Метод анкетирования в педагогике

Введение

1. Понятие методики педагогического исследования

2. Социологический метод исследования- анкетирование. Сущность, виды анкет

3. Построение анкеты. Классификация вопросов

Заключение

Список литературы

Введение

В последние десятилетия в целях изучения и обобщения опыта работы преподавателей, выявления интересов и склонностей учащихся широко применяются разнообразные опросные методики. К сожалению, как правило, ни в вузах и колледжах, ни на курсах повышения квалификации не учат профессионально составлять педагогические анкеты и проводить интервью. В то же время как минимум две-трети кандидатских диссертаций строятся на основе опросов, проведенных нередко с грубейшими нарушениями соответствующих правил и с последующей примитивной обработкой полученных данных.

Профессиональное исследование предполагает репрезентативную выборку статистически значимого материала. С помощью методов факторного и латентного анализа выявляются наиболее коррелирующие с заданным внешним критерием пункты (позиции, высказывания, мнения опрашиваемых), они и включаются в итоговый (на данном этапе разработки) текст анкеты. Это очень трудоемкий путь, и на практике он приводит добросовестного разработчика инструментария к непрерывной «доводке» своего детища. При этом отсутствие (или смутность осознания и теоретического обоснования) исходного конструкта методики, т.е. модели диагностируемого явления, обрекает разработчика на излишние трудозатраты, в частности, на проведение расчетов, увы, строящихся на малозначимых в диагностическом плане факторах при сравнительно низкой критериальной валидности методик.

Специфика применения опросов в педагогических обследованиях такова, что кроме получения информации о настроениях, взглядах опрашиваемых возможна постановка задачи формирования мнений, что может достигаться логикой построения, расположения и содержанием вопросов. Это позволяет рассматривать анкеты как диагностическое средство, делать опрос отправной точкой в системе учебно- воспитательных мероприятий. Как показывает практика, формирующая функция анкеты повышает достоверность данных, в том числе и о развитии индивидуального сознания.

Цель работы –изучить использование социологического метода-анкетирования в педагогических исследованиях.

Задачи работы:

  • раскрыть понятие методики педагогического исследования;

  • — рассмотреть социологический метод исследования- анкетирование. Раскрыть его сущность, виды;

  • Исследовать построение анкеты, показать классификацию вопросов.

Структура работы сотоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

1. Понятие методики педагогического исследования

Под методикой педагогического исследования подразумевают совокупность принципов, методов, приемов, техники, процедур и организации собственно исследовательской работы, т.е. изучение педагогических явлений, решение научных проблем в учебно-воспитательном процессе. К настоящему времени это достаточно развитая отрасль педагогической науки. Есть методы, исторически давно сложившиеся и ставшие уже традиционными, но есть и такие, которые возникли относительно недавно, или создаются в настоящее время. Перерабатываются ранее известные; используется современная компьютерная, вычислительная и видеотехника .

Методы педагогического исследования, хотя и весьма условно, можно подразделить на две большие группы: общенаучные и конкретно-педагогические. Возможно еще и такое деление: методы теоретического исследования, моделирование, формализация, теория вероятностей; системный, структурно-функциональный, статистический анализ. Логические методы: сопоставление и сравнение, анализ и синтез, аналогия, индукция и дедукция, доказательства, обобщение и абстрагирование.
Есть и методы практические (в отличие от теоретических), имеющие задачей создание, сбор и организацию эмпирического материала — фактов педагогического содержания, продуктов воспитательной деятельности.
Существуют классификации методов исследования по источникам накопления информации, по изучению педагогического процесса в естественных условиях, то же — в специально измененных условиях, по способу обработки и анализа данных исследования .

Прежде чем перейти к изложению вопросов методики исследования, подчеркнем: источники предшествуют методам. Это надо понимать так: до того, как применять методы как инструмент исследования, надо иметь базу фактов и сами факты. Ибо именно они побуждают исследователя, увидевшего педагогическую проблему, сформулировать ее в виде проблемы научной, а затем уже обратиться к методам исследования. Короче говоря, идея об источниках и фактах предшествует идее о методах исследования. Сама идея о научном поиске начинается тогда, когда обнаруживается расхождение, противоречие, разрыв между каким-либо новым, неизвестным фактом и известной теорией.

2. Метод социологического исследования- анкетирование. Сущность, виды анкет.

Анкетирование относится к той группе методов, которая в социологии, педагогике и психологии носит название «опрос». В эту группу помимо анкетирования входят интервью и беседа. Все эти методы характеризуются одним ведущим признаком: с их помощью исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых (респондентов). Это, с одной стороны, позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т.п. (все то, что не подвластно изучению другими методами) и, с другой, — делает эту группу методов субъективной (не случайно у некоторых социологов существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать полной достоверности информации).

В отличие от других методов исследования эффективность опроса полностью зависит от двух моментов: во-первых, хочет ли и будет ли респондент отвечать на поставленные вопросы и, во-вторых, может ли он ответить па них. Следовательно, организация любого опроса должна начинаться и подчиняться разработке этих двух моментов; все должно быть направлено на то, чтобы побудить опрашиваемых дать полные и правдивые ответы на поставленные вопросы.

Сущность опроса в любом его виде сводится к тому, что исследователь получает информацию из тех ответов респондентов, которые они дают на поставленные вопросы. Различие между видами опроса сводится лишь к различию его форм, реже — к различию содержания вопросов.

Анкетирование — это метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты.

Интервью — это метод получения информации путем устных ответов респондентов на систему вопросов, устно задаваемых исследователем.

Беседа — это метод получения информации путем двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.

В беседе и респонденты, и исследователь выступают активными сторонами, в то время как в интервью задает вопросы только исследователь. Интервью можно назвать односторонней беседой.

Во время беседы (и в этом ее преимущество) можно получить более глубокое представление об интересующем исследователя вопросе, а также уточнить сомнительные ответы, следовательно, получить более достоверные данные. Недостатком беседы является сравнительно большее время, необходимое для ее проведения, что сужает возможности для сбора достаточного материала.

При беседе вопросы задаются и обсуждаются в очередности, которая предусмотрена планом, но раскрываются шире, чем написаны.

Из приведенных кратких характеристик видов опроса явствует, что принципиальных различий между ними нет. Не случайно в последнее время среди социологов, педагогов и психологов получают все большее распространение смешанные виды опроса, например анкеты-интервью. Далее дана развернутая характеристика лишь анкетирования: во-первых, оно является наиболее распространенным методом в теории и практике физического воспитания; во-вторых, владение методикой анкетирования дает исследователю основной объем знаний и умений для овладения другими методами опроса; в-третьих, анкетирование более доступно основной массе исследователей, не имеющих большого педагогического и житейского опыта, не обладающих способностью быстро вступать и контакт с людьми; в-четвертых, оно позволяет охватить значительное количество людей; в-пятых, анкетирование доступнее для математической обработки результатов.

Анкетирование применяется для установления текущего состояния педагогического явления, для изучения существовавшего и существующего положений в практике работы или мнений, относящихся к проблеме исследования. Например, можно провести анкетирование преподавателей по плаванию, чтобы узнать, применяют ли они упражнения со штангой для развития силы. Однако анализ результатов анкетирования не может быть конечным доказательством при установлении эффективности какой-либо методики занятий, так как опирается на субъективные мнения опрашиваемых.

Виды анкетирования

Виды анкетирования многообразны и группируются попарно в соответствии с несколькими признаками .

В зависимости от количества опрашиваемых различают два вида анкетирования: сплошное и выборочное.

Сплошное анкетирование предусматривает опрос всей генеральной совокупности изучаемых лиц.

При выборочном анкетировании опрашивается лишь часть генеральной совокупности — выборочная совокупность. Именно этот вид анкетирования является наиболее распространенным.

В зависимости от способа общения исследователя с респондентами различают личное и заочное анкетирование.

Личное анкетирование предусматривает непосредственный контакт исследователя с респондентом, когда второй заполняет анкету в присутствии первого. Этот способ, анкетирования имеет два неоспоримых преимущества: во-первых, гарантирует полный возврат анкет и, во-вторых, позволяет контролировать правильность их заполнения.

Различный характер процедуры личного опроса дает право выделять групповое и индивидуальное анкетирование.

Групповое анкетирование предусматривает опрос одновременно группы людей. Именно это делает анкетирование тем методом, который позволяет собирать значительный материал при минимальных затратах времени.

При индивидуальном анкетировании опрос ведется поочередно.

Заочное анкетирование характеризуется тем, что респонденты отвечают на вопросы анкеты в отсутствие исследователя.

По способу вручения анкет респондентам различают почтовое и раздаточное анкетирование. При внешне незначительных различиях эффективность этих видов анкетирования бывает далеко не одинаковой.

Почтовое анкетирование, как видно из названия, сводится к тому, что анкеты рассылаются респондентам и возвращаются исследователю по почте. Преимущества его заключаются в простоте распространения анкет; возможности получения значительной выборки; возможности привлечь в число респондентов лиц, территориально далеко находящихся.

Недостатки почтового анкетирования — это низкий процент возврата анкет, в среднем около 5%; искажение намеченной выборки опрашиваемых, так как при рассылке анкет незнакомым лицам бывает трудно установить, насколько они соответствуют предполагаемому контингенту респондентов; отсутствие уверенности в том, что анкеты заполнялись самостоятельно.

Процент возврата анкет можно повысить: а) персональным обращением к респонденту с указанием его имени, отчества и фамилии; б) хорошо составленной вводной частью анкеты и сопроводительным письмом, из которых бы респондент понял свою роль в проводимом исследовании (с этой целью можно кратко раскрыть принципы выборки); в) вложением конверта с написанным обратным адресом и маркой; г) готовностью выслать результаты исследования, если респондент того пожелает.

Раздаточное анкетирование предусматривает личное вручение анкеты респонденту, заполнение ее на дому и возвращение любым способом.

Преимущества этого вида анкетирования: личный контакт исследователя с респондентом повышает у последнего заинтересованность в исследовании; можно проконсультировать респондента о правилах заполнения анкеты; есть возможность оценить соответствие респондента намеченной выборке.

Недостатки раздаточного анкетирования заключаются в сравнительно низком проценте возврата анкет (хотя и более высоком, чем при почтовом анкетировании) и в отсутствии уверенности в том, что анкеты заполнялись респондентом самостоятельно.

Эффективность анкетирования во многом зависит от грамотного построения и содержания анкеты.

3. Построение анкеты. Классификация вопросов

§ 4. Метод анкетирования

Устный опрос (беседа, интервью) применяется в том случае, когда охватывается небольшой круг людей, но, если при этом необходимо опросить несколько десятков, сотен или тысяч людей за короткий промежуток времени, используется письменный опрос – анкетирование.

Анкета – методическое средство для получения первичной социологической и социально-педагогической информации на основе вербальной коммуникации. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкетер – лицо, проводящее сбор материала анкетированием.

Анкетирование – метод сбора первичного материала в виде письменного опроса большого количества респондентов с целью сбора информации с помощью анкеты о состоянии тех или иных сторон воспитательного процесса, отношения к тем или другим явлениям. Анкетой можно охватить большой круг людей, что дает возможность свести к минимуму нетипичные проявления, при этом не обязателен личный контакт с респондентом. Плюс ко всему анкеты удобно подвергать математической обработке.

Первый этап в разработке анкеты – определение ее содержания. Составление анкеты заключается в переводе основных гипотез исследования на язык вопросов. Если помимо самого мнения необходимо знать и его интенсивность, то в формулировку вопроса включают соответствующую шкалу оценок.

Второй этап заключается в выборе нужного типа вопросов (открытые-закрытые, основные-функциональные).

Третий этап в составлении анкеты связан с определением числа и порядка задаваемых вопросов.

Анкета применяется при выяснении мнений, оценки событий, выявления взаимоотношений, отношения учащихся к видам деятельности и различным поручениям. В анкете задается серия вопросов (в 3-4-х классах не более 4, в 6-8-х до 7-8, в 9-10-х допустимы опросные листы, требующие раздумья и письменного ответа в пределах 15 минут). В анкете существует жесткая логическая структура. Вопросы специально подобраны, заранее тщательно продуманы, предварительно апробированы на небольшой группе испытуемых (5-6 человек).

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

1. Методы опроса

2. Интервью

3. Проведение беседы

4. Анкетирование

5. Метод незаконченных предложений

6. Изучение продуктов труда школьников

1. Методы опроса

Обычно в педагогике применяют следующие методы опроса: интервью (беседа), анкеты, личностные опросники.

Распространенность этого метода объясняется его своеобразной универсальностью. Если при наблюдении педагог только фиксирует акты реального поведения учащегося, то с помощью опроса можно получить информацию о мотивах поведения индивида, его намерениях, планах на будущее. опрос интервью анкета учащийся

Специфика метода опроса в том, что источником информации для педагога выступают в этом случае сообщения самих детей, хотя это не гарантирует полную достоверность информации. Поэтому так важно прежде убедиться, настроен ли учащийся искренне отвечать на поставленные перед ним вопросы (может ли в принципе на них ответить). Техника проведения опросов как раз и сводится к тому, чтобы обеспечить достоверность и надежность информации.

2. Интервью

Интервью проводят в виде устного опроса, беседы, предварительно обдумывая вопросы, но формулируя их приближенно, в произвольной последовательности.

Достоинство интервью состоит в том, что его можно вести в неформальной обстановке. Поэтому учащийся, отказывающийся заполнять анкету, охотно сообщит о себе сведения устно. Интервью позволяет наблюдать реакцию ученика, которая подчас более информативна, чем сам ответ. Недостаток этого метода состоит в невозможности зафиксировать, а значит, и количественно обработать его результаты, так как делать записи при учащемся не рекомендуется.

3. Проведение беседы

При проведении беседы следует придерживаться следующих правил:

* Начинать общение следует с тематики, приятной для ученика, это способствует установлению контакта. Доброжелательные, уважительные отношения в разговоре не менее важны, чем умение убедительно говорить, аргументировать сказанное.

* Трудно рассчитывать на искренность ученика, если беседа проходит в присутствии других учителей или учащихся, или если ребенок не в духе; если беседу постоянно прерывают; если разговор проходит «на ходу», попутно. Поэтому важным моментом является выбор времени и места беседы.

* Беседа должна быть не случайной, а запланированной.

* Не следует задавать (особенно вначале) вопросов анкетного или биографического характера.

* Лексикон учителя, смысл задаваемых вопросов должны быть доступны и понятны, вестись с учетом возрастных особенностей, интересов, потребностей, склонностей.

* Наводящие вопросы лучше формулировать нейтрально, например: «Как это следует понимать?», «В каком смысле?», «Поясни, пожалуйста, свою мысль».

* Учитель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые ставят порой отвечающего в неловкое положение.

* Следует иметь в виду, что с точки зрения результативности беседы лучше задать несколько мелких вопросов, чем один крупный. Вопрос должен вызвать развертывание мысли, высказывание мнения, а не односложные ответы «да», «нет».

* Для большей достоверности беседы, получения результатов наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться, тем самым раскрывая и уточняя предыдущие ответы, дополняя их.

* Беседа не должна длиться более 20-40 минут.

4. Анкетирование

Разрабатывая вопросы для анкеты, педагог должен четко представлять себе, что в конечном итоге хочет узнать. Хорошо сформулированная цель поможет избежать лишних вопросов, избавит анкету от мнимой многозначительности.

Сначала излагают тему, цель опроса, затем сами вопросы, начиная с наиболее приятных и нейтральных. Они призваны сформировать психологическую установку на сотрудничество, заинтересованность учащегося. Главные вопросы, требующие искренности, анализа и размышления, размещают в середине. Постепенно трудность вопросов снижают. Число их должно быть ограниченным, с тем, чтобы работа над ответами не превышала 15-20 минут.

В зависимости от характера возможных ответов вопросы могут быть открытыми или закрытыми.

Ответ на открытый вопрос типа: «Чем привлекает выбранная профессия?» дается в свободной форме, что позволяет обнаружить неожиданные, непредполагаемые суждения. Однако чаще всего прибегают к закрытым вопросам, с выборочными ответами из числа готовых, так как выборочные ответы легко стандартизируются и обрабатываются. Недостатком выборочного ответа является ограниченность выбора, возможное несовпадение предполагаемых ответов с личной позицией учащегося. Чтобы снять этот недостаток, обычно ответы-альтернативы дополняют пустой строкой собственного ответа.

По содержанию анкета может касаться фактов («Твои занятия в свободное время»), характеристики окружающих людей, событий, суждений, («В чем, по-твоему, причина того, что тебе на уроке порою бывает неинтересно?»), намерений («Собираешься ли ты поступать в вуз?», «Хочешь ли поехать в летний трудовой лагерь?»).

5. Метод незаконченных предложений

Разновидностью письменного опроса являются незаконченные предложения, которые опрашиваемые дописывают сами. Например: «Сотрудничество педагогов и учащихся — это…» или: «Больше всего я ценю в людях…», или: «Наша школа…». В таком задании вопрос исследователя (Что такое сотрудничество? Что ты ценишь в людях? Что можешь сказать о своей школе?) дается в скрытой форме, а опрашиваемый ставится в позицию отвечающего самому себе, что заставляет интенсивнее думать, искать более полные и искренние ответы.

Содержание незаконченных предложений определяется исследовательскими задачами. Если, например, требуется выяснить степень усвоения различных понятий, то предложение может быть сформулировано так: «Ответственный человек — это…», «Быть современным учителем — это значит…». Оценочные сужения помогут выявить предложения типа: «Наши учителя…»; «Более всего мне не нравится в людях…»; «В себе я ценю…». Эти предложения выявляют отношение учащегося к взрослым, своему коллективу, самому себе. Информацию о направленности и содержании учебных интересов могут дать такие предложения, как: «В наши уроки я бы включил…»

Независимо от того, каковы исследовательские задачи, содержание предложений должно быть понятно опрашиваемым, в противном случае не будут реализованы ни информационные, ни воспитательные возможности данного метода.

Методика проведения «незаконченного предложения» проста. Опрашиваемых, предварительно настроив на серьезность, искренность в ответах, просят письменно продолжить одно или несколько предложений. Выполненные задания собираются и обрабатываются. Методика обработки, опять же, определяется исследовательскими задачами. Можно в каждом выполненном задании выделить правильно или неправильно указанные признаки, признаки не совсем правильные и совсем не указанные. Затем все ответы распределяются по группам: полный, правильный ответ; правильный, но неполный; не совсем правильный; неправильный. В каждой группе подсчитывается число ответов. В зависимости от того, какая получится общая картина, предпринимают последующие шаги: разъясняют совсем не ясное, уточняют непонятное, углубляют уже известное. Важно иметь в виду, что во всех случаях полезно к анализу полученной информации подключать учащихся. В ходе совместного обсуждения (конечно, с учетом особенностей учащихся) исследователь обогащается новой информацией, а школьники приобретают новые знания, у них формируется определенное отношение к обнаруженным проблемам, появляется стремление к их решению.

Если изучается отношение школьников к взрослым, учителям, коллективу, товарищам, себе, то обработка информации проводится несколько иначе. Сначала выписываются характеристики (черты, качества, свойства), указанные учащимися. Затем подсчитывается количество указаний по каждой из них, и они располагаются в порядке убывания количества указаний.

Такое представление информации позволяет увидеть, какие ценности находятся в центре внимания коллектива, какие «западают».

При выявлении направленности и содержания учебных интересов учащихся («В наши уроки я предлагаю включить…») полученная информация может быть обработана так. Выписываются все предложения. Подсчитывается количество указаний по каждому из них. Все предложения располагаются в порядке убывания количества указаний. Затем особо анализируются предложения, оказавшиеся на первых и последних местах. Их анализируют по содержанию, по направленности, по роли, которую автор отводит взрослым, сверстникам, сравнивают предложения с проводимыми уроками (новые, часто используемые, редко используемые). Обработанная таким образом информация позволяет представить отношение школьников к совместной деятельности на уроках (удовлетворены, не удовлетворены), их отношение к собственной позиции (устраивает, не устраивает, хотят изменить), к учителям (что ценят, предлагают).

6. Изучение продуктов труда школьников

Изучение продуктов труда заключается в психологическом анализе различных поделок, рисунков, сочинений, творческих работ и др. По качеству продуктов деятельности можно сделать заключение об аккуратности, ответственности, точности учащегося. Анализ количества и качества изделий в течение определенного времени позволяет обнаружить продолжительность вырабатывания, период наивысшей продолжительности труда, начало утомления, и сделать выводы о наилучшем режиме труда.

Богатыми диагностическими возможностями обладает такой метод, как сочинение. С его помощью можно получить информацию об интересах учащихся, их ориентациях, отношении к школе, различным видам деятельности, учителям, товарищам, себе и одновременно включить их в процесс активного, творческого осмысления своей системы отношений.

Темы сочинений могут быть разными: «Я и моя школа», «Я и мои учителя», «Если бы я был классным руководителем» и др. После выбора темы определяется основной круг вопросов, по которым сочинения будут дорабатываться. Например, по теме «Если бы я был классным руководителем» выделяются следующие вопросы.

* Какие стороны деятельности классного руководителя выделяют учащиеся? (Работу с классом, индивидуальную работу, работу с родителями, другими учителями).

* Какие формы и способы работы с учащимися оцениваются положительно (отрицательно) и почему?

* Какой стиль отношений, общения, деятельности предписывают школьники классному руководителю?

* Какой видят позиции классного руководителя в жизни коллектива? (Главный руководитель, организатор, помощник, консультант, не вмешивающийся в жизнь коллектива).

Сочинение предлагается написать учащимся дома (тогда точно определяется срок его сдачи) или в школе. По усмотрению исследователя учащимся может быть предложен ориентировочный круг вопросов.

Написанные сочинения собираются и обрабатываются. Сделать это можно так. Сначала прочитываются все сочинения. Затем берется одно из них (лучше наиболее полное) и из него по всем интересующим вопросам выписываются суждения автора. После этого берется второе сочинение. Если суждение второго автора по тому или иному вопросу не совпадает с мнением первого, то это суждение полностью выписывают. В противном случае его просто плюсуют к уже имеющимся. Аналогично поступают со всеми остальными работами.

В результате по каждому вопросу накапливается определенная информация, которая может быть полной и разнообразной или, наоборот, бедной, однотипной. Далее выделяются вопросы, которые раскрыты интересно и содержательно, но волнуют далеко не всех; вопросы, выпавшие из поля зрения учащихся. Выясняется, по каким вопросам мнения большинства совпадают, по каким резко противоположны. Сопоставляются мнения юношей и девушек, активно участвующих в жизни коллектива и совсем в ней не участвующих; отличников и слабо успевающих; «лидеров» и «изолированных» в коллективе.

На основе всей этой информации опять же оценивается отношение школьников к деятельности педагога, к общению с ним, его личности. Выявляются проблемы, относящиеся к педагогам, общей атмосфере в школе.

Размещено на Allbest.ru

Министерство образования и науки Украины

Открытый международный университет развития человека “Украина»

Горловский филиал

Кафедра физической реабилитации

Заведующий кафедрой: доц. Томашевский Н.И.

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Методы исследований в физической культуре и спорте,

физической реабилитации

ТЕМА: Анкетирование как метод экспертизы в педагогике

Выполнил:

студент 2-го курса группы ФР-06

дневного отделения

факультета “Физическая реабилитация»

Романюк Геннадий Иванович

План

Анкетирование

Виды анкетирования

Виды анкетирования

Построение анкеты

Классификация вопросов анкеты

Варианты типовых анкет

Анкета

Список литературы

Анкетирование

Анкетирование относится к той группе методов, которая в социологии, педагогике и психологии носит название «опрос». В эту группу помимо анкетирования входят интервью и беседа. Все эти методы характеризуются одним ведущим признаком: с их помощью исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых (респондентов). Это, с одной стороны, позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т.п. (все то, что не подвластно изучению другими методами) и, с другой, — делает эту группу методов субъективной (не случайно у некоторых социологов существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать полной достоверности информации).

В отличие от других методов исследования эффективность опроса полностью зависит от двух моментов: во-первых, хочет ли и будет ли респондент отвечать на поставленные вопросы и, во-вторых, может ли он ответить па них. Следовательно, организация любого опроса должна начинаться и подчиняться разработке этих двух моментов; все должно быть направлено на то, чтобы побудить опрашиваемых дать полные и правдивые ответы на поставленные вопросы.

Сущность опроса в любом его виде сводится к тому, что исследователь получает информацию из тех ответов респондентов, которые они дают на поставленные вопросы. Различие между видами опроса сводится лишь к различию его форм, реже — к различию содержания вопросов.

Анкетирование — это метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты.

Интервью — это метод получения информации путем устных ответов респондентов на систему вопросов, устно задаваемых исследователем.

Беседа — это метод получения информации путем двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.

В беседе и респонденты, и исследователь выступают активными сторонами, в то время как в интервью задает вопросы только исследователь. Интервью можно назвать односторонней беседой.

Во время беседы (и в этом ее преимущество) можно получить более глубокое представление об интересующем исследователя вопросе, а также уточнить сомнительные ответы, следовательно, получить более достоверные данные. Недостатком беседы является сравнительно большее время, необходимое для ее проведения, что сужает возможности для сбора достаточного материала.

При беседе вопросы задаются и обсуждаются в очередности, которая предусмотрена планом, но раскрываются шире, чем написаны.

Из приведенных кратких характеристик видов опроса явствует, что принципиальных различий между ними нет. Не случайно в последнее время среди социологов, педагогов и психологов получают все большее распространение смешанные виды опроса, например анкеты-интервью. Далее дана развернутая характеристика лишь анкетирования: во-первых, оно является наиболее распространенным методом в теории и практике физического воспитания; во-вторых, владение методикой анкетирования дает исследователю основной объем знаний и умений для овладения другими методами опроса; в-третьих, анкетирование более доступно основной массе исследователей, не имеющих большого педагогического и житейского опыта, не обладающих способностью быстро вступать и контакт с людьми; в-четвертых, оно позволяет охватить значительное количество людей; в-пятых, анкетирование доступнее для математической обработки результатов.

Анкетирование применяется для установления текущего состояния педагогического явления, для изучения существовавшего и существующего положений в практике работы или мнений, относящихся к проблеме исследования. Например, можно провести анкетирование преподавателей по плаванию, чтобы узнать, применяют ли они упражнения со штангой для развития силы. Однако анализ результатов анкетирования не может быть конечным доказательством при установлении эффективности какой-либо методики занятий, так как опирается на субъективные мнения опрашиваемых.

Виды анкетирования

Виды анкетирования многообразны и группируются попарно в соответствии с несколькими признаками.

В зависимости от количества опрашиваемых различают два вида анкетирования: сплошное и выборочное.

Сплошное анкетирование предусматривает опрос всей генеральной совокупности изучаемых лиц (см. «Подбор исследуемых»).

При выборочном анкетировании опрашивается лишь часть генеральной совокупности — выборочная совокупность.

Именно этот вид анкетирования является наиболее распространенным.

В зависимости от способа общения исследователя с респондентами различают личное и заочное анкетирование.

Личное анкетирование предусматривает непосредственный контакт исследователя с респондентом, когда второй заполняет анкету в присутствии первого. Этот способ, анкетирования имеет два неоспоримых преимущества: во-первых, гарантирует полный возврат анкет и, во-вторых, позволяет контролировать правильность их заполнения.

Различный характер процедуры личного опроса дает право выделять групповое и индивидуальное анкетирование.

Групповое анкетирование предусматривает опрос одновременно группы людей. Именно это делает анкетирование тем методом, который позволяет собирать значительный материал при минимальных затратах времени.

При индивидуальном анкетировании опрос ведется поочередно.

Заочное анкетирование характеризуется тем, что респонденты отвечают на вопросы анкеты в отсутствие исследователя.

По способу вручения анкет респондентам различают почтовое и раздаточное анкетирование. При внешне незначительных различиях эффективность этих видов анкетирования бывает далеко не одинаковой.

Почтовое анкетирование , как видно из названия, сводится к тому, что анкеты рассылаются респондентам и возвращаются исследователю по почте. Преимущества его заключаются в простоте распространения анкет; возможности получения значительной выборки; возможности привлечь в число респондентов лиц, территориально далеко находящихся.

Недостатки почтового анкетирования — это низкий процент возврата анкет, в среднем около 5%; искажение намеченной выборки опрашиваемых, так как при рассылке анкет незнакомым лицам бывает трудно установить, насколько они соответствуют предполагаемому контингенту респондентов; отсутствие уверенности в том, что анкеты заполнялись самостоятельно.

Процент возврата анкет можно повысить: а) персональным обращением к респонденту с указанием его имени, отчества и фамилии; б) хорошо составленной вводной частью анкеты и сопроводительным письмом, из которых бы респондент понял свою роль в проводимом исследовании (с этой целью можно кратко раскрыть принципы выборки); в) вложением конверта с написанным обратным адресом и маркой; г) готовностью выслать результаты исследования, если респондент того пожелает.

Раздаточное анкетирование предусматривает личное вручение анкеты респонденту, заполнение ее на дому и возвращение любым способом.

Преимущества этого вида анкетирования: личный контакт исследователя с респондентом повышает у последнего заинтересованность в исследовании; можно проконсультировать респондента о правилах заполнения анкеты; есть возможность оценить соответствие респондента намеченной выборке.

Недостатки раздаточного анкетирования заключаются в сравнительно низком проценте возврата анкет (хотя и более высоком, чем при почтовом анкетировании) и в отсутствии уверенности в том, что анкеты заполнялись респондентом самостоятельно.

Эффективность анкетирования во многом зависит от грамотного построения и содержания анкеты.

Построение анкеты

Анкета должна иметь три части: вводную, основную и демографическую («паспортичку»).

Вводная часть анкеты представляет собой своеобразное обращение к респондентам, в котором указываются:

1) научное учреждение, которое ведет данную тему исследования и от имени которого выступает исследователь;

2) задачи исследования; теоретическое и практическое значение решения этих задач;

3) роль каждого респондента в решении поставленных задач;

4) заверение в полной анонимности ответов респондента (имя опрашиваемого не должно фигурировать в сообщениях и публикациях исследователя);

5) правила заполнения анкеты;

6) заверение в готовности выслать результаты исследования респонденту, если он этого пожелает;

7) способ возврата анкеты исследователю.

К содержанию вводной части предъявляются три основных требования: оно должно быть ясным для любого респондента, должно возбудить желание отвечать на поставленные вопросы и в то же время быть предельно кратким.

Основная часть состоит из набора вопросов, ответы на которые призваны дать решение задач исследования. Разработка этой части является наиболее сложной и ответственной.

Добавить комментарий

Закрыть меню