в которой подвергается проверке истинность выдвигаемых гипотез или выявляются закономерности объективного мира.
• Обобщение – определение общего понятия, в котором находит отражение главное, основное, характеризующее объекты данного класса.

• Абстрагирование – это мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и выделение нескольких сторон, интересующих исследователя.
• Формализация – отображение объекта или явления в знаковой форме какого-либо искусственного языка (математики, химии и т.д.).
• Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором некоторые утверждения принимаются без доказательств.
• Анализ – метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования на составные части.
• Синтез – соединение отдельных сторон предмета в единое целое.
• Индукция – умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).
• Дедукция – умозаключение, в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества.
• Аналогия – метод, посредством которого достигается знание о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими.
• Гипотетический метод познания предполагает разработку научной гипотезы на основе изучения физической, химической и т.п., сущности исследуемого явления, формулирование гипотезы, составление расчетной схемы алгоритма (модели), ее изучение, анализ, разработка теоретических положений.
• Исторический метод познания предполагает исследование возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности.
• Идеализация — это мысленное конструирование объектов, которые практически неосуществимы.
• Системные методы: исследование операций, теория массового обслуживания, теория управления, теория множеств и др.
Методы частных наук — специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний (социология — социометрия; психология — психодиагностика).
3) Методы как прием, способ и образ действий (методы практической деятельности) включают в себя способы воздействия, совокупность приемов, операций и процедур подготовки и принятия решения, организации его выполнения.
Для выбора методов на каждом этапе необходимо знать общие и конкретные возможности каждого метода, его место в системе исследовательских процедур. Задача исследователя состоит в том, чтобы для каждого этапа исследования определить оптимальный комплекс методов.
Разнообразные методы научного познания условно подразделяются на ряд уровней: эмпирический, экспериментально-теоретический, теоретический и метатеоретический.
Методы эмпирического уровня: наблюдение, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тесты, метод проб и ошибок и т.д.
Методы экспериментально-теоретического уровня: эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, гипотетический, исторический и логический методы.
Методы теоретического уровня: абстрагирование, идеализация, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аксиоматика, обобщение и т.д.
К методам метатеоретического уровня относятся диалектический и метод системного анализа.

Анализ рынка операционных систем
Анализ рынка шоколада
Конкурентоспособность
Анализ рынка напитков
Swot анализ


Назад | | Вверх

Метод научного познания — способ деятельности, совокупность приёмов, применяемых ис-следователем для получения определённого результата. Как определённый вид деятельности метод включает такие элементы как: объект, субъект, цель познания, средства познания, условия познания, результат познавательной деятельности.

Методы научного познания можно разделить на три группы: специальные, общенаучные, универсальные. Специальные методы применимы только в рамках отдельных наук (например, методы качественного анализа в химии). Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках.(анализ и синтез, абстрагирование, моделирование). Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности человека.

Методы эмпирического исследования:

а) Наблюдение. Под наблюдением понимается систематическое, целенаправленное и организованное восприятие объекта. Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся прежде всего на работу органов чувств.

б) Сравнение. Сравнением называется установление сходства и различия предметов и явлений действительности. В результате сравнения выявляется то общее, что присуще двум или нескольким объектам.

в) Эксперимент. Под экспериментом понимается такой метод изучения объекта, когда исследователь активно воздействует на него путём создания искусственных условий, необходимых для выявления соответствующих свойств, когда сознательно изменяется естественное течение процессов

Методы, применяемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях научного исследования.

Метод научного познания — способ деятельности, совокупность приёмов, применяемых ис-следователем для получения определённого результата. Как определённый вид деятельности метод включает такие элементы как: объект, субъект, цель познания, средства познания, условия познания, результат познавательной деятельности. Методы научного познания можно разделить на три группы: специальные, общенаучные, универсальные

Общенаучными методами, применяемыми как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях познания

Общенаучные методы:

а) Анализ и синтез. Анализ — это приём мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития. Синтез — прямо противоположная операция, которая заключается в объединении ранее выделенных частей в целое.

б) Абстрагирование. Сущность абстрагирования состоит в мысленном отвлечении от несущественных сторон, связей, отношений предметов и одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.


в) Индукция и дедукция. Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором вывод идёт от общего к частному. Под индукцией понимается движение мысли от частного к общему.

г) Моделирование. Моделирование — это такой метод исследования, при котором интересующий исследователя объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту.

д) Исторический и логический методы исследования. Сущность исторического метода состоит в том, что история изучаемого объекта воспроизводится во всей своей многогранности. Например, в медицине создаётся история болезни и собирается анамнез при обследовании больного для того, чтобы воспроизвести все признаки заболевания. Логический метод-это воспроизведение в мышлении сложного развивающегося (или развившегося) объекта в форме исторической теории. Задача логического метода противоположна историческому методу. Он — тот же исторический, только взятый как бы в «чистом виде», т.е. очищенный от случайностей.

Вопрос 45

Методы эмпирического исследования:

а) наблюдение. Под наблюдением понимается систематическое, целенаправленное и организованное восприятие объекта. Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего, на работу органов чувств. К структурным компонентам наблюдения относятся: сам наблюдатель, объект ис- следования, условия наблюдения и средства наблюдения — установки, приборы и измерительные инструменты;

б) сравнение.Сравнением называется установление сходства и раз- личия предметов и явлений действительности. В результате сравнения выявляется то общее, что присуще двум или нескольким объектам. Сравнение должно удовлетворять двум основным требованиям: 1) сравниваться должны лишь сравнимые явления; 2) сравнение должно происходить по наиболее важным, существенным признакам (для данной конкретной познавательной задачи). При аналогии на основе сходства объектов по некоторым признакам, свойствам и отношениям выдвигают предположение об их сходстве в других отношениях;


в) эксперимент.Под экспериментом понимается такой метод из- учения объекта, когда исследователь активно воздействует на него путем создания искусственных условий, необходимых для выявления соответствующих свойств, когда сознательно изменяется есте- ственное течение процессов.

Достоинства эксперимента:

1) возможно изучение того или другого объекта в чистом виде;

2) он позволяет изучать объекты в искусственно создаваемых условиях (сверхнизкие или сверхвысокие температуры и т. д.);

3) основным достоинством эксперимента является его повторяемость. Эксперимент можно производить как непосредственно с изучаемым явлением, так и с его заместителем, т. е. моделью. Кроме действительного эксперимента с материальными объектами существует и мысленный эксперимент, т. е. эксперимент с их идеальными копиями;

г) измерение— количественный метод исследования, целью которого является отражение в научном знании объективных количественных отношений, выраженных в числе и величине. Наличие необходимых приборов, позволяющих дать объекту количественную и качественную оценку.

Вопрос 46

Методы теоретического исследования:

а) Восхождение от абстрактного к конкретному.Под абстракт- ным понимается одностороннее, неполное знание, которое не раскрывает сущности предмета в целом. Объективным содержанием абстрактного являются отдельные стороны, свойства и связи вещей. Под конкретным понимается:

1) сама действительность, различные объекты, взятые во всем многообразии их свойств, связей, отношений;

2) полное, всестороннее знание об объекте. Этот метод познания как бы разбивается на два этапа. На первом этапе осуществляется переход от чувственно-конкретного, от конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Второй этап и есть собственно восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта, т. е.

от абстрактного в познании, к всестороннему, многообразному знанию об объекте, к конкретному в познании.

б) Формализация. Под формализацией в самом широком смысле понимается метод изучения самых разнообразных объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме, при по- мощи самых разнообразных «искусственных» языков, к числу кото- рых относятся, например, язык математики, математической логики, химии, радиотехники и т. д. Использование специальной символики является одним из необходимых и все более прогрессирующих методов отражения действительности человеком.

в) Аксиоматический метод. Суть его состоит в том, что в основу теории кладутся так называемые аксиомы, под которыми понимаются такие принципы, истинность которых не требует никакого подтверждения. Они считаются истинами самоочевидными. А затем из этих аксиом методом дедукции выводятся всевозможные следствия, которые и составляют суть построенной теории.

г) Гипотетико-дедуктивный метод. В отличие от аксиоматического, в основу теории кладутся не аксиомы, а гипотезы, т. е. некие предположения, которые еще требуют доказательства. Из гипотез дедуктивным путем выводятся все возможные следствия. Затем эти следствия проверяются на практике, и если они подтверждаются, то теория считается истинной, а значит истинными можно считать и гипотезы.

Вопрос 47

Добавить комментарий

Закрыть меню